Научная статья на тему 'Научные подходы к организации и управлению методической работой в вузе'

Научные подходы к организации и управлению методической работой в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соловова Н. В.

В статье описаны инновационные процессы организации и управления методической работой в вузе в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования. Методологическая база исследования представлена функциональным, системно-структурным и процессным подходами. Обосновывается роль методической работы в достижении одной из главных целей функционирования вуза качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF METHODICAL WORK IN HIGHER SCHOOL

The article deals with the problem of innovational processes of the organization and management of methodical work in higher school in conditions of reforming and modernizing the system of the higher professional training. The methodological base of the research is presented by functional, system and structural, process approaches. The role of methodical work in achievement of higher school objectives education quality is proved.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к организации и управлению методической работой в вузе»

УДК 378.14

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ В ВУЗЕ

© 2008 Н.В.Соловова

Самарский государственный университет

В статье описаны инновационные процессы организации и управления методической работой в вузе в условиях реформирования и модернизации системы высшего профессионального образования. Методологическая база исследования представлена функциональным, системно-структурным и процессным подходами. Обосновывается роль методической работы в достижении одной из главных целей функционирования вуза - качества обучения.

В настоящее время Российская система высшего профессионального образования находится на этапе вхождения в общее академическое европейское пространство. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года отражает процессы глобализации (Болонский процесс, ВТО) и предполагает ряд адекватных изменений в структуре, средствах и методах управления профессиональным образованием, в условиях реформирования которого особая роль отводится классическим университетам, инновационной ориентации в них учебного процесса. Одной из основных задач Болонского процесса является обеспечение качества образования, что предполагает модернизацию и демократизацию всей вузовской системы и подходов к управления ею. В условиях перехода на многоуровневую систему образования и введения Федеральных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО) особую значимость приобретает методическая работа в вузе, которая берет на себя задачи по реализации инновационной функции. Обозначены основные принципы Европейских стандартов и руководяще идеи о внутренней гарантии качества обучения студентов: ответственность вузов за качество образования, развитие культуры качества; разработка процессов, с помощью которых вузы смогли бы продемонстрировать свою отчетность.

В показателях деятельности и критериях государственной аккредитации высших учебных заведений, вступивших в силу с 1 января 2006 года (приказ Рособрнадзора № 1938 от 30

сентября 2005 года), отдельно выделен показатель «Качество подготовки» (п.1.2.), куда входят «эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования» и «методическая работа» (п.2.4.). Определение качества представлено в ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001: «Качество - степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям». Качество образования приравнивается к качеству образовательного процесса и выражается качеством образовательной деятельности вуза и его ресурсов, обеспечивающих успешность и высокий образовательный результат. В итоге качество высшего образования отражает его соответствие как системы, процесса и результата целям, потребностям, нормам и требованиям основных потребителей: личности, общества, государства. Отметим, что организация и процесс управления базируются на определенной методологической основе и касаются постановки управленческих целей.

Методическая работа в вузе выражается комплексом мероприятий, способствующих повышению качества профессиональной подготовки студентов средствами методического обеспечения и сопровождения образовательных программ, что требует сформированности методической компетентности преподавателей вуза. Концепция организации и управления методической работой в высшем учебном заведении строится на совокупности методологических подходов. Подход, как принципиальная методологическая ориентация исследователя, определяет стратегию исследования и уровни его методологии (Рис.1)

Рис. 1. Методологическая база организации и управления методической работой в вузе

На философском уровне исходной методологической основой нашего исследования является функциональный подход к методиче-

ской деятельности - виду профессионально-педагогической деятельности, направленному на организацию методического процесса (ме-

тодической работы). Методическая работа осуществляется в результате методической деятельности преподавателей и сотрудников вуза. В рамках функционального подхода методическая работа в вузе осуществляется преподавателями и сотрудниками в нескольких направлениях: учебно-методическая деятельность (гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный компоненты); научно-методическая деятельность (прогностический, инновационный, технологический, ори-ентационный, развивающий компоненты); в организационно-методическая деятельность (организационный, координационный, мобилизационный, социально-обусловленный компоненты); экспертно-методическая деятельность (диагностический, аналитический, оценочный, рефлексивный компоненты).

На общенаучном уровне в качестве методологической основы организации методической работы в вузе выступает системно-структурный подход, ориентирующий на интеграцию принципов системного и структурного подходов: системности, цели, двойственности, целостности, сложности, взаимосвязи, взаимодействия, взаимодополняемости и компенсации, координации, открытости; диалогичности, актуальности, дифференциации. Системный подход в проведении научных исследований предполагает рассмотрение объекта как совокупности множества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, определяющих определенную целостность, единство1. Согласно принципу цели, цель системы - это состояние, к которому она стремится, то есть конечный результат функционирования системы . Система - целостный комплекс элементов, связанных между собой таким образом, что с изменением одного изменяются другие. Минимальный набор характеристик системы, учетом которых определяется системный подход к изучаемому объекту, - это состав (совокупность элементов в нее входящих), структура (связь между ними) и функции каждого из элементов, его роль и значение в системе3. При изучении свойств

1 Советский энциклопедический словарь / под. ред. А.М.Прохорова. - М.: Сов. Энциклопедия, 1981. - С.584.

2 Подушкина ИМ. Методическая работа в школе. Новое видение. - Курск: Изд-во. Курс. пед. ун-та, 2001. - С.203.

3 Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики. Новый этап: учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2006; Афанасьев В.Г. Системность и общество. - М.: Политиздат, 1980. - С.286.

системы выделяется ее состав, структура, функции; в качестве основного атрибута системы определяется компонент, любая часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями4. Состав системы формируется набором ее компонентов (элементов и подсистем), которые связаны между собой. Таким образом, структура есть внутренняя организация системы, мера ее упорядоченности, которая получает конкретное наполнение в зависимости от того, каков ее состав, совокупность организационных форм и методов, а также элементов содержания (педагогическая система, методическая система, воспитательная система и т.д.), и может рассматриваться по принципу двойственности как часть системы более высокого уровня и как самостоятельная часть.

Система методической работы в вузе представляется совокупностью управленческих подразделений и общественных структур, деятельность которых направлена на достижение целей функционирования педагогической системы вуза - качества обучения. По ряду ведущих признаков систему методической работы в вузе можно отнести к классу социальных педагогических систем: социальные системы активны; реагируют и воздействуют на окружающую среду реализацией своих функций . Цели функционирования системы методической работы в вузе обусловлены содержанием и задачами высшего профессионального образования: достижение качества обучения выпускников вуза.

С точки зрения принципа множественности методическая работа в вузе может быть рассмотрена как полиструктурное сочетание различных организационных уровней (вузовского, факультетского, кафедрального, вспомогательного), находящихся в постоянном развитии (Рис.2). Система методической работы в вузе является открытой, поскольку между ней и внешним миром происходит постоянный обмен людьми и информацией: открытость выражается ее возможностями к постановке новых целей и опережающему обновлению ее содержания, к реализации различных форм методической ра-

боты6.

4 Афанасьев В.Г. Указ. соч. - С.264.

5 Там же. - С.372.

6 Ситник А.П., Перенкова Е.В. Методическая работа как фактор развития способности учителя к самоанализу

Анализ научной литературы, посвящен-

7

ный проектированию педагогических систем , показал, что практически отсутствуют исследования по проектированию систем методической работы в вузе: методическая система, как правило, рассматривается как элемент педагогической системы. Образовательный процесс в вузе непрерывно развивается и обладает способностью к совершенствованию при выборе четкого научно-обоснованного похода к управлению, и

наоборот склонен к процессам деградации при

8 0

отсутствии управления . В научной литературе описано множество известных подходов к управлению предприятием, учебным процессом, качеством продукции: классический управленческий подход А.Файоля; бюрократический подход; поведенческий (бихевиори-стический) подход; количественный подход; системный подход; системно-кибернетический подход; синергетический подход; коммуникационно-диалогический подход; ситуационный подход .

В современных образовательных условиях проблематичным остается управление методической работой в вузе. На частнонаучном уровне методологическую основу управления методической работой в вузе в нашем исследовании представляет процессный подход, что позволяет основную деятельность вуза представить в виде процессов, а качество результатов деятельности - через управление основными рабочими процессами вуза (процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы)10. Процессный подход реализует-

профессиональной деятельности: методические рекомендации. - М.: ACADEMIA, 2005. - С.22.

7 Беспалько В.П., Татур Ю.Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989; Жуков ВА. Педагогическое проектирование: методическое пособие. СПб.: СПбТУ, 1993; Новиков А.М. Проектирование педагогических систем // Специалист. - 1998. - № 5. - С.22 -28.; Симонов В.П. Управление социальными (педагогическими) системами. - М.: 2005. - С.198; Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: Воронеж. ун-т, 1977. - С.204.

8 Симонов В.П. Указ. соч. - С.198.

9 Огвоздин В.Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. - М.: «Дело и сервис», 2007. - С.65 - 97; Ша-мова Т.И, Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами. - М.: ACADEMIA, 2007. -С.8 - 11.

10 Соболев В.С., Степанов СА. Концепция системы

управления качеством образования в вузе в контексте

ся в соответствии с принципами модели делового совершенства Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM - European Fund of Quality Management) и рекомендациями стандарта ISO 9001:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000 -2001): ориентирован на потребителя образовательных услуг (выпускников, работодателей, преподавательского состава, студентов, родителей, общества), вовлекает всех педагогических и административных работников вуза, ориентирован на лидерство руководства, реализует подход к системе как к процессу11.

Решение сложных задач реформирования, модернизации и диверсификации системы высшего профессионального образования, на наш взгляд, обусловлены методической работой, от уровня которой напрямую зависит качество обучения: методическая составляющая присутствует во всех аспектах качества образования (качество образовательных программ, качество информационно-методического обеспечения и сопровождения образовательного процесса, качество профессорско-преподавательского состава, качество технологий обучения, качество технологий контроля результатов обучения). Процесс методической работы в вузе может быть подвергнут декомпозиции: он предполагает наличие подпроцессов: методического обеспечения образовательных программ; методического сопровождения образовательных программ; повышения методической компетентности преподавателей вуза; внедрения инновационных методов обучения. Вспомогательные подпроцессы охватывают библиотечное обслуживание, внутривузов-скую издательскую деятельность, информационное обеспечение.

государственного обеспечения качества ВПО. Сборник статьей: «Оценка качества образования в Российских вузах. Опыт и проблемы». - СПб.: Изд. СПбГУ, 2004. -С.104.

11 Огвоздин В.Ю. Указ. соч.; Шамова Т.И, Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Указ. соч.; Соболев В.С., Степанов СА. Указ. соч.; ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

Процессный подход предполагает последовательную реализацию логически взаимосвязанных управленческих видов деятельности (постановка цели, планирование, организация, создание условий, мониторинг, анализ, контроль, корректировка), которые взаимосвязаны друг с другом в едином цикле управления методической работой в вузе. Все управленческие решения опираются на объективные факты мониторинга и анализа. Представленный цикл управления идентичен известному циклу У.Э.Деминга, автора процессного подхода к повышению качества продукции, один их основных принципов философии которого гласит, что каждый последующий этап является как бы заказчиком предыдущего (Рис. 1).

Управление методической работой в вузе на основе процессного подхода предполагает: распределение функций управления между элементами системы методической работы; закрепление владения процессами за определенными звеньями системы методической работы; обеспечение оптимальных условий для развития системы методической работы в вузе и достижения главной цели ее функционирования -качества обучения. Процессный подход к управлению методической работы реализуется с соблюдением принципов (адаптивности, динамичности, непрерывности системы управления; встраивания мониторинга и контроля качества обучения в процесс, обеспечения прозрачности протекания процессов). Процессный подход и обладает рядом преимуществ: происходит непрерывное улучшением процессов, усиление горизонтальных связей в системе методической работы и обеспечение взаимосвязи и взаимодействия между отдельными процессами образовательной системы вуза (при этом каждый сотрудник понимает и оценивает свою роль, систематизирует свою методическую деятельность по улучшению качества обучения).

Процессный подход к управлению методической работы в вузе вуза отвечает следующим критериям совершенства и полноты методологического подхода: подход обоснован и является научной базой; отвечает критерию ин-тегрированности; согласован с другими подходами, используемыми в исследовании и направлен на реализацию основной стратегии функционирования вуза - качества обучения; может применяться на разных уровнях управления к другим видам образовательной дея-

тельности (например учебной), что говорит о системности и полноте.

На технологическом уровне методологическую основу организации подпроцессов «методического обеспечения» и «методического сопровождения образовательных программ» представляют методологические принципы средового подхода и требования нормативных документов Минобрнауки (Федеральные государственные образовательные стандарты, приказы, письма, инструкции, лицензионные и ак-кредитационные показатели). На принципах средового подхода (оптимального использования имеющихся ресурсов, сохранения позитивных наработок) организуется повышение квалификации преподавателей внутри вуза в рамках подпроцесса «повышение методической компетентности преподавателей», результат которого выражается сформированностью методической компетентности преподавателей вуза, представляющей совокупность компонентов, выделяемых с опорой на принципы компе-тентностного подхода: ценностно-мотиваци-онный, когнитивный, технологичный, рефлексивный и оценочный компоненты.

Анализ и контроль результативности подпроцессов и оценка результата процесса методической работы в вузе - одна из сложнейших задач управления на основе процессного подхода. В практике педагогической экспертизы методической работы в образовательных учреждениях принято оценивать: эффективность форм организации методической работы; качество проводимых мероприятий и методических продуктов12, качество работы руководителя методической службы и методистов. Однако, на наш взгляд, качество методической работы определяется в большей степени достигнутым уровнем знаний, умений и навыков, опытом их применения - компетентностью выпускников, поэтому экспертиза качества методической работы в вузе, прежде всего, должна оценить роль методической работы в достижении одной из главных целей функционирования вуза - качества обучения. Конечно, можно

12 Самигуллин Г.Х., Багавиев И.И. Педагогическая экспертиза методической работы // Методист. - 2007. - № 3. -С.31 - 33; Васенев Ю.Б. К вопросу о проблемах контроля качества учебного процесса. Тезисы Всероссийской конференции «Университетское образование в России: проблемы и перспективы». - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. -С.62.

оценивать и отдельные методические мероприятия: конференции; открытые лекции; конкурсы; деятельность руководства; тенденции роста методического мастерства молодых преподавателей. Однако такой мониторинг характеризует не результаты методической работы, а именно качество подготовки выпускников.

Под мониторингом методической работы в вузе следует понимать систематическое непрерывное наблюдение за всеми показателями основных и вспомогательных процессов и подпроцессов методической работы. Под показателями качества обучения понимаются индикаторы - характеристики, которые, во-первых, могут быть объективно оценены, каждая в отдельности; во-вторых, должны быть управляемы, то есть целенаправленно изменяемы путем совершенствования того или иного подпроцесса методической работы. Показатели должны быть универсальны, то есть, применимы для оценки качества образовательной деятельности любых вузов на уровне всей системы высшего профессионального образования; факультетов на уровне вуза; кафедр на уровне факультета; преподавателей на уровне кафедры. Кроме того, они должны быть всесторонние и измеряемые: для измерения показателей вводят критерии - признаки, на основании которых производится оценка.

Практика показывает, что оценка качества обучения осуществляется по группе показателей (качественная успеваемость, результаты внутреннего и внешнего тестирования, результаты итоговой аттестации, данные о востребованности выпускников на рынке труда) без учета качества подпроцессов. В настоящем исследовании для каждого подпроцесса методической работы в вузе был определен доминирующий показатель качества обучения, выступающий в роли результативной характеристики определенного подпроцесса (Рис.3).

Таким образом, результативность методической работы обеспечивается управлением подпроцессами методической работы на основе процессного подхода, что помогает выявить влияющие на качество обучения факторы и изменять их, принимая научно-обоснованные управленческие решения.

Логика нашего исследования обусловлена задачами реформирования и модернизации системы высшего образования в контексте Бо-лонского процесса и предполагает внесение изменений в организацию и управление методической работой и методической деятельностью преподавателя вуза через осуществление различные видов инновационных процессов.

Рисунок 3. Взаимосвязь подпроцесов методической работы в вузе и показателей качества обучения

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE ORGANIZATION AND MANAGEMENT OF METHODICAL WORK IN HIGHER SCHOOL

© 2008 N.V.Solovova

Samara State University

The article deals with the problem of innovational processes of the organization and management of methodical work in higher school in conditions of reforming and modernizing the system of the higher professional training. The methodological base of the research is presented by functional, system and structural, process approaches. The role of methodical work in achievement of higher school objectives - education quality is proved.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.