Научная статья на тему 'Научный семинар Общества "Нусантара": обзор зимне-весеннего цикла заседаний 2018 г'

Научный семинар Общества "Нусантара": обзор зимне-весеннего цикла заседаний 2018 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научный семинар Общества "Нусантара": обзор зимне-весеннего цикла заседаний 2018 г»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том II, № 3 (40), 2018_

© Кукушкина Е. С.

ИСАА МГУ

НАУЧНЫЙ СЕМИНАР ОБЩЕСТВА «НУСАНТАРА»: ОБЗОР ЗИМНЕ-ВЕСЕННЕГО ЦИКЛА ЗАСЕДАНИЙ 2018 г.

Общество «Нусантара» в феврале возобновило заседания своего научного семинара за сезон 2017-2018 года.

Первым докладчиком зимне-весеннего цикла стал к.и.н. В.А. Погадаев, осветивший тему «О деятельности литературных организаций Малайзии». Тема весьма актуальна для изучения социологических аспектов взаимоотношений государства и писателя, идеологизации литературы, насущных проблем творческой интеллигенции Малайзии.

В.А. Погадаев рассказал о характере деятельности крупнейших писательских ассоциаций страны. Старейшей из них является Союз национальных литераторов (PENA), который начал работу с 1960-х гг., объединив целый ряд наиболее известных авторов, ныне классиков малайской словесности. На первом этапе своего существования Союз был в значительной степени самостоятелен и независим от правительства. Его члены активно формулировали свои политические взгляды, отстаивали принципы свободы творчества и статус малайского языка как национального. Приоритетным направлением работы PENA считался поиск молодых талантов, устраивались обсуждения произведений, а позднее - ежемесячные поэтические чтения. Со временем деятельность Союза национальных писателей все больше контролировалась государством (в том числе финансово) и формализовалась.

В отличие от PENA, членами которого являются столичные авторы, Национальная федерация союзов национальных писателей Малайзии (GAPENA) объединяет 22 региональные организации. Федерация в значительной степени финансируется властями. К числу ее задач относится объединение литераторов Малайзии и всего народа страны через развитие малайского языка и популяризацию национальной культуры и литературы на международном уровне. Организация занимается

защитой прав писателей. Федерация проводит многочисленные мероприятия на местном и межгосударственном уровне, выпускает свой бюллетень и поддерживает активные связи с зарубежными странами.

Более молодой литературной организацией является возникшая в 2011г. NUMERA, присуждающая международные премии за развитие малайского языка (среди ее лауреатов - сам В.А. Погадаев).

Интересным примером «высокотехнологичного» взаимодействия творческой интеллигенции стало Виртуальное сотрудничество литераторов Малайзии. Ассоциация пользуется большим вниманием непрофессиональных авторов. В нее может войти любой желающий, выложив на ее сайте свое произведение.

В качестве общей тенденции развития писательских организаций Малайзии В.А. Погадаев выделил усиливающуюся роль государственного контроля и финансирования.

Впервые на заседании научного семинара Общества «Ну-сантара» выступила историк архитектуры, независимый исследователь И.А. Карпушина, предложившая тему «Архитектура Малайзии: от локального контекста к глобальному». Она проследила основные тенденции развития местных архитектурных стилей.

Традиционную малайскую архитектуру отличает строительство свайно-каркасных конструкций, постепенно эволюционировавших к дворцовому стилю. Эти конструкции полностью отвечали особенностям тропического климата, украшались народными орнаментами и элементами декора, как правило в виде резьбы.

Колониальный период привнес в местную архитектуру значительные изменения, положив начало формированию самобытной концепции градостроения с санитарными нормами. Появились фортификационные сооружения и проложенные по стандартам дороги. Наиболее заметный след оставили британцы, которые привнесли стиль Тюдоров, внедрявшийся по проектам, утвержденным в Лондоне.

В результате колониального воздействия родилась своеобразная местная эклектика - соседство арт-деко, псевдомаври-

танского, готического, сарацинского и прочих стилей с обилием декоративных элементов.

Независимость дала возможность зодчим Малайзии проявить в своих произведениях националистические чувства. Заметно усилились традиционалистские черты, которые сильно окрасили облик городов страны, особенно в 1980-е гг. Десятилетием позже народным мотивам пришли на смену мусульманские, в целом избежав помпезности по причине экономического кризиса. В настоящее время в стране существует своя сложившаяся архитектурная школа, ряд представителей которой получили международное признание.

В марте Общество «Нусантара» отпраздновало 50-летие. Торжественное заседание открыл президент Общества В.В. Сикорский, участник исторической встречи молодых ма-лаистов с академиком А.А. Губером в декабре 1967 г. При поддержке А.А. Губера в начале 1968 г. состоялось первое заседание Малайско-индонезийских чтений при этнографической комиссии Географического общества АН СССР. В 1990 г. его члены организовались в Общество «Нусантара». Воспоминаниями о работе Общества, его достижениях и выдающихся участниках поделились В.А. Погадаев, М.В. Курицын, В.В. Сигаев и Е.С. Кукушкина.

На апрельском заседании Общества вспоминали безвременно ушедшего более четверти века назад выдающегося исто-рика-индонезиста Геннадия Георгиевича Бандиленко (19462002). Многолетняя работа с архивами исследователя позволила его ученику и коллеге к.и.н. М.Ю. Ульянову (ИСАА МГУ) подготовить к печати главный труд его жизни. Об этом М.Ю. Ульянов рассказал в докладе «О научном наследии Г.Г. Бандиленко. Подготовка к изданию рукописи книги "Монархии Нусантары в УП-ХУ веках. К проблеме исследования традиционных религиозно-идеологических концепций высшей власти и этапов политической истории государств Явы и Суматры"».

Книга является плодом глубокого академического изучения политики, социальной истории и духовного развития региона. В ней ученый перешел от описания памятников к разработке систематизированной концепции власти монарха в госу-

дарствах Нусантары на основе синтеза всех своих предшествующих замыслов. Принципиально новым в подходе Г.Г. Бандиленко стал отказ от хронологического описания монархии и власти в пользу выделения устойчивых связей между социально-политическими и культурными явлениями. В результате родилась универсальная теоретическая схема, проиллюстрированная ее практическими воплощениями в конкретных государствах малайского мира. После публикации труда с данной концепцией сможет познакомиться широкий круг востоковедов.

В докладе президента Общества «Нусантара» к.ф.н., проф. В.В. Сикорского «Проблемы национальной идентичности в индонезийской литературе на низком малайском языке» прослежена динамика изменений в самосознании индонезийцев в период становления молодой нации (1920-е - 1930-е гг.). По мнению докладчика, вопреки распространенному мнению, наибольший вклад в становление национальной литературы внесли авторы, писавшие на «низком» (вульгарном) малайском языке, предшественнике современного индонезийского языка. Значительная часть этой прозы создавалась полукровками и была посвящена историям туземных содержанок голландцев (ньяи).

Поначалу эти романы не несли в себе антиколониального начала («История о Ньяи Дасиме» Г. Франсиса, «Повесть о Сити Марии», «Повесть о Ратне»), однако отражают процесс постепенного формирования новой исторической общности людей - прообраза будущей Республики Индонезии. Туземное население представлено в них как часть колониального общества. С 1930-х гг. в литературе проявлялось чувство национальной самодостаточности («Студент Иджо» Марко Картоди-кромо) вплоть до утверждения марксистских идей (его же «Чувство свободы», «Повесть о Кадируне» Семауна). Подобная динамика отсутствовала в продукции правительственного издательства «Балэй Пустака», что позволяет считать произведения на низком малайском языке определяющим явлением истории индонезийской словесности.

Майское заседание научного семинара Общества «Нусантара» завершило цикл 2017-2018 г.

А.А. Павлов (ИСАА МГУ) представил сообщение на тему «Организация силовых структур Малайзии», рассмотрев роль и функции четырех основных органов безопасности: вооруженных сил, полиции, разведки и военизированных формирований.

Вооруженные силы Малайзии решают оборонно-стратегические задачи, обеспечивая национальную безопасность и территориальную целостность страны, противодействуя терроризму. Основными принципами поддержания обороноспособности государства являются самообеспечение, региональное сотрудничество и внешняя помощь. Основные проблемы вооруженных сил страны связаны с иностранным вооружением, трудным в эксплуатации для местного личного состава, нехватка квалифицированных кадров и финансирования. Общая численность армии Малайзии составляет около 110 тыс. человек. Все рода войск имеют свои спецподразделения.

В ведении Королевской полиции Малайзии находятся все правонарушения, происходящие на территории страны. Численность полиции составляет около 18 тыс. человек.

Разведывательные службы Малайзии представлены четырьмя ведомствами: Отделом оборонной разведки (действует по родам войск Вооруженных сил Малайзии), Королевским разведывательным корпусом (планирует и распределяет тактическую информацию), Специальным отделом полиции (занимается предотвращением внутренних и внешних угроз государственной безопасности) и Отделом исследований при Управлении делами премьер-министра (наиболее засекреченное подразделение).

К военизированным формированиям Малайзии относятся Агентство обеспечения безопасности на море, отряды Территориальной обороны, пограничные службы штатов Сабах и Сара-вак, а также добровольческие подразделения.

Как показал докладчик, в совокупности силовые ведомства Малайзии представляют собой достаточно эффективную структуру со сбалансированным распределением функций.

К.ф.н. М.В. Фролова (ИСАА МГУ) выступила с докладом «Хоррор в творчестве Интан Парамадиты». Писательница является представительницей граждански активной части интеллигенции страны.

Особое внимание Интан Парамадита уделяет изучению гендерных проблем, кинематографии и течению ужастиков в искусстве и литературе. В этом отношении ее интересы и творчество хорошо вписываются в основной поток массовой литературы Индонезии, наиболее популярным жанром которой выступают именно ужастики.

М.В. Фролова указала на преобладание в прозе писательницы влияния западного дискурса - европейской сказки, легенд о вампирах, готических мотивов и т.д. По ее мнению, творчество Интан Парамадиты наглядно демонстрирует живучесть фольклорных образов на новом этапе их адаптации.

Основными источниками образности произведений индонезийского автора докладчик считает фольклор и мифологию с одной стороны, а с другой - готику и романтизм, соединяющие реальность и нереальность. Интан Парамадита эффективно оперирует тремя эмоциональными элементами воздействия ужастиков на читателя: чувством тревожного ожидания (подозрение), страхом и ужасом. Очевидное влияние на формирование ее метода оказали американские авторы (С. Кинг, Г.Ф. Лавкрафт и др.). Существуют у него и местные корни в виде романов индонезийского литератора Абдуллы Харахапа, также работавшего в жанре ужасов. Проза писательницы вполне отражает устойчивость и мощные ресурсы данного жанра с присущим ему сплавом низкого и возвышенного.

Наиболее активно Интан Парамадита эксплуатирует архетип призрака, восставшего мертвеца (индон. кыпШапак), удачно использует в произведениях прием типизации. Пафос ее творчества состоит в отказе от ценностей эры президента Сухарто, в разоблачении всех форм лицемерия. Произведения Интан Парамадиты скрывают под внешней броскостью серьезную феминистскую проблематику.

Члены Общества «Нусантара» поздравили друг друга с завершением очередного насыщенного сезона и поделились планами на следующий год заседаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.