Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ'

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВУЗЫ / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МОДЕЛЬ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ» / ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочеткова Светлана Фаритовна, Хабибуллина Лилия Рашитовна, Рахматуллина Алена Игоревна, Хабибуллина Азалия Вилевна

В статье обоснована роль научного потенциала университетов в инновационном развитии современной экономики в рамках реализации модели «тройной спирали» и как источника формирования и развития интеллектуального потенциала университета и страны в целом. Активизация инновационных процессов во всех сферах деятельности, реализация модели эффективного взаимодействия науки, бизнеса и государства для ускорения инновационного развития позволили определить тренды инновационного развития университетов. Рассмотрены трактовки понятия «научный потенциал» и его внутреннее содержание. Проведен динамический анализ научного потенциала классических университетов Приволжского федерального округа. По результатам анализа предложено внедрение мониторинга научного потенциала вузов в качестве одного из ключевых инструментов его управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочеткова Светлана Фаритовна, Хабибуллина Лилия Рашитовна, Рахматуллина Алена Игоревна, Хабибуллина Азалия Вилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE UNIVERSITY AS A KEY FACTOR IN ITS INNOVATIVE DEVELOPMENT

The article substantiates the role of the scientific potential of universities in the innovative development of the modern economy in the framework of the implementation of the “triple helix” model and as a source of formation and development of the intellectual potential of the university and the country as a whole. The activation of innovative processes in all areas of activity, the implementation of a model of effective interaction between science, business and the state to accelerate innovative development made it possible to identify trends in the innovative development of universities. The interpretations of the concept of “scientific potential” and its inner content are considered. A dynamic analysis of the scientific potential of classical universities in the Volga Federal District has been carried out. Based on the results of the analysis, it was proposed to introduce monitoring of the scientific potential of universities as one of the key tools for its management.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТА КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЕГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ»

Научная статья УДК 338.242

doi: 10.47576/2411-9520_2022_2_37

НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УНИВЕРСИТЕТА

КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР ЕГО ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ

Кочеткова Светлана Фаритовна

Салаватский филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета, Салават, Россия, i@skochetkova.ru

Хабибуллина Лилия Рашитовна

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак, Россия, habibullinalr@mail.ru

Рахматуллина Алена Игоревна

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия, raxmara@mail.ru

Хабибуллина Азалия Вилевна

Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия, azaliya. khabibullina. 21@mail.ru

Аннотация. В статье обоснована роль научного потенциала университетов в инновационном развитии современной экономики в рамках реализации модели «тройной спирали» и как источника формирования и развития интеллектуального потенциала университета и страны в целом. Активизация инновационных процессов во всех сферах деятельности, реализация модели эффективного взаимодействия науки, бизнеса и государства для ускорения инновационного развития позволили определить тренды инновационного развития университетов. Рассмотрены трактовки понятия «научный потенциал» и его внутреннее содержание. Проведен динамический анализ научного потенциала классических университетов Приволжского федерального округа. По результатам анализа предложено внедрение мониторинга научного потенциала вузов в качестве одного из ключевых инструментов его управления.

Ключевые слова: научный потенциал; интеллектуальный потенциал; вузы; классический университет; инновационное развитие; модель «тройной спирали»; динамический анализ; мониторинг.

Для цитирования: Кочеткова С.Ф., Хабибуллина Л. Р., Рахматуллина А. И., Хабибуллина А.В. Научный потенциал университета как ключевой фактор его инновационного развития // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2022. -№ 2. - С. 37-45. https://doi.org/10.47576/2411-9520_2022_2_37.

Original article

THE SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE UNIVERSITY AS A KEY FACTOR IN ITS INNOVATIVE DEVELOPMENT

Kochetkova Svetlana F.

Salavat Branch of the Ufa State Petroleum Technological University, Salavat, Russia, i@skochetkova. ru

Khabibullina Liliya R.

Sterlitamak branch of the Bashkir State University, Sterlitamak, Russia, habibullinalr@ mail.ru

Rakhmatullina Alyona I.

Bashkir State Pedagogical University. Named after M. Akmully, Ufa, Russia, raxmara@ mail.ru

Khabibullina Azaliya V.

Orenburg State University, Orenburg, Russia, azaliya.khabibullina.21@mail.ru

Abstract. The article substantiates the role of the scientific potential of universities in the innovative development of the modern economy in the framework of the implementation of the "triple helix" model and as a source of formation and development of the intellectual potential of the university and the country as a whole. The activation of innovative processes in all areas of activity, the implementation of a model of effective interaction between science, business and the state to accelerate innovative development made it possible to identify trends in the innovative development of universities. The interpretations of the concept of "scientific potential" and its inner content are considered. A dynamic analysis of the scientific potential of classical universities in the Volga Federal District has been carried out. Based on the results of the analysis, it was proposed to introduce monitoring of the scientific potential of universities as one of the key tools for its management.

Keywords: scientific potential; intellectual potential; universities; classical university; innovative development; "triple helix" model; dynamic analysis; monitoring.

For citation: Kochetkova S.F., Khabibullina L. R., Rakhmatullina A. I., Khabibullina A.V. The scientific potential of the university as a key factor in its innovative development. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2022, no. 2, pp. 37-45. https://doi.org/10.47576/2411-9520 2022 2 37.

В условиях современной экономики, когда вектор инновационного развития становится ключевым трендом, роль и значимость университетов в этом вопросе возрастает, определяя их позицию в рамках модели «тройной спирали» как одного из базовых элементов системных изменений. Новая роль университетов заключается не только в подготовке кадров для инновационной экономики, но и в создании предпосылок для передачи знаний, распространении имеющейся информации и опыта. В современном мире вузы становятся источником новых знаний, умений, интеллектуального потенциала.

Интеллектуальный потенциал является движущим фактором инновационных преобразований и условием достижения высоких результатов. Интеллектуальный потенциал, являясь ключевым элементом в структуре инновационного потенциала, в свою очередь подразделяется на два важных элемента: человеческий или кадровый потенциал, а также научно-технический потенциал [1].

При этом наиболее важным элементом интеллектуального потенциала университетов

является его научная составляющая. Так как в соответствии с задачами Программы «При-оритет-2030» современные университеты должны стать центрами научно-технологического и социально-экономического развития страны. Поэтому главной миссией современных университетов становится генерация и трансфер научных знаний, а научный потенциал вузов, являющихся провайдерами новых знаний и технологий, становится максимально востребованным [2]. Все это повышает актуальность изучения проблем развития научного потенциала университетов.

В наиболее широком смысле научный потенциал вуза представляет собой совокупность наличных ресурсов науки [2]. Но трактовка данного понятия у разных авторов отличается. Например, Д. Ю. Знаменский научный потенциал вуза рассматривает как «способность соответствующих организаций продуцировать новые знания в самых разных формах» [3]. А. В. Сычев определяет научный потенциал вуза как «способность коллектива вуза достигать научных результатов в соответствии с определенными качественными и

количественными параметрами, основанными на совокупности используемых внутренних и внешних факторов» [4]. И. А. Иваненко считает, что «к научному потенциалу университета относится совокупность научных знаний, кадров, материально-технических, финансовых, информационных и организационных средств, используемых в целях развития научных исследований и учебного про -цесса» [5].

Сегодня научный потенциал вуза выступает в роли инструмента поддержки региональной инновационной экосистемы, поскольку именно в стенах университета происходит воспроизводство квалифицированных кадров, создание новых идей, а также осуществляются научные разработки и исследования. Университеты активизируют свою научную деятельность в регионе, участвуя в совместных проектах с конструкторскими бюро, технопарками и другими научно-исследовательскими организациями, а также развивая тесное сотрудничество с региональным бизнесом [2].

При этом управление формированием, реализацией и развитием научного потенциала вузов выступает в качестве одного из ключевых объектов государственной научно-технической политики.

Эффективное управление конкретными объектами и системами невозможно без анализа и исследования экономических и других процессов, протекающих в этих системах. Непременное условие анализа - рассмотрение всех явлений в динамике, что позволяет избегать случайных выводов.

Динамический анализ научного потенциала университетов дает возможность оценить темпы изменения изучаемых показателей и определить тенденции и закономерности их развития. Такой анализ позволит выявить тенденции изменения отдельных показателей, входящих в состав научного потенциала.

Динамический анализ научного потенциала классических университетов Приволжского Федерального округа проведен за период с 2015 по 2020 гг. на основе показателей, от-

■ ВятГУ "ОГУ «ПТУ ■ БашГУ иМарГУ иКФУ ■ ТГУ УцГУ УпГУ ЧувГУ

Рисунок 1 - Состояние научного потенциала классических вузов Приволжского федерального округа, 2015 г.

ражающих научно-исследовательскую деятельность вузов согласно мониторингу, проводимому Министерством науки и высшего образования. По результатам анализа показателей научного потенциала построены диаграммы в разрезе классических вузов ПФО на начало и конец анализируемого периода (рис. 1, 2).

Гистограммы демонстрируют существенный отрыв и явные преимущества отдельных вузов в разрезе рассматриваемых показателей. Так, в 2015 г. наивысшими показателями научного потенциала характеризовался Ульяновский государственный университет, у которого показатели цитируемости публикаций и размера доходов от НИОКР намного превышали средний уровень по анализируемым вузам.

Выше среднего уровня характеризовался научный потенциал Казанского федерального университета в основном за счет показателя доходов от НИОКР и показателей цитируемости публикаций. Кроме этих вузов выделились еще два университета с более

высокими показателями научного потенциала: Тольяттинский государственный университет и Башкирский государственный университет, имеющие сравнительно высокие показатели цитируемости и доходности от НИОКР.

По данным за 2020 г. можно отметить в целом положительную динамику изменения состояния научного потенциала анализируемых вузов за счет роста количества цитирований в международных базах и доходов от НИОКР.

Достижение Казанским федеральным университетом лидирующих позиций в 2020 г. сопровождалось увеличением значений показателей научного потенциала вузов, что в целом может рассматриваться как положительная динамика. Но при этом наблюдается снижение по некоторым показателям, к которым можно отнести количество лицензионных соглашений, удельный вес численности НПР без ученой степени, количество полученных грантов на одного НПР

700

л, * • . • 0ГУ

-о" ^ ¿3 а » ВятГУ

/ / / # А

' .i?? Л .-0s J* А

■ ВятГУ ■ О ГУ "ПТУ иБашГУ "МарГУ иКФУ ТГУ УдГУ УпГУ ЧувГУ

Рисунок 2 - Состояние научного потенциала классических вузов Приволжского федерального округа, 2020 г.

Публикационная активность является важнейшим критерием эффективности научной деятельности, следовательно, одной из главных составляющих научного потенциала вуза, так как о научном потенциале отдельных исследователей, организаций и стран

судят именно исходя из количества публикаций и их цитируемости. В связи с этим следует отдельно рассмотреть динамику данного показателя и его влияние на состояние научного потенциала в целом (рис. 3-5).

Рисунок 3 - Динамика публикационной активности классических вузов по числу публикаций,

индексируемых в Web of Science

Рисунок 4 - Динамика публикационной активности классических вузов по числу публикаций,

индексируемых в Scopus

Рисунок 5 - Динамика публикационной активности классических вузов по числу публикаций в РИНЦ

Согласно представленным данным наибольший рост по показателям публикационной активности классических вузов Приволжского федерального округа отмечался в 2018-2020 гг. При этом среди анализируемых классических вузов наибольшим количе-

ством публикаций, индексируемых в системе научного цитирования Web of Science, характеризуется Башкирский государственный университет, при чем с небольшим отрывом от Казанского федерального университета, а в системе научного цитирования Scopus

лидирует Казанский федеральный университет. На конец 2020 г. публикационная активность некоторых классических университетов несколько снизилась. Такое замедление темпов можно связать с переходом количественных показателей в качественные.

По количеству публикаций, индексируемых в системе научного цитирования РИНЦ, среди анализируемых вузов лидирует Башкирский государственный университет. Наибольший рост данного показателя в нем наблюдается в 2019 г., а в 2020 г. наблюдается снижение, что в том числе связано со снижением показателей кадровой обеспеченности: удельного веса штатного персонала в общей численности персона-

ла, числа НПР, имеющих ученую степень, и др.

Также по количеству публикаций, индексируемых в системе научного цитирования РИНЦ, можно выделить Пензенский государственный университет и Оренбургский государственный университет. Изменение данного показателя у Оренбургского государственного университета за анализируемый период имеет выраженную положительную тенденцию. Показатель Пензенского государственного университета к 2020 г. снижается, при этом наибольший прирост показателя наблюдался в 2019 г.

На рис. 6, 7 приведена динамика изменения доходов от НИОКР и количества полученных грантов в расчете на 100 НПР.

Рисунок 6 - Динамика изменения доходов от НИОКР классических вузов в расчете на одного НПР

Рисунок 7 - Динамика изменения количества полученных грантов классическими вузами

в расчете на 100 НПР

По динамике изменения доходов от НИ- дарственном университете, Тольяттинском ОКР можно отметить наибольший рост в государственном университете, по осталь-Ульяновском государственном университете ным вузам происходит небольшой рост к кон -в 2018 г. (349,47 тыс. руб.), снижение данного цу анализируемого периода. показателя наблюдается в Башкирском госу- По количеству полученных грантов (более

5) можно выделить следующие классические вузы Приволжского федерального округа: КФУ, БашГУ, МарГУ. В Казанском федеральном университете данный показатель с 2015 г. к 2019 г. повышается до 14,72 единицы, а к 2020 г. снижается до 10,97 единиц. В Башкирском государственном университете наблюдается рост данного показателя, который в 2020 г. достигает 12,05 единиц. В Марийском государственном университете наибольшее количество грантов было получено в 2019 г. (14,25 единиц), а к концу 2020 г. данный показатель снижается до 10,26 единиц. В целом по классическим вузам Приволжского федерального округа отмечается общее снижение результативности грантовой активности. Причинами этого можно считать и наличие уже выигранных грантов долгосрочного характера и снижение уровня реализации интеллектуального потенциала в связи с изменениями внешней среды.

Учитывая результаты проведенного анализа, следует отметить, что ключевой задачей развития современного университета является не только наращивание научного потенциала, но и его эффективное использование. В этой связи одним из основных инструментов управления научным потенциалом вуза может стать мониторинг его уровня.

Разработка и осуществление мониторинга научного потенциала высших учебных заведений преследует цель повышения действенности управления им на основе расширения информационно-аналитической поддержки и продвижения возможностей прикладного инструментария его оценки. На основании этого проведение мониторинга опирается на специальную систему сбора, обработки и хранения информации, анализ и прогнозирование тенденций развития научного потенциала вузов и обоснование своевременных и продуктивных мер для предупреждения негативной динамики и укрепления конкурентных позиций вуза [6].

Тем самым использование системы мониторинга научного потенциала, с одной стороны, будет способствовать разработке мер по увеличению интеллектуального потенциала вуза, а с другой - станет инструментом в системе управления его формированием и использованием [6].

Основной целью мониторинга является отслеживание и регулирование процессов

формирования и использования научного потенциала вузов на основе его оценки [6].

Мониторинг научного потенциала вузов будет решать следующие задачи:

- организация наблюдения, получение достоверной и объективной информации о состоянии и уровне научного потенциала вузов;

- оценка и анализ получаемых данных, определение причин, влияющих на изменение научного потенциала вузов;

- определение факторов и условий, влияющих на возникновение угроз экономического и социального характера;

- передача информации, полученной при осуществлении мониторинга органами управления;

- выработка прогнозов социально-экономического развития;

- разработка рекомендаций по снижению негативных и повышению позитивных изменений, доведение их до органов управления вузом;

- постоянное наблюдение за состоянием научного потенциала и своевременное выявление происходящих в ней изменений, а также вызвавших их факторов;

- предотвращение отрицательных изменений, приводящих к проблемным ситуациям;

- прогнозирование уровня научного потенциала вуза [7].

Таким образом, система мониторинга научного потенциала высших учебных заведений представляет собой непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров научного потенциала, сравнения с заданными критериями с целью определения его соответствия желаемому результату [8]. Основными параметрами при оценке научного потенциала вуза в первую очередь являются объем финансирования научных исследований и количество публикаций в изданиях, индексируемых в международных базах данных [5].

Контроль уровня использования научного потенциала должен осуществляться со стороны субъектов управления на постоянной основе. При этом могут быть использованы все формы контроля: предварительный, текущий и последующий. Наряду с контрольными мероприятиями также необходим постоянный мониторинг достигнутых показателей с целью еще более эффективного использования научного потенциала вуза как

ключевого элемента его интеллектуального потенциала.

Таким образом, алгоритм мониторинга научного потенциала вузов можно предложить в качестве инструмента управления научным потенциалом и, как следствие, активизации

инновационных процессов не только в образовательном пространстве, но и в экономике в целом, за счет повышения вклада университетов в реализацию модели «тройной спирали».

Список источников

1. Бердникова Л. Ф. Интеллектуальный потенциал в инновационном развитии современной организации // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 4(22). С. 220-223.

2. Масловская А. Г Научный потенциал вуза в региональной инновационной экосистеме // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83242 (дата обращения: 12.03.2022).

3. Знаменский Д. Ю., Терехина Д. С. Научный потенциал высшей школы: понятие, структура, методология оценки : монография. М.: МосГУ. 2013.

4. Сычев А. В. Научный потенциал негосударственного вуза: содержание, факторы формирования, формы реализации // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 4(23).

5. Иваненко И. А., Рахматуллина А. Р., Хаева А. Р. Виды высших учебных заведений в России и их научный потенциал // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». 2019. № 3(30).

6. Хабибуллина Л. Р. Система мониторинга интеллектуального потенциала высших учебных заведений // Глобальный научный потенциал. 2020. № 12 (117). С. 332-334.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Тойшева О. А., Панцева Е. Ю. Развитие системы мониторинга в муниципальных образованиях // Интернет-журнал «Науковедение». 2014. № 3(22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-monitoringa-v-munitsipalnyh-obrazovaniyah (дата обращения: 12.03.2022).

8. Жужгов И. В. Мониторинг: определение, соотношение с категориями «наблюдение» и «управление» // Сборник научных трудов юридического факультета СевКавГТУ. Вып. 7. Ставрополь. 2005. С. 5-14.

References

1. Berdnikova L. F. Intellectual potential in the innovative development of a modern organization. Vector of science of Togliatti State University. 2012. No. 4(22). pp. 220-223.

2. Maslovskaya A. G. The scientific potential of the university in the regional innovation ecosystem. Modern scientific research and innovation. 2017. No. 6. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/06/83242 (date of reference: 12.03.2022).

3. Znamensky D. Yu., Terekhina D. S. Scientific potential of higher school: concept, structure, methodology of assessment: monograph. Moscow: Moscow State University. 2013.

4. Sychev A.V. Scientific potential of a non-state university: content, factors of formation, forms of implementation. Online journal"Science Studies". 2014. № 4(23).

5. Ivanenko I. A., Rakhmatullina A. R., Khaeva A. R. Types of higher educational institutions in Russia and their scientific potential. Scientific and practical electronic journal"Alley of Science". 2019. № 3(30).

6. Khabibullina L. R. Monitoring system of intellectual potential of higher educational institutions. Global scientific potential. 2020. No. 12 (117). pp. 332-334.

7. Toysheva O. A., Pantseva E. Yu. Development of the monitoring system in municipalities. Online journal "Science Studies". 2014. No. 3(22). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-sistemy-monitoringa-v-munitsipalnyh-obrazovaniyah (date of reference: 12.03.2022).

8. Zhuzhgov I. V. Monitoring: definition, correlation with the categories "observation" and "management". Collection of scientific papers of the Faculty of Law of SevKavSTU. Issue 7. Stavropol. 2005. pp. 5-14.

Сведения об авторах

Кочеткова Светлана Фаритовна - кандидат экономических наук, доцент, Салаватский филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета, Салават, Россия, i@skochetkova.ru

Хабибуллина Лилия Рашитовна - старший преподаватель, Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, Стерлитамак, Россия, habibullinalr@mail.ru

Рахматуллина Алена Игоревна - преподаватель, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,Уфа, Россия, raxmara@mail.ru

Хабибуллина Азалия Вилевна - студент, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Россия

Information about the authors

Kochetkova Svetlana F. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Salavat branch of the Ufa State Petroleum Technological University, Salavat, Russia, i@skochetkova.ru

Khabibullina Liliya R. - Senior Lecturer, Sterlitamak branch of the Bashkir State University, Sterlitamak, Russia, habibullinalr@mail.ru, habibullinalr@mail.ru

Rakhmatullina Alyona I. - Lecturer, Bashkir State Pedagogical University. Named after M. Akmully, Ufa, Russia, raxmara@mail.ru

Khabibullina Azaliya V. - Student, Orenburg State University, Orenburg, Russia, azaliya.khabibullina.21@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.