Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ КАК ФАКТОРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ КАК ФАКТОРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / ТРУДЯЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОТИВАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / УСЛОВИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Михайлюк Николай Александрович, Магомеддибирова Зульпат Абдулгалимовна, Курбанова Лида Увайсовна

Целью проведенного исследования было теоретическое определение комплекса педагогических мер, реализация которых обеспечит эффективное формирование здорового стиля жизни молодежи, как фактора обеспечения их конкурентоспособности. Задачи исследования включали: определение физкультурно-оздоровительных характеристик здорового стиля жизни; уточнение социально-психологического самочувствия как значимого, в контексте конкурентоспособности, эффекта здорового стиля жизни; характеристика ключевых условий формирования здорового стиля жизни молодежи как фактора ее конкурентоспособности. Новизну работы составляет рассмотрение проблематики развития конурентоспособности в ракурсе здоровьесбережения и двигательной активности и представление соответствующих педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Саенко Людмила Александровна, Михайлюк Николай Александрович, Магомеддибирова Зульпат Абдулгалимовна, Курбанова Лида Увайсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE FORMATION OF A HEALTHY LIFESTYLE AS A FACTOR IN THE COMPETITIVENESS OF YOUNG PEOPLE

The purpose of the study was the theoretical definition of a set of pedagogical measures, the implementation of which will ensure the effective formation of a healthy lifestyle for young people, as a factor in ensuring their competitiveness. The objectives of the study included: determination of health and fitness characteristics of a healthy lifestyle; clarification of socio-psychological well-being as a significant, in the context of competitiveness, effect of a healthy lifestyle; characteristics of the key conditions for the formation of a healthy lifestyle of young people as a factor in their competitiveness. The novelty of the work is the consideration of the problematics of the development of competitiveness from the perspective of health saving and motor activity and the presentation of the corresponding pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ КАК ФАКТОРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ»

закономерности развития личности в процессе медиаобразования. Разработке разнообразных направлений и проблем медиаобразования (в основном - в частных, отдельных аспектах, связанных с кино, прессой или телевидением) посвящены многие труды отечественных и зарубежных авторов.

Литература:

1. Везетиу, Е.В. Интеграция медиаобразования в условиях современной школы / Е.В. Везетиу, Е.В. Вовк // МедиаVектор. - Научный урнал. - Новосибирск-Симферополь: Изд.АНС «СибАК», 2022. - Вып. 4. - С. 17-21

2. Мурюкина, Е.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: работа со студентами и аспирантами / Е.В. Мурюкина. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. - 152 с.

3. Ожегов С. Словарь русского языка / С. Ожегов. - М. Русский язык. 1989. - 750 с.

4. Современное состояние медиаобразования в России в контексте мировых тенденций / ред. К.Э. Разлогов и А.В. Федоров. - М.: Российский институт культурологии, 2012. - 256 с.

5. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации / И.А. Фатеева. - Челябинск: Чел. гос. ун-т, 2007. - 270 с.

6. Федоров, А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза / А.В. Федоров. - М.: Директ-медиа, 2014. - 618 с.

7. Федоров А.В. Медиаобразование: история и теория / А.В. Федоров. - М.: МОО "Информация для всех», 2015. - 450 с.

8. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 05.12.2022) "Об образовании в Российской Федерации"

9. Челышева, И.В. Научно-образовательный центр «Медиаобразование и медиакомпетентность»: подготовка будущих педагогов / И.В. Челышева, Е.В. Мурюкина, Н.П. Рыжих. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010. - 232 с.

Педагогика

УДК 371

доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий Саенко Людмила Александровна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь);

соискатель Михайлюк Николай Александрович

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар);

доктор педагогических наук, профессор Магомеддибирова Зульпат Абдулгалимовна

ФБГОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет» (г. Грозный);

доктор социологических наук, доцент Курбанова Лида Увайсовна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ КАК ФАКТОРА

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Целью проведенного исследования было теоретическое определение комплекса педагогических мер, реализация которых обеспечит эффективное формирование здорового стиля жизни молодежи, как фактора обеспечения их конкурентоспособности. Задачи исследования включали: определение физкультурно-оздоровительных характеристик здорового стиля жизни; уточнение социально-психологического самочувствия как значимого, в контексте конкурентоспособности, эффекта здорового стиля жизни; характеристика ключевых условий формирования здорового стиля жизни молодежи как фактора ее конкурентоспособности. Новизну работы составляет рассмотрение проблематики развития конурентоспособности в ракурсе здоровьесбережения и двигательной активности и представление соответствующих педагогических условий.

Ключевые слова: конкурентоспособность, здоровый стиль жизни, учащаяся молодежь, трудящаяся молодежь, социально-психологическое самочувствие, физкультурно-оздоровительная активность, физическое воспитание, мотивация двигательной активности, условия здоровьесбережения, оптимизация.

Annotation. The purpose of the study was the theoretical definition of a set of pedagogical measures, the implementation of which will ensure the effective formation of a healthy lifestyle for young people, as a factor in ensuring their competitiveness. The objectives of the study included: determination of health and fitness characteristics of a healthy lifestyle; clarification of socio-psychological well-being as a significant, in the context of competitiveness, effect of a healthy lifestyle; characteristics of the key conditions for the formation of a healthy lifestyle of young people as a factor in their competitiveness. The novelty of the work is the consideration of the problematics of the development of competitiveness from the perspective of health saving and motor activity and the presentation of the corresponding pedagogical conditions.

Ke ywords: competitiveness, healthy lifestyle, student youth, working youth, socio-psychological well-being, health-improving activity, physical education, motor activity motivation, health-saving conditions, optimization.

Введение. Важнейшим фактором становления конкурентоспособности молодежи является своевременное формирование у них профессиональной компетентности (как детерминанта эффективности профессиональной деятельности), устойчивой работоспособности и благоприятного физического и социально-психологического самочувствия (как детерминанта устойчивости качества труда). В свою очередь, самочувствие, в его физических, социальных, психологических составляющих, в значительной степени определяется здоровым стилем жизни субъектов, ключевым показателем которого является оптимальная двигательная активность [3, 6, 11]. Это определяет потенциальную эффективность физкультурно-оздоровительных занятий, как фактора, содержащего инструменты положительного влияния на самочувствие личности и, следовательно, создающего предпосылки для формирования и поддержания конкурентоспособности личности. Цель проведенного исследования - теоретическое определение педагогических оснований, опора на которые обеспечит эффективное формирование здорового стиля жизни молодежи, как фактора обеспечения их конкурентоспособности.

Изложение основного материала статьи. Как отмечает С.А. Хазова и многие другие исследователи, современная молодежь осуществляет профессиональную деятельность и, в целом, жизнедеятельность в условиях конкурентного взаимодействия, содержащего значительные риски физическому, социальному, психологическому самочувствию субъектов [12]. Эти риски требуют системы мер, призванных поддерживать и укреплять здоровье молодежи, прежде всего, через оптимизацию их образа и стиля жизни. комплексным, наиболее эффективным средством позитивного влияния на

самочувствие личности, как фактор ее конкурентоспособности, является физкультурно-оздоровительная деятельность, выступающая ведущим элементом здорового стиля жизни человека [6; 13-16].

Особое поле педагогических воздействий при этом составляет социально-психологическое самочувствие, поскольку, во-первых, оно в наибольшей степени подвержено негативному влиянию конкуренции, во-вторых, ни в науке, ни на практике целенаправленно не предусматривается организации деятельности по его оптимизации в рамках физкультурно-оздоровительной организации жизнедеятельности молодежи.

Формирование здорового стиля жизни человека существенно зависит от сложившихся у него типичных форм и режимов жизнедеятельности, содержания основных видов его активности [3].

Индивидуальные индикаторы стиля жизни, детерминирующие его здоровьесозидающий (либо здоровьеразрушающий) характер, складываются из показателей оптимальности двигательного режима, рациональности режима труда и отдыха, эмоциональной комфортности среды жизнедеятельности. Указанные параметры, в свою очередь, существенно зависят от особенностей учебной или трудовой занятости, которые необходимо учитывать при проектировании системы мер по оптимизации образа жизни, формированию здорового стиля жизни молодежи [6].

Нами разработаны Критерии сформированности уровней культуры здоровья молодёжи (табл. 1).

Таблица 1

Критерии сформированности уровней культуры здоровья молодёжи

Критерии Уровни Культура здоровья

Критический уровень Имеет хронические заболевания, имеет вредные привычки, которые наносят вред здоровью, не соблюдает режим.

Допустимый уровень Может иметь хроническое заболевание, но старается не допускать обострений, старается не иметь вредных привычек, по возможности, соблюдает режим дня.

Оптимальный уровень Не имеет хронических заболеваний, не имеет вредных привычек, проводит профилактику в период обострений сезонных заболеваний, соблюдает режим дня.

Согласно проведённому исследованию уровня сформированности здоровья молодёжи в СКСИ, только 24% исследуемых студентов имеет оптимальный уровень, 62% - допустимый и 14% критический.

В контексте связи здорового стиля жизни, наполненности его содержания физкультурно-оздоровительной деятельностью, отметим следующее. возможности оптимизации социально-психологического самочувствия исследователи связывают, преимущественно, с достижением следующих эффектов: повышение уровня развития физических качеств, улучшение физического состояния, коррекция фигуры, снижение массы тела и т.д. Хотя и отмечают не только косвенную, но и прямую полезность двигательной активности для эмоциональной сферы личности. Это объясняется закономерностями физиологического функционирования, привлекательностью самой физической активности, а также использованием физкультурных систем, предусматривающих указанные результаты (дыхательная гимнастика, йога и т.п.) [7].

Учитывая детерминационное значение всех компонентов здоровья для конкурентоспособности личности [11] становится очевидной ресурсность включения молодежи в физкультурно-оздоровительную деятельность для повышения конкурентоспособности путем оптимизации показателей социально-психологического самочувствия (а также физического состояния) субъектов.

На сегодняшний день в науке представлен ряд исследований, раскрывающих проблематику данной статьи в различных аспектах. Так, в В.А. Семиреков раскрывает эффективность организации физкультурно-оздоровительной деятельности в производственном коллективе на основе модульного подхода. Свою методику он ориентирует на поддержание физической работоспособности, оптимизацию морфофункционального состояния и обеспечение благоприятного психологического самочувствия. Достижение этого предполагается за счет построения «индивидуальных маршрутов здоровья», которые реализуются во внерабочее время, циклами [9].

В исследовании В.И. Белова раскрываются основы использования средств физической культуры в целях оздоровления широких слоев населения (мужчин и женщин в возрасте от 17 до 90 лет). Ученый предлагает способы, принципы создания системы комплексной оздоровительной физической тренировки, которые ориентируются не на возрастные границы, а на индивидуальные показатели состояния здоровья занимающихся, что позволяет достигать устойчивых положительных результатов. При этом средства физической культуры подбираются на основании диагностируемых отклонений в функциональном состоянии организма с целью их коррекции. В представлении В.И.Белова индивидуальные программы оздоровительной физической тренировки постоянно обновляются в соответствии с изменяющимися показателями состояния здоровья занимающихся [2].

Ряд ученых обосновывают значимость обеспечения непрерывности процесса занятий физической культурой.

Учёный С.Р. Гилазиева обосновывает концептуальную важность для трудящегося населения (без привязки к возрасту и профессиональной группе) организации непрерывного физкультурного образования как компонента непрерывного профессионального образования [4]. В схожем контексте исследует проблему физического воспитания учащейся молодежи (студентов вузов) В.С. Денисенко. Помимо непрерывности, автор указывает на важность опережающего характера физической подготовки, базирующейся на системно и опережающе освоенных знаниях, технологиях развития физических качеств, методик поддержания физических кондиций ни т.п., в соответствии с актуальными и перспективными требованиями жизнедеятельности [5].

Идеи опережения и непрерывности физического воспитания отражены также в работе К.А. Оглоблина. Важным представляется, что указанная, опережающая и непрерывная, физкультурно-спортивная деятельность, по мнению автора, должна быть здоровьеформирующей. Именно такая ориентация обеспечивает достижение личностной значимости двигательной активности, ее мотивированность и, в итоге, будет содействовать устойчиво высоким показателям самочувствия личности [8].

Заметим, что важность двигательной активности, как показателя здорового стиля жизни молодежи, признается всеми учеными. Аналогично не вызывает дискуссий и поддерживающе-развивающий потенциал занятий физкультурно-оздоровительными практиками для социально-психологического самочувствия личности. При этом возможность

реализации данного потенциала исследователи связывают с особенно высокой и устойчивой мотивацией молодежи к включению ф двигательную активность.

Ученые обосновывают в качестве ведущего способа обеспечения их устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями, называет интегративное использование разных физкультурно-оздоровительных практик, соответствующих целевым ориентирам и интересам контингента в данной сфере. Так, доказана: необходимость отбирать и комплексно применять такие физические упражнения, которые оказывают благотворное влияние на все сферы личности, включая телесную и двигательную, во-вторых, доступны для выполнения и соответствуют интересам занимающихся; важность соблюдения таких условий, как благоприятная, комфортная обстановка, доброжелательное доверительное общение, ощущение интереса к оздоровлению, индивидуальная ориентация предлагаемых средств решения личностных проблем.

Соматические особенности как основания для построения процесса и содержания оздоровительной тренировки женщин 21-35 лет обосновывает Т.Б. Кукоба. Автор, соглашаясь с ведущим методолого-методическим значением дифференцированного подхода к организации физкультурно-оздоровительных занятий, отмечает такой недостаток его реализации, как недостаточный учет индивидуально-личностных физических, психологических и иных характеристик занимающихся [7].

Исследуя вопросы физического воспитания студентов (возрастная категория 18-22-23 года), А.Г. Алферов подчеркивает особую важность ориентирования данного процесса на обеспечение всестороннего, индивидуально специфичного развития личности обучающихся: как физических качеств, так и социально-психологических, духовно-нравственных, интеллектуальных и коммуникативных и пр. характеристик. В связи с этим акцентируется внимание на основных постулатах: усиление значимости теоретического раздела курса физической культуры; организацией его преподавания средствами деловых игр; обеспечение вариативности его содержания в зависимости от подготовленности студентов. Автор доказывает, что такая акцентуация способствует усилению мотивации к занятиям физическими упражнениями благодаря более эффективному освоению ценностей физической культуры, повышению эмоциональной включенности в процесс физического воспитания, осознанию практической, профессиональной и бытовой пользы физических упражнений, двигательных действий [1].

Возможности повышения уровня функциональной и физической подготовленности занимающихся (студенты вузов, возраст 18-23 года), укрепления их здоровья через обеспечение эффективного формирования мотивации к занятиям физическими упражнениями раскрывает Р.В. Стрельников. Ведущим мотивационным фактором автор называет предоставление студентам альтернативных возможностей выбора содержания и форм физкультурно-оздоровительной активности [10].

Полезной, редко встречающейся информацией стало доказанное ученым желание значительной части обучающихся увеличить объемы времени и обогатить, разнообразить содержание занятий по физической культуре, зафиксированный им достаточно высокий уровень интереса к значительному расширению используемых средств физической культуры, содержательное обогащение занятий. С подобной точкой зрения солидарны и другие ученые, проектирующие, в частности, спортивно-ориентированное содержание физического воспитания студентов, как наиболее эффективное для вузовской практики, ввиду права студентов на определенный выбор содержания образования, мотивационный потенциал конверсии спортивных технологий в физическое воспитание и т.д.

Выводы. Завершая исследование, можно сказать, что формирование здорового стиля жизни - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, но особое значение он имеет в вузовский период обучения молодёжи, т.к. на этом этапе развития у молодёжи уже складывается «взрослый стиль», который предопределяет всю дальнейшую жизнедеятельность.

Формирование основ здорового стиля жизни занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности молодого человека, оказывает огромное влияние и на умственное развитие и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Проведенный теоретический анализ позволяет заключить следующее. Формирование здорового стиля жизни и, как результат, достижение оптимизационного эффекта для социально-психологического самочувствия молодежи за счет использования средств физической культуры возможно при соблюдении ряда методологических и содержательных условий. Ключевыми из них могут считаться:

- обеспечение непрерывности физкультурно-оздоровительной активности молодежи за счет преемственности содержания и форм физического воспитания в вузе и производственной физической культуры;

- дифференциация процесса и содержания физкультурно-оздоровительной деятельности, используемых средств физической культуры по гендерному признаку и по показателям соматического здоровья и физического состояния;

- индивидуализация процесса и содержания физкультурно-оздоровительной деятельности, используемых средств физической культуры в соответствии с интересами и потребностями контингента;

- учет воз страстной и гендерной специфики основных мотиваторов физкультурно-оздоровительной и физкультурно-спортивной активности молодежи;

- вариативность и многообразие организационных форм физкультурно-оздоровительной деятельности и содержательных средств физической культуры для каждой дифференцированной группы занимающихся, равно как и для каждого индивидуального потребителя физкультурно-оздоровительных услуг.

Практическое создание указанных условий, по нашему мнению, может стать дополнительным и достаточно действенным фактором обеспечения конкурентоспособности молодежи за счет активизации не компетентностных, а стилежизненных механизмов.

Литература:

1. Алферов, А.Г. Гуманизация процесса формирования устойчивой потребности в физическом совершенствовании у студентов / А.Г. Алферов, В.Н. Зайченко // Проблемы гуманизации образования в высшей школе: Материалы регион, науч.-практ. конф. - Волгоград: ВГАФК, 2001. - С. 71-74

2. Белов, В.И. Коррекция состояния здоровья взрослого населения средствами комплексной физической тренировки: дисс...докт.пед.наук: 13.00.04 / Виктор Иванович Белов. - М., 1996. - 317 с.

3. Бондин, В.И. Здоровый стиль жизни / В.И. Бондин Э.В. Мануйленко, О.Н. Толстокора. - М.: Мир науки, 2018. -URL: http://izd-mn.com/PDF/21MNNPM18.pdf (дата обращения: 01.12.2022).

4. Гилазиева, С.Р. К вопросу о формировании профессионально-физкультурной компетентности в процессе непрерывного профессионального образования / С.Р. Гилазиева // Вестник Оренбургского государственного университета. -2015. - №2 (177). - С. 17-22

5. Денисенко, B.C. Эффективность экспер1шентальной методики непрерывной физической подготовки студента учебного заведения сферы физической культуры / B.C. Денисенко // Современное образование в России и за рубежом:

теория, методика и практика: материалы Ш междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 сент. 2014 г.) / ред. кол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерагсгив плюс», 2014. - С. 15-19

6. Дёмкина, Е.П. Формирование здорового образа жизни студентов: как не упустить главного? / Е.П. Дёмкина // Высшее образование в России. - 2016. - № 5. - С. 50-55

7. Кукоба, Т.Б. Дифференцированный подход при построении методики оздоровительной тренировки с женщинами 20-35 лет на основе использования упражнении изотонического характера с учётом соматотипа / Т.Б. Кукоба // Омский научный вестник. Серия Общество. Современность. - 2009. - № 6 (82). - С. 183-186

8. Оглоблин, К.А. Опережающая стратегия подготовки педагогов физической культуры на основе непрерывного здоровьеформирующего образования: автореф. дисс...докт.пед.наук: 13.00.08 / Константин Алексеевич Оглоблин. - СПб.: Институт образования взрослых Российской Академии образования, 2008. - 43 с.

9. Семиреков, В.А. Из опыта разработки и применения модульного метода организации физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием средств активного туризма / В.А. Семиреков, В.К. Шеманаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 1 (95). - С. 134-140

10. Стрельников, Р.В. Эффективность индивидуализации физического воспитания студентов высших учебных заведений, организованного на основе ~ альтернативного выбора форм занятий / Р.В. Стрельников // Управление функциональным состоянием организма человека. - Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2008. - С. 102-110

11. Соболева, Е.А. Социально-педагогические факторы воспитания свободной личности / Е.А. Соболева, О.А. Николаева / Тезисы докладов УП Международной конференции по педагогике ненасилия «Воспитание свободной независимой, ответственной личности». - СПб. - 1994. - Ч. 1. - С. 140.

12. Хазова, С.А. Физкультурно-оздоровительное сопровождение развития личной конкурентоспособности студентов / С.А. Хазова, Г.Ю. Лях, Р.С. Ахметов, Е.Е. Витютнев // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2019. - № 4. -С. 102-108

13. Хазова, С.А. Развитие конкурентоспособной личности в системе образования: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.01, 13.00.08 / Хазова Снежана Александровна. - Майкоп, 2011. - 696 с.

14. Хазова, С.А. Профессиональная компетентность специалистов по физической культуре и спорту как показатель их конкурентоспособности / С.А. Хазова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - № 1. -С. 50-53

15. Хазова, С.А. Актуальные проблемы и современное состояние научных исследований в сфере физической культуры и спорта / С.А. Хазова, А.Б. Бгуашев // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 12-3. - С. 637-641

Педагогика

УДК 372.879.6

доктор социологических наук, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры общей педагогики и образовательных технологий Саенко Людмила Александровна

ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Ставрополь); соискатель Магдич Евгений Александрович

ФГБОУ ВО «Московский государственный университет спорта и туризма» (г. Москва); кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента Дудаев Геназ Саид-Хусейнович

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

РЕКРЕАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА, КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЛИЧНОСТИ, И ЕЕ СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Аннотация. Рекреационная культура личности (РКЛ) выступает внутренним фактором формирования и развития конкурентоспособности. При этом ее содержание может варьироваться у представителей разных демографических групп. Предметом проведенного исследования является содержание РКЛ учащейся молодежи и его специфика у обучающихся, занимающихся спортом. Для достижения цели были решены следующие задачи: определены сущность и структура РКЛ, раскрыт ее физический компонент, определено общее и специфическое для спортивной молодежи содержание. Сделан вывод об интегративном содержании РКЛ (собственно-досуговое и здоровье-созидающее); его детерминированности положениями рекреалогии, валеологии, теории физической культуры; структурной представленности когнитивно-мировоззренческим, ценностно-ориентационным, мотивационно-потребностным, эмоционально-волевым, поведенческо-практическим компонентами.

Ключевые слова: учащаяся молодежь, досуг, конкурентоспособность, фактор конкурентоспособности, образ жизни, рекреационная культура личности, физическая рекреация, здоровьесбережение, обучающиеся-спортсмены, структура и содержание.

Annotation. Recreational culture of personality (RCL) acts as an internal factor in the formation and development of competitiveness. At the same time, its content may vary among representatives of different demographic groups. The subject of the study is the content of the RCL of young students and its specificity among students involved in sports. To achieve the goal, the following tasks were solved: the essence and structure of the RCL were determined, its physical component was revealed, the content general and specific for sports youth was determined. The conclusion is made about the integrative content of RKL (actually leisure and health-creative); its determination by the provisions of recreationology, valeology, the theory of physical culture; structural representation of cognitive-ideological, value-oriented, motivational-needs, emotional-volitional, behavioral-practical components.

Key words: student youth, leisure, competitiveness, factor of competitiveness, lifestyle, recreational culture of the individual, physical recreation, health protection, student-athletes, structure and content.

Введение. Одним из мощных факторов оптимизации образа жизни человека, (особенно обучающихся, занимающихся спортом), и, как следствие, улучшения их физического состояния и социально-психологического самочувствия, является организация рекреативной активности указанного контингента [3; 4; 10]. Данный фактор обладает ресурсным потенциалом для развития конкурентоспособности личности, поскольку создает возможности для достижения человеком значимых конкурентных преимуществ в виде устойчивой работоспособности, эмоциональной позитивности, коммуникативной активности и др. [2; 5; 7-9]. Однако этот потенциал не используется в полной мере, в том числе, по причине неоднозначности специфических целевых ориентиров организации данной деятельности для обучающихся, занимающихся спортом. Комплекс задач и проблем, связанных с образом жизни, физическим состоянием и состоянием здоровья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.