• подтверждение устойчивости управления;
• обеспечение конкурентных преимуществ университета на рынке образовательных услуг.
Некоторые формулировки, представленные заведующими выпускающими кафедрами, привлекают краткостью и доступностью, прежде всего, для потребителей: «Будущее Якутии будет прирастать университетом», «Живем на Севере и работаем для Севера», «Развитие образовательных программ, обеспечивающих рост качества человеческого и социального капитала северных регионов страны». К обсуждению вариантов Миссии ЯГУ должно быть привлечено максимальное количество руководителей и преподавателей университета. Предполагается, что Миссия и Видение университета как объективный план развития будут утверждены на Ученом совете и послужат основой сертификации и формирования эффективной системы менеджмента качества университета, гарантирующего постоянное улучшение всех процессов его деятельности.
В. Ю. Фридовский
ПОТЕНЦИАЛ ВУЗОВСКОГО СЕКТОРА НАУКИ И ЕГО ВКЛАД В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА
Эффективное использование потенциала вузовского сектора науки является одним из важнейших условий поступательного развития экономики. Вузы в последние 10-15 лет не только демонстрируют высокие темпы своего развития, но и оказались структурами, наиболее адекватно реагирующими на вызовы современного общества. Особенно существенно влияние вузов в регионах, где они являются центрами образования, науки и культуры.
Значительный научный потенциал Республики Саха (Якутия) сосредоточен в Якутском государственном университете им. М. К. Аммосова, который отмечает нынче юбилейный 50-й год со дня своего образования. За эти годы в вузовской науке произошли значительные изменения, ее развитие имело весомую положительную динамику. В 1956 г. в университете трудились около 100 научно-педагогических работников, в том числе 1 доктор и 33 кандидата наук. Сейчас профессорско-преподавательский состав университета насчитывает 1469 штатных преподавателей, из них более 140 докторов и 600 кандидатов наук. За 50 лет Якутский государственный университет подготовил более 50 тыс. специалистов с высшим образованием.
Перспективы развития вузовской науки связаны с дальнейшим развитием приоритетных научных направлений, инновационной деятельности и коммерциализацией результатов научно-исследовательской работы, институциональной интеграцией с академическими и отраслевыми научными учреждениями, расширением сети диссертационных советов, подготовкой и закреплением кадров высшей квалификации.
Университет вносит существенный вклад в подготовку кадров высшей квалификации, в нем действуют аспирантура, докторантура. За прошедшие годы в аспирантуре прошли обучение сотни специалистов, почти треть из
которых - представители предприятий и организаций республики. В настоящее время ведется подготовка высококвалифицированных специалистов по 66 специальностям научных работников в аспирантуре и по 5 — в докторантуре. В университете действуют 4 докторских диссертационных совета по философским, педагогическим, биологическим, физико-математическим и техническим наукам и 4 кандидатских: по филологическим, медицинским, экономическим и физико-математическим наукам. Планируется открытие диссертационных советов по техническим, политологическим, культурологическим, геолого-минералогическим наукам. За последние 6 лет защищено 69 докторских, 327 кандидатских диссертаций. По результатам исследований опубликовано 364 монографии, 501 статья в реферируемых изданиях, получено 84 патента.
Научно-педагогическими работниками университета было выполнено 48 международных, 337 федеральных и 489 региональных научно-исследовательских проектов. Общий объем финансируемых НИОКР и проектноаналитических работ увеличился за 2000 - 2005 гг. в 4,7 раза. Получены новые результаты по основным научным направлениям в области фундаментальных и прикладных наук.
В Институте математики и информатики разработаны математические модели тепломассообменных и механических процессов в промерзающих и протаивающих грунтах и горных породах; проведено исследование тепло физических и механических свойств многолетнемерзлых горных пород с применением новейших технологий; разработаны математические модели и эффективные вычислительные методы для исследования процессов разработки северных нефтяных и газовых месторождений; созданы комплексы прикладных программ, принятые к использованию Национальной нефтегазовой компанией «Саханефтегаз», АК «АЛРОСА» и институтом «Якутнипроалмаз».
В Техническом институте (г. Нерюнгри - филиал Якутского университета) разработана ресурсосберегающая технология изучения выходов угольных пластов комплексом геолого-геофизических методов, позволяющая производить необходимые исследования с наименьшими материальными затратами и минимальным экологическим ущербом. Введение в постоянную эксплуатацию участка железнодорожной трассы Беркакит - Томмот и перспективы строительства железной дороги Томмот - Якутск выдвинули на первый план проблему обеспечения безопасности железнодорожных перевозок в части обследований и мониторинга состояния земляного полотна и прилегающих участков железной дороги, подвергающихся техногенному воздействию. В Техническом институте разработана и апробирована геоло-го-геофизическая методика выявления и оценки неблагоприятных инженерно-геологических участков Амуро-Якутской железнодорожной магистрали.
В Политехническом институте (г. Мирный - филиал Якутского университета) совместно с ИПКОН РАН (г. Москва) разработана технология очистки природной питьевой воды для промышленных и бытовых объектов. Использование электрохимического метода ее обесцвечивания и обеззараживания без добавления химических реагентов позволяет довести природную воду до нормы ГОСТа на питьевую воду по всем контролируемым параметрам. Общая сумма экономического эффекта от внедренных совмест-
но с ИПКОН РАН в 1999 - 2005 гг. научно-технических разработок составляет 33 285 тыс. р.
Учеными биолого-географического факультета предложена концепция стратегии защиты населенных пунктов и объектов экономики республики от наводнений, а учеными инженерно-технического факультета начата разработка регионального стандарта дорожной службы для автомобильных дорог республики. Сотрудниками данного факультета выполнены работы по оптимизации систем теплоснабжения г. Нюрбы и г. Покровска, а также спроектированы культурно-оздоровительные здания г. Якутска с внедрением новых технологий в системах отопления и теплоснабжения, жилые дома с автономными настенными теплогенераторами и т. д.
Археологи исторического факультета открыли уникальное погребение ымыяхтахской культуры у с. Чурапча, исследование которого позволит получить новые результаты в изучении истории, социальной и культурной жизни древних племен Якутии на рубеже неолита и бронзового века.
Несомненным достижением филологического факультета является издание учебников и учебных пособий с грифами Министерства образования и науки РФ. Это учебники и учебные пособия по древнерусскому (Н. Г. Самсонов) и старославянскому (Н. Г. Самсонов, Л. Н. Самсонова) языкам. В настоящее время по ним занимаются студенты не только Якутии и России, но и многих стран ближнего и дальнего зарубежья.
Экономистами Финансово-экономического института разработана концепция развития кадровой политики в приоритетных отраслях хозяйства РС (Я). Ими предложены рекомендации по формированию механизмов экономического стимулирования в использовании результатов научно-технических разработок, по повышению эффективности финансово-хозяйствен-ной и инновационной деятельности субъектов особой экономической зоны региона.
Д. А. Данилов, А. Г. Корнилова работают над проблемой реализации концепции индивидуально-творческой подготовки студентов. Ведущим механизмом профессионально-личностного становления и развития педагогов-профессионалов выступает персонификация их подготовки. Ее принципиальная особенность заключается в обращенности к личности студента, в бережном отношении и внимании к его внутреннему миру. Идея персонификации подготовки педагога построена на трех основных концептуальных подходах: во-первых, на обеспечении практико-ориентированной направленности изучаемых фундаментальных дисциплин; во-вторых, на развитии профессионально ценных личностных, гражданских, общественных качеств студентов в системе разноплановой внеаудиторной деятельности; в-треть-их, на повышении ответственности преподавателей вуза в подготовке будущего педагога-профессионала в соответствии с принципом «личность формируется личностью».
В области развития научного потенциала высшей школы и научновнедренческой деятельности необходимо усиление инновационной направленности фундаментальных научно-исследовательских работ. Одним из таких примеров концентрации финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях научных исследований, имеющих технологическую реализацию и конкурентоспособность в условиях российского и международного рынков, является проект Физико-технического инсти-
тута «Разработка фантазийных бриллиантов методом математического моделирования» (научный руководитель - профессор Ю. М. Григорьев). Основой проекта является разработанный исполнителями метод математического моделирования алмазов и оптических свойств бриллиантов, подтвержденный патентами Российской Федерации. Совместно с Горно-геологическим институтом Якутского государственного университета и ООО «Аурум» из г. Ленска (генеральный директор и автор изобретения В. А. Зобачев) разработано устройство «Винтовой сепаратор для извлечения мелких и тонких частиц золота из речных отложений» (научный руководитель - профессор И. И. Ковлеков), которое позволяет извлекать из косо-вых россыпей трудноизвлекаемое золото и повышает эффективность дноуглубительных работ и добычу песчано-гравийных материалов при попутном его извлечении.
При поддержке Фонда Бортника по программе «Старт» на базе инновационно-технологического парка «Якутский инкубатор бизнеса и технологий» (технопарка ЯГУ) созданы научно-внедренческие предприятия, осуществляющие коммерциализацию инновационных разработок. Основными направлениями деятельности технопарка ЯГУ являются переориентирование вузовской науки на развитие инновационной деятельности, активное участие в становлении инновационной экономики республики; внедрение новых технологий, ориентированных на технологическое развитие региона; подготовка и переподготовка специалистов в области инновационного предпринимательства; инкубирование малых наукоемких фирм. В технопарке ЯГУ реализован проект «Создание информационно-консультационных центров инновационного бизнеса», получивший грантовую поддержку Фонда Евразии в объеме 25 тыс. долларов. В сфере туризма в экстремальных условиях разработан проект создания научно-производственного центра туризма «Полюс холода» с планируемым объемом инвестиций 1,1 млн долларов со сроком окупаемости 5 лет.
Ведущими профессорами и специалистами университета готовится проект «Формирование Инновационного университета ГОУ ВПО Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова». Инновационный университет - это вуз, образовательный процесс которого основан на использовании постоянно обновляемых научных знаний. Миссией инновационного вуза является развитие образовательных программ, внеучебной, спортивной и культурно-массовой работы, обеспечивающих рост качества человеческого и социального капитала, формирование конкурентоспособных региональных экономических кластеров. Выделены следующие основные кластеры: горно-добывающий, энергетический, транспортный, строительный, информационно-телекоммуникационный, кластер здравоохранения и медицины. Под кластером понимается сеть независимых производственных и сервисных фирм (включая их поставщиков), создателей технологий и ноу-хау (университеты, НИИ, инжиниринговые компании), рыночных институтов (брокеры, консультанты) и потребителей, взаимодействующих друг с другом в рамках единой цепочки создания стоимости. Такой подход позволит встроить подготовку кадров в экономические кластеры региона и приступить к формированию инновационного университета предпринимательского типа, для которого основными видами являются научная и
образовательная деятельность на основе инновационных подходов и принципов управления.
В Якутском университете значительное внимание уделяется созданию научных и творческих школ, состоянию и перспективам интеграции различных секторов науки, подготовке кадров высшей квалификации для инновационных направлений экономики. В настоящее время в университете сложились признанные научные школы в области математики, физики, биологии, педагогики, медицины, археологии, истории, филологии, геологии, горного дела, инженерных наук, экономики. Одной из важнейших форм творческой подготовки специалистов в вузах является привлечение студентов к научной исследовательской работе (НИРС). Отдел организации НИРС и совет молодых ученых и специалистов в составе Управления научно-исследовательских работ (УНИР) стал инициатором и организатором таких мероприятий, как Лаврентьевские чтения, в рамках которых проводятся олимпиады, научные конференции, семинары и школы по всем областям науки; республиканская научная конференция школьников и студентов «Шаг в будущее»; республиканская научно-техническая выставка молодежи «Техническое творчество молодых - XXI веку»; форум студентов Республики Саха (Якутия) «Новое тысячелетие, новое поколение, новые идеи»; научно-практическая конференция «Молодежное движение Якутии в XXI веке».
В университетах обеспечивается тесная взаимосвязь учебного процесса с научно-исследовательской деятельностью, дающая возможность студентам принимать непосредственное участие в работе ведущих научных коллективов и в разработке фундаментальных проектов, что обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. В последние два года студенты - авторы 10 проектов стали победителями конкурса на грант ректора ЯГУ, 8 студентов получили поддержку в виде гранта на республиканских конкурсах, в том числе студентка БГФ Прасковья Иванова выиграла грант Президента РС (Я). На Всероссийский открытый конкурс лучших студенческих научных работ было отправлено 120 работ по естественным, гуманитарным и техническим наукам. По итогам конкурса 3 студента ЯГУ стали медалистами, 11 - дипломантами конкурса, 7 студентов награждены дипломами базовых вузов. Студенты Мария Данилова (ФЛФ), Мария Михайлова (ФЯФК), и Светлана Светличная (ПИ) стали стипендиатами Президента РФ В. В. Путина; 37 студентов выиграли международные гранты, в том числе по обменной программе студенческой мобильности «Север - Северу» 25 студентов обучаются в Международном университете Арктики.
Более 60 студентов стали именными стипендиатами, в том числе 20 -именными стипендиатами благотворительного фонда им. В. Потанина и 7 - государственными стипендиатами Республики Саха (Якутия). Студентами нашего университета получены 4 патента совместно с научными руководителями; на республиканских, российских и международных выставках было представлено 76 экспонатов, выполненных студентами или в соавторстве с научными руководителями; 50 студентов Якутского университета, которые проявили лучшие результаты в научно-исследовательской работе во время учебы в университете, были награждены сертификатом «За активную научную деятельность». Этот сертификат является признанием науч-
ных достижений студента и дает право льготного поступления в аспирантуру ЯГУ.
По результатам НИРС Якутский государственный университет им. М. К. Аммосова отмечен Министерством образования и науки РФ как один из лучших среди вузов Российской Федерации.
УДК 378.4(571.56):378.14
А. А. Потапова
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВУЗА
Воспитание человека как носителя нравственности, извечно являющееся одной из глобальных проблем цивилизации, приобрело в последние десятилетия XX в. особую актуальность во всем мире в связи со все более усиливающейся технократизацией (автоматизацией, компьютеризацией, роботизацией) общества в целом, прагматизацией социального бытия людей, снижением уровня нравственных барьеров (запретов), экологическим неблагополучием и многими другими причинами.
Углубление и необратимость социально-экономических, политических преобразований во всех сферах общественной жизни, в том числе и в образовании, ставит новые задачи перед обществом и всеми его организационно-управленческими структурами. Это, прежде всего, задачи воспитания современного поколения в духе активного созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья.
Проблеме воспитания посвящены многочисленные исследования, для ее решения разработаны концептуальные подходы, воспитательные системы, что значительно продвинуло ее изучение, в ходе которого было достигнуто разделяемое большинством исследователей понимание сущности воспитания, его целей, условий и т. д. Так, например, отмечается, что в настоящее время в системе российского образования начала формироваться новая культура воспитания с такими особенностями, как плюрализм и вариативность воспитательных практик; возрастание роли психологических и педагогических технологий; увеличение степени свободы субъектов учебно-воспитательного процесса; личностно-деятельностная направленность образования; культивирование личной ответственности; организация среды воспитания; оптимизация процессов социализации и индивидуализации; поли-культурный характер образования и др.
В то же время приходится констатировать, что в настоящее время далеко не всегда имеются условия, благоприятные для развития личности. Многочисленные нерешенные социальные проблемы мешают выполнять функции по воспитанию в полном объеме и тем самым эффективно противостоять отрицательному стихийному влиянию того окружения, в которое оказывается втянутым молодой человек. Недостаток воспитательной работы, в свою очередь, безусловно, является одной из причин наблюдаемых сегодня негативных процессов в среде молодежи. Среди факторов, влияющих на