ОТ РЕДАКТОРА
научные подходы к рассмотрению ожидания как деятельности
М. В. Наянова
В публикации представлен анализ подходов к изучению ожиданий. Ожидания рассматриваются с точки зрения их носителей, определяющих факторов, связи содержания деятельности с ожидаемым событием, социальных следствий тех или иных ожиданий. Сделан обзор статей, размещенных в настоящем издании. Статьи вошли в два тематических раздела: «Ожидание как социальное состояние индивида» и «Ожидание как элемент общественного функционирования». Ученые представили свои исследования ожиданий в разных сферах: в сфере общего образования как ожидания педагогов и родителей, в сфере высшей школы, где ожидания рассматриваются как педагогическая задача, в сфере образования пожилых. проблематика соотношения ожиданий и реальности представлена сферами экономики, политики, гендерных отношений.
Ключевые слова: ожидания, социальные ожидания, ожидание как деятельность.
Ожидания являются предметом исследования практически всех гуманитарных и социальных наук. при этом каждая из них изучает свою сторону этого явления, тем самым раскрывая различные аспекты понятия «ожидание». Так, в психологических и социально-психологических исследованиях под ожиданиями принято понимать особый образ, в котором главную роль иг- Q6 авторе-рают неосознанные психологические состояния Наянова Марина личности, базирующиеся на ее предшествующем Венедиктовна опыте (установки). В социальной теории ожида ний последними называют особый вид требова ния относительно следования образцам ГБОУВпО «Самарская поведения и выполнения социальных норм. В эко- государственная номических и политических исследованиях ожидания в целом рассматриваются как основанные на имеющейся информации прогнозы будущих Адрес для переписки: событий. Точкой соприкосновения в междисцип- Россия, 443001, Самара, линарном сотрудничестве может стать изучение Ул^6Молодогвардейская, ожиданий как феномена, где определяющим эле- . ментом является деятельность. Этот подход поз- E-mail: mnu@nayanova.edu
канд. пед. наук, д-р экон. наук, профессор, ректор
о6ластная академия (Наяновой)».
воляет, с одной стороны, раскрыть сущностные особенности этого явления, а с другой, по-новому подойти к исследованию других социальных процессов, взаимосвязанных с ожиданиями.
В настоящее время в российской науке наблюдается рост интереса к проблеме ожиданий, что привело к активному участию философов, психологов, экономистов, педагогов в конференции «Социальные ожидания и их последствия в педагогическом процессе», проведенной на базе СГОАН в 2015 году, а также в международной научной конференции «Ожидание как деятельность», которая прошла там же 1-2 апреля 2016 года. Конференции были организованы в рамках исследовательского проекта РГНФ «Социальные ожидания субъектов образовательного процесса как фактор развития одаренности детей школьного возраста» (проект 15-06-10726).
Особенностью проведения конференции «Ожидание как деятельность» явилась организация предварительного дистанционного обсуждения тезисов докладчиков на сайте журнала «Социальные явления». Все тезисы получили отклики в виде вопросов и комментариев других участников, что в дальнейшем оказало влияние на доработку авторами своих выступлений и оформление их в статьи. Очный формат конференции вылился в плодотворный обмен мнениями ученых-исследователей со всего постсоветского пространства. По материалам конференции подготовлено два взаимно дополняющих выпуска журнала международных исследований "Социальные явления». Настоящий номер журнала освещает вопросы ожидания как социального состояния индивида. В следующем выпуске опубликованы работы, исследующие ожидание как элемент общественного функционирования.
Центральной темой опубликованных здесь работ является деятельност-ное содержание ожидания. Базовые положения для понимания ожидания как формы социальной деятельности изложены в работе А. В. Нечаева «Желания и ожидания: социально-философский взгляд», опубликованной в предыдущем выпуске журнала. Вместе с тем участники этой конференции использовали различные подходы при изучении ожиданий.
первый подход определяет этот феномен как сформированный у субъекта особый образ, воздействуя на который мы можем достигать определенных целей. Такая постановка проблемы весьма популярна среди педагогов, отмечающих, что наличие у студентов и учеников социальных ожиданий относительно изучаемого материала повышает их включенность в образовательный процесс и, как следствие, делает его более продуктивным. Так, О. В. Бородина и С. А. Швалова на уроках литературы предлагают формировать у школьников «читательские прогнозы» при знакомстве с новым произведением, а также использовать эти прогнозы как одну из форм контроля. Схожа позиция И. И. Коган, подчеркивающей, что актуализированные ожидания студентов относительно учебной дисциплины являются для них определенным проектом, над реализацией которого они должны работать в течение всего учебного курса. Актуализировать такие ожидания автор предлагает путем анкетирования студентов в начале и по итогам изучения предмета. В. Г. Ермаков делает акцент на взаимосвязи качества ожиданий уча-
М. В. Наянова
щихся и той педагогической помощи, которая была им оказана. Эффективность искусственного формирования педагогами социальных ожиданий у студентов подтверждается результатами эмпирических исследований, изложенных в статьях названных выше авторов.
Второй подход к изучению ожиданий основан на том, что этот феномен уже является результатом какого-либо социального процесса или явления и, как следствие, может выступать его индикатором. В рамках этого подхода ученые исследовали широкий круг проблем, затрагивающих различные аспекты социальной реальности.
Значительное число работ посвящено изучению социальных ожиданий как показателя, характеризующего текущее состояние той или иной социальной группы, а также выявляющего намеченные в ней проблемы. Такими группами были педагоги (А. А. Гудзовская, О. К. Самарцева, Е. Ю. Романова и М. С. Мышкина), родители (О. А. Камзина), молодежь (М. А. Головчин), семья (С. И. Кузнецова, Т. И. Дрынкина), пожилые (Е. А. Песина). Собранный эмпирический материал А. А. Гудзовской, О. К. Самарцевой и Е. Ю. Романовой позволил выявить ключевые проблемы профессиональной группы учителей, связанные с ролью позиции учителя, престижа этой профессии, назначения всей образовательной системы в культуре. М. А. Головчин на примере динамики изменений жизненных ожиданий молодежи Вологодской области выявляет связь этих ожиданий с экономическим положением и благосостоянием этой социальной группы. С. И. Кузнецова и Т. И. Дрынкина, используя различную методику, изучают гендерные ожидания супругов по отношению к детям и друг к другу; однако оба автора приходят к выводу о значимости этих ожиданий при формировании стратегии поведения в семье. Е. А. Песина исследует социальные ожидания пожилых людей и их роль в качестве жизни человека на примере анализа работы «Университета пожилых» (г. Самара).
Часть авторов рассматривают ожидания в контексте взаимодействия различных социальных субъектов в области профессиональных и межличностных (семейных) отношений, а также в сфере управления. Теоретической работой в рамках этой проблематики является статья И. С. Поповича, который приходит к выводу, что ожидания - это результат коммуникативно-ролевого взаимодействия; и хотя они «принадлежат личности», но в то же время выступают продуктом целой социальной системы.
Статья М. Р. Арпентьевой посвящена взаимодействию психолога-консультанта с клиентом в ситуации конфронтации их социальных ожиданий. Автор выводит типологию конфронтаций, выступающей средством оценки эффективности этого взаимодействия, а также формулирует основные условия, обеспечивающие оптимальную модель сотрудничества психолога и клиента.
Подводя итог, мы можем отметить чрезвычайное разнообразие ситуаций современной действительности, в которых ожидания играют существенную роль, влияя на результаты взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов. Исследование ожиданий, их типологизация, а также
методы изучения являются актуальными задачами современной науки. Вместе с тем данные, представленные в этом выпуске журнала, могут стать базой для проведения новых исследований в сфере педагогики, психологии, политологии, философии и экономики. Кроме того, значительная часть статей содержит рекомендации по применению полученных результатов исследования на практике. В заключение необходимо подчеркнуть, что предложенные подходы к изучению ожиданий, а также проблематика исследования не являются исчерпывающими ввиду многогранности этого явления и его значимости практически для всех сфер социальной реальности.