УДК 330.332.14 (012)
Невьянцева Лилия Сергеевна
аспирант, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-1009-4317, SPIN: 3048-7667, AuthorID: 913399 e-mail: [email protected]
JEL R11; R12; R13; R58 Б0110.26425/1816-4277-2021-7-124-130
НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА»
Аннотация. Рассмотрены теоретические аспекты в отношении важной категории регионального управления - региональной инвестиционной политики. На основе анализа российской научной литературы выделено и рассмотрено пять подходов к пониманию сущности региональной инвестиционной политики: системный, воспроизводственный, институциональный, деятельностный, концептуальный. С учетом исследованных подходов сформулировано авторское определение региональной инвестиционной политики, основанное, в том числе, на положениях системного подхода, теории межрегионального экономического взаимодействия и концепции полюсов роста. Обозначены главные цели реализации региональной инвестиционной политики. В завершении обобщены ключевые особенности региональной инвестиционной политики в рамках заданного вектора исследования и сделан вывод, что региональная инвестиционная политика необходима для расширения инвестиционных потоков между взаимодействующими регионами и ускорения экономического роста территорий. Ключевые слова: региональная инвестиционная политика, инвестиционная деятельность, инвестиции, регион, межрегиональное взаимодействие, инвестиционный обмен, полюса роста, системный подход
Для цитирования: Невьянцева Л.С. Научные подходы к исследованию понятия «региональная инвестиционная политика»//Вестник университета. 2021. № 7. С. 124-130.
Liliya S. Nevyantseva
Postgraduate Student, Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia ORCID: 0000-0002-1009-4317, SPIN: 3048-7667, AuthorID: 913399 e-mail: [email protected]
SCIENTIFIC APPROACHES TO THE STUDY OF THE CONCEPT OF "REGIONAL INVESTMENT POLICY"
Abstract. The article considers theoretical aspects in relation to an important category of regional management - regional investment policy. Based on the analysis of the Russian scientific literature, five approaches to understanding the essence of regional investment policy are highlighted and considered by the author: systemic, reproductive, institutional, activity-based, conceptual. Taking into account the studied approaches, the author's definition of regional investment policy is formulated, based, among other things, on the provisions of the system approach, the theory of interregional economic interaction and the concept of poles of growth. The main objectives of the implementation of the regional investment policy are outlined. In conclusion, the key features of the regional investment policy within the given research vector are summarized and it is concluded that regional investment policy is necessary to expand investment flows between interacting regions and accelerate the economic growth of territories.
Keywords: regional investment policy, investment activity, investments, region, interregional cooperation, investment exchange, poles of growth, system approach
For citation: Nevyantseva L.S. (2021) Scientific approaches to the study of the concept of "regional investment policy". Vestnik universiteta, no. 7, pp. 124-130. DOI: 10.26425/1816-4277-2021-7-124-130
Введение
В новых условиях регионализации экономического пространства и интенсификации межрегионального инвестиционного взаимодействия становится необходимым исследование научных работ, связанных с раскрытием сущности такой важной категории регионального управления, как региональная инвестиционная политика (далее - РИП), которая подвергается непосредственному влиянию данных процессов. Кроме того, для целого ряда регионов, находящихся в депрессивном состоянии и экономическом упадке, наличие проработанной и адаптированной к текущим условиям инвестиционной политики является существенным фактором развития и тем инструментом, который способен сокращать поляризацию пространства и способствовать
© Невьянцева Л.С., 2021.
Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/). © Nevyantseva L.S., 2021.
This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
интенсивному инвестиционному обмену между регионами. Это предполагает обоснование оригинального подхода к изучению РИП, основанного на положениях системного подхода, теории межрегионального экономического взаимодействия, а также концепции полюсов роста.
В отечественных научных трудах понятие «региональная инвестиционная политика» начинает появляться с середины 1990-х гг., что связано с переходом к рыночной экономической системе и совершенствованием модели отечественного инвестиционного процесса. В результате трансформаций в экономике неравномерность притока инвестиций на региональных уровнях особенно усилилась, что поставило перед государством задачу формирования условий для активизации инвестиций уже в конкретных субъектах страны.
Цель настоящей статьи - представить и проанализировать сложившиеся в российской науке регионального управления подходы к определению сущности РИП, выявить их общие и отличительные черты, а также сформулировать авторское определение сущности данной категории, выделив основные цели и принципы реализации инвестиционной политики в экономическом пространстве региона.
Инвестиционная политика региона в русле теорий региональной экономики
На наш взгляд, в современных реалиях регионального развития инвестиционную политику субъектов Российской Федерации следует рассматривать с использованием синтеза следующих теорий региональной экономики и регионального развития:
- теории межрегионального экономического (инвестиционного) взаимодействия;
- теории полюсов роста;
- системного подхода.
Рассмотрим некоторые аспекты инвестиционной политики мезоуровня в контексте указанных теорий.
Основы межрегионального взаимодействия берут свое начало еще в ХУШ в. в теориях абсолютных и относительных преимуществ А. Смита и Д. Риккардо. К современному этапу теория межрегиональных взаимодействий существенно эволюционировала, заключая в себе комплекс разных теорий региональной экономики. В отношении инвестиционной политики можно привести пример теории интеграции территории (представители - Ф. Науманн, Р. Челлен и др.) как инструмента роста конкурентоспособности регионов в условиях конкуренции за пространство и ресурсы. Другой пример - концепция кластеров (представители - М. Портер, М. Энрайт и др.), согласно которой, кластеризация производства позволяет, в том числе, стимулировать инвестиционный процесс. В настоящий момент региональное инвестиционное сотрудничество является одной из основных форм межрегионального взаимодействия. Согласно положениям теорий межрегионального экономического взаимодействия, взаимный инвестиционный обмен и скоординированные инвестиционные стратегии позволяют регионам и местным хозяйствующим субъектам расширять и диверсифицировать процесс производства, повышать конкурентоспособность продукции. Кроме того, инвестиционная интеграция (кооперация) регионов позволяет компенсировать недостаток ресурсов (финансовых, материально-технических, трудовых и т. д.) в одном регионе при наличии таковых в регионе-партнере, а также в целом достигать сбалансированного развития территорий.
Теория полюсов роста
Ф. Перру выведена модель взаимодействия «полюса» и его окружения, согласно которой доминирующая роль в развитии региональной экономики принадлежит верному выбору хозяйственных отраслей и центров их развития, когда будет достигнут максимальный уровень регионального развития. Для этого следует определить «полюс развития» и создать благоприятные условия для него, активизировав инвестиционную политику и разработав инвестиционные программы по финансированию и развитию ведущих отраслей местного значения, имеющих сильный потенциал роста и высокую способность к восприятию инноваций. Однако, следуя теории полюса роста Ф. Перру, инвестиционный рост в регионе не будет равномерен, а проявится лишь в выбранных «полюсах роста», хотя за счет этого возможно выравнивание в уровне инвестиционного развития регионов посредством каналов распределения «эффектов увеличения».
По мнению западных ученых, в качестве полюсов роста можно рассматривать конкретные территории, которые в экономике региона выполняют функцию источника инноваций и прогресса. Дж. Фридман связывал понятие «полюс роста» именно с географическим пространством, полагая, что процессы пространственной поляризации так или иначе порождают диспропорции между центром и периферий [5].
Таким образом, следуя теории Ф. Перру, инвестиционная политика мезоуровня должна осуществляться преимущественно в русле конкурентных отраслей хозяйства (импульсов роста), что должно способствовать инвестиционному и экономическому росту. При этом, опираясь на концепцию западных ученых и теорию Дж. Фридмана, инвестиционная деятельность также может разворачиваться на конкретных территориях (в особенности, на окраинах и перифериях) в целях интенсификации инвестиций в них и передачи в регионы-реципиенты разных факторов производства.
Системный подход
В общем понимании система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность [13]. РИП, являясь одним из ключевых элементов региональной инвестиционной системы, аккумулирует комплекс планов, мероприятий и рекомендаций по реализации региональных инвестиционных проектов в целях извлечения дохода и достижения иных полезных эффектов в рамках регионального инвестиционного пространства. При этом на результаты инвестиционной политики будут влиять другие элементы региональной инвестиционной системы, такие, как: инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, инвестиционные риски, инвестиционный потенциал и т. д.
С другой стороны, инвестиционная политика региона может выступать одним из элементов региональной социально-экономической политики, входя в региональную экономическую систему. В данной ситуации цели инвестиционной политики остаются прежними - это определение эффективного использования инвестиционных ресурсов, достижение других положительных результатов в развитии региона и т. д.
Научные подходы к понятию РИП
К настоящему моменту в отечественной науке регионального управления подходы к понятию РИП сформированы с различных позиций. В отличие от понятия «региональная политика», понятие «региональная инвестиционная политика» не закреплено в российских нормативно-законодательных актах. Анализ научных публикаций, посвященных теоретико-методологическим аспектам инвестиционной политики субфедерального уровня, позволил выделить следующие подходы к пониманию сущности данной экономической категории: системный, воспроизводственный, институциональный, деятельностный, концептуальный (рис. 1).
Составлено автором по материалам исследования Рис. 1. Подходы к определению понятия категории «региональная инвестиционная политика»
Рассмотрим характеристики РИП в рамках выделенных подходов, обобщив их в таблице 1.
Таблица 1
Особенности научных подходов к определению сущности «региональная инвестиционная политика»
Подход Ученые Основная цель РИП Объект РИП
Системный подход В.В. Ходус, М.Ю. Махотаева Эффективное использование инвестиционного потенциала и инвестиционных ресурсов Инвестиционные ресурсы
Деятельностный подход П.Ю. Осипов, К.В. Балдин Выбор приоритетов регионального развития и управление инвестиционными ресурсами Инвестиционная деятельность и инвестиционные ресурсы
Институциональный подход Н.И. Пшиканокова, Н.А. Москвитина Стимулирование инвестиционного развития региона Инвестиционное развитие региона
Воспроизводственный подход А.М. Закирова, А.С. Аджикова Обеспечение реального сектора экономики основными производственными фондами Основные фонды предприятий региона
Концептуальный подход А.Е. Панягина, Н.А. Водопьянова Регулирование экономических отношений в инвестиционных процессах Инвестиционная деятельность и инвестиционный процесс
Источники: [1-4; 7-12]
Согласно системному подходу, инвестиционная политика региона является составной частью региональной политики или региональной экономической политики. В рамках данного подхода объектами РИП выступают инвестиционные ресурсы, а главная цель состоит в их мобилизации и активизации, а также в интенсификации инвестиционных процессов региона для его дальнейшего саморазвития. Механизмом реализации инвестиционной политики в системном подходе является специальная система мероприятий и мер относительно эффективного использования инвестиционных ресурсов.
Следующие по популярности в российской научной литературе понятия РИП обозначают ее как целенаправленную деятельность, в рамках которой происходит взаимодействие субъектов политики по привлечению и управлению инвестициями и решается комплекс единых задач по улучшению регионального (в том числе и инвестиционного) развития. В рамках деятельностного подхода в качестве объекта инвестиционной политики могут выступать как инвестиционные ресурсы, так и инвестиционная деятельность (инвестиционный процесс). Механизм формирования и реализации инвестиционной политики в этом случае включает в себя научно-обоснованные целеориентированные установки относительно активизации объекта политики. Деятельностный подход четко определяет субъектов инвестиционной политики региона, рассматривая в качестве таковых региональные органы власти и органы местного самоуправления.
Институциональный аспект исследования РИП, помимо благоприятного влияния на экономику и социальную сферу региона результатов управления инвестиционной деятельностью, характеризует инвестиционную политику также с точки зрения нормативно-правового аспекта, подразумевая под ней, в первую очередь, совокупность регулирующих правил и документов, касающихся инвестиционного развития региона. Таким образом, субъектами РИП в институциональном подходе выступают различные регулирующие документы и правовая основа в части инвестиционного развития территории, а объектом - общее инвестиционное развитие территории в целях социально-экономического развития.
Еще один подход, выделенный нами в результате анализа существующих научных трудов в части инвестиционной политики региональных образований, можно обозначить как воспроизводственный. Такой подход отличается от выше рассмотренных достаточно узкой направленностью, поскольку в качестве цели реализации
инвестиционной политики выступает обеспечение реального сектора экономики производственными фондами, а не повышение качества социально-экономического развития региона и улучшение инвестиционного климата (рост инвестиционной привлекательности). В рамках воспроизводственного подхода в роли объекта инвестиционной политики выступают основные производственные фонды и капитальная база хозяйствующих субъектов, а не составляющие региональной инвестиционной системы (инвестиционные ресурсы, инвестиционный процесс, инвестиционная деятельность), как в ранее описанных подходах. Субъектами инвестиционной политики в данном случае могут являться как органы региональной власти, так и непосредственно экономические агенты.
Наконец, в трудах российских РИП исследуется в русле концептуального подхода, согласно которому, формирование и реализация инвестиционной политики осуществляются на базе инвестиционной концепции. Инвестиционная концепция, как и политика, может разрабатываться на всех уровнях пространственной иерархии - национальном, региональном и муниципальном. Сторонники концептуального подхода полагают, что инвестиционная политика представляет собой определенную стратегическую идею управления инвестиционной деятельностью и инвестиционным процессом, содержащую набор целей, задач, методов и инструментов, а также приоритеты реализации инвестиционной стратегии. В рамках концептуального подхода в качестве объекта инвестиционной политики выступают инвестиционная деятельность и инвестиционный процесс, субъектами - органы государственной (региональной) власти. Механизмом реализации инвестиционной политики в данном случае является непосредственно реализация специального инструмента - инвестиционной концепции - с целью управления инвестиционной деятельностью и инвестиционным процессом.
Большинство определений инвестиционной политики мезоуровня, данные отечественными учеными, идентифицируют ее в качестве составного элемента региональной политики или региональной социально-экономической политики. В данном контексте инвестиционная политика территории рассматривается как часть системы государственного регионального управления, в рамках которой все элементы взаимоувязаны и функционируют в целях достижения устойчивого регионального развития в целом.
Рассмотрев и обобщив точки зрения исследователей на сущность РИП, считаем необходимым уточнить определение данного понятия исходя из теоретико-методологических предпосылок, основанных на системном подходе, а также придерживаясь заданного вектора по межрегиональному экономическому взаимодействию, ориентированного на повышение инвестиционной активности и конкурентоспособности отдельных региональных экономик, особенно находящихся в стадии стагнации.
РИП - это структурный элемент региональной социально-экономической политики субъекта Федерации, координирующий инвестиционную деятельность в регионе с учетом его специализации и конкурентных преимуществ в целях сокращения межрегиональных различий, формирования благоприятного инвестиционного климата и повышения уровня инвестиционной привлекательности в течение краткосрочного и долгосрочного периода времени.
Инвестиционная политика региона, являясь структурным звеном региональной политики, аналогично обладает собственной внутренней структурой. Центральным структурным элементом РИП выступает система целей и задач. Иными элементами структуры РИП являются система принципов, на основании которых формируется РИП, комплекс инструментов, через которые реализуется РИП и привлекаются инвестиции в регион, а также набор определенных методов формирования и реализации РИП.
Анализ инвестиционных стратегий и документов десяти субъектов Российской Федерации, где сложились лучшие практики опыта формирования инвестиционной политики и выполнялись все требования Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, позволил Д. П. Малышеву и А. С. Костинбою выявить большое разнообразие целей инвестиционной политики регионов, которые ученые систематизировали по следующим направлениям:
- формирование благоприятного инвестиционного климата;
- повышение инвестиционной активности;
- создание системы управления инвестиционными процессами;
- обеспечение экономического роста, рост уровня жизни населения;
- формирование стратегического инвестиционного портфеля [6].
Среди других целей РИП также можно отметить:
- мобилизацию финансово-инвестиционных средств, необходимых для осуществления инвестиций;
- реализацию целевых и национальных проектов и программ;
- обеспечение структурных преобразований в экономике, стабильное социально-экономическое развитие региона.
С процессом реализации региональной системы инвестиционных целей и задач прямым образом сопрягается комплекс постулатов и принципов, призванных увязывать деятельность субъектов инвестиционной политики. На наш взгляд, РИП должна реализовываться на основе синхронизации следующих принципов:
- согласованности интересов всех акторов региональной инвестиционной деятельности - частного инвестиционного сообщества, региональной администрации, финансово-банковских структур, что обеспечит координацию их деятельности в процессе реализации инвестиционной политики;
- соответствия разрабатываемых инвестиционных программ и решений, реализуемых в контурах инвестиционной политики, действующим стратегиям регионального социально-экономического развития (в том числе и соответствия принятой инвестиционной стратегии, если таковая существует);
- сочетания инвестиционного развития территории с повышением уровня жизни населения, сокращением социальной дифференциации;
- осуществление инвестиций в целях устойчивого регионального развития, содействие финансированию и реализации инвестиционных проектов, имеющих статус приоритетных или национальных;
- синтез инвестиционной политики региона и иных видов региональной политики в целях согласованности развития с другими экономическими отраслями, диверсификации регионального воспроизводственного процесса и региональной экономики.
Важно учитывать, что формирование и реализация РИП должны осуществляться только в той ситуации, когда ее результаты приносят очевидные экономические, социальные, финансовые, бюджетные, экологические и иные существенные эффекты, особенно значимые для развития региональной социально-экономической системы. Иными словами, реализуемая в субъектах страны инвестиционная политика должна подвергаться регулярной оценке, подтверждая свою эффективность.
Вывод и заключение
В завершение отметим, что, используя комплексный подход к исследованию РИП, можем говорить, что РИП необходима прежде всего для расширения инвестиционных потоков между взаимодействующими регионами и ускорения экономического роста территорий:
- РИП является важнейшим компонентом региональной социально-экономической политики, увязывая между собой входящие в нее другие структурные элементы;
- РИП является инструментом межрегионального экономического (в том числе и инвестиционного) обмена и взаимодействия между различными отраслями и иными компонентами реального сектора экономики;
- РИП, реализуемая на отсталых и депрессивных территориях, является одним из факторов их развития и обеспечения конкурентоспособности региональной экономики;
- Реализация РИП в каждом регионе подвержена разным влияниям со стороны внешней и внутренней региональной среды, имея индивидуальные особенности разработки и регулирования.
Библиографический список
1. Аджикова, А.С., Канцеров, Р.А., Школьникова, Н.Н. Особенности инвестиционной политики в регионе с аграрно-ре-креационной специализацией // Вопросы управления. - 2018. - №6 (55). - С. 43-51.
2. Водопьянова, Н.А. Влияние государственной инвестиционной политики на эффективность социально-экономической системы: автореферат дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Волгоград, 2008. - 23 с.
3. Закирова, А.М. Региональная инвестиционная политика: содержание, принципы разработки и реализации // Вестник ТИСБИ. - 2011. - № 4. - С.1-9.
4. Балдин, К.В и др. Инвестиции: системный анализ и управление; под ред. К. В. Балдина; Изд.-торговая корпорация «Дашков и К». - 4-е изд., испр. - Москва: Дашков и К, 2013. - 287 с.
5. Карташева, М. А. Экономическое значение «полюсов роста» и их расположение на территории Российской федерации // Социально-экономические явления и процессы. - 2018. - T. 13, №2. - С. 50-57.
6. Малышев, Д. П., Костинбой, А. С. Методологические аспекты формирования инвестиционной политики региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2015. - №40 (415). - С. 16-32.
7. Москвитина, Н. А. Оценка региональной инвестиционной политики: теоретические и практические аспекты // Общественные финансы. - 2015. - № 31. - С. 96-112.
8. Осипов, П. Ю. Инвестиционный климат регионов как объект воздействия региональной инвестиционной политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - №8 (64). - С. 412-416.
9. Панягина, А. Е. Выбор концепции инвестиционного развития региональной экономики // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 10-2 (87). - С. 250-264.
10. Пшиканокова, Н. И. Региональная инвестиционная политика: институционально-экономический механизм стратегического управления // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 35-65.
11. Махотаева, М. Ю., Николаев, М. А., Малышев, Д. П., Наумова, Е. Н. Формирование инвестиционной политики на региональном уровне: монография; М-во образования и науки Российской Федерации, Псковский гос. ун-т. - Псков: Псковский гос. ун-т, 2015. - 221 с.
12. Ходус, В. В. Формирование и механизм реализации региональной инвестиционной политики промышленно-аграрного региона (на примере Омской области): дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Екатеринбург, 2011. - 222 с.
13. Гуманитарный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7091 (дата обращения: 31.05.2021).
References
1. Adzhikova A. S., Kancerov R. A., ShkoFnikova N. N. Peculiarities of investment policy in the region with agrarian and recreational specialization, Management Issues, 2018, no. 6 (55), pp. 43-51. (In Russian).
2. Vodopyanova, N. A. The impact of state investment policy on the effectiveness of the socio-economic system: Abstract of the Dissertation of the Candidate of Economic Sciences: 08.00.05, Volgograd, 2008, 23 p. (In Russian).
3. Zakirova A. M. Regional investment policy: content, principles of development and implementation, TISBIBulletin, 2011, no. 4, pp. 1-9. (In Russian).
4. Baldin K. V. et al Investments: system analysis and management, edited by K. V. Baldin, Dashkov i Ko, 4th edition, revised, Moscow, Dashkov i Ko, 2013, 287 p. (In Russian).
5. Kartasheva M. A. Economic value of "growth poles" and their arrangement in the territory of the Russian Federation, SocioEconomic Phenomena and Processes, 2018, vol.13, no. 2, pp. 50-57. (In Russian).
6. Malyshev D. P., Kostinboi A. S. Methodological aspects of the regional investment policy formation, Regional Economics: Theory and Practice, 2015, no. 40 (415), pp. 16-32. (In Russian).
7. Moskvitina N. A. Evaluation of regional investment policy: theoretical and practical aspects, Public Finance, 2015, no. 31, pp. 96-112. (In Russian).
8. Osipov P. Yu. Investment climate of regions as an object of influence of regional investment politics, Tambov University Review. Series: Humanities, 2008, no. 8 (64), pp. 412-416. (In Russian).
9. Panyagina A. E. Choice of the regional economy of investment development of the concept, Journal of Economy and entrepre-neurship, 2017, no. 10-2 (87), pp. 250-264. (In Russian).
10. Pshikanokova N. I. Regional investment policy: the institutional and economic mechanism of strategic management, The Bulletin of Adyghe State University, 2005, no. 4, pp. 35-65. (In Russian).
11. Makhotaeva M. Yu., Nikolaev M. A., Malyshev D. P., Naumova E. N. Formation of investment policy at the regional level: monograph, Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Pskov State University, Pskov, Pskov State University, 2015, 221 p. (In Russian).
12. Khodus V. V Formation and the mechanism of implementation of regional investment policy industrial-agrarian region (on the example of Omsk region): Dissertation. of Candidate of Economic Sciences: 08.00.05, Ekaterinburg, 2011, 222 p. (In Russian).
13. Humanitarian Portal. Available at: https://gtmarket.ru/concepts/7091 (accessed 31.05.2021). (In Russian).