УДК: 330 ББК: 65.00
Петрова Н.И.
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА
Petrova N.I.
CONTINUING EDUCATION AS ONE OF THE FACTORS OF COMPETITIVENESS
OF THE UNIVERSITY
Ключевые слова: конкурентоспособность, непрерывное образование, этапы непрерывного образования, преимущества непрерывного образования, факторы повышения конкурентоспособности.
Keywords: сompetitiveness, continuous education, the stages of continuous education, the advantages of continuous education, factors influenced on the competitiveness.
Аннотация: в данной статье рассмотрена концепция непрерывного образования как один из значимых факторов, влияющих на конкурентоспособность вуза. Проанализированы все этапы непрерывного образования на примере ГБОУ ВПО «Самарской государственной областной академии (Наяновой)». Выявлены и обоснованы преимущества данной концепции перед классической системой преподавания высшего профессионального образования, такие как временной интервал получения услуги и уровень подготовки по специальности.
На основе проведенного исследования автором предлагается рассматривать концепцию непрерывного образования, как целостную структуру, позволяющую сохранить функциональность знания, введенного в предшествующих этапах развития, в каждом последующем этапе, что свидетельствуют о формировании новой позиции вуза по отношению к человеку и социуму, изменении качества взаимодействия академической среды и социума.
Abstract: this article consider the conception of the continuous higher education as one of the most important factors influenced on the competitiveness of the institute of higher education. All the stages of the continuous education were examined during the educational process at SBEI HPL(T) Samara State Regional Academy of Nayanova. The advantages to the classical system of education were revealed and well-founded, for example, the time interval of getting the educational service and the level of professional training.
The author suggests to consider the conception of the continuous education as an integrity which maintains the functionality of knowledge from the previous stages of development, and from the following stages. This factor gives evidence offorming the new position of the higher education in the social environment and shows the change of quality in interaction between the academic habitat and social environment.
Данная статья посвящена концепции непрерывного образования в вузе, ее преимуществам перед классической системой образования.
Перед вузами в современных условиях большой конкуренции встают вопросы разработки и совершенствования методов повышения конкурентоспособности
предоставляемых услуг и выявления
факторов, влияющих на эффективность их функционирования. 1
Непрерывное образование в современном мире осмысливается как важнейший социальный, экономический инструмент развития общества, личностного
1 Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 437 с.
развития.
Сам по себе термин «непрерывное», несомненно, указывает нам на некоторую временную бесконечность, незаконченность процесса обучения. Получение образования не должно ограничиваться какой-то возрастной группой, если в детстве и в юности получение образования является для человека ведущим видом деятельности, то на последующих этапах его жизни овладение новыми знаниями, навыками является важным компонентом жизнедеятельности личности. 1
Исторически сложилось, что университеты выступают авангардом социально-экономических изменений в мире и локомотивом изменений в системе образования в целом. Реагируя на вызовы времени, современные университеты берут на себя социальную ответственность по созданию и развитию форм непрерывного образования.
Целенаправленность непрерывного образования - чрезвычайно важная составляющая жизнедеятельности вуза. Здесь непрерывность образования сводится к соединению этапов всего процесса получения знаний (дошкольное, школьное, вузовское и т.д.) и формируется индивидуальный творческий потенциал, совершенствование человека в течение его жизни.
Для нашей страны, так или иначе, функцию обучения в течение жизни выполняет система последипломного образования. Причем, к постоянному повышению своей квалификации склонны лишь наиболее образованные работники, которые сами готовы платить за обучение, пользуются большей поддержкой работодателей. И лишь немногие вузы рассмотрели колоссальную значимость непрерывного образования начиная с дошкольного этапа.
На примере ГБОУ ВПО «Самарской государственной областной академии (Наяновой)» (СГОАН) будут рассмотрены такие факторы конкурентоспособности, как
1 Лобов, В.Г. Формирование конкурентоспособности вуза. Актуальные проблемы развития инфраструктуры бизнеса // Сб. науч. статей: "Формирование конкурентоспособности вуза. Актуальные проблемы развития инфраструктуры бизнеса". - М.: МФПА, 2003. 87 с.
временной интервал получения услуги и уровень подготовки по специальности, т.е. одни из основных моментов концепции непрерывного образования.
Концепция непрерывного образования, успешно реализуемая в стенах СГОАН, заключается в подготовке в рамках одного образовательного учреждения учащихся по программам всех ступеней образования: от дошкольной до послевузовской включительно. Этот вуз является авторским образовательным учреждением, специфика которого определяется концепцией непрерывного образования, разработанной М.В. Наяновой .
Рассмотрим основные аспекты данной концепции в рамках ее
конкурентоспособности.
Непрерывность как принцип организации обеспечивает реализацию механизма развития на разных ступенях обучения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Дошкольный этап крайне важен для выявления генетических особенностей, склонностей детей, изучения социальной среды развития ребенка. На этом этапе происходит актуализация внутренних сил и способностей детей через включение их в творческое освоение окружающего мира, пробуждение радости сотворчества с другими людьми (педагогами, родителями,
сверстниками), развитие способности высокой восприимчивости к новому опыту. Самостоятельное наблюдение окружающего ученика сложного мира требует развития глазомера, слуха, тонкого различения цветов, развития органов восприятия. Ребенок должен быть грамотным в широком смысле слова, настолько, чтобы самостоятельно участвовать в общей познавательной работе класса.
Этап начального общего образования (1-4 классы) ориентирован на раскрытие индивидуальных особенностей детей в системе развивающего образования (по системам Л.В. Занкова, В.В. Давыдова), на выявление оптимальных темпов развития каждого ребенка, на стимулирование и
2 Наянова, М.В. Непрерывное образование в Самарском муниципальном университете: методология, теория, практика. - М.: Муниципальный мир, 2005. 73 с.
коррекцию развития его способностей, на создание оптимальных условий для этого. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей среди других видов деятельности. На данном этапе систематическим курсам изучения наук предшествует пропедевтическое ознакомление с материалом. Задача этих курсов - обратить внимание ученика на окружающие его факты действительности, в совокупности своей составляющие материал систематических курсов.
На этапе основного общего образования происходит не только развитие творческой деятельности учащихся / студентов, формирование умений и навыков исследовательской работы, но и созидание «образовательного ядра», деятельностной структуры личности. Систематические курсы, предваренные пропедевтическими, не пугают студентов своей
информационной новизной и проблемной сложностью, а воспринимаются: 1) психологически - как естественное продолжение познавательной деятельности, 2) гносеологически - как более высокая ступень формирования целостной картины мира, в созидании которой участвуют предметы естественнонаучного и гуманитарного циклов. 1
Этап профилизации. На данном этапе происходит реальная интеграция общего и высшего профессионального образования по направлениям: гуманитарному, физико-математическому, химико-биологическому, математико-экономическому. Однако
разделение преподавания на
специализированные направления не приводит к утрате взаимного общения между предметами, отказу от согласования программ, к господству одних предметов над другими.
В связи с развивающим подходом основаниями профилизации обучения в ВУЗе выступают интересы и склонности учащихся, их способности, достигнутые ими успехи, проектируемая профессия. На выбор профиля обучения влияют не только
1 Наянова, М.В. Непрерывное образование в Самарском муниципальном университете: методология, теория, практика. - М.: Муниципальный мир, 2005. 73 с.
перечисленные критерии, относящиеся к школьникам, но и ожидания родителей, социальные изменения, происходящие в обществе, особенности региона.
Профильное обучение является одним из видов дифференциации обучения, формой организации учебной деятельности учащихся среднего и старшего возраста, при которой учитываются их склонности, интересы, способности. Педагогический принцип дифференциации обучения не допускает снижения общего (базового) уровня общеобразовательной подготовки учащихся. Таким образом за школьным курсом сохраняется его систематический характер.
Этап завершения высшего
профессионального образования. На данном этапе студенты квалифицируются не только как специалисты, профессионалы в избранной сфере деятельности. Получение такой квалификации в СГОАН рассматривается как достижение минимальной, ближайшей цели, как «дело, само собой разумеющееся». Перед студентами университета ставятся более сложная - перспективная - цель: они должны овладеть не только профессиональными знаниями и умениями, но и «в живую» столкнуться с научными проблемами, которые еще только ждут своего разрешения.
Рассматривая непрерывность
образования как конкурентное преимущество, можно отметить следующие его преимущества:
- единая установка на общее развитие;
- выбор учащимися в седьмом классе направления профилизации и по окончании среднего общего образования -специальности, что дает более углубленные познания ее специфики;
- в индивидуальном подходе к учащимся;
- в преподавании учебного материала: материал дается на высоком уровне сложности (в адаптированной форме), но спрашивается в зависимости от возможностей учащегося; более высокий уровень осознания учебного материала -учащийся научается воспринимать как зону своего ближайшего развития;
- в вариативности образовательного пути: перед каждым учащимся открыты
возможности заниматься по
индивидуальному учебному плану и передвигаться внутри университета как по горизонтали (на другие учебные направления), так и по вертикали (на класс выше);
- сокращение временного интервала всего процесса обучения. Учащийся получает профильные знания еще в школе, тем самым оканчивает вуз на один год раньше, чем по классической схеме.
Система непрерывного образования функционирует как единый организм -переход одного образовательного этапа в другой осуществляется в комплексе разнохарактерных оснований:
- сотрудничества ученых с педагогами, преподавателями на всех образовательных этапах;
- двойного «гражданства» каждого учителя начальных классов (он член, например, кафедры начального образования и своей предметной кафедры);
- сквозных программ, выверенных по вертикали и горизонтали;
- межкафедральных исследовательских проектов, в которых участвуют ученые, учителя и разновозрастные студенты;
- непрерывного повышения квалификации всех, кто учится и работает в университете;
- системы тьюторства.
Результатом работы вуза по
концепции непрерывного образования является молодой человек, чье образование не только полностью отвечает требованиям регионального социального заказа, но востребовано в быстро меняющейся социально-политической, социокультурной и экономической отечественной ситуации; способный налаживать отношения сотрудничества и партнерства с фирмами и коллегами за рубежом; способный к перепрофилированию.
В отличие от классической системы преподавания высшего профессионального образования принцип непрерывности образовательного процесса представляет собой целостную структуру, позволяющую сохранить функциональность знания, введенного в предшествующих этапах
развития, в каждом последующем этапе. Суть применения этого принципа заключается в том, что при развитии целостной структуры знания не должно быть функциональных пробелов (когда, например, элемент, введенный в начальном этапе, остается функционально
невостребованным до конца обучения). Такой подход позволяет последовательно изучать профессиональные дисциплины, постепенно переходя от простых учебных курсов к более сложным.1
Так же несомненными конкурентными преимуществами непрерывного
образования являются системность и комплексность - взаимосвязь и взаимозависимость составляющих
элементов образовательного процесса; гибкая адаптивная функция к меняющимся условиям социально-экономичес-кой среды общества; преемственность и
непрерывность реализуемых
образовательных программ; единство подходов к подбору педагогических кадров; психологически комфортные условия для адаптации студентов к вузу; общность требований к качеству образования; единое научное пространство. Объединение ресурсов для более широкого внедрения инноваций в образовательный процесс, обеспечивает эффективную подготовку конкурентоспособных, социально
ответственных, инициативных и
компетентных граждан.
Работа образовательного кластера в режиме непрерывного образования обеспечивает обучающимсяряд
преимуществ перед традиционной системой подготовки:
- возможность выбора разных темпов обучения, уровня образованности и развития личности, уровня и профиля подготовки;
- дифференциация условий обучения в зависимости от особенностей и запросов студентов;
- увеличение числа образовательных программ;
- усиление научно-теоритических дисциплин;
1 Баева, О.П. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала: Дис. ... канд. экон. наук. - Иркутск, 1998. - С. 186.
- повышение доли самостоятельной работы.
Таким образом, все приведенные примеры свидетельствуют о формировании новой позиции вуза по отношению к человеку и социуму, изменении качества взаимодействия академической среды и социума. 1 На этом фоне реализация социально-педагогической миссии института непрерывного образования тесно связана с принятием вузом непрерывности образования в качестве ведущего принципа и ресурса профессионально-личностного развития
кадров, стремлением создавать насыщенную вариативную открытую образовательную среду, дающую возможность обучаться в течение всей жизни.
1 Шестак, Н.К. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. - 2006. - № 12. - с 103.
Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева № 2 (31) 2014
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баева, О.П. Непрерывное образование как условие формирования человеческого капитала: Дис. ... канд. экон. наук. - Иркутск, 1998. - С. 186.
2. Беляков, С.А. Модернизация образования в России: совершенствование управления. М.: МАКС Пресс, 2009. - 437 с.
3. Белоусова, Е.В. Оценка конкурентоспособности, высшего учебного заведения на региональном рынке образовательных услуг: Дисс. ... на соискание ученой степени к.э.н. -Владивосток, 2005. - 247 с.
4. Лобов, В.Г. Формирование конкурентоспособности вуза. Актуальные проблемы развития инфраструктуры бизнеса // Сб. науч. статей: "Формирование конкурентоспособности вуза. Актуальные проблемы развития инфраструктуры бизнеса". -М.: МФПА, 2003. - 87 с.
5. Наянова, М.В. Непрерывное образование в Самарском муниципальном университете: методология, теория, практика. - М.: Муниципальный мир, 2005. - 73 с.
6. Шестак, Н.К. Технология обучения в системе непрерывного профессионального образования // Высшее образование в России. - 2006. - № 12. - С. 103.