УДК 37:001.12/.18
К 70-летию РАО и 25-летию ФГНУИУО РАО
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ: РАЗВИТИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ,
ИННОВАЦИИ
Новоселова С.Ю., д.п.н., ФГНУ «Институт управления образованием» РАО, Москва. Россия. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье определяется актуальность проблем управления образовательными системами с учетом социализации основных участников педагогического процесса, интеллектуальными ресурсами научных и образовательных организаций, инновационного развития систем образовании на примере фундаментальных и прикладных исследований ФГНУ «Институт управления образованием» РАО.
Ключевые слова: научные основы управления образованием в меняющемся мире.
SCIENTIFIC BASIS OF EDUCATION MANAGEMENT IN A CHANGING WORLD: DEVELOPMENT, IMPROVEMENT AND INNOVATION
Novoselova S, Arts D., FSSI "Institute of Management Education" RAE, Moscow. Russia. E-mail: [email protected]
Abstract: The article defines the urgency of the management of educational systems with the socialization of the principal participants in the educational process, the intellectual resources of scientific and educational organizations, and innovation in the educational system as an example of fundamental and applied research FSSI "Institute of Management Education" RAW.
Keywords: scientific basis of management education in a changing world.
Текущее столетие воспринимается современниками как эпоха интенсивных социокультурных, экономических, технологических, демографических и других изменений, принимающих глобальный масштаб. В этой ситуации вопросы управления образованием, его роль в сохранении и развитии человеческого капитала, генерации научных знаний, технологических и других инноваций становятся все более
актуальными и требуют разработки адекватной стратегии развития российского образования академическим сообществом.
Коренные изменения, произошедшие в мире за последние десятилетия, преобразовали все стороны жизни нашего общества, трансформировали как человеческую личность, так и её отношения в изменившейся социальной и образовательной среде. Повышение требований к уровню и качеству образования растущих людей определяют актуальность проблем управления образовательными системами с учетом социализации основных участников педагогического процесса; интеллектуальными ресурсами научных и образовательных организаций; инновационного развития систем образовании, становится важнейшим фактором, определяющим эффективное развитие научного потенциала страны.
Таким образом, современный период менеджмента в сфере образования России должен быть ориентирован на динамическое приспособление образовательного учреждения к изменениям во внешней среде, требованиям потребителей к образовательным услугам, что требует от руководителей любого уровня системы образования отслеживания достижений теории и практики управления образованием, постоянного поиска новых форм и методов работы, новых организационных решений.
Все это определяет необходимость в решении задач коренного улучшения системы образования, качества подготовки руководителей в тесной взаимосвязи с развитием фундаментальной и прикладной науки, имеет определяющее значение для будущего страны, что предполагает совместные усилия академического и педагогического сообщества, государства, предпринимательских кругов.
Кроме того, в связи с новым этапом фундаментальных исследований РАО в 2008-2012гг проблемы развития управления образованием, совершенствования методологии, теории и практики управления образовательными системами, их инновационное обновление в условиях быстро меняющегося мира легли в основу госзадания академии по Направлению11. «Научные основы управления образованием в меняющемся мире» в рамках взаимодействия четырех институтов РАО:
- Института управления образованием;
- Института социологии образования;
- Институт инновационной деятельности в образовании;
- Институт научной и педагогической информации.
В рамках данного направления планируется проведение фундаментальных и прикладных исследований, направленных на создание инновационных механизмов
управления образованием в условиях новых образовательных стандартов и меняющейся социально-экономической среды; создание современных технологий и моделей управления образованием на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и уровне учреждения; формирование научно-методических основ управления качеством образования на основе процедур оценки образовательных достижений учащихся. Кроме того, будут созданы правовые и экономические основания эффективного управления образованием в меняющемся мире, механизмы поддержки инновационной деятельности образовательных учреждений, принципы и методы принятия управленческих решений в условиях проведения социологических исследований в области образования, средства и методы управления научным и опытно-экспериментальным обеспечением системы образования.
Согласно плану фундаментальных и прикладных исследований РАО Институт управления образованием является головным по Направлению11. «Научные основы управления образованием в меняющемся мире и координирует совместно с руководителем направления академиком Болотовым Виктором Александровичем проведение исследований в рамках данного направления.
ФГНУ «Институт управления образованием» был создан в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 года. Руководит Институтом Малеванов Евгений Юрьевич, кандидат педагогических наук.
Предметом основной деятельности Института является проведение научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в рамках утвержденной тематики фундаментальных и прикладных исследований РАО по проблемам управления образованием. Непосредственное руководство организацией и проведением исследований Института осуществляют заместитель директора по научной работе, доктор педагогических наук Новоселова Светлана Юрьевна и заместитель директора, кандидат экономических наук Зырянова Анастасия Владимировна.
В настоящее время к научным исследованиям Института привлечены более 60 высококвалифицированных научных сотрудников, из них штатных -1 академик РАО, 1 член-корреспондент РАО, 8 докторов наук, 12 кандидатов наук; по совместительству -6 докторов наук, 7 кандидатов наук.
В структуру Института входят шесть лабораторий, выполняющих фундаментальные, экспериментальные и прикладные исследования:
- лаборатория методологии исследований проблем управления качеством образования (заведующий - Кузнецов Александр Андреевич, академик РАО);
-лаборатория социокультурных и региональных проблем развития образования (заведующий - Цирульников Анатолий Маркович, член-корреспондент РАО);
- лаборатория профессионального развития руководителей образования (заведующая - Чечель Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук);
- лаборатория управления образовательными системами (заведующая - Пуденко Татьяна Ивановна, доктор экономических наук);
- лаборатория контроля и мониторинга в образовании (заведующий - Вальдман Игорь Александрович, кандидат педагогических наук);
- лаборатория проблем нормативного и финансово-экономического обеспечения образования (заведующая - Башкина Галина Васильевна, кандидат экономических наук).
Тематика научных исследований охватывает вопросы управления развитием образовательных систем на всех уровнях - от федерального до конкретного образовательного учреждения. В своей основе она направлена на понимание общих закономерностей изменений в механизмах и моделях управления системами образования, включает анализ отечественного и зарубежного управленческого опыта, проектирование инновационных моделей и механизмов управления российским образованием, развитие управленческой компетентности в сфере образования.
Схема 1. Распределение исследований по уровням образования
Таким образом, ожидаемые результаты исследований по направлению в целом ориентированы на изучение, анализ и обобщение имеющихся практик развития управления образованием, совершенствование методологии, теории и практики
управления образовательными системами, их инновационное обновление в условиях быстро меняющегося мира.
Существенный вклад вносят экспериментальные исследования и апробация результатов исследований Института, которые строятся, исходя из необходимости проверки теоретических положений, моделей и методов управления, создаваемых при решении научно-исследовательских задач в рамках формирования теоретико-методологических основ проектирования современной системы управления образованием.
В целом опытно-экспериментальная деятельность нацелена на получение новых эмпирических результатов и экспериментальную апробацию разработок в области управления системами образования с учетом особенностей социокультурного и экономического развития, управления качеством образования на основе процедур оценки результатов обучения и социализации школьников, а также профессионального развития руководителей системы образования.
В рамках исследований 2013 года планируется апробировать методику реализации организационно-педагогических механизмов взаимосвязанного осуществления планирования, неперсонифицированного контроля и коррекции качества обеспечения деятельностью образовательных учреждений метапредметных и личностных результатов обучения и социализации школьников, установленных требованиями ФГОС общего образования; апробировать методики анализа управленческой деятельности руководителей общеобразовательных учреждений по организации внутришкольных межэтнических коммуникаций.
Экспериментальные исследования Института управления образованием проводятся на 26 экспериментальных площадках. Всего в экспериментальную деятельность Института за последние годы вовлечены более 80 образовательных учреждений и структур управления разного уровня многих субъектов Российской Федерации: Красноярского края, Московской, Белгородской, Саратовской, Воронежской, Новгородской, Тверской, Ярославской областей, Республики Карелия, Республики Саха (Якутия), Республики Калмыкия, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и др.
Саикт Петербург
Москве
Воронеж Рос тов на -Дому
Нижний мовгорол
• Казань
0 ф Пермь
Ф Гкатермнбург
* 0 Самара • Челябинск
Волгоград Уфа Краснодар
Омск
Новосибирск
Красноярск • *
Иркутск Кемерово •
Хабаровск
Владивосток
Результаты исследований будут способствовать формированию научного обеспечения управления системы образования в соответствии с современными знаниями в области управления образованием, непосредственно влияющим на выбор моделей и механизмов управления на уровне государственного регулирования сферы образования, уровне самоорганизации (автономности) образовательных учреждений, а также с учетом развитости рынка образовательных услуг.
Кроме того, Институт управления образованием начинал проведение цикла методологических семинаров «Научные основы управления образованием в меняющемся мире», которые станут удобной площадкой для обмена опытом и выработки единых подходов к стабильному развитию системы российского образования. В рамках данного семинара в 2013 году планируются мероприятия:
№ Мероприятия Дата
пп проведения
1. Совершенствование механизмов управления качеством образования Март
на основе неперсонифицированной оценки выполнения требований 2013
ФГОС к метапредметным и личностным результатам общего
образования
2. Современная ситуация в модернизации систем дошкольного Май
образования: проблемы, цели, решения 2013
3. Использование средств веб-технологий в организации Октябрь
профессионального самообразования работников органов 2013
управления образованием
4. Профессиональное развитие руководителей ОУ: стратегия, тактика, Ноябрь
инновационные подходы 2013
Очередной семинар, проведённый 25 марта 2013 года по проблеме Управление качеством образования на основе процедур оценки результатов обучения и социализации школьников, актуализировал вопросы совершенствования механизмов управления качеством образования на основе неперсонифицированной оценки
выполнения требований ФГОС к метапредметным и личностным результатам общего образования.
В целях обеспечения реализации послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации (30 ноября 2010 года), согласно Приказу РАО от 22 марта 2011 года № 16 Институт управления образованием совместно с Институтом содержания и методов обучения реализует академический проект РАО «Мониторинг качества образования», который по своему содержанию включает:
• проведение международных исследований по качеству образования;
• организацию и проведение общероссийского мониторинга качества образования;
• разработку рекомендаций по проведению мониторинга качества образования в субъектах Российской Федерации.
В рамках данного проекта под руководством вице-президента РАО, академика Болотова Виктора Александровича на систематической основе проводятся методологические семинары по теме «Методологические основы оценки качества образования», учебные мероприятия по мониторингу качества образования (семинары, учебные курсы) для специалистов региональных систем оценки качества образования.
Образовательная деятельность в Институте направлена на подготовку кадров высшей квалификации через аспирантуру и докторантуру. С этой целью также сформирован Диссертационный совет Д 008.014.01 для проведения защит докторских и кандидатских диссертаций по специальности 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования». Председатель Совета - доктор педагогических наук, профессор Чечель Ирина Дмитриевна.
За период 2009-2011 годов и первую половину 2012 года в совете проведены защиты 4-х докторских и более 20 кандидатских диссертаций.
В число соискателей, помимо сотрудников Института, входят специалисты и руководящие кадры региональных учреждений дополнительного профессионального образования, а также сотрудники региональных органов управления образованием. Тематика диссертационных работ в целом отражает специфику исследований Института и охватывает вопросы управления образовательными системами.
Ученый совет Института рассматривает вопросы, регулирующие научно-исследовательскую деятельность Института, обсуждает результаты фундаментальных исследований и пути развития теории управления образованием. Координирует деятельность Совета ученый секретарь, кандидат физико-математических наук Баранников Артем Анатольевич.
Институт активно взаимодействует с федеральными, региональными, муниципальными органами управления образованием, учреждениями общего среднего и профессионального образования России, научными учреждениями.
В 2011 году на базе Института создан Российский тренинговый центр (РТЦ), действующий в рамках международной программы по развитию организационного, экспертного и исследовательского потенциала в области международной помощи развитию с целью повышения качества образования в развивающихся странах. Возглавляет работу центра Вальдман Игорь Александрович, кандидат педагогических наук. В период с мая 2011 года по 15 марта 2013 г. Российским тренинговым центром проведено 6 учебных курсов, 4 семинара и 10 вебинаров, посвященных вопросам оценки качества образования. В этих учебных мероприятиях приняли участие 4602 специалиста, среди которых 3696 участников - представители регионов Российской Федерации и 906 - специалисты системы образования из 8 стран СНГ (Азербайджан, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Приднестровье, Таджикистан, Туркменистан). При этом 366 специалиста приняло участие в очных мероприятиях и 4236 - в вебинарах.
С 2011 года Институтом издается сетевой научно-методический журнал «Управление образованием: теория и практика» (Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-40344 от 18 июня 2010 г.). Координирует деятельность журнала ведущий научный сотрудник методологии исследований проблем управления качеством образования, кандидат технических наук Колосов Дмитрий Эдуардович.
Журнал размещает материалы (метаданные и полнотекстовые варианты статей) в Российском индексе цитирования. Актуальность издания обусловлена направленностью на консолидацию творческих сил ученых и специалистов в связи с глобальными изменениями в области управления российским образованием, возникновением новых теоретических, законодательных, экономических, технологических и практических предпосылок для создания современных моделей управления образованием на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
В планировании своей дальнейшей деятельности Институт основывается на приоритете ключевых проблем управления образовательными системами:
несоответствие моделей управления национальными системами образования, а также образовательными организациями новым вызовам глобального мира, радикально меняющимся запросам экономики, социума, личности; недостаточная эффективность механизмов и инструментов управления в обеспечении необходимого баланса между доступностью образования и его качеством, между национальными интересами и транснациональными рынками; необходимость дальнейшего перехода от организационно-экономической к социокультурной модернизации образования; слабое влияние общества на образовательную политику.
В целом перспективы исследований в области управления образованием определяются задачами, стоящими перед российским образованием в эпоху глобальных общественных изменений. Результаты исследований должны создать фундамент для научно-обоснованных изменений в системе управления образованием, нацеленных на успешное развитие российского образования.
В качестве организационной основы Институт рассматривает проведение исследований в активном взаимодействии с другими институтами Российской академии образования, а также дальнейшее развитие различных форм опытно-экспериментального и практико-ориентированного сотрудничества с управленческими, научно-методическими и образовательными учреждениями и структурами регионов России.