Научная статья на тему 'Научный потенциал высшей школы как важнейший государственный ресурс социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)'

Научный потенциал высшей школы как важнейший государственный ресурс социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научный потенциал высшей школы как важнейший государственный ресурс социально-экономического развития Республики Саха (Якутия)»

ижадый готевдмли шкош

как важнейшим гооударотвнный

шциамьно-зкономи^ ского развитая ресшбшмки сжа (якумя)

А. Н. Алексеев

Анатолий Николаевич Алексеев,

доктор исторических наук, профессор, академикАНРС(Я),

ректор Якутского государственного 'университета им. М.К. Аммосова.

Перспективы развития общества во многом определяются состоянием фундаментальной науки, уровнем подготовки и квалификации кадров. Когда китайские императоры спросили великого мыслителя Конфуция, что такое сильное государство, он ответил, что это - сильная армия, много хлеба и достаточное количество умных голов. Умные головы готовит школа, в том числе и высшая. Поэтому ее развитие и приоритетная поддержка научного потенциала - важная государственная задача, которая решается в нашей стране как на государственном, так и на региональном уровнях.

Большая роль в этом принадлежит высшим учебным заведениям, обеспечивающим подготовку высококвалифицированных специалистов и проведение научных исследований по приоритетным направлениям. В вузах научная деятельность тесно связана с педагогическим процессом. Преподаватель вуза обеспечивает передачу накопленного поколениями знания, он является одновременно и педагогом, и исследователем - это во-первых. А во-вторых, для достижения нового качества образовательного процесса к научно-исследовательской деятельности широко привлекаются студенты. В вузе создана целостная система подготовки высококвалифицированных кадров, включающая, наряду с многоступенчатым высшим образованием, аспирантуру и докторантуру. Таким образом, высшая школа располагает крупным интеллектуальным потенциалом.

Подготовка кадров - важный фактор развития региона

В Якутском государственном университете сформирован и успешно развивается учебно-научно-инновационный комплекс, включающий институты и факультеты, учебно-научные лаборатории, Научно-исследовательский институт прикладной математики и информатики, Институт физики, технологический парк, общественную академию «Шаг в будущее». За последнее десятилетие в университете отмечается постоянный рост кадрового потенциала. Так, затри года (с 2000 по 2002) преподавателями ЯГУ защищено 48 докторских и 172 кандидатские диссертации. За этими сухими цифрами стоит большая научная и организационная работа, существенные финансовые затраты, в основном, из внебюджетных средств вуза. Сегодня в университете действуют три докторских диссертационных совета - по философским, педагогическим, биологическим наукам и два кандидатских - по филологическим и медицинским. Решается вопрос об открытии диссертационного совета по математическим и экономическим наукам. Необходимо обратить внимание на то, что деятельность диссертационных советов направлена на подготовку кадров не только для университета, но и для различных предприятий и организаций республики.

Одно из важных направлений научной деятельности - внедрение научных разработок. Оно координируется технологическим парком ЯГУ.

Научно-исследовательская работа студентов - основа подготовки

высококвалифицированных кадров

В университетах обеспечивается тесная связь учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью, дающая возможность студентам и аспирантам принимать непосредственное участие в работе ведущих научных коллективов, в том числе и в разработке фундаментальных проектов, что способствует подготовке лучших специалистов. Мы стараемся привлекать к научно-исследовательской работе наиболее талантливых студентов, обеспечивать их финансовую поддержку. Уже второй год в нашем университете проводится конкурс грантов ректора для студентов и молодых ученых по общественно-гуманитарным, медико-биологическим, физико-математическим, техническим наукам и наукам о Земле.

В течение многих лет Якутский госуниверситет является участником научно-социальной программы РФ для молодежи и школьников «Шаг в будущее». С 1997 года мы организуем и активно участвуем в «Лаврентьевских чтениях». Это ежегодное мероприятие, включающее научно-практическую конференцию студентов и молодых

специалистов, олимпиаду школьников по физике, математике, химии, а также актовые лекции ведущих ученых России.

Студенты участвуют в конференциях, конкурсах и выставках, проводимых как в республике, так и за ее пределами: в Москве, Новосибирске, Томске, Иркутске и других городах. Университет по праву гордится своими бывшими студентами - Игорем Рожиным и Любовью Толстихиной, научные работы которых были отмечены медалями и премиями Российской академии наук. В 2002 году медалистом Всероссийского конкурса научных работ студентов стал Роман Попович - студент 6 курса педиатрического факультета Медицинского института ЯГУ. За время проведения этого престижного студенческого конкурса победителями стали 38 студентов ЯГУ, из них пятеро награждены медалями.

Наиболее отличившимся в научной деятельности выпускникам вуза вместе с дипломом вручают сертификат «За активную научную деятельность», дающий преимущество при поступлении в аспирантуру ЯГУ.

Состояние и проблемы финансирования научно-исследовательских работ

Базисом последовательного развития науки и высшего образования являются фундаментальные исследования. Только благодаря их проведению, происходит качественный рост подготовки кадров. Хотелось бы особенно подчеркнуть, что университетская наука уже давно финансируется по программно-целевому принципу, то есть исследования проводятся на деньги, получаемые за счёт участия в конкурсах научно-технических программ и грантов как на региональном, так и российском уровнях. Это задания и научно-технические программы Министерства образования РФ: «Высшая школа как важнейший государственный ресурс развития научно-технического потенциала регионов», «Научные исследования высшей школы по

Преподаватели ЯГУ- руководители лучших студенческих научно-исследовательских работ Всероссийского открытого

конкурса.

приоритетным направлениям науки и техники», «Научное, научно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение системы образования», «Университеты России»; межотраслевые программы со-

трудничества Министерства образования РФ и Министерства атомной энергетики РФ, Министерства образования РФ и Министерства охраны природы РФ; гранты МО РФ, Федеральная целевая программа «Интеграция», РГНФ, РФФИ и РФФИ-"Арктика", региональные НТП, хозяйственные договора и др.

Несомненным достоинством университетской науки является её многопрофильность и универсальность. В 2002 г., например, получены новые важные научные результаты по приоритетным направлениям фундаментальных и прикладных исследований. Назову лишь некоторые из них: определены факторы глобализации рынка труда при переходе к открытой экономике, выявлены взаимосвязи различных факторов в формировании прогрессирующего развития вирусных гепатитов В, С и Д, разработан новый способ обогащения золотоносных исходных и техногенных песков, определено влияние многолетнемерзлых пород на зимний речной сток, разработаны новые стеновые материалы из местного сырья для использования на Севере.

Успешному выполнению научно-исследовательских работ в университете способствует тесное взаимодействие с академическими и отраслевыми институтами республики. Большинство докторов и значительное число кандидатов наукизэтихорганизаций преподают в ЯГУ, участвуют в деятельности диссертационных советов, государственных аттестационных комиссий, руководят выпускными квалификационными работами студентов. Сформированы совместные межведомственные учебно-научные лаборатории, в институтах действуют филиалы кафедр ЯГУ. Ученые ЯГУ и академических институтов республики принимают активное участие в

выполнении мероприятий Федеральной целевой программы «Интеграция». В рамках этой программы вузовский и академический секторы науки объединяются для решения крупных научных проблем, создания совместных учебно-научных центров, филиалов и кафедр университета, подготовки кадров по различным специальностям.

Преподаватели и студенты Якутского госуниверситета по достоинству оценили новый научно-популярный журнал «Наука и техника в Якутии», в котором интересно и доступно освещаются

научные исследования ведущих ученых республики. Особенно полезен этот журнал для университетской молодежи, занимающейся техническими и естественными науками. В заключение хотелось бы пожелать редакции журнала дальнейших успехов в популяризации деятельности научных и производственных организаций в Республике Саха (Якутия), а главное - всегда быть в творческом поиске.

Студенческая научная конференция ЯГУ, май 2003 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.