ОТ РЕДАКТОРА
ФАНТОМ - НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ
В течение последних двух лет журнал международных исследований «Социальные явления» публиковал работы, посвященные ожиданиям. Мы предлагали авторам обратить особое внимание на ожидания в сфере образования, и, еще более конкретно, ряд статей, опубликованных в журнале 2015 и 2016, касаются вопросов одаренности. Кроме того, в течение 2015-2016 гг. Институт изучения общественных явлений совместно с Самарской государственной областной академией (Наяновой) проводил исследование социальных ожиданий в отношении одаренности. Был собран и осмыслен обширный материал по этой проблематике. Это позволяет сейчас нам и нашим авторам критически взглянуть на процесс познания социальных явлений в сфере образования и проблему одаренности в частности. Методологически такую критику можно осуществить через понятие фантома, что мы и предложили сделать нашим авторам в этом выпуске журнала «Социальные явления».
«Фантом (призрак, иллюзия) - это образ чего-либо без своего содержания, существование без сущности» [Нечаев, 2016]. Многие социальные явления требуют создания таких образов: образов ожидаемого, желаемого, должного и проч. Социальная деятельность всегда опосредована, значит, образ возможного будущего является необходимым элементом ее осуществления. Поэтому без фантомов нельзя обойтись в социальной реальности. Другой вопрос, какие это фантомы и как мы их учитываем в своей деятельности.
Ряд авторов этого номера указывают на то, что тот или иной фантом опасен или вреден. здесь нужно заметить, что фантомы деструктивны в первую очередь тогда, когда их не отделяют от объективной действительности. Существование образов желаемого, ошибочных образов нужно учитывать в познавательном процессе, но именно как образы, а не как элементы объективной действительности. (Вопросы роли образов желаемого и ожидаемого в познании уже обсуждались в предыдущем номере Социальных явлений [Черноиваненко, 2016; Быков, Быков, 2016]). Когда фантомы принимают за отражение объективной действительности, подменяют ими научные понятия, то действительность становится недоступна для познания и осознанного целенаправленного изменения. Это касается в полной мере как познания физических процессов, так и социальных.
В области образования функционирует, пожалуй, особенно много фантомов, потому что образование и воспитание требуют взаимодействия с будущим, здесь господствуют ожидания и желания. Поэтому эта сфера общества особенно нуждается в том, чтобы отделить фантомы от действительности.
Социальные явления. 2016 (6)
Общую тему одаренности как фантома в социальных ожиданиях авторы этого номера рассматривали с точки зрения разных научных дисциплин, и, конечно, каждый по-своему формулировал конкретную научную проблему. При этом коллективное размышление происходило вокруг следующих основных вопросов. Во-первых, как существуют фантомы в социальной реальности, каковы их корни и особенности функционирования? Во-вторых, как учесть ожидания или как устранить деструктивные фантомы посредством педагогических техник? Далее, а насколько вообще адекватны реальности наши представления о том, что одаренность воспитывается и развивается в практике средней школы, в деятельности учащихся и педагогов? Наконец, какие последствия имеют существующий образ одаренности и давление соответствующих ожиданий на развитие личности одаренных детей? Эти основные вопросы и определили структуру содержания выпуска.
для выявления закономерностей существования фантомов в социальной реальности необходимо исследовать, во-первых, разнообразные случаи, а во-вторых, вооружиться инструментами разных наук. В обществоведческом исследовании д-р Маззоли Смит из Университета ньюкасла показывает, что существующий спор между сторонниками различных подходов к одаренности имеет свои параллели в общественной практике и в политической идеологии. Фантомным автор считает так называемый «традиционный» подход к одаренности как врожденному свойству, поддающемуся измерению. С этим автором солидарна Е. А. Песина, которая приводит доводы в пользу того, что определение одаренности - важная социальная проблема, поскольку практика создания таких образов одаренности, которые отвечают желаниям исследователя, но не соответствуют действительности, может провоцировать возникновение социального неравенства. В работе А. А. Проскуриной используются методы лингвокультурологии, автор рассматривает формы представления одаренности в субъективной реальности педагогов и социальное значение этих представлений. А. В. Нечаев исследует процессы создания симулякра - «фантома глупости». Описанные в этом гносеологическом исследовании процессы могут быть, на наш взгляд, типическими и в этом смысле, безусловно, подводят ученых к познанию закономерностей существования фантомов. Раздел завершается работой в области теоретической экономики, в которой автор, И. А. Нечаев, изучает фантомный характер ожиданий, описываемых в наиболее влиятельных экономических моделях.
В статьях, опубликованных во втором разделе, проблематика переносится с вопросов существования фантомов на способы взаимодействия с ними посредством педагогических инструментов. В частности, И. И. Коган проводит анализ практики работы с детьми, одаренными в области литературы, и показывает, что действующие критерии и практики отбора и развития одаренности детей в этой области не адекватны ни действительной природе одаренности, ни особенностям литературной деятельности. И. И. Коган предлагает иные принципы педагогической работы для развития литературной одаренности. В. Г. Ермаков вторит предыдущему автору, выступая с критикой текущих подходов к одаренности, но уже в области математического образования. Он настаивает на том, что «особенности дидактики могут сделать одного и
того же человека и неспособным, и выдающимся». В своей статье В. Г. Ермаков предлагает ряд методик, способствующих развитию математической одаренности. Л. Н. Харченко на основании проведенного анализа показывает, что социальные ожидания от выпускников технических вузов содержат представления о необходимости профессиональной креативности. Для ответа на эти ожидания автор предлагает использовать разработанные и апробированные им педагогические условия формирования креативного специалиста.
Исследования, опубликованные в третьем разделе номера, - это попытки определить особенности взаимосвязи средней школы и одаренности. М. С. Мышкина и А. А. Гудзовская собрали и проанализировали обширный эмпирический материал и выяснили, что в ожиданиях учащихся школа практически не связана с развитием их способностей и одаренности. Эмпирическое исследование личности школьных педагогов позволило Н. А. Солововой и Е. А. Павловой сделать вывод о том, что школьные педагоги в целом не готовы к работе с одаренными детьми.
В заключительном разделе выпуска журнала рассматриваются ожидания успешности как негативный фактор развития личности ребенка. М. Р. Арпентьева подходит к этой проблеме с точки зрения социальных взаимодействий ребенка и видит ее практическое решение в обучении одаренных детей техникам самораскрытия. Две работы начинающих ученых также опубликованы в этой части журнала (рубрика «Экспериментальная площадка). Е. Ф. Новгородова представила обзорную статью, в которой продемонстрировала, что одаренность и перфек-ционизм рассматриваются современными учеными как взаимосвязанные явления. А. Е. Коцуба и Т. Ю. Курышкина представили собственное эмпирическое исследование синдрома отличника и его связи с наличием ситуации оценки.
Желаем читателям нашего журнала познавательного знакомства с материалами этого номера и надеемся на то, что наше коллективное размышление станет основанием для дальнейших научных дискуссий, в том числе на страницах других номеров нашего журнала, на нашем сайте в интернет (http://socialphenomena.org) и на наших научных конференциях.
А. А. Проскурина
Редактор выпуска
Примечания:
1 Быков Р. А., Быков А. А. Социальные ожидания: от теории к управленческим практикам // Социальные явления — журнал международных исследований. — 2015. — № 2 (5). — С.71-79.
2 Нечаев А. В. Фантомность глупости или А. С. Грибоедов как зеркало новой реальности // Социальные явления - журнал международных исследований. — 2016. — № 3(6). — С. 32-50.
3 Черноиваненко Ю. О. Роль ожиданий ученых в процессе научного познания // Социальные явления - журнал международных исследований. — 2016. — № 2(5). — С. 44-50.