Научная статья на тему 'Научные представления о сущности конкурентоспособности национальной экономики'

Научные представления о сущности конкурентоспособности национальной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1778
248
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ / ФАКТОРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / CONCEPT OF NATIONAL ECONOMIC COMPETITIVENESS / FACTORS OF NATIONAL COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шуль Михаил Игоревич

Процессы интеграции мирового экономического пространства и формирования глобального рынка, а также объективный характер конкурентной борьбы вышли на уровень отдельных страны и регионов. Поэтому, разрабатывая свою долгосрочную экономическую политику, многие страны в качестве ключевого вопроса определяют национальную конкурентоспособность своих экономик. В связи с этим возникает необходимость исследования современных научных представлений о сущности национальной конкурентоспособности стран, чему и посвящена данная статья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC IDEAS CONCERNING COMPETITIVENESS OF THE NATIONAL ECONOMY

Processes of global economic space integration and global economic market formation, alongside with objective nature of competition came to a level of individual countries and regions. Therefore developing long-term economic policy many countries set a national economic competitiveness as a key issue. In this regard there comes a need for studying current scientific beliefs concerning national competitiveness of the countries, which is a subject of this article.

Текст научной работы на тему «Научные представления о сущности конкурентоспособности национальной экономики»

УДК 339.3

Шуль Михаил Игоревич Shul Mikhail Igorevich

аспирант кафедры мировой экономики и менеджмента

Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru

НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СУЩНОСТИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

PhD student of the International Economics and Management Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru

SCIENTIFIC IDEAS CONCERNING COMPETITIVENESS OF THE NATIONAL ECONOMY

Аннотация:

Процессы интеграции мирового экономического пространства и формирования глобального рынка, а также объективный характер конкурентной борьбы вышли на уровень отдельных страны и регионов. Поэтому, разрабатывая свою долгосрочную экономическую политику, многие страны в качестве ключевого вопроса определяют национальную конкурентоспособность своих экономик. В связи с этим возникает необходимость исследования современных научных представлений о сущности национальной конкурентоспособности стран, чему и посвящена данная статья.

Ключевые слова:

концепция национальной конкурентоспособности экономики, факторы национальной конкурентоспособности.

Summary:

Processes of global economic space integration and global economic market formation, alongside with objective nature of competition came to a level of individual countries and regions. Therefore developing long-term economic policy many countries set a national economic competitiveness as a key issue. In this regard there comes a need for studying current scientific beliefs concerning national competitiveness of the countries, which is a subject of this article.

Keywords:

concept of national economic competitiveness, factors of national competitiveness.

В настоящее время в мировой практике практически нет развитых стран, которые бы не создали у себя специальных институтов (комиссий, рабочих групп, департаментов) для анализа состояния конкурентоспособности своей экономики и не искали бы путей ее повышения. Вовлеченность стран и регионов в систему мирохозяйственных связей характеризуется степенью их открытости, что выражается показателями экспортной (или внешнеторговой) квоты, интегрированностью национальных производственных комплексов в международное разделение труда, а также либерализацией международных потоков капитала, товаров, услуг, рабочей силы, инноваций и технологий. Усиление степени открытости экономики, в свою очередь, оказывает воздействие на внутренние макроэкономические процессы, на способность страны рационально использовать имеющиеся ресурсы и, следовательно, на конкурентоспособность национальной экономики.

В последние годы конкурентоспособность стала достаточно дискутируемой концепцией. На фоне международной открытости экономик и глобализации экономических отношений не только развитые, но и наиболее динамично развивающиеся страны повышение конкурентоспособности провозглашают в качестве одной из основных задач своей экономической политики. Например, именно это было сделано США посредством создания Комиссии по вопросам конкуренции при президенте США в 1985 г., а затем Совета по политике конкурентоспособности в 1986 г. В одном из своих последних выступлений действующий президент США прямо указывает на то, что конкурентоспособность американской экономики на международной арене зависит от «способности инвестировать, изобретать и самореформироваться. Для того, чтобы делать это и продвигаться вперед требуется изыскивать новые пути в сферах исследований и инноваций». Проблема повышения конкурентоспособности национальной экономики на протяжении продолжающихся реформ не теряет своей актуальности и для правительства Китая. Согласно действующим нормам Всемирного банка в 2011 г. Китай вошел в число стран с высокосредним доходом, а по конкурентоспособности индустриальное развитие КНР вышло на первое место.

Усиливающаяся конкуренция на мировых рынках, нестабильная финансово-экономическая ситуация в глобальной среде подталкивают государства к поиску путей стабильного экономического развития с использованием имеющихся конкурентных преимуществ, а также к разработке и реализации мер и механизмов привлечения иностранных инвестиций и технологий с целью модернизации производства и выпуска более конкурентоспособной продукции. Актуальность меж-

дународной конкурентоспособности для современных стран определяет необходимость исследования современных научных представлений о сущности данного понятия.

Концепция конкурентоспособности используется в отношении товара, предприятия, отрасли, региона, страны. Ряд авторов [1] утверждают, что универсального понятия конкурентоспособности не может быть, поскольку его необходимо интерпретировать применительно к объекту (товару, услуге, фирме, отрасли, стране) исследования. Соответственно выделению того или иного объекта исследования (товар, услуга, предприятие, страна и т.д.) определяется понятие конкурентоспособности, отражающее содержание и специфику изучаемого явления. В теории понятия конкурентоспособности товара, предприятия, отрасли достаточно определены и общеизвестны. Что касается конкурентоспособность национальной экономики (или как часто употребляют термин международная конкурентоспособность экономики), то ее определение представляет собой достаточно сложное, многоуровневое понятие, которое не имеет единого общепризнанного определения не только в отечественной, но и зарубежной науке. Следует констатировать достаточно широкие расхождения во взглядах на сущность и природу конкурентоспособности страны.

В общем случае национальная конкурентоспособность страны определяется как концентрированное выражение экономических, научно-технических, производственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, реализуемых в товарах и услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними зарубежным товарам и услугам как на внутреннем, так и на внешних рынках [2].

Понятие «конкурентоспособности экономики» было введено в научный оборот профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером в его вышедшей в 1990 г. монографии «Конкурентные преимущества наций». М. Портер, являясь консультантом по конкурентоспособности целого ряда крупных американских компаний, пришел к необходимости определить смысл понятия «конкурентоспособность» в отношении страны как объекта исследования [3]. Дело в том, что большинство ученых в то время трактовали это понятие по-разному, в зависимости от сферы своей деятельности. Одни считали, что конкурентоспособность государства - это категория макроэкономики, достигаемая с помощью таких рычагов, как курсы валют, ставки процента, равновесие платежного баланса, другие - богатые природные ресурсы, изобилие дешевой рабочей силы и т.п. Но удовлетворительного объяснения не давал ни один из этих подходов ввиду большого числа исключений и ограничений. Сам М. Портер определял конкурентоспособность страны как «...продуктивность (производительность) использования ресурсов, выражающаяся в стоимости отдачи от единицы труда или капитала: ...продуктивность (производительность) - главная определяющая уровня жизни в стране, поскольку в ней - основной источник дохода на душу населения». Из представленного определения следует, что благосостояние страны определяется исходя из эффективности деятельности отдельных фирм, фактически ставится знак равенства между благосостоянием государства и фирм. Вместе с тем очевидно, что конкурентоспособность национальной экономики зависит не только от деятельности национальных предприятий, но и от внешних факторов (например, геоэкономическое положение страны, проводимая внешнеэкономическая политика и др.).

Комиссия по промышленной конкурентоспособности при Президенте США определяет сущность конкурентоспособность национальной экономики как «возможность страны в условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги, которые отвечают требованиям мировых рынков при одновременном сохранении или повышении реальных доходов своих граждан» [4].

Современные исследования концепции конкурентоспособности национальной экономики признают государство, научно-исследовательские институты и транснациональные компании исследуемой страны как основные институциональные факторы, влияющие на конкурентоспособность национальной экономики государства на макроэкономическом уровне. Например, согласно определению Международного институт менеджмента конкурентоспособность национальной экономики - «сфера экономических знаний, анализирующая факты и политику, которые формируют способность страны создавать и поддерживать условия, обеспечивающие создание дополнительной стоимости со стороны предприятий и более высокий уровень благосостояния населения» [5]. Представляется, что конкурентоспособность национальной экономики включает не только непосредственно конкурентоспособность национального хозяйства, но и конкурентоспособность государственного аппарата, а также конкурентоспособность общества в целом. Устойчивое развитие страны, повышение уровня жизни ее населения невозможно без конкурентоспособного государственного, политико-правового и общественного устройства, что и отражается в следующем определении: «конкурентоспособность страны складывается из

конкурентоспособного частного сектора (компании, предприятия и пр.) и эффективного публичного сектора (органы власти, образование, здравоохранение и пр.)» [6].

Нобелевский лауреат Л. Клейн в качестве основной отличительной черты конкурентоспособной экономики выдвигает наличие устойчивых темпов экономического роста в 3-4 % в год, что должно обеспечивать неуклонное повышение уровня жизни [7]. Представляется, что для отдельных стран, прежде всего развивающихся, ориентированных на стратегию догоняющего развития, тезис об «оптимальных» темпах экономического роста в 3-4 % является спорным. Так, для Китая и России такие темпы должны составлять по оценкам экспертом не менее 7 % в год, для того чтобы при прочих равных условиях уровень жизни в этих странах соответствовал аналогичным показателям наиболее развитых держав мира.

Существует ряд определений конкурентоспособности страны, отражающих ее суть через влияние тех или иных факторов. Так, Я.М. Росс определяет конкурентоспособность экономики через «добавленную стоимость, которую привносит в товар НИОКР» [8]. По определению М. Гельвановского, конкурентоспособность - это способность компаний, отраслей, регионов и наций создавать сравнительно высокий уровень доходов и заработной платы оставаясь открытыми для международной конкуренции [9]. В данном случае конкурентоспособность включает элементы производительности, эффективности и прибыльности. Однако сами по себе они не являются исчерпывающим и не задают конечной цели. Это - мощные средства достижения роста уровня жизни и материального благосостояния, то есть инструмент для решения задач.

Ю. Куренков, В. Попов [10] считают, что конкурентоспособность страны на национальном рынке (национальная конкурентоспособность в рыночной системе) - это способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, произведенными в других странах, а результатом конкуренции должен быть рост уровня жизни населения при соблюдении международных экологических стандартов. Критериями конкурентоспособности выступают: положительный баланс внешней торговли, платежный баланс; рост золотовалютных резервов; рост образовательного уровня, экономическая инфраструктура, качество жизни. Очевидными преимуществами данного подхода к определению конкурентоспособности является то, что авторы предлагают учитывать не только производство, но и потребление и указывают на необходимость учета экологического фактора.

На наш взгляд, приведенные определения нисколько не противоречат друг другу, поскольку отражают различные аспекты проблемы конкурентоспособности национальной экономики. Представленные концепции позволяют утверждать, что определение конкурентоспособности имеет достаточно широкие рамки охвата, включает ряд аспектов не только собственно экономической политики, но и вопросы социального и экологического развития страны.

На основе рассмотренных определений сущности национальной конкурентоспособности страны выделили ряд существенных характеристик данной концепции.

Во-первых, национальная конкурентоспособность страны - объективный процесс, отражающий непрерывность и динамичность развития экономической системы. Соответственно конкурентоспособность требует постоянного мониторинга и поддержания на соответствующем уровне путем разработки и внедрения корректирующих воздействий в рамках государственной политики, стратегии компаний и т.д.

Во-вторых, конкурентоспособность страны напрямую зависит от уровня конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров, востребованных как на международном, так и национальном рынках. Более того, эффективность производства, распределения и реализации товаров включает как способность экономических институтов формировать благоприятные условия, так и возможности фирм и отраслей воспользоваться этими условиями для создания и удержания конкурентных преимуществ.

В-третьих, международная конкурентоспособность экономики в рамках экономической политики рассматривается как центральная проблема и важнейший инструмент повышения уровня жизни и улучшения общественного благосостояния. В конечном итоге цель повышения международной конкурентоспособности для жителей страны - высокий уровень социального развития и устойчивые темпы экономического роста в долгосрочной перспективе, поддержка социально-политической и правовой стабильности общества.

В-четвертых, современные концепции и стратегии повышения конкурентоспособности национальной экономики строятся на базе инновационной способности страны, ее развитого научно-технического потенциала, продуктивности использования ресурсов, выражающейся в стоимости отдачи от единицы труда или капитала. При этом страна способна увеличивать (или сохранять имеющуюся) свою рыночную долю по тем товарным категориям, которые определяют ее международную специализацию, а также формировать новые ниши на мировом рынке высокотехнологичных товаров.

Указанные характеристики необходимо рассматривать во взаимосвязи и динамике. Каждая из них должна быть конкретизирована определенным набором признаков и показателей, позволяющих судить об уровне развития свойства конкурентоспособности конкретной страны. В конечном итоге формирование конкурентоспособности как важнейшего комплексного свойства экономики тесно связано с качественными характеристиками инвестирования, степенью его инновационности, реальными возможностями перехода на более высокие технологические уровни. Обобщая различные трактовки понятия «конкурентоспособность», приходим к выводу, что конкурентоспособность страны обуславливает достижение определенного уровня конкурентоспособности отечественных компаний и производимых ими товаров, измеряется относительно результатов, достигнутых экономиками сравнимого уровня развития, отражает уровень эффективности производства, распределения и реализации товаров как внутри страны, так и за ее пределами в целях повышения уровня социально-экономического развития.

Ссылки:

1. Алещенко В.В. Теоретико-методологические вопросы конкурентоспособности экономической системы // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 1. С. 106-119.

2. Внешнеэкономический толковый словарь / под ред. И.П. Фаминского. М., 2000.

3. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.

4. Global Competition: The New Reality, Report of the President's Commission on Competitiveness. Vol. 2. Washington,

D.C.: U.S. Government Printing Office, 1985.

5. Institute of Management Development, IMD. URL: http://www.imd.org/

6. Совет по национальной конкурентоспособности. URL: http:// www.conc.org.

7. Competitiveness: 23 Leaders speak out // Harvard business review. Boston, 1997. Vol. 55. № 4. P. 108-123.

8. Ross S.M. Successful! R. and D. management: catalist for competitive advantage // Vital speeches of the day. N.Y.,

1986. Vol. 52. № 12. P. 374-378.

9. Гельвановский М.И. Конкурентоспособность России в 90-е годы: межстрановый макроэкономический анализ. М., 2000.

10. Куринков Ю.В. и др. Конкурентоспособность России в глобальной экономике. М., 2003.

References (transliterated):

1. Aleshchenko V.V. Teoretiko-metodologicheskie voprosy konkurentosposobnosti ekonomicheskoy sistemy // Marketing v Rossii i za rubezhom. 2005. № 1. P. 106-119.

2. Vneshneekonomicheskiy tolkoviy slovar' / ed. by I.P. Faminskiy. M., 2000.

3. Porter M. Mezhdunarodnaya konkurentsiya. M., 1993.

4. Global Competition: The New Reality, Report of the President's Commission on Competitiveness. Vol. 2. Washington, DC: US Government Printing Office, 1985.

5. Institute of Management Development, IMD. URL: http://www.imd.org/

6. Sovet po natsional'noy konkurentosposobnosti. URL: http:// www.conc.org.

7. Competitiveness: 23 Leaders speak out // Harvard business review. Boston, 1997. Vol. 55. № 4. P. 108-123.

8. Ross S.M. Successful! R. and D. management: catalist for competitive advantage // Vital speeches of the day. N.Y., 1986.

Vol. 52. № 12. P. 374-378.

9. Gel'vanovskiy M.I. Konkurentosposobnost' Rossii v 90-e gody: mezhstranoviy makroekonomicheskiy analiz. M., 2000.

10. Kurinkov Y.V., et al. Konkurentosposobnost' Rossii v global'noy ekonomike. M., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.