Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ'

НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физкультурная активность / взрослое население / мотивационные стимулы / критерии отбора содержания / средств и методов организации физкультурной активности / организационно-педагогические условия организации физкультурной активности / physical culture activity / adult population / motivational stimuli / selection criteria for the content / means and methods of organizing physical culture activity / organizational and pedagogical conditions for organizing physical culture activity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Мамадиев Алик Хожахметович, Михайлюк Николай Александрович

Определены специфические особенности образа жизни взрослого населения. Выявлены субъективные стремления и объективные возможности включения взрослого населения в физкультурно-спортивную активность. Раскрыты актуальные особенности социально-психологического самочувствия и мотивационно-потребностной сферы взрослого населения. Предложены научные подходы и принципы включения взрослого населения в занятия физической культурой с целью повышения эффективности этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хазова Снежана Александровна, Мамадиев Алик Хожахметович, Михайлюк Николай Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC BASIS FOR THE ORGANIZATION OF PHYSICAL ACTIVITY OF THE ADULTS POPULATION

The specific features of the lifestyle of the adult population are determined. Subjective aspirations and objective possibilities of inclusion of the adult population in physical culture and sports activity are revealed. The actual features of the socio-psychological well-being and the motivational-need sphere of the adult population are revealed. Scientific approaches and principles of inclusion of the adult population in physical culture classes are proposed in order to increase the efficiency of this process.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 796.011.1 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-8-49-59

НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОЙ АКТИВНОСТИ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ

С.А. Хазова, А.Х. Мамадиев, Н.А. Михайлюк

Определены специфические особенности образа жизни взрослого населения. Выявлены субъективные стремления и объективные возможности включения взрослого населения в физкультурно-спортивную активность. Раскрыты актуальные особенности социально-психологического самочувствия и мотивационно-потребностной сферы взрослого населения. Предложены научные подходы и принципы включения взрослого населения в занятия физической культурой с целью повышения эффективности этого процесса.

Ключевые слова: физкультурная активность, взрослое население, мотиваци-онные стимулы, критерии отбора содержания, средств и методов организации физ-культурной активности, организационно-педагогические условия организации физкультурной активности.

SCIENTIFIC BASIS FOR THE ORGANIZATION OF PHYSICAL ACTIVITY OF THE ADULTS POPULATION

Khazova S.A., doctor of pedagogical sciences, professor, [email protected], Russia, Krasnodar, Kuban State University, Mamadiev A.Kh., candidate of economic sciences, associate professor, head of department, max15. [email protected], Russia, Grozny, Grozny State Oil Technical University, Mikhailyuk N.A., applicant, nickolas.m2016 @yandex.ru, Russia, Krasnodar, Kuban State University

The specific features of the lifestyle of the adult population are determined. Subjective aspirations and objective possibilities of inclusion of the adult population in physical culture and sports activity are revealed. The actual features of the socio-psychological well-being and the motivational-need sphere of the adult population are revealed. Scientific approaches and principles of inclusion of the adult population in physical culture classes are proposed in order to increase the efficiency of this process.

Key words: physical culture activity, adult population, motivational stimuli, selection criteria for the content, means and methods of organizing physical culture activity, organizational and pedagogical conditions for organizing physical culture activity.

Хазова Снежана Александровна, д-р пед. наук, проф., [email protected], Россия, Краснодар, Кубанский государственный университет,

Мамадиев Алик Хожахметович, канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Грозный, Грозненский государственный нефтяной технический университет,

Михайлюк Николай Александрович, соискатель, [email protected], Россия, Краснодар, Кубанский государственный университет

Ретроспективный анализ научных исследований в области целей, задач, актуальности оптимизации двигательной активности взрослого населения свидетельствует о том, что тезис о значимости решения данной проблемы имеет три ракурса (или уровня) обоснования: государственный (обусловленность экономической эффективности качеством человеческих ресурсов, повышающимся благодаря оптимальной двигательной актив -ности) [6, 9, 11], социальный (зависимость здоровьесбережения подрастающего поколения от физкультурно-оздоровительной компетентности и активности взрослых) [4, 5], личностный (детерминированность здоровья, самочувствия, самосовершенствования оптимальностью физкультурной активности) [4, 9, 12].

Это объективирует необходимость, во-первых, системной работы по включению всего взрослого населения в физкультурно-спортивную активность, во-вторых, уточнения приоритетной важности для конкретной личности (группы) конкретных аргументов оптимизации двигательной активности (государственных, социальных, личностных). Какой из них в каждом конкретном случае окажется наиболее важным (и сможет стать детерминантом физкультурной активности личности), зависит от различ -ных факторов, специфичных для разных групп населения, для отдельных граждан, а также для определенных внешних условий. В число таких фак -торов входит специфика образа жизни, физические и социально -психологические характеристики граждан. При этом специфические основания организации физкультурной активности взрослых обусловливаются спецификой конкретной социально-демографической группы и индивидуальными особенностями граждан [7, 10].

Цель исследования - выявить совокупность факторов, учет которых может стать ориентиром для повышения эффективности процесса включения взрослого населения в занятия физической культурой.

Задачи исследования:

1) определить общие и групповые специфические особенности образа жизни взрослого населения;

2) выявить субъективные стремления и объективные возможности включения взрослого населения в физкультурно-спортивную активность;

3) раскрыть актуальные особенности социально-психологического самочувствия и мотивационно-потребностной сферы взрослого населения;

4) резюмировать потенциально действенные научные подходы и принципы повышения эффективности процесса включения взрослого населения в занятия физической культурой.

Методика и организация исследования. Для решения поставленных задач и достижения цели исследования применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Метод теоретического анализа науч -ной литературы использовался для определения показателей, описываю -щих групповые и индивидуальные особенности взрослых граждан как субъектов физкультурной активности [1, 3, 7, 8, 11]. Эмпирическое исследование было направлено на выявление конкретных характеристик теоре -тически выделенных показателей, предусматривало использование мето -дов анкетирования и тестирование. Оно проводилось в течение 20202022 гг. в городах Грозный, Краснодар, Москва, Астрахань, Майкоп, а также в сельских поселениях соответствующих субъектов Российской Федерации. Характеристики образа жизни, показатели двигательной активности, самооценка здоровья определялись на основе авторской анкеты, состояние социально-психологической сферы (удовлетворенность

жизнью, тревожность, эмоциональный комфорт, мотивация здорового образа жизни и др.) оценивались с помощью предназначенных для этого психологических тестов. В исследовании приняли участие в общей сложности 300 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. Обработка результатов исследования позволила заключить следующее.

Образ жизни и возможности физкультурно-спортивной активности.

1. Основной особенностью образа жизни взрослого населения является критическое превышение доли времени, занятого трудовой деятель -ностью и бытовыми заботами, над долей свободного времени. При этом у мужчин фиксируются повышенные величины времени, отводимого на профессиональный труд, а у женщин - на бытовые заботы. Кроме того, оставшееся свободное время большинство взрослого населения несклонно или неспособно организовывать в соответствии с постулатами здорового образа жизни, в частности, физически активно (с возрастом данное положение усугубляется). Представляется, что преодоление указанной негативной тенденции возможно путем организации физкультурного просвещения взрослого населения с варьированием его форм и содержания.

2. Значительную долю времени, материально-финансовых ресурсов, моральных сил и пр. у граждан в возрасте 20-50 лет занимают заботы о детях, после 50 лет - заботы о престарелых родственниках и внуках. Невоз -можность уделять время занятиям физической культурой ввиду необходимости помогать детям / внукам / старшим родственникам является эмпирически доказанной самой распространенной причиной двигательной пас -сивности взрослого населения. Однако данный факт может стать и ресурсом для организации физкультурной активности взрослых: именно сооб -ражения пользы для физического здоровья, а также для социального развития детей может стать мощным стимулом активизации двигательной деятельности как для родителей, так и для бабушек-дедушек.

3. Значительная часть граждан старших возрастов объективно не имеет материальных или организационных возможностей полноценно включиться в физкультурно-спортивную деятельность: либо услуги соответствующих организаций дороги, либо такие организации отсутствуют. Этот факт выражен тем более, чем дальше место жительства расположено от столичных регионов, а также - чем меньше населенный пункт. В данном же ряду фактов следует отметить то, что подавляющее большинство населения не обладает качественными знаниями по организации и самоорганизации двигательной активности. Ресурсы активизации физкультурной активности взрослых в соответствии с указанными помехами могут быть связаны с организацией рекреационных занятий по месту жительства, работы, учебы детей/внуков. При этом ее содержание, ключевые средства должны быть минимально затратными.

Включенность взрослых в процесс физического воспитания.

Взрослые в большинстве своем не являются субъектами очного образования, поэтому на них не оказывает позитивного влияния процесс физического воспитания (его наличие характерно именно для системы образования). Система производственной физической культуры в стране практически не функционирует, тем более в сколько-нибудь педагоги-зированном виде [2, 10, 11]. При этом заметим, что взрослые граждане в подавляющем большинстве не удовлетворены качеством своего досуга: формами организации, содержанием и почти во всех случаях результатом отдыха. При этом взрослое население не воспринимает физкультурно-рек-реационную деятельность как потенциальное средство организации досуга. Некоторое исключение составляют граждане пенсионного возраста (6075 лет), проживающие в относительно крупных городах. Если они не продолжают трудовую деятельность, то нередко заполняют свободное время как раз посещениями физкультурно-оздоровительных центров (при наличии финансовых средств и отсутствии бытовых забот, требующих активного участия). Таким образом данная (немногочисленная) группа взрослых отчасти заполняет возникшие «бреши» в социальных связях, заново вы -страивая свой образ жизни.

Состояние социально-психологической сферы.

У взрослого населения фиксируется ряд неоптимальных характеристик социально-психологического самочувствия, в частности:

- показатели удовлетворенности жизнью не превышают средних уровней, у разных групп по отдельным показателям фиксируются низкие показатели (например, молодежь неудовлетворена материально-финансовым положением и социальным климатом, старшие возрастные группы -социальным взаимодействием, степенью реальной включенности в общественные процессы);

- в последние 3 года неуклонно завышенными являются показатели тревожности и эмоционального напряжения, заниженными - показатели уверенности в будущем, ощущения стабильности жизни, ощущение неопределенности и беспомощности только увеличивают тревожность, это отражается на состоянии и психологического, и физического здоровья.

Таким образом, правомерно в число важнейших целевых ориентиров организации физкультурной активности взрослого населения включить нормализацию социально-психологического самочувствия граждан (что особенно важно в сложные социально-политические и социально-экономические периоды).

Состояние мотивационно-потребностной сферы.

Для взрослого населения характерны следующие особенности мотивации двигательной активности:

- у очень незначительной части сформированы установки на здоровый образ жизни, на превентивное здоровьесбережение (особенно проблемной является данная ситуация для граждан 40+, проживающих за пре -делами столичного региона, вне крупных городов), физкультурно-спор-тивная активность не относится к числу привычных, традиционных форм организации свободного времени;

- чем старше, тем в большей степени взрослые граждане озабочены состоянием своего здоровья, однако ни эта озабоченность, ни намерения, ни реальные усилия по здоровьесбережению практически не коррелируют с мотивацией физкультурной активности, с реальной включенностью в нее;

- основными стимулами, которые потенциально могут стать значи -мыми аргументами для включения взрослого населения в физкультурную деятельность, являются: поддержание физических сил, а также физических кондиций, необходимых для полноценного выполнения семейных обязанностей, поддержание физических возможностей для самообслуживания (особо важно для граждан в возрасте 65+), стремление к эмоциональной позитивности, физической бодрости как условие комфортного взаимодействия с детьми/внуками;

- с возрастом уменьшается сила стимулов, направленных на себя, и увеличивается сила стимулов, направленных на близких (возможность блага для членов семьи), особенно ярко это проявляется у женщин, для большинства которых семья по-прежнему составляет основную сферу социальной жизни, а забота о близких считается ключевой, имманентной сферой активности, определяет самооценку, чувство собственной значимости и пр. Для мужчин достаточно весомым аргументом является возможность качественно трудиться, преимущественно для поддержания финансовой стабильности (собственной, семейной), мотивы общественно -государственной полезности гораздо менее выражены, особенно для молодых мужчин.

Помимо уже названных физкультурного просвещения и семейно-ориентированной организации активного досуга взрослых, очевидна целесообразность построения мотивационно-стимулирующих воздействий на основе апеллирования к их социальным ролям, а именно к обеспечению средствами физической культуры возможности полноценно эти роли выполнять.

Все сказанное выше позволяет определить совокупность тех науч -ных подходов и принципов, опора на которые позволит обоснованно подойти как к постановке задач организации физкультурной активности взрослого населения, так и к проектированию направлений работы, отбору и реализации содержательно-методического инструментария их решения.

На наш взгляд, базовым должен стать индивидуально-дифференцированный подход, позволяющий на основе изучения и обобщения индиви -

дуальных признаков формировать относительно масштабные совокупности субъектов. Для дифференцирования в контексте общности признаков можно выделить группы по следующим основаниям: возрастному (ориентировочно 20/25-35/40, 40-55/60, 60/65-75 лет и старше), гендерному (мужчины, женщины), социально-статусному (семейные и несемейные, работающие и неработающие), профессиональному (в зависимости от степени вредности условий труда, психоэмоциональной напряженности труда, доли физического труда, характера угроз здоровью и т. п.), региональному (столичный и периферийный, городской и сельский, крупные и мелкие населенные пункты и пр.), нозологическому (в соответствии с состоянием здоровья, спецификой имеющихся проблем).

Представляется, что по каждому основанию наиболее выраженные отличия между подгруппами будут связаны с характеристиками образа жизни. Что касается других отличий, то к ним относятся: у разных по возрасту подгрупп - показатели здоровья, физического состояния, у ген-дерных подгрупп - мотивационно-ценностные характеристики, у региональных подгрупп - социально-психологические установки, организационные и финансовые возможности.

Внутри каждой дифференцированной группы необходим учет индивидуальных особенностей отдельных граждан. В данном контексте значение будет иметь ряд характеристик, считаться с которыми либо необходимо, либо желательно. К первым относятся индивидуальные проблемы здоровья, особые трудности материально-финансового положения и социального статуса (представители многодетных семей, семей, воспитываю -щих детей с ОВЗ, семей, опекающих престарелых родственников, и т. п.) и др. Ко вторым - индивидуальные предпочтения в области содержания двигательной активности, используемых средств физической культуры, а также возможные специфические мотивы двигательной активности, сти -мулы к ее повышению.

Таким образом, в контексте рассматриваемой проблемы индивидуально-дифференцированный подход ориентирует на исходное вариативное проектирование задач организации физкультурной активности взрослого населения, а именно отдельно для разных подгрупп граждан (что влечет за собой и вариативность инструментов их решения).

Основания для отбора средств и методов организации физкультур -ной активности взрослого населения, ее непосредственного содержания задаются положениями следующих подходов и принципов:

- природосообразного, согласно которому объемы и величины физических нагрузок, используемые физические упражнения, критериальные индикаторы деятельности и т. д. определяются сообразно возрастным психологическим и биологическим характеристикам человека, закономерностям функционирования и развития организма. На наш взгляд, в данном

ключе правомерно рассматривать и гендерный подход, поскольку пол человека задан природой, следовательно, учет гендерных особенностей попадает в «зону ответственности» принципа природосообразности;

- культуросообразного, в соответствии с которым при постановке задач организации двигательной активности населения, при отборе средств и способов их решения необходимо учитывать ведущие характеристики человека как представителя той или иной социальной группы (характерные для этих групп ценности и установки, режимы жизнедеятельности, воз -можности и трудности, нормы и запреты и т. п.). С точки зрения спектра указанных социальных групп культуросообразный подход аккумулирует также положения регионального (социокультурная специфика), андраго-гического и геронтологического (возрастная специфика), профессионально-прикладного (профессиональная специфика) подходов.

Отбор конкретных средств физической культуры осуществляется на основе положений следующих подходов:

- рекреационного, предлагающего многообразие форм организации и содержательных видов физкультурной деятельности для использования населением в свободное от работы время, из имеющегося спектра можно выбрать средства и организовать двигательную активность взрослого населения с учетом всех индивидуальных и групповых запросов и возможностей;

- здоровьесберегающего, предлагающего физкультурно-оздоровительные технологии, предназначенные для разных категорий населения и обеспечивающие оптимизацию показателей здоровья.

Выбор способов организации взаимодействия со взрослым населе -нием для активизации физкультурной деятельности определяется положениями следующих подходов:

- компетентностного, определяющего в нашем случае способы и методы организации физкультурного просвещения граждан с обеспечением необходимого мотивационного фундамента двигательной активности с ориентацией на формирование у граждан способностей к самостоятельной организации собственной двигательной активности и реализации физического воспитания детей. Данный подход аккумулирует положения практико-ориентированного, активно-деятельностного подходов, а также идеи и методы социально-педагогического сопровождения;

- аксиологическим, вооружающим принципами, методами, средствами формирования у населения ценностных ориентаций, необходимых для активного, сознательного, систематического и непрерывного участия в физкультурно-спортивной деятельности. В состав наиболее важного в контексте нашего исследования инструментария можно включить приемы витагенного образования, метод положительного примера, создание про -блемных ситуаций и ситуаций выбора.

Выводы. Образ жизни взрослого населения характеризуется низкой двигательной активностью, выбором преимущественно пассивных форм организации досуга, недостаточностью объективных возможностей (организационных и материальных) и субъективных ресурсов (информационных, мотивационно-ценностных) для его оптимизации. Проблемность ситуации повышается по мере удаления места проживания граждан от сто -личных регионов и крупных населенных пунктов, является более выраженной для граждан более старших возрастных групп, а также для женщин по сравнению с мужчинами. Это объективирует целесообразность организации физкультурно-рекреационного, физкультурно-оздоровительного просвещения населения, физической активности населения по месту жительства с применением для этого минимально затратных средств и форм занятий.

Социально-психологическое самочувствие взрослого населения отличается неоптимальностью следующих показателей: удовлетворенность жизнью (причины неудовлетворенности варьируются для разных возрастных групп), уровень тревожности и эмоционального напряжения (повышается по мере увеличения возраста граждан). Это определяет необходимость отбора и реализации на занятиях со взрослым населением средств физической культуры, обеспечивающих психорегулирующий эффект.

У взрослого населения преимущественно не сформированы прочные установки на здоровый образ жизни, в первую очередь на физкультурную активность, при этом отмечаются достаточно высокие показатели беспокойства о здоровье. Данные факты выражены ярче, во-первых, у жителей нестоличных регионов, особенно сельской местности, во -вторых, у граждан более старших возрастных групп. В число потенциально наиболее мощных мотивационных стимулов для включения в физкультурную активность входит забота о физическом состоянии и самочувствии как о необходимых условиях реализации семейно-бытовых (прежде всего для женщин, особенно старших возрастов) и общественно-профессиональных (прежде всего для мужчин, особенного среднего возраста) функций. Сле -довательно, при построении мотивационно-стимулирующих воздействий целесообразно апеллировать к социальным ролям граждан, а именно к обеспечению средствами физической культуры возможности полноценно эти роли выполнять.

Ведущим научным подходом к организации физкультурной актив -ности взрослого населения должен стать индивидуально-дифференцированный, в соответствии с ним для непосредственной организации деятель -ности целесообразно выделить следующие группы: возрастные, гендерные, социально-статусные, профессиональные, региональные, нозологические. Для данных групп характерны внутригрупповое сходство и межгрупповые

различия, прежде всего, по основным характеристикам образа жизни и мо -тивационно-потребностной сферы. Внутри каждой дифференцированной группы необходим учет индивидуальных особенностей отдельных граж -дан.

Дифференцированный отбор средств и методов организации физкультурной активности взрослого населения, ее непосредственного содер -жания задается положениями природосообразного (интегрирующего и принципы гендерного подхода) и культуросообразного (аккумулирует и принципы регионального, андрагогического, геронтологического и профессионально-прикладного подходов) подходов. Конкретные средства физической культуры для индивидуально-ориентированной организации двигательной активности взрослого населения выбираются на основе положений рекреационного и здоровьесберегающего подходов, а способы организации взаимодействия со взрослым населением - компетентност-ного и аксиологического подходов.

Проведенное исследование позволяет далее разрабатывать ком -плексы средств для организации физкультурной активности взрослого населения, максимально отвечающие дифференцированным и индивидуальным характеристикам образа жизни, учитывающие субъективные интересы, объективные возможности в области физической культуры.

Список литературы

1. Гаврилов Д.Н., Малинин В.В., Савенко М.А. Двигательная активность людей зрелого возраста // Пожилой человек в современном мире: сб. работ. СПб.: ИПК «КОСТА», 2008. 256 с.

2. Деминская Л.А. Оздоровительная физическая культура в процессе сохранения и восстановления здоровья современного человека // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 11. С. 33-35.

3. Евдокимов Д.В. Инновационный процесс и развитие человеческих ресурсов организации // Евразийский Научный Журнал. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://journalpro.ru/articles/innovatsionnyy-protsess-i-razvitie-chelovecheskikh-resursov-organizatsii/ (дата обращения: 20.04.2023).

4. Ермакова Е.Г., Паршакова В.М., Романова К.А. Оздоровительная физическая культура и ее формы. Влияние оздоровительной физической культуры на организм // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 3. С. 71-73.

5. Катасонов В.В., Поветьев П.В. Семейное воспитание как по -вышение человеческого потенциала общества // НИРСИ. 2010-2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.nirsi.ru/107 (дата обращения: 20.04.2023).

6. Корчагин Ю.А. Российский человеческий капитал: фактор разви -тия или деградации: монография. Воронеж: ЦИРЭ, 2005. 252 с.

7. Курышова Л.Н., Федосеева М.В. Факторы социального самочувствия населения региона // Огарев-online. 2020. № 9. С. 1-8.

8. Мальков М.Н., Логинов С.И. Динамика показателей физического здоровья и подготовленности людей разного пола и возраста // Теория и практика физической культуры. 2013. № 7. С. 94.

9. Нувальцева Я.Н., Отт Е.П. Значение оздоровительно-рекреативной физической культуры // Студенческий научный форум-2017: сб. материалов IX Междунар. студенческий науч. конф. [Электронный ресурс]. URL: https:// scienceforum.ru/2017/article/2017039991 (дата обращения: 20.04.2023).

10. Садовников Е.С. Принципы функционирования системы физкультурно-оздоровительной деятельности // Теория и практика физической культуры. 2019. № 3. С. 75.

11. Хазова С.А., Мамадиев А.Х. Теоретический анализ современных проблем функционирования физической культуры в обществе // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 1. С. 40-51.

12. Эбзеев М.М. Подготовка работников отрасли «Физическая культура и спорт»: идеи и решения. СПб.: Копи-Р, 2009. 378 с.

References

1. Gavrilov D.N., Malinin V.V., Savenko M.A. Dvigatel'naya aktivnost' lyudej zre-logo vozrasta [Motor activity of people of mature age] // Elderly person in the modern world: sat. works. St. Petersburg: IPK "KOSTA", 2008. 256 p.

2. Deminskaya L.A. Ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura v processe sohraneniya i vosstanovleniya zdorov'ya sovremennogo cheloveka [Health-improving physical culture in the process of preserving and restoring the health of a modern person] // Pedagogika, psiholo-giya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta [Pedagogy, psychology and medical and biological problems of physical education and sports]. 2007. No. 11. P. 33-35.

3. Evdokimov D.V. Innovacionnyj process i razvitie chelovecheskih resursov organi-zacii [Innovative process and development of human resources of the organization] // Evra-zijskij Nauchnyj Zhurnal [Eurasian Scientific Journal]. 2017. No. 6 [Electronic resource]. URL: https://journalpro.ru/articles/innovatsionnyy-protsess-i-razvitie-chelovecheskikh-resur-sov - organizatsii/ (date of access: 20.04.2023).

4. Ermakova E.G., Parshakova V.M., Romanova K.A. Ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura i ee formy. Vliyanie ozdorovitel'noj fizicheskoj kul'tury na organism [Improving physical culture and its forms. Influence of health-improving physical culture on the body] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International journal of humanities and natural sciences]. 2018. No. 3. P. 71-73.

5. Katasonov V.V., Povet'ev P.V. Semejnoe vospitanie kak povyshenie chelove-cheskogo potenciala obshchestva [Family education as an increase in the human potential of society] // NIRSI. 2010-2016 [Electronic resource]. URL: http://www.nirsi.ru/107 (date of access: 20.04.2023).

6. Korchagin Yu.A. Rossijskij chelovecheskij kapital: faktor razvitiya ili degradacii [Russian human capital: a factor of development or degradation]: monograph. Voronezh: TSIRE, 2005. 252 p.

7. Kuryshova L.N., Fedoseeva M.V. Faktory social'nogo samochuvstviya naseleniya regiona [Factors of social well-being of the population of the region] // Ogarev-online. 2020. No. 9. P. 1-8.

8. Mal'kov M.N., Loginov S.I. Dinamika pokazatelej fizicheskogo zdorov'ya i pod-gotovlennosti lyudej raznogo pola i vozrasta [Dynamics of indicators of physical health and preparedness of people of different sex and age] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [heory and practice of physical culture]. 2013. No. 7. P. 94.

9. Nuval'ceva Ya.N., Ott E.P. Znachenie ozdorovitel'no-rekreativnoj fizicheskoj kul'tury [The value of health-improving and recreational physical culture] // Student scientific forum - 2017: sat. materials of the IX Intern. stud. scientific conf. [Electronic resource]. URL: https://scienceforum.ru/2017/article/201703 9991 (date of access: 20.04.2023).

10. Sadovnikov E.S. Principy funkcionirovaniya sistemy fizkul'turno-ozdorovitel'noj deyatel'nosti [Principles of functioning of the system of physical culture and health-improving activities] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2019. No. 3. P. 75.

11. Hazova S.A., Mamadiev A.H. Teoreticheskij analiz sovremennyh problem funk-cionirovaniya fizicheskoj kul'tury v obshchestve [Theoretical analysis of modern problems of the functioning of physical culture in society] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo un-iversiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical Culture. Sport]. 2020. Iss. 1. P. 40-51.

12. Ebzeev M.M. Podgotovka rabotnikov otrasli «Fizicheskaya kul'tura i sport»: idei i resheniya [Training of workers in the field of "Physical culture and sport": ideas and solutions]. St. Petersburg: Kopi-R, 2009. 378 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.