I
ТЕОРИИ ПОЛИТИКИ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
УДК 330.101.8 И.Ю. МЕРЗЛОВ, к.экон.н., доцент кафедры менеджмента
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермь, ул. Букирева, 15 Электронный адрес: [email protected]
К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ»
Концепция конкурентоспособности начала формироваться со времен А. Смита, который в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» определил факторы, которые предопределяют доминирование государств в международной торговле (земля, капитал, природные ресурсы и труд)
[1; 6]. Логическое развитие данный подход получил в трудах Д. Рикардо, который ввел понятие сравнительных преимуществ государств в производстве тех или иных групп товаров [2]. Вследствие появления указанных подходов конкурентоспособность на долгие годы стала ассоциироваться с возможностью хозяйствующих субъектов и стран создавать товары и услуги с более низкой себестоимостью, чем у других.
В настоящее время до сих пор отсутствует единое понимание термина «конкурентоспособность». В научной литературе можно встретить различные его определения. Выделим основной ряд зарубежных и отечественных ученых, работавших в данном направлении: М. Портер, Ж.-Ж. Ламбен, Р. Фат-хутдинов, И.П. Завьялов, И. Ансофф, О. Виханский, Г. Саймон, Н. Моисеева, И.Астахов, Е. Горбашко, А. Петров, И. Фаминский и др. В процессе содержательного анализа существующих определений конкурентоспособности мы приходим к пониманию, что разные авторы подразумевают его различные аспекты: национальный, страновой, аспект, связанный с управлением себестоимостью предприятия, его инновационным потенциалом и т.д. При этом,
В статье представлен анализ генезиса понятия «конкурентоспособность» в мировой экономической мысли. Предложена модель взаимосвязи различных аспектов конкурентоспособности, в которой понятие «конкурентоспособность бизнеса» используется как системообразующее.
Ключевые слова: конкурентоспособность; факторы конкурентоспособности; Всемирный ежегодник конкурентоспособности
© Мерзлов И.Ю., 2012
5
как правило, делаются попытки дать определение конкурентоспособности предприятия. Приведем, по нашему мнению, одно из самых удачных (так как оно позволяет отразить всю многогранность данного понятия): «конкурентоспособность предприятия - комплексная сравнительная характеристика, отражающая степень преимуществ совокупности оценочных показателей деятельности предприятия, которые определяют его успех на определенном рынке за определенный промежуток времени относительно совокупности показателей конкурентов» [5].
Кроме того, отдельного внимания заслуживает практическое понимание конкурентоспособности, сформировавшееся у представителей органов государственной власти различных стран:
- Комиссия по вопросам конкурентоспособности при президенте США: «Конкурентоспособность - способность страны в рамках свободных и справедливых рыночных условий производить товары и услуги, способные соответствовать требованиям международного рынка» [9].
- Совет по конкурентоспособности ЕС: «Конкурентоспособность - способность производить товары и услуги, соответствующие спросу на международных рынках, в то же время, обеспечивая для граждан высокий уровень жизни и возможность его сохранения в долгосрочной перспективе» [11].
- Всемирный экономический форум, доклад «Глобальная конкурентоспособность»: «Конкурентоспособность - способность страны добиться высоких темпов увеличения среднедушевого прироста ВВП» [16].
- Организация экономического сотрудничества и развития: «Конкурентоспособность - поддержка способности компаний, предприятий, регионов, стран и наднациональных регионов, сохранять, будучи открытыми для международной конкуренции, относительно высокий уровень показателей дохода и занятости населения» [12].
- «Всемирный ежегодник по вопросам конкурентоспособности» Международного института менеджмента: «Конкурентоспособность - сфера экономических знаний, анализирующая факты и политику, которые формируют способность страны создавать и поддерживать условия, обеспечивающие создание дополнительной стоимости со стороны предприятий и более высокий уровень благосостояния населения» [17].
- Группа консультантов по конкурентоспособности (Ciampi Group), первый доклад для председателя Европейской Комиссии, премьер-министров и глав государств: «Конкурентоспособность включает элементы производительности, эффективности и прибыльности. Однако сами по себе они не являются исчерпывающими и не задают конечной цели. Это - мощные средства достижения роста уровня жизни и материального благосостояния, т. е. инструмент для решения задач. В глобальном масштабе, основываясь на увеличении производительности и эффективности, в контексте международной специализации конкурентоспособность представляет собой основу для увеличения размеров заработка населения неинфляционным путем» [8; 10].
В целом анализ всего многообразия определений конкурентоспособности приводит к выводу, что все они по своему содержанию описывают конкурентоспособность либо продукта, либо предприятия, либо отрасли, либо региона,
либо страны. Кроме того, внимания заслуживает тот факт, что в приведенных выше определениях международных организаций экономические категории, характеризующие конкурентоспособность, дополняются социальной составляющей - общего роста благосостояния населения.
Общеизвестную попытку выстроить определенную иерархию указанных видов конкурентоспособности предпринял М. Портер, который в начале 80-х гг. XX века сделал вывод о том, что центральным элементом конкурентоспособности страны являются отдельные организации, конкурирующие на международных рынках. По мнению М. Портера, отрасль - это та площадка, на которой конкурентные преимущества либо обеспечивают победу, либо приводят к проигрышу. Именно поэтому структура отрасли очень важна. Силы конкурентоспособности, действующие в отрасли, определяют ее рентабельное функционирование, так как на основе этих сил происходит ценообразование и формируется себестоимость продукции или услуг. Данный тезис М. Портер рассматривает как на национальном, так и на международном уровнях [14].
Таким образом, М. Портер заключил, что основное внимание в понимании международной конкурентоспособности должно быть сосредоточено не на государстве как таковом, а на отдельных организациях и отраслях, составляющих основу национальной экономики. Другими словами, основным объектом исследования понятия «конкурентоспособность» должны быть отрасли и отдельные хозяйствующие субъекты.
На основании изучения 100 хозяйствующих субъектов в 10 разных странах М. Портер выделил четыре фактора («бриллиант конкурентного преимущества страны»), обеспечивающие быстрый рост производительности и конкурентоспособность хозяйствующих субъектов в мировой экономике (рис. 1)
[14]:
1. Состояние факторов производства. Обеспеченность страны факторами производства, такими как земля, труд, капитал и предпринимательский талант. Автор также заостряет внимание на таких составляющих, как технологические ноу-хау, управленческие способности, а также тип, качество и издержки конечных потребителей услуг инфраструктурных объектов, включая автомобильный и железнодорожный транспорт, системы телекоммуникаций, здравоохранения и прочие системы, состояние и наличие которых непосредственно влияет на качество жизни населения той или иной страны.
2. Состояние спроса. М. Портер отмечает, что состояние спроса оказывает существенное влияние на уровень инноваций и качество продукции или услуг. Чем больше в стране искушенных и взыскательных потребителей, тем более конкурентоспособны местные компании. Пример: для японских жителей характерно проживание в маленьких компактных домах в условиях жаркого и влажного климата. Данный факт создает устойчивый внутренний спрос на компактные энергоэффективные системы кондиционирования воздуха. В результате японские компании стали мировыми лидерами в разработке инноваций в данном секторе экономики.
3. Состояние смежных и вспомогательных отраслей. Под вспомогательными отраслями М. Портер понимает отрасли-поставщики, создающие преимущества на основе эффективного и быстрого экономического вклада
для следующих отраслей в производственной цепочке. Смежные отрасли -совокупность производств, которые имеют возможность осуществлять совместную координацию своей деятельности в рамках единой последовательности создания прибавочной стоимости, или производители комплементарных продуктов. Например, когда поставщик комплектующих территориально расположен недалеко от производителя конечной продукции, то это позволяет уменьшить транспортные расходы и, соответственно, себестоимость продукции. М. Портер также полагал, что географическая близость ведущих предприятий отрасли (которые он называл «кластеры») является важным фактором, обеспечивающим национальную конкурентоспособность.
4. Стратегия, структура и соперничество хозяйствующих субъектов. По мнению М. Портера, только сильная внутриотраслевая и внутристрановая конкуренция «с лучшими из лучших» способствует образованию действительно конкурентоспособных компаний. Стратегия и организационная структура определяются главным образом стилем руководства и национальной культурой. Но в мире отсутствует единственно правильная стратегия или организационная структура. Так, в качестве примера приводилось большое количество успешных средних и малых предприятий Италии, управляемых на семейных принципах, и успешные крупные промышленные немецкие предприятия, имеющие иерархическую, жестко выстроенную структуру управления.
Он также выделил две внешние силы: государственная политика и форс-мажор, которые влияют на факторы конкурентоспособности, указанные выше.
По мнению М. Портера, хозяйствующие субъекты наиболее успешно функционируют в тех отраслях, в которых наиболее ярко проявляются все четыре названных фактора [13].
Вместе с тем, существенным ограничением, присущим данной модели, является то, что в ее основу положены статистические данные, полученные
за 30 лет до начала массового использования интернет-технологий и глобализации экономики.
Работы М. Портера затрагивают и региональный аспект. Так, в своей теории международной конкуренции он отмечает значимость местных условий для создания конкурентных преимуществ бизнеса. М. Портер дает следующее определение: конкурентоспособность региона - это продуктивность (производительность) использования региональных ресурсов, в первую очередь рабочей силы и капитала, по сравнению с другими регионами, которая интегрируется в величине и динамике валового регионального продукта (ВРП) на душу населения (и/или одного работающего), а также выражается другими показателями [3].
Региональному аспекту конкурентоспособности посвящены работы и ряда отечественных авторов. В частности, С.Г. Важенин, А.Р. Злоченко, А.И. Татаркин предлагают проводить оценку конкурентоспособности федеральных округов (макрорегионов) по следующим параметрам их экономического развития: затраты на рабочую силу и их структура; интенсивность обновления основных фондов; состояние и перспективы развития конъюнктуры инвестиционного рынка; инновационная мобильность. А. А. Урасова в своём исследовании фокусируется на инновационном аспекте региональной конкурентоспособности, используя для её оценки ряд показателей: количество организаций, выполнявших научные исследования и разработки; численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками; численность исследователей с учеными степенями; внутренние затраты на научные исследования и разработки; внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки по видам затрат; организации, ведущие подготовку аспирантов и др.
[7].
Всемирный экономический форум (ВЭФ) использует два индекса для оценки конкурентоспособности: индекс роста конкурентоспособности (ИРК) и индекс текущей конкурентоспособности (ИТК). ИРК оценивает конкурентоспособность как набор институтов экономической политики, позволяющих иметь высокие темпы в среднесрочной перспективе, т.е. этот показатель используется для прогнозирования перспектив экономического роста в ближайшие пять лет. ИТК же использует микроэкономические показатели, характеризующие состояние рыночной структуры и экономической политики, призванные обеспечить высокий уровень благосостояния в данный момент, т.е. ИТК дает характеристику текущего уровня производственных мощностей
[15].
Также в настоящее время в мировой практике широкое распространение получил Всемирный ежегодник конкурентоспособности (ВЕК), издаваемый Международным институтом развития управления. Впервые Ежегодник был опубликован в 1989 г. В его основе лежат исследования оценки среды, обеспечивающей конкурентоспособность предприятий в подавляющем большинстве стран мира. В отличие от подхода ВЭФ в основу методики положен тезис о невозможности свести конкурентоспособность только к изменению ВВП и производительности труда. Отмечается, что на динамизм и рост предприятий влияют также социальные, культурные и
политические факторы. Так, в 2012 году исследование было проведено по 59 странам, в методике использованы 329 критериев, из них: 78 - касались экономических показателей (характеризующих состояние национальной экономики, международной торговли, иностранные инвестиции, занятость населения и цены); 70 - оценивали эффективность власти (в частности, бюджетную и налоговую политику, нормативно-правовое регулирование, состояние социальной среды, институциональный аспект); 67 - измеряли эффективность бизнеса (в частности, состояние рынка труда, производительность, финансы, практики управления); 114 - относились к качеству инфраструктуры (в том числе состояние базовых отраслей инфраструктуры
- технологической, научной, образования, здравоохранения и окружающей среды). В дополнение к этому в целях более качественной оценки конкурентоспособности среди руководства компаний распространяется анкета, состоящая из 115 вопросов (так, в 2012 г. было получено 4200 экспертных оценок от представителей бизнес-сообщества высшего и среднего звена указанных стран) [17].
Необходимо отметить, что современный этап развития мировой экономики привносит новые элементы в понимание конкурентоспособности:
^ В настоящее время конкуренция все больше концентрируется на нематериальных аспектах (например, на разработке и использовании инновационных технологий, управлении репутацией, брендом и т.д.), а не на фактической себестоимости продукта или услуги. В связи с этим на первый план выходят такие факторы конкурентоспособности, как информация и инновации.
^ Процесс глобализации активизирует деятельность транснациональных корпораций, подразделения которых осуществляют свою деятельность во многих странах [4]. Кроме того, появляются и наднациональные государственные образования, например, Европейский Союз. В связи с этим приобретает большую, чем раньше, остроту вопрос: что в действительности является ключевым: конкурентоспособность предприятий, регионов или стран?
^ Продолжает усиливаться разница в понимании следствий роста конкурентоспособности. Если ранее большинство исследователей ассоциировали повышение конкурентоспособности с достижением сугубо экономических и коммерческих целей (будь то увеличение выручки, прибыли, рост капитализации предприятия или максимизация его денежного потока), то последние годы все чаще пропагандируется идея о том, что конкурентоспособность является предпосылкой для роста благосостояния граждан. При этом само понятие «благосостояние» может интерпретироваться различным образом: от уровня жизни населения, его доходов до доли ВВП на душу населения.
В современной литературе абсолютное большинство исследователей говорят об исключительной важности государственной политики в отношении поддержки конкурентоспособности в части развития инфраструктуры, образования, малого предпринимательства и т.д. Но наряду с этим можно отметить наличие глубоких разногласий по поводу содержания политики государства по вопросам налоговой, промышленной политики и т.д.
По нашему мнению, современное понимание термина «конкурентоспособность» должно быть уточнено на основе построения модели строгой иерархич-ной взаимосвязи различных его аспектов: конкурентоспособности продукции, хозяйствующего субъекта, отрасли, региона (территории), государства (рис. 2).
По сути, данный подход является логическим развитием теории М. Портера. Модель подразумевает, что в основе конкурентоспособности как социально-экономической категории должна лежать конкурентоспособность предприятия, которая достигается за счет производства конкурентоспособной продукции или оказания конкурентоспособных услуг. Каждого последующего уровня конкурентоспособности (отрасли, региона, страны) невозможно достичь, не обеспечив рост конкурентоспособности предыдущего уровня. Другими словами, не может быть конкурентоспособной страны при отсутствии конкурентоспособных регионов, имеющих конкурентоспособные отрасли, в которых функционируют конкурентоспособные хозяйствующие субъекты.
Кроме того, присутствует и обратное влияние, когда состояние верхнего уровня конкурентоспособности способно стимулировать (или, наоборот, препятствовать) рост конкурентоспособности нижестоящего уровня. Также важно учитывать, что состояние конкурентоспособности страны и отдельно взятого региона может прямо (например, через изменения в законодательстве) и косвенно (на рис. 2 изображено пунктирными стрелами) оказывать влияние на конкурентоспособность отдельно взятого хозяйствующего субъекта. Например, уровень инвестиционного рейтинга предприятия не может быть выше, чем рейтинг региона и страны, в котором оно зарегистрировано. В свою очередь, уровень инвестиционного рейтинга непосредственно влияет на стоимость внешних заимствований конкретного предприятия, что, безусловно, сказывается на его конкурентоспособности. Отсутствие развитой инфраструктуры в регионе препятствует росту конкурентоспособности предприятий, функционирующих на этой территории.
Основываясь на представленной модели целесообразно ввести в употребление термин «конкурентоспособность бизнеса», под которым мы понимаем совокупность конкурентоспособных хозяйствующих субъектов (организаций, предприятий) и образующих их отраслей в рамках определенной географической территории (страны или региона). Также следует отметить, что конкурентоспособность всегда останется относительным понятием, содержащим
Рис. 2. Модель взаимосвязи различных аспектов понятия конкурентоспособность
сравнение уровня конкурентоспособности нескольких однородных сравниваемых объектов (предприятий, регионов, стран).
Таким образом, по нашему мнению, конкурентоспособность бизнеса является системообразующей категорией. Мероприятия по повышению конкурентоспособности обеспечивают устойчивый рост региональной и национальной экономики и, самое важное, способствуют росту благосостояния жителей, населяющих данные территории. Другими словами, конкурентоспособность бизнеса является комплексным понятием, включающим сложное взаимодействие взаимосвязанных внешних и внутренних факторов. В каждом конкретном случае тот или иной фактор и/или некая совокупность этих факторов имеет решающее значение, что достигается только при условии сочетания (которое является уникальным в каждый конкретный момент времени) всех прочих факторов.
Список литературы
1. Аскильдсен Я. Э. Адам Смит и « невидимая рука» рыночного механизма // Теория и методы в социальных науках / пер. с англ.; под ред. С. Ларсена. М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет); «Рос. полит, энцикл.» (РОССПЭН), 2004. C. 147-163.
2. Афанасьев В.С. Давид Рикардо. М.: Экономика, 1988. 128 с.
3. Важенин С.Т., Злоченко А.Р., Татаркин А.И. Конъюнктура конкурентоспособности региона // Регион: экономика и социология. 2004. № 3. С. 23-38.
4. Магданов П.В. Источники и факторы кризисного состояния в корпорации // Вестн. Оренбург, гос. ун-та. 2010. № 4 (110). С. 93-98.
5. Синько В. Конкуренция и конкурентоспособность: основные понятия // Стандарты и качество. 2000. № 4. С. 54.
6. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.
7. Урасова А.А. Региональное инновационное развитие: анализ конкурентоспособности Пермского края и регионов Приволжского федерального округа // Ars administrant. 2010. № 3. С. 54.
8. Benchmarking the Competitiveness of European Industry. Communication from the Commission // Commission of the European Communities. Brussels, 1996. P. 3.
9. Building a Competitive America. Competitiveness Policy Council. Washington, 1992. P. 2.
10. Garelli S. Competitiveness of Nations: the Fundamentals (2002) [Электронный ресурс]. URL: http://members.shaw.ca/compilerpress1/Anno%20
Garelli%20CN%20Fundamentals. htm (дата обращения: 16.09.2012).
11. Growth, Competitiveness, Employment: The Challenges and Ways Forward into the 21st Century. Council on European Competitiveness. Supplement 6/93 to the Bulletin of the European Communities. Commission of the European Communities. Brussels, 1993. P. 57.
12. Handbook on Constructing Composite Indicators: Methodology and User Guide. Meeting of the Industry Committee at Ministerial Level. Organization for Economic Co-operation and Development. Paris, 1998. P. 85.
13. Porter M.E. Clusters and Competition: New Agendas for Companies, Governments and Institutions. Harvard Business School Press, 1998. 54 p.
14. Porter M.E. The Competitive Advantage of Nations. Harvard Business Review, 1990. 91 p.
15. The Europe 2020 Competitiveness Report: Building a More Competitive Europe. World Economic Forum. Geneva, 2012. P. 8-10.
16. The Global Competitiveness Report 2011-2012. World Economic Forum. New York, Oxford University Press, 2002. P. 3-4.
17. The IMD World Competitiveness Yearbook (WCY) [Электронный ресурс]. URL: http://www.imd.org/research/publications/wcy/index.cfm (дата обращения: 15.09.2012).