Организационно-экономические аспекты совершенствования инструментария повышения эффективности региональных инвестиционных проектов
Чукаев Александр Николаевич,
аспирант кафедры национальной и региональной экономики, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, [email protected]
В статье проведен глубокий анализ всех составляющих элементов организационно-экономического механизма совершенствования инструментария повышения эффективности региональных инвестиционных проектов. Исследованы факторы, формирующие инвестиционную среду региона, рассмотрена система постановки целей и задач реализации РИП, а также критериев оценки их эффективности. Проанализированы инструменты повышения эффективности РИП, рассмотрены методики и механизмы оценки результата РИП для всех участников реализации проекта. Оценена взаимосвязь критериев эффективности различных участников проекта и рассмотрены системные многоуровневые подходы к оценке результативности РИП. Предложен организационно-экономический механизм повышения эффективности региональных инвестиционных проектов.
Ключевые слова: региональные инвестиционные проекты, эффективность, организационно-экономический механизм, критерии эффективности.
Современная экономика характеризуется низким уровнем развития конкуренции, ограничением экспортно-импортных отношений, снижением доли иностранных инвестиций, сокращением ресурсов для регионального развития ввиду осложненной внешнеполитической ситуации, а также непрекращающегося затяжного кризиса, терзающего нашу страну в течение нескольких лет. Региональное развитие, развитие межрегионального взаимодействия, функционирование интегрирующих систем позволит запустить механизм возрождения экономики и подстегнуть общее экономическое развитие России. Повышение эффективности региональных инвестиционных проектов в данной ситуации становится основной задачей и для государственных структур, т.к. позволят достичь поставленных стратегических целей на уровне регионального и федерального порядка, и для бизнес-структур, целями которых является достижение устойчивого развития и обеспечение стабильно высокого дохода. В сложившихся условиях очевидна необходимость разработки новых форм и методов повышения эффективности региональных инвестиционных проектов как экономического, так и организационного характера. Таким механизмом, удовлетворяющим возникшие потребности в сфере управления региональными проектами, может быть, так называемый, организационно-экономический механизм [1].
С точки зрения системного подхода такой механизм является инструментом воздействия субъекта (управляющая подсистема) на объект (управляемая подсистема) для достижения заданной цели за счёт принятия и реализации управляющих решений [2]. Управляющая подсистема представлена функциональными блоками, отвечающими за стратегическое развитие региона, достижение поставленных целей на уровне отраслевого развития, управление интеграционными процессами, которые могут носить как межотраслевой, так и межрегиональный характер, управление бизнес-процессами, маркетинг, логистику, менеджмент качества, управление произ-
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю 8
М О
а>
о
см
00 О!
О Ш
т
X
3
<
т о х
X
водством, экономическим анализ на уровне отдельных предприятий и др.
Организационно-экономический механизм состоит в координации действий всех участников экономической системы, направленных на достижение целей объединения [3].
Управляемая подсистема представляет собой критерии эффективности региональных инвестиционных проектов, и факторы, оказывающие влияние на их эффективность и результативность. Таким образом, организационно-экономический механизм совершенствования инструментария повышения эффективности региональных инвестиционных проектов - это совокупность факторов, целей, задач, инструментов и методов воздействия на управляемую подсистему с целью повлиять на изменения результата ее функционирования.
Система совершенствования инструментов повышения эффективности инвестиционных проектов в регионе включает совокупность факторов внешнего и внутреннего порядка, формирующих инвестиционную среду в регионе. Кроме того, принимая в внимание Стратегию социально-экономического развития России до 2030 г., необходимо особое внимание уделить инновационной направленности инвестиционных проектов. Инновационное развитие регионов становится первостепенной задачей федеральной стратегии развития, формирование ключевых показателей эффективности, а также оценка результативности достижения поставленных целей ориентирована на развитие инновационной среды, формирование единого информационного пространства и достижения высоких показателей инновационно-сти. Следовательно, наиболее эффективная для реализации региональных проектов среда должна быть достаточно инновационной, экономически благоприятной, с развитой инфраструктурой и системой взаимодействия между инвестиционными агентами и другими участниками проектов.
Для обеспечения слаженной работы множества участников региональных инвестиционных проектов, а также обеспечения прозрачности оценки многоуровневой эффективности инвестиционной системы необходимо разработать цели и задачи инвестиционной деятельности, а также критерии эффективности региональных инвестиционных проектов (РИП). Критерии оценки достижения цели политики и критерии анализа социально-экономического развития региона: показатель достигнутого уровня и образа жизни, а так же здоровья населения; показатель эффективности использования социально-экономического потенциала региона; уровень развития региональной инфраструктуры; показатель деловой активности; жизнеспособности региональных систем; показатель потенциала роста. Критерии оценки эффективности управления инвестицион-
ными ресурсами в регионе выражаются в степени реализации поставленных целей в расчете на объем привлеченных ресурсов [4].
На основе баланса интересов участников, а также в зависимости от экономической, бюджетной и социальной значимости проектов для каждого из участников формируется портфель РИП, цели функционирования которого оговорены ранее. В современной методологии планирования и управления инвестиционными проектами различают три подхода: проектно-плановый, программно-целевой и проблемно-ориентированный. При этом проектно-плановый подход характеризуется точностью планирования, способностью разрабатывать прогнозы развития потребительских рынков на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Программно-целевой подход определяет цели и возможности достижения эффективности программы, проблемно-ориентированный подход позволяет выделить проблему и выбрать методы ее решения [5]. На практике используется гибридный подход, включающий элементы нескольких подходов в различных комбинациях.
Организационно-экономический механизм реализации инвестиционных проектов является частью более крупного механизма обеспечения повышения эффективности портфеля проектов. Этот механизм включает организационную структуру проекта:
- подбор команды (профпригодность, личностные качества, опыт и т.п.);
- организация взаимодействия между участниками проекта;
- повышение квалификации сотрудников;
- организация достойных условий труда.
Экономическая структура управления проектом содержит:
- источники финансирования, виды, объемы, формы;
- определение потребителей результатов проекта;
- предварительную оценку стоимости проекта;
- предварительную оценку эффективности в условиях неопределенности и риска;
- бюджетирование;
- бухгалтерский учет;
- анализ и контроль;
- оценка эффективности реализованного проекта.
Ключевой частью структуры организационно-экономического механизма повышения эффективности РИП являются инструменты повышения эффективности РИП:
1. Методы и механизмы управления эффективностью инвестиционных проектов. .
2. Государственное регулирование РИП.
Инструменты государственного регулирования
инвестиционного развития региона показаны на рис. 1.
Рис. 1. Классификация инструментов государственного управления инвестициями. Источник: [6].
3. Формирование благоприятной инновационно-инвестиционной среды в регионе.
4. Интеграционное взаимодействие участников, межотраслевое и межрегиональное взаимодействие. Интеграция является следствием ограниченности ресурсов как отдельных предприятий, так и регионов, и делает возможным объединять ресурсные базы, возможности, информацию, потоки продуктов, кадров и т.п. Интегрированные объединения выступают в двух формах: интегрированные бизнес-структуры (кластеры, корпорации, холдинги), которые могут позволить себе реализацию крупных региональных проектов. Т.к. проекты не могут быть осуществлены без участия государства, оно выступает в качестве спонсора, который софинансирует проект и контролирует достижение целей и задач в сфере государственных интересов. Вторая форма интеграции - государственно-частное партнерство, при котором государство выступает полноценным участником бизнес-группы и является сособственником бизнеса, например.
Под межрегиональным взаимодействием понимается комплекс обменов потоками ресурсов, осуществляемых в рамках соглашений между органами власти, юридическими и физическими лицами различных регионов, принятых де-юре или де-факто, с целью представления общих интересов в национальном и мировом экономическом пространстве и повышения уровня устойчивого развития данных регионов [7].
Основным блоком механизма повышения эффективности РИП является контроль и оценка результатов. Сложность формирования подобных механизмов заключается в разности интересов участников проектов. Государство нацелено на достижение социальных целей, бюджетной и экологической эффективности, в то время, как бизнес-участники ориентированы на высокую доходность и соизмеримый риск проекта. Нельзя сказать, что эти цели не взаимосвязаны: высокая доходность обеспечивает в дальнейшем высокий
бюджетный доход и в качестве налогов и в качестве составляющей ВРП. Греченюк О.Н., Хаусто-ва Т.В. и Черкашина Т.А. предлагают трёхуровневую модель оценки эффективности региональных инвестиционных программ. На первом уровне модели оцениваются на предмет включения в региональную инновационную программу инновационных проектов, предполагающих создание новых технологий, и проектов, предполагающих использование уже созданных технологий. На втором уровне модели производится оценка эффективности сформированной региональной инновационной программы, то есть совокупности отобранных в нее инновационных проектов. На третьем уровне модели осуществляется оценка влияния сформированной региональной инновационной программы на показатели социально-экономического и инновационного развития региона посредством сравнения прогнозных значений показателей без реализации инновационной программы и с учетом ее реализации [8].
Губанов Р.С. большее внимание уделяет результату, направленному на оценку бюджетной эффективности проекта, влиянию проекта на индекс развития территории, расчет коэффициента региональной устойчивости развития, срока возврата бюджетных средств, инвестированных в инфраструктуру [9]. Участникам проекта со стороны частного бизнеса уделено мало внимания в части оценки результатов и эффективности проекта.
Ожидаемые результаты реализации регионального инвестиционного проекта со стороны государства:
1. Системное и управляемое накопление инвестиционных ресурсов, достаточных для реализации народнохозяйственных задач устойчивого функционирования и развития региона.
2. Благоприятный инвестиционный климат, позволяющий легально и эффективно достигать целей регионального инвестиционного процесса всеми вовлеченными в него субъектами экономики региона [10].
3. Снижение уровня безработицы, обеспечение достаточного количества рабочих мест, контроль инфляции и товарных запасов региона, обеспечение достойного уровня жизни населения.
Результаты со стороны бизнеса:
1. Обеспечение высокой доходности, прибыльности при приемлемом уровне риска.
2. Сопоставимый срок окупаемости проекта.
3. Обеспечение взаимодействия с другими бизнес-структурами и государственными структурами, которое поможет в дальнейшем в развитии других проектов.
4. Доступ к ресурсам других компаний, регионов, предприятий других отраслей, а также государственным ресурсам (софинансирование, субсидии, гранты, конкурсы и т.п.) на условиях межрегиональной и межотраслевой интеграции.
х
X
о
го А
с.
X
го т
о
ю 8
М О
5. Формирование единого инновационного пространства, которое помогает всегда быть в тренде, следовать за инновациями и создавать их.
а>
о
сч
00 OI
О Ш
m
X
3
<
m о х
X
Рис. 2 Организационно-экономический механизм совершенствования инструментария повышения эффективности РИП.
Изложенная совокупность факторов, целей, задач, методов и механизмов, инструментов повышения эффективности РИП представляет организационно-экономический механизм. Все его части взаимосвязаны и не принесут достойного результата при исследовании каждой из них в отрыве от других. Системный подход к использованию всех элементов механизма позволяет достичь наиболее высокой эффективности реализации региональных инвестиционных проектов и предполагает возникновение синергетического эффекта, позволяющего повысить результативность за счет незапланированных эффектов.
Литература
1. Беляева С.А. Организационно-экономический механизм управления инновационными проектами. // Организатор производства, № 2(45), 2010 - с. 77-81.
2. Дегтярева Т.Д., Крючков А.Л. Организационно-экономический механизм реализации аутсорсинга на промышленном предприятии. // Интеллект, инновации, инвестиции, № 2, 2018 - с. 2328.
3. Несмачных, О.В. Организационно-экономический механизм функциони-рования кластера на основе проектного подхода / О.В. Несмачных // Ученые записки КнаГТУ. - 2013. - № IV - 3(12). С. 82-89.
4. Горинова С.В., Закинчак А.И. Комплексный подход к формированию инвестиционной и социальной политики региона. // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - № 1(48), 2017 - с. 19-26.
5. Малахова Т.А., Пасканный В.И. Повышение эффективности управления инвестиционными проектами в региональном развитии. // Региональная экономика: теория и практика. - 17(344), 2014 - с. 42-48.
6. Угурчиев О.Б., Угурчиев Д.О. Методические аспекты региональной инвестиционной политики. // Экономика и управление. Экономические науки. - 12(85), 2011 - с. 241-246.
7. Бакуменко О.А. Организационно-экономический механизм управления межрегиональным взаимодействием субъектов РФ (на примере Северо-Западного федерального округа). // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Том 11, № 3, 2018 -с. 117-131
8. Греченюк О.Н., Греченюк А.В., Хаустова
0.Н., Черкашина Т.А. Трехуровневая модель оценки эффективности региональных инновационных программ. // Финансовые исследования -№ 4(49), 2015 - с. 250-261
9. Губанов Р.С., Маева И.В., Рыкова И.Н. Направления совершенствования инструментария инвестиционной бюджетной политики государства в области территориального инфраструктурного развития. // Вестник НГИЭИ, № 8 (87), 2018 - с. 91-102.
10. А.В. Холоша Модернизация организационно-экономического обеспечения и пути повышения эффективности использования инструментария региональных инвестиционных проектов. // Экономика: теория и практика. - № 3 (47), 2017 -с. 76-87.
Organization and economic aspects of tools improvement of
increase in efficiency of regional investment projects Chukaev A.N.
Plekhanov Russian University of Economics In article the deep analysis of all making elements of the organizational and economic mechanism of improvement of tools of increase in efficiency of regional investment projects is carried out. The factors forming the investment environment of the region are investigated, the system of statement of the purposes and problems of realization of RIP and also criteria for evaluation of their efficiency is considered. Instruments of increase in efficiency of RIP are analysed, techniques and mechanisms of assessment of result of RIP for all participants of implementation of the project are considered. The interrelation of criteria of efficiency of various participants of the project is estimated and system multilevel approaches to assessment of effectiveness of RIP are considered. The organizational and economic mechanism of increase in efficiency of regional investment projects is offered. Keywords: regional investment projects, efficiency, organizational
and economic mechanism, criteria of efficiency References
1. Belyaev S.A. Organizational and economic mechanism for managing innovative projects. // Production organizer, No. 2 (45), 2010 - p. 77-81.
2. Degtyareva T.D., Kryuchkov A.L. Organizational and economic
mechanism for the implementation of outsourcing at an industrial enterprise. // Intelligence, Innovation, Investment, No. 2, 2018 - p. 23-28.
3. Nesmachnyh, O.V. Organizational and economic mechanism of
cluster functioning on the basis of the project approach / O.V. Nesmachnyh // Scientific notes of KnAGTU. - 2013. - No. IV -3 (12). S. 82-89.
4. Gorinova S.V., Zakinchak A.I. An integrated approach to the formation of the investment and social policy of the region. // Modern high technology. Regional application. - No. 1 (48), 2017 - p. 19-26.
5. Malakhova T.A., Pascanny V.I. Improving the management of
investment projects in regional development. // Regional economy: theory and practice. - 17 (344), 2014 - p. 42-48.
6. Ugurchiev O.B., Ugurchiev D.O. Methodological aspects of regional investment policy. // Economics and Management. Economic sciences. - 12 (85), 2011 - p. 241 -246.
7. Bakumenko O.A. Organizational and economic mechanism for
managing interregional interaction of the constituent entities of the Russian Federation (for example, the North-West Federal District). // Economic and social changes: facts, trends, forecast. - Volume 11, No 3, 2018 - p. 117-131
8. Grechenyuk O.N., Grechenyuk A.V., Khaustova O.N., Cherkashina T.A. Three-level model for assessing the effectiveness of regional innovation programs. // Financial research - No. 4 (49), 2015 - p. 250-261
9. Gubanov R.S., Maeva I.V., Rykova I.N. Directions for improving
the tools of the state budget investment policy in the field of territorial infrastructure development. // Bulletin of the NIIEI, No. 8 (87), 2018 - p. 91-102.
10. A.V. Kholosha Modernization of organizational and economic support and ways to improve the efficiency of using tools of regional investment projects. // Economics: theory and practice. - No. 3 (47), 2017 - p. 76-87.
X X
O
00 >
c.
X
00 m
o
io 8
IO O
to