Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК'

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
музыкальное воспитание / подготовка учителя музыки / пропедевтика педагогических ошибок / music education / vocal teacher / music teacher training / pedagogical errors propaedeutics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ян Сяохан

В статье рассматриваются вопросы предупреждения педагогических ошибок в процессе обучения будущих учителей музыки в классе постановки голоса. Произведена типологизация педагогических ошибок. Обоснованы научные подходы к воплощению идей пропедевтики в процесс обучения вокалу. Раскрыты особенности технологи формирования двигательных навыков, сформулированные в работах М. Берштейна и его последователей. Охарактеризована специфика проявления этих закономерностей в области вокальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE FORMATION OF VOCAL-EXECUTIVE SKILLS IN FUTURE MUSIC TEACHERS BASED ON PROPEDEUTICS OF PEDAGOGICAL ERRORS

The article considers pedagogical errors prevention in the process of teaching future music teachers in a voice-training class, as well as conveys the typology of pedagogical errors. Scientific approaches to the propaedeutics ideas implementation in the voice-training process are substantialized. Furthermore, the motor skills formation technology peculiarities, formulated in the works of M. Bershtein and his followers, are revealed. Lastly, the specific manifestation of these patterns in the field of vocal activity is characterized.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК»

нування художнього тексту. За визначенням П. Ту-рянського, це дае можливiсть «...долати труднощi вокального художнього слова» [5].

Театральна педагопка розглядае проблеми орфоепп як найважлившо! умови досягнення вираз-носп й адекватностi сприймання художнього слова, сцешчно! культури через розбiрливостi мови й до-несення до слухача змюту акторсько! гри, драматурги, задуму автора (К. С. Сташславськнй, М. П. Чехов, В. I. Немирович-Данченко, В. Е . Мейерхольд).

Отже, формування орфоетчно! культури ви-знаеться важливим завданням орфоетчно! культури вокалюта забезпечуеться розвитком його слу-хово! спостережливостi, самооцшки, здатнiстю здiйснювати порiвняння, добiр технолопчно вiрних дiй, вiдмови вiд помилкових фонацшних рухiв а по-требуе наполегливо! й уважно! роботи над форму-ванням артикуляцiйних навичок у !х варiативному втiленнi.

За виразом П. Ковбасюка, «...вокальний твiр, написаний у фонетичнш системi конкретно! мови, природно включае в себе елементи цiе! системи: систему фонем, штонацд та закони, за якими ця система функцюнуе. Культура мови у спiвi грунту-еться на законах орфоепп, як1 зумовленi фонетич-ною природою певно! мови» [4]. Тому закономiрним е висновок

Ввдтак, культура вокально! орфоепп будуеться на засадах врахування особливостей впливу орфое-пiчних норм на вах рiвня !! прояву - у вокальному спiлкуваннi, специфiчних формах прилюдного ст-лкування та виршення завдань iнтелектуального, сугестивного, педагопчного впливу, створення художнього враження. Вона потребуе глибокого усвь домлення особливостей вимови, артикуляцп тих

фонем, як1 в р1зних мовах мають певш ввдмшносп та володшть техшкою !х вокального штонування.

Одшею з вимог художньо! достов!рносп 1 сми-слово! значущосп е донесення авторського задуму твору, багато в чому визначаеться поетичним текстом. Значимють завдання забезпечити розумшня тексту слухачами не викликае заперечень. Так не менше, в широкш практищ досить поширеною е точка зору, зпдно з якою норми мовно! орфоепп в сшв1 при необхвдносп (наприклад - висока теси-тура), допускають ввдчутну для вуха редукцш, часом спотворюючи голосш до невтзнання, прибира-ючи приголосш, в результат! чого втрачаеться сенс поетичного тексту.

Отже, виконавська досконал!сть будуеться на шдгрунп усв1домлення сутност! художньо! щей твору на здатносп до його осмисленого, виразного й лопчного вт!лення засобами доц!льних вокально-фонацшних прийом!в, досконало! орфоетчно! культури, яка вщповщае !нтонац!йно-фонетичн!й природ! певно! мови.

Список лггератури

1. Асафьев Б. В. (1971). Музыкальная форма как процесс. Ленинград, Музыка.

2. Антонюк В. (2001). Укра!нська вокальна школа: етнокультуролопчний аспект: Монография. Ки!в, Укра!нська вдея,- 144 с.

3. Базиликут Б. (2001). Орфоеп!я в ств!. Льв!в, ВЦ ЛНУ !м. I. Франка.

4. Ковбасюк А. (2012). Фонетика мови та !! вплив на сшв. В!сник Льв!в. Ун-ту, Сер!я мист-во. Вип. 11, 117-122.

5. Турянський П. (2012). Слово - основа ви-разносл у вокальному виконавств!. Молодь ! ри-нок №1 (84), С. 103-105.

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ВОКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ НА ОСНОВЕ ПРОПЕДЕВТИКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОШИБОК

Ян Сяохан

аспирант Южноукраинского национального педагогического университета имени К.Д. Ушинского г. Одесса, Украина

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE FORMATION OF VOCAL-EXECUTIVE SKILLS IN FUTURE MUSIC TEACHERS BASED ON PROPEDEUTICS OF PEDAGOGICAL ERRORS

Yang Xiaohang

Post-graduate student South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushynsky Odessa, Ukraine

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы предупреждения педагогических ошибок в процессе обучения будущих учителей музыки в классе постановки голоса. Произведена типологизация педагогических ошибок. Обоснованы научные подходы к воплощению идей пропедевтики в процесс обучения вокалу. Раскрыты особенности технологи формирования двигательных навыков, сформулированные в работах М.Берштейна и его последователей. Охарактеризована специфика проявления этих закономерностей в области вокальной деятельности.

Abstract

The article considers pedagogical errors prevention in the process of teaching future music teachers in a voice-training class, as well as conveys the typology of pedagogical errors. Scientific approaches to the propaedeutics ideas implementation in the voice-training process are substantialized. Furthermore, the motor skills formation technology peculiarities, formulated in the works of M. Bershtein and his followers, are revealed. Lastly, the specific manifestation of these patterns in the field of vocal activity is characterized.

Ключевые слова: музыкальное воспитание, подготовка учителя музыки, пропедевтика педагогических ошибок

Keywords: music education, vocal teacher, music teacher training, pedagogical errors propaedeutics

Ускорение темпа социокультурного развития современной Цивилизации и повышение напряженности познавательных процессов, связанное с информационным взрывом и стремительным технологическим скачком обусловливает серьезное повышение требований к качеству подготовки специалистов во многих сферах профессиональной деятельности. Все это является важным фактором, стимулирующим поиски инновационных методов повышения эффективности подготовки будущих специалистов. В их числе - интерактивные методики, создание проблемных ситуаций, которые обеспечивают стимуляцию самостоятельности и критичности мышления субъектов образовательного процесса, демократизация и диалогизация педагогического общения, разработка фасилитатив-ного похода, методика смешанных лекций, проектный метод и мн. др.

Использование этих идей позволяет обосновать метод упреждения педагогических ошибок, т.е. их пропедевтики.

Под педагогической ошибкой понимается факт непреднамеренного нарушения норм и закономерностей, который регулирует профессиональную деятельность педагогов (Т. Юзефавичус). Исходя из этого представления, определим понятие пропедевтической компетентности, под которым понимаем способность будущего преподавателя осознавать психолого-педагогические закономерности учебно-воспитательного процесса, осознавать сущность типичных ошибок и избегать их на основе владения методологическими и методическими знаниями, способности к самоанализу и самооценки процесса и результатов деятельности.

Эффективным методом предотвращения педагогических ошибок, допускаемых преподавателями, является анализ, обобщение, типологизация типичных недостатков и разработана на основе этих данных методики их пропедевтики. В основе создания методики пропедевтики (propaideio с греческого - опережать) лежат представления о том, что продуктивность деятельности повышается в условиях способности личности к предвидению последствий своих действий и способности избежать возможных ошибок своей деятельности. Таким образом, применение методики пропедевтики в области вокального образования должно быть направлено на то, чтобы минимизировать педагогические ошибки и тем самым достичь оптимального результата за более короткое время и с более качественными характеристиками.

Содержательная основа в разработке методики пропедевтики типичных ошибок преподавателя вокала, определена Н. Кён на основе выработки представлений о трех уровнях организации профессиональной педагогической деятельности: стратегический, тактический и операциональной, а также знания о типовых и возможных для каждого из них виды деформации [4].

Уровень стратегического планирования и организации учебного процесса связан с уточнением цели, выбором основных, системообразующих задач вокального образования. В данном случае речь идет о жизнеполагании, профессиональной направленности, понимании значимости вокальной подготовки в достижении профессиональной компетентности, их соотнесения с представлениями о своем месте и роли социуме и о значимости внутренней активности для реализации собственных потенций и возможностей.

Как показала практика, в этом важнейшем по-требностно-мотивационном звене профессионального образования существуют серьезные пробелы, которые приводят к пассивной позиции студента, его инфантильности и отсутствии сколь-нибудь ясных представлений о значимости и способах самопроектирования своего профессионального роста.

К задачам тактического уровня относим распределение приоритетов между дисциплинами учебного плана и собственной функицонально-про-фессиональной подготовкой, акцентирование внимания на тех или иных элементах своего обучения и их направленности на будущую практическую деятельность. Наблюдения и данные анкетирования позволяют утверждать, что в выборе студентов преобладают неосознанные причины своего выбора (нравится - не нравится), преобладание второстепенных аргументов (часто пропукают занятия по данной дисциплине, так как оно мне неудобно по расписанию) и т.д.

К операциональному уровню относим процесс овладения ключевыми компетеностями, под которыми понимаем приобретение системообразующих знаний, умений и навыков, способность их применять в разнообразных, профессионально значимых контекстах, рефлексировать и совершенствовать их в соответствии с возникающими в реальной действительности задачами.

Примерами стратегических ошибок в области вокальной педагогики является недооценка художественно-коммуникативной функции вокально-исполнительской деятельности, недостаточное внимание актуализации самостоятельно-поисковой деятельности студентов. Типичными тактическими

ошибками являются неверно подобранный репертуар (как правило - завышенной сложности), недооценка важности формирования способности студентов к самостоятельному разучиванию вокального произведения на основе алгоритмизации этого процесса [2]. К характерным ошибкам операционного типа относим неготовность молодого специалиста подбирать или создавать индивидуализированные вокальные упражнения, распевы, направленные на преодоление присущих конкретному студенту недостатков звукообразования, артикуляции.

Предупреждение представленных выше типов педагогических ошибок диктует значимость таких подходов, как антропологический, персонализован-ный, инновационный, технологический, интегра-тивный, компетентностный, инновационный.

Опора на антропологический поход позволяет учитывать индивидуальные особенности психики и обучаемости субъектов учебного процесса. Идеи персонализованного похода позволяют актуализировать собственную позицию личности и ее способность формировать образ своего «Я» в его значении для себя, для своего профессионального и личностного имиджа. Технологический поход создает предпосылки для целенаправленного формирования исполнительско-фонационных навыков на основе алгоритмизации комплекса операций, их соотнесения со слуховыми представлениями, рефлексивно-оценочной деятельности и самокоррекции. Компетентностный поход обеспечивает направленность ученого процесса на достижение успеха в будущей профессиональной деятельности. Инновационный поход позволяет целенаправенно отбирать наиболее эффективные для достижения поставленных задач методики, способы их адаптации и применения в различных педагогических ситуациях.

Рассмотрим процесс воплощения идей технологического, инновационного и компетентностного походов области, которая представляет для вокальной педагогики особый интерес - и технология формирования исполнительских умений, в частности - идеи, разработанные М. Бернштейном и его последователями в области формирования двига-тельно-практических навыков. В своих исследованиях М. Бернштейн доказал, что, во-первых, автоматизация оптимальных для выполнения определенной задачи движений формируется за счет отбрасывания неверных навыков и закрепления тех, которые приводят к успешным результатам. Во-вторых, основой выполнения того или другого движения является «команда», посылаемая к мышцам и информация, получаемая от органов чувств, на основании чего происходит коррекция дальнейших действий [1].

Отметим, что результаты данных исследований оказали серьезное влияние не только на теорию формирования практических навыков, но и для практиков во многих областях деятельности, в частности - в спорте, хореографии, балете, а также - в музыкальной педагогике, то есть для профессий, в которых важно формировать умение исполнять точные по результатам движения, которые совершаются в различных условиях.

В области музыкальной педагогики такими изменчивыми условиями являются тексты музыкальных произведений, которые обусловливают необходимость, с одной стороны, выработки точности двигательно-исполнительской техники, а с другой - навыка ее вариативного применения в разных интонационно-фактурных, темповых, динамических, штриховых и т.д., вариантах.

Ю. Б. Гиппенрейтер отмечает, что результаты исследований М. Бернштейна позволяют утверждать, что между результатом движения и «командами», посылаемыми мозгом к мышцам, нет однозначного соответствия, а есть однозначное соответствие между результатом движения и «образом потребного будущего», закодированного в нервной системе» [1; 2].

Роль такого «потребного будущего» в музыкальном искусстве играют внутренние слуховые представления, которые определяют способность музыканта действовать на основе ясных и отчетливых музыкальных образов как важнейших для формирования исполнительских навыков.

Специфической особенностью формирования исполнительско-музыкальных навыков с этой точки зрения является то, что пусковым механизмом, который направляет вариативно изменяющиеся движения, является музыкальный образ, а процесс координации и коррекции двигательной техники кореллируется на основе постоянного слухового самоконтроля и анализа.

Таким образом, закономерности оптимального формирования исполнительских навыков певца реализуются только в том случае, если у учащегося сформированы установка на постоянную ориентацию на свои музыкальные представления, а также -на постоянный слуховой и двигательный самоконтроль, который становится основной коррекцион-ных действий и самосовершенствования своей фонационной, исполнительской техники.

Итак, обучение студентов пению как составной части музыкально-педагогической деятельности на основе пропедевтики типичных профессиональных ошибок должно базироваться на глубоком осознании цели профессиональной деятельности, сформированных идеализированных представлениях о её сущности, готовности к педагогической рефлексии, постоянном мониторинге учебного процесса и диагностике полученных результатов, самооценке и активной коррекции процесса вокального исполнительства и преподавания.

Список литературы

1. Бернштейн, Н. А. (1947). О построении движения». Москва, Просвещение.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. (2002). Введение в общую психологию. Курс лекций . Москва, «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт».

3. Емельянов, В.В. (1991). Фонопедический метод формирования певческого голосообразова-ния: методические рекомендации для учителей музыки. Новосибирск, Наука.

4. Koehn N. (2015). Innivative teaching metods of violin playing in Ukraine Modernen tendencies in padagogical education and science of Ukraine and Israel: The way to integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.