Научная статья на тему 'МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ» (отчет о конференции)'

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ» (отчет о конференции) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
252
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ» (отчет о конференции)»

научная жизнь

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУчНО-ПРАКтичЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СОЦИАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ

и их последствия в педагогическом процессе»

(отчет о конференции)

Гудзовская Алла Анатольевна

Самарская государственная областная академия (Наяновой), Самара Нечаев Алексей Владимирович Институт изучения общественных явлений, Самара Мышкина Марина Сергеевна Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева

Подготовлено при финансовой поддержке РГНФ (грант № 15-06-10726а)

Международная научно-практическая конференция «Социальные ожидания и их последствия в педагогическом процессе» прошла 13-14 ноября 2015 года на базе Самарской государственной академии (Наяновой) (ГБОУ ВО СО СГОАН). Помимо российских исследователей из городов Самары, Москвы, Санкт-Петербурга, Глазова, Калуги, Магнитогорска, Омска, Саратова, Томска, Ярославля и др., в конференции приняли участие представители Казахстана, Украины, Новой Зеландии, США.

Целями конференции стали: определение социальных ожиданий как элементов структуры социума; рассмотрение социальных ожиданий как опережающего отражения, основанного на социальных установках, стереотипах, актуальных потребностях субъекта, в отношении объекта отражения; представление новых направлений исследовательской деятельности в поисках механизмов и особенностей влияния ожиданий на результаты образования.

Конференцию открыла ректор Самарской государственной областной академии (СГОАН), д. экон. наук, канд. пед. наук М. В. Наянова. В приветственном слове подчеркнута значимость происходящего реформирования образования, ответственность за результаты которого лежит не только на

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2016 VOL. 13 # 1

работниках системы образования, но и на представителях современной науки. В докладах пленарного заседания конференции были представлены актуальные проблемы психологии и философии социальных ожиданий. В рамках разработки теории ожиданий директор Института изучения общественных явлений (г. Самара), д. филос. наук А. В. Нечаев в докладе «Желания и ожидания» поставил проблему разграничения двух понятий - желания и ожидания, обращение к которым как в житейском употреблении, так и в научных исследованиях часто бывает синонимичным. Ожидания и желания создают возможности, имеют тенденцию сбываться. Рассмотрев этимологические основания понятий, докладчик предложил рассматривать ожидание как особый вид социальной деятельности. Такой подход ставит задачу организации освоения этого вида деятельности. О роли социальных институтов в формировании ожиданий говорила канд. филол. наук А. А. Проскурина (Институт изучения общественных явлений, Самара).

На конференции подняты проблемы: влияния социальных ожиданий педагогов как субъектов образовательного пространства на развитие способностей и личности обучающихся; реалистичности социальных ожиданий учащихся, студентов и их родителей от современного образования в целом и педагогов в частности; взаимосвязи конструктивных и неконструктивных социальных ожиданий с психологическим здоровьем участников взаимодействия. Доктор философии, магистр образовательных и педагогических наук, профессор Университета Окленда (University of Auckland) Кристин Руби-Дэвис (PhD, MEd (Hons) Christine Rubie-Davies) (Новая Зеландия) представила результаты масштабного эмпирического исследования, проведенного в традициях экспериментов Р. Розенталя и Л. Якобс. Докладчицей отмечено, что педагоги с высокими и низкими ожиданиями в отношении всех учащихся имеют специфические мотиваци-онные различия. Они формируют разную социальную среду, приводящую к разным результатам обучения. К. Руби-Дэвис рассказала о выявленных поведенческих и профессиональных особенностях учителей с высокими ожиданиями от учащихся, созданной специальной обучающей программе для педагогов. У обученных учителей в экспериментальных классах значительно выросла успеваемость учащихся.

Профессор Университета Мэриленда (The University of Maryland), доктор философии Алан Уигфилд (Allan L. Wigfield) (США) в докладе «Ожидания педагогов и мотивация учащихся» поставил вопрос о реалистичности ожиданий учителей в отношении способностей учащихся. Отметил закономерность влияния начала обучения на резком снижении уверенности в себе детей. А. Уигфилд видит в этом эффект школы, который может отличаться в разных культурах. В США дети уже в 6-7 лет начинают понимать, как нужно себя

вести, чтобы соответствовать ожиданиям педагога. Это влияние может быть как положительным, так и негативным.

В докладе канд. психол. наук А. А. Гудзовской (СГОАН) поставлена проблема неоднозначного влияния социальных ожиданий, которые в зависимости от содержания могут выступать в качестве фасилитатора потенциальных способностей ребенка, или выступать в роли негативных самосбывающихся пророчеств. С использованием когнитивного подхода обосновывается позиция необходимости формирования у педагогов готовности замечать уникальные способности в каждом ребенке. Сообщение канд. психол. наук И. С. Поповича (Херсонский государственный университет, Украина) посвящено представлению результатов исследований в образовательной практике функций социальных ожиданий личности, среди которых регуляционная, корректирующая, прогностическая, оценивающая, трансформирующая и др.

О социальных ожиданиях в отношении современного образования, личности педагогов говорилось в докладах д. пед. наук С. В. Матюшенко (Академия МВД России, Омск), канд. соц. наук В. А. Проходы (Московский государственный университет), Е. Ю. Быковой (Национальный исследовательский Томский государственный университет), канд. психол. наук М. С. Мышкиной (Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева), канд. пед. наук Т. Н. Новожиловой (Самарский государственный институт культуры), Т. В. Михайловой (Кокшетауский государственный университет, Казахстан), Т. А. Парфеновой (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара), Л. М. Бубновой (Поволжский государственный колледж, Самара) и др.

В сообщении С. В. Матюшенко отмечается существование противоречия между социальными ожиданиями, существующими в отношении образовательных учреждений, как о развивающих интеллектуальные способности обучающихся, и практическим отсутствием педагогических и дидактических разработок, направленных на развитие этого психического процесса. О мировых тенденциях динамики социальных ожиданий в отношении учителей, постоянном завышении этих ожиданий, приводящем к увеличению напряженности учительского труда, говорила Е. Ю. Быкова. М. С. Мышкина предложила к обсуждению представления студентов-психологов о социальных ожиданиях современных учителей, охарактеризовала их как стереотипные, устойчивые, объединенные схемой «субъект-объектного» социального взаимодействия, в которой позиция субъекта - атрибут учителя, позиция школьника как пассивный объект. Представления студентов и преподавателей московских вузов об идеальном педагоге явились темой доклада В. А. Проходы. Образ идеального педагога в сознании студентов связан, прежде всего, с умением преподавателя наладить контакт с аудиторией, заинтересовать обучающихся

ШББ™ РБУСНОЮаСМ JOURNAL • 2016 VOL. 13 # 1

учебным курсом. Похожие результаты получены в эмпирическом исследовании ожиданий студентов самарских вузов, представленные в сообщении Т. Н. Новожиловой. Сравнительный анализ ожиданий студентов России и Казахстана, отраженных в представлениях об идеальном преподавателе вуза, прозвучал в сообщении Т. В. Михайловой и Т. А. Парфеновой. Студенты ждут от преподавателя, кроме профессиональных качеств, коммуникабельности, оптимизма, чувства юмора. Российские студенты отмечают значимость внешней привлекательности преподавателя.

В нескольких сообщениях центральными фигурами эмпирических исследований социальных ожиданий стали родители. Канд. психол. наук С. В. Иванова (Самарский юридический институт ФСИН, Самара) исследовала социальные ожидания родителей абитуриентов в отношении качества профессионального образования. Она отметила, что при оказании помощи своим детям в выборе профессии приоритетным вектором среди родителей являются престижность и востребованность профессии, а не ее содержание и качество подготовки. Проблематика представлений родителей о результатах обучения в школе прозвучала в докладах О. К. Самарцевой (Институт изучения общественных явлений, Самара), К. И. Сулима и Ф. Ю. Филлиповой (ПГСГА, Самара). Интернет-опрос, проведенный О. А. Камзиной (Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева), выявил высокий уровень родительской ответственности, их приверженность общественным нормам, с преобладанием когнитивного компонента «родительства» и минимизацией эмоционального компонента.

О взаимосвязи социальных ожиданий с психологическим здоровьем участников взаимодействия говорилось в докладах д. пед. наук О. В. Бочкаревой (Ярославский государственный педагогический университет имени К. Д. Ушинского), канд. психол. наук С. В. Зориной (Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева), канд. психол. наук Е. Д. Сидоренко (Объединение практикующих психологов студия «Психея», Самара), канд. психол. наук М. Р. Арпентьевой (Калужский государственный университет), Д. М. Львова (Городской центр «Семья», Самара), Н. Н. Ткаченко (Восточно-Европейский институт психоанализа, Санкт-Петербург), Е. А. Павловой (Самарский национальный исследовательский университет им. С. П. Королева), Е. А. Песиной (СГОАН), И. А. Нечаева (Санкт-Петербургский государственный экономический университет), Ю. О. Черноиваненко (Институт изучения общественных явлений, Самара).

О. В. Бочкарева рассмотрела социальные ожидания с точки зрения формирования диалогической установки участников педагогического общения. Психоаналитический подход, представленный в докладе Е. Д. Сидоренко, позволил социальные ожидания рассмотреть как явление множественного

контрпереноса в теории и практике педагогической деятельности. Подобный взгляд прозвучал в сообщении Д. М. Львова о лишенных определенности социальных ожиданиях как двойственных посланиях. Н. Н. Ткаченко представила исследование оценочной зависимости как возможном последствии социальных ожиданий окружающих. Е. А. Павлова отметила нереалистичные социальные ожидания родителей от своих детей как один из факторов повышенного психологического напряжения детей и их дисгармоничного развития. С. В.Зорина представила эмпирические исследования эффекта ВаЬ^асе, связанного с социальными ожиданиями и атрибутированием человеку качеств, ассоциированных с детскими чертами личности и поведения.

Совместное обсуждение острых вопросов социальных ожиданий субъектов образовательного пространства прошли на Круглом столе «Социальные ожидания в отношении одаренности: учитывать, использовать или формировать?». В целом, конференция показала, что диалог между разными подходами в изучении социальных ожиданий необходим и востребован для конструктивного развития психологии социального взаимодействия, решения задач повышения эффективности системы образования. Материалы конференции опубликованы в специальном номере журнала «Социальные явления», № 3 (2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.