Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ'

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственно-частное партнерство (ГЧП) / регулирование / нормативно-правовая база / федеральный закон / образование / бизнес-партнер / public-private partnership (PPP) / regulation / regulatory framework / federal law / education / business partner

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянова Екатерина Владимировна

Современная геополитическая обстановка диктует новые условия развития законодательной базы Российской Федерации. Рассмотрим нормативно-правовую базу, применяемую в условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). В данной статье приведены примеры реализации дополнений нормативно-правовой базы ГЧП в регионах на базе образовательных учреждений. Так же указаны сообщества, которые регулируют развитие и работу в условиях ГЧП. В каждом регионе существуют свои модели деятельности, функции и направления партнерства, развивающие законодательную базу. Введение ГЧП в систему высшего образования помогает развитию научной деятельности и инфраструктуры вузов. Возможности партнерства развивают кадровое обеспечение регионов, борясь с дефицитом необходимых профессий. Совместная работа с предприятиями развивает подготовку в современных экономических условиях, что в свою очередь усиливает конкурентоспособность выпускников. Но также существуют несовершенства нормативно-правовой базы регионов, которые раскрыты в данной статье. Они могут тормозить развитие ГЧП не только в регионах, но и во всей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current geopolitical situation dictates new conditions for the development of the legislative framework of the Russian Federation. Fet's consider the regulatory framework used in the conditions of public-private partnership (PPP). This article provides examples of the implementation of additions to the regulatory framework of PPP in the regions on the basis of educational institutions. The communities that regulate the development and work in the conditions of PPP are also indicated. Each region has its own models of activity, functions and areas of partnership that develop the legislative framework. The introduction of PPP into the higher education system helps the development of scientific activities and infrastructure of universities. Partnership opportunities develop the staffing of the regions, struggling with the shortage of necessary professions. Joint work with enterprises develops training in modern economic conditions, which in turn enhances the competitiveness of graduates. But there are also imperfections in the regulatory framework of the regions, which are disclosed in this article. They can slow down the development of PPP not only in the regions, but also throughout the country.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ»

В научных разработках А.Б. Воронцова выделяются три основные линии действий в контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся:

Первая линия представляет собой контрольно-оценочную деятельность педагога, суть которой заключается в контроле и стимулировании учебной деятельности ученика, в оказании психологической поддержки.

Вторая линия - специальная, в которой осуществляются действия контроля и оценки в коллективной деятельности.

Третья линия - «это линия контроля и оценки в самостоятельной учебной деятельности, где на первое место выходит самооценка (внутренняя, рефлекторная) оценка».

Все эти линии, по мнению А.Б. Воронцова, должны взаимодействовать друг с другом и переходить друг в друга в процессе обучения [2, С. 22]. Если рассмотреть эти положения с позиций системного подхода, то линии, обозначенные автором, можно определить как взаимодействующие подсистемы (Ш. Амонашвили) в структуре учебной деятельности, где третья линия может быть представлена как самооценочная деятельность. На необходимость создания общей программы оценочной деятельности учителя и учеников, которая будет основой самоконтроля и самооценки учащихся, указывала в своих работах И.А. Зимняя: «Именно в этих компонентах фокусируется связь деятельностного и личностного, именно в них предметное процессуальное качество переходит в личностное, субъективное качество» [4, С. 283].

Выводы. Феномены самостоятельной работы и самооценочной деятельности представлены как взаимодействующие системы, которые, в свою очередь, являются компонентами системы более высокого порядка - системы обучения. В связи с этим, изменения позиции обучающихся и преподавателя в оценочной деятельности и самостоятельной работе приводят к изменению всех остальных дидактических компонентов обучения и связей между ними.

Неослабевающий интерес ученых к этому феномену проявляется в богатейших исследованиях, в которых подчеркивается, что самостоятельная работа влияет на личностное развитие студента, стимулирует его творческую (научную) активность, развивает самостоятельное продуктивное мышление, способствует более прочному усвоению знаний в процессе обучения.

Литература:

1. Ануфриева, Н.В. Особенности самоконтроля учащихся в системе развивающего обучения: диссертация ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Ануфриева Наталья Владимировна. - Санкт-Петербург, 2000. - 184 с.

2. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности: (Образоват. система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова) / А.Б. Воронцов. - Москва: Рассказовъ, 2002 (ГУП Коломен. тип.). - 303 с.

3. Гвильдис, Т.Ю. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы / Т.Ю. Гвильдис, В.Е. Николашкина // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-4. - С. 76-78

4. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И.А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. -Москва: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2010. -447 с.

5. Лында, A.C. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся / A.C. Лында. - Москва: Высш. школа, 1979. - 159 с.

6. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная деятельность учащихся: дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества / П.И. Пидкасистый. - Москва: Педагогика, 1972. - 184 с.

7. Рапацевич, Е.С. Золотая книга педагога / Е.С. Рапацевич; ред. А.П. Астахов. - Минск: Современная школа, 2010.-720 с.

8. Шафажинская, Н.Е. Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза: Учеб. пособие / Н.Е. Шафажинская; Науч. ред. П.А. Просецкий; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - Москва: МГПИ, 1986 (1987). - 99 с.

Педагогика

УДК 378.4

доцент Аверьянова Екатерина Владимировна

Кумертауский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» (г. Кумертау)

РАЗВИТИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ

Аннотация. Современная геополитическая обстановка диктует новые условия развития законодательной базы Российской Федерации. Рассмотрим нормативно-правовую базу, применяемую в условиях государственно-частного партнерства (ГЧП). В данной статье приведены примеры реализации дополнений нормативно-правовой базы ГЧП в регионах на базе образовательных учреждений. Так же указаны сообщества, которые регулируют развитие и работу в условиях ГЧП. В каждом регионе существуют свои модели деятельности, функции и направления партнерства, развивающие законодательную базу. Введение ГЧП в систему высшего образования помогает развитию научной деятельности и инфраструктуры вузов. Возможности партнерства развивают кадровое обеспечение регионов, борясь с дефицитом необходимых профессий. Совместная работа с предприятиями развивает подготовку в современных экономических условиях, что в свою очередь усиливает конкурентоспособность выпускников. Но также существуют несовершенства нормативно-правовой базы регионов, которые раскрыты в данной статье. Они могут тормозить развитие ГЧП не только в регионах, но и во всей стране.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство (ГЧП), регулирование, нормативно-правовая база, федеральный закон, образование, бизнес-партнер.

Annotation. The current geopolitical situation dictates new conditions for the development of the legislative framework of the Russian Federation. Pet's consider the regulatory framework used in the conditions of public-private partnership (PPP). This article provides examples of the implementation of additions to the regulatory framework of PPP in the regions on the basis of educational institutions. The communities that regulate the development and work in the conditions of PPP are also indicated. Each region has its own models of activity, functions and areas of partnership that develop the legislative framework. The introduction of PPP into the higher education system helps the development of scientific activities and infrastructure of universities. Partnership opportunities develop the staffing of the regions, struggling with the shortage of necessary professions. Joint work with enterprises develops training in modern economic conditions, which in turn enhances the competitiveness of graduates. But there are also imperfections in the regulatory framework of the regions, which are disclosed in this article. They can slow down the development of PPP not only in the regions, but also throughout the country.

Key words: public-private partnership (PPP), regulation, regulatory framework, federal law, education, business partner.

Введение. В условиях современного мира для развития экономики России органам государственной власти необходимо решать вопрос партнерства в различных отраслях. В связи со сложившейся ситуацией сокращается ресурсное финансирование, что, в свою очередь, ухудшает возможности осуществления долгосрочных проектов.

Данная ситуация нуждается в поиске и внедрении современных форм сотрудничества между государством и частным сектором экономики. На сегодняшний день широко внедряется механизм ГЧП во все сферы деятельности, в том числе образование.

С 13 июля 2015 года был принят Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Закон N 224-ФЗ) [10], который включает в себя понятие ГЧП. Данный механизм направлен на развитие совместной работы государства и частного сектора на основании соглашения ГЧП, который включает в себя объединение ресурсов, определение сроков сотрудничества, распределение рисков между партнерами (публичного и частного). Настоящий Федеральный закон необходим для привлечения в развитие отраслей экономики прежде всего частные инвестиции.

Изложение основного материала статьи. Реализация ГЧП регулируется основными законами, такими как Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ) [11] и Закон N 224-ФЗ [10]. Так же существует ряд основных распоряжений и постановлений, конкретизирующих нормативно - правовую базу ГЧП (таблица 1). В регионах органы местной власти вправе дополнять законодательную базу для улучшения ее работы.

Президент Российской Федерации В.В. Путин рекомендовал ГЧП как один из важнейших механизмов реализации социальной политики России [9]. Данная стратегия положительно повлияет на экономический рост субъектов России, в частности, усилит развитие как науки, так и материальной базы вузов. На сегодняшний день улучшается и прорабатывается нормативно-правовая база с учетом потребностей регионов, тем самым допускает более мягкие и прозрачные отношения партеров.

Нами был проведен анализ нормативно-правовой базы на примере нескольких регионов. Одним из первых регионов, разработавший свою законодательную базу в области ГЧП стал Санкт-Петербург, где закон предлагал более гибкий подход к осуществлению ГЧП проектов. Принятые законодательные акты стали в дальнейшем моделью для других регионов [5]. Для создания проектов в ГЧП была создана модель современного научно-исследовательского и образовательного центра (НОЦ), соединившего интересы образования и бизнес сообщества в различных направлениях деятельности (рисунок 2).

Постановлгн! 1С Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. N ЗОЮ "Об утверждении формы приложшя о зак лючении концессионного соглашения с лицом. выступающим с инициативой зшжпешп кониеаноиното соглашения"

Рмшшпа Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2015 г. N 1309 "Об утверждении Правил проведения уполномоченным органом переговоров, связанных с рассмотрением предложен]и: о реализации проекта госузарствекио-чаетного партнерства, проекта ыунпцзшАльно-чдпткого партнерства на предмет оценки эффективности проекта п определения его сравнительного преимущества"

Постановлсетхе Правительства Российской Федерации от декабря 2015 г. N 1348 "Об утверждении Правил рассмотрения публичным партнером предложения о реализации проекта государственно-частного партнерства или проекта муищниально-частного партнерства"

Ра с п оряженне Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 г. N 1738-р "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации"

Постановлендзе Правительства Российской Федерации от 12 декября 2015 г. N 1366 "Об утверждении перечня отдельных прав и обязанностей публичного партнера, которые могут осуществляться уполномоченными им органами п (или) юридическими Лицами в соохвгтствзш С федеральными законами, пнымп нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субьекюв Российской Фелерашш. муниципальными правовыми актами"_

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г N 138-6 "Об утверждении формы предложения о реализации проекта госуларственно-часгного партнерства или проекта муннпнпально-частного партнерства, а также Требований £ сведениям, содержащимся В Предложении О реализации проекта государственно-частного партнерства пли проекта, мунпиипально-частного партнерства"

Российская Федерация. Законы. О государственно-частном. партнерстве, мунцинплльно-частноы партнерстве в Российской Федерации и внесении пшененнй в отдельные законодательные акты Российской Федерашш: Федеральный закон № 224-ФЗ: Цпршсят Государственной Думой 1 июля 2015 г. одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 г. ].

Постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 г. N 1322 "Об утверждении Правил проведения предварительного отбора участников конкурса мл право заключения соглашения о государственио-'исгном партнерстве, соглашения о муниципально-частном. партнерстве"'

Постановление Правительства Российской Федерашш о? 30 декабря 2015 г. N 1490 "Об осуществлении публичным партнером контроля за исполнением соглашения о госуаарствснно-частком партнерстве и соглашения о муниципально-частном партнерстве"

Постановление Правительства. Российской Федеращис от 2! ноября 201 & г. N "Об организации проведения субъектами Российской Федерации в 2019-2024 годах пилоткой лпроблпнк проектов, социального воздействия"

Постановление Правительства Российской Федерлдпп от декабря 20 ¡5 г N 1357 "О порядке направления публичному партнеру заявления о намерении участвовать в конкурсе на право заключения соглашения о госуцарственно-чпстном партнерстве, соглашения о мутил тл льно -частном партнерстве"1

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. N 1514 "О порядхе проведения уполномоченным органом опенки эффективности проекта государственно-частного партнерства, проекта муниципальное чшггного партнерства н определения ил сравнительного преимущества"

Рисунок 1. Нормативно-правовая база ГЧП

Проанализировав Закон Санкт-Петербурга от 25.12.2006 № 627-100 «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» [8], делаем вывод, что для эффективной работы модели НОЦ необходимо наладить регулирование государства через налоговую систему, работу системы финансирования (целевые программы, государственные фонды поддержки), образовательные стандарты и нормативы, также необходимо принять меры в области нормативно-правового регулирования инновационной инфраструктуры. Законодательная база поможет урегулировать вопросы ответственности сторон и поспособствует развитию инноваций в различных областях деятельности.

Рисунок 2. Направления деятельности НОЦ в составе предприятия [4]

Также был проведен анализ проектов ГЧП в Республике Коми, одним из которых стал прототип профессионального стандарта специальности строительной отрасли, который разрабатывался совместно с Сыктывкарским государственным университетом, строительными организациями и министерством образования высшей школы республики. Данный проект регулировался нормативно-правовой базой республики законом № 112- РЗ «Об участии Республики Коми в государственно-частном партнерстве» от 4.10.2010 г. [12]. Для реализации партнерства был создан межведомственный координационный совет по вопросам кадровой политики, который включал в себя функции каждого из партнеров (рисунок 3). Можно сделать вывод, что до создания закона на федеральном уровне в регионах велась проработка нормативно-паровой базы, необходимой для реализации ГЧП, но детальная регламентация в Российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует.

Образовательные учреждения Работодатели и их ассоциации

— разработка и предложение учебных программ и учебных ппанов; — разработка и внесение предложений по изменениям стандартов; — краткосрочное прогнозирование; — самоконтроль образовательных программ; — планирование выпуска специалистов; — инициатива к социальному диалогу Планирование Прогнозирование Координация Мотивация Контроль — оценка качества подготовки выпускников по стандартам, согласованным со всеми участниками; — участие в процессе разработки стандартов; — мотивация на подготовку специалистов высокого качества; — прогнозирование в рамках структуры развития организации: — контроль качества соответствующих специалистов; — планирование потребности в кадрах

— использование административного ресурса для координированной деятельности участников СП; — прогнозирование размещения производительных сил региона на долгосрочную перспективу; — контроль за реализацией программ развития региона; — планирование социального заказа на подготовку кадров; — обобщение задач СП и координация действий, связанных с принятием решений в области СП

Коммуникации

— координация деятельности участников СП; — внесение изменений в нормативную правовую базу; — прогнозирование потребности в кадрах по отраслям; — контроль выполнения задач отраслевого развития; — коммуникации и интеграция на отраслевых/профессиональных уровнях

Органы госвласти Профсоюзы

Рисунок 3. Функции партнерства в сфере профобразования Республики Коми [6]

Проведя обзор нормативно-правовой базы в области ГЧП регионов, можно сделать вывод, что в регионах чаще всего создаются региональные ресурсные центры на базе ведущих образовательных учреждений. Одним из примеров является

Белгородская область, где на основании существующей законодательной базы был принят ряд дополнений в виде региональных поправок, направленных на развитие партнерства образовательных учреждений и предприятий региона в виде профессиональной подготовки будущих специалистов, переподготовки и повышении квалификации кадров предприятия [2]. Также существуют дополнительные соглашения о государственно-частном партнерстве, которые включают в себя права и обязанности предприятий-партнеров и учебных организаций, соответственно предприятия -партнёры имеют право вносить свои коррективы в управление деятельностью учебного заведения, учувствовать в аттестационных комиссиях, в составлении образовательных программ. Дополнительные соглашения включают в себя дополнения в виде дуального обучения, инвестиционного кредита и так далее. Но одним из минусов законодательной базы стало привлечение более крупных бизнес партнеров, так как в нормативно-правовых документах указывается временный характер сохранения права собственности государства без привлечения финансов, поэтому участие малого и среднего бизнеса практически невозможно, так как не каждая компания сможет выполнить условия. Тем не менее, внесенные дополнения улучшили сбалансированность рынка труда и эмиграции из региона [2]. Таким образом, органы местной власти, усиливая работу предприятий с учебными заведениями, влияют на развитие трудовых ресурсов региона.

В Тюменской области создана региональная модель ГЧП, которая работает в связке частного бизнеса, образовательных учреждений и органов управления (рисунок 4) [3; 4]. Также данная модель четко разделяет функции каждого из партнеров, которые направлены на решение общих задач в развитии региона, совместной подготовки кадров непосредственно для региональных предприятий. В данном случае нормативно-правовая база несет ограничивающий характер, решая кадровый вопрос в пределах своего региона.

Выводы. Объединение органов государственного и муниципального управления, образовательных учреждений и частного бизнес сообщества через региональные управления ГЧП выступает важнейшим двигателем в подготовке кадров, повышении квалификации специалистов для регионов. Высшие учебные заведения являются источниками новых знаний, для апробирования которого необходимо финансирование со стороны органов власти и частных партнеров. В то же время без внедрения современных технологий и квалифицированных специалистов, страна не может стать конкурентоспособной, поэтому органы власти и бизнес сообщество нуждаются в новых открытиях и конкурентоспособных кадрах, умеющих создавать и пользоваться технологическим прогрессом. Несмотря на положительные стороны ГЧП, также имеется ряд проблем: ограниченность рамками подготовки кадров для определенного региона; малый и средний бизнес в большинстве случаев не может участвовать в программах ГЧП ввиду ограничений, связанных с количеством работников, финансовой обеспеченностью и финансированием со стороны государства; отсутствие детальной регламентации ГЧП в Российском законодательстве. Поэтому существует потребность в усовершенствовании нормативно-правовой базы ГЧП с учетом всех региональных особенностей для улучшения механизмов взаимодействия в каждом регионе.

1. Аленина, И.В. О совершенствовании правового регулирования практической подготовки лиц, обучающихся в высших учебных заведениях / И.В. Аленина // Вестник ОмГУ. Серия. Право. - 2022. - №1. - С. 56-61

2. Герасименко, O.A. Реализация ГЧП в создании сети региональных ресурсных центров Белгородской области / O.A. Герасименко, Ж.Н. Авилова // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - №8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/realizatsiya-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-v-sozdanii-seti-regionalnyh-resursnyh" tsentrov-belgorodskoy-oblasti

3. Гремин, В.Л. Государственно-частное партнерство в образовании / В.Л. Гремин // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. -2010. -№2. - С .33-35

4. Гфремов, Д.Н. Типология форм ГЧП в сфере образования / Д.Н. Гфремов // Экономический журнал - 2012. - №25. -С. 120-128

5. Жгулев, Г.В. Государственно-частное партнерство в области подготовки и переподготовки кадров для региона / Г.В. Жгулев // Организатор производства. - 2014. - №3 (62). - С. 91-97

6. Ирхин, В.Н. Проблемы и перспективы развития системы дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров вузов России / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина, Ф.И. Собянин, А.О. Кравец // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2023. - №2. - С. 242-25

образовательные учреждения

Рисунок 4. Модель деятельности регионального института ГЧП в сфере образования

Литература:

7. Лепихина, С.Н. Образовательный аутсорсинг как институт функциональной интеграции субъектов сферы профессионального образования в условиях формирования российской экономики компьютерно-сетевого знания / С.Н. Лепихина // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2020. - №4 (39). - С. 163-175

8. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2006 №1429 о проекте закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lawrussia.ru/texts/legal_305/doc305a409x916.htm

9. РИА Новости. -2012. -URL: https://ria.ru/20120316/596800369.html/(дата обращения: 19.08.2023)

10. Российская Федерация. Законы. О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 224-ФЗ: [принят Государственной Думой 1 июля 2015 г. одобрен Советом Федерации 13 июля 2015 г.] [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/420287401

11. Федеральныйзаконот 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон N 115-ФЗ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_rAW_54572/

12. Zimina, I.V. Bmployment of state-private partnership instruments in activisation of innovations in educational environment of the region / I.V. Zimina 11 University management: practice and analysis. -2011. - №5. - Pp. 45-47

Педагогика

УДК 5.8.7

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Светлова Анна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования инновационных технологий в воспитательной практике образовательных организаций. Сегодня вопросам духовно-нравственного воспитания отводится приоритетная роль. В статье обосновывается возможность использования технологии кейс-стади в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Актуальность внедрения метода кейсов в практику высшего профессионального образования обусловлена общими тенденциями развития образования. В первую очередь это ориентация на развитие способностей личности, в том числе аналитических, умений принимать автономные рациональные решения. Вторая вытекает из требований к современному специалисту, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях, в том числе в ситуациях нравственного выбора. В статье приведены результаты экспериментальной работы по созданию кейсов духовно-нравственной направленности в процессе профессиональной подготовки студентов - будущих педагогов практику воспитания обучающихся средней школы. Доказана эффективность кейс-технологии в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Приведены примеры кейсов.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, технология кейс-стади, профессиональная подготовка студентов, высшее профессиональное образование, морально-нравственные проблемы, моральная дилемма.

Annotation. The article is devoted to the problem of using innovative technologies in the educational practice of educational organizations. Today, issues of spiritual and moral education are given a priority role. The article substantiates the possibility of using case study technology in the spiritual and moral education of students. The relevance of introducing the case method into the practice of higher professional education is determined by the general trends in the development of education. First of all, this is a focus on developing individual abilities, including analytical ones, and the ability to make autonomous rational decisions. The second follows from the requirements for a modern specialist, who must have the ability to behave optimally in various situations, including situations of moral choice. The article presents the results of experimental work on creating cases of spiritual and moral orientation in the process of professional training of students - future teachers, the practice of educating secondary school students. The effectiveness of case technology in the spiritual and moral education of students has been proven. Bxamples of cases are given.

Key words: spiritual and moral education, case study technology, professional training of students, higher professional education, moral problems, moral dilemma.

Введение. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», целью российского образования выступает интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развития человека.

Современное образование, наряду с передачей учащимся знаний, выдвигает на первый план также воспитание личности, в связи с этим особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию. Под духовно-нравственным воспитанием понимается «педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию» [3, С. 8].

В настоящее время в системе образования важную роль играет применение интерактивных методов. Необходимость использования таких технологий сформулирована в федеральных образовательных стандартах. Сегодня в работе педагога на первый план выходят наиболее современные интерактивные методы обучения и воспитания, включающие в себя совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций и творческую деятельность. В связи с этим особую актуальность и значительное влияние на процесс духовно-нравственного воспитания приобрело применение метода кейсов.

Изложение основного материала статьи. Под технологией «case-study» подразумевается методика ситуативного обучения, основанная на реальной действительности и реальных проблемах, требующая от учащегося целесообразного решения в предложенной ситуации [2, С. 93]. Данная методика включает в себя постановку проблемы и описание конкретной ситуации, а также дополнительные методические материалы. По мнению О.И Мезенцевой, «цель данной методики - анализ ситуации (кейса) совместными усилиями группы (учеников, студентов и т.д.) и выработка практического решения. Технология кейс-стади направлена на совершенствование навыков работы с информацией; осмысление значения деталей, описанных в ситуации; принятия решений, слушания и понимания других людей; навыков групповой работы» [5, С. 61]. Применение данного метода воспитания предполагает применение различных видов аналитической деятельности для осмысления ситуации, поиска возможных вариантов разрешения противоречия и формирования видения относительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.