Научная статья на тему 'Научный потенциал в системе национальной экономики'

Научный потенциал в системе национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1382
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Головина Ольга Дмитриевна

Рассмотрены современные проблемы развития научного и научно-технического потенциала страны, предложены показатели для его оценки, сформулированы предложения по его росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The scientific potential in the national economy

The article considers modern problems for the development of the country's scientific and technical potential. The author has developed the criteria for its assessment. The proposals for its growth are also suggested.

Текст научной работы на тему «Научный потенциал в системе национальной экономики»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 332.1:001 (045)

О.Д.Головина

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрены современные проблемы развития научного и научно-технического потенциала страны, предложены показатели для его оценки, сформулированы предложения по его росту.

Ключевые слова: национальная экономика, научно-технический прогресс, эффективность.

Основой производительных сил общества при любой форме собственности является уровень научно-технического развития, который определяется научно-техническим прогрессом (НТП). Именно он в течение последних пятидесяти лет - главный источник экономического роста. Широкое внедрение и использование нововведений во многом предопределяет жизнеспособность общества. Поэтому современная научная политика всех промышленно развитых стран концентрирует усилия не только на укреплении потенциала самой науки, но и на процессах, обеспечивающих эффективную реализацию ее достижений. Единый четко отлаженный механизм создания и распространения научно-технических новшеств становится инструментом роста эффективности общественного производства. В.Клинов подчеркивает, что в наше время повышение эффективности применяемой техники имеет большее значение для роста ВВП на душу населения, нежели другие условия экономического развития, такие как обеспеченность своими природными или людскими ресурсами [1]. В первую десятку наиболее развитых стран входят и бедная природными ресурсами Япония, и малые по численности населения страны, например Швейцария и Дания, тогда как богатейшая по природным и людским ресурсам Россия по производительности замыкает первую сотню стран.

В развитии стран, как правило, соседствуют два способа технологического роста экономики: полная и частичная реконструкция. В развитии отечественной экономики в последние три десятилетия второй тип развития - с эволюционной сменой технологий и периодической их модернизацией - был определяющим. Ввод новых технологий осуществлялся преимущественно на основе их закупки за рубежом и в меньшей степени ориентировался на разработку и создание отечественных технологий [2].

Главное социально-экономическое предназначение реализации достижений НТП состоит в удешевлении единицы производимой продукции, то есть в сокращении совокупных (живого и овеществленного) затрат труда в расчете на единицу производимой продукции. В этом заключается основная функция НТП, позволяющая разрешать противоречие между постоянно повторяющимися экономическими потребностями человеческого общества и огра-

ниченными возможностями для их удовлетворения. В то же время и главное противоречие НТП состоит в противоречии между абсолютным удорожанием материализованных научно-технических достижений и их относительным удешевлением, обеспечивающим снижение совокупных затрат труда в расчете на единицу производимой продукции.

Практическая реализация конечного предназначения НТП - задача чрезвычайно сложная. Для ее решения важное значение имеет правильная оценка двух объективных обстоятельств:

1) связи реализации достижений НТП с дополнительными затратами общественного труда, капитальными вложениями,

2) окупаемости этих дополнительных затрат за счет организационных усилий хозяйствующих субъектов.

Обеспечивая в среднем по странам 2/3 прироста производительности труда, НТП и поглощает не менее этой доли в общих затратах на данных прирост. Следовательно, эффективность затрат в НТП определяет эффективность производства в целом [3. С.326].

Научно-технический уровень развития общества, на наш взгляд, представляет собой совокупность ресурсов воспроизводства, необходимых для генерации научных идей, их разработки и реализации в общественном производстве в целях повышения его эффективности. К таким ресурсам в первую очередь относятся трудовые, материальные, финансовые и информационные. Оценка научно-технического уровня общественного производства наиболее адекватна путем расчета производительности труда.

Анализ и обобщение литературных источников последних лет выявил наиболее существенные особенности НТП, его внутренние и внешние взаимосвязи.

1. Существует взаимосвязь научно-технического прогресса и научнотехнического развития. С точки зрения философии развитие более широкое понятие, чем прогресс. Развитие характеризуется качественными изменениями, которые бывают не только прямолинейными и поступательными. Траекторию развития нельзя описать однозначно. Она может быть во времени восходящей, параллельной оси времени и нисходящей. В этой траектории восходящая часть - прогресс, параллельная - расширение, нисходящая - регресс. Научно-технический прогресс занимает восходящий участок траектории, на котором происходит накопление качественных характеристик техники (совершенствование, модернизация, улучшение технико-экономических характеристик, концентрация функций и т.п.); расширение представляет собой собственно расширение области внедрения новой техники и прогрессивных технических решений в том качестве, в котором они приспосабливаются к конкретным условиям; регресс характеризуется свертыванием производства морально устаревшей техники и подготовкой к внедрению принципиально новых средств производства.

2. Эволюционная и революционная формы развития НТП. В процессе эволюционного развития наука, познав законы природы, воздействует на природу по ее же собственным законам для того, чтобы сэкономить человеческий труд.

Научно-техническая революция как ведущее начало научнотехнического прогресса [4] происходит одновременно с революционными преобразованиями и представляет собой закономерный исторический процесс, суть которого состоит, прежде всего, в коренных преобразованиях производительных сил. Эволюционное развитие и совершенствование производства использует уже существующие хорошо разработанные и освоенные научно-производственные принципы, а революционное - приводит к коренным революционным преобразованиям всех элементов общественных производительных сил. «Только понимание и разграничение эволюционной и революционной стадий научно-технического прогресса дают ключ к раскрытию содержания современной научно-технической революции и закономерностей технических и научных переворотов» [5].

3. Необратимый характер НТП. Через огромное количество ограниченных единичных процессов развития проявляется тенденция неограниченного прогресса. В реальной действительности отдельные процессы развития различного порядка переплетаются и зависят друг от друга так, что отдельно существовать не могут [6].

Теоретико-методологическая разработка проблем НТП явно не соответствует той роли и месту, которые он играет и занимает в социальноэкономическом развитии современного общества. Ни одна страна в мире не может сегодня решить проблемы роста доходов и потребления населения без экономически эффективной реализации мировых достижений НТП.

Обобщение послевоенной мировой практики экономического развития позволяет сделать вывод о том, что страна, успевающая за темпом научнотехнической революции, достигает конечных целей социально-экономического развития быстрее и с большими результатами, чем страны, игнорирующие это положение [3].

К сожалению, в силу естественно-исторического характера развития науки до настоящего времени нет непротиворечивой теории НТП, и по этой причине некоторые его проблемы остаются неразрешенными. Среди них кардинальной проблемой является, например, выбор критерия оценки эффективности НТП. Создание такой теории, как считают западные ученые, может привести к революционному преобразованию самой экономической науки, так как проблемы НТП охватывают все без исключения аспекты современного социально-экономического развития общества.

Наука и техника - самые динамичные элементы производительных сил общества. Познание законов окружающего мира, способов их применения и материализации знаний в средствах труда и производственных процессах должны непрерывно повышать производительность общественного труда. Благодаря функционированию науки в качестве производительной силы общества становится возможным перевод материального производства на путь интенсивного развития. Техника и производство являются материализованным знанием, поэтому определенной ступени познания мира в целом отвечает достигнутая ступень развития материально-технической базы общественного прогресса. Только совершенствуя технические средства, можно реали-

зовать достигнутые возможности науки. Техника и наука развиваются в органичном единстве. Применение техники в процессе трудовой деятельности накапливает опыт для научных обобщений, ставит новые задачи перед наукой и в то же время создает более эффективные инструменты познания. Наука, открывая новые явления, свойства, закономерности, становится исходной базой для создания более эффективных средств производства, технологических процессов и материалов. Единство науки и техники - не тождество, а единство противоположностей. Устаревшие знания сдерживают прогресс; преобладание устаревшей техники в производстве и в сфере исследований сдерживает научный прогресс. Технические и научные революции взаимосвязаны так, что благодаря взаимосвязи увеличивают силу своего воздействия на развитие производительных сил.

В единой цепи «наука - техника - производство - потребление» существует не только прямая связь, но и обратная. Научная революция опирается на революцию в технике. Технический прогресс и производство ставят перед собой новые проблемы, стимулируя ее развитие, и в то же время они служат экспериментальной базой для науки. Взаимодействуя друг с другом, наука, техника, производство и потребление сливаются в едином процессе развития. Происходит не только революция в науке и не только революция в технике, совпадающие между собой по времени, а единая научно-техническая революция. В этом состоит отличительная черта современного научно-технического прогресса. Поэтому его можно рассматривать как процесс целостного развития единой системы «наука — техника - производство - потребление».

Объективно существующая закономерность взаимодействия между наукой, техникой и производством в современных условиях является научным обоснованием необходимости сквозного и комплексного планирования и управления научно-техническим прогрессом. Темпы социально-экономического развития общества зависят, в первую очередь, от темпов развития науки. Для того чтобы прогресс производства продолжался по восходящей линии, развитие науки должно опережать развитие техники, а развитие техники в свою очередь -развитие производства.

Для развития самой науки наиболее актуальны теоретические исследования. И если при их выполнении результат может оказаться отрицательным (по данным, опубликованным в работе [7], таких исследований 90%), ценность удачных поисковых работ в среднем настолько высока, что во много раз перекрывает потери при неудачах.

При огромных затратах на научно-технический прогресс, однако, недостаточно говорить только об опережающих темпах развития науки в указанной выше системе. Назрела острая необходимость рационального распределения трудовых, финансовых и материальных ресурсов, обеспечивающих обоснованные соотношения темпов развития науки, техники, производства и потребления [6].

Наука как общественное производство знаний - естественно-историческое явление, которое имеет свои законы развития. Известно, например, чем шире теоретический задел в науке, тем больше возможность проявлений новых зна-

ний. Одним из характерных явлений развития науки является накопление с ее же помощью экономического и производственного потенциала, обеспечивающего резкое сокращение сроков внедрения изобретений и открытий.

Опыт США (за последние 50 лет там зарегистрировано 60% всех технических нововведений в мире) и других стран Запада свидетельствует, что главным признаком инновационного развития обычно считается количество технических изобретений в конкретный период [8]. Но не учитываются резкие изменения ситуации, когда создание изобретений все менее определяет степень их использования в стране. При этом управленческие инновации часто оказываются важнее технических. Значит, не только технические новшества определяют характер инновационного общества. Инновационное развитие наряду с совершенствованием технологий предполагает создание соответствующих организационно-экономических форм. Более того, оно базируется на историческом сознании населения - его традициях, новаторстве и навыках людей. Наука, став общественным производством научных знаний, не может развиваться самотеком. «Наука при помощи средств науки должна стремиться ко все большему упорядочению, улучшению своей организации, действенности, эффективности» [9. С.17].

Наука и экономика приходят во взаимодействие в области научнообоснованного прогнозирования развития науки и планирования непосредственного производства ею научных знаний. Ученые попадают в более жесткие ограничения по времени и ресурсам на выбор и проведение исследований, которых они не испытывали на экстенсивном пути развития науки. В этих условиях экономика должна не только проявлять интерес к тому, что даст та или иная разработка на практике, но и как обосновать необходимые затраты на ее выполнение.

Традиционно для оценки научного и научно-технического потенциала используются такие показатели, как: сумма затрат на науку и ее доля в национальном доходе; численность научных работников и работников в научном обслуживании, уровень их квалификации; число занятых по видам работ (фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытноконструкторские работы); количество открытий, изобретений и публикаций; количество научных учреждений, лабораторий, институтов.

Конечно, рассматривать науку только с экономических позиций неправильно. Тем не менее в условиях развития рыночных отношений, увеличения бюджетного финансирования исследований и разработок, необходимости повышения эффективности науки в целом, развития процессов включения страны в мировое сообщество, на наш взгляд, данный состав показателей необходимо дополнить следующими: уровень (сумма) доходов от деятельности научных организаций, поступающих в бюджет; рыночная стоимость научноисследовательских и проектных организаций; уровень спроса на результаты научных исследований и разработок со стороны государства; уровень спроса на результаты научных исследований и разработок со стороны корпоративного сектора экономики; доля иностранных инвестиций в общем объеме финансирования научных и проектных организаций.

В результате с помощью всего комплекса показателей можно изучать динамику научного потенциала, проводить сопоставления, чтобы обоснованно прогнозировать изменения темпов роста и пропорций развития науки и техники, степень опережения отдельных звеньев, прогнозировать эффективность.

В принципе, положительная динамика роста показателей научного потенциала свидетельствует о том, что научно-технический прогресс представляет собой интенсивно развивающуюся систему общественного производства и материализации научных знании, целевой функцией которой является увеличение производительной силы общества.

Современный уровень развития науки можно охарактеризовать статистическими данными, приведенными в таблице (составлена на основе [11]), которые позволяют сделать вывод о недостаточно высоком уровне ее развития.

По мнению министра образования и науки РФ А.А.Фурсенко, ситуация, сложившаяся в сфере науки, не удовлетворяет ни ученых, ни представителей бизнеса, ни гражданское общество. Несмотря на сохранившийся значительный научный потенциал, наработанный за долгие годы, почти все показатели, характеризующие нашу науку, имеют отрицательную динамику. Основными отрицательными тенденциями, по его мнению, являются старение основных фондов, низкая заработная плата ученых, увеличение среднего возраста квалифицированных кадров, недостаточный вклад в развитие экономики.

Учитывая негативные тенденции развития научного потенциала, обостряются проблемы «закрепления» квалифицированного персонала, главным образом, ученых-исследователей в научных организациях. Страны с явно выраженной социальной направленностью способны неограниченно привлекать таланты из других, менее развитых стран в целях усиления своего культурного и производственного потенциала. Особенно крупномасштабен такой «перелив» из России в другие страны, в которых социальные условия оказались более предпочтительными. С 1990 г. Россию покинуло 78-80 % ее математиков, 50% физиков-теоретиков, работающих на мировом уровне. Сегодня в России около 8 тыс. ученых работает в более чем 40 научных программах, осуществляемых в интересах Пентагона и министерства энергетики США. Это выливается в потери десятков миллиардов долларов в год [10].

В экономически развитых странах мира проявляется тенденция ускоренного роста спроса на работников с высшей квалификацией во всех областях человеческой деятельности под влиянием значительного прогресса в развитии образования, науки, культуры и техники. Деградация экономики связана с недопустимой недооценкой фактора «главная производительная сила» в социально-экономическом прогрессе страны. Важнейшей проблемой развития научного потенциала национальной экономики является недостаточность финансирования.

Таблица

Показатели, характеризующие научный потенциал национальной экономики

Наименование показателя 2001 2002 2003 2002 к 2001,% 2003 к 2002,%

Инвестиции в основной капитал в отрасли (по строке «Наука и научное обслуживание»), млн.руб. 8645 12941 11552 1497 89,3

Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала (по строке «Наука и научное обслуживание»), млн.руб. 220 274 380 124,5 138,4

Финансирование науки из средств федерального бюджета, млн.руб. в % к ВВП, в % к расходам федерального бюджета 23023 0,26 1,74 29963 0,28 1,46 41576 0,30 1,71 130,1 138,7

Внутренние затраты на исследования и разработки, млн.руб., всего, в т.ч. государственного сектора 105261 25580,3 135005 33020,0 169862 42944,9 128,3 129,1 125,8 130,0

Число организаций, выполнявших исследования и разработки, всего, в т.ч. научно-исследовательские конструкторские проекты и проектно-изыскательские 4037 2677 289 81 3906 2630 257 76 3797 2564 228 68 7.8 98,2 88,9 93.8 97,2 97.5 88,7 89.5

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, тыс.чел. в т.ч. исследователи 885,57 422,18 70,88 414,68 8 58,47 409,76 98,3 98,2 98,6 98,8

Число созданных передовых производственных технологий, всего, в т.ч., обладающие патентной чистотой 637 262 727 233 821 360 114,1 88,9 112,9 154,5

Действует патентов 149684 102568 106717 68,5 104,0

Ее решению в большой мере будет способствовать, во-первых, анализ и оценка возможности изменения организационно-правовой формы ряда научных организаций и соответственно формы собственности, что приведет к снижению потребности в бюджетном финансировании. Во-вторых, разработка методики расчета предложенных выше показателей (рыночная стоимость организации, уровень спроса на полученные научные результаты, доля иностранных инвестиций в их общем объеме) и на этой основе решение вопроса о соотношении сметного и проектного финансирования конкретного научного учреждения. В-третьих, на основе положительной динамики рассчитанных показателей стимулирование результативности деятельности научных организаций.

Практическая реализация этих предложений отчасти будет способствовать созданию экономических возможностей для роста заработной платы на-

учных сотрудников, которая, по мнению Министерства науки и образования РФ, должна достичь в 2008 г. 30 тысяч рублей в месяц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Клинов В. Волновая природа научно-технического прогресса и большие циклы конъюнктуры мирового хозяйства // Общество и экономика. 2002. № 6.

2. Бешелев С.Б., Гурвич Ф.Г. Нововведения и мы. М.: Наука, 1990.

3. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства (политическая экономия): Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечеле-вой. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1998.

4. Башин М.Л. Планирование научно-исследовательских и опытноконструкторских работ. М.: Экономика, 1966.

5. Экономические проблемы научно-технического прогресса: Учеб. пособие для работников НИИ и КБ / Под ред. Г.А. Краюхина. М.: Экономика, 1981.

6. Фотин И.С. Экономика научно-технического прогресса. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 1993.

7. Юдилович М. Экономическая природа научного труда. Л., 1967.

8. Гусаков М. Формирование потенциала инновационного развития // Экономист. 1999. №2.

9. Зворыкин А.А. Научно-техническая революция // Научно-техническая революция и ее социальные последствия. М.: Знание, 1967.

10. Селезнев А. Развитие производства нематериальных благ // Экономист. 1998. №8.

11. Российский статистический ежегодник. 2004: Стат. сб./ Росстат. М.,2004.

Поступила в редакцию 31.01.06

O.D. Golovina

The scientific potential in the national economy

The article considers modern problems for the development of the country’s scientific and technical potential. The author has developed the criteria for its assessment. The proposals for its growth are also suggested.

Г оловина Ольга Дмитриевна

Институт экономики и управления ГОУ ВПО «УдГУ» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 4 E-mail: gra@inem.uni.udm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.