Научная статья на тему 'Научные конференции дальневосточных кораблестроителей'

Научные конференции дальневосточных кораблестроителей Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
185
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные конференции дальневосточных кораблестроителей»

Судовладельцы стремятся вкладывать значительные средства в большой и сложный ремонт, часто не понимая его опасности для «здоровья» судна. Заводы и их владельцы заинтересованы освоить средства судовладельцев в максимальном объёме и в краткие сроки. Инспектора Регистра не имеют регламентируемых пределов для замен и ориентированы на содействие широкому применению упрощенных, но жестких нормативов в части дефектации, а в части ремонта - локальному восстановлению конструкций путем замен. 1

Рассмотренные в статье случаи показывают опасность больших ремонтов в отношении судов со сверхнормативными сроками эксплуатации без нормативного и научно-методического обеспечения их технологий и организации. Такое обеспечение представляется необходимым при заменах более 20% длины, ширины или высоты старого корпуса. При данном показателе более 50% целесообразно решение о поэтапном разнесении ремонта корпуса во времени.

ЛИТЕРАТУРА

f

1.Чибиряк, И. М. Исследование прочности корпуса судна при некоторых видах его ремонта: дис. канд. техн. наук 222: ДВПИ - Владивосток, 1970. - 197 с.

2.Барабанов Н.В., Турмов Г.П. О вероятных причинах гибели танкера «Находка».// Материалы международной конференции. «Кораблестроение^ и океанотехника. Проблемы и перспективы». - 1998. -С.16-20.

3. Заключение по результатам освидетельствования корпуса танкера «Антей» (ранее «Восточный») на слипе Находкинского СРЗ 02.09.2005 и рекомендации по ремонту. Кулеш В.А., Каленчук С.В., Ковальчук A.B. // Отчет Мй ДВГТУ, № 05-35э/Ант, Владивосток 2005

i I

Антоненко B.C., Антоненко С.В., Чехранова Л.И.

НАУЧНЫЕ КОНФЕРЕНЦИИ ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЕЙ

Подготовка специалистов-кораблестроителей на кораблестроительном факультете ДВПИ, а в настоящее время - в Морском институте ДВГТУ, всегда сочеталась с активной научно-исследовательской работой и тесной связью с предприятиями и организациями, занимающимися судостроением, судоремонтом и эксплуатацией флота. Важную роль в этой деятельности играли научно-технические конференции, организацией и проведением которых занимались преподаватели и сотрудники Морского института (МИ) ДВГТУ. Предлагаемая статья представляет собой очерк истории этих конференций. I '

Становление кораблестроительного образования во Владивостоке пришлось на предвоенный и военный период. Напомним, что первый выпуск инженеров-кораблестроителей, полностью прошедших подготовку в ДВПИ, состоялся в 1931 г., в 1936 г. кораблестроительная специальность была временно закрыта из-за нехватки преподавателей, а в январе 1940 г. был образован кораблестроительный факультет, преподавательский состав которого был укомплектован недавними выпускниками. К окончанию Великой Отечественной войны на кораблестроительном факультете в основном сформировался коллектив преподавателей, которые также приобрели производственный опыт. Постепенно появились мысли о том, что для повышения эффективности строительства и эксплуатации флота Дальневосточного бассейна целесообразно организовать взаимодействие представителей науки, промышленности и флота. Положительную роль в этом взаимодействии играло научно-техническое общество кораблестроителей (ВНИТОСС, затем НТО) как координатор различных работ. Но для обмена мнениями, выработки рациональных решений желательна была другая организационная форма - научно-техническая конференция. Были выработаны два основных направления таких конференций - общее проектирование судов различного назначения и проектирование и обеспечение эксплуатационной надежности корпусных конструкций. В предлагаемой статье вначале описаны конференции первого из этих направлений, затем второго.

В послевоенные годы началось интенсивное пополнение морского флота в Дальневосточном бассейне. На различных отечественных верфях и за рубежом - в Польше, ГДР, ФРГ, Финляндии, Югославии, Японии и др. - строились промысловые суда и плавбазы, транспортные, универсальные и специализированные суда, буксиры-спасатели и ледоколы, появились первые научно-

исследовательские суда. Но эксплуатация этих судов моряками и рыбаками-дальневосточниками показала, что они не всегда соответствуют специфичным условиям бассейна. К этим условиям относятся сложные гидрометеоусловия, особенно в Арктике, большое разнообразие грузов, значительная односторонность грузопотоков, зависимость напряженности грузопотоков от сезона, организационные и технические возможности использования портов и судоремонтных предприятий и т.п.

На специальных кафедрах кораблестроительного факультета ДВПИ в эти годы во время плавательной практики студентов собирались материалы по опыту эксплуатации судов в бассейне. Изучение этих материалов навело на мысль о целесообразности проведения конференции, на которой бы собрались вместе и обсудили в неформальной обстановке проблему специалисты науки, проектировщики, эксплуатационники, судостроители и судоремонтники. Основные цели конференции - выявление и обобщение особенностей эксплуатации судов в бассейне, критический анализ качеств эксплуатирующихся судов и выработка рекомендаций проектировщикам вновь строящихся судов для бассейна. ; )

Первая научно-техническая сессия была проведена в 1946 г. во Владивостоке на базе ДВПИ им. В.В. Куйбышева. Работали две секции: строительного дела, геологии и химии и секция судостроения, технологии и математики. На второй секции было заслушано 7 докладов: об особенностях эвтектоидного превращения в технических серых чугунах (И.В, Горбачев), об единой классификации механизмов (И.Е. Петухов), о технических характеристиках двигателя Крайслер (Г.С. Конников), об обработке гребных винтов (Е.Б. Юровецкий), о прочности корпусов судов типа «Либерти» (B.C. Антоненко), об американских методах судоремонта (Н.В. Барабанов), о приближенном методе интегрирования дифференциальных уравнений сжимаемой жидкости (С.А. Харомонов). Была издана брошюра тезисов этих докладов.

Первая из конференций, посвященных проектированию судов, готовилась на общественных началах совместно Приморскими отделениями научно-технических обществ (НТО) судостроительной промышленности им. акад. А.Н. Крылова, водного транспорта и пищевой промышленности (рыбаки).

Конференция состоялась 17-18 ноября 1959 г. в помещении ДВПИ. Она вызвала большой интерес специалистов, связанных с проектированием, постройкой, ремонтом и эксплуатацией судов. В ней приняли участие представители Главного управления и местных инспекций Регистра СССР, научно-исследовательских организаций, проектных организаций, вузов, судоремонтных предприятий, завода “Русский дизель”, работники пароходств - Дальневосточного, Сахалинского, Камчатского, Востокрыбхолодфлота, Управления китобойных флотилий - всего около 250 чел.

Большую активность проявили моряки - с докладами выступали начальники служб эксплуатации и техотдела ДВМП, их заместители, капитаны-наставники и механики-наставники ДВМП и Востокрыбхолодфлота, ведущие специалисты. В их докладах был высказан ряд замечаний по общесудовой и механической частям поступивших на флот судов и вносились предложения на будущее.

С большим интересом был заслушан доклад представителя ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова к.т.н. B.C. Дорина о трех вариантах проектов судов с горизонтальной погрузкой (Ро-Ро) - новом для того времени, а теперь уже привычном типе судов. Вообще вопросу о средствах погрузки-выгрузки много внимания уделили участники обсуждения докладов - стрела или кран, погрузка-выгрузка на рейде и в море, целесообразность судна типа Ро-Ро в условиях слабо развитых автодорог в регионе. О своих разработках проектов судов для Дальнего Востока рассказали представители ЦКБ “Восток” и “Балтсудопроект”. С интересом был прослушан и доклад представителя завода “Русский дизель” Варшавского о новых разработках судовых дизелей на заводе.

К большому сожалению, возможности организаторов конференции не позволили издать ни тезисы докладов, ни материалы их обсуждения, а в обсуждениях и выступлениях было много интересных замечаний, особенно со стороны плавсостава - капитанов и старших механиков, плавающих на судах.

Конференция приняла ряд рекомендаций проектантам и строителям судов для бассейна. Они были разосланы во все организации, представители которых приняли участие в конференции, а также в те организации, которых касаются отдельные пункты решения. Краткая информация о конференции и ее решениях была опубликована в журнале “Судостроение”. Было также принято решение о проведении конференции этой направленности раз в 3-4 года. Всё это можно отнести и к последующим конференциям.

Вторая конференция прошла в 1963 году. В ее работе приняли участие 115 человек от 20 организаций Дальнего Востока, Ленинграда и Москвы Первым вопросом на ней рассмотрели информацию оргкомитета о выполнении решений предыдущей. Как показала проверка, многие рекомендации научные и проектные организации учли, дальневосточные пароходства стали получать более приспособленные к эксплуатации в бассейне суда: увеличена прочность корпусов судов, плавающих в Арктике, на судах-снабженцах для Арктики предусматриваются бортовые средства для выгрузки на необорудованный берег, улучшены бытовые условия экипажа и т.п.

С докладами выступали главный инженер Дальневосточного морского пароходства A.B. Пи-липенко, работники служб пароходства, проектных организаций и судоремонтных предприятий. В докладах давалась критическая оценка некоторых типов судов, поступивших в последнее время в пароходство, предлагались рекомендации по улучшению их качества, по ускорению судоремонта путем предварительной подготовки к нему и специализации судоремонтных предприятий. Большой интерес вызвали выступления капитанов М.С. Бабиевского и С.П. Мышевского, рассказавших о личном опыте эксплуатации пассажирских судов на местных линиях.

Конференция приняла ряд рекомендаций, в том числе о разработке сетки типоразмеров главных и вспомогательных механизмов, электрооборудования, дельных вещей и т.п. в соответствии с принятой сеткой типоразмеров судов; о необходимости ледовых подкреплений на всех судах, строящихся для Дальневосточного бассейна; о мерах по ускорению грузовых работ, об оборудовании су-дов-снабженцев для Арктики бортовыми средствами для выгрузки на необорудованный берег и др.

С 1963 г. конференции такой направленности стали проводиться регулярно раз в 3 - 4 года. В соответствии с меняющейся обстановкой, ставились новые задачи и намечались пути их решения. К каждой конференции выпускались сборники с кратким изложением представленных докладов. Расширялся круг участников - если в первых принимали участие специалисты только СССР, то сейчас они принимают международный характер.

Конференция 1966 г. прошла как выездная сессия секции проектирования судов при центральном правлении НТО судостроительной промышленности им. акад. А.Н. Крылова и была посвящена вопросам проектирования и теории корабля. В ее программу вошли 15 докладов специалистов из Ленинграда, Хабаровска, Сахалина и Владивостока, в том числе: об итогах Международной конференции о грузовой марке (A.A. Родионов); вероятностная оценка непотопляемости и остойчивости судов (Б.Н. Волков); о результатах эксплуатации морских судов на подводных крыльях и перспективах их развития (В.М. Пашин); об определении оптимальных характеристик судов на воздушной подушке в начальных стадиях проектирования (В.Н. Степанов); о проектировании трехслойных корпусов морских спасательных шлюпок из стеклопластика (В.И. Щульмин); об использовании ЭВМ в расчетах статики корабля при судоремонте (М.Т, Чашков и ИД. Креймер).

Четвертая конференция состоялась в 1970 г.; она также прошла как выездная сессия секции проектирования судов при центральном правлении НТО. К ее началу впервые был издан сборник материалов, в который вошли 24 доклада. В них рассматривались различные типы судов, эксплуатирующихся в Дальневосточном бассейне, в том числе лесовозы, суда рыбной промышленности, танкеры, а также перспективные типы - контейнеровозы и лихтеровозы (барженосцы), составные суда. Был продемонстрирован кинофильм, посвященный обледенению судов в море. В работе сессии приняло участие около 90 человек из Ленинграда, Владивостока, Хабаровска, Находки, Корсакова и Холмска. В принятом решении, в частности, отмечалась необходимость при проектировании лесовозов проработки вопросов контроля остойчивости, а также крепления палубных грузов; одобрялись работы по созданию лихтеровозов, но обращалось внимание на необходимость обеспечения грузовых операций на волнении, буксировки барж в рейдовых и речных условиях, организации эксплуатации лихтеровозов и перевозимых ими барж. Обращалось внимание на необходимость увязывать параметры новых проектов судов и образцов судовой техники с техническими требованиями действующих и перспективных стандартов.

Следующая конференция прошла в 1973 г. В ее программу было включено 37 докладов, тематика оставалась традиционной, при этом особое внимание уделялось контейнеровозам, вопросам нормирования эксплуатационной и аварийной остойчивости, малым промысловым судам, коррозии. В работе конференции приняло участие 138 человек из Владивостока, Ленинграда, Киева, Хабаровска, Находки, Новосибирска, Николаева, Горького, Херсона, Холмска и др. - работники НИИ, проектных организаций, вузов, паро-ходств и заводов. Учитывая быстрый рост флота бассейна, в том числе в перспективе, конференция считала необходимым в дальнейшем пополнять флот специализированными судами, особенно теми, которые по-

ступают в больших количествах (лесовозы, контейнеровозы, танкеры, сейнеры, траулеры, плавбазы, буксиры и т.п.). Технические задания на проектирование судов должны рассматриваться секциями НТО с участием главного конструктора проекта или его заместителя. Отмечалась необходимость разработки теоретических основ модернизации, переоборудования и ремонта судов, а при проектировании - налитая запасов остойчивости и водоизмещения.

Шестая конференция состоялась в 1977 г. На ней было прочитано 56 (из 67 включенных в программу) докладов и сообщений специалистов из 9 городов страны, преимущественно дальневосточных. Работа ее проходила в двух секциях, в ней приняло участие 115 человек. В докладах рассматривались вопросы развития транспортной сети, эффективности перевозок, судостроения на судоремонтных заводах, проектирования многокорпусных судов, применения соосных винтов на транспортных судах и др. Был продемонстрирован кинофильм о модельных испытаниях аварийной остойчивости судна с горизонтальной погрузкой в условиях волнения. Конференция рекомендовала эксплуатирующим организациям и проектантам провести исследования по выявлению потребности и технико-экономическому обоснованию постройки ряда перспективных судов транспортного и рыбопромыслового флота, а также средств освоения шельфа. Отмечалась желательность строительства на Дальнем Востоке судостроительного завода, затрагивались вопросы предотвращения загрязнения окружающей среды и экономической эффективности флота.

В программу очередной конференции 1980 г. было включено 65 докладов представителей Владивостока, Хабаровска, Петропавловска-Камчатского, Невельска, Ленинграда, Москвы, Киева, Горького, Николаева, Баку, Севастополя, Херсона, Уфы и др. Конференция уделила большое внимание исследованиям комплексного развития транспорта Дальнего Востока, оптимизации проектных характеристик судов, охране окружающей среды и другим вопросам. Затрагивались особенности проектирования малотоннажных судов различного назначения (промысловых прибрежного плавания и для обслуживания марикультуры, внутрипортовы± пассажирских паромов и т.п.), проблемы коррозионного износа и ремонтопригодности корпусных конструкций и сварных соединений, надежности механизмов, устройств, судового оборудования и систем. В решении конференция обращалась с просьбой к Госплану обратить внимание на необходимость координации строительства судов различных типов на заводах различных министерств и ведомств, просила министерства принять меры для сокращения сроков согласования и утверждения проектов судов. Было рекомендовано шире применять модернизацию, в том числе размерную, судов и плавучих доков.

В 1983 г. конференцию открыл ректор ДВПИ Б.Ф. Титаев. На пленарном заседании и на секциях было заслушано 50 докладов и сообщений, посвященных особенностям проектирования арктических ледокольно-транспортных судов, контейнеровозов, рыбопромысловых и других судов, эксплуатирующихся в Дальневосточном бассейне. Нашли отражение вопросы применения модульносоставных судов, совершенствования методов оптимального проектирования и модернизации отдельных судовых конструкций, развития судоподъемных сооружений, в том числе для ПБУ, соблюдения требований международных конвенций «МАРПОЛ-73/78» и «СОЛАС-74». Было решено, в частности, обратиться в Госкомитет по науке и технике СССР с просьбой рассмотреть вопросы развития проектных и научных организаций Дальнего Востока.

Очередная конференция состоялась в 1986 г. В ее работе приняли участие более 240 представителей научно-исследовательских и проектных организаций, вузов, судостроительных и судоремонтных заводов и эксплуатирующих организаций из многих городов страны. Заслушано и обсуждено свыше 60 докладов и сообщений, посвященных актуальным вопросам проектирования и модернизации судов, опыту их эксплуатации на Дальнем Востоке и в Восточной Арктике. Освещались опыт разработки и применения математических моделей при проектировании, модернизации и эксплуатации судов, экспериментальные исследования с применением ЭВМ по оценке качества судов, прогнозы развития основных типов судов для бассейна. Обращалось внимание на недостатки некоторых современных судов, в частности, в связи с необходимостью грузообработки на рейде или в условиях необорудованного берега, а также на старение флота бассейна. Были даны предложения по составу пополнения флота. Отмечался интерес к таким конференциям, о котором свидетельствуют запросы ряда научно-исследовательских и проектных организаций с просьбами выслать их материалы. Однако по-прежнему недостаточна координация научно-исследовательских программ по проектированию и эксплуатации судов, строительства малотоннажных судов, велики сроки согласования и утверждения проектов.

В работе юбилейной, 10-й конференции, состоявшейся в 1989 г., впервые приняли участие представители другой страны - Народной Республики Болгария. Общее число'участников составило 100 человек от 33 организаций и предприятий из 13 городов страны. В программу было включено 66 докладов и сообщений, из них 21 - от дальневосточных организаций. Перед началом работы участники тепло поздравили заслуженного деятеля науки и техники РСФСР, профессора Н.В. Барабанова с 75-летним юбилеем и 50-летием научно-педагогической деятельности. | '

В 1992 г. состоялась 11-я конференция, на которую было представлено 32 доклада и сообщения из 6 городов СССР и в работе которой участвовало 60 специалистов от 13 организаций и предприятий. На ней обсуждались традиционные вопросы развития и оптимизации состава морского флота бассейна, требования к конструкции и архитектуре судов, предложения по проектированию различных специализированных судов, проблемы оптимизации проектных характеристик, модернизации, обитаемости и внешнего вида судов, совершенствования их ремонта. Были проанализированы особенности перехода к рыночным отношениям, направления программы возрождения флота, новая система организации и финансирования проектных работ.

Последняя из традиционных конференций, 12-я по счету, прошла в 1995 г. Работа проходила не в двух, как обычно, а в трех секциях: проектирования и эксплуатации судов, проектирования и эксплуатационной надежности судовых конструкций и (впервые) судовых энергетических установок. В программу конференции было включено 56 докладов; к сожалению, далеко пе все иногородние участники смогли прибыть на нее. Тем не менее, конференция вызвала значительный интерес у специалистов.

Назовем лишь некоторые доклады: о проектировании транспортных средств на воздухоопорных гусеницах (А.И. Азовцев); о конструктивном типе линейных транспортных судов, приспособленных для сквозного плавания по Северному морскому пути (Н.В. Барабанов); об эксплуатации судов смешанного плавания в морях Дальнего Востока (В.Н. Бугаков); о безлюковых контейнеровозах (А.Д. Бурменский); об использовании судов на воздушной подушке для разрушения льда на реках (В.М. Козин); о перспективах транзитных международных перевозок по Севморпути (Е.М. Новосельцев); об учете экстремальных волновых нагрузок в расчетах общей и местной прочности корпусов судов (H.A. Иванов); об аварийности лесовозов (Ю.Г. Рыбалкин); о расчете гидродинамических давлений на корпус судна методом граничных элементов (С.Д. Чижиумов); об автоматической системе контроля водоподготовки в судовых энергетических установках (Е.Н. Минаев); о комбинированных энергетических установках на судах морского флота (В.Н. Нечмиров); об исследовании осевых лепестковых газодинамических подшипников турбокомпрессоров наддува двигателей внутреннего сгорания (А.И. Самсонов и С,Н. Манич).

Распад СССР, экономические реформы привели к резкому уменьшению количества иногородних участников, которое прежде было весьма значительным. С другой стороны, открытие Владивостока для иностранцев в 1992 г. вызвало у них повышенный интерес к городу в целом и к научным контактам, в частности. Начинают устанавливаться научные связи Морского института (в который был преобразован кораблестроительный факультет ДВПИ в связи с превращением его в технический университет - ДВГТУ) с зарубежными специалистами. Очередная, 13-я конференция, состоявшаяся в 1998 г., приобрела статус международной и получила новое название: «Кораблестроение и океано-техника. Проблемы и перспективы» (SOPP-98). Программа конференции включала 193 доклада и сообщения специалистов России, Украины, Японии, США, Тайваня. Работа проходила в четырех секциях: 1) проектирование судов и технических средств освоения океана; 2) прочность и эксплуатационная надежность корпусов судов и их элементов; 3) энергетические комплексы и оборудование морской техники; 4) территориальные проблемы развития производительных сил Тихоокеанского побережья России. Заявки на участие в конференции поступили из Санкт-Петербурга, Комсомольска-на-Амуре, Новосибирска, Хабаровска, Нижнего Новгорода, Николаева, Одессы и других городов. Доклады представили не только судостроители и судоремонтники, но также судомеханики, гидротехники, экономисты, специалисты по судовой электротехнике, представители академических институтов географии, химии ДВО РАН и др.

Известные экономические трудности помешали многим иногородним участникам прибыть на конференцию, но к ее началу были выпущены два сборника докладов, что дало возможность участникам ознакомиться со всеми представленными материалами. Наиболее представительной зарубежной делегацией была японская, включавшая 6 участников. Кроме того, в конференции участвовали два представителя Норвегии и по одному - из Республики Корея и США. Перевод с русского языка на

английский обеспечивали, главным образом, студентки Гуманитарного института ДВГТУ, персонально закрепленные за каждым зарубежным участником.

Через 3 года была проведена вторая конференция «Кораблестроение и океанотехника. Проблемы и перспективы» (SOPP-Q1). В ее программу вошли 97 докладов специалистов России (Владивосток, Комсомольск-на-Амуре, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Чкаловск, Хабаровск, Калининград, Калуга, Москва), Украины (Одесса, Николаев). Японии. Тайваня, Швеции. В состав оргкомитета, кроме представителей ДВГТУ, вошли ученые Японии, Республики Корея и Тайваня. Эта конференция оказалась последней конференцией такой направленности, проведенной кафедрой теории и проектирования корабля. В дальнейшем от идеи организации международных конференций силами одной кафедры было решено отказаться.

С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор ДВГТУ профессор Г.П. Турмов. После пленарного заседания работа продолжилась в трех секциях: «Проектирование судов и технических1 средств освоения океана», «Прочность и эксплуатационная надежность корпусов судов и их элементов» и «Энергетические комплексы и оборудование морской техники».

Параллельно с конференциями по проблемам проектирования судов, но в другие годы проходили конференции, посвященные повреждениям и эксплуатационной надежности судовых конструкций.

В 2010 году исполнится 50 лет со дня проведения первой такой конференции. Они также проводились каждые три года. Традиционно тематика конференций включала выявление причин повреждений судовых конструкций, исследование внешних и уточнение расчетных нагрузок, действующих на суда, оценку ресурсов прочности изношенных и деформированных конструкций и разработку рекомендаций по повышению эксплуатационной надежности судов.

В конце 4j0-x |годов целиком сварные суда получали многочисленные повреждения. Суда типа “Либерти” составляли основную часть эксплуатируемого флота. С самого начала вопросами прочности сварных судов занимались дальневосточники под руководством профессора Д.П. Скобова. Причинами повреждений сварных конструкций являлись недостаточно отработанные технологические приемы сварки, копирование клепаных конструкций без учета особенностей работы целиком сварных судов и слабая изученность работы прерывистых связей. Уже почти пятьдесят лет вопрос о повреждениях корпусных конструкций сварных судов не снимается с повестки дня - кафедра конструкции судов продолжает ими заниматься.

В середине 50-х годов появились новые сварные суда, однако в их конструкциях во многих местах еще использовались клепаные соединения. Технические службы судовладельцев выявили “хронические болезни’' их судов и стали обращаться за помощью к научным подразделениям вузов и НИИ. В течение одного года требовалось разобраться с причинами повреждений и разработать рекомендации по ремонту, согласованные с инспекцией Регистра. В подобных условиях только натурный эксперимент позволял быстро определить развитие явления и проверить эффективность и достаточность принимаемых решений.

К началу 60-х годов в стенах ДВПИ сформировалась дальневосточная научная кораблестроительная школа. Неоценимый вклад в ее становление и развитие внесли профессора: Е.П. Аникин, С.В. Антоненко, Н.В. Барабанов, К.П. Горбачев, H.A. Иванов, В.А. Окишев, Б.Ф. Титаев, И.М. Чиби-ряк, В.Т. Луценко и их многочисленные ученики.

В 60-е годы обозначилось несколько серьезных проблем. Построенные дизель-электрические ледоколы имели массовые повреждения днищевых перекрытий в связи с эксплуатацией в мелководном восточном секторе Арктики, а на ледоколах типа “Москва” недостаточно надежными оказались подшипники главных дизелей. Активное развитие экспедиционного лова рыбы в открытых морях и океанах ввело в практику работы судов режим швартовки и стоянки борт о борт на волнении. Наблюдались массовые повреждения фальшбортов, надстроек, бортовых перекрытий. В этот период рыбопромысловые плавбазы только начали строиться, и было необходимо продлить срок эксплуатации старых плавбаз на 2 - 3 года без большого ремонта корпуса. Требовалось определить остаточную общую прочность судна. Расчетным путем это сделать было невозможно, так как толщины листов, определяемые по засверловкам в районах сильной изношенности листов, были меньше допускаемых, и их замена была обязательной. Только натурным экспериментом с применением тензометрии и нивелирования упругой линии корпуса удавалось определить истинный момент сопротивления палубы и днища и допустить суда к эксплуатации с заменой минимального количества листов корпуса. Установление причин потери палубного груза, перевозимого на лесовозах, рост высоты палубного кара-

вана круглого леса, отсутствие методики расчета нагрузок на стензели, удерживающие караван круг-лого леса на палубе, потребовало проведения ¡обширных модельных и натурных исследований. Исследовались усилия в элементах крепления палубного каравана при нетрадиционных способах укладки бревен на палубе.

В конце 60-х и в начале 70-х годов наблюдалось быстрое увеличение: объема судостроения, резко выросли международная торговля, число эксплуатирующихся судов, возникли новые технологические приемы перевозки грузов и в связи со всем этим появились совершенно новые конструктивные типы транспортных судов. В результате рассмотренных причин возникли конструктивные особенности у отдельных узлов судовых конструкций, изменились условия работы некоторых конструкций корпуса, возросли динамические нагрузки от ударов носом о воду, а также от заливаемости и от ударов в развал борта.

С 60-х годов во всем мире начали строить суда с повышенной скоростью, малой осадкой носом в балласте, облегченным корпусом и без пиллерсов в трюмах. Необходимого усиления днищевых перекрытий при этом не сделали, поэтому имели место массовые повреждения конструкций, которые в ряде случаев требовали больших затрат на ремонт.

На третьей по счету конференции, посвященной вопросам повреждения судовых конструкций и принципам обеспечения их надежности, которая проходила во Владивостоке в 1966 году, было принято решение о необходимости вести систематическое наблюдение за эксплуатацией судов с целью выявления всех недостатков в судовых корпусных конструкциях. Подтвердилась необходимость при разработке конструктивных узлов учитывать результаты эксплуатации судов в особенно тяжелых условиях и при очень низких температурах б водах северных морей Дальнего Востока. Особенно отмечалась необходимость изучения действительных условий плавания при балластных переходах, а также уточнения действующих внешних нагрузок в наихудших условиях плавания и определения внешних нагрузок по остаточным деформациям в поврежденных конструкциях.

На конференции отмечалось, что основная часть повреждений возникает в районе конструкций, резко меняющих свое сечение по длине {прерывистые связи}. К ним относятся многочисленные связи судового корпуса с одиночными или групповыми вырезами различной формы.

В те годы в судостроении нашли применение специальные стали, пластики, легкие сплавы. Появились новые типы судов {газовозы, универсальные суда, контейнеровозы, танкеры с избыточным надводным бортом и т.п.}. Все это в значительной степени изменило привычное распределение усилий в корпусных конструкциях и потребовало большого внимания к конструктивной концентрации напряжений, которая проявляла себя, вызывая хрупкие трещины или трещины усталости. Перед кораблестроителями продолжала стоять задача по уменьшению концентрации напряжений в прерывистых связях, так как до 1969 года в нормативных документах имелись противоречия и мало обоснованные требования по подкреплению прерыви-,стых связей, что привело к появлению трещин прежде всего именно в этих конструкциях. Большой интерес для кораблестроителей представляло определение напряжений, действующих в судовых конструкциях с вырезами в условиях динамического нагружения, а также в других конструкциях с резко изменяющимся поперечным сечением. На лесовозах, плавающих в водах Дальнего Востока, были обнаружены повреждения еще одних прерывистых связей - фальшбортов, которые обладали недостаточной местной и общей прочностью. В работе конференции принимали участие ученые и научная общественность: Н.В.Барабанов, H.JI Сивере, В.В. Козляков, В.Е. Сегаль, H.H. Савин, М.Г. Павлов, О.И. Свечников, Б.П, Рыбалов, A.B. Пи-липенко.

Изучением причин появления трещин и решением вопросов проектирования прерывистых связей судового корпуса вот уже около пятидесяти лет занимается кафедра конструкции судов ДВГТУ {ДВПИ им. ВВ. Куйбышева}. Для этой цели использовались теоретические и экспериментальные методы. Исследования кафедры конструкции судов касались всех основных проблем, связанных с обеспечением эксплуатационной надежности судов Дальневосточного бассейна. Полученные результатыобобщены в трех монографиях, многочисленных статьях, опубликованных в российских и зарубежных журналах и сборниках, вошли в учебники по конструкции судов и нормативные документы. Возглавлял этот большой круг исследований профессор Н.В. Барабанов. Научная школа Николая Васильевича пользовалась известностью в нашей стране.

В 1969 году четвертая конференция, организованная кафедрой конструкции судов ДВПИ и Краевым правлением НТО судостроительной промышленности им. А.Н. Крылова, была посвящена повреждениям прерывистых связей и принципам обеспечения надежности при проектировании конструкций судового корпуса. В сборнике этой конференции было опубликовано 38 докладов, авторами

которых были известные ученые: Г.Н. Савин, А.Г. Угодников. И.В. Кудрявцев, Н.Ф. Ершов, В.И. Тульчий, В.П. Малков, Л.М. Беленький, Г.В. Бойцов.

В 1975 году состоялась VI Дальневосточная научно-техническая конференция по повреждениям и эксплуатационной надежности судовых конструкций. Особое внимание на этой конференции уделялось вопросам общей и местной вибрации корпуса судна, концентрации напряжений в прерывистых связях, теоретическим и экспериментальным исследованиям прочности судовых конструкций. Было опубликовано 63 тезиса докладов. В работе конференции принимали участие ученые: Н.В. Барабанов, В.В. Козляков, Л.М. Беленький, В.М. Волков, А.И. Максимаджи.

В 1978 году состоялась VII Дальневосточная научно-техническая конференция по повреждениям и эксплуатационной надежности судовых конструкций. Особое внимание уделено вопросам расчета прочности судовых конструкций, оценке их эксплуатационной надежности и анализу причин повреждений. Опубликовано 79 тезисов докладов. В работе конференции принимали участие ученые: Н.В. Барабанов, А.Г. Угодчиков, В.А. Постнов, В.П. Белкин, Л.М. Беленький, В.В. Козляков, В.П. Суслов, В.П. Малков, А.Л. Васильев.

В 1981 году состоялась VIII Дальневосточная конференция. Особое внимание уделено вопросам расчета и экспериментального определения прочности судовых конструкций, анализу причин повреждений конструкций и оценке их эксплуатационной надежности. Опубликовано 75 тезисов докладов. В работе конференции принимали участие ученые: Н.В. Барабанов, В.В. Козляков, Л.М Беленький, Н.Ф. Ершов, Д.М Ростовцев, В.А. Постнов, И.И. Трянин, В.П. Малков, А.Л. Васильев, В.М. Волков. |

В 1984 году состоялась IX Дальневосточная конференция. Особое внимание на ней было уделено анализу причин повреждений конструкций, вопросам расчета и экспериментального определения их прочности, а также совершенствованию расчетных методов проектирования элементов и узлов судового корпуса. Опубликовано 97 тезисов докладов. В работе конференции принимали участие ученые: Н.В. Барабанов, А.И. Максимаджи, О.М. Палий, В.Н. Кустов, Н.Ф. Сторожев, В.А Постнов, Я.М. Короткин, В.П. Суслов, Л.М. Беленький, В.И Любимов, В.М Волков, С.В. Петинов, Н.Ф. Ершов,

Э.П. Лукаш, А.З. Локшин, Я.И Короткин. I

В 1990 году состоялась XI Дальневосточная конференция. Опубликовано 69 тезисов докладов. Особое внимание удепено анализу причин повреждений конструкций от воздействия ледовых и вибрационных нагрузок, развитию и совершенствованию методов расчета, проектирования конструкций, исследованию внешних нагрузок, оценке технического состояния корпусов судов и разработке мероприятий по снижению объемов ремонтно-восстановительных работ. В работе конференции принимали участие ученые: Н.В. Барабанов, Н.Ф. Ершов, В.В. Козляков, В.П. Суслов, Г.В. Бойцов, Н.Ф. Сторожев, В.М. Волков, А.Н. Попов, Э.П. Лукаш, Н.П. Любушин, H.A. Тарануха, В.А. Постнов.

В 1994 году состоялась XII Дальневосточная конференция. Особое внимание уделено анализу причин повреждаемости изношенных и деформированных конструкций, совершенствованию расчетных методов их проектирования и исследованию внешних сил, действующих на корпус судна. Опубликовано 54 тезиса докладов. В работе конференции принимали участие ученые: Н.В. Барабанов, Н.Ф. Ершов, В.П. Мклков, Н.Ф. Сторожев, H.A. Тарануха.

В 1996 году состоялась международная ХШ конференция «Проблемы прочности и эксплуатационной надежности судов», посвященная 300-летию флота России. Опубликовано 60 тезисов докладов. Тематика обсуждаемых вопросов:

- исследование причин повреждения судовых конструкций;

- исследование ледовых, волновых, ветровых и сейсмических воздействий на конструкции судов и шельфовые сооружения;

- проблемы усталостной и хрупкой прочности;

- устойчивость и вибрация судовых конструкций; ,

- проблемы нормирования прочности конструкций;

- разработка и совершенствование численных методов анализа прочности и расчетных методов проектирования судовых конструкций;

- оценка технического состояния корпусов судов, выявление остаточных ресурсов прочности и работоспособности изношенных и деформированных конструкций и разработка рекомендаций по их модернизации;

- проблемы надежности сооружений на шельфе, судов и глубоководных аппаратов.

В работе конференции принимали участие известные ученые: Н.В. Барабанов, Н.Ф. Ершов, В.П. Суслов, В.М. Волков. i

В 1999 году состоялась международная XIV конференция по проблемам прочности и эксплуатационной надежности судов, посвященная 100-летнему юбилею ДВГТУ. В опубликованных трудах исследовались причины повреждений судовых конструкций, величины ледовых, волновых, ветровых и сейсмических воздействий на конструкции судов и сооружения на шельфе, рассматривались проблемы нормирования прочности, устойчивости, вибрации конструкций, предложены современные методы анализа прочности и технического состояния судов. Опубликовано 87 докладов, среди которых доклады известных ученых: Н.В. Барабанова, Г.В. Бойцова, В.В. Козля кова, А.И. Макси-маджи, Н.Ф. Ершова, В.М. Волкова, Д.М. Ростовцева, H.A. Таранухи, А.Н. Попова.

По мере расширения связей кораблестроителей Дальнего Востока России и стран АТР представители ДВГТУ стали выезжать с докладами на региональные научно-технические конференции и даже проводить некоторые из них во Владивостоке, В первую очередь это относится к ежегодным конференциям но морским сооружениям Asian-Pasific technical Exchange and Advisory Meeting on Marine Structures - TEAM. Первая из них состоялась по инициативе проф. Мано (Япония) и г-н Муна (Республика Корея) в июле 1987 г. В ней приняли участие 14 представителей Республики Корея и 4 -Японии. Постепенно состав участников расширялся, и с 1996 г., благодаря усилиям проректора по научной работе Ю.Н. Кульчина, в ней стали принимать участие представители России (ДВГТУ). В 2000 и 2004 гг. конференции TEAM прошли на базе ДВГТУ. |

В 2000 году в г. Осака (Япония) прошел 4-й коллоквиум по мореходности судов (Fourth Osaka Colloquium on Seakeeping Perfomance of Ships - ОС-2000; первый из них проходил в 1985г.). Он был наиболее представительным по сравнению с предшествующими, в его работе приняло участие 105 специалистов из 18 стран. Зарубежных участников было зарегистрировано 35, они представляли Австралию, Бельгию, Болгарию, Китай и Тайвань, Финляндию, Грецию, Италию, Южную Корею, Малайзию, Норвегию, Россию (2 человека), Испанию, Швецию, Нидерланды, Великобритаию и США. На нем было принято решение провести в 2002 г. в Японии конференцию по проблемам судовой гидродинамики. APHydro. От России в составе международного оргкомитета вошел С.В. Антоненко (ДВГТУ). Конференция 2002 г. в городе Кобе (Япония) прошла в рамках конгресса судостроителей, посвященного 90-летию японского общества корабельных инженеров и включившего также конференции TEAM и ISORE («International Offshore and Polar Engineering Conference» - конференция по шельфовым и полярным технологиям). Следующие конференции APHydro были проведены в Пусане (Республика Корея) в июне 2004 г. и в Шанхае (КНР) в июне 2006 г., а в сентябре 2004 г. во Владивостоке прошла конференция ISOPE-PACOMS.

Следует отметить, что в последние годы международные конференции стали проводиться и другими вузами морского профиля. Так, в 2005 г. в МГУ им. адмирала Г.И. Невельского (г. Владивосток) прошла уже шестая международная конференция «Проблемы транспорта Дальнего Востока» (FEBRAT), в которой также принимали участие специалисты Морского института ДВГТУ. Среди организаторов этих конференций - дальневосточное отделение Российской Академии транспорта. Первая такая конференция прошла в сентябре 1995г. и не была международной. Вторая конференция проходила в 1997г. и имела статус международной; два из 226 докладов конференции были сделаны представителями Японии. В этих конференциях принимают участие многочисленные российские организации. I

В работе конференций традиционно принимают участие представители научной общественности из Ленинграда (Санкт-Петербурга), Нижнего Новгорода, Николаева, Одессы, Новосибирска, Владивостока, Комсомольска-на-Амуре и других научных центров кораблестроения. Г остями конференций являются ученые из Китая, Кореи, Тайваня, Японии. Дальневосточные международные конференции позволяют общаться ученым России между собой и с учеными стран Азиатско-Тихоокеанского региона напрямую, детальнее и скорее знакомиться с новейшими разработками и активнее обмениваться мнениями о результатах исследований, способствует ознакомлению с работа-ми кафедр института.

Научно-технические конференции кораблестроителей способствуют прогрессу отечественно-го судостроения и судоходства, повышению квалификации работников отрасли, налаживанию научных контактов с зарубежными специалистами, повышению престижа профессии кораблестроителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.