Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ИДЕИ А. Р. ЛУРИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕФЕКТОЛОГОВ'

НАУЧНЫЕ ИДЕИ А. Р. ЛУРИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕФЕКТОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная подготовка / дефектологическое образование / педагоги-дефектологи / подготовка дефектологов / научные идеи / научная теория / научные школы / студенты / афазиология / Александр Романович Лурия / professional training / defectological education / pedagogues-defectologists / training of defectologists / scientific ideas / scientific theory / scientific schools / students / aphasiology / Alexander Romanovich Luria

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рутения Робертовна Денисова, Наталья Павловна Рудакова

В статье проанализирована возможность использования теоретических и практических положений А. Р. Лурии, существенно дополняющих знания обучающихся в области афазиологиив, в дефектологическом образовании. В рамках данной статьи рассмотрены изучавшиеся научной школой А. Р. Лурии вопросы о мозговой организации речи, а также пластичной, способной к изменению речевой системы. Актуальность обращения в русле подготовки дефектологов в вузе к научным идеям теории Александра Романовича Лурии соответствует со-временным стандартам профессионального обучения и способствует формированию у студентов целостной системы педагогических знаний в области специального образования. Цель данной работы — обобщить опыт использования при изучении трудов А. Р. Лурии эффективных методов и приемов, ориентированных на познание теоретико-методологической основы будущей профессиональной деятельности и понимание путей и способов психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Смысл названных методов заключается в том, чтобы не только фиксировать научные идеи и позиции ученого, но и апробировать их в коррекционной деятельности по восстановлению высших психических функций. При подготовке статьи нашли свое применение теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и др.), а также практические (наблюдение, опрос) исследовательские методы. В исследовании представлены наиболее эффективные аналитико-смысловые задания, ориентированные на познание теоретико-методологической основы будущей профессиональной деятельности, а также методов восстановления речи и психических процессов при изучении работ А. Р. Лурии. Опора на гуманистический, мировоззренческий потенциал теории ученого представляется приоритетной в формировании специальных компетенций студентов, влияет на профессиональную деятельность будущих специалистов в области дефектологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рутения Робертовна Денисова, Наталья Павловна Рудакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC IDEAS OF A.R. LURIA IN PROFESSIONAL TRAINING OF DEFECTOLOGISTS

The article analyzes the possibility of using the theoretical and practical ideas of A.R. Luria in defectological education, significantly complementing the knowledge of students in the field of aphasiology. This article considers the issues of the scientific school of Luria about the cerebral organization of speech, as well as about the plastic system of speech capable of change. The urgency of turning to the scientific ideas of the theory of Alexander Romanovich Luria in the context of training defectologists at universities is in line with the modern standards of professional training and facilitates the formation of a holistic system of pedagogical knowledge in students in the field of special education. The aim of this work is to summarize the experience of using effective methods and techniques while studying the works of A.R. Luria, focused on the understanding of the theoretical and methodological basis of future professional activity and the realization of the ways and means of psychological and pedagogical support for persons with SEND (special educational needs and disabilities). These methods are meant not only to record the scientific ideas and views of the scholar, but also test them in rehabilitative activity to restore higher mental functions. While writing the article, the authors used theoretical (literature analysis, generalization, comparison, etc.) as well as practical (observation, survey) research methods. The study presents the most effective analytico-semantic tasks aimed at understanding the theoretico-methodological fundamentals of future professional activity, as well as the methods of speech and brain activity restoration while studying the works of A. R. Luria. Reliance on the humanistic and worldview potential of the scholar’s theory seems to be of primary importance in the formation of special competences of students and influences the professional activity of future specialists in the field of defectology.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ИДЕИ А. Р. ЛУРИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕФЕКТОЛОГОВ»

Специальное образование. 2023. № 4 (72). Special Education. 2023. No 4 (72).

УДК 378.016:376.37

ББК Ч457.091 + Ч448.987 ГРНТИ 14.29.29 Код ВАК5.8.3

Рутения Робертовна Денисоваш Наталья Павловна Рудакова®

НАУЧНЫЕ ИДЕИ А. Р. ЛУРИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЕФЕКТОЛОГОВ

1 Амурский государственный университет; г. Благовещенск, Россия, rutadenisova@ yandex.ru, SPIN-код: 4984-1053, М^:// orcid.org/0000-0003-2120-5630

2 Благовещенский государственный педагогический университет; г. Благовещенск, Россия, rudakovanp@mail.ru, AuthorID: 423181, https://orcid.org/0000-0002-9027-1685

Аннотация. В статье проанализирована возможность использования теоретических и практических положений А. Р. Лурии, существенно дополняющих знания обучающихся в области афазиологиив, в дефектологическом образовании. В рамках данной статьи рассмотрены изучавшиеся научной школой А. Р. Лурии вопросы о мозговой организации речи, а также пластичной, способной к изменению речевой системы. Актуальность обращения в русле подготовки дефектологов в вузе к научным идеям теории Александра Романовича Лурии соответствует современным стандартам профессионального обучения и способствует формированию у студентов целостной системы педагогических знаний в области специального образования.

Цель данной работы — обобщить опыт использования при изучении

© Денисова Р. Р., Рудакова Н. П., 2023

Ruteniya R. Denisova1H Natal'ya P. Rudakova2H

SCIENTIFIC IDEAS OF A.R. LURIA IN PROFESSIONAL TRAINING OF DEFECTOLOGISTS

1 Amur State University, Blagoveshchensk, Russia, rutadenisova@yandex.ru, SPIN: 49841053, https://orcid.org/0000-0003-2120-5630

2 Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia, rudakovanp@ mail.ru, AuthorlD: 423181, https://orcid.org/ 0000-0002-9027-1685

Abstract. The article analyzes the possibility of using the theoretical and practical ideas of A.R. Luria in defectological education, significantly complementing the knowledge of students in the field of aphasiology. This article considers the issues of the scientific school of Luria about the cerebral organization of speech, as well as about the plastic system of speech capable of change. The urgency of turning to the scientific ideas of the theory of Alexander Romanovich Luria in the context of training defectologists at universities is in line with the modern standards of professional training and facilitates the formation of a holistic system of pedagogical knowledge in students in the field of special education.

The aim of this work is to summarize the experience of using effective methods and techniques while studying the

трудов А. Р. Лурии эффективных методов и приемов, ориентированных на познание теоретико-методологической основы будущей профессиональной деятельности и понимание путей и способов психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Смысл названных методов заключается в том, чтобы не только фиксировать научные идеи и позиции ученого, но и апробировать их в кор-рекционной деятельности по восстановлению высших психических функций. При подготовке статьи нашли свое применение теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и др.), а также практические (наблюдение, опрос) исследовательские методы.

В исследовании представлены наиболее эффективные аналитико-смыс-ловые задания, ориентированные на познание теоретико-методологической основы будущей профессиональной деятельности, а также методов восстановления речи и психических процессов при изучении работ А. Р. Лу-рии. Опора на гуманистический, мировоззренческий потенциал теории ученого представляется приоритетной в формировании специальных компетенций студентов, влияет на профессиональную деятельность будущих специалистов в области дефектологии.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, дефектологическое образование, педагоги-дефектологи, подготовка дефектологов, научные идеи, научная теория, научные школы, студенты, афазиология, Александр Романович Лурия.

Информация об авторах: Денисова Рутения Робертовна, доктор педаго-

works of A.R. Luria, focused on the understanding of the theoretical and methodological basis of future professional activity and the realization of the ways and means of psychological and pedagogical support for persons with SEND (special educational needs and disabilities). These methods are meant not only to record the scientific ideas and views of the scholar, but also test them in rehabilitative activity to restore higher mental functions. While writing the article, the authors used theoretical (literature analysis, generalization, comparison, etc.) as well as practical (observation, survey) research methods.

The study presents the most effective analytico-semantic tasks aimed at understanding the theoretico-methodological fundamentals of future professional activity, as well as the methods of speech and brain activity restoration while studying the works of A. R. Luria. Reliance on the humanistic and worldview potential of the scholar's theory seems to be of primary importance in the formation of special competences of students and influences the professional activity of future specialists in the field of defec-tology.

Keywords: professional training, defectological education, pedagogues-defectologists, training of defectologists, scientific ideas, scientific theory, scientific schools, students, aphasiology, Alexander Romanovich Luria.

Author's information: Denisova Ruteniya Robertovna, Doctor of Peda-

гических наук, профессор кафедры психологии и педагогики, Амурский государственный университет, SPIN-код: 4984-1053; адрес: 675027, Россия, г. Благовещенск, Игнатьевское шоссе, 21, email: ruta-denisova@yandex.ru.

Рудакова Наталья Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии и олигофренопедагогики, Благовещенский государственный педагогический университет, Author ID: 423181; адрес: 675000, Россия, г. Благовещенск, Ленина, 104; email: rudakovanp@mail.ru. Для цитирования: Денисова, Р. Р. Научные идеи А. Р. Лурии в профессиональной подготовке дефектологов / Р. Р. Денисова, Н. П. Рудакова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2023. — № 4 (72). — С. 95-106.

Введение

В изменившихся условиях профессиональной подготовки дефектологов усиливается внимание к вопросам формирования у будущих специалистов как мета-предметных компетенций, рассчитанных на долгую перспективу, так и специальных компетенций, владение которыми позволит педагогу сочетать индивидуальный и интегрированный подходы в системе специального образования ввиду увеличения количества лиц с ОВЗ со сложной структурой дефекта. Совершенствовать систему профессиональной подготовки дефектоло-гов, соответствующую новым стандартам профессионального образования, важно благодаря

gogy, Professor of Department of Psychology and Pedagogy, Amur State University, Blagoveshchensk, Russia.

Rudakova Natal'ya Pavlovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Logopedics and Olygophrenopedagogy, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk, Russia.

For citation: Denisova, R. R., Rudakova, N. P. (2023). Scientific Ideas of A.R. Luria in Professional Training of Defectologists. Special Education, 4(72), pp. 95-106. (In Russ.)

использованию в учебном процессе фундаментальных идей и концепций ученых, известных во многих отраслях наук: общей психологии, педагогике, дефектологии, нейропсихологии, афа-зиологии.

Считаем важным обратить внимание на теоретические и практические идеи Александра Романовича Лурии (1902-1977). Его исследования занимают значительное место в вопросах учения мозговой организации речи и классификации афазии. Труды Александра Романовича издавались за рубежом, причем часто иностранные публикации опережали отечественные.

Несомненный вклад А. Р. Лу-рии в развитие мировой и российской психологии, нейропсихо-

логии, нейролингвистики ХХ века общепризнан. Труды ученого отражают положения о необходимости учитывать когнитивные стратегии лиц с ОВЗ, понимать сильные и слабые стороны в индивидуальном развитии. Углубленное изучение данных аспектов в ходе профессиональной подготовки будущих дефектологов позволит учитывать состояние высших психических функций лиц с ОВЗ при организации плодотворного образовательного процесса. Такой подход приобретает особую актуальность в условиях инклюзивного образования, а также высоких требований и ожиданий со стороны общества по интеграции и социализации каждой личности, независимо от тяжести дефекта.

Анализ отечественных научных литературных источников показывает, какое фундаментальное значение имеет концепция А. Р. Лурии для дальнейшего развития научной деятельности и профессиональной подготовки в области дефектологического образования. Так, М. К. Шохор-Троц-кая (Бурлакова) раскрывает, как работать с будущими специалистами по вопросам выявления стратегии и тактики перестройки нарушенных высших психических функций при инсульте, основываясь на теории А. Р. Лурии о трех функциональных блоках. Эти ценные сведения дают основание оп-

ределить роль проводящих путей и неокортекса в компенсаторных процессах при поражениях сосудов головного мозга.

Концепции динамической системной локализации мозга, распада всех функций при локальных его поражениях, методы ней-ропсихологического анализа в афа-зиологии, разработанные А. Р. Лу-рией, являются методологической основой исследований Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной и др., которые изучают студенты и специалисты дефектологического профиля.

В целом, признавая большую ценность идей ученого в понимании функциональной организации мозга, необходимо отметить, что методические основания по использованию эффективных методов и приемов, ориентированных на познание теоретико-методологической основы будущей профессиональной деятельности и выявление путей и способов психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ, при изучении работ А. Р. Лурии остаются недостаточно разработанными.

Современному дефектологическому процессу нужен высокообразованный педагог, профессионал, владеющий комплексом компетенций: будущий специалист должен стать активным участником образовательных отношений, не только включиться в практическую деятельность, демонстрируя владение конкрет-

ными методиками и сценариями психолого-педагогического сопровождения взрослых и детей с различными множественными отклонениями в развитии, но и проявить себя в исследовательской деятельности, разработать направления коррекционного образовательного процесса.

Все это в значительной степени определяет методологическую грамотность и компетентность специалиста, участвующего в процессе восстановления высших психических функций лиц с ОВЗ. Поэтому опора на научные работы А. Р. Лурии соответствует современным стандартам профессиональной подготовки и формированию у студентов целостной системы дефектологических знаний, профессиональной компетентности будущих дефектологов.

Методы и методология

Данные вопросы нашли отражение в публикациях разных авторов [1; 2; 3; 4; 12 и др.]. Отечественные исследователи придерживаются культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, согласно которой только усвоение социального опыта способствует формированию высших психических функций. В этой связи положения А. Р. Лурии о мозговой организации речи и особого участия различных областей мозга в речевой деятельности, способной к пластическому изменению, важ-

но широко использовать в ходе профессиональной подготовки [13; 14].

Представленный анализ показывает актуальность данной проблемы и позволяет сосредоточиться на поиске методических приемов работы по изучению положений отечественного исследователя А. Р. Лурии в специальных дисциплинах у бакалавров и магистров направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

В работе использовались следующие научно-исследовательские методы: теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и др.), а также практические (наблюдение, опрос).

Важнейшим методологическим принципом в сфере профессионального дефектологического образования является принцип опоры на идеи классиков дефектологической науки. Несмотря на широкое распространение идей А. Р. Лурии, нет однозначного мнения о том, какие положения и как функционально использовать в контексте профессионального образования [1, 16].

В основополагающих трудах о мозговой организации речи и афазии А. Р. Лурия рассмотрел два подхода в анализе высших психических функций. Он утверждал: «В исследовании высших психических функций мы шли двумя путями: прослеживали их

развитие и изучали процесс их распада в клинике локальных поражений мозга» [10, с. 56]. Клинический опыт ученого позволил тщательно обследовать симптомы трех основных типов афазий, установленных в 20-30-х гг. XX в.

В книге А. Р. Лурии «Травматическая афазия», вышедшей в 1947 г., обобщены результаты исследования этих проблем [8]. Данный научный труд позволил ученому приобрести мировую известность. Достижением отечественной научной мысли является новый подход к рассмотрению симптомокомплекса афазии. Исследования в области психологии и психофизиологии, включенные А. Р. Лурией в основную клиническую терминологию поражений мозговой деятельности, позволили прояснить трудные вопросы афазиологии, разработать приемы восстановительной терапии при военных травмах мозга и травматической афазии.

По мнению самого А. Р. Лу-рии, одним из главных его научных наследий является книга «Потерянный и возвращенный мир», вышедшая в свет в 1971 г. [7].

Мировую известность имеет монография А. Р. Лурии «Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга». Она переиздавалась в 1962 и 1969 гг. и

включает в себя результаты неврологического и нейрохирургического исследования патогенеза высших психических функций при различных поражениях мозга. Большое количество материалов клинико-психологического обследования позволили А. Р. Лурии рассмотреть основные вопросы мозговой организации сложных форм психической деятельности с позиций системного подхода. «Этот подход является очень продуктивным как для топической диагностики очаговых поражений, так и для анализа основных путей восстановления нарушенных функций в случаях локальных поражений» [5, с. 395].

Кроме того, в научном труде «Функциональная организация мозга» автор, опираясь на нейропси-хологический анализ синдрома и системную организацию психических процессов, раскрывает структуру трех функциональных блоков мозга, определяющих деятельность высших психических функций [9].

Широко известна монография А. Р. Лурии «Основы нейропсихологии», изданная в 1973 г. В первоначальной редакции книга называлась «Работающий мозг» или «Активный мозг». Ученый решил, что следует изменить заглавие книги на «Основы нейропсихологии». В монографии изложено краткое содержание новой научной дисциплины — нейро-

психологии как учебного курса. Зарубежные читатели познакомились с ней под заглавием «The working brain: an introduction to neuropsychology» [6; 17].

Результаты работы

Вышеприведенные факты подчеркивают необходимость более глубокого изучения в профессиональной подготовке дефектоло-гов изложенных А. Р. Лурией важных аспектов работы мозга при сложных формах психической деятельности. В нашем исследовании значимой является идея о том, что изучение научных трудов А. Р. Лурии формирует профессиональную позицию, методологический стиль мышления и дефектологическую культуру будущего педагога.

Данное исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет», г. Благовещенск, Амурской области. Его целью стало выявление методических приемов и средств использования теоретических и практических положений учения А. Р. Лурии в области афазиологии в ходе профессиональной подготовки дефек-тологов.

Новизна данной работы заключается в обосновании методических приемов изучения студентами первоисточников А. Р. Лу-рии, существенно дополняющих

знания обучающихся в области афазиологии.

Выборку нашего исследования составили бакалавры и магистранты ФГБОУ ВО «Благовещенский государственный педагогический университет» направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование».

Предметом исследования является выявление возможности использования положений теории Александра Романовича Лурии в области афазиологии в профессиональной подготовке дефекто-логов. В ходе работы были использованы теоретические (анализ литературы, обобщение, сравнение и др.), а также практические (наблюдение, опрос) исследовательские методы.

Определив выборку исследования, мы изучили рабочие программы дисциплин направления подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и сформулировали темы специальных курсов, в ходе изучения которых необходимо использовать теоретические и практические положения теории А. Р. Лурии: «Понятие афазии», «Этиология афазии», «Классификации афазии», «Патогенез и симптоматика разных форм афазии», «Восстановительное обучение при разных формах афазии», «Нейролингви-стический подход к проблемам нарушений речи», «Учение А. Р. Лу-рия о трех функциональных блоках

мозга», «Обследование состояния высших психических функций при афазии» и др.

Базисным для студентов-дефек-тологов при изучении афазиоло-гии является знание классификации форм афазии. Обращение к работе «Травматическая афазия», в которой А. Р. Лурия дает свою нейропсихологическую классификацию данного нарушения, помогает студентам раскрыть особенности дефекта и выделить факторы, лежащие в основе разных форм афазии, возникающих при локальных поражениях мозга. На основе данной классификации становятся понятными принципы восстановительного обучения и авторские прямые и обходные методы преодоления речевых нарушений при различных афа-зических расстройствах [9].

Мышление будущих специалистов в работе с первоисточниками направлено на самостоятельное приобретение профессиональных знаний, в том числе на определение научных подходов практической деятельности, что помогает студентам освоить социально ориентированную направленность дефектологического образования.

Считаем важным мотивировать студентов на внимательное изучение содержания первоисточников. Так, анализ структурно-функциональной модели работы мозга как субстрата психи-

ческих процессов осуществляется по книге «Основы нейропсихологии». Данные материалы при использовании в учебном процессе дают возможность повторить содержание и структуру основных познавательных психических процессов (восприятие, внимание, речь, память и т. д.) и рассмотреть мозговые механизмы их функционирования [6].

Необходимо отметить, что в работе с первоисточниками А. Р. Лу-рии мы используем разнообразные приемы и задания. Назовем те, которые показали свою эффективность и которые следует закреплять и развивать у студентов: составление логической схемы прочитанного, развернутого плана первоисточника, выделение главных идей (раздела, главы и т. д.), вопросов и ответов для тестового контроля, изготовление карточек для систематизации материала, проведение терминологического кроссворда по изученной работе, ознакомление с историей появления первоисточника и другие. Использование названных методов и приемов формирует у студентов представления о профессии, уточняет требования, предъявляемые к данному виду деятельности, стимулирует развитие коммуникативных навыков, способствует самостоятельности и осознанности в решении вопросов своего профессионального роста.

Считаем, что использованные нами методы и приемы можно отнести к группе аналитико-смысловых, суть которых заключается не столько в фиксировании научных идей и позиций ученого, сколько в понимании смысла деятельности, выстраивании концепции коррекции и восстановления высших психических функций лиц с ОВЗ.

Область применения результатов

Таким образом, изучение корковых функций мозга, вопросов мозговой организации сложных форм психических процессов лиц с ОВЗ является основой теоретических знаний, а также способом определения путей практической деятельности по восстановительному обучению.

Научные труды А. Р. Лурии дают возможность студентам познакомиться с научной информацией, специальными терминами и классификациями, кроме того, включают интересный практический материал о клиническом опыте ученого. Так, книга «Потерянный и возвращенный мир» повествует о раненом человеке с локальным поражением мозга во время Великой Отечественной войны. Речь идет о лейтенанте, раненном в левую теменную область головы. Пуля прошла вглубь мозга, но не была извлечена [7].

Студенты анализируют клиническую картину нарушений, которые причинила пуля, и последствий, связанных с утратой памяти, профессиональных навыков, способности к обучению. «Мир его слов распался, он начал жить в мире чуждых, незнакомых слов, которые было так трудно вспомнить и значение которых было так трудно понять» [7, с. 84].

Изучение таких примеров позволяет не только анализировать нейропсихологические подходы, определить целесообразность и эффективность коррекционно-раз-вивающей и лечебно-восстановительной работы с детьми и взрослыми, но и расширить мировоззрение, гуманистически ориентировать студентов в будущей профессии.

Анализируя полученные данные, мы решили проследить отношение обучающихся к изучению первоисточников на примере трудов А. Р. Лурии. С этой целью в течение 2013-2020 гг. среди бакалавров и магистрантов проводили ежегодные опросы. Результаты таковы: на вопрос о желании продолжать изучение первоисточников 54 % респондентов ответили положительно. Эффективность и продуктивность данной работы отметили 67 % обучающихся, о желании приступить к коррекционно-восстановительной деятельности заявили 78 % сту-

дентов. Однако большой проблемой на сегодняшний день остается невысокий уровень подготовленности абитуриентов вуза, поступающих на дефектологические специальности.

Итак, работы известного отечественного нейропсихолога А. Р. Лурии являются ценными для профессионального образования де-фектологов. Важнейшие положения, сформулированные в трудах А. Р. Лурии и его последователей, стали базисными для студентов при изучении афазиологии. К ним относятся идеи о системном строении высших психических функций, принципы динамической локализации психических процессов, исследование мозговых механизмов при локальных поражениях мозга [5; 9; 10; 11].

Заключение

Данное исследование позволило выявить наиболее эффективные методы и приемы при изучении работ А. Р. Лурии. А именно, ана-литико-смысловые задания, ориентированные на познание теоретико-методологической основы будущей профессиональной деятельности, а также путей и способов психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Такой подход при ознакомлении со сложными научными идеями позволит преодолеть

проблему оторванности научного содержания от конкретных практических задач дефектологической практики. Текст первоисточника помогает студентам подмечать, анализировать, дополнять, сравнивать учебный материал и опыт клинического изучения. Исследование показало, что в процессе подготовки специалистов по дефектологии труды А. Р. Лурии нужно использовать не фрагментарно, а системно, формируя профессиональное мышление студентов, целостное видение смысла коррекционно-педагогической деятельности.

Литература

1. Ардила, А. Вклад А. Р. Лурии в изучение мозговой организации языка / А. Ардила, Т. В. Ахутина, Ю. В. Микадзе. — Текст : непосредственный // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. — 2020. — № 12. — С. 4-12.

2. Денисова, Р. Р. Профессиональная подготовка дефектологов: историко-педа-гогический аспект / Р. Р. Денисова, А. В. Калиниченко. — Москва : Флинта : Наука, 2017. — 144 с. — Текст : непосредственный.

3. Зволейко, Е. В. Теоретико-методологические основы системы профессиональной подготовки бакалавров специального образования по профилю «Психологическое сопровождение образования лиц с нарушениями в развитии» : моногр. / Е. В. Зволейко. — Чита : Забайкал. гос. ун-т, 2012. — 270 с. — Текст : непосредственный.

4. Корсакова, Н. К. О принципе динамичности в концепции А. Р. Лурия (модель нормального старения) / Н. К. Корсакова, Н. Ю. Прахт. — Текст : непосрелст-венный // Вопросы психологии. — 2002. — № 4. — С. 96-100.

5. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 768 с. — Текст : непосредственный.

6. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — Москва : Academia, 2006. — 384 с. — Текст : непосредственный.

7. Лурия, А. Р. Потерянный и возвращенный мир: история одного ранения / А. Р. Лурия. — Москва : МГУ, 1971. — 123 с. — Текст : непосредственный.

8. Лурия, А. Р. Травматическая афазия / А. Р. Лурия. — Москва : АМН СССР, 1947. — 367 с. — Текст : непосредственный.

9. Лурия, А. Р. Функциональная организация мозга / А. Р. Лурия. — Текст : непосредственный // Естественно-научные основы психологии / под. ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. — Москва : Педагогика, 1978. — С. 109-139.

10. Лурия, А. Р. Этапы пройденного пути. Научная автобиография / А. Р. Лурия. — Москва : МГУ, 2001. — 192 с. — Текст : непосредственный.

11. Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия. — Санкт-Петербург : Питер, 2020. — 448 с. — Текст : непосредственный.

12. Рудакова, Н. П. Вопросы профессиональной компетенции специалистов дефектологического профиля / Н. П. Рудакова, О. П. Задачина. — Текст : непосредственный // Специальное и инклюзивное образование: тенденции, проблемы, перспективы : сборник статей Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (27 октября 2022 г.). — Благовещенск : БГПУ, 2023. — С. 17-22.

13. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности / Л. С. Цветкова. — Москва : Просвещение, 1995. — 304 с. — Текст : непосредственный.

14. Шохор-Троцкая (Бурлакова), М. К. Стратегия и тактика восстановления речи / М. К. Шохор-Троцкая (Бурлакова). — Москва : Эксмо-Пресс : В. Секачев, 2001. — 432 с. — Текст : непосредственный.

15. Mikadze, Y. V. A. R. Luria's Approach to Neuropsychological Assessment and Rehabili-

tation / Y. V. Mikadze, A. Ardila, T. V. Akhu-tina. — Text : unmediated // Arch Clin. Neuropsychol. — 2019. — No. 6. — P. 795802.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Cole, M. The Autobiography of Alexander Luria. A dialogue with The Making of Mind / M. Cole, K. Levitin, A. Luria. — Mahwah : Lawrence Earlbaum, 2006. — Text : unmediated.

17. Luria, A. R. The working brain: an introduction to neuropsychology / A. R. Luria. — London : Penguin Books, 1976. — 400 p. — Text : unmediated.

18. Luria, A. R. A modern approach to the basis forms of aphasic disorders / A. R. Lu-ria. — Text : unmediated // Neurolinguistics. — 1977. — No. 6. — P. 67-83.

19. Luria, A. R. Basic problems of language in the light of psychology and neurolin-guistics / A. R. Luria. — Text : unmediated // Foundations of Language Development / eds.: E. H. Lenneberg, E. Lenneberg. — New York : Academic Press, 1975. — Vol. 2.

References

1. Ardila, A., Akhutina, A.V., & Mikadze, Yu.V. (2020). Vklad A. R. Lurii v izuchenie mozgo-voy organizatsii yazyka [Contribution of A.R. Luria in the study of the brain organization of language]. Neurology, neuropsychiatry, psychosomatics, 12, 4-12. (In Russ.)

2. Denisova, R.R., & Kalinichenko, A.V. (2017). Professional'naya podgotovka defek-tologov: istoriko-pedagogicheskiy aspekt [Professional training of defectologists: historical and pedagogical aspect]. Moscow: Flinta, Nauka, 144 p. (In Russ.)

3. Zvoleiko, E.V. (2012). Teoretiko-meto-dologicheskie osnovy sistemy professional'-noy podgotovki bakalavrov spetsial'nogo obrazovaniya po profilyu «Psikhologiche-skoe soprovozhdenie obrazovaniya lits s na-rusheniyami v razvitii» [Theoretical and methodological foundations of the professional training system for bachelors of special education in the profile "Psychological support for the education of persons with developmental disabilities"] [Monograph]. Chita: Transbaikal State Univ., 270 p. (In Russ.)

4. Korsakova, N.K., & Prakht, N.Yu. (2002). O printsipe dinamichnosti v kontsep-

tsii A. R. Luriya (model' normal'nogo stare-niya) [On the principle of dynamism in the concept of A. R. Luria (model of normal aging)]. Questions ofpsychology, 4, 96-100. (In Russ.)

5. Luria, A.R. (2018). Vysshie korkovye funktsii cheloveka [Higher cortical functions of a person]. St. Petersburg: Peter, 768 p. (In Russ.)

6. Luria, A.R. (2006). Osnovy neyropsi-khologii [Fundamentals of neuropsycholo-gy]. Moscow: Academia, 384 p. (In Russ.)

7. Luria, A.R. (1971). Poteryannyy i voz-vrashchennyy mir: istoriya odnogo raneniya [The lost and returned world: the history of one injury]. Moscow: MGU, 123 p. (In Russ.)

8. Luria, A.R. (1947). Travmaticheskaya afaziya [Traumatic aphasia]. Moscow: USSR Academy of Medical Sciences, 367 p. (In Russ.)

9. Luria, A.R. (1978). Funktsional'naya or-ganizatsiya mozga [Functional organization of the brain]. In A.A. Smirnova, A.R. Luria, V.D. Nebylitsyna (Eds.), Natural scientific foundations of psychology (pp. 109-139). Moscow: Pedagogy. (In Russ.)

10. Luria, A.R. (2001). Etapy proydennogo puti. Nauchnaya avtobiografiya [Stages of the traveled path. Scientific autobiography]. Moscow: MGU, 192 p. (In Russ.)

11. Luria, A.R. (2020). Yazyk i soznanie [Language and consciousness]. St. Petersburg: Peter, 448 p. (In Russ.)

12. Rudakova, N.P., & Zadachina, O.P. (2023). Voprosy professional'noy kompeten-tsii spetsialistov defektologicheskogo profi-lya [Questions of professional competence of

defectological specialists]. In Special and inclusive education: trends, problems, prospects (Collection of articles of the All-Russian scientific and practical conference with international participation (October 27, 2022), pp. 17-22). Blagoveshchensk: BSPU. (In Russ.)

13. Tsvetkova, L.S. (1995). Mozg i intellekt: narushenie i vosstanovlenie intellektual'noy deyatel'nosti [Brain and intellect: Impairment and restoration of intellectual activity]. Moscow: Education, 304 p. (In Russ.)

14. Shokhor-Trotskaya (Burlakova), M.K. (2001). Strategiya i taktika vosstanovleniya rechi [Strategy and tactics of speech restoration]. Moscow: EKSMO-Press, V. Sekachev, 432 p. (In Russ.)

15. Mikadze, Y.V., Ardila, A., & Akhutina, T.V. (2019). A. R. Luria's Approach to Neu-ropsychological Assessment and Rehabilitation. Arch Clin Neuropsychol, 6, 795-802.

16. Cole, M., Levitin, K., & Luria, A. (2006). The Autobiography of Alexander Luria. A dialogue with The Making of Mind. Mah-wah: Lawrence Earlbaum.

17. Luria, A.R. (1976). The working brain: an introduction to neuropsychology. London: Penguin Books, 400 p.

18. Luria, A.R. (1977). A modern approach to the basis forms of aphasic disorders. Neurolinguistics, 6, 67-83.

19. Luria, A.R. (1975). Basic problems of language in the light of psychology and neurolinguistics. In E.H. Lenneberg, & E. Lenneberg (Eds.), Foundations of Language Development (Vol. 2). New York: Academic Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.