Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К САМООЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА'

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К САМООЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная работа / самооценочная деятельность / самоконтроль / самооценка / студент / учебный процесс / independent work / self-assessment activity / self-control / self-assessment / student / educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абрамова Наталья Анатольевна

Цель данной статьи описать самооценочную деятельность студентов как педагогическую проблему, а именно: определить место самостоятельной работы в системе дидактических понятий, раскрыть сущность самостоятельной работы студентов в педагогике, психологии и методике преподавания, проанализировать аспекты самостоятельной работы. При анализе педагогической литературы, посвященной самостоятельной работе обучающихся рассмотрен важнейший аспект развитие научной мысли о самоконтроле и самооценке как компонентах самостоятельной работы и предпринимаем попытку проследить процесс развития идей, на основе которых в педагогической науке понятие «самооценочная деятельность» студентов в обучении рассматривается в контексте самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to describe the self-assessment activity of students as a pedagogical problem, namely: to determine the place of independent work in the system of didactic concepts, to reveal the essence of independent work of students in pedagogy, psychology and teaching methods, to analyze aspects of independent work. When analyzing the pedagogical literature devoted to the independent work of students, the most important aspect is considered the development of scientific thought about self-control and self-assessment as components of independent work and we attempt to trace the process of development of ideas based on which in pedagogical science the concept of "self-assessment activity" of students in training is considered in the context of independent work.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К САМООЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук Абрамова Наталья Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» (г. Москва)

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К САМООЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Аннотация. Цель данной статьи - описать самооценочную деятельность студентов как педагогическую проблему, а именно: определить место самостоятельной работы в системе дидактических понятий, раскрыть сущность самостоятельной работы студентов в педагогике, психологии и методике преподавания, проанализировать аспекты самостоятельной работы. При анализе педагогической литературы, посвященной самостоятельной работе обучающихся рассмотрен важнейший аспект - развитие научной мысли о самоконтроле и самооценке как компонентах самостоятельной работы и предпринимаем попытку проследить процесс развития идей, на основе которых в педагогической науке понятие «самооценочная деятельность» студентов в обучении рассматривается в контексте самостоятельной работы.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самооценочная деятельность, самоконтроль, самооценка, студент, учебный процесс.

Annotation. The purpose of this article is to describe the self-assessment activity of students as a pedagogical problem, namely: to determine the place of independent work in the system of didactic concepts, to reveal the essence of independent work of students in pedagogy, psychology and teaching methods, to analyze aspects of independent work. When analyzing the pedagogical literature devoted to the independent work of students, the most important aspect is considered - the development of scientific thought about self-control and self-assessment as components of independent work and we attempt to trace the process of development of ideas based on which in pedagogical science the concept of "self-assessment activity" of students in training is considered in the context of independent work.

Key words: independent work, self-assessment activity, self-control, self-assessment, student, educational process.

Введение. Особая цель современного образования заключается в подготовке современного человека к постоянно изменяющимся социокультурным условиям. В процессах социализации и индивидуализации ключевыми характеристиками становятся, с одной стороны, адаптация к условиям, предъявляемым обществом, а, с другой стороны, активизируются способности к самостоятельной, независимой от внешних обстоятельств деятельности.

Проблема эффективности самостоятельной работы, организуемой в образовательном процессе высшей школы, соответствия её содержания требованиям ФГОС ВО к образовательным результатам обучающихся в настоящее время сохраняет свою актуальность, так как в практике вуза до сих пор широко используется традиционный подход к самостоятельной работе, в котором под ней понимается выполнение учебных заданий без помощи преподавателя. Между тем, задачи современного образования состоят в том, чтобы в обучении студентов создавались условия, обеспечивающие их личностное развитие, проявляющееся в переходе от репродуктивной деятельности к творческой(научной).

Организация самооценочной деятельности учащихся в обучении, по мнению многих ученых (Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Г.Ю. Ксензова, А.Б. Воронцов, Г.А. Цукерман и др.), необходима для формирования учебной самостоятельности, уверенности в себе, адекватной самооценки. Это означает, что в образовательном процессе высшей школы должны быть созданы условия для овладения каждым студентом средствами объективного анализа и оценки учебной деятельности и самого себя как её субъекта. Поэтому актуальной для современного вуза становится проблема организации самооценочной деятельности обучающихся в образовательном процессе.

Изложение основного материала статьи. В педагогической науке существуют разные понятия, близкие по смыслу к понятию «самооценочная деятельность»: «контрольно-оценочная деятельность», «рефлексивная контрольно-оценочная деятельность», «содержательная самооценка».

В ходе анализа определений близких понятий выявлено, что во всех определениях присутствует сущностная черта -процессуальность, что обозначается в педагогической литературе термином «самооценивание». «Самооценивание» образовано способом сложения с суффиксацией от слова «оценивать», при этом использован суффикс -ни]- (-енщ-), при помощи которого образуются существительные от глаголов со значением «действие как процесс» (делить - деление, умножать - умножение и т.д.). Этимология слова объясняет достаточно частое использование этого слова в качестве синонимической замены понятий «контрольно-оценочная деятельность», рефлексивная контрольно-самооценочная деятельность, «содержательная самооценка» в научных исследованиях.

Указание на соотнесение хода или результата деятельности с оценочными эталонами содержится в определении самооценочной деятельности, контрольно-оценочной деятельности, содержательной самооценки. Во всех определениях указывается, что основой для осуществления самооценивания является мыслительное действие анализа, но лишь в определении содержательной самооценки предполагается логическое продолжение проведенного обучающимся анализа собственной деятельности - составление перспективного плана.

Определение понятия «самооценочная деятельность» появилось в 80-х г. 20 века Н.Е. Шафажинской и было дано применительно к обучению студентов. «Самооценочная деятельность представляет собой процессуальную сторону самооценки, т.е. целенаправленный процесс самооценивания, в котором человек анализирует, осознаёт свои реальные потребности, мотивы, способности и соотносит их с определенными эталонами, условиями и требованиями конкретной деятельности» [8].

Среди родственных понятий, появившихся в отечественной педагогике в связи с обозначением субъектной позиции учащегося, стало широко использоваться понятие «самооценка». Исследования его осуществлялись в свете идей культурно-исторического учения Л.С. Выготского о природе психики человека и её развитии. Поскольку исходным пунктом в теории Л.С. Выготского является идея о соотношении реальной и идеальной форм, то изучение адекватной самооценки, как идеальной формы, и процесса её становления становится актуальным в педагогических исследованиях.

Термин «содержательная самооценка» ввел Ш.А. Амонашвили, подразумевая под ним развернутые оценочные суждения обучающихся, в которых дети анализируют собственную познавательную деятельность.

Из понятия «содержательная самооценка» ученика в рамках гуманитарной парадигмы образования выделилось понятие «самооценочная деятельность».

Трансформация содержательной самооценки в самооценочную деятельность произошло под влиянием следующих факторов:

1. Установка обучения на становление субъектной позиции у студента обусловила необходимость использования самооценки как главного регулятора познавательной деятельности обучащегося. Для осуществления регуляции необходимо осуществлять оценку на каждом этапе познавательной деятельности.

2. Поэтапное осуществление самостоятельной деятельности предполагает различное функциональное направление [1] самооценочной деятельности, соответствующее логике каждого этапа и имеющее свои характеристики.

На сегодняшний день в научных исследованиях, в центре внимания которых находится самостоятельная работа, самоконтроль и самооценка представлены как компоненты самостоятельной учебной деятельности, выполняемой в ходе самостоятельной работы. Однако следует отметить, что самоконтроль и самооценка в самостоятельной работе изучены недостаточно. На это указывает в своей работе A.C. Лында. По мнению ученого, действия контроля и оценки изучаются как завершающие компоненты в структуре самостоятельной учебной деятельности, средством организации и управления которой является самостоятельная работа. А между тем, осуществление самоконтроля на каждом этапе самостоятельной работы является необходимым условием её полноценности. A.C. Лында выделяет следующие признаки самостоятельной работы:

1. постановка познавательной задачи, проблемы, побуждающие к самостоятельной деятельности;

2. решение поставленных задач студентами в активной самостоятельной деятельности;

3. осуществление самоконтроля за процессом и результатами своей работы обучающимися, корректировка и усовершенствование способов выполнения заданий;

4. усвоение учащимися учебного материала, способствующего овладению умениями интеллектуальной деятельности и самообразования [5, С. 17].

В работах исследователей обозначается ряд условий, выполнение которых способствует эффективной организации самостоятельной работы. К ним относятся: «планирование самостоятельной работы; наличие алгоритмов выполнения самостоятельной работы, материально-техническое и методическое обеспечение; повышение мотивации и роли деятельности самостоятельного характера (самоорганизации, самоконтроля, самоанализа, рефлексии); определение видов консультационной помощи; адекватные виды, формы контроля, критерии оценки» [6].

Как видим, самоконтроль и самооценка в контексте самостоятельной работы играют очень важную роль, поэтому должны стать предметами пристального внимания ученых, посвящающих свои исследования самостоятельной работе.

Основой для глубокого проникновения в сущность самоконтроля как психологического и педагогического феномена являются исследования, в которых рассматриваются физиологические механизмы самоконтроля (A.C. Лында, Г.С. Никифоров, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская, Т.Н. Педан), представленные в учении П.К. Анохина о прямой и обратной афферентации в высшей нервной деятельности человека.

Осмысление учения П.К. Анохина для определения основы самоконтроля в самостоятельной работе учащихся -системы обратных связей, представлено в работе A.C. Лында. Автор утверждает: «процесс обнаружения ошибок (а значит, и их исправления) заключается в установлении несовпадения между возбуждениями акцептора действия и обратными афферентациями от неправильного действия» [5, С. 22].

Рассматривая самоконтроль в контексте самостоятельной работы, A.C. Лында выделяет структурные звенья самоконтроля, к которым относятся: «постановка цели самостоятельной деятельности и осмысление конечного результата; сличение процесса работы и результата с образцами; констатация состояния - оценка работы, выявление ошибок и их коррекция учет данных самооценки для составления плана коррекции и совершенствования» [5, С. 36]. В этой структуре самоконтроля центральными звеньями являются сличение процесса работы с образцами и констатация состояния. A.C. Лында считает, что сличение должно выполняться по принципу следящих систем. Следящая система в мышлении - это модель программы, отражающая и сравнивающая с заданной различную информацию о ходе выполнения работы. Использование следящей системы обеспечивает постоянную обратную связь и подкрепление в выполнении операций, входящих в состав учебных действий. В результате сличения действительного и должного следящие системы сигнализируют о совпадении или рассогласовании с заданными образцами. При сравнении с эталонами выполняются действия самооценки, что в целом составляет самооценочную деятельность.

Также следует отметить выявленную A.C. Лында зависимость качества самоконтроля от объективности самооценки, умений обнаруживать ошибки, выявлять их причины и выбирать адекватные средства для их исправления; от волевых усилий, прилагаемых учащимся для корректировки и усовершенствования работы.

Л.В. Жарова, автор высказывает мнение, что становлению адекватной самооценки учащихся способствует систематическое использование эталонов в самостоятельной работе (следящей системы). Л.В. Жарова разрабатывает педагогическую стратегию констатирующей проверки, в рамках которой осуществляется самоконтроль и самооценка. Преимущество использования констатирующей проверки Л.В. Жарова видит в том, что такая проверка позволяет контролировать не только объем выполненной работы, но и качественные характеристики деятельности, которые содержатся в триаде «умение - мотив - воля». Таким образом, можно утверждать, что глубокое понимание сущности самоконтроля, основанное на исследованиях в области физиологии, позволило определить структуру самоконтроля и обозначить необходимость использования «следящих систем» в самостоятельной работе обучающихся.

Научные разработки в педагогике основываются на достижениях гуманистической психологии, где в центре внимания оказывается индивидуальность личности, её ценности, сознание, целеполагание, «высшие достижения человеческой природы» и формируется понятие «самооценка» как важнейшее личностное образование, автономная характеристика личности. В дидактике понятие «самооценка» приобретает различные трактовки. Оно используется и в широком, общефилософском смысле, и в узком, имеющим отношение к учебной деятельности учащегося. Это находит отражение в словарной статье современного педагогического словаря: «Самооценка - ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает и как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самопознания, и как процесс самооценивания» [7, С. 512].

Самостоятельная работа как высшая, особая форма учебной деятельности рассматривается в исследованиях И.А. Зимней. Автор подчеркивает, что специфика данной формы учебной деятельности обусловливается психологическими детерминантами учащегося как её субъекта. Одной из таких детерминант является саморегуляция. С позиций теории саморегуляции (А.К. Осницкий, O.A. Конопкин) определяются моменты саморегуляции, которые соотносятся с самостоятельной работой.

Самоконтроль и самооценка в теории саморегуляции рассматриваются как важнейшие проявления предметной саморегуляции. И.А. Зимняя подчеркивает: «При этом важно, чтобы субъективные критерии оценки собственных результатов не очень отличались от принятых, объективных. Существенным для саморегуляции является умение корректировать свои действия, т.е. представлять, как можно изменить эти действия, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям» [4, С. 116].

В научных разработках А.Б. Воронцова выделяются три основные линии действий в контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся:

Первая линия представляет собой контрольно-оценочную деятельность педагога, суть которой заключается в контроле и стимулировании учебной деятельности ученика, в оказании психологической поддержки.

Вторая линия - специальная, в которой осуществляются действия контроля и оценки в коллективной деятельности.

Третья линия - «это линия контроля и оценки в самостоятельной учебной деятельности, где на первое место выходит самооценка (внутренняя, рефлекторная) оценка».

Все эти линии, по мнению А.Б. Воронцова, должны взаимодействовать друг с другом и переходить друг в друга в процессе обучения [2, С. 22]. Если рассмотреть эти положения с позиций системного подхода, то линии, обозначенные автором, можно определить как взаимодействующие подсистемы (Ш. Амонашвили) в структуре учебной деятельности, где третья линия может быть представлена как самооценочная деятельность. На необходимость создания общей программы оценочной деятельности учителя и учеников, которая будет основой самоконтроля и самооценки учащихся, указывала в своих работах H.A. Зимняя: «Именно в этих компонентах фокусируется связь деятельностного и личностного, именно в них предметное процессуальное качество переходит в личностное, субъективное качество» [4, С. 283].

Выводы. Феномены самостоятельной работы и самооценочной деятельности представлены как взаимодействующие системы, которые, в свою очередь, являются компонентами системы более высокого порядка - системы обучения. В связи с этим, изменения позиции обучающихся и преподавателя в оценочной деятельности и самостоятельной работе приводят к изменению всех остальных дидактических компонентов обучения и связей между ними.

Неослабевающий интерес ученых к этому феномену проявляется в богатейших исследованиях, в которых подчеркивается, что самостоятельная работа влияет на личностное развитие студента, стимулирует его творческую (научную) активность, развивает самостоятельное продуктивное мышление, способствует более прочному усвоению знаний в процессе обучения.

Литература:

1. Ануфриева, Н.В. Особенности самоконтроля учащихся в системе развивающего обучения: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ануфриева Наталья Владимировна. - Санкт-Петербург, 2000. - 184 с.

2. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: (Образоват. система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) / А.Б. Воронцов. - Москва: Рассказовъ, 2002 (ГУП Коломен. тип.). - 303 с.

3. Гвильдис, Т.Ю. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы / Т.Ю. Гвильдис, В.Е. Николашкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 76-78

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. -Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. -447 с.

5. Лында, A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / A.C. Лында. - Москва: Высш. школа, 1979. - 159 с.

6. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П.И. Пидкасистый. - Москва: Педагогика, 1972. - 184 с.

7. Рапацевич, Е.С. Золотая книга педагога / Е.С. Рапацевич; ред. А.П. Астахов. - Минск: Современная школа, 2010.-720 с.

8. Шафажинская, Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза: Учеб. пособие / Н.Е. Шафажинская; Науч. ред. П.А. Просецкий; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва: МГПИ, 1986 (1987). - 99 с.

Педагогика

УДК 378.4

доцент Аверьянова Екатерина Владимировна

Кумертауский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» (г. Кумертау)

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

Аннотация. Современная геополитическая обстановка диктует новые условия развития законодательной базы Российской Федерации. Рассмотрим нормативно-правовую базу, применяемую в условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). В данной статье приведены примеры реализации дополнений нормативно-правовой базы ГЧП в регионах на базе образовательных учреждений. Так же указаны сообщества, которые регулируют развитие и работу в условиях ГЧП. В каждом регионе существуют свои модели деятельности, функции и направления партнерства, развивающие законодательную базу. Введение ГЧП в систему высшего образования помогает развитию научной деятельности и инфраструктуры вузов. Возможности партнерства развивают кадровое обеспечение регионов, борясь с дефицитом необходимых профессий. Совместная работа с предприятиями развивает подготовку в современных экономических условиях, что в свою очередь усиливает конкурентоспособность выпускников. Но также существуют несовершенства нормативно-правовой базы регионов, которые раскрыты в данной статье. Они могут тормозить развитие ГЧП не только в регионах, но и во всей стране.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), регулирование, нормативно-правовая база, федеральный закон, образование, бизнес-партнер.

Annotation. The current geopolitical situation dictates new conditions for the development of the legislative framework of the Russian Federation. Pet's consider the regulatory framework used in the conditions of public-private partnership (PPP). This article provides examples of the implementation of additions to the regulatory framework of PPP in the regions on the basis of educational institutions. The communities that regulate the development and work in the conditions of PPP are also indicated. Each region has its own models of activity, functions and areas of partnership that develop the legislative framework. The introduction of PPP into the higher education system helps the development of scientific activities and infrastructure of universities. Partnership opportunities develop the staffing of the regions, struggling with the shortage of necessary professions. Joint work with enterprises develops training in modern economic conditions, which in turn enhances the competitiveness of graduates. But there are also imperfections in the regulatory framework of the regions, which are disclosed in this article. They can slow down the development of PPP not only in the regions, but also throughout the country.

Key words: public-private partnership (PPP), regulation, regulatory framework, federal law, education, business partner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.