Научная статья на тему 'Перспективы развития дополнительного образования в условиях непрерывности образовательных траекторий'

Перспективы развития дополнительного образования в условиях непрерывности образовательных траекторий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
изменения парадигмы непрерывного образования / роль дополнительного образования / change of continuous education paradigm / the role of additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троицкая Елизавета Александровна, Блусь Павел Иванович

Рассмотрены особенности развития непрерывного образования в современных условиях. На примере работы регионального института непрерывного образования Пермского классического университета обосновывается необходимость вертикальной интеграции дополнительного образования с муниципалитетами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of modern continuous education are studied. The experience of the Regional Institute of Continuing Education of Perm State University demonstrates benefits of cooperation with municipalities for the purposes of continuous education.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития дополнительного образования в условиях непрерывности образовательных траекторий»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ

П. И. Блусь Е. А. Троицкая

Рассмотрены особенности развития непрерывного образования в современных условиях. На примере работы регионального института непрерывного образования Пермского классического университета обосновывается необходимость вертикальной интеграции дополнительного образования с муниципалитетами.

The features of modern continuous education are studied. The experience of the Regional Institute of Continuing Education of Perm State University demonstrates benefits of cooperation with municipalities for the purposes of continuous education.

Ключевые слова: изменения парадигмы непрерывного образования, роль дополнительного образования.

Key words: change of continuous education paradigm, the role of additional education.

В последние годы широко распространилась концепция непрерывности, которая исходит из активной роли самого обучающегося в образовательном процессе и возможности его движения как в вертикальном, так и горизонтальном направлениях. В какой-то степени эта ситуация напоминает нам картину перемещающихся лестниц замка Хогвартс из известной серии книг о Гарри Поттере, к движению которых ученик должен заранее готовиться, чтобы самому выстраивать траекторию перемещения в пространстве и попадать в нужную точку. Лозунг «образование на всю жизнь» в современных условиях заменяется новым - «образование через всю жизнь». В трансформирующемся обществе институты непрерывного образования находятся в прямой зависимости от ситуации на рынке труда и тех действий, посредством которых люди реагируют на изменяющиеся обстоятельства.

Непрерывное образование характеризуется рядом признаков. Во-первых, оно охватывает всю жизнь человека, но не учит человека все это время, а дает ему возможность получать образование в тот период его жизни, когда у него возникнет такая потребность. Поэтому особое внимание в этой концепции обращается на дополнительное образование взрослых (повышение квалификации, профессиональную переподготовку, досуговое образование и т. д.). Во-вторых, оно не привязано жестко к конкретному месту обучения. Развитие компьютерной техники, широкий доступ к сети Интернет, дистанционные образовательные технологии позволяют учиться где угодно, независимо от места жительства, по индивидуальному графику, имея доступ к специализированным программным продуктам и возможность контакта с преподавателем. В-третьих, оно основано на самообразовании человека, связано с переходом от парадигмы классического преподавания, в рамках которой учащийся выступает как «объект обучающих воздействий», к парадигме, предполагающей равноправные отношения между участниками образовательного процесса. Обучающийся становится реальным субъектом

258

учебного процесса, самостоятельно выбирает цели, средства их достижения и содержание образования. Однако такой подход накладывает и ответственность на обучающегося, требует от него интенсивной самостоятельной работы, самоконтроля и самодисциплины.

Таким образом, непрерывное образование представляет собой философско-педагогическую концепцию, согласно которой образование рассматривается как процесс, охватывающий всю жизнь человека. На этом фоне, с точки зрения образовательной практики, предполагается непрекращающееся целенаправленное освоение человеком социокультурного опыта с использованием всех звеньев образовательной системы (дошкольные организации, школы, организации среднего профессионального и высшего образования, центры дополнительного образования, многообразные негосударственные -в том числе религиозные - структуры). В современной интерпретации принцип непрерывного образования предполагает согласованное совершенствование вертикальной и горизонтальной структур образовательных институтов, сопровождающих человека на различных этапах его жизни - от дошкольных учреждений до различных ступеней последипломного образования. Этот принцип и предусматривает достройку образовательных лестниц новыми, сегодня еще не существующими пролетами и ступенями, рассчитанными на все периоды взрослой жизни, в том числе на предпенсионный и пенсионный.

На фоне отмеченных современных тенденций развития непрерывного образования важно выделить те положительные практики, которые позволяют наглядно представлять опыт деятельности конкретных образовательных структур в условиях изменяющейся образовательной среды, попытки выстроить региональные модели непрерывного образования.

Одной из таких устойчиво развивающихся структур является Региональный институт непрерывного образования, действующий с 2004 г. как обособленное структурное подразделение Пермского государственного национального исследовательского университета (РИНО ПГНИУ). Основная цель деятельности института - создание и совершенствование современной системы непрерывного образования при реализации научного, научнометодического, образовательного и культурного потенциала ПГНИУ в интересах развития экономики, образования, науки и культуры в Пермском крае.

Главными задачами РИНО являются: (а) удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством системы непрерывного образования; (б) осуществление профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов, высвобождаемых, незанятых и безработных, подготовка их к выполнению новых трудовых функций; (в) передача специалистам новых знаний, передового опыта и формирование соответствующих компетенций; (г) апробация новых направлений и форм образовательной деятельности, содействие внедрению современных технологий обучения; (д) просвещение населения, повышение его образовательного и культурного уровня. В деятельности РИНО сформировались четыре основных направления, которые обеспечивают возможность получения дополнительного образования людям от младшего школьного возраста до глубокой старости.

259

(1) Прежде всего, это довузовская подготовка старшеклассников, которым, с одной стороны, необходимо подготовиться к сдаче ЕГЭ, а с другой -расширить свои представления об университетской жизни путем участия в работе школ юных исследователей либо в многопредметной олимпиаде «Юные таланты». В 2014-2015 учебном году в Перми стартовал профориентационный проект «Твой первый зачет»: учащиеся 11-х классов получили возможность сдать свой первый зачет по одной из дисциплин I курса еще в школе (при условии поступления на соответствующий факультет).

(2) Дополнительное образование детей и взрослых, в том числе студентов, позволяет молодежи получать дополнительную квалификацию за рамками федеральных государственных образовательных стандартов и быть более конкурентоспособными на рынке труда. Традиционно наиболее востребованными являются курсы иностранного языка, сдача международных экзаменов IELTS и TOEFL, семинары и тренинги психологической направленности.

(3) Дополнительное профессиональное образование обеспечивают практически подразделения института. Рост интереса к программам профессиональной переподготовки отчасти связан с принятием профессиональных стандартов, в соответствии с которыми некоторые категории трудящихся при отсутствии у них профильного образования обязаны пройти профессиональную переподготовку, отчасти с сокращением нормативного количества часов и соответственно стоимости обучения.

(4) Повышение квалификации позволяет преподавателям вузов Перми обучаться совершенствованию образовательного процесса и внедрению современных образовательных технологий в работу со студентами.

Создание системы непрерывного образования жителей края на протяжении всей их жизни невозможно без выстраивания долгосрочных взаимовыгодных отношений между университетом и муниципальными образованиями края. Это было обусловлено целым рядом причин: (а) смена технологий и обусловленное этим быстрое устаревание знаний требует постоянного повышения квалификации. Это невозможно осуществить без решения проблемы приближения услуг дополнительного профессионального образования к их потребителям посредством выезда преподавателей в муниципальные образования, формирования территориальных учебных центров, развития форм дистанционного обучения; (б) реформа местного самоуправления (с созданием двухуровневой модели) усложнила задачу кадрового обеспечения органов власти городских и сельских поселений, муниципальных районов и городских округов; (в) профилизация современной школы требует установления прочных связей между профильными школами и высшими учебными заведениями. Это важно как с точки зрения разработки профильных и элективных курсов, профориентационной работы, подготовки к предметным олимпиадам, так и в плане повышения квалификации учителей профильных классов.

Механизмы эффективного партнерства вузов, органов государственной и муниципальной власти, работодателей Пермского края базируются на системе университетских округов. Университетский округ создается по инициативе Пермского университета в рамках Соглашения о сотрудничестве между

260

конкретной ассоциацией глав муниципальных образований и университетом. Стратегия развития Пермского университета закрепила за вузом, кроме собственно образовательной и научно-исследовательской ролей, еще и «третью роль» как функцию интеграции в местное сообщество. Университет во все большей степени будет усиливать роль носителя интеллектуального, образовательного, культурного, экспертного потенциала. Целью деятельности округа является создание условий для взаимодействия университета с муниципальными образованиями Пермского края по вопросам стратегического развития территорий, в том числе улучшения их кадрового потенциала.

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: (а) расширение участия университета как инициатора и соавтора стратегий развития муниципальных образований; (б) повышение профессионального уровня целевых групп муниципальных образований; (в) привлечение ресурсов вуза как центра общественных коммуникаций и публичных мероприятий; (г) включение вуза в местную медиасферу в качестве активного участника и авторитетного субъекта информационной деятельности.

К настоящему времени действуют университетские округа с центрами в городах Пермь, Губаха, Кунгур, Соликамск и селах Барда, Карагай, Суксун. Обычно округ охватывает группу сопредельных муниципальных районов и городских округов с населением около 300 тысяч человек. Центр округа координирует формирование и реализацию образовательных программ с учетом специфики образовательных потребностей населения. Округа стали элементами территориальной организации дополнительного образования.

Горизонтальная дифференциация и вертикальная стратификация дополнительного образования в Региональном институте непрерывного образования позволила существенно активизировать образовательную деятельность. Следовательно, курс на усиление горизонтальных и вертикальных взаимосвязей дополнительного образования, с одной стороны, с разными уровнями образования, а с другой - иными сферами общественной деятельности, становится залогом формирования прочного каркаса системы непрерывного образования в регионе.

261

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.