Научная статья на тему 'Управление методической работой вуза: теоретические основы и опыт'

Управление методической работой вуза: теоретические основы и опыт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
405
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева Т. Н., Соловова Н. В.

В статье рассматривается проблема определения методологических оснований управления методической работой вуза в условиях внедрения инновационных процессов. Раскрываются сущность, структура методической компетентности преподавателя вуза, предлагаются содержание и средства ее формирования во внутривузовской системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT OF METHODOLOGICAL WORK IN AN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION: THEORY AND EXPERIENCE

The article dwells on the problems of determination of some methodological principles of management of methodological work in an institution of higher education under the circumstances of innovative processes. It discusses the essence, the structure of methodological competence of a tutor, it offers the contents and means of its formation in the circumstances of improvement of tutors' qualifications in an institution of higher education.

Текст научной работы на тему «Управление методической работой вуза: теоретические основы и опыт»

УДК 378.14

Т.И. Руднева, Н.В. Соловова*

УПРАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТОЙ ВУЗА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОПЫТ

В статье рассматривается проблема определения методологических оснований управления методической работой вуза в условиях внедрения инновационных процессов. Раскрываются сущность, структура методической компетентности преподавателя вуза, предлагаются содержание и средства ее формирования во внутривузовской системе повышения квалификации.

Ключевые слова: методическая работа, управление методической работой вуза, процессный подход, методическая компетентность преподавателя вуза.

Методическая работа в высшей школе обусловлена нормативно-правовым обеспечением, показателями деятельности и критериями государственной аккредитации высших учебных заведений, отражающими приоритетные направления организации образовательного процесса. Однако анализ различных периодов развития отечественной системы высшего профессионального образования и его методического сопровождения свидетельствует о недостаточном уровне существующей нормативно-методической документации. Так, не определена роль методической работы в повышении качества образования в высшей школе; не сложилась система методической работы в соответствии с заданными критериями функционирования вуза. При этом главной становится преобразующая инновационная функция, которая актуализирует проблему методической компетентности преподавателя вуза и организации непрерывного повышения профессиональной квалификации.

Необходимость осмысления и решения проблемы управления методической работой вуза с целью достижения прогнозируемого результата — качества обучения студентов — обусловлена тем, что теория управления образовательными процессами в высшем профессиональном образовании разработана недостаточно, а понятие «управление» для использования в практике образовательных учреждений требует дальнейшего уточнения (В.П. Симонов, Т.И. Шамова). Для решения данной проблемы необходима принципиальная методологическая позиция, задающая стратегию исследования. Появилось понимание того, что реализация концепций управления педагогическими системами невозможна без проникновения в вузы менеджмента качества по управлению бизнес-процессами.

В научной литературе представлены подходы к организации и управлению предприятием, учебным процессом, качеством продукции: классический управленческий подход (А. Файоль); бюрократический подход (М. Вебер); поведенческий — бихевио-ристический (Э. Мейон, Ч. Бернард); функциональный (А.И. Кочетов); системный

* © Руднева Т.И., Соловова Н.В., 2012

Руднева Татьяна Ивановна (rudneva@ssu.samara.ru),Соловова Наталья Валентиновна (solovova@ssu.samara.ru), кафедра теории и методики профессионального образования Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад Павлова, 1.

(Л. Фон Берналанфи, A.A. Богданов, Г. Саймон); системно-кибернетический (Г.С. Теслер, О.Ф. Шабров); структурный (Н. Винер, A.A. Богданов); личностно-деятельностный подход (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков); синергети-ческий (И.Р. Пригожин); ситуационный (П. Лоуренс, И. Ансофф); средовый (Ю.С. Мануйлов); компетентностный (И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, П.Г. Щедро-вицкий); процессный (В. Брагин, У.Э. Деминг, В. Корольков).

Однако теоретический анализ научной литературы позволяет утверждать, что отсутствуют научные исследования по разработке методологических подходов к управлению методической работой в учреждениях высшего профессионального образования. Среди теоретиков (О.С. Анисимов, Б.М. Бим-Бад, В.П. Бездухов, Н.В. Бор-довская, А.Л. Бусыгина, A.A. Вербицкий, С.Л. Гусев, Т.Н. Гущина, Н.В. Зеленко, А.Л. Зубков, И.Ю. Ковалева, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, М.К. Мамардашвили, А.К. Маркова, А.В. Петровский, Т.И. Руднева, О.А. Тимкина и др.) нет единого мнения относительно сути методических понятий, отсутствует традиция толкования методической компетентности преподавателя вуза как педагогической категории.

Методическая деятельность и методическая компетентность преподавателя вуза как категории конкретно-научного уровня методологии, проявляются и функционируют в педагогике по-особому, согласно канонам педагогических систем, модернизация которых требует готовности к решению инновационных методических задач, что предполагает формирование ценностного отношения к методической работе, интереса к методической литературе; умений моделировать информацию в разных педагогических условиях, проводить и анализировать педагогический эксперимент на основе специальных методических знаний.

Обращение к генезису исторических идей о методическом сопровождении учебного процесса позволяет прогнозировать качество методической работы вуза, поэтому стратегию исследования генетических связей элементов педагогической системы «вуз» в данном исследовании представляет системно-исторический подход. Проведенный в ходе исследования ретроспективный анализ методических идей позволил выделить основные этапы эволюции методов обучения и форм методического сопровождения учебного процесса. Изучение педагогических памятников показало, что они являются источниками методических задач в обучении и воспитании личности, а логика развития педагогических идей свидетельствует о том, что одной из значимых характеристик обучающего всегда являлось методическое мастерство, интегрирующее теоретические знания и практический опыт образовательной деятельности, результат которой выражается появлением новых методик обучения, учебной литературы, определяющих содержание образования.

Периоды обновления и зарождения новых видов и форм методической работы связаны прежде всего с реформами образования, которые диктовались экономическими и социальными проблемами в обществе, новыми требованиями к содержанию обучения, новыми целями в подготовке специалистов. Однако в нормативно-правовой документации методическая работа в отдельную подсистему практически не выделяется и рассматривается в контексте учебно-методической деятельности преподавателя вуза. Проведенный анализ различных периодов развития системы высшего профессионального образования и их нормативно-правового обеспечения свидетельствует о незначительном числе нормативно-методической документации, об отсутствии приоритетной роли методической работы в процессе повышения качества образования в высшей школе.

В ходе исследования установлено, что в педагогической науке отсутствует единство в определении сути понятия «методическая работа»: это планируемая познавательная деятельность преподавателей и сотрудников вуза, направленная на освоение

и совершенствование существующих, разработку и внедрение новых принципов, форм и методов эффективной организации учебного процесса; специальная деятельность в рамках «педагогического производства»; специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и обеспечивающий формирование компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя; деятельность, направленная на успешную организацию учебного процесса. Деятельностный аспект методической работы убеждает в целесообразности обращения к истории проблемы с целью доказательства ее рассмотрения в определенной логической последовательности: от происходящих преобразований в обществе, отражающихся в средствах обучения, до организации методической подготовки специалистов, реализующих цели учебного процесса.

Наше исследование показало, что сложность решения инновационных методических задач по модернизации содержания вузовского образования, его реформирование требуют от преподавателя глубокой предметной подготовки и готовности, выражающейся системой мотивов, отношений, установок, которые обеспечивают преподавателю возможность эффективно выполнять методическую деятельность в различных е ё видах. Усложняющаяся методическая деятельность преподавателя вуза предполагает методическую компетентность и компенсацию недостающих ее компонентов во внут-ривузовской системе повышения квалификации преподавателей.

В ходе анализа результатов исследований обнаружено, что проблема функционирования системы методической работы вузов изучена недостаточно, хотя учреждения высшего профессионального образования страны накопили значительный опыт методической работы, о чем свидетельствует учебно-методическая документация, сопровождающая учебный процесс; информационно-методическое обеспечение учебных курсов; большое количество научно-мето Одических конференций различного уровня по проблемам методической деятельности.

Вместе с тем система высшего профессионального образования поставлена перед необходимостью методически грамотного обеспечения учебного процесса с целью подготовки конкурентоспособных выпускников. Изменения, происходящие в сфере высшего профессионального образования, требуют от сотрудников методических служб высокой степени рефлексии, профессионального развития для включения в процессы модернизации. Необходимо разрешение противоречия между имеющимся уровнем методического мастерства преподавателей вузов, мерой их готовности к решению инновационных методических задач и возрастающими требованиями к качеству высшего профессионального образования, что предполагает новый подход к управлению методической работой вуза, ориентирующий на создание устойчивой среды функционирования методического процесса.

Нами разработана концепция управления методической работой вуза на основе процессного подхода, который определяет принципиальную методологическую ориентацию исследования, его стратегию, предполагая не только выделение значимых процессов в образовательной системе вуза, но и наличие в структуре образовательного учреждения соответствующей ролевой или системной модели.

В ходе исследования процесс методической работы вуза нами подвергнут декомпозиции: выделены основные подпроцессы (методическое обеспечение образовательных программ; методическое сопровождение образовательных программ; повышение методической компетентности преподавателей вуза; внедрение инновационных методов обучения) и вспомогательные подпроцессы (библиотечное обслуживание; внутриву-зовская издательская деятельность; информационное обеспечение). Управление методической работой вуза базируется на принципах процессного подхода: целеполагание (содержание процесса зависит от поставленной цели); адаптивность (содержание про-

цесса может меняться в зависимости от условий); непрерывность (мероприятия процесса протекают быстро и неразрытно друг от друга); последовательность (структура процесса выстроена в четком порядке); взаимосвязь (содержание мероприятий процесса зависит друг от друга); рефлексивность (в процесс встроены корректирующие мероприятия); обусловленность (достижение целей минимальным набором действий); инновационность (каждый новыш цикл процесса ориентирован на новые цели). Реализация подпроцессов осуществляется с опорой на доминирующие принципы: подпроцесс «Методическое обеспечение образовательных программ» базируется на принципах целеполагания и обусловленности; подпроцесс «Методическое сопровождение образовательных программ» — на принципе взаимосвязи; подпроцесс «Внедрение инновационных методов и технологий обучения» — на принципах рефлексивности и инновационности; подпроцесс «Повышение методической компетентности преподавателей вуза» — на принципе непрерытности и адаптивности.

Модель организации и управления методической работой вуза представляла собой совокупность подпроцессов, направленных на обеспечение учебной литературой и учебно-методической документацией инновационной образовательной деятельности; на разработку образовательных программ и соблюдение их соответствия регламентирующим и нормативным документам в сфере высшего профессионального образования; на распространение инновационного опыта и проведение мониторинга результатов; на создание условий для формирования методической компетентности и стимулирования потребности в профессиональном саморазвитии преподавателей вуза.

О готовности к решению инновационных методических задач свидетельствует высокий уровень методической компетентности преподавателей вуза. Характер испытываемых затруднений в методической деятельности, е ё специфика обуславливают возможности представления интегративной характеристики личности преподавателя вуза в виде совокупности компонентов, адекватных видам готовности к решению инновационных методических задач: ценностно-мотивационный компонент — мотивацион-ная готовность; когнитивный компонент — методическая готовность; технологический компонент — технологическая готовность; рефлексивный компонент — методологическая готовность; оценочный компонент — экспертная готовность. Об уровне методической компетентности (репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий) свидетельствуют доминирующие показатели е ё структурных компонентов.

Внутривузовская система повышения квалификации, представляющая разновидность педагогических систем, источником развития которых является расхождение между требуемым и существующим уровнями готовности к решению инновационных методических задач, способствует развитию доминирующих показателей в структуре методической компетентности. Содержательный элемент системы представляется средствами-источниками информации, проектируемыми адекватно структурным компонентам методической компетентности на основе принципа модульности. Средства освоения информации отбираются на основе принципов интерактивности, прагматичности, рефлексивности и опоры на опыт. Участие преподавателей в реализации мероприятий подпроцессов методической работы вуза способствует повышению уровня их методической компетентности.

Приходим к выводу, что в условиях модернизации высшего профессионального образования методическая компетентность преподавателей вуза выступает решающим фактором реализации инновационных методических задач и успешного достижения целей профессиональной подготовки студентов. Управление методической работой вуза как целенаправленная деятельность субъектов различного уровня обеспечивает оптимальное функционирование образовательной системы. Развитие управляемых

субъектов, способствуя переводу их на новый уровень деятельности, гарантирует качество профессиональной подготовки, которое выражается удовлетворенностью студентов организацией учебного процесса, формированием у них способностей к квазипрофессиональной деятельности; готовностью к решению профессиональных задач и профессиональной адаптивностью.

T.I. Rudneva, N.V. Solovova*

THE MANAGEMENT OF METHODOLOGICAL WORK IN AN INSTITUTION OF HIGHER EDUCATION: THEORY AND EXPERIENCE

The article dwells on the problems of determination of some methodological principles of management of methodological work in an institution of higher education under the circumstances of innovative processes. It discusses the essence, the structure of methodological competence of a tutor, it offers the contents and means of its formation in the circumstances of improvement of tutors' qualifications in an institution of higher education.

Key words: methodological work, management of methodological work in an institution of higher education, process' approach, methodological competence of a tutor.

* Rudneva Tatyana Ivanovna (rudneva@ssu.samara.ru), Solovova Natalia Valentinovna (solovova@ssu.samara.ru), the Dept. of Theory and Methods of Professional Education, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.