Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА И АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ ТАТАРСКОЙ АССР'

НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА И АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ ТАТАРСКОЙ АССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ПРОСВЕЩЕНИЯ ТАТАРСКОЙ АССР / ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ACADEMIC CENTER / KAZAN UNIVERSITY / PEOPLE'S COMMISSARIAT OF EDUCATION OF THE TATAR AUTONOMOUS SOVIET SOCIALIST REPUBLIC / HISTORY / CULTURE / RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Закиров Альфред Фаридович

Данная статья посвящена исследованию научных обществ и Академическому центру при Народном комиссариате просвещения Татарской АССР, которые внесли большой вклад в изучение языка, истории и культуры татарского народа, собрали вокруг себя крупных ученых, в том числе известных татарских специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SOCIETIES AND THE ACADEMIC CENTER OF THE PEOPLE’S COMMISSARIAT OF EDUCATION OF THE TATAR ASSR

This article is devoted to the research of scientific societies and the Academic center at the People's Commissariat of Education of the Tatar ASSR, which made a great contribution to the study of the language, history and culture of the Tatar people, gathered around them prominent scientists, including well-known Tatar specialists.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ОБЩЕСТВА И АКАДЕМИЧЕСКИЙ ЦЕНТР НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ ТАТАРСКОЙ АССР»

УДК 94(470.41): 001

А.Ф. Закиров

Научные общества и Академический центр Народного комиссариата просвещения Татарской АССР

Данная статья посвящена исследованию научных обществ и Академическому центру при Народном комиссариате просвещения Татарской АССР, которые внесли большой вклад в изучение языка, истории и культуры татарского народа, собрали вокруг себя крупных ученых, в том числе известных татарских специалистов.

Ключевые слова: Академический центр, Казанский университет, Народный комиссариат просвещения Татарской АССР, история, культура, научно -исследовательская работа.

Первые работы по проблемам истории советской академической науки появились в 1920-е гг.1 Характерной чертой литературы этого периода была пропагандистская и научно-популяризаторская направленность, исходившая из решений государственных и партийных структур по развитию советской науки, в том числе академической. В них основное внимание уделялось организационно-управленческому вкладу правящей партии в науку, в том числе академическую. Научные достижения ученых, академических учреждений и их коллективов часто рассматривались в контексте решения злободневных практических проблем, связанных с индустриализацией, коллективизацией и культурной революцией.

В то время тема развития академической науки в ТАССР не являлась предметом целостного научного исследования, рассматриваемого в контексте взаимосвязи региона и страны. В 1920-е гг. в республике единственной региональной академической структурой был Академический центр при Наркомате просвещения ТАССР, деятельность которого была освещена в ряде работ, которые представляют значительный историографический интерес и содержат важные фактографические материалы о начальном периоде становления академической науки в республике, особенно в области татароведческих исследований (Фирсов,1928; Самойло-вич,1925; Бречкевич,1920).

В дореволюционной России на территории современного Татарстана научно-исследовательская работа велась в основном в Казанском императорском университете, основанном в 1804 г. Наибольшее развитие в университетских кафедрах получили такие научные направления, как физика, математика, химия, геология, медицина, филология, история. Особенностью развития дореволюционной университетской науки гуманитарного цикла в Казани было привлечение широкой общественности к научно-

1 См.: Вестник Научного общества татароведения - орган Академического центра при Наркомате просвещения Татарской АССР, 1925-1928 гг.

изыскательской работе путем создания различных обществ из представителей вузовского профессорско-преподавательского состава, краеведов-энтузиастов, коллекционеров, занимавшихся изучением истории местного края и сбором старинных вещей. Одной из особенностей деятельности научных обществ, действовавших при Казанском университете, был общественный характер проводившейся в них научно-изыскательской и научно-популяризаторской работы, что позволяет сделать вывод: эти общества были своеобразными объединяющими звеньями академической науки в ТАССР. Об этом свидетельствуют их печатные издания2 и научные форумы, периодически проводившиеся с участием ученых и представителей местной общественности. К примеру, членами Общества археологии, истории и этнографии в разные годы были Ш.Марджани, К.Насыри, Г.Ахмаров, Х.Атласов. Таким образом, эти общества в дореволюционный период смогли втянуть в свою работу значительную часть русскоязычной научной и творческой интеллигенции, отчасти и представителей коренных народов края. Этим они заложили основу для развития академической науки в ТАССР (Федорович, 1930, с.73).

Важнейшей предпосылкой институционального структурирования академических исследований в ТАССР стало открытие в 1917 г. специализированного научно-исследовательского учреждения - Северо-восточного археологического и этнографического института (Бречкевич, 1920, с.81-87). Главным фактором организации этого института, на наш взгляд, была успешная деятельность Общества археологии, истории и этнографии. Говоря иначе, вновь созданный институт был новой ступенью развития академических исследований в ТАССР, начатых этим обществом еще в дореволюционный период. Об этом свидетельствуют не только созданные при институте отделения (археологическое, археографическое, этнографическое, восточное) (ГА РТ, ф.Р-1339, оп.1, д.16, л.72-74; ф.Р-225, оп.1, д.8, л.17), но и его задачи: изучение и охрана историко-культурного наследия народов Поволжья и Приуралья, создание коллекций музеев, архивов, служащих учебно-вспомогательным целям и предназначенных для свободного народного обозрения (ГА РТ, ф.Р-225, оп.1, д.8, л.1).

Приход к власти большевиков и начавшаяся Гражданская война затормозили работу Северо-восточного археологического и этнографического института на ниве академической науки. Однако, несмотря на эти обстоятельства, институт смог заложить основу для изучения материально-культурного наследия тюркских и финно-угорских народов Казанского края, а также возобновить традиции практического востоковедения. В 1920 г. на базе Северо-восточного археологического и этнографического института была создана Восточная академия (ГА РТ, ф.Р-1339, оп.1, д.16, л.3, л.11). Образование этой академии стало своеобразным переходным

2 Известия Общества археологии, истории и этнографии, Труды Общества врачей и др.

моментом от дореволюционной формы организации академической науки к советской. После завершения Гражданской войны и установления мирных отношений в первой половине 1920-х гг. советская власть начала кардинальную ломку дореволюционных общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности многонациональной страны. К примеру, первым крупным организационным мероприятием в этом плане в ТАССР стало создание в 1921 г. Академического центра при Народном комиссариате просвещения Татарской АССР (Академический центр Наркомпроса ТАССР, 2015, 224 с.).

С организацией Академического центра в ТАССР начался новый этап развития академической науки, который пришелся на период становления советской государственности, институционализации марксистской идеологии, кардинальных социально-экономических, общественно-политических и этнокультурных изменений в советском многонациональном обществе. Эти трансформации значительным образом сказались и на развитии академической науки в республике, которая испытала на себе системную переоценку и идеологическую стандартизацию. Из всех академических отраслей знаний больше всего изменений претерпела обществоведческая наука, поскольку для реализации масштабных преобразований в общественно-политической и социокультурной жизни многонациональной страны требовались обширные знания об этнополитической истории народов, а также об особенностях развития их материальной культуры и бытовой повседневности.

В то же время с созданием Академического центра и организацией под его контролем различных научных обществ академическая наука, прежде всего гуманитарная, развивавшаяся ранее в основном в рамках Казанского университета, вышла на новые рубежи развития. Наиболее плодотворный период деятельности Академцентра приходится на 19251927 гг., когда его возглавлял видный ученый и классик татарской литературы, общественно-политический деятель Г.Ибрагимов. Вместе со своими соратниками он проводил курс на объединение ученых-гуманитариев для всестороннего изучения духовной жизни и истории народов полиэтнической республики, роста их культурно-национального самосознания, повышения образовательного уровня. Эти усилия дали результат: в Академ-центре трудились такие видные ученые, как Х.Атласи, Дж. Валиди, В.Воробьев, С.Сингалевич, М.Худяков, Г.Шараф и др. (Там же, 2015, с.4).

Новой формой институционализации академических исследований в ТАССР стала попытка создания Научно-исследовательского института татароведения при Народном комиссариате просвещения Татарской АССР. В марте 1923 г. Академический центр вышел с предложением к руководству республики о создании новой академической структуры, необходимой для координации научно-исследовательских работ по истории и материальному быту татарского народа, по охране памятников «татарской старины». Причем в качестве первоочередной задачи института было

определено археологическое изучение ТАССР: составление карты археологических памятников республики; организация охраны древних и средневековых памятников путем создания музеев-заповедников (ГА РТ, ф.Р-3682, оп.1, д.488, л.6).

Однако это предложение руководства ТАССР не нашло должной поддержки в Центре. Как свидетельствуют документы, сначала под давлением руководства Главнауки РСФСР оно должно было подкорректировать первоначальную научно-исследовательскую программу института, после чего она получила ярко выраженное востоковедческое направление, а затем отказаться от своей затеи и согласиться с предложением верхов о создании татароведческого общества. Таким образом, в результате активного противодействия центральных властей вместо научно-исследовательского института было создано учреждение в форме добровольного краеведческого общества (Научное общество татароведения), управляемое общественным правлением, идейно и материально ответственным перед различными государственными ведомствами (ГА РТ, ф.Р-3682, оп.1, д.488, л.13).

30 мая 1923 г. состоялось торжественное открытие Научного общества татароведения (Бороздин, 1930, с.29). Однако, несмотря на общественный и добровольный характер институционализации, это общество имело академическую научно-исследовательскую программу. Об этом свидетельствуют целевые установки Научного общества татароведения, которые заключались в объединении лиц, работавших в области «всестороннего научного изучения татар и татарской культуры», а также занимавшихся научной разработкой «относящихся к этой области вопросов». Причем среди задач общества была предусмотрена и научно-популяризаторская работа. Оно предлагало заниматься распространением научных знаний с целью «пробуждения интереса к задачам общества» (Бороздин, 1928, с.345-349.). Кроме того, в его программе отдельным положением оговаривались создание библиотек научной и историко-краеведческой литературы, выпуск своих научных трудов, а также проведение съездов по своей специализации (Бороздин, 1930, с.205-206).

Академический характер научно-исследовательской программы позволил Научному обществу татароведения развернуть широкую научно-изыскательскую и научно-популяризаторскую работу в ТАССР. За короткое время существования оно внесло значительный вклад в изучение историко-культурного и книжно-рукописного наследия татарского народа, а также археологических памятников разных эпох. Кроме того, определенные научно-практические успехи были достигнуты и в разработке вопросов статистики и экономики, в изучении классового состава татарского общества, крестьянского хозяйства и быта, промышленности, кустарного производства и торговли (Самойлович, 1925, с.87).

О размахе научно-исследовательской деятельности Научного общества татароведения говорят и его корреспондентские связи с различными научными, образовательными и общественными учреждениями страны. За

короткое время, по неполным подсчетам, оно установило научные связи с 120 научными, учебными и общественными организациями СССР, а также ряда зарубежных стран (Там же, с.207-208). Немаловажную роль в этом процессе сыграл и печатный орган общества - «Вестник Научного общества татароведения». Говоря о научном содержании издания Научного общества татароведения, следует заметить, что значительное место в нем занимали научные статьи о материальной и духовной культуре, быте, нравах и традициях татарского народа. Редакция печатного органа общества являлась своеобразным координирующим научно-методологическим центром научно-исследовательских и общественно-краеведческих работ различных учреждений ТАССР (Фаттахова, Валеев, 2002, с.61).

Об академическом характере научно-исследовательской и научно-популяризаторской деятельности Научного общества татароведения свидетельствуют и его связи с иностранными организациями. К примеру, общество осуществляло обмен своей печатной продукции с заграничными научными организациями: Берлин, Гамбург, Дерпт, Лондон, Нью-Йорк, Рим, Харбин, Хельсинки и др. (Отчет о деятельности Общества татароведения..., 1930, с.210).

Во второй половине 1920-х гг., с началом кампании по форсированной индустриализации страны, в ТАССР усилилось идеологическое давление на все формы научно-исследовательской работы, что сопровождалось реорганизациями обществ и созданием на их базе новых общественных организаций. Все это дестабилизировало обстановку в сфере академической науки и дезорганизовало работу научно-исследовательских структур. К примеру, во второй половине 1920-х гг. были ликвидированы или реорганизованы Татарское бюро краеведения, Научное общество та-тароведения. Стандартным поводом для реорганизации обществ и изменения их научно-исследовательских структур и штатного состава часто служили обвинения в недостаточности освещения истории развития производительных сил и производственных отношений в ТАССР.

Системные переорганизации Академического центра, входящих в него обществ и институтов, созданных в первой половине 1930-х гг., негативно сказались на развитии академической науки в ТАССР, особенно гуманитарных отраслей знаний. К середине 1930-х гг. почти полностью прекратились исследования национальной истории и культуры татарского народа и других этносов, проживающих в республике. Кроме того, в период этих структурных реорганизаций академическая гуманитарная наука лишилась своих периодических печатных изданий, потеряла значительную часть своего кадрового состава, часть кадров попала под жернова политических и административных репрессий, другая - была вынуждена покинуть ТАССР или «приспособиться» к советским реалиям. Но самой большой утратой для татарстанских гуманитариев был разрыв научных связей не только с иностранными организациями, но и с российскими научными учреждениями.

Таким образом, структурно академическая наука в ТАССР начала формироваться в дореволюционный период в форме своеобразного добровольного корпоратива вузовских ученых и разночинной творческой общественности из представителей различных сословий и этносов, объединенных с целью изучения истории, культуры и быта местных народов. С появлением в 1920-е гг. в ТАССР специальных научно-исследовательских обществ и центров, занимавшихся исследовательской и научно -популяризаторской работой, значительно расширились сферы научной деятельности в области изучения истории, культуры, экономики, а также особенностей развития духовной жизни населения ТАССР, что способствовало выходу академической науки за рамки вузовской.

Источники и литература

1. ГА РТ. Ф. Р-225. Оп. 1. Д. 8.

2. ГА РТ. Ф. Р-1339. Оп. 1. Д. 16.

3. ГА РТ. Ф. Р-3682. Оп. 1. Д. 488.

4. Академический центр Наркомпроса ТАССР: документы и материалы / Сост.: О.Л. Улемнова, Л.Ш. Давлетшина, Казань, 2015. 224 с.

5. Бороздин И.Н. Вестник научного общества татароведения // Новый Восток. 1928. №25. С. 345-349.

6. Бороздин И.Н. Из истории культурной жизни Татреспублики // Вестник Научного общества татароведения. 1930. №9/10. С. 29-31.

7. Бороздин И.Н. Обзор деятельности НОТ (1923-1929) // Вестник Научного общества татароведения. 1930. № 9/10. С. 205-206.

8. Бречкевич М.В. Северо-восточный археологический и этнографический институт в Казани // Известия Северо-восточного археологического и этнографического института в городе Казани. Казань, 1920. Т.1. С.3-10.

9. Отчет о деятельности научного Общества Татароведения за период с 1 января 1928 г. по 11октября 1929 г. // Вестник научного Общества татароведения. 1930. №9-10. С. 209-211.

10.Самойлович А.Н. Краеведение в ТАССР // Краеведение. 1925. Т.2, № 1-2. С. 87-90.

11.Фаттахова Г.А., Валеев Р.К. Академический центр Татарии: 1920-е годы. Казань: Татар. кн. изд-во, 2002. 95 с.

12.Федорович Н. Научно-исследовательская работа в Татарской республике, ее задачи и перспективы в разрезе пятилетки // Научный работник. Казань, 1930. №11/12. С.72 -82.

13.Фирсов Н.Н. Изучение Татарии в историческом, археологическом и этнографическом отношении // Новый Восток. 1928. Кн.20-21. С.324-332.

А.Ф. Закиров

Фэнни жэмгыятьлэр haM Татарстан АССР Мэгариф халык комиссариатыньщ Академик узэге

Мэкалэ татар халкыньщ телен, тарихын h9M мэдэниятен ейрэнугэ зур елеш керткэн, уз тирэлэренэ зур галимнэрне, шул исэптэн танылган татар белгечлэрен туплаган фэнни жрмгыятьлэрне hэм Татарстан АССР Мэгариф халык комиссариаты каршындагы Академик узэкнец эшчэнлеген ейрэнугэ багышлана.

Ачкыч сузлэр: Академик узэк, Казан университеты, Татарстан АССР Мэгариф халык комиссариаты, тарих, мэдэният, фэнни-тикшерену эше.

A.F. Zakirov

Scientific societies and the Academic Center of the People's Commissariat of Education of the Tatar ASSR

This article is devoted to the research of scientific societies and the Academic center at the People's Commissariat of Education of the Tatar ASSR, which made a great contribution to the study of the language, history and culture of the Tatar people, gathered around them prominent scientists, including well-known Tatar specialists.

Keywords: Academic Center, Kazan University, People's Commissariat of Education of the Tatar Autonomous Soviet Socialist Republic, history, culture, research work.

Информация об авторе:

Закиров Альфред Фаридович - кандидат исторических наук, преподаватель Казанского государственного института культуры (г.Казань); e-mail: [email protected]

Закиров Альфред Фэрид улы - тарих фэннэре кандидаты, Казан дэYлэт мэдэният институты укытучысы (Казан шэhэре).

Zakirov Alfred F. - Candidate of Historical Sciences, Teacher of the Kazan State Institute of Culture (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.