Научная статья на тему 'Феномен переживания как механизм взаимосвязи процессов социализации-индивидуализации личности'

Феномен переживания как механизм взаимосвязи процессов социализации-индивидуализации личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
768
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ПЕРЕЖИВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / Я-ПЕ-РЕЖИВАНИЯ / ЭМОЦИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ / SOCIALIZATION / AN INDIVIDUALIZATION / EXPERIENCES / SOCIAL EXPERIENCES / I-EXPERIENCES / EMOTIONS / SOCIAL EMOTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна

Рассматривается проблема переживаний личности. Делается анализ социальных и Я-переживаний, представленных психологической наукой, раскрываются механизмы их образования и взаимодействия. Автор на основе теоретического анализа и экспериментального исследования специфики переживаний детей-сирот выявляет участие переживаний в образовании взаимосвязей между процессами социализации и индивидуализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пронина Анжелика Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHENOMENON OF EXPERIENCE AS THE MECHANISM OF INTERRELATION OF PROCESSES OF THE SOCIALIZATIONS-INDIVIDUALIZATION OF THE PERSON

In article the problem of experiences of the person is considered. The analysis social and I-experiences submitted by a psychological science is done, mechanisms of their formation and interaction are opened. The author on the basis of the theoretical analysis and an experimental research of specificity of experiences of children orphans reveals participation of experiences in formation of interrelations between processes socialization and an individualization.

Текст научной работы на тему «Феномен переживания как механизм взаимосвязи процессов социализации-индивидуализации личности»

фм&сфия- Културолоия

Вестник Нижег®р®дск®г® университета им Н.И. ЛНаЧпрог®. Серия Социлише науки, 200, К!1 4 (20), с И6-182

УДК 316.6

ФЕНОМЕН ПЕРЕЖИВАНИЯ КАК МЕХАНИЗМ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ-ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

© 2010 г. А.Н. Пронина

Елецкий госуниверситет им. И.А. Бунина апйр1-е1епа @ yandex.ru

Поступила в редакцию 21.10.2010

Рассматривается проблема переживаний личности. Делается анализ социальных и Я-переживаний, представленных психологической наукой, раскрываются механизмы их образования и взаимодействия. Автор на основе теоретического анализа и экспериментального исследования специфики переживаний детей-сирот выявляет участие переживаний в образовании взаимосвязей между процессами социализации и индивидуализации.

Ключевые слова: социализация, индивидуализация, переживания, социальные переживания, Я-пе-реживания, эмоции, социальные эмоции.

Введение

В философии, психологии и конкретных науках неоднократно рассматривалась идея целостности личности, при этом существует несколько подходов, точек зрения на данную проблему. С позиции системного подхода целостность личности представляет собой систему, включающую различные подсистемы (биохимические, общесоматические, свойства высшей нервной системы, способности, самосознание, потребности, влечения, эмоции и т.д.) и внутренние связи между ними (Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин и др.).

Имеются также исследования, согласно которым целостность личности рассматривается в контексте изучения взаимосвязей и взаимодействия процессов социализации и индивидуализации. В философии тема целостности человека непосредственно связана с характером и спецификой взаимоотношения индивидуального и социального бытия (О. Конт, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Дж. Мид, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.). В психологии выделено несколько принципов взаимодействия социализации-индивидуализации (А.Г. Асмолов, И.С. Кон, В.С. Мухина, В.А. Орлов, А.В. Петровский, В.И. Сло-бодчиков, Д.И. Фельдштейн), раскрыты психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе (Е.Б. Весна).

При изучении социализации и индивидуализации личности как самостоятельных процессов многими авторами (В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев, О.С. Никольская, С.Л. Рубинштейн и др.) раскрывается роль эмоциональной (аффек-

тивной) сферы как одного из компонентов, входящих в структуру каждого из процессов. Эмоции рассматриваются как формы отражения действительности, проявляющиеся в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу удовлетворения или неудовлетворения социальных или индивидуальных потребностей. Эмоции являются проявлением переживаний.

В философской и психологической науке проблема переживаний личности отражена в многообразных аспектах: философской концепции личности как социокультурного феномена

Э.В. Ильенкова; положениях о субъективной и интерсубъективной природе человеческой чувственности А.Н. Шиминой; культурно-исторической концепции Л.С. Выготского о переживании как единице социальной ситуации развития и др.

Исследования базовой категории «переживание» в контексте развития идей целостности социализации-индивидуализации предполагает (полагает) выявление характера взаимосвязи феноменов - переживание и социализация, переживание и индивидуализация.

Основными положениями, лежащими в русле исследований специфики и роли переживаний в социализации личности, выступили идеи

о необходимом и активном участии субъективных переживаний в регуляции деятельности (Е.Н. Богданов, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и др.). В контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского «переживание рассматривается как не только то, что субъектом воспринято и понято, но и как то, что дей-

ствительно прожито и пережито, тот витальный опыт, который приобретается личностью, как членом общества, в процессе многообразных отношений с миром и другими людьми» [1, с. 129]. Таким образом, можно признать социальную природу и содержание человеческих переживаний, обеспечивающие социализацию человека, регулирующие процесс его вхождения в социум.

Участие переживаний в индивидуализации личности можно объяснить, обратившись к рассмотрению структуры самосознания.

По признанию многих учёных (Л.И. Божович, И.С. Кон, К Роджерс, Р. Уайли и др.), в личности возникает «ядро», которое обозначают разными терминами: «Я-система», «система

- Я» или просто Я. Понятие «образ Я» в отечественной психологии трактуется как относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, но переживаемая в качестве неповторимой, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он осуществляет взаимодействие с окружающими. Центральное ядерное образование включает непосредственное переживание себя как субъекта, личности, в нём возникает и формируется общая самооценка. Периферия образа - ближе или дальше отстоящие участки, куда поступают новые сведения человека о себе. Знание о себе приобретает аффективную окраску благодаря тому, что периферические образования преломляются в структуре образа Я через центральное ядерное образование и потому переживаются человеком как принадлежащие именно ему [2, с. 15].

В психологически сложной ситуации для человека переживание «Я не такой как все» становится ведущим, которое само по себе является нормальным в силу действительной уникальности и способности каждого открыть в себе своё особое предназначение, свою особую задачу. Благодаря переживаниям человек постоянно что-то открывает, узнаёт о самом себе.

Социальные переживания и переживания самости являются, с одной стороны, диаметрально противоположными состояниями относительно источника происхождения и направленности, с другой - взаимодействуют между собой согласно закону единства диалектических противоположностей, закономерностям разнонаправленной активности, вариативности и неупорядоченности.

Нами переживания рассматриваются не только как особое эмоциональное состояние, но и как механизм, позволяющий связать различные компоненты социализации-индивидуализации в целое, и таким образом органично

соединить социальную и индивидуальную сущность человека. В целостном процессе социализации-индивидуализации личности происходит сложное переплетение различных видов переживаний, а именно: переживание человеком себя, своей значимости - переживание ценности и значимости других людей; переживание человеком собственных действий - переживание за действия других людей; переживание процесса, результата выполнения индивидуальной работы

- переживание процесса, результата деятельности, выполненной совместно с другими; переживание собственного успеха - переживание за успехи других и т.д.

В психологической науке достаточно полно и широко изучена проблема переживаний ребёнка в целостном процессе социализации-индивидуализации в условиях оптимальной микро- и макросреды (детском саду, семье) (Т.В. Архиреева, О.А. Белобрыкина, Е.В. Гор-диенко, И.В. Иванова, М.В. Корепанова, А.Д. Кошелева, Т.Д. Марцинковская, А.М. Щетинина и др.). Отсутствуют исследования, раскрывающие целостность процесса социализации-индивидуализации личности в условиях депривации, характеристики переживаний детей без семьи, их классификация и участие в целостном процессе социализации-индивидуализации. Большинство имеющихся работ посвящено рассмотрению и изучению переживаний детей-сирот в самостоятельных процессах социализации и индивидуализации: социальных переживаний (Л.В. Байбородова, Е.В. Виноградова, И.А. Залысина, А.В. Полина) и переживаний самости (Н.В. Головко, Л.А. Девис, В.С. Мухина, Н.К. Радина).

В качестве испытуемых для исследования механизма переживаний в образовании взаимосвязей социализации-индивидуализации личности выступили 10 групп детей, воспитывающихся в условиях детского дома (в количестве 170 чел). Выбор данной категории испытуемых объясняется целью нашего исследования: во-первых, эмоциональная сфера, её составляющие, а следовательно, и переживания различной направленности и модальности наиболее ярко проявляются и развиваются в период дошкольного возраста; во-вторых, дети без семьи находятся в ограниченных социальных (деприваци-онных) условиях жизни, влияние которых вызывает определённые проблемы (нарушения) в развитии личности, в том числе проблемы социализации, индивидуализации, эмоциональной сферы.

В качестве основных задач было определено изучение:

- взаимосвязей между показателями социальных переживаний и переживаний самости в рисуночных тестах у детей, находящихся в ограниченных условиях жизни;

- взаимосвязей между показателями социальных переживаний и переживаний самости в системе реальных взаимоотношений у детей, находящихся в ограниченных условиях жизни.

Методика

Переживания измерялись с помощью рисуночного теста Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек» (ДДЧ), который позволял выявить социальные переживания и переживания самости.

Для выявления участия переживаний во взаимосвязи социализации-индивидуализации личности применялись методики «Лесенка» и «Секрет». Результаты подвергались описательному, корреляционному анализу.

Процедура исследования

Рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» позволяет выявить основные социальные переживания и переживания самости, объединённые в следующие симптомокомплексы: 1) незащищённость, 2) тревожность, 3) недоверие к себе; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность; 6) конфликт (фрустрация), 7) трудности в общении, 8) депрессивность. Детям предлагалось нарисовать на листе формата А4, сложенного пополам, дом, дерево, человека. Затем по определённым деталям рисунка, пропорциям и перспективе оценивался каждый симптомоком-плекс по ряду показателей [3, с. 38-39].

Социальные переживания, возникающие в реальных взаимоотношениях, оценивались с помощью методики «Секрет» (Т.А. Репиной) [4, с. 56]. Данная методика направлена на исследование социализации личности в системе взаимоотношений с другими людьми и определение социального положения ребёнка в группе сверстников, которое сопровождается проявлением определённых переживаний. Ребёнку предлагалось (тайно) положить три открытки (по очереди), в шкафчики тех детей, с которыми он особенно дружит. Экспериментатор записывал имена выбранных детей и очерёдность выбора. Каждому выбору, сделанному ребёнком в пользу наиболее значимого для него сверстника присваивалось определённое количество баллов: 1-й выбор - 3 балла, 2-й выбор - 2 балла, 3-й выбор -

1 балл, за взаимность выборов баллы удваивались. Затем мы суммировали общее количество баллов, полученных ребёнком при выборе его

другими детьми. Распределение статусов детей-сирот в исследуемых нами группах подсчитывалось путём определения верхней, средней и нижней границы общего количества полученных ребёнком баллов: I статусная подгруппа -«звезды» - от 12 до 8 баллов, II статусная подгруппа - «принятые» - от 8 до 4 баллов, III статусная подгруппа - «непринятые» - от 4 до 1 балла, IV статусная подгруппа - «изолированные» - 0 баллов.

С целью определения уровня переживаний ребёнка по отношению к себе как компонента индивидуализации нами использовалась методика «Лесенка» (В.Г. Щур), где ребёнку показывали 6-ступенчатую лесенку, на самой верхней ступеньке которой находятся самые хорошие люди (дети), на средней - и не хорошие и не плохие люди (дети), на самой нижней - самые плохие люди (дети). Ребёнку предлагалось выбрать на этой лестнице место, которое он занимает среди этих людей. Каждой ступеньке, выбираемой ребёнком, присваивалось соответствующее количество баллов (6-я ступенька - 6 баллов, 5-я ступенька - 5 баллов, 4-я ступенька

- 4 балла и т.д.). На основании выбранной ребёнком ступеньки выявляли высокую самооценку ребёнка (оценивает себя как самого хорошего и выбирает самую высокую ступеньку), низкую самооценку (как самого плохого и ставит себя на самую низкую ступеньку), адекватную самооценку (ни хороший, ни плохой -средний, занимает средние ступеньки).

Для выявления отношений зависимости между социальными переживаниями и переживаниями самости во всех методиках мы использовали ранговую корреляцию Спирмена.

Результаты исследования

Вначале рассмотрим полученные результаты рисуночных тестов «Дом. Дерево. Человек».

Анализ рисунков позволил установить наличие у детей-сирот всех показателей симптомо-комплекса (незащищённость, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, конфликтность, враждебность, трудности в общении, депрессивность) и различный уровень их проявления. Все выявленные показатели мы разбили на две группы: социальные переживания, к которым мы отнесли конфликтность, враждебность, тревожность, трудности в общении, депрессивность, и переживания самости -чувство неполноценности, недоверие к себе, незащищённость. Между двумя группами показателей переживаний мы устанавливали корреляционную связь.

Таблица 1

Корреляционная матрица переживаний самости и социальных переживаний______________________

Переживания самости Социальные переживания

ь т с о н б о а р и ь т с о н * о в е р н ь т с о н т « к л н о « Трудности в общении ь т с о н в К о с е р п е

Незащищённость Г8 = 0,467 (при p < 0,05) ГЄ = 0,299 (при p < 0,05)

Неуверенность в себе Г8 = 0,383 (при p< 0,05) ге = 0,512 (при p < 0,05) гв = 0,216 (при p < 0,05)

Чувство неполноценности ге = 0,351 (при р < 0,05) ге = 0,528 (при p < 0,05)

Обнаружено наличие корреляционных связей различной силы между социальными переживаниями и переживаниями самости. Наиболее сильные корреляционные связи установлены между переживаниями неуверенности в себе, чувства неполноценности и различными переживаниями трудностей в общении.

Ярко выраженные переживания тревожности проявляются в случае наличия у ребёнка переживаний незащищённости. Чувство неполноценности связано с наличием у ребёнка трудностей в общении и проявлением конфликтности. Корреляционные связи меньшей силы выявлены между переживаниями ребёнка неуверенности в себе, незащищённости и депрессивными переживаниями.

Исследование взаимосвязей между социальными переживаниями и переживаниями самости в рисуночном тесте «Дом. Дерево. Человек» у испытуемых можно представить в виде корреляционной матрицы (табл. 1).

Из таблицы видно, что переживания самости, как показатели индивидуализации, связаны с социальными переживаниями как показателями социализации, что свидетельствует о согласованности социализации-индивидуализации

личности.

Рассматривая природу переживания, авторами указывается на наличие позитивных и негативных переживаний. Позитивное переживание понимается как средство, повышающее адаптивные возможности субъекта. Такое переживание ведёт к развитию, самоактуализации, становлению личности и её бытия, является основой его способности делать осознанный выбор, достойно встречать испытания судьбы. Негативное переживание выступает как ригидное, автоматическое, вынужденное, приводящее либо к постоянному чувству растерянности и беспомощности, либо к стремлению поставить себя

выше других за счёт своих особых недостатков, возведённых в ранг достоинств.

Рисуночный тест позволил выявить связи между различными негативными социальными переживаниями и переживаниями самости у детей без семьи, которые, по нашему мнению, обеспечивают связь социализации и индивидуализации, но при этом данная связь имеет негативную направленность и приводит к многочисленным проблемам в развитии целостной личности детей-сирот, что подтверждается исследованиями различных авторов.

Методики «Лесенка» и «Секрет» позволили выявить наличие у детей-сирот переживаний определённого социального положения в группе сверстников, социализацию личности, и переживаний уровня самооценки, структуру индивидуализации.

Полученные нами данные о наличии корреляционных связей между переживаниями статусного положения ребёнка в группе сверстников и переживаниями его самооценки представлены в таблице 2.

Корреляционные связи между уровнями самооценки и социометрическим положением ребёнка в группе сверстников свидетельствуют об определённой их согласованности (соотношении).

Дети с высокой самооценкой имеют высокий социометрический статус. Переживание высокой самооценки проявляется у ребёнка в стремлении лидировать, высокой степени активности, инициативности и уверенности в правоте своих действий. Дети с высокой самооценкой способны к ярко окрашенным эмоциям, переходящим в агрессивность (в случае несогласия с их позицией других детей). Такие дети в большинстве случаев являются организаторами, их чаще принимают в игру и совместную деятельность в качестве партнёра, что со временем обеспечива-

Таблица 2

Таблица количественного распределения и зависимостей между самооценкой _________________и социометрическим статусом у детей-сирот_______________________________

№ группы (кол-во детей) Уровень самооценки (кол-во детей) Социометрический статус (кол-во детей) Варианты соотношения уровней самооценки и социометрического статуса (кол-во детей) ге (при р< 0,05)

Высокая адекватная низкая Звезды Принятые Непринятые Изолированные З 1 О В .т я н и р с н - СН АС - принят. .т я н и р с н - С А .т я н и р с н - С В НС- принят.

№ 1 - 18 детей 7 7 4 4 4 10 - 4 3 3 4 3 1 0,596

№ 2 - 14 детей 5 4 5 3 4 7 - 3 3 2 2 2 2 0,601

№ 3 - 15 детей 7 6 2 4 4 7 - 4 1 3 3 3 1 0,411

№ 4 - 20 детей 8 7 5 5 4 10 - 5 4 3 4 3 1 0,580

№ 5 - 15 детей 5 4 6 3 4 8 - 3 4 2 2 2 2 0, 326

№ 6 - 16 детей 7 5 4 4 3 9 - 4 3 2 3 3 1 0, 542

№ 7 - 18 детей 8 5 5 5 5 8 - 5 3 3 2 3 2 0,569

№ 8 - 18 детей 6 6 6 3 5 10 - 3 4 3 3 3 2 0,403

№ 9 - 17 детей 6 6 5 3 4 10 - 3 4 3 3 3 1 0,393

№ 10 - 18 детей 8 6 4 5 4 9 - 5 3 3 3 3 1 0,648

ВС - высокая самооценка З - звёзды; НС - низкая самооценка ПРИНЯТ. - принятые; АС - адекватная самооценка; НЕПРИНЯТ. - непринятые.

ет им благоприятное положение в группе сверстников, постепенно вытесняя менее активного сверстника из круга общения с другими детьми группы. Сравнительный анализ данных показал, что у детей исследуемых групп большему баллу самооценки соответствовал больший балл социометрического статуса (в 3 группах - 4 совпадения; в 4 группах - 3 совпадения; в 3 группах - 5 совпадений).

Менее удачливый, менее активный и вытесняемый ребёнок реже занимает главные роли в играх, для него свойственно переживание собственной неспособности, плохости, неуверенности в себе, вследствие чего он проявляет конформизм под давлением мнения детей с более высокой самооценкой и в результате имеет в группе неблагоприятный социометрический статус. Соответствие статуса «непринятые» и низкой самооценки у детей-сирот выявлено в 4 группах у 4 детей; в 5 группах у 3 детей, в 1 группе у 1 ребёнка.

Нами выявлены также и другие варианты соотношения переживаний уровня самооценки детей-сирот и переживание положения ребёнка в группе сверстников. Соответствие статусной категории «принятых» детей-сирот и адекватной самооценки выявлено в 7 группах - 3 случая, в 3 группах - 2 случая. Переживание адекватной самооценки у данной группы детей сопровождается реальной оценкой своих способностей и возможностей и соотнесение их с ус-

ловиями совместной деятельности, в которую он включён. Ребёнок испытывает положительные эмоции при вступлении в совместную деятельность с детьми группы, не претендует на те игровые роли, которые он не может реализовать, предпочитая уступить их другим детям, а также при возможности может по собственной инициативе предложить сюжет, роль. В соответствии с такими особенностями самооценки другие дети отдают им в основном вторую очередь и таким образом они входят в статусную подгруппу «принятых».

Но в некоторых случаях наблюдается следующая картина: дети с адекватной самооценкой входят в подгруппу «непринятые»: в 2 группах - 4 случая, в 3 группах - 2 случая, в 5 группах - 3 случая. Объясняем данный факт тем, что даже при наличии способности реально оценить свои особенности и возможности эти дети в силу индивидуальных характеристик (более активный партнёр берёт инициативу, условия деятельности не соотносятся с имеющимися индивидуальными способностями, сложность деятельности) не могут подтвердить эту самооценку во взаимоотношениях с другими детьми группы, поэтому они получают меньшее количество выборов.

Встречаются случаи отнесения детей-сирот с высокой самооценкой в подгруппу «непринятых». Мы отметили такую особенность: переживание высокой самооценки ребёнком сопро-

вождалось демонстрацией требований, приказов, даже агрессии и открытых угроз в адрес других детей («Ты будешь дочкой! Если не будешь, то скажу другим, чтоб с тобой не играли! И игрушки не получишь тоже!»). Поэтому при социометрическом выборе дети-сироты с высокой самооценкой в некоторых случаях получали меньшее количество выборов от других детей группы и, как следствие, составили подгруппу «непринятых» (в 2 группах у 2 детей, в 8 группах - у 3 детей).

Объясним взаимосвязь между наличием у детей-сирот низкой самооценки и включением их в подгруппу «принятых» (в 6 группах - 1 случай; в 4 - 2 случая). Переживания низкой самооценки у отдельных детей выражались в стремлении (желании) исполнить любые роли, которые им предлагают дети с более высокой самооценкой и высоким социометрическим статусом, при этом они испытывали удовлетворение от участия в совместных действиях с другими детьми группы, поэтому получали статус предпочитаемых, за счёт третьей очереди при социометрическом выборе.

Полученные данные свидетельствуют о наличии корреляционных связей различной силы между социализацией и индивидуализацией (в 4 группах слабая, 0,384-0,405; в 6 группах средняя, 0,49-0,65), но при этом равновесие смещено в сторону социализированности личности, а именно средний уровень сформированности взаимоотношения детей-сирот со сверстниками выше среднего уровня сформированности самооценки ребёнка.

По результатам методики «Лесенка» и «Секрет» были выявлены различные сочетания негативных и позитивных переживаний ребёнка без семьи. Взаимосвязь положительных социальных переживаний и переживаний самости будут способствовать эффективной (успешной) социализации-индивидуализации личности детей-сирот. Сочетание разнополюсных (противоположных) социальных переживаний и переживаний самости может обеспечивать социализацию-индивидуализацию личности детей без семьи, направленность и эффективность которой будет зависеть от различных факторов (индивидуальных характеристик, социальных условий).

Нами выявлено, что взаимосвязи социализации и индивидуализации в процессе формирования личности возникают независимо от внешних социальных условий (ограничение пространственного и социального окружения, узость социальных контактов, постоянный состав группы), что позволяет говорить о независимом характере их образования.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

1. Социальные переживания участвуют в процессе социализации личности, а переживания самости обеспечивают индивидуализацию личности.

2. Взаимосвязи социальных переживаний и

переживаний самости участвуют в образовании взаимосвязей между структурными компонентами процессов социализации-индивидуа-

лизации, а в целом способствуют образованию целостного процесса.

3. Взаимосвязь социальных переживаний и переживаний самости одного знака прямо пропорциональны направленности социализации-индивидуализации того же знака. Связь социальных переживаний и переживаний самости разных знаков влияют на образование взаимосвязей между социализацией и индивидуализацией, направленность которых зависит от определённых факторов.

4. Связь между социальными переживаниями и переживаниями самости обеспечивает целостность социализации-индивидуализации, возникающей независимо от влияния внешних факторов социальной среды, и обусловлена естественным ходом развития личности.

Проведённые нами исследования имеют практическую направленность, связанную с разработкой методик формирования положительных социальных переживаний и переживаний самости для преодоления негативной направленности социализации-индивидуализации личности.

Для получения более точных, полных результатов о специфике, особенностях взаимосвязей переживаний в структуре социализации-индивидуализации личности необходимы дополнительные исследования различных категорий испытуемых, оценка влияния разнообразных факторов и условий образования связей между социальными переживаниями и переживаниями самости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.

2. Щетинина А.М. Социализация-индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие. Великий Новгород: Нов. ГУ им. Ярослава Мудрого, 2004. 132 с.

3. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста: Методическое пособие. М.: АРКТИ, 2006. С. 38-39.

4. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 232 с.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984.

6. Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений: Монография. Курган: Изд.-во Курганского гос. ун-та, 2005. 175 с.

7. Иванова И.В. Влияние переживаний на развитие личностной идентичности у детей старшего до-

школьного и младшего школьного возраста. Дис... канд. псих. наук. М., 2001. 261 с.

8. Мухина В.С. Особенности развития личности ребёнка, лишённого родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением: Сборник научных трудов / Под общей ред. В.С. Мухиной. М.: Прометей, 1989. С. 59-70.

9. Фахрутдинова Л.Р. О субъектности переживаний // Мир психологии. № 4. 2008. С. 35-45.

PHENOMENON OF EXPERIENCE AS THE MECHANISM OF INTERRELATION OF PROCESSES OF THE SOCIALIZATIONS-INDIVIDUALIZATION OF THE PERSON

A.N. Pronina

In article the problem of experiences of the person is considered. The analysis social and I-experiences submitted by a psychological science is done, mechanisms of their formation and interaction are opened. The author on the basis of the theoretical analysis and an experimental research of specificity of experiences of children - orphans reveals participation of experiences in formation of interrelations between processes socialization and an individualization.

Keywords: socialization, an individualization, experiences, social experiences, I-experiences, emotions, social emotions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.