Научная статья на тему 'Научные идеи, концепции, положения и практическая деятельность в развитии социальной педагогики в России: советский период - начало XXI века'

Научные идеи, концепции, положения и практическая деятельность в развитии социальной педагогики в России: советский период - начало XXI века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные идеи, концепции, положения и практическая деятельность в развитии социальной педагогики в России: советский период - начало XXI века»

ИГТОР

и

ТШш

Научные идеи, концепции, положения и практическая деятельность в развитии социальной педагогики в России: советский период — начало XXI века

Александр Михайлович Егорычев,

профессор кафедры социальной и семейной педагогики РГСУ (Москва), доктор философских наук

• система народного образования • социалистическая система • социальная помощь • социальная поддержка • социальная политика

Начиная с 1917 г. в России начался великий социокультурный перелом. В советский период вся образовательная деятельность организуется в рамках идеологии строящегося социализма, принимает вид единой общегосударственной системы, охватывающей все слои населения. В стране, за достаточно короткий срок были решены многие проблемы и задачи, оставшиеся в наследство от Гражданской войны и эпохи до 1917 г. и прежде всего — беспризорность и безграмотность. По сути, была создана новая по содержанию и направленности система народного образования, которая обладала важнейшими качествами — бесплатностью и доступностью для всех социальных слоёв России. Начато движение по развитию всеобщего образования населения огромной страны — детей и взрослых. Было введено всеобщее начальное, затем среднее образование.

Уже в 1917 г. Государственным комитетом по народному образованию были подготовлены несколько десятков законопроектов, касающихся образования: положение о введении обязательного обучения, об общедоступности начального образования, временные правила об управлении делом народного образования в губерниях, уездах и городах, вопросов религии в школе и многие другие.

В марте 1918 г. В.И. Ленин определил стратегию действий по превращению России в современную цивилизованную страну с могучей экономикой и широко образованным народом. А.В. Луначарский, нарком просвещения, получив прямое указание, немедленно принялся за разработку концепции социалистической системы народного образования. Под названием «Основные принципы единой трудовой школы» концепция А.В. Луначарского была опубликована 16 октября 1918 г., где он писал о том, что новая школа должна быть не только доступной и, как можно скорее, обязательной для того, чтобы она прочно укрепилась, она должна быть ещё единой и трудовой [2].

В январе 1919 г. под председательством А.В. Луначарского был создан Государственный совет защиты детей. Позднее была создана Деткомис-сия ВЦИК во главе с Ф.Э. Дзержинским, которая занималась координацией работы всех ве-

домств по ликвидации беспризорности. Была поставлена жёсткая задача — всех беспризорных детей определить в детские дома и подготовить их к самостоятельной трудовой жизни.

В 20 — 30 гг. активно идёт работа по открытию приютов, детских домов, трудовых колоний, детских коммун, пионерских домов, детских городков, фабрично-заводской системы ученичества. Шла планомерная и системная работа молодого Советского государства по оказанию помощи сиротам и обездоленным детям, всему взрослому населению страны, нуждающемуся в социальной и образовательной поддержке.

Этот период связан с появлением новых подходов к организации государственной системы образования, социально-педагогической поддержки наиболее незащищённых слоёв населения, с разработкой педагогических идей и концепций воспитания подрастающего поколения новой страны, а также с формированием самого разного опыта социально-педагогической деятельности (В.И. Ленин, А.В. Луначарский, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.Н. Сорока-Росинский, А.С. Макаренко, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, М.В. Круженина, Н.М. Шульгин и др.).

Эти выдающиеся политики, государственные деятели, учёные-педагоги и социальные практики пытались выработать, обосновать и реализовать социально значимую цель молодой страны, заключающуюся в формировании нового человека социалистического общества. Несмотря на разный уровень понимания идеалов социализма, их идеи и вырабатываемые направления социальной практики были объединены одной мыслью — необходима принципиально новая система национального социального образования, творящая гармоничную и всесторонне развитую личность. Эта идея на долгие годы объединила огромную армию борцов за светлое будущее. Их мощной энергией были выработаны принципы и методы новой социалистической школы, где необходимо было соединить обучение с жизнью и трудом на благо общества; создать позитивные условия для развития у детей и молодёжи моральных и нравственных качеств и способностей, отвечающих целям и задачам социалистического общества.

Приведём некоторые высказывания по этому вопросу:

— «Мы не верили бы учению, воспитанию и образованию, если бы они были загнаны

только в школу и оторваны от бурной жизни» (В.И. Ленин).

— «...мы должны ребятам на простых примерах дать понимание, например, зависимости между природой и хозяйственной жизнью, между хозяйственной жизнью и общественной жизнью, между разными сторонами общественной жизни, дать понимание этой связи» (Н.К. Крупская).

— «.мы не должны думать, что в советском воспитании есть какая-либо существенная разница между трудом физическим и трудом умственным. В том и другом труде важной стороной является, прежде всего, организация трудового усилия, его настоящая человеческая сторона» (А.С. Макаренко).

— «У нас создаётся новый человек социалистического общества. Этому новому человеку надо прививать самые лучшие человеческие качества. Ведь и новый, социалистический человек, он не будет человеком, у которого отсутствуют чувства. Человек есть человек. Из этого надо исходить. Какие же человеческие качества надо прививать? Это, во-первых, любовь, любовь к своему народу, любовь к трудящимся массам, честность, храбрость, товарищеская спайка, любить труд» (М.И. Калинин).

— «Дело образования есть не только дело образования человека, его личности, но и дело образования человечества, общества» (А.В. Луначарский).

Историческая доктрина социалистического воспитания и образования за короткое время вошла в социальную ткань всего российского общества, стала обретать реальные черты в педагогических концепциях и теориях, созидательной практике строительства нового общества.

С.Т. Шацкий (1878—1934) трудился над разработкой идеи влияния окружающей среды на формирование личности ребёнка и влиянием ребёнка на окружающую среду. Экспериментальной площадкой была Опытная станция, получившая статус «Государственной первой станции Наркомпро-са», где учёный отрабатывал систему трудового и эстетического воспитания, связи школы с окружающей средой.

В.Н. Сорока-Росинский (1882— 1960) в возглавляемой им школе для трудновоспитуемых им. Ф.М. Достоевского в Петрограде (1918—1925 гг.) отрабатывал систему коллективного, чётко организованного труда как главного фактора воспитания, перевоспитания и самовоспитания подрастающего поколения.

П.П. Блонский (1884— 1941) являлся одним из создателей «ГУСовских программ», основу которых составляла триединая концепция гармоничного воспитания — «природа-труд-общество», обеспечивающая тесную связь школы с жизнью, с практикой социалистического строительства.

А.С. Макаренко (1888— 1939) возглавлял колонию для несовершеннолетних преступников (1920— 1928 гг.), а позднее — трудовую колонию им. Ф.Э. Дзержинского. Базовый педагогический принцип великого педагога-практика выражался в его словах: «Правильное советское воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое» [3]. Его теория коллектива стала поистине высочайшим вкладом в сокровищницу мировой педагогической теории и практики. Главными принципами этой теории он считал организацию коллектива, осознанный созидательный труд, разумную систему поощрения и наказания, систему перспективных линий.

Таким образом,главный идеологический принцип «коллективного строительства» в построении социализма лёг в основу замечательной теории и практики А.С. Макаренко, стал движущей силой процесса социального воспитания. В выражении великого педагога он звучал так: «Мы воспитываем человека через коллектив и для коллектива» [3].

В системе советского общественного воспитания важное место занимала работа по организации детей, подростков и молодёжи. Была организована и чётко функционировала система пионерской и комсомольской организаций.

Несмотря на достаточно жёсткий партийно-государственный режим регулирования всех сторон жизнестроительства российского общества, школу общественного воспитания (пионерию и комсомол) прошли миллионы людей, получив хорошую коллективную закваску, социально-политическую активность, в целом — гармоничное и всестороннее развитие личности согласно, требованиям морального кодекса строителя коммунизма — «человек человеку друг, товарищ и брат» [5].

В начале 20-х годов для разработки и апробации идей, концепций и теорий трудовой школы было создано более 20 опытно-показательных учреждений. Как указывают многие независимые эксперты, стремление связать школу с жизнью созидательным трудом на благо страны — было лучшим завоеванием социализма.

Краеугольным камнем марксисткой педагогики являлся тезис о том, что для воспитания новых людей должны быть подготовлены новые учителя. Это положение было воплощено в деятельности самого известного в 20-е годы высшего учебного заведения по подготовке педагогических кадров — Академии коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской. Учебный процесс строился на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов в прекрасно оборудованных лабораториях. Педагогическая практика носила непрерывный характер. В академии преподавали лучшие профессора. Всё это способствовало тому, что академия стала лучшим образовательным учреждением, готовившим высокопрофессиональных специалистов. В областных центрах в 30-е годы создавались лаборатории, которые затем были реорганизованы в институты усовершенствования учителей. Многие педагогические вузы страны создали на базе своих факультетов курсы подготовки учителей различных категорий.

Советская педагогическая теория и практика создавалась выдающимися людьми своего времени: М.Я. Басовым, А.С. Бубновым, М.Н. Покровским, Л.С. Выготским,

П.П. Блонским, В.Н. Сорока-Росинским, А.С. Макаренко, А.К. Гастевым, А.В. Луначарским, П.А. Тюркиным, А.Г. Калашниковым, А.А. Вознесенским, И.А. Каировым, Е.И. Афанасьевым, В.А. Сухомлинским, Л.В. Зенковым, Б. Элькониным, В.П. Потен-киным, Э.В. Ильенковым, А.Н. Колмогоровым, Н.А. Менчинской и многими другими выдающимися людьми своего времени.

Идея взаимообусловленности влияния наследственности, воспитания и социальной среды была базовым положением советской педагогики, и нашла своё отражение в идеях, концепциях и непосредственном опыте многих известных педагогов страны. Самым ярким опытом по моделированию социально-педагогической деятельности в советский период был педагогический эксперимент С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко, что значительно продвинуло разработку проблем социальной педагогики. Эти и многие другие результаты по организации социально-педагогических школ в СССР давали реальную картину взаимообусловленности влияния средовых факторов на развитие личности. Вопросы социального воспитания и социализации человека становятся важнейшими в системе образования человека, что актуализировало развитие социальной

педагогики, как теоретического базиса в системе коммунистического формирования человека.

Проблема помощи отдельному человеку, конкретной семье, их защита в системе социалистического жизнеустройства была прерогативой государства, его многочисленных структур (профсоюзов, медицинских учреждений, народной милиции, партийных структур, домоуправлений, различных общественных комитетов, красного креста, спортивных обществ и мн. др.).

Можно отметить тот факт, что функциональное поле социальной педагогической деятельности в Советском Союзе, практике социалистического строительства приобретало свои особенности. Человек воспринимался как системная ценность общества и, следовательно, должен быть включён в разнообразные отношения социальной сферы. Учреждения социальной сферы, в свою очередь, весь свой социально-педагогический ресурс (потенциал) направляли на человека и социальное пространство. Социально-педагогические знания служили теоретическим обоснованием в построении практических действий по социальному воспитанию и социализации человека, выступали стержневой содержательной основой в межорганизационной координации всех субъектов социалистического общества.

Необходимо отметить тот факт, что социальная педагогика (в сравнении с западным опытом) в Советском союзе не имела педагогической замкнутости в рамках конкретного социального учреждения. Её функции свободно реализовывались в пространстве социальной жизни советского государства и общества, хотя и в жёстких идеологических рамках со строго очерченными целями и практическими задачами.

Вся вторая половина XX в. характеризовалась развитием социальной сферы в Советской стране. Можно выделить три качественных этапа в развитии социальной педагогики этого периода.

Первый этап — 60-е гг. Период накопления опыта, эмпирического поиска, появления в социально-педагогической практике категорий работников специально сориентированных на проведение многоплановой работы в социуме (организатор внеклассной и внешкольной работы в школе, различные категории работников внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и воспитатели, работающие в учреждениях других ве-

домств: культуры, спорта, жилищно-коммунального и социального обеспечения, правоохранительных органов, в системе профсоюзов, в общежитиях и т.п.). Уровень социальной педагогики на этом этапе может быть обозначен как организационно-эмпирический.

Второй этап — 70-80-егг. В этот период усилилось внимание к социальной сфере жизни людей. В стране развивается разветвлённая сеть разнообразных комплексов: социально-педагогических, образовательно-культурных, сельских школ-комплексов и т.п. Формировалась и утверждалась идея целенаправленного накопления социально-педагогического опыта. В педагогической науке этот период характеризуется усилением внимания исследователей к проблемам социальной педагогики, попыткой осмыслить и рассмотреть идеи педагогики среды, проблемы и противоречия её развития в иной социальной ситуации применительно к данному этапу эволюции общества.

Третий этап — конец 80-х — начало 90-хгг. XX столетия. В этот период были созданы все необходимые предпосылки для перехода от отдельных очагов передового опыта работы на государственный уровень решения проблемы и для официального введения в 1991 г. в стране института социальных педагогов и социальных работников как модификаций представителей единой профессии, призванной обеспечить специалистами систему социально-педагогической поддержки и защиты населения.

Более пятидесяти вузов России, других республик бывшего Союза уже в 1990 г. начали подготовку кадров по специальностям «социальная педагогика» и «социальная работа».

Начиная с 1991 г., страна начинает сложную и тяжёлую фундаментальную экономическую и социокультурную перестройку. Это был труднейший период в жизни российского общества, который резко разграничил население по уровню и качеству жизни, усилил социальную напряжённость, породил обездоленность значительной части российского народа. Это обострило и актуализировало проблему поиска путей оздоровления общества, защиты населения, его интересов, потребностей, прав. Это, в свою очередь, породило проблему разработки адекватных времени государственных образовательных стандартов по новой профессии, выработке её методологии, подготовки соответствующей теоретической

основы, конструирования эффективных моделей системы социальных служб, приемлемых для различных национально-региональных условий страны, многое другое.

Своеобразие процесса официального рождения профессии «социальный педагог» (1991 г.) в новой России состояло в том, что этот процесс осуществлялся не с нуля, а на основе огромного исторического, социокультурного и социально-педагогического опыта России, которая имела богатый потенциал и традиции социального воспитания, милосердия, общинной взаимопомощи, попечительства, сотрудничества и сострадания, любви и заботы, защиты человека при строительстве социализма.

Это время характеризовалось активизацией социально-педагогической научной мысли, расширением научных исследований проблемного поля социальной педагогики. Основными итогами развития научной мысли стали диссертации, монографии, учебные пособия, учебники по социально-педагогической проблематике (В.Г. Бочарова, И.А. Липский, В.А. Никитин, С.И. Григорьев, А.В. Мудрик, Г.Н. Филонов, М.А. Галагу-зова, Л.В. Мардахаев, А.М. Егорычев, А.Г. Селевко, М.В. Шакурова, П.А. Шептен-ко, Г.А. Воронина, Е.И. Холостова, Л.Е. Никитина, Б.З. Вульфов, Э.Ш. Камалдинова, А.И. Ходаков, Н.И. Бабкин, Г.В. Мухаметзя-нова, Ю.Г. Антонова-Грибанова, М.М. Плот-кин, Н.С. Дежникова, А.Д. Лопуха, В.А. Фокин, Н.И. Бабкин и мн. др.).

За достаточно краткий период с 1993 по 2001 г., как указывает И.А. Липский [1], были защищены 747 диссертаций по различным проблемам социальной работы и социальной педагогики. Этот период ха-

Литература

рактеризуется активным развитием социально-педагогической науки и практики в новой России.

Как и любой конкретный исторический период, настоящий период (начиная с 1991 г.) обладает своими особенностями, что, несомненно, отражается на формировании и развитии национальной системы образования и, в частности, на развитии социальной педагогики.

С учётом новых темпов и сложности экономического и социокультурного развития российского человека и общества и тех тенденций, которые наблюдаются в мировом сообществе (глобализация, технологизация, информатизация, коммуникация), стал очевидным рост значимости социальных и гуманитарных наук, таких, как: социология, антропология, этнология, культурология, социальная психология, конфликтология, информатика и, разумеется, социальная педагогика.

Социальная педагогика как научная отрасль, учебная дисциплина и социальная практика, имеющая цель и задачу гармонизации человека и общества, содержащая в себе мощный созидательный потенциал, способная к системной интеграции знаний о человеке и обществе, обладает огромными разрешающими способностями в решении важнейших социальных проблем.

Осмысление данной проблематики в новом контексте социально-исторического развития мировой культуры и цивилизации начала XXI в. со всей очевидностью показывает беспрецедентную значимость социальной педагогики в реализации социальной политики любой страны. И это вполне закономерно, ибо она отвечает не просто жизненным потребностям человека и общества, социальная педагогика начинает выступать как фундаментальное магистральное направление в управляемой социоприродной эволюции человека и общества XXI века.

1. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: учебное пособие /И.А. Липский — М.: ТЦ Сфера, 2004.

2. Луначарский А.В. О народном образовании /

A.В. Луначарский; сост. Ф.С. Озерская. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.

3. Макаренко А.С. Сочинения: в 7 т. /А.С. Макаренко. — М., 1958. — Т. 4. С. 395-405.

4. Социальная педагогика: монография / под. ред.

B.Г. Бочаровой. — М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

5. Устав ВЛКСМ. — М.: Молодая гвардия,1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.