Научная статья на тему 'Практика сетевого взаимодействия как фактор генерации инновационной среды Российской академии образования'

Практика сетевого взаимодействия как фактор генерации инновационной среды Российской академии образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NETWORK INTERACTION / СЕТЕВЫЕ ВАРИАНТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ПРОСТРАНСТВА / NETWORK OPTIONS OF THE ORGANIZATION OF SCIENTIFIC SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новоселова С. Ю.

В статье рассматривается практика сетевого взаимодействия научно-образовательных ресурсов ФГНУ, входящих в состав РАО, в реализации фундаментальных научных исследований путем кооперации и взаимодействия в рамках совместных проектов научных направлений Плана фундаментальных исследований РАО в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы и государственным заданием в соответствии с постановлением Правительства РФ № 671 от 02.09.2010 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новоселова С. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE OF NETWORK INTERACTION AS FACTOR OF GENERATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT OF THE RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION

This article examines the practice of networking research and educational resources FSSI included in the RAE, in the implementation of basic research through cooperation and collaboration in joint projects of scientific fields of fundamental research RAE Plan in accordance with the program of basic scientific research of the state academies of sciences for 2013 -2020 years and state assignment in accordance with the RF Government Decree № 671 of 02.09.2010 year.

Текст научной работы на тему «Практика сетевого взаимодействия как фактор генерации инновационной среды Российской академии образования»

УДК 37:001.12/ 18

ПРАКТИКА СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КАК ФАКТОР ГЕНЕРАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ РОССИЙСКОЙ

АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Новоселова С.Ю., д.п.н., ФГНУ «Институт управления образованием» РАО, Москва. Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматривается практика сетевого взаимодействия научно-образовательных ресурсов ФГНУ, входящих в состав РАО, в реализации фундаментальных научных исследований путем кооперации и взаимодействия в рамках совместных проектов научных направлений Плана фундаментальных исследований РАО в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы и государственным заданием в соответствии с постановлением Правительства РФ № 671 от 02.09.2010 года.

Ключевые слова: сетевое взаимодействие, сетевые варианты организации научного пространства.

PRACTICE OF NETWORK INTERACTION AS FACTOR OF GENERATION OF THE INNOVATIVE ENVIRONMENT OF THE

RUSSIAN ACADEMY OF EDUCATION

Novoselova S, D.ofArts., FSSI "Institute of Management in Education" of RAE, Moscow, Russia.

E-mail: [email protected]

Abstract: This article examines the practice of networking research and educational resources FSSI included in the RAE, in the implementation of basic research through cooperation and collaboration in joint projects of scientific fields of fundamental research RAE Plan in accordance with the program of basic scientific research of the state academies of sciences for 2013 -2020 years and state assignment in accordance with the RF Government Decree № 671 of 02.09.2010 year.

Keywords: network interaction, network options of the organization of scientific space.

В государственной программе «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, целью которой является формирование конкурентоспособного сектора российских научных исследований и обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации нашей страны, использование накопленного потенциала в проведении фундаментальных исследований и создание условий для развития сферы прикладных исследований и разработок является ключевым элементом государственной политики в сфере науки и технологий.

Основные вызовы в сложившейся ситуации, по мнению министра образования и науки Д.В. Ливанова, это: недостаточная результативность фундаментальных и прикладных исследований; ограниченный интерес и слабое участие бизнеса в области научных исследований и разработок; поколенческий разрыв в науке, обусловленный ослаблением поддержки научной сферы в 1990-х годах и уходом из нее молодёжи; неконкурентные условия для работы в России ведущих учёных; слабая интеграция российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство; устаревание материальной базы научных исследований и разработок[2].

Проведение таких исследований в значительной мере зависит от бюджетного финансирования, и именно в этом состоит реализующийся в Программе дифференцированный подход к поддержке различных стадий исследовательского цикла. Это означает, в том числе, и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях при проведении фундаментальных и прикладных исследований.

Сетевое взаимодействие как феномен нашего времени содержит в себе огромный потенциал. Как основной механизм информационного обмена, сетевое взаимодействие позволяет реализовать его синергетические эффекты в коллективной научной деятельности, дает возможность использовать преимущества сети в повышении эффективности работы научных учреждений, оптимизации затрат, повышении качества исследований[8], что в свою очередь будет способствовать притоку талантливых молодых учёных в науку, активному распространению результатов передовых научных исследований в экономике.

Сегодня сетевым формам организации экономики и социальной сферы уделяется самое серьезное внимание со стороны Правительства и Президента РФ, особенно в развитии сети научно-образовательных центров в России.

Российская академия образования на протяжении многих лет активно взаимодействует с заказчиками и организациями в проведении научных исследований. Исследовательские модели и инструменты РАО, основанные на мировом научном опыте и собственных исследованиях, являются на сегодняшний день актуальными и востребованными в социально-образовательной сфере. Кроме того, механизмы научного взаимодействия и кооперации с госучреждениями, ведущими отечественными и зарубежными организациями и структурами науки и образования позволяют РАО эффективно интегрироваться в национальную инновационную систему.

Практика сетевого взаимодействия Российской академии образования основана на многолетнем опыте работы при мощных ресурсах ФГНУ, входящих в состав РАО;

развитой информационно-телекоммуникационной системе и современной материально-технической базе.

Сегодня создание академических научных корпораций является эффективным механизмом объединения усилий и концентрации их на приоритетных направлениях развития образования, решения важных государственных задач по модернизации экономики и улучшения социальной сферы России.

В этой связи фундаментальные научные исследования РАО, начиная с 2013 года, основаны на кооперации и взаимодействии ФГНУ в рамках совместных проектов двенадцати научных направлений Плана фундаментальных исследований в соответствии с Программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы и государственным заданием (в соответствии с постановлением Правительства РФ № 671 от 02.09.2010 года).

Так, например, выполняя функцию головного института по направлению 11 «Научные основы управления образованием в меняющемся мире», Институт управления образованием координирует выполнение научных исследований по 26 темам совместно с Институтом научной и педагогической информации, Институтом социологии образования и Институтом инновационной деятельности в образовании.

В целом, в связи с принятием нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273) в области образовательного менеджмента особое внимание четырех ФГНУ направлено на комплексную разработку проблем, выдвигаемых практикой управления образованием на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и отдельных образовательных организаций), с учетом особенностей социокультурного и экономического развития РФ.

Стратегия инновационного развития России на период до 2020 г. (от 08.12. 2011 г. № 2227-р) также провозгласила необходимость построения инновационной экономики, что, в свою очередь, потребовало опережающего развития менеджмента образовательной системы и значительного повышения внимания к актуальным проблемам управления качеством образования. С этой целью научно-исследовательская работа ФГНУ «Институт управления образованием» РАО направлена на совершенствование подходов и механизмов управления на муниципальном и региональном уровнях с целью выравнивания диспропорций в доступности качественного образования; на разработку методологических основ управления качеством образования на основе процедур оценки образовательных достижений учащихся подхода к развитию образования в территориях и регионах России; оценку проблем управления сетевым взаимодействием образовательных учреждений в условиях роста их самостоятельности; обобщение эффективных практик и

создание новых моделей профессионального развития руководителей образовательных учреждений; разработку стратегии, тактики, векторов развития и теоретических оснований построения системы образовательного консалтинга.

Так, существенные данные в 2013 году получены при изучении теоретических подходов и механизмов управления образовательными системами, в результате которых, выявлен комплекс проблем (внешних и внутренних для системы образования), снижающих доступность качественного общего образования. Значительным влиянием обладают: нарастающая стратификация общества, миграционные процессы, растущая неоднородность контингента учащихся, препятствующая успешному обучению. По результатам проведенных исследований все более четко выделяются сегменты школ (от 45% до 25% в зависимости от региона), где концентрируются учащиеся из групп риска: дети из социально неблагополучных семей и семей с низким достатком, дети мигрантов в русскоязычных территориях России. Возникают социальные, культурные, этнические барьеры (например, незнание русского языка как фактор, препятствующий качественному образованию в условиях ФГОС начальной школы).

Исследования показывают, что значительным влиянием на степень доступности качественного образования обладают управленческие факторы. В частности, на качество образования непосредственно влияют бюрократизация управления образованием; увеличение количества функций, реализуемых школой, и учителями, не имеющих прямого отношения к образовательному процессу, к взаимодействию с учащимися и семьей; реализация инновационных процессов при недостаточности ресурсной базы развития.

Так, наблюдается разрыв между растущей наукоемкостью современных нововведений в общем образовании (ФГОСы, оценка эффективности деятельности образовательных учреждений, руководителей и педагогов, самообследование образовательных учреждений и др.) и фактической передачей их для доработки практикам, не имеющим необходимого научно-методического потенциала. Именно образовательные учреждения и территориальные методические службы осуществляют доработку этих новаций до уровня практического применения (в части необходимых педагогических технологий, показателей, индикаторов, процедур оценки), адаптации к условиям образовательных учреждений и успешной реализации.

В ходе научного исследования выявлено, что при сохранении высокого уровня межрегиональной и межмуниципальной дифференциации по качеству условий и результатов общего образования, органами управления образованием не выстраивается дифференцированная стратегия действий, включающая в инновационные процессы и

обеспечивающая адекватную поддержку всем без исключения образовательным учреждениям. Поддержка школ, работающих в трудных социальных условиях, провозглашена, но представляет собой пока первые шаги по осмыслению задачи и определению общих подходов. При этом, задача поддержки «слабых» ставится и решается как отдельное направление действий, вне связи с поддержкой «сильных» и средних по уровню образовательных учреждений, поскольку в управлении территориальными системами образования целостность и системность развития не используются в качестве критериев оценки достигаемых эффектов.

В конечном итоге, низкая доступность качественного общего образования, обусловленная действием основных «внешних» барьеров (различиями в социально-экономическом статусе семьи, в ее культурном потенциале), может усугубляться действием территориальных барьеров доступа и потенциалом доступной ребенку образовательной организации, формируя многослойный негативный контекст общего образования конкретного ребенка[7].

Практическая значимость результатов данного исследования определяется возможностью их использования руководителями и специалистами органов управления образованием при проведении самоанализа эффективности деятельности образовательных учреждений и образовательных систем, для разработки территориальных программ развития образования, а также возможностью использования результатов исследования в системе повышения квалификации руководителей образования.

Имеются достижения в разработке основ управления качеством образования на основе процедур оценки результатов обучения и социализации школьников, в частности разработана классификация программ оценки учебных достижений школьников на основе анализа международного опыта (внутриклассное оценивание, национальные и международные мониторинги, национальные экзамены), дана их характеристика. Получены новые данные о возможности использования международных (PISA, TIMSS, PIRLS) и национальных мониторингов учебных достижений для управления качеством образования в Российской Федерации.

На основе анализа международного опыта (включая совместную программу READ Правительства РФ и Всемирного банка) проведена классификация программ оценки учебных достижений школьников. Установлено, что к основным типам оценочных процедур относятся внутриклассное (формирующее) оценивание, национальные и международные мониторинги и национальные экзамены. Внутриклассное оценивание ориентировано на оперативную оценку результатов обучения школьников в ежедневном учебном процессе. Мониторинги позволяют определить качество работы национальной и

региональных образовательных систем, оценить эффективность реализуемых управленческих решений. Роль экзаменов - оценить освоение образовательной программы по завершении ступени обучения в школе (выпускные экзамены) и отобрать кандидатов для продолжения обучения в вузе (вступительные экзамены).

Сформулированы основные принципы управления качеством образования на основе использования результатов оценки учебных достижений школьников: учёт разнообразных образовательных достижений учащихся при оценке результатов работы образовательных организаций и систем; сбалансированность оценочных процедур в национальной системе оценки качества образования; оценка достижений в динамике; корректное сопоставление результатов оценки; учёт дополнительных данных при принятии управленческих решений по итогам оценки; ориентация на информационные потребности групп пользователей результатов оценки.

Результаты исследования использовались при формировании региональной системы оценки качества образования в Алтайском крае, Томской области, Ямало-Ненецком автономном округе.

Актуальность и востребованность результатов исследования связана с формированием в Российской Федерации системы централизованных федеральных мониторингов обучения и социализации школьников. Данное направление определено в качестве одного из приоритетных в ряде правительственных документов и программ: Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»; Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы; Плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на 2013-2018 годы[1].

Значительные исследования выполнялись по вопросам профессионального развития руководителей системы образования, при этом основное внимание уделялось созданию новых моделей профессионального развития руководителей образовательных учреждений с учетом двух типов компетенций: компетенций, ориентированных на специфические знания и навыки, необходимые для образовательной деятельности (на основе академического образования, специального обучения и опыта работы в образовательной сфере) и компетенций, отражающих способность быстро адаптироваться, эффективно работать в разнообразных нестандартных ситуациях, принимать эффективные решения, связанные с новыми тенденциями в развитии образования (на основе сопровождения профессиональной карьеры руководителя современными методами и средствами обучения резерва управленческих кадров, поддержки молодых

руководителей). Для практического ознакомления с данным подходом разработаны методические рекомендации «Применение компетентностного подхода при аттестации руководителей общеобразовательных учреждений» (Москва, 2013), где демонстрируется практика связи процессов аттестации и ДПО на основе построения индивидуальных образовательных траекторий[9].

Выполнен ряд исследований, имеющих серьезное теоретическое и практическое значение, связанных с задачами развития специальных компетенций руководителей общеобразовательных учреждений в целях создания внутришкольных межэтнических коммуникаций. Обобщение экспериментальных результатов позволило создать основы теории организации многонационального и многоконфессионального поликультурного образования и управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений путем формирования адекватных представлений о различных аспектах межэтнического взаимодействия, навыков цивилизованного межэтнического и межкультурного общения, толерантности и целенаправленном управлении процессами внутришкольных межэтнических коммуникаций, а также решить обострившиеся противоречием между:

- требованиями государства к образованию как важнейшему институту сохранения и развития национальных культур и языков, инструменту культурной и политической интеграции российского общества и недостаточной профессиональной компетентности педагогических работников в области поликультурного, многоконфессионального образования (Федеральные законы «Об образовании в Российской Федерации», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О языках народов РФ»; Концепция государственной национальной политики Российской Федерации; Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года); Федерально-целевая программа развития образования 2011-2015 гг.);

- усиливающейся необходимостью межэтнической толерантности для построения эффективной социальной коммуникации в поликультурной школе и необходимостью изменение характера управления образовательным учреждением;

- объективной потребностью школы в компетентном руководителе, обеспечивающего создание внутришкольной межэтнической коммуникации и недостаточной подготовкой директора по созданию таких коммуникаций, отсутствием научно-методического обеспечения.

Получены существенные результаты в области построения системы образовательного консалтинга. Для решения данной проблемы разработаны научные основы механизма использования результатов интеллектуальной деятельности,

заключающегося в системном взаимодействии производства и реализации интеллектуальных знаний, коммерциализацию результатов научной деятельности. Эксперименты по изучению развития системы образовательного консалтинга, показали, что, эффективность консалтинговых услуг в сфере образования является одним из условий, обеспечивающим учреждениям и организациям устойчивое развитие и конкурентные преимущества на рынке.

Результаты исследования в части создания малых консалтинговых предприятий при высших учебных заведениях могут быть внедрены в практическую деятельность высших учебных заведений, а также использоваться в других видах образовательной деятельности, тем самым способствуя развитию российского рынка образовательного консалтинга.

Важные исследования выполнялись по вопросам социокультурного подхода к управлению и развитию образовательных систем. Существенные результаты достигнуты в разработке основ технологий социокультурного анализа и социокультурного проектирования территориально-региональных образовательных систем, обеспечивающих выбор дифференцированных стратегий и моделей развития образования в конкретном населенном пункте, районе, регионе. Разработана «ядерно-периферийная модель» (базовая структура) социокультурной ситуации и раскрыты механизмы ее использования на разных (поселковом, муниципальном, региональном и межрегиональном) уровнях управления системой образования, для организации сетевого взаимодействия образовательных программ, социально-профессиональных групп и сообществ, их кооперации, заключения социальных контрактов и общественного образовательного договора. Обоснована возможность использования инструментария социокультурного анализа и проектирования для разработки и реализации региональных программ поддержки школ, находящихся в сложных социальных условиях[6].

Исследователями ФГНУ «Институт научной и педагогической информации» РАО в 2013 году разработаны теоретические основания реализации права в учреждениях общего образования в свете принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», новеллы законодательства классифицированы по уровням и образовательным цензам, в связи с нуждами управления образованием, составлен банк данных по терминологии российского законодательства о дополнительном образовании детей. В целях оптимизации процесса исследований в сфере образования отработаны алгоритмы и методика юридического сопровождения научно-исследовательской деятельности по педагогике и психологическим наукам. В интересах развития электронной информационной среды высшего образования проводилась актуализация

теоретических представлений о системе нормативно-правового регулирования электронного документооборота и электронного обучения.

В целях реализации положений Государственной программы РФ «Развитие науки технологий» на 2013-2020 г.г. утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 декабря 2012 года № 2433-р теоретически обоснованы количественные параметры состояния научного и опытно-экспериментального обеспечения системы образования, характеризующие эффективность и результативность фундаментальных и научных исследований и разработок. Созданы основы концепции и разработан понятийный аппарат определения эффективности и результативности научного и опытно-экспериментального обеспечения системы образования. Разработана система содержательных и количественных показателей развития научного и опытно-экспериментального обеспечения системы образования на основе данных о научных и научно-методических публикациях.

В целях поддержки реализации образовательными организациями нового закона «Об образовании в Российской Федерации» исследовались интеллектуальные ресурсы образовательных и научных организаций на основе данных наукометрии, разработаны теоретические основы мониторинга результативности организаций сферы образования и науки. Новизна исследований по созданию концептуальных основ определения уровня развития интеллектуальных ресурсов организаций науки и образования состоит в обосновании применения наукометрических данных при определении уровня их развития, а новизна исследований по созданию теоретических основ методики ранжирования научных и образовательных организаций по их информационной открытости, основанного на анализе опыта построения вебометрического индекса научно-образовательных организаций, состоит в научном обосновании введения российского национального вебометрического индекса при ранжировании сайтов организаций науки и образования по их информационной открытости[4].

При работе над темами фундаментальных исследований данного направления ФГНУ «Институт социологии образования» РАО в 2013 году была проведена работа по определению системы статистических показателей для проведения анализа социокультурной ситуации в сфере образования на двух уровнях: федеральном и региональном.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», «Федеральной Целевой Программе Развития Образования на 2011 - 2015 годы» целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям

инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Особое внимание в этой связи уделяется значимости различных социокультурных факторов, а также институциональных изменений в развитии современного образования. В пунктах I и III Федеральной Целевой Программы Развития Образования на 2011 - 2015 годы указывается необходимость устранения социального неравенства в доступе к образованию, а также разрыва между потребностями рынка труда и качеством полученного образования; улучшения демографической ситуации в РФ, повышения численности контингента учителей и преподавателей; проведения мероприятий по распространению современных моделей успешной социализации детей и др. Одна из важнейших задач развития образования РФ сегодня связана также с модернизацией региональных систем образования, в частности, разработкой новых моделей общероссийской системы оценки качества общего образования на региональном уровне, модернизацией региональных систем школьного и профессионального образования (Проект «Модернизация региональных систем школьного образования», «Федеральная Целевая Программа Развития Образования на 2011 - 2015 годы»). Для эффективной реализации перечисленных задач государственной образовательной политики необходимо особое информационно-аналитическое обеспечение, основанное на анализе статистических показателей, который позволит выявить специфику функционирования системы образования на федеральном и региональном уровнях.

С целью изучения социокультурной ситуации в сфере образования на федеральном уровне на основе анализа нормативных документов и статистических данных Росстата были отобраны 182 индикатора, определяющих состояние демографической ситуации, преступности, рынка труда, сферы образования, здравоохранения, культуры, науки и информационно-коммуникационных технологий. Данный комплекс индикаторов был подвергнут факторному анализу (методом Главных компонент с последующим вращением по критерию Varimax Кайзера), в результате которого было выделено 25 факторов. Эти факторы являются обобщенными комплексными показателями, позволяющими зафиксировать различные социокультурные аспекты, характеризующие состояние регионов Российской Федерации.

Проведенный далее кластерный анализ относительно наиболее валидных в содержательном отношении факторов позволил выделить кластерные группы регионов, отличающиеся своеобразием социокультурной образовательной ситуации. Так, например, был выявлен особый кластер, объединяющий регионы с благоприятной ситуацией в сфере образования: высокий охват детей системой дошкольного воспитания, высокая успешность учащихся относительно сдачи ЕГЭ по всем предметам, высокая доля

молодежи, получающей послевузовское образование. Эти показатели коррелируют с высоким процентом населения в регионах с высшим и средним профессиональным образованием, высокой долей исследователей с ученой степенью. При этом характерно, что положительные тенденции в сфере образования связаны с общей хорошо развитой структурой учреждений здравоохранения и культуры, с высокой экономической активностью населения. Наряду с этим, выделяются отдельные кластеры, где высокий процент выпускников школ, получивших низкий средний бал по ЕГЭ, коррелирует с перегруженностью образовательной сети (школ и детских садов). При этом обнаружена статистически значимая связь этих негативных тенденций с высокой долей населения выше трудоспособного возраста, высокой смертностью, неустойчивостью института семьи (доля разводов по отношению к заключенным бракам) и высокой преступностью.

В целом, результаты исследования позволили определить и скорректировать список первичных индикаторов; выделить содержательный комплекс взаимосвязанных индикаторов; типологизировать регионы относительно выделенных обобщенных комплексных показателей. Данные и выводы, полученные в результате проведенной работы, могут быть использованы для систематизации статистических индикаторов, применяемых в государственной статистике, а так же для разработки дифференцированных стратегий по поддержке региональных образовательных систем на федеральном уровне.

Для характеристики социокультурной ситуации в сфере образования на региональном уровне были проанализированы региональные программы развития образования субъектов РФ (35 регионов). Проведенный контент-анализ текстов этих программ, позволил выделить содержательные единицы, которые структурируют их цели, задачи, показатели и индикаторы. Анализ частотности распределения выделенных содержательных единиц позволил охарактеризовать иерархию целей, задач, и различных индикаторов, используемых в региональных программах развития образования.

Полученные материалы показали, что в программах развития образования в регионах выделяются два содержательных кластера целей. Один из них фиксирует, связь между обеспечением/повышением доступности качественного образования, как с экономическим развитием региона, так и с его инновационным развитием. При этом, обеспечение качества образования в связи с экономическим развитием региона связывается также и с удовлетворением потребностей граждан. Другой кластер фиксирует иную направленность целевых ориентаций региональных образовательных программ: повышение доступности качественного образования связывается с формированием конкурентно способной личности. Иными словами, этот кластер характеризует

ценностную установку на развитие человеческого капитала, когда кадровый научно-технический потенциал развития региона проецируется в сферу образования, как целевая задача формирования конкурентно способной личности.

Проведенный корреляционный анализ различных задач, зафиксированных в региональных программах развития образования, показывает, что здесь проблематика доступности образования является магистральной, определяя общую стратегию развития всех уровней образования. При этом повышение доступности образования связывается и с решением ряда задач, касающихся управления системой образования. Характерно, что управленческие задачи тесно коррелируют с задачами повышения кадрового потенциала, как фактора обеспечивающего решение задач по инновационному развитию образования в регионе. Обеспечение качества образования фиксируется в региональных программах именно как показатель, играющий важную роль в развитии всей системы непрерывного образования, определяя, тем самым, переход от одного образовательного уровня к другому. При этом выделяется блок взаимосвязанных между собой задач, направленных на обеспечение качества образования и развития системы его оценки. И, наконец, особым смысловым центром, структурирующим содержательные задачи региональных образовательных программ, является комплекс задач, направленных на поддержку слабых социальных групп.

Специальный корреляционный анализ показателей и индикаторов, используемых в региональных программах развития образования, показывает, что они соответствуют общим целевым установкам и задачам, группируясь относительно трех основных содержательных блоков: индикаторы социального контроля эффективности образования, его качества и поддержки слабых групп.

В целом, результаты проведенного анализа характеризуют основные содержательные линии, относительно которых должна строиться модернизация системы статистических показателей и индикаторов, необходимых для анализа социальной ситуации в сфере образования на региональном уровне.

В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы, ставится задача, обеспечить комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования.

В Федеральной целевой программе «Развитие образования» на 2011-2015 гг. в числе важнейших задач программы названа модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития.

Введение новых ФГОС в образовательных организациях потребует согласованных и скоординированных изменений в содержании, технологиях, формах организации

образовательной деятельности, методах контроля и оценки ее результатов. То есть они требуют системной модернизации их педагогических систем. Но опыт реформирования образования, а также специальные исследования показывают, что существующие в массе образовательных организаций механизмы инновационной деятельности не способны обеспечить эффективное решение таких задач, и потому необходима их модернизация. Без этого эффективное введение новых ФГОС невозможно[5].

Семилетняя программа исследований ФГНУ «Институт инновационной деятельности в образовании» РАО ориентирована на разработку комплекса научно обоснованных моделей и методических средств инновационной деятельности в образовательных организациях, применение которых позволит повысить из способность модернизировать свою образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС.

Важнейшими результатами исследований, полученными в 2013 году стали концептуальные модели инновационной деятельности образовательных организаций общего и дошкольного образования, ориентированной на развитие их педагогических систем, и комплексы построенных на их основе критериев оценки качества деятельности названных образовательных организаций по введению новых ФГОС.

Концептуальные модели системной модернизации педагогических систем образовательных учреждений определяют введение ФГОС как деятельность по проектированию педагогической системы, соответствующей требованиям новых стандартов, разработке и реализации программы перехода от существующей педагогической системы к модернизированной за счет реализации комплексов согласованных инновационных проектов.

Показатели качества деятельности учреждений общего и дошкольного образования по реализации новых стандартов образования включают:

-показатели качества модернизированной образовательной программы (полноту проектируемых результатов образования; определенность осваиваемого содержания; определенность технологий формирования результатов; адекватность технологий формирования результатов; определенность и адекватность способов оценки результатов) -показатели качества плана реализации проекта модернизированной педагогической системы образовательного учреждения (полноту состава планируемых изменений в педагогической системе; определенность сроков их начала и окончания; наличие планов реализации частных изменений; рациональность детализации планов).

-показателями качества практической реализации проекта модернизированной педагогической системы (адекватность способов организации рабочих групп по

реализации единичных проектов, координации действий исполнителей единичных проектов; согласованность действий исполнителей; эффективность механизма обеспечения дисциплины исполнения; адекватность объема контроля; соответствие квалификации исполнителей решаемым задачам).

Построена девятиуровневая шкала интегральной оценки качества деятельности учреждений общего и дошкольного образования по реализации требований ФГОС. Разработан инструментарий анализа качества деятельности образовательных учреждений по введению (опросные материалы и методики стандартизованного интервью, методики обработки и анализа исходных данных).

Одним из важнейших условий эффективности преобразований в образовательных организациях является активное участие в инновационной деятельности педагогов. Это предполагает наличие соответствующей мотивации.

В результате проведенных в этом направлении исследований разработано теоретически обоснованное понятие качества мотивационной среды инновационной деятельности образовательной организации и концептуальная модель идеальной мотивационной среды. Под идеальной мотивационной средой инновационной деятельности понимается наличие в образовательной организации таких условий, при которых каждый педагог находит для себя мотив участия в инновационной деятельности, привлекательные вознаграждения за достижения в этой деятельности, а ее результат переживается им как успех или неудача.

Разработан комплекс критериев и показателей качества мотивационной среды инновационной деятельности: наличие целей изменений педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении; наличие условий для формирования и развития компетентности учителей в инновационной деятельности; информированность членов педагогического коллектива о результатах внедрения новшеств и вкладе каждого учителя в их достижение, наличие коллективных норм, способствующих вовлечению педагогов в инновационную деятельность; наличие вознаграждений за достижения в инновационной деятельности, а также принимаемого всеми порядка их распределения. Разработан инструментарий анализа качества мотивационной среды в образовательных организациях (измерительные шкалы и процедуры сбора, обработки и анализа эмпирической информации)[3 ].

Таким образом, объединение ФГНУ, относящихся к одному типу деятельности, но реализующих различные стратегии и имеющих различные стартовые истории, позволяет достичь значительных эффектов и, по сути, реализовать преимущества сети, созданной РАО для реализации совместных проектов фундаментальных исследований. При этом

сетевой вариант организации научного пространства дает возможность значительно повысить эффективность совместной работы участников сети, а информационный обмен, передача знаний и опыта приводят к взаимному ресурсному, кадровому и методическому совершенствованию.

Созданная таким образом корпоративная научная сеть ФГНУ дает возможность значительно уменьшить затраты за счет объединения общих функций и передачи их выполнения специально созданной внутрисетевой структуре - головному институту. Однако без финансовой и штатной поддержки головных институтов достигнуть высокой эффективности в организации и проведении научно-исследовательских работ сегодня представляется возможным только за счет доброй воли и ответственности их сотрудников. А что будет завтра? Ответы на этот вопрос необходимо давать незамедлительно, тем более что такую возможность дает проходящий в РАО процесс реорганизации.

Список литературы:

1. Вальдман И.А. Подходы к управлению качеством образования на основе использования процедур оценки образовательных достижений учащихся.// Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика». - 2013 № 4. (декабрь 2013 г., выпуск 12). - www.iuorao.ru

2. Материалы к выступлению Министра Д. Ливанова на заседании Правительства России 1 ноября 2012 года по Госпрограмме «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы. - Ы*р://минобрнауки.рф

3. Отчет ФГНУ «Институт инновационной деятельности в образовании» РАО за 2013 год.

4. Отчет ФГНУ «Институт научной и педагогической информации» РАО за 2013 год.

5. Отчет ФГНУ «Институт социологии образования» РАО за 2013 год.

6. Отчет ФГНУ «Институт управления образованием» РАО за 2013 год.

7. Пуденко Т.И. Доступность качественного дошкольного образования: риски современного этапа.// Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика». - 2013 № 2. (июнь 2013 г., выпуск 10). - www.iuorao.ru

8. Сетевое взаимодействие-ключевой фактор генерации инновационной среды образования, науки и бизнес.//Практика Национального исследовательского Томского государственного университета в реализации инновационных проектов. - Томск, 2011. -www.univer.ntf.ru/DswMedia/keystgu.pdf

9. Чечель И.Д. Профессиональное развитие руководителей образовательного учреждения.// Сетевой научно-практический журнал «Управление образованием: теория и практика». - 2013 № 1. (март 2013 г., выпуск 9). - www.iuorao.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.