Научная статья на тему 'АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВК ОЦЕНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА'

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВК ОЦЕНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВУЗЫ / ОЦЕНКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибуллина Л.Р.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что интеллектуальный потенциал вузов является главным фактором обеспечения их конкурентоспособности и одним их основных источников наращивания интеллектуального капитала региона и страны в целом.Цель статьи заключается в изучении и анализе методических подходов к оценке интеллектуального потенциала вузов.Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод сравнительного анализа, позволяющий выявить достоинства и недостатки имеющихся подходов к оценке интеллектуального потенциала вузов.В статье дается краткая характеристика методов оценки интеллектуального потенциала и проводится сравнительный анализ наиболее интересных методик оценки интеллектуального потенциала вузов, представленных в литературе. Приводятся результаты оценки интеллектуального потенциала вузов Республики Башкортостан на основе рассмотренных методик. По результатам проведенной оценки выявлены достоинства и недостатки использованных методик, на основе чего сделан вывод о необходимости применения системы относительных показателей, позволяющих характеризовать интеллектуальный потенциал по различным признакам.Материалы статьи могут быть полезны при изучении проблем оценки интеллектуального потенциала социально-экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF METHODICAL APPROACHES TO ASSESSMENT OF INTELLECTUAL POTENTIAL OF THE UNIVERSITY

The relevance of the research problem due to the fact that the intellectual potential of universities is a major factor in competitiveness and one of the main sources of increasing the intellectual capital in the region and the country a whole.The goal of the article lies in the study and analysis of methodical approaches to assessment of intellectual potential of universities.Leading method to the study of this problem is the method of comparative analysis, allowing to reveal advantages and disadvantages of existing approaches to assessment of intellectual potential of universities.The article gives a brief description of assessment methods of intellectual potential; the comparative analysis of the most interesting methods assessing the intellectual potential of universities presented in the literature is carried. The results of assessment of universities intellectual potential in the Republic of Bashkortostan on the basis of the considered methods are given. According to the results of the assessment, the advantages and disadvantages of the used methods are revealed. The conclusion about the necessity of application of the relative indicators system for characterizing the intellectual capacity on various grounds is drawn.The article may be useful for studying the problems of intellectual potential assessment of socio-economic systems.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВК ОЦЕНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА»

УДК 378.001

Л.Р. Хабибуллина, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» e-mail: habibullinalr@mail.ru

АНАЛИЗ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВУЗА

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что интеллектуальный потенциал вузов является главным фактором обеспечения их конкурентоспособности и одним их основных источников наращивания интеллектуального капитала региона и страны в целом.

Цель статьи заключается в изучении и анализе методических подходов к оценке интеллектуального потенциала вузов.

Ведущим методом к исследованию данной проблемы является метод сравнительного анализа, позволяющий выявить достоинства и недостатки имеющихся подходов к оценке интеллектуального потенциала вузов.

В статье дается краткая характеристика методов оценки интеллектуального потенциала и проводится сравнительный анализ наиболее интересных методик оценки интеллектуального потенциала вузов, представленных в литературе. Приводятся результаты оценки интеллектуального потенциала вузов Республики Башкортостан на основе рассмотренных методик. По результатам проведенной оценки выявлены достоинства и недостатки использованных методик, на основе чего сделан вывод о необходимости применения системы относительных показателей, позволяющих характеризовать интеллектуальный потенциал по различным признакам.

Материалы статьи могут быть полезны при изучении проблем оценки интеллектуального потенциала социально-экономических систем.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, интеллектуальный потенциал, вузы, оценка интеллектуального потенциала.

В современных условиях проблема формирования, оценки и использования интеллектуального капитала становится все более актуальной, поскольку интеллектуальный капитал определяет конкурентоспособность экономических систем и выступает ключевым ресурсом их развития. Источником формирования и наращивания интеллектуального капитала социально-экономической системы является ее интеллектуальный потенциал. Интеллектуальный потенциал представляет собой совокупность способностей или возможностей социально-экономической системы осуществлять инновационную деятельность.

Одним из главных источников наращивания интеллектуального капитала страны в целом или отдельного региона является интеллектуальный потенциал образовательных учреждений, в том числе вузов. В современном мире вузы становятся источником новых знаний, умений и нового интеллектуального потенциала. Кроме того, в условиях высокой конкуренции среди учебных заведений и модернизации высшего образования интеллектуальный потенциал вуза становится главным фактором обеспечения конкурентоспособности и способности качественно оказывать образовательные услуги.

Для того чтобы эффективно управлять имеющимся интеллектуальным потенциалом экономической системы необходимо его измерить или оценить. Оценка интеллектуального потенциала

социально-экономических систем осуществляется с использованием разных методов. Основными методами, применяемыми для оценки интеллектуального потенциала, являются экспертные, количественные и смешанные методы. Экспертные методы оценки потенциала основаны чаще всего на балльных оценках экспертов, количественные методы применяются на основе статистических данных, а смешанные методы представляют собой комбинацию этих двух групп методов.

В литературе существует много методик, предлагаемых для оценки интеллектуального потенциала социально-экономических систем. Большинство из них основаны на экспертных оценках и носят субъективный характер. Применение таких методик требует проведения экспертных процедур и не дает возможности математически оценить их достоверность. Публикуемые в литературе методики оценки интеллектуального потенциала вузов можно отнести к смешанным методикам, так как они основаны на статистических данных, но одновременно предполагают использование балльных или экспертных оценок.

Наиболее интересным из предлагаемых в литературе методик оценки интеллектуального потенциала вузов можно считать подход Г.И. Гара-фиевой, представленный в работе [2]. Автор статьи предлагает проводить оценку интеллектуального потенциала вуза по двум направлениям:

1. Интеллектуальный потенциал персонала вуза.

2. Интеллектуальный научный потенциал вуза.

Для количественной оценки интеллектуального потенциала персонала вуза Г.И. Гарафиева предлагает оценить его квалификацию, перспективность и обученность. Данные качественные характеристики персонала вуза предлагается оценить количественными показателями, такими как численность докторов и кандидатов наук, численность персонала в возрасте от 30 до 49 лет, численность персонала, прошедшего стажировку в ведущих мировых научных центрах.

Для оценки интеллектуального научного потенциала вуза автор статьи предлагает определить результативность научно-инновационной деятельности, результативность опытно-конструкторских работ, оснащенность и международное признание вуза. Для характеристики данных показателей также применяются количественные оценки. Например, для оценки результативности научно-инновационной деятельности автор предлагает определить количество публикаций, индексируемых иностранными и российскими организациями, сумму дохода от НИОКР, количество защитившихся в срок аспирантов и докторантов, количество принятых на учет объектов интеллектуальной собственности, количество малых инновационных предприятий.

Данные таблицы 1 показывают, что наибольшим интеллектуальным потенциалом обладает персонал Башкирского государственного университета (БГУ). Следующим по уровню интеллектуального потенциала персонала вуза является Уфимский государственный авиационно-технический университет (УГАТУ), наибольший показатель которого наблюдается в 2015 году. По уровню интеллектуального научного потенциала также преобладает БашГУ, наивысший результат которого был достигнут в 2015 году. На рисунке 1 представлены результаты расчета интегрального показателя интеллектуального потенциала вузов.

Таким образом, при оценке интеллектуального потенциала с использованием методики Г.И. Гарафи-евой было выявлено, что наибольшим интеллектуальным потенциалом среди представленных вузов РБ обладает Башкирский государственный университет.

Многие из перечисленных показателей имеют разные единицы измерения, что требует приведения их к общему измерителю. Для этих целей автор данной работы использует нормирование показателей путем их линейного масштабирования. Интегральные показатели по каждому направлению автор рассчитывает как среднее арифметическое составляющих их категорий. Для сравнительной оценки интеллектуального потенциала вузов Г.И. Гарафиева рекомендует интегральный показатель, равный сумме интеллектуального потенциала персонала и интеллектуального научного потенциала.

По данной методике нами проведена оценка интеллектуального потенциала вузов Республики Башкортостан за три последних года. Для проведения анализа использованы показатели шести вузов Республики Башкортостан. Источником данных явились результаты мониторинга эффективности деятельности вузов, представленные на сайте Ми-нобрнауки РФ [3]. Расчет показателей и их нормирование было произведено по вышеприведенной методике. Далее на основе нормированных данных рассчитаны показатели интеллектуального потенциала персонала вуза и интеллектуального научного потенциала вуза, а также интегральный показатель интеллектуального потенциала вуза (таблица 1).

Интересной также представляется методика оценки интеллектуального потенциала вузов, разработанная доктором экономических наук, профессором И.Б. Стукаловой [4]. Для оценки интеллектуального потенциала вуза автор данной статьи предлагает следующую систему показателей: соотношение численности ППС и студентов вуза, процент трудоустройства выпускников вуза, количество цитирований публикаций в расчете на 100 НПР вуза отдельно в индексируемой системе Web of Science и Scopus и в РИНЦ, доходы от НИОКР в расчете на одного НПР, объем средств, полученных вузом на выполнение НИОКР от иностранных граждан и иностранных юридических лиц в расчете на одного НПР. Для обеспечения сопоставимости количественных показателей И.Б. Стукалова предлагает использовать весовые коэффициенты, которые определяются экспертным путем. Расчет

Таблица 1. Расчет интегрального показателя интеллектуального потенциала вуза

Показатели Период БГУ БГАУ БГПУ БГМУ УГАТУ УГНТУ

Интеллектуальный потенциал персонала вуза 2014 год 0,75 0,3778 0,2580 0,4588 0,6259 0,4661

2015 год 0,7239 0,2791 0,1821 0,4712 0,6757 0,5079

2016 год 0,6986 0,0919 0,0285 0,5012 0,5683 0,4444

Интеллектуальный научный потенциал вуза 2014 год 0,3741 0,1316 0,1024 0,1151 0,3650 0,2161

2015 год 0,5549 0,2725 0,0201 0,1135 0,4313 0,3297

2016 год 0,5096 0,0832 0,0483 0,1341 0,3546 0,2601

Интегральный показатель интеллектуального потенциала вуза 2014 год 1,1241 0,5094 0,3604 0,5739 0,9909 0,6822

2015 год 1,2788 0,5516 0,2022 0,5848 1,1070 0,8377

2016 год 1,2083 0,1750 0,0768 0,6353 0,9229 0,7044

Рисунок 1. Интеллектуальный потенциал вузов по методике Г.И. Гарафиевой

интегрального показателя эффективности использования интеллектуального потенциала в данной методике производится путем суммирования взвешенных показателей, рассчитанных с учетом весовых коэффициентов.

По данной методике нами также была произведена оценка интеллектуального потенциала вузов Республики Башкортостан. Результаты, полученные при оценке интеллектуального потенциала по шести вузам РБ, представлены в таблице 2.

Таблица 2. Расчет интеллектуального потенциала вузов РБ за 2014- 2016 гг.

Показатели Период БГУ БГАУ БГПУ БГМУ УГАТУ УГНТУ

Соотношение численности ППС и студентов 2014 г. 0,0187 0,0177 0,0218 0,0256 0,0165 0,0178

2015 г. 0,0190 0,01844 0,0170 0,0243 0,0167 0,0194

2016 г. 0,0199 0,0157 0,0168 0,0228 0,0187 0,0203

Трудоустройство 2014 г. 6,213 7,849 5,714 6,667 8,244 7,297

2015 г. 7,5 6,5 8 8 8,5 9

2016 г. 7,5 6,5 7 8,5 8 8,5

Количество цитирований в системах Web of Science и Scopus 2014 г. 18,2425 18,9375 15,91 15,775 36,0875 3,71

2015 г. 13,145 13,145 16,285 4,925 48,47 56,0175

2016 г. 66,9925 24,8425 10,37 12,7025 0 32,69

Количество цитирований в РИНЦ 2014 г. 22,1535 27,8025 70,3425 6,3795 23,25 17,0805

2015 г. 28,6575 60,831 10,6455 18,528 11,6985 81,6075

2016 г. 167,712 328,3755 88,5105 18,387 59,1465 109,911

Доходы от НИОКР на 1 НПР 2014 г. 4,137 4,616 3,754 0,962 15,37 14,63

2015 г. 7,562 6,772 7,18 5,957 12,725 8,545

2016 г. 9,784 8,901 9,538 2,346 23,519 28,159

Средства, полученные на НИОКР от иностр. физ. и юр. лиц 2014 г. 1,2961 0 1,0972 0 2,0946 0

2015 г. 2,0453 0 0 0,3403 5,6675 0,0828

2016 г. 3,2756 0 0 0,1141 0,4560 0,3378

Интегральный показатель ИП вуза 2014 г. 52,0607 59,2227 96,8395 29,8091 85,0626 42,7353

2015 г. 58,9288 87,2664 42,1275 37,7746 87,0777 155,2722

2016 г. 255,2840 368,6347 115,4353 42,0723 91,1402 179,6181

В результате применения данной методики оценки интеллектуального потенциала вузов были получены уже другие результаты (рисунок 2). При использовании данного подхода вузом, наиболее эффективно использующим свой интеллектуальный потенциал, в 2014 стал Башкирский государственный педагогический университет (БГПУ), в 2015 году - УГНТУ, а в 2016 году - Башкирский государственный аграрный университет (БГАУ).

При этом данные 2016 года в целом показывают рост эффективности использования интеллектуального потенциала практически по всем анализируемым вузам.

Основное различие между рассмотренными подходами состоит в том, что авторы по-разному определяют результирующий показатель: в первой методике интегральный показатель отражает величину интеллектуального потенциала вуза, а во вто-

БашГУ БГАУ БГПУ БГМУ УГАТУ УГНТУ

И2014 год Ш2015 год ^2016 год

Рисунок 2. Интеллектуальный потенциал вузов по методике И.Б. Стукаловой

рой методике - эффективность его использования.

Таким образом, анализ имеющихся методик оценки интеллектуального потенциала показал, что существует недостаточное количество разработок для оценки непосредственно потенциала вузов. Кроме того, в рассмотренных методиках, как правило, предпочтение отдается балльным или экспертным оценкам, которые в значительной мере являются субъективными. На наш взгляд, более рационально применять относительные показатели, расчет которых легко произвести по доступному

как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.

Объективность оценки величины интеллектуального потенциала образовательного учреждения может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы показателей, позволяющих в комплексе характеризовать потенциал по различным признакам. Перечень таких показателей должен гарантировать необходимую и достаточную информацию о состоянии интеллектуального потенциала вуза и его элементов [1].

Литература

1. Артерчук, В.Д., Гузняева, М.Ю. Управление инновационным потенциалом предприятия [Электронный ресурс] / В.Д. Артерчук, М.Ю. Гузняева // Управление экономическими системами. - 2012. - № 10.- Режим доступа: http://uecs.ru/uecs46-462012/item/ - (дата обращения: 11.06.2017).

2. Беляев, О.Г. Оценка инновационного потенциала экономических систем / О.Г. Беляев // Инновации. Инвестиции. - 2012. - № 3. - С. 23-27.

3. Боровикова, Т.В., Филинов, В.А. Региональный интеллектуальный потенциал: методика оценки / Т.В. Боровикова, В.А. Филинов // Региональные исследования. - 2014. - № 3 (45). - С. 38-41.

4. Гарафиева, Г.И. Интеллектуальный потенциал вуза: методика измерения / Г.И. Гарафиева // Вестник БУКЭП. - 2014. - № 1. - С. 353-358.

5. Иванов, В.В. Оценка интеллектуального капитала высших учебных заведений / В.В. Иванов // Проблемы науки и образования. - 2010. - № 14. - С. 334-337.

6. Казакова, О.Б., Исхакова, Э.И., Кузьминых, Н.А. Интеллектуальный капитал: понятие, сущность, структура / О.Б. Казакова, Э.И. Исхакова, Н.А. Кузьминых // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2014. - № 5 (121). - С. 68-72.

7. Михайлов, В.А., Михайлов, С.В. Место и роль вузовского сообщества в инновационном развитии региона // Электронный журнал «Инноцентр». - 2013. - № 1. - Режим доступа: http://innoj.tversu.ru/ - (дата обращения: 20.09.2016).

8. Стукалова, И.Б. Методический подход к оценке эффективности использования интеллектуального потенциала университета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://euroasia-science.ru/ - (дата обращения: 12.06.2017).

9. Тимирясова, А.В., Крамин, Т.В. К вопросу о структуре интеллектуального капитала образовательного учреждения / А.В. Тимирясова, Т.В. Крамин // Вектор науки ТГУ - 2013. - № 1 (23). - С. 254-258.

10. Хабибуллина, Л.Р. Принципы оценки интеллектуального потенциала вуза / Л.Р. Хабибуллина // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 6. - С. 782-786.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.