Философия. Культурология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия (Социальные науки, 2010, № 2 (18), с. 11 7-120 117
УДК 159.922
НАУЧНЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЧЕЛОВЕКА В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ-ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
© 2010 г. А.Н. Пронина
Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина antipi-elena@yandex.ru
Поступила в редакцию 24.03.2010
Рассматривается проблема переживаний человека. Делается анализ социальных и «Я»-переживаний, представленных психологической наукой, раскрываются механизмы их образования и взаимодействия. Определяется роль и значение переживаний в структуре социализации-индивидуализации.
Клюеевые слова: социализация, индивидуализация, переживания, социальные переживания, Я-пере-живания, эмоции, социальные эмоции.
На протяжении своей жизни человек испытывает разнообразные по форме и направленности переживания: удачи, отчаяния, сопереживания, сочувствия, любови, угрызения совести, ненависти, ревности, самолюбия, тщеславия, целомудрия и т.д. Переживания сопровождают человека в ходе социогенеза, основу которого составляют процессы социализации и индивидуализации, соответственно переживания носят социальный характер (любовь, ненависть, сочувствие, сострадание, сопереживание, ревность и т.д.), а также характеризуют отношение человека к самому себе (самолюбие, тщеславие, целомудрие, гордость и т.д.).
В настоящее время в науке всё чаще звучит идея гармонизации и целостности социализации и индивидуализации. Д.Б. Фельдштейн обозначает социализацию-индивидуализацию как
«процесс осознания, освоения и реализации социальных норм, принципов, отношений, так и присвоения и реализации новой «самости» (нового уровня самосознания, самоопределения), что позволяет индивиду не только воспроизводить в своей деятельности присвоенное социальное, но и обеспечивает соответствующие возможности в этом воспроизводстве и формирование новой социальной позиции, а также возможности дальнейшего осуществления себя как действенного субъекта [1, с. 58]».
В психологии выделено несколько принципов взаимодействия социализации-индивидуализации (А.Г. Асмолов, В.И. Слободчиков, И.С. Кон, В.С. Мухина, В.А. Орлов, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.), изучены психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе (Е.Б. Весна), разработаны концепции воспитания и обучения, основанные на идее
гармонизации процессов социализации и индивидуализации (О.С. Газман, И.В. Сушкова, А.Н. Хузиахметов и др.).
При изучении целостности социализации-индивидуализации личности необходимо рассмотреть механизмы и взаимосвязи, позволяющие соединить в человеке социальное и индивидуальное содержание.
В исследованиях, посвящённых изучению социализации и индивидуализации личности как самостоятельных процессов, многими авторами (В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев, О.С. Никольская, С.Л. Рубинштейн и др.) раскрывается роль эмоциональной (аффективной) сферы как структурного компонента данных процессов. Эмоции рассматриваются как формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Эмоции являются проявлением переживаний.
В философской и психологической науке проблема переживаний личности отражена в многообразных аспектах: философской концепции личности как социокультурного феномена
Э.В. Ильенкова; положениях о субъективной и интерсубъективной природе человеческой чувственности А.Н. Шиминой; культурно-исторической концепции Л. С. Выготского о переживании как единице социальной ситуации развития и др.
Отечественными психологами выдвинуты положения о необходимом и активном участии субъективных переживаний в регуляции деятельности (Е.Н. Богданов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.). В контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского «переживание рассматри-
вается не только как то, что субъектом воспринято и понято, но и как то, что действительно прожито и пережито, тот витальный опыт, который приобретается личностью, как членом общества, в процессе многообразных отношений с миром и другими людьми». Таким образом, можно признать социальную природу и содержание человеческих переживаний, обеспечивающих социализацию человека, регулирующих процесс его вхождения в социум.
Переживания активно участвуют в процессе индивидуализации личности, а именно через переживание собственной значимости, ценности, образа Я, себя как субъекта и т.д.
По признанию многих учёных - Л.И. Божович, И.С. Кон, К Роджерс, Р. Уайли и др., - в личности возникает «ядро», которое обозначают разными терминами: «Я-система», «система - Я» или просто Я. Понятие «образ Я» в отечественной психологии трактуется как относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, но переживаемая в качестве неповторимой, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он осуществляет взаимодействие с окружающими. Центральное ядерное образование включает непосредственное переживание себя как субъекта, личности, в нём возникает и формируется общая самооценка. Периферия образа - ближе или дальше отстоящие участки, куда поступают новые сведения человека о себе. Знание о себе приобретает аффективную окраску благодаря тому, что периферические образования преломляются в структуре образа Я через центральное ядерное образование и потому переживаются человеком как принадлежащие именно ему [2, с. 15].
В психологически сложной ситуации для человека переживание «Я не такой, как все» становится ведущим, которое само по себе является нормальным в силу действительной уникальности и способности каждого открыть в себе своё особое предназначение, свою особую задачу. Благодаря переживаниям человек постоянно что-то открывает, узнаёт о самом себе.
Принципиально значимым в нашем исследовании является тот факт, что переживания рассматриваются не только как особое эмоциональное состояние, но и как звено, позволяющее связать различные компоненты социализации-индивидуализации в целое и таким образом органично соединить социальную и индивидуальную сущность человека.
В процессе социализации-индивидуализации личности происходит сложное переплетение различных видов переживаний, а именно: переживание человеком себя, своей значимости -
переживание ценности и значимости других людей; переживание человеком собственных действий - переживание за действия других людей; переживание процесса, результата выполнения индивидуальной работы - переживание процесса, результата деятельности, выполненной совместно с другими; переживание собственного успеха - переживание за успехи других и т. д.
Можно отметить, что в процессе социализации-индивидуализации посредством разнообразных переживаний происходит преломление социального содержания во внутренние требования человека к самому себе. Переживания являются своеобразным сцеплением социальных и индивидуальных характеристик личности.
В исследованиях А. Г. Асмолова, Е. Б. Весны, Д.И. Фельдштейна, А.Н. Хузиахметова и др. выявлено, что взаимодействие социализации и индивидуализации личности происходит в сферах общения, деятельности и самосознания, где возникают соответствующие переживания, обеспечивающие целостность социализации-индивидуализации.
Вступая во взаимодействие с другими людьми, человек постоянно испытывает при этом разнообразные по форме и направленности переживания, а именно удовлетворения-неудовлетворения от общения (радости, огорчения, негодования, сопереживания и др.), которые являются необходимым условием социализации. Индивидуализация личности в общении имеет избирательный, индивидуальный характер переживаний по отношению к другим людям и проявляется в антипатиях, симпатиях, безразличии, ненависти, любви и др. к конкретному человеку (людям, группе).
Вместе с тем индивидуальная направленность переживаний человека возможна только в общении и взаимодействии с другими людьми, где действуют переживания по поводу содержания сообщаемого, мнений, точек зрения окружающих о себе.
Переживания возникают в деятельности и способствуют овладению общественным опытом. Участвуя в деятельности, человек испытывает разнообразные переживания (радость, огорчение, возмущение и др.) по поводу удовлетворения (неудовлетворения) процессом и результатом совместной деятельности. Одновременно с этими переживаниями человек испытывает гордость за собственные достижения, переживание собственной значимости, самоценности, тщеславия, которые характеризуют развитие индивидуальности.
В процессе деятельности происходит также обратное взаимодействие индивидуализации и социализации, осуществляемое посредством переживаний личности. Переживать индивидуальные успехи и достижения человек не может изолированно, они возникают только во взаимосвязи с переживаниями по поводу оценивания их окружающими.
Реализация социализации-индивидуализации осуществляется в сфере самосознания, где связующим звеном отдельных компонентов социализации и индивидуализации выступают переживания личности, соответствующие структуре самосознания. Динамичность переживания связана с самоотношением личности и проявляется в наличии двух уровней его осознанности: сознательного и неосознанного. Сознательное и неосознанное взаимосвязаны в каждом переживании множеством переходов, они взаимопроникают друг в друга.
Так, переживание отношения к другому человеку и переживание отношения к себе понимаются как взаимообусловленные стороны самосознания, образ «другого» неотделим от образа «Я». Ценностное отношение человека к себе развивается только при его взаимодействии с другими людьми.
Таким образом, переживания участвуют в реализации основных сфер социализации-индивидуализации личности (общении, совместной деятельности и самосознании), где выступают связующим звеном между различными компонентами социализации и индивидуализации и обеспечивают их целостность.
Переживания, обеспечивающие целостность социализации-индивидуализации, могут носить негативный и позитивный характер и существенным образом определять результативность данного процесса.
Позитивное переживание понимается как средство, повышающее адаптивные возможности субъекта. Такое переживание ведёт к развитию, самоактуализации, становлению личности и её бытия, является основой его способности делать осознанный выбор, достойно встречать испытания судьбы. Негативное переживание выступает как ригидное, автоматическое, вынужденное, которое приводит либо к постоянному чувству растерянности и беспомощности, либо к стремлению поставить себя выше других, за счёт своих особых недостатков, возведённых в ранг достоинств.
Влияние негативных переживаний на целостность социализации-индивидуализации
можно продемонстрировать на примере развития личности в депривационных условиях,
а именно в детских домах (школах-интернатах).
Отсутствие родителей, широких социальных контактов, ограниченное социальное пространство, как необходимые условия для полноценного развития личности, сопровождают процесс социализации проявлением негативных переживаний отторгнутости, брошенности, покинутости, ненужности, что создаёт значительные трудности в межличностных отношениях, общении с другими людьми, совместной деятельности, способах регуляции поведения. Негативные переживания, возникающие в ходе социализации личности в условиях социальной депривации, тесно связаны с переживаниями собственной неполноценности, негативного само-отношения, что приводит к нарушениям индивидуализации.
В нашем исследовании особенностей социализации-индивидуализации личности детей дошкольного возраста, лишённых родительского попечительства, выявлена корреляционная зависимость между переживанием самооценки и переживанием социометрического статуса ребёнка в группе детского дома, позволяющая говорить о целостности социализации-индивидуализации: переживание низкой самооценки (недооценка своих возможностей, способностей, неуверенность в себе) вызывает негативные переживания (одиночества, отчаяния, ненужности, обиды, замкнутости) во взаимоотношениях со сверстниками и обеспечивает соответствующий низкий социометрический статус.
Нельзя рассматривать раздельное существование социальных переживаний, участвующих в процессе социализации, и Я-переживаний, обеспечивающих индивидуализацию личности. Их следует рассматривать в совокупности, что позволит соединить объективное и субъективное в человеке, а следовательно, обеспечить целостность социализации-индивидуализации.
Более глубокое исследование механизмов, форм проявлений, видов взаимодействий и взаимосвязей различных переживаний в структуре социализации-индивидуализации позволит разработать программы, технологии и методики, направленные на управление процессом социального развития личности.
Список литературы
1. Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М.: Московский психо-лого-социальный институт ООО «Флинта», 1997. 262 с.
2. Щетинина А.М. Социализация-индивидуализация в детском возрасте: учебное пособие. Вели-
кий Новгород: Нов.ГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.
3. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. Курган: Изд.-во Курганского гос. ун-та, 2005. 175 с.
4. Иванова И.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего до-
школьного и младшего школьного возраста: Дис... канд. псих. наук. М., 2001. 261 с.
5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. М.: Издательский центр «Академия». 456 с.
6. Чеснокова И.И. Проблема развития самосознания в психологии. М.: Наука,1977. 144 с.
SCIENTIFIC ASPECTS OF STUDYING OF EXPERIENCES OF THE PERSON IN THE STRUCTURE OF SOCIALIZATION INDIVIDUALIZATION
A.N. Pronina
The problem of experiences of the person is considered in this article. The analysis of social and "I" - experiences, submitted by psychological science, is made and the mechanisms of their formation and interaction are also discovered in it. The role and the significance in the structure of socialization-individualization is determined.
Keywords: socialization, individualization, experiences, social experiences, "I" - experiences, emotions, social emotions.