Научная статья на тему 'Социальные ожидания в отношении одаренных детей с позиций когнитивной психологии'

Социальные ожидания в отношении одаренных детей с позиций когнитивной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
473
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / ОДАРЕННОСТЬ / СУБЪЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ / КАТЕГОРИИ ВОСПРИЯТИЯ / SOCIAL EXPECTATIONS / GIFTEDNESS / SUBJECTS OF PEDAGOGICAL PROCESS / SOCIAL PERCEPTION / CATEGORIES OF PERCEPTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гудзовская Алла Анатольевна, Шалаева Наталья Юрьевна

Описывается один из подходов к решению проблемы развития детской одаренности в условиях образовательного учреждения. В экспериментальных исследованиях показано, что социальные ожидания в отношении детской одаренности часто играют роль самосбывающихся пророчеств. На основе идей Дж. Брунера рассматриваются условия формирования перцептивной готовности педагогов к восприятию явных или потенциальных способностей каждого ребенка через формирование категории восприятия «одаренность». Среди таких условий формирование установки педагогов на оценку нетипичного детского поведения преимущественно как на проявление его уникальности. Обосновывается необходимость специальной подготовки педагогов по целенаправленному развитию детской одаренности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL EXPECTATIONS IN RELATION TO GIFTED CHILDREN IN TERMS OF COGNITIVE PSYCHOLOGY

The paper describes approach to solving the issue of children’s giftedness and its development in educational institutions. Social expectations for giftedness often play the role of self-fulfilling prophecies. The approach is based on Jerome Bruner‘s ideas. In the article it is considered the conditions of formation of teachers’ willingness to perceive explicit or potential abilities of each child by means of the formation of perceptual categories such as “giftedness”. Among such conditions it is reported formation of pedagogues’ attitude toward assessment of children’s uncharacteristic behavior previously as manifestation of uniqueness.

Текст научной работы на тему «Социальные ожидания в отношении одаренных детей с позиций когнитивной психологии»

Педагогическая психология

УДК 159.922.76-056.45 DOI: 10.14529/psy160408

ББК Ю925.1 + Ю962.1-724

СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ В ОТНОШЕНИИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ С ПОЗИЦИЙ КОГНИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ

А.А. Гудзовская1, НЮ. Шалаева2

1 Самарская государственная академия (Наяновой), г. Самара

2 Институт изучения общественных явлений, г. Самара

Описывается один из подходов к решению проблемы развития детской одаренности в условиях образовательного учреждения. В экспериментальных исследованиях показано, что социальные ожидания в отношении детской одаренности часто играют роль самосбывающихся пророчеств. На основе идей Дж. Брунера рассматриваются условия формирования перцептивной готовности педагогов к восприятию явных или потенциальных способностей каждого ребенка через формирование категории восприятия «одаренность». Среди таких условий - формирование установки педагогов на оценку нетипичного детского поведения преимущественно как на проявление его уникальности. Обосновывается необходимость специальной подготовки педагогов по целенаправленному развитию детской одаренности.

Ключевые слова: социальные ожидания, одаренность, субъекты педагогического процесса, социальная перцепция, категории восприятия.

Социальные ожидания (экспектации) -психологическая готовность человека к определенному поведению другого человека или группы в ситуации взаимодействия. Социальные ожидания обусловлены предшествующим опытом человека, нормами, существующими в социокультурной ситуации, характеристиками ролей и статусов тех лиц, которые находятся в ситуации взаимодействия. Ожидания являются традиционным предметом исследований социологов, изучаются в политологии. Социальная психология также ставит перед собой задачи изучения влияния ожиданий на поведение участников взаимодействия.

В связи с этим отдельной задачей исследования является рассмотрение социальных ожиданий субъектов образовательного пространства в отношении одаренности. Проблема представляется значимой в связи с тем, что существует социальный заказ на поддержку и развитие детской одаренности, а современная школа испытывает определенные сложности в выявлении детской одаренности, ее поддержке и развитии. Необходимы психолого-педагогические технологии, помогающие формированию у педагогов достаточных компетенций для различения детской одаренности в процессе обучения и конструктивного ее «выращивания». Авторами настоящей публикации вы-

двинуто предположение, что одним из препятствий на пути различения детской одаренности педагогами являются несоответствующие социальные ожидания.

Ошибки индикации одаренности

При индикации одаренности возможны два типа самых общих ошибок. Первый тип ошибок заключается в том, чтобы не замечать в одаренном ребенке его одаренности, второй - считать ребенка одаренным в тех случаях, когда он таковым не является. Первые ошибки, достаточно распространенные среди взрослых, приводят к тому, что ребенок вместо поддержки своей одаренности, сопровождающейся типичными сложностями характера и проблемами социальной адаптации, получает критику и непонимание. Последствия такого рода педагогических ошибок всегда негативны, потому что невозможность самореализации сказывается и на субъективном благополучии человека.

Второй тип ошибок, связанный с готовностью взрослого видеть в ребенке потенциал тех или иных способностей при их фактическом отсутствии, приводит к тому, что при правильном взаимодействии с ребенком его результатом зачастую является развитие тех способностей, которые изначально не фикси-

ровались. О положительном эффекте такого рода ошибки свидетельствуют результаты известных экспериментов Р. Розенталь и Л. Джейкобс, которым удалось зафиксировать влияние ожиданий учителей на познавательный прогресс учащихся (Rosental, 1966). Если педагоги, опираясь на ложную информацию, ожидают от учащихся высоких интеллектуальных достижений, то они начинают вести себя по отношению к ним более дружелюбно, стремятся воодушевить их. Дети чувствуют новое отношение к себе, что способствует улучшению их учебной деятельности, поскольку представления детей о себе, их собственные ожидания и мотивация, а также когнитивный стиль, умения и навыки изменяются к лучшему (Бернс, 1986).

Кроме того, среди отечественных психологов есть сторонники идеи, согласно которой каждый ребенок потенциально одарен (Савенков, 2010; Юркевич, 2015). Например, А.И. Савенков пишет: «Способность мыслить, творить есть у каждого человека - именно этим он отличается от животного. Это дар природы человечеству. Кто-то может воспользоваться этими способностями с большим толком, кто-то с меньшим, но наделен этим даром каждый. Можно с уверенностью сказать только одно - в развитии, в специальном развитии нуждается интеллектуально-творческий потенциал всех детей: и одаренных, и тех, кто по каким-то причинам к этому разряду не отнесен» (Савенков, 2010).

Таким образом, проблема различения одаренности преобразуется в другую: как научить педагога воспринимать каждого ребенка потенциально одаренным?

Перцептивная готовность

в теории Дж. Брунера

В связи с этим представляет интерес использование возможностей когнитивистского подхода к изучению социальных феноменов, в том числе социальных ожиданий. С позиции когнитивной психологии как одного из важнейших быстро развивающихся направлений современной психологической науки, социальное поведение следует рассматривать при помощи описания познавательных процессов человека.

По мнению Г.М. Андреевой, общая линия связи между познавательными процессами и социальным поведением прослеживается следующим образом: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные ин-

терпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, атти-тюды, которые и выступают регуляторами социального поведения (Андреева, 2004).

Феномены «ожидания» и «социальные ожидания» у различных представителей когнитивной психологии часто выступают в роли предмета исследования, объяснительного принципа, механизма тех или иных процессов.

На основании экспериментальных исследований восприятия, проведенных Дж. Бруне-ром, им было предложено свойство восприятия «избирательность» дополнить понятием категоризации. Все, что воспринимает человек, приобретает значение, связанное с тем, с каким классом перцептов оно группируется, к какой категории он его относит. Категории выступают некими правилами, по которым воспринимаемое индивидом относится к определенному классу (Брунер, 1999).

Соответствие реальности ее репрезентации в восприятии является в некотором смысле гипотетичным, требующим проверки. Индивид, по мнению Дж. Брунера, в ситуации восприятия находится с определенными ожиданиями, гипотезами, предположениями относительно того, как взаимодействовать с воспринимаемым объектом. Гипотеза выступает как регулятор восприятия, «подсказывая» к какому классу нужно отнести объект, как его категоризовать. В акт восприятия включена также проверка этой первоначальной гипотезы. Принятие гипотезы зависит от системы обстоятельств. Среди таких обстоятельств Дж. Брунер называет «силу гипотезы», которая зависит от частоты ее прежних подтверждений, от социальных и эмоциональных последствий прежних предположений, от согласия с гипотезами других, от ее монопольности (когда других гипотез нет), наконец, от включенности гипотезы в определенную систему (Брунер, 1977, с. 88). Свои идеи Дж. Брунер проверяет, иллюстрирует и доказывает, ставя разные эксперименты. Идеи Дж. Брунера и результаты экспериментов позволили ему и его коллегам сделать вывод о том, что при принятии перцептивного решения очень высок вклад субъекта восприятия, который постоянно дает оценку воспринимаемому, рассматриваемому всегда в связи с различными социальными факторами, с конкретными жизненными обстоятельствами.

Гудзовская А.А., Шалаева Н.Ю.

Социальные ожидания в отношении одаренных детей с позиций когнитивной психологии

Категории, которые у человека выступают в качестве гипотез восприятия, различаются по их готовности, т. е. по легкости, с которой перцепт можно к ней отнести. Эта готовность зависит от ожидаемой вероятности явления и от активности воспринимающего субъекта (Брунер, 1999, с. 141). По мнению Дж. Брунера, можно осуществлять «обучение» категориям, их системным свойствам, их связям с другими категориями.

Представляется важным соотнести выводы Дж. Брунера с социальными ожиданиями субъектов образовательного пространства в отношении одаренности. Для того чтобы педагоги категоризовали поведенческие проявления ребенка как проявления одаренности, необходимо наличие нескольких предварительных условий.

Во-первых, у педагога должна быть сформирована категория «одаренность», чтобы содержание перцепции можно было относить к этой категории. Вместе с тем, часто такая сформированная категория является достаточно бедной, не отражающей всего многообразия проявлений детской одаренности (Гудзовская, 2015). Таким образом, в подготовке педагогов должно быть обращено внимание на вопросы формирования категории «одаренность», с учетом ее поведенческих проявлений в детском возрасте, личностных особенностей одаренного ребенка и пр.

«Сила гипотезы», то есть возможность быть использованной в конкретной ситуации взаимодействия педагога с ребенком, по Дж. Брунеру, складывается из нескольких обстоятельств:

1) частота ее подтверждений;

2) положительные социальные и эмоциональные последствия использования этой категории;

3) распространенность, принятость категории «одаренность» в педагогическом сообществе;

4) категория «одаренность» должна иметь преимущества при оценке педагогом нетипичного и уникального поведения ребенка по сравнению с другими категориями, например, «недисциплинированный», «своенравный»;

5) включенность категории «одаренность» в систему педагогических действий, чтобы педагог имел технологии взаимодейст-

вия с детьми, чье поведение он маркировал категорией «одаренность».

Условия формирования

перцептивной категории

«одаренность»

Описание условий формирования готовности человека к использованию конкретной категории «одаренность» позволяет планировать технологии подготовки педагогов в этой сфере.

Условие 1. Частота подтверждений гипотезы о том, что уникальное поведенческое проявление ребенка является признаком его одаренности. В обычной практике педагог не может часто получать такого подкрепления по разным причинам, например, потому, что результаты его деятельности отсрочены. Способности ребенка не находят реализации и «гаснут», если к нему не относиться как к одаренному. Для соблюдения этого условия формирования категории «одаренность» у взрослых возможно проведение тренировок, например, с помощью специально подобранных художественных и документальных фильмов, в которых показано детское поведение людей, доказавших уже свою одаренность и талантливость. При просмотре эпизодов взрослый сможет неоднократно увидеть то, что детская одаренность в обычной жизнедеятельности не так явно видна, как хотелось бы. Сами тренировки, предусматривающие внимательный взгляд взрослого, ищущий признаки одаренности в ребенке, также будут служить развитию необходимой педагогической компетенции.

Имеются данные о том, что восприятие детей педагогами, занимающимися классным руководством, существенно менее стереотипно, чем у их коллег-предметников (Самарце-ва, 1998). Классные руководители сталкиваются с необходимостью замечать не только учебные способности детей, но и другие стороны их личности. Таким образом, классное руководство также является одним из условий формирования искомой компетентности.

Условие 2. Положительные социальные и эмоциональные последствия использования этой категории. Возрастающая компетентность учителя замечать ранее незаметные способности ребенка сама по себе принесет не только эмоционально положительные результаты, но и положительные социальные результаты.

Условие 3. Распространенность, приня-тость категории «одаренность» в педагогическом сообществе. Это условие является достаточно сложно организуемым. В педагогическом сообществе, да и в обыденных представлениях принято искать в «молодежи» признаки «упадка» и другие расхожие стереотипы. Интересно, что в педагогическом сообществе часто используется категория «особо одаренные», отражающая иронию в отношении тех, кто не соответствует представлениям педагогов о норме. Вместе с тем, в некоторых учреждениях вполне возможно создание условий, в которых будет принято говорить о детской одаренности.

Примером эффективности ориентации на использование категории «одаренность» в педагогическом сообществе является город-государство Сингапур, в котором по решению правительства сделан акцент на гражданах как на главном ресурсе. Как следствие, была сформирована система образования, направленная на развитие способностей и талантов каждого ребенка посредством создания условий для развития в полной мере его интеллектуально-творческого потенциала.

Условие 4. Категория «одаренность» должна иметь преимущества при оценке педагогом нетипичного и уникального поведения ребенка. Представляется необходимым фактором знание учителем собственной уникальности, ее принятие и признание ее ценности. В этом случае «инаковость» ребенка не будет вызывать тревогу и утомляющее чувство необходимости, «что-то с этим надо делать». Наш опыт тренинговой практики с учителями дает право утверждать, что многие из них не могут легко назвать и раскрыть собственную уникальность. Некоторые педагоги испытывают ярко выраженную тревогу в ситуации разговора по теме уникальности, считая, что «уникальными являются только отдельные, редкие люди». Таким образом, представляется необходимым создавать такие ситуации в образовательном учреждении, чтобы каждый педагог смог почувствовать себя одаренным человеком. В таком случае его педагогическая эффективность повышается, возникает возможность присматриваться к каждому ребенку с целью «увидеть» в нем его специфическую одаренность.

Условие 5. Включенность категории «одаренность» в систему педагогических действий обеспечивается созданием технологий

работы с одаренными детьми и детской одаренностью. Такие технологии должны включать как дидактические приемы развития способностей, так и систему воспитательных поощрений, например, приемов поощрения, приемов использования жизненных ситуаций как ситуаций развития одаренности, приемов мотивирования детей и пр.

В связи с вышеизложенным представляется важным мнение Дж. Брунера о том, что надежным и доступным способом формирования необходимых категорий восприятия является осуществление «постоянно внимательного взгляда». Как следствие, если педагог разделяет идею значимости отношения к каждому ребенку как носителю одаренности, то может формироваться и использоваться соответствующая категория восприятия. Вместе с тем, Дж. Брунер считает, что возможно даже обеспечить процесс «переучивания», чтобы минимизировать ошибки, несмотря на то, что этот процесс является в педагогической практике сложным.

Среди других идей Дж. Брунера, относящихся к особенностям категоризации восприятия, следует выделить положение о том, что ценность объекта предопределяет приоритеты и объем выделяемого в процессе перцепции. Таким образом, повышение субъективной ценности детской одаренности в глазах педагога будет способствовать большей легкости в ее идентификации.

Феномен перцептивной защиты

восприятия одаренности

Описывая возможные сложности на пути формирования категорийной готовности человека, Дж. Брунер считает, что людям свойственно удерживать свои ожидания в течение определенного времени, даже если они не соответствуют реальности. Сформированное единожды представление о какой-либо группе человеку свойственно удерживать как можно дольше, сохраняя ранее осуществленную категоризацию. Рассогласованию ожиданий и реальности люди находят более-менее логичные объяснения. Педагоги субъективно выделяют тех учащихся, которые оправдывают их ожидания, вне зависимости от того, хорошие это ожидания или плохие. Если ученик оправдал негативные ожидания педагога, то этот факт повышает самооценку педагога как человека, «который хорошо разбирается в детях». Другими словами, однократно вынесен-

Гудзовская А.А., Шалаева Н.Ю.

Социальные ожидания в отношении одаренных детей с позиций когнитивной психологии

ная учителем оценка заставляет его и дальше подтверждать ее, чтобы не выглядеть глупо в собственных глазах в случае ошибки.

Открытый и описанный Дж. Брунером феномен перцептивной защиты рассматривается как способ, с помощью которого человек ограждает себя от восприятия угрожающих ему стимулов и стимулов, травмирующих его переживания. Перцептивная защита определяется как изменение порога осознания социально значимого материала. Перцептивная защита поэтому может быть истолкована в данном случае как попытка игнорировать какие-то черты воспринимаемого объекта. Поэтому, если педагог имеет негативные ожидания в отношении какого-либо ученика, то он неосознаваемо будет игнорировать все признаки, противоречащие сложившемуся мнению, иначе его самооценка, уверенность в собственных способностях разбираться в характере детей будут подвергаться давлению. При этом эмоционально беспокоящие или пугающие стимулы, в силу специфики самой перцептивной защиты, имеют более высокий порядок распознавания, чем нейтральные. Как следствие, плохое поведение ученика утрируется.

Эти механизмы говорят о сложности изменений в ожиданиях учителя. Даже при усвоении описываемого подхода существует определенный риск возврата к привычному разделению, к привычным категориям, особенно в ситуации возникновения стрессовой ситуации.

Заключение

Таким образом, анализ профессиональной деятельности педагогов с точки зрения эффективности их работы с детской одаренностью свидетельствует о необходимости формирования у учителя особого «педагогического» взгляда на ребенка как на имеющего явные или потенциальные способности. Новые грани решения проблемы целенаправленного влияния на социальные ожидания педагогов в отноше-

нии одаренности могут основываться на эмпирических исследованиях социальной перцепции в когнитивной психологии. Когнитивист-ский подход может быть положен в основу практической организации подготовки педагогов к работе не только с одаренными детьми, но и с детской одаренностью вообще. Соблюдение условий формирования категории восприятия «одаренность» ребенка позволяет повысить эффективность актуализации его способностей в условиях обычного образовательного учреждения.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ. Проект № 15-06-10726.

Литература

1. Андреева, Г.М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-пресс, 2004. - 288 с.

2. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 422 с.

3. Брунер, Дж. О перцептивной готовности / Дж. Брунер // Психология ощущений и восприятия. - М.: ЧеРо, 1999. - С. 134-152.

4. Брунер, Дж. Психология познания / Дж. Брунер. -М.: Прогресс, 1977. - 413 с.

5. Гудзовская, А.А. Верификация социальных ожиданий педагогов в отношении личности одаренного ребенка / А.А. Гудзовская // Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. Материалы конференции 20-21 ноября 2015 г., г. Махачкала. - Махачкала, 2015. - С. 213-219.

6. Савенков, А.И. Психология детской одаренности / А.И. Савенков. - М.: Генезис, 2010. - 442 с.

7. Самарцева, О.К. Молодой учитель: характеристика педагогической устойчивости / О.К. Самарцева // Личность. Образование. Культура. - Самара: НВФ, 1998. - С. 287-293.

8. Юркевич, В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. - http://www.center-nlp. ru/library/s55/nlp/jurkevich. html?current_book_ page=2 (дата обращения: 20.10.2015).

9. Rosental, R. Teachers' expectancies: Determinates of pupils' IQ gains / R. Rosental, L. Jakobson // Psychological Reports. - 1966. - Vol. 19. - P. 115118.

Гудзовская Алла Анатольевна, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Самарская государственная академия (Наяновой) (Самара), aag_1@rambler.ru

Шалаева Наталья Юрьевна, младший научный сотрудник, Институт изучения общественных явлений (Самара), 2452513@gmail.com

Поступила в редакцию 10 сентября 2016 г.

DOI: 10.14529/psy160408

SOCIAL EXPECTATIONS IN RELATION TO GIFTED CHILDREN IN TERMS OF COGNITIVE PSYCHOLOGY

A.A. Gudzovskaya1, aag_1@rambler.ru N.Yu. Shalaeva2, 2452513@gmail.com

1 Nayanova University, Samara, Russian Federation

2 Institute for the study of social phenomena, Samara, Russian Federation

The paper describes approach to solving the issue of children's giftedness and its development in educational institutions. Social expectations for giftedness often play the role of self-fulfilling prophecies. The approach is based on Jerome Bruner's ideas. In the article it is considered the conditions of formation of teachers' willingness to perceive explicit or potential abilities of each child by means of the formation of perceptual categories such as "giftedness". Among such conditions it is reported formation of pedagogues' attitude toward assessment of children's uncharacteristic behavior previously as manifestation of uniqueness.

Keywords: social expectations, giftedness, subjects of pedagogical process, social perception, categories of perception.

The study was supported by Russian Humanitarian Scientific Foundation grant №15-06-10726.

References

1. Andreeva G.M. Psikhologiya sotsial'nogopoznaniya [Psychology of Social Cognition]. Aspekt-Press Publ., 2004. 288 p.

2. Burns R.B. [Self-Concept Development and Education], English translation: V.Ya. Pilipovskiy. Moscow, Progress Publ., 1982. 422 p.

3. Bruner J. [A Perceptual]. Psikhologiya oshchushcheniy i vospriyatiya [The Psychology of Sensation and Perception]. Moscow, CheRo Publ., 1999, pp. 134-152. (in Russ.)

4. Bruner Dzh. Psikhologiya poznaniya [Psychology of Cognition]. Moscow, Progress Publ., 1977. 413 p.

5. Gudzovskaya A.A. [Empirical Verification of Teachers' Social Expectations in Regard to the Personality of a Gifted Child]. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie odarennykh detey [Psychological and Educational Support Gifted Children], 2015. (in Russ.)

6. Savenkov A.I. Psikhologiya detskoy odarennosti [Psychology of Children's Gifts]. Moscow, Genesis Publ., 2010. 442 p.

7. Samartseva O.K. [Young Teacher: Characteristic Pedagogical Sustainability]. Lichnost'. Obrazovanie. Kul'tura [Personality. Education. Culture]. Samara, NVF Publ., 1998, pp. 287-293. (in Russ.)

8. Yurkevich V.S. Odarennyy rebenok: illyuzii i real'nost'. [A Gifted Child: Illusions and Reality]. Available at: http://www.center-nlp.ru/library/s55/nlp/jurkevich.html?current_book_page=2 (accessed: 20.10.2015).

9. Rosental R., Jakobson L. Teachers' expectancies: Determinates of pupils' IQ gains. Psychological Reports, 1966, vol. 19, pp. 115-118. DOI: https://doi.org/10.2466/pr0.1966.19.L115

Received 10 September 2016

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Гудзовская, А.А. Социальные ожидания в отношении одаренных детей с позиций когнитивной психологии / А.А. Гудзовская, Н.Ю. Шалаева // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2016. - Т. 9, № 4. - С. 81-86. DOI: 10.14529/psy160408

FOR CITATION

Gudzovskaya A.A., Shalaeva N.Yu. Social Expectations in Relation to Gifted Children in Terms of Cognitive Psychology. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2016, vol. 9, no. 4, pp. 81-86. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy160408

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.