III. ИСТОРИЯ РОССИИ
УДК 94:378.6 (571.6)
Н. В. Хисамутдинова1
ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО
ВРЕМЕНИ (1939-1945 ГГ.)
В статье анализируются основные тенденции и особенности развития высшего технического образования на российском Дальнем Востоке в годы Великой Отечественной войны, а также в предвоенный период. На основании архивных материалов прослеживается сближение высшей школы с производством, в том числе научно-техническая помощь народному хозяйству.
Ключевые слова: высшее техническое образование, Дальний Восток, Великая Отечественная война, научно-исследовательская работа.
Со второй половины 1930-х гг. военно-политическая обстановка на Дальнем Востоке начала осложняться, поэтому в отличие от центральной России, коррективы в учебном процессе дальневосточной высшей школы
1 © Наталья Владимировна Хисамутдинова, кандидат исторических наук, доцент кафедры западноевропейских языков ИИЯ Владивостокского университета экономики и сервиса, ул. Гоголя, 41, г. Владивосток, Приморский край, 690014, Россия, E-mail: natalya.khisamutdinova@vvsu.ru.
становятся заметными уж в 1937 г.: единственный технический вуз, Дальневосточный политехнический институт (ДВПИ) был передан в подчинение Наркомату оборонной промышленности, а Наркомат путей сообщения издал приказ об открытии в Хабаровске военизированного Института инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ). Окончательный же переход высшего образования региона на военные рельсы произошел в 1939 г. Присутствие Квантунской армии вблизи дальневосточной границы и участившиеся приграничные военные конфликты заставили советскую власть превратить регион в военный форпост: здесь была создана Особая дальневосточная армия, закрыты университет и Дальневосточный филиал Академии наук, в ДВПИ для всех специальностей введен курс военной подготовки.
До 1944 г., времени первого выпуска из ХабИИЖТ, ДВПИ оставался единственным вузом Дальневосточного региона, поставлявшем народному хозяйству инженерно-технических работников. Но потенциал вуза был заметно снижен передачей его Наркомату оборонной промышленности, а в 1939 г. - Наркомату судостроения: ряд
специальностей на горном и лесотехническом факультетах оказались закрыты как не соответствующие профилю наркоматов, новые же факультеты судостроительного профиля только создавались и не имели выпускных курсов. Выпуск 1941 г. поэтому осуществляли всего два факультета: строительный и механический (73 и 83 человек
соответственно)1.
Учебные планы военного времени («мобилизационные»), полученные в ДВПИ к осени 1941 г., предусматривали сокращенный до четырех лет срок обучения и выпуск специалистов без защиты дипломного проекта. Поэтому в 1942 г. защита дипломов не проводилась. Уже в следующем году мобилизационные планы отменили, восстановили подготовку и защиту дипломного проекта, а также прежние сроки обучения. Выпускников 1942 г., перешедших на производство без защиты дипломов, вернули в институт для подготовки дипломной работы. В 1942/43 учебном году дипломные проекты защитили 106 студентов2.
Военно-политическая обстановка повлияла на характер дипломных работ: особенностью их тематики являлось повышенное внимание к организации производства в условиях военного времени, строительству оборонительных сооружений. По всем факультетам сроки выполнения дипломных проектов затянулись до полутора месяцев по причине отсутствия литературы и учебных пособий по специальности, частых отвлечений на хозяйственные работы по институту и по
1 Гос. архив Приморского края (ГАПК). Ф. 52, оп. 9, д. 6, л. 2.
2 ГАПК. Ф. 52, оп. 10, д. 135, л. 18.
спецзаказам, плохих бытовых условий (низкая температура в помещениях и отсутствие освещения).
В годы Великой Отечественной войны вузы организовали подготовку и по военным специальностям: минометчиков, радистов, телефонистов (ДВПИ), пулемётчиков, автоматчиков, снайперов, медицинских сестер (ХабИИЖТ). С 1943 г. в ХабИИЖТ работали годичные курсы для подготовки военных техников по двум специальностям: «Паровозное хозяйство» и «Движение и грузовая работа»1. Для студентов ДВПИ ввели военно-морскую подготовку и учебный курс «Оборонительные сооружения и работы», разработанный инженерным отделом Тихоокеанского флота. Сокращались летние и зимние каникулы (учебный год в 1941 г. начался 1 августа), загрузка учебными занятиями повышалась до 42-44 часов в неделю, увеличивалось время на приобретение рабочих навыков в станочных мастерских. Некоторые отклонения от графика учебного процесса имели место и в 1945 г. в связи с введением военного положения на Дальнем Востоке: летние каникулы были отменены, а новый учебный год начался в середине октября2.
В 1943 г. ДВПИ произвел первый выпуск по специальностям «кораблестроение», «судовые двигатели внутреннего горения» и
«судовые паровые механизмы»: 13 инженеров-кораблестроителей и 18 инженеров-судомехаников. С этого года вуз начал регулярную подготовку специалистов данного профиля. Большинство первых выпускников получили направления на Дальзавод. Имена некоторых из них вскоре стали известны далеко за пределами Дальнего Востока: Г ероя Социалистического труда А.Т. Деева, профессора А.М. Подсушного и других. Первый выпуск в ХабИИЖТ состоялся 29 июля 1944 г.: 84 инженера по ведущим специальностям (строительство железных дорог, паровозы и паровозное хозяйство, движение и грузовая работа на железной дороге).
Кадровая проблема в ДВПИ, и без того стоявшая остро, в военные годы еще более обострилась. Профессорско-преподавательский состав был укомплектован лишь на 70 %, при этом половина преподавателей были инженерами с производства3. Многие вели занятия по двум и более дисциплинам. Так, доцент Чиннов читал пять разнохарактерных курсов лекций: палубные судовые механизмы, горная механика, горные машины,
1 История Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ХабИИЖТ): Электронный ресурс. Доступен на: www.dvgups.ru.
2 ГАПК. Ф.52, оп. 9, д. 15, л. 15.
3 ГАПК. Ф. 52, оп. 10, д. 377, л. 5-6.
рудничный транспорт, организация горных работ1. Ситуацию несколько исправило прибытие из блокадного Ленинграда сотрудников Кораблестроительного института. Кандидат технических наук С.В. Лайнер возглавил кафедру кораблестроения, а доцент Д.П. Скобов стал вести цикл дисциплин по прочности судов. Их работа помогла становлению кораблестроительного факультета, большинство преподавателей которого составляли выпускники ДВПИ 1940 г., не имевшие ни производственного, ни педагогического опыта.
Война задержала и развитие учебно-лабораторной базы ДВПИ. За 1941-1945 гг. число студентов сократилось более чем в три раза (с 1500 до 450), и власти пришли к выводу об излишках у вуза учебных площадей. В связи с этим несколько учебных подразделений и корпусов, включая общежития, в приказном порядке были переданы на баланс другим организациям. В результате недофинансирования высшего образования в военные годы, дефицита оборудования и его морального устаревания состояние кабинетов и лабораторий не соответствовало требованиям, предъявляемым к учебному процессу, что заставляло вносить коррективы в программы. В 1941 г., например, из-за отсутствия проводки в лаборатории станков и инструментов было сорвано 100 час. лабораторных занятий. На кораблестроительном факультете лабораторные занятия по спец. дисциплинам проводить было негде из-за отсутствия лабораторий. Лаборатория сопротивления материалов оставалась на территории Дальзавода, что затрудняло посещение ее студентами и вело к быстрому износу оборудования, так как завод, по мнению руководства ДВПИ, не берег его и эксплуатировал с перегрузкой. Лабораторию станков, предназначенную для студентов старших курсов, пришлось использовать для станочной практики первокурсников, так как предприятия Владивостока не могли обеспечить всех студентов рабочими местами.
На качестве проведения лабораторных занятий сказывалось также отсутствие точной измерительной аппаратуры, недостаток материалов и реактивов: «Во всех лабораториях практические занятия были
поставлены в соответствии с наличным оборудованием лабораторий и их пропускной способностью, но ряд лабораторных работ не удалось провести из-за недостаточного или устарелого оборудования»2.
Для ХабИИЖТ, напротив, военные годы стали временем активного создания учебно-вспомогательных подразделений.
Необходимым оборудованием они оснащались с помощью Дальневосточной железной дороги. К 1944 г. в вузе было создано девять
1 ГАПК. Ф. 52, оп. 9, д. 9, л. 14, 93.
2 ГАПК. Ф. 52, оп. 9, д. 18, л. 29- 30.
лабораторий и 14 кабинетов. На 1 сентября 1945 г. на трёх дневных факультетах (строительном, механическом, движения и грузовой работы) насчитывалось свыше тысячи студентов.1
В течение всех военных лет для ДВПИ был характерен недобор студентов. 1942/43 учебный год при плане 350 абитуриентов начали 328 первокурсников. В 1945 г. в ДВПИ зачислили 188 человек при плане 282. Двести абитуриентов, подавших заявления, не явились на вступительные экзамены из-за начала военных действий с Японией . При массовом уходе на фронт юношей в числе поступивших было много девушек, среди которых ежегодно наблюдался большой отсев по болезни или семейным обстоятельствам (отъезд мужа на службу или работу в другой город, рождение ребенка и т.д.). Наблюдалось и самовольное прекращение учебы, связанное с неуспеваемостью. По этой причине в 1942/43 учебном году только с первого курса выбыли 53 студента, а всего из вуза - 380 человек . Поскольку в ДВПИ в начальный военный период принимали без вступительных экзаменов, среди абитуриентов было немало лиц со слабыми знаниями. Преподавателей всех кафедр нацеливали на организацию дополнительных занятий для помощи отстающим.
Несмотря на то, что учебные планы военного времени предусматривали усиление практической подготовки, объем производственной практики студентов ДВПИ всех специальностей, кроме строительной, во время войны значительно сократился: большинство предприятий перешло на выпуск военной продукции и не могло предоставить рабочие места, соответствующие специальностям студентов. Так, уже в 1941 г. второкурсники всех специальностей смогли пройти лишь ознакомительную практику - без постоянного рабочего места.
Выполняя требования центральных органов об усилении практической работы студентов, в ДВПИ была оборудована учебная слесарная мастерская на 14 рабочих мест, где студенты работали в две смены. Таким образом, удалось частично обеспечить их слесарной практикой. Позднее количество рабочих мест удвоилось, и появилась возможность пропускать через мастерскую сразу всю академическую группу. Производственная практика по кузнечной, литейной и станочной специальностям, при отсутствии этих мастерских в вузе, проводились на предприятиях Владивостока, и качество ее зависело от многих обстоятельств: возможности предприятий обеспечить студентов работой
1 История Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ХабИИЖТ): Электронный ресурс. Доступен на: www.dvgups.ru.
2 ГАПК. Ф. 52, оп. 10, д. 189, л. 13.
3 ГАПК. Ф.52, оп. 10, д. 135, л. 15.
по специальности, выделить руководителей практики, их готовности заниматься со студентами и пр.1
Большие изменения произошли и в географии производственной практики: она ограничилась предприятиями Дальнего Востока. «Базы практики не отвечают профилю выпускников, - сообщалось в отчете. -Большинство местных заводов носят ремонтный характер». В качестве исключения в 1944 г. семь студентов судомеханического факультета смогли пройти практику на заводе «Уралмаш» . Студенты кораблестроительного и судомеханического факультетов имели плавательную практику на судах Дальневосточного государственного морского пароходства.
К концу войны противоречия между узковедомственными интересами Наркомсудпрома и насущными нуждами Дальнего Востока стали ощущаться все острее. ДВПИ оставался единственным в регионе многопрофильным техническим вузом, от которого ожидали специалистов все отрасли народного хозяйства. В августе 1944 г. на заседании Приморского крайисполкома по докладу директора ДВПИ П.И. Томских был сделан вывод, что институт не обеспечивает потребности края в инженерах-электриках, теплоэнергетиках, геологах, специалистах горной и лесной промышленности. При этом отмечались произвол при закрытии факультетов, недостаточное внимание Наркомсудпрома к нуждам ДВПИ. Результатом стала организация обучения по нескольким новым направлениям. В частности, к началу 1944/45 учебного года открыли энергетический (затем электротехнический) факультет с двумя специальностями: электрические станции, сети, системы и
теплоэнергетические установки.
На 1 сентября 1945 г. в ДВПИ числились около 900 студентов и 64 преподавателя3, тогда как контингент студентов ХабИИЖТ на эту дату составлял 1186 человек, а преподавателей - 74 (в том числе два доктора и 21 кандидат наук)4. Принимая во внимание масштабы подготовки инженеров в ДВПИ и возраст ВУЗа, эту разницу следует считать весьма значительной. Причина усиления кадрового и студенческого состава ХабИИЖТ кроется в военном характере этого вуза, студенты и преподаватели которого не призывались на военную службу и лучше обеспечивались материально, нежели в ДВПИ. Если из ХабИИЖТ в 19411943 гг. в действующую армию (по мобилизации и добровольно) ушли
1 ГАПК. Ф. 52, оп. 9, д. 9, л. 22.
2 ГАПК Ф. 52, оп. 9, д. 15, л. 81.
3 ГАПК. Ф.24-с/52, оп. 8, д. 31, л. 4.
4 ГАПК. Ф. 52, оп. 9, д. 35, л. 1.
177 студентов, рабочих и служащих института, то ДВПИ отправил на фронт более 500 человек.
В 1944/45 учебном году в ДВПИ имелось 27 кафедр, из них 13 выпускающих, но они были в основном малочисленными, укомплектованными с привлечением большого числа совместителей и почасовиков с производства. В 1945 г. вуз выпустил 52 инженера следующих специальностей: кораблестроение - 10, двигатели
внутреннего сгорания - 10, судовые паровые двигатели - 2, технология машиностроения - 9, постройка и монтаж паровых машин и котлов - 12, промышленное и гражданское строительство - 9 1.
С началом войны центр тяжести научных исследований в технических вузах еще больше сместился в сторону помощи производству: научные работники ДВПИ и ХабИИЖТ включились в выполнение военных заказов. В ДВПИ научно-техническая помощь предприятиям и организациям осуществлялась через комиссию, созданную в конце 1941 г. В вузе разрабатывали технологические карты, отрабатывали операции по изготовлению и сборке боеприпасов и вооружения, формировали группы преподавателей для консультаций по хранению и использованию на заводах металлов и оборудования, замены цветного металла черным, экономии электроэнергии, рационализации станочной обработки.
Так, доценту Г. С. Рожанскому принадлежит заслуга в проектировании головок поршня для двигателей спецкораблей Тихоокеанского флота. Благодаря упрощенной технологии, производство их было возможно развернуть в Приморском крае. Он же выполнил работу по переводу автомашин на угольные генераторы. Металлографическая лаборатория ДВПИ проводила испытания и анализы качества металла, его прочности и структуры, качества сварных соединений. Так как многие марки стали оказались недоступными, находили стали-заменители, проводили исследования по их термической и химико-термической обработке. Этой работой в ДВПИ были заняты В.Б. Гамалей, Н.С. Мариненко, В.Н. Шумкин, И.В. Горбачев2. В лаборатории сварки доцент М.С. Куликов и учебный мастер А. Соколов разработали способ сварки аварийных коленчатых валов различных двигателей, включая крупные. Осваивалась сварка чугунных цилиндров и крышек. По просьбе Военно-морского флота здесь организовали обучение матросов особым видам сварки. Станочная лаборатория (руководитель В.С. Коровин) участвовала в налаживании
1 ГАПК. Ф. 52, оп. 9, д. 15, л. 81.
2 Горбачев И.В. Дальневосточный технический университет (ДВГТУ) в годы Великой Отечественной войны. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1995. - С. 35.
спецпроизводства и разработке нужных технологий, а также в обучении матросов профессиям станочников.
Среди предприятий, не занятых непосредственно выполнением военных заказов, консультативную помощь от ДВПИ получили Владивостокский торговый порт, угольные шахты и другие горнодобывающие предприятия. Так, А.Н. Новиков закончил теоретическое исследование температурных напряжений в сводах строительных конструкций. В. Т. Быков с другими сотрудниками кафедры химии помог «Артемуглю» наладить производство взрывчатки, получив авторское свидетельство. Данная разработка успешно применялась в течение двух с половиной лет. Важной работой кафедры химии стало исследование процесса и продуктов полукоксования углей Липовецкого месторождения. Химикам удалось разработать технологию получения из угля автомобильного топлива и других продуктов, для этого были построены небольшие заводы в поселках Липовцы и Тавричанка, а также создана установка на Дальзаводе.
Профессор А.В. Стоценко участвовал в экспертизе по строительству важных объектов (аэродрома, нефтехранилища, убежищ), а также разрабатывал проекты маскировки зданий и сооружений. Для кораблестроительного факультета очень важным стало начало исследований эксплуатационного качества судов. Анализ повреждений корпуса позволял установить наиболее слабые участки и разработать методы их укрепления. Это помогло обеспечить в военное время нормальную эксплуатацию судов типа «Либерти»1. А.Г. Вольтер продолжил работу по поиску средств борьбы с морскими древоточцами. Он также занимался вопросами борьбы с браком в деревянных частях самолета при его постройке, исследовал причины пучения фанеры в спецпроизводстве и предложил способ предотвращения этого.
За вклад в обороноспособность страны по окончании войны несколько научных работников ДВПИ (И.В. Горбачев, С.К. Будай, В.С. Коровин и В. Н. Шумкин) были награждены Почетными грамотами Военного совета и командующего Тихоокеанским флотом. Позднее Шумкина наградили орденом Красной Звезды, организатора работ А. Д. Дьячину - орденом Отечественной войны, А.В. Стоценко - медалью «За боевые заслуги».
Переключение на оборонную тематику и практическую помощь предприятиям остановило научно-исследовательскую работу по другим направлениям. В 1941/42 учебном году в ДВПИ из 22 плановых тем ни одна не была закончена. Среди причин невыполнения плана и неблагоприятных факторов назывались перегруженность
1 ГАПК. Ф. 52, оп. 11, д. 490, л. 3.
административной или учебной работой; необеспеченность материалами и оборудованием; отсутствие квалифицированного руководства и невозможность получить научные консультации на месте; отдаленность от центральных научно-исследовательских учреждений; отсутствие во Владивостоке научной литературы, пополнения которой в военные годы не велось; плохие условия работы (нет отопления в лаборатории) и т.д.1. Всего за годы войны в ДВПИ было выполнено 44 работы научноисследовательского характера, пять из них были защищены как кандидатские диссертации2.
С 1941 г. практически прекратилось издание трудов ДВПИ, поэтому большая часть работ, отражающих результаты научнотехнических исследований сотрудников ДВПИ в данный период, осталась неопубликованной. Если в 1940/41 учебном году в вузе издали шесть учебных пособий и столько же подготовили к печати, то в 1941/42 г. было издано всего три пособия, а в последующие годы - ни одного. В 1945 г. из-за отсутствия бумаги ДВПИ не смог обеспечить студентов даже программами.
Участие студентов в научно-исследовательской работе в военные годы заключалось в основном в посещении студенческих технических кружков, которые действовали (с разной степенью активности) на многих кафедрах. Продолжалась, в частности, работа научно-технического общества водоснабжения и сантехники. В 1945 г. его участники работали над составлением проекта водоснабжения Владивостока из р. Лянчихе, а также рассматривали технический проект первой очереди теплофикации Владивостока. В 1944 г. при ДВПИ было организовано краевое отделение Всесоюзного инженерно-технического общества судостроения, в работе которого принимали участие и преподаватели, и студенты.
Весной 1944 г. была предпринята новая попытка (после неудачной в 1932 г.) организации на Дальнем Востоке высшего морского образования. На три факультета Владивостокского высшего мореходного училища - судоводительский, судомеханический и радиотехнический -зачислили 450 курсантов, начавших обучение 1 сентября 1944 г. При наборе особое внимание обращалось на детей моряков и лиц, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Все курсанты обеспечивались бесплатным питанием и обмундированием, а также денежным довольствием. В штат были зачислены 20 преподавателей, из них два с ученой степенью. Училище располагало несколькими собственными зданиями, но их площадей было недостаточно для организации необходимых лабораторий и кабинетов (из 34 удалось создать только 19),
1 ГАПК. Ф.52. оп. 9, д. 15, л. 39-41.
2 ГАПК. Ф.52. оп. 9, д. 9, л. 3l.
и налаживание подготовки специалистов в новом учебном заведении проходило с большими сложностями. Несмотря на отсутствие ряда учебных подразделений и нахождение зданий училища в разных частях города, учебный процесс продолжался, хотя улучшить учебноматериальную базу и усилить профессорско-преподавательский состав удалось лишь после войны.
Таким образом, видим, что Великая Отечественная война не остановила развитие высшего технического образования на Дальнем Востоке СССР. Крупнейший технический вуз, ДВПИ, вышел из военного периода хоть и ослабленным, но сохранившим базис подготовки инженерных кадров, что послужило предпосылкой для дальнейшего развития. Для ХабИИЖТ военные годы стали временем становления профессорско-преподавательского состава и учебно-лабораторной базы, начала научно-исследовательской работы, поиска собственных подходов к учебно-воспитательному процессу. За годы войны 223 инженера было выпущено из ДВПИ1, около 200 - из ХабИИЖТ2. К этим институтам добавился еще морской вуз, в дальнейшем оказавший значительное влияние на выпуск специалистов технического профиля для Дальневосточного региона.
Библиография
Государственный архив Приморского края (ГАПК). Фонд 52 (Дальневосточный политехнический институт). Описи 9, 10, 11 (19391945 гг.).
Горбачев И.В. Дальневосточный технический университет (ДВГТУ) в годы Великой Отечественной войны. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1995. 26 с.
История Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ХабИИЖТ): Электронный ресурс. Доступен на:
www.dvgups.ru.
Макаренко В.Г. История высшего образования на Дальнем Востоке России: проблемы периодизации // Дальний Восток России: проблемы социально-политического и культурного развития во второй половине ХЕХ-ХХ вв. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - С. 29-42.
1 ГАПК. Ф. 52, оп. 10, д. 234, л. 125.
2Макаренко В.Г. История высшего образования на Дальнем Востоке России: проблемы периодизации // Дальний Восток России: проблемы социально-политического и культурного развития во второй половине ХК-ХХ в. - Владивосток: Дальнаука, 2006. -С. 37.