Научная статья на тему 'Якутскому государственному университету им. М. К. Аммосова 50 лет'

Якутскому государственному университету им. М. К. Аммосова 50 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Якутскому государственному университету им. М. К. Аммосова 50 лет»

РАЗДЕЛ I

ЮБИЛЕЙ ЯКУТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М. К. АММОСОВА

А. А. Григорьева

ЯКУТСКОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ УНИВЕРСИТЕТУ им. М. К. АММОСОВА 50 ЛЕТ

Якутский государственный университет имени выдающегося государственного деятеля М. К. Аммосова - государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального подчинения и находится в ведении МОиН РФ. Место нахождения университета: Российская Федерация, Республика Саха (Якутия), 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58. Это крупнейший вуз на северо-востоке России.

В октябре 2006 г. университету исполнится 50 лет со дня основания. Якутский государственный университет был образован постановлением Совета Министров СССР от 23.08.56 г. на базе Якутского пединститута, созданного, в свою очередь, постановлением Президиума Якутского ЦИК от 3.01.33 г. и приказом начальника Управления по подготовке учителей Наркомпроса РСФСР от 02.04.34 г.

ЯГУ - многоотраслевой вуз, располагающий широкими возможностями для проведения учебной, воспитательной и научно-исследовательской работы. В его составе 9 институтов: педагогический, математики и информатики, медицинский, физико-технический, финансово-экономический, физической культуры и спорта, горно-геологический, Мирнинский политехнический, Нерюнгринский технический; 9 факультетов: биолого-географи-ческий, филологический, исторический, юридический, психологии, якутской филологии и национальной культуры, иностранных языков, инженерно-технический, довузовской подготовки.

Среднегодовой контингент студентов составляет более 22 тыс. человек, в том числе по очной форме обучения - 13,7 тыс. чел. В учебном процессе занято более 1400 преподавателей, в том числе 140 докторов и 600 кандидатов наук. В университете реализуются 58 основных образовательных программ подготовки специалистов, 2 - бакалавров, 2 - магистров, 55 -аспирантуры, 15 - интернатуры, 15 - ординатуры, 13 программ дополнительного образования.

Количество докторов наук за последние 15 лет увеличилось с 32 до 140 - человек, кандидатов наук - с 350 до 600, более 60 преподавателей университета являются членами Российской Академии наук, общественных академий РФ, Академии наук РС (Я).

К 2006 г. количество учебных площадей составило 212,1 тыс. кв. м., что при средних лицензионных нормативах 15 кв. м. на 1 студента позволяет обучать около 14 тыс. студентов. Фактическая обеспеченность иногородних студентов местами в общежитиях университета составляет около 42 %.

Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова имеет развитую инфраструктуру научно-образовательного комплекса, включающую центр новых информационных технологий, технологический парк, научно-исследовательские институты математики, физики, минеральных ресурсов, музей этнографии и археологии, минералогический музей, музей мамонта, испытательный центр мебели, строительных материалов, изделий и конструкций, учебный полигон - ботанический сад, учебный геологический полигон, центр психологической помощи, оздоровительно-восстановительный центр, клинику, издательство, спортивный комплекс, бассейн И др.

Университет располагает уникальным аналитическим, в том числе импортным оборудованием, наличие которого, а также его состояние и постоянное обновление являются одним из основных условий развития фундаментальных и прикладных исследований. Уникальная приборная база университета используется в научно-исследовательской работе по международным, федеральным и республиканским программам.

В университете действуют 4 докторских диссертационных совета по философским, педагогическим, биологическим, физико-математическим и техническим наукам и 4 кандидатских: по филологическим, медицинским, экономическим и физико-математическим наукам. Планируется открытие диссертационных советов по техническим, политологическим, культурологическим, геолого-минералогическим наукам.

Якутский университет как центр образования, науки и культуры республики стал инициатором и организатором многих научных мероприятий среди студентов, аспирантов и молодых ученых. Ежегодно проводятся научные конференции «Шаг в будущее», «Лаврентьевские чтения», всероссийские школы для студентов, аспирантов и молодых ученых по математическому моделированию и теоретической физике. Работают малые академии (медицинская, филологическая, психологическая, математики и информационных технологий, естественно-научная), проводится конкурс грантов ректора ЯГУ для студентов и молодых ученых. Ежегодно студенты ЯГУ становятся медалистами и дипломантами открытого конкурса на лучшую научную студенческую работу по естественным, гуманитарным и техническим наукам в вузах РФ. За последние два года 22 студента стали победителями данного конкурса. Они активно и успешно участвуют в международных, всероссийских и республиканских конкурсах научных работ, олимпиадах, конференциях («Студент и НТП», «Ломоносов» и др.). Достижения студентов и аспирантов отмечены стипендиями Президента Российской Федерации В. В. Путина и Правительства Российской Федерации.

Якутский государственный университет - кузница подготовки специалистов высшей квалификации для республики. Стратегией его развития является диверсификация с целью обеспечения устойчивости на рынке образовательных услуг, что выражается в формировании комплекса образовательных услуг - от подготовительных отделений до магистратуры, в значительном расширении перечня специальностей и специализаций, в территориальной экспансии: создании в регионах филиалов, представительств, отделений, пунктов заочного обучения, обеспеченных высококвалифицированными кадрами преподавателей, с необходимой материально-технической, учебно-методической и финансовой базой.

С целью обеспечения гибкого реагирования всей системы профессионального образования на запросы рынка труда 14 июля 2005 г. принята государственная программа обеспечения профессиональными кадрами отраслей экономики и социальной сферы Республики Саха (Якутия) на 2006 - 2010 гг. и основных направлений до 2015 г., в соответствии с которой органами исполнительной власти, предприятиями и организациями приняты программы кадрового обеспечения на перспективу.

Якутский государственный университет готовит кадры с высшим образованием для Республики Саха (Якутия) и по договорам для Республики Тыва, Красноярского края, Чукотского автономного округа и Магаданской области.

Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова для достижения поставленных целей в области качества образования ориентируется на принципы менеджмента качества в соответствии со стандартом ЙО 9001-2001. Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования является основным показателем качества подготовки обучающихся и выпускников.

Университет имеет достаточно высокий научный, образовательный и управленческий потенциал, позволяющий активно реализовать стоящие перед ним задачи в области качества образования, о чем свидетельствуют документы по аттестации и аккредитации вуза в статусе «университет» сроком до 2010 г.

Число аспирантов на 100 студентов приведенного контингента

Процент штатных преподавателей

Объем НИР на единицу ППС

Число отраслей наук по специальностям аспирантуры

Объем фундаментальных и прикладных "6,2 научных исследований

Число отраслей науки, лр.р в рамках которой выполняются НИР \

) ^ ’ НИР (объем внешних

иследований на единицу

\ л ^ ППС)

\ 9,6 '

> Количество монографий

/ (на 100 человек ППС)

г Количество учебников и учебных пособий (на 100 человек ППС)

5 У Востребованность

Число профилей реализуемых основных ПрОП

Процент ППС докторов наук, профессоров

Процент ППС с учеными степенями и/или званиями

Интегральная оценка соответствия вуза критериям аккредитации

В спектре основных образовательных программ университета представлены 13 укрупненных групп специальностей (аккредитационный показатель для университетов - не менее 7).

Новшеством в работе УМУ является внедрение мониторинга образовательного процесса в рамках федерального экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО) как обязательного элемента СМК. Полученные данные независимого тестирования знаний студентов, фактически заменяющего традиционную форму проверки остаточных знаний, систематизируются и накапливаются для представления аттестационной комиссии. Анализ результатов и обсуждение вопросов оценки выполнения требований образовательного стандарта проводится на форуме сайта www.fepo.ru. Университет планирует принять участие в конкурсе на разработку контрольно-измерительных материалов для федерального экзамена. Результаты ФЭПО, предоставляемые Центром тестирования Минобразования, учитываются при аккредитации отдельной образовательной программы.

Нововведением в методической работе университета являются «Личные файлы преподавателя» - электронная копилка всей информации об учебнометодической, научно-исследовательской, общественной и воспитательной работе преподавателя, а также составление базовых учебно-методических комплексов с участием ведущих профессоров и доцентов, включающих электронные версии лекционного материала. Научно-методический совет университета и соответствующие межфакультетские профильные советы будут протокольно подтверждать соответствие базовых; и дополнительных учеб-но-методических комплексов по всем дисциплинам требованиям ГОС.

Критериями показателя государственной аккредитации «Методическая работа» являются процент учебных дисциплин основных образовательных программ, обеспеченных учебно-методическими комплексами, и использование инновационных методов в образовательном процессе. И здесь важная роль отводится организации самостоятельной работы студентов.

С этой целью внедряются единые формы учета СРС на кафедрах и сводные ведомости СРС в деканатах. По каждой дисциплине специальности предстоит разрабатывать методические рекомендации преподавателю и методические указания студентам в виде приложения к рабочей программе дисциплины с описанием средств и методов, основанных на использовании современных; достижений науки и информационных технологий в образовании.

Ректорат использует метод материального стимулирования работы преподавателей за эффективное методическое, информационное и организационное обеспечение систематической учебной деятельности студентов, назначая премии, гранты и денежные вознаграждения по итогам конкурсов научно-методического и научно-технического советов.

Государственная программа развития Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова на 2007-2011 гг., поддержанная также Министерством образования и науки, содержит основные приоритеты вуза и определяет пути их достижения. Эти приоритеты определены как основные ценности современного университетского образования, направленные на повышение качества человеческого потенциала на Северо-Востоке России.

Анализ результатов выполнения Программы развития ЯГУ на 2001-2006 гг., достижений и нерешенных проблем, а также осмысление имеющихся ресурсов показали, что к сильным сторонам нашего университета можно с полным правом отнести:

• показатели классического университета с самым высоким рейтингом в ДВФО;

• развитие международных связей;

• развитие научных проблем с региональной направленностью;

• сохранение хороших темпов развития материально-технической базы в неблагоприятных условиях социально-экономической ситуации;

• всемерную поддержку развития университета со стороны Правительства и Президента РС (Я) путем включения предложений в государственные приоритетные проекты и программы;

• устойчивость социальной защиты студентов;

• разнообразие и мобильность реализуемых специальностей и специализаций с учетом социально-экономических запросов;

• опытный и квалифицированный профессорско-преподавательский состав с высоким научно-методическим потенциалом и способностью видеть человека как уникальную целостность;

• устойчивые традиции и положительный имидж университета.

На основе изучения мнений руководящего звена ППС были определены следующие возможности улучшения процессов деятельности университета, из которых вырастают стратегические направления государственной программы развития университета на 2007- 2011 гг.:

• улучшение социальных и материальных условий деятельности ППС и сотрудников;

• повышение качества образования;

• постепенная интеграция в международное образовательное пространство путем внедрения балльно-рейтинговой кредитной системы организации учебного процесса с использованием учебно-методических комплексов нового поколения;

• разработка целевых хоздоговорных научных программ и национальных проектов, расширение участия студентов и ППС в международных грантах;

• создание отраслевых научно-исследовательских институтов, испытательных учебно-научно-инновационных центров;

• открытие новых диссертационных советов, магистратуры;

• создание условий для обмена студенческим, аспирантским и преподавательским составом с вузами зарубежных стран;

• расширение перечня направлений образовательных услуг с учетом потребностей региона;

• введение новой системы оплаты труда и мотивации ППС;

• укрепление трудовой дисциплины;

• использование современных подходов к управлению вузом;

• диверсификация деятельности дополнительного образования;

• вклад регионального бюджета в развитие вуза;

• расширение географии образовательной деятельности с охватом северо-восточной части Сибири и Чукотки;

• переход на новый уровень информатизации учебно-методической ра-

боты (создание сетевых базовых учебно-методических комплексов, отвечающих требованиям к очной, заочной и дистанционной формам обучения);

• развитие внутривузовской системы повышения квалификации персонала.

Внимательно были проанализированы также факторы, ограничивающие эффективное развитие университета:

• неравномерность социально-экономического развития муниципальных образований и социальных групп населения;

• близость демографического «провала» и, как следствие, ожидаемое падение конкурса на специальности;

• ориентация исключительно на количественные показатели;

• неудовлетворительное качество сопутствующих процессов (материально-технической базы, инфраструктуры, информатизации);

• утечка кадров в связи с низкой заработной платой;

• недостаточная вовлеченность персонала в политику университета в области менеджмента качества высшего профессионального образования;

• отсутствие единой автоматизированной системы управления университетом;

• одно из последних мест в группе классических университетов Дальневосточного федерального округа по привлечению внебюджетных средств.

Эти факты наряду с другими проблемными местами в деятельности университета показывают необходимость такой системы управления, которая гарантировала бы стабильную тенденцию к улучшению. Эта система должна строиться для Якутского государственного университета с учетом всех его преимуществ на основе многолетних традиций с целью повышения его конкурентоспособности.

Основной вывод из анализа представленных аргументов: деятельность кафедр по повышению качества образования не должна быть оторванной от качества таких важных сопровождающих процессов, как документооборот, материальное, библиотечное и финансовое обеспечение, информатизация, воспитательная работа и трудоустройство выпускников. Управление образовательным процессом должно быть командным, а не напоминать «хор солистов», не склонных к совместной работе.

В контексте со всеми вышеупомянутыми обстоятельствами объектами фокусирования внимания руководства и ППС в 2006-2008 гг. должны стать:

1. Перестройка учебных программ университета, отвечающих международным требованиям по применению новых информационно-коммуникационных технологий.

2. Приведение инфраструктуры информатизации вуза в соответствие с его стратегическими целями.

3. Дальнейшее укрепление материально-технической базы.

В проектах Миссии ЯГУ — основополагающего документа, являющегося основой философии организации, ее ценностей и принципов, заявлены важные цели стратегического характера:

• повышение имиджа ЯГУ как интеллектуальной базы социально-экономического развития Северо-Восточного региона России;

• повышение уровня и качества жизни жителей РС (Я);

• подтверждение устойчивости управления;

• обеспечение конкурентных преимуществ университета на рынке образовательных услуг.

Некоторые формулировки, представленные заведующими выпускающими кафедрами, привлекают краткостью и доступностью, прежде всего, для потребителей: «Будущее Якутии будет прирастать университетом», «Живем на Севере и работаем для Севера», «Развитие образовательных программ, обеспечивающих рост качества человеческого и социального капитала северных регионов страны». К обсуждению вариантов Миссии ЯГУ должно быть привлечено максимальное количество руководителей и преподавателей университета. Предполагается, что Миссия и Видение университета как объективный план развития будут утверждены на Ученом совете и послужат основой сертификации и формирования эффективной системы менеджмента качества университета, гарантирующего постоянное улучшение всех процессов его деятельности.

В. Ю. Фридовский

ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВСКОГО СЕКТОРА НАУКИ И ЕГО ВКЛАД В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА

Эффективное использование потенциала вузовского сектора науки является одним из важнейших условий поступательного развития экономики. Вузы в последние 10-15 лет не только демонстрируют высокие темпы своего развития, но и оказались структурами, наиболее адекватно реагирующими на вызовы современного общества. Особенно существенно влияние вузов в регионах, где они являются центрами образования, науки и культуры.

Значительный научный потенциал Республики Саха (Якутия) сосредоточен в Якутском государственном университете им. М. К. Аммосова, который отмечает нынче юбилейный 50-й год со дня своего образования. За эти годы в вузовской науке произошли значительные изменения, ее развитие имело весомую положительную динамику. В 1956 г. в университете трудились около 100 научно-педагогических работников, в том числе 1 доктор и 33 кандидата наук. Сейчас профессорско-преподавательский состав университета насчитывает 1469 штатных преподавателей, из них более 140 докторов и 600 кандидатов наук. За 50 лет Якутский государственный университет подготовил более 50 тыс. специалистов с высшим образованием.

Перспективы развития вузовской науки связаны с дальнейшим развитием приоритетных научных направлений, инновационной деятельности и коммерциализацией результатов научно-исследовательской работы, институциональной интеграцией с академическими и отраслевыми научными учреждениями, расширением сети диссертационных советов, подготовкой и закреплением кадров высшей квалификации.

Университет вносит существенный вклад в подготовку кадров высшей квалификации, в нем действуют аспирантура, докторантура. За прошедшие годы в аспирантуре прошли обучение сотни специалистов, почти треть из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.