Научная статья на тему 'Особенности онтогенетической рефлексии у подростков с разным содержанием эмоционального благополучия'

Особенности онтогенетической рефлексии у подростков с разным содержанием эмоционального благополучия Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ОНТОГЕНЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ONTOGENETIC REFLECTION / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / EMOTIONAL WELL-BEING / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / ПЕРЕЖИВАНИЯ / EXPERIENCES / ЭМОЦИИ / EMOTIONS / ЭКЗИСТЕНЦИЯ / EXISTENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ткач Елена Николаевна, Бондарева Марина Юрьевна

The article is devoted to understanding of the specificity of manifestations of ontogenetic reflection in teenage years among adolescents with different contents of emotional well-being. There are presented results of empirical research aimed at identifying of the interrelations between ontogenetic reflection and emotional well-being of adolescents. It was discovered that the interrelations between reflection and negative emotional states intensify the experience of emotional distress, finding expression in various deviations of «emotionally-disadvantaged» adolescents. Among «emotionally ambivalent» teenagers lack of ontogenetic reflection is combined with desire to adapt to socially desirable requirements. High level of ontogenetic reflection of «emotionally successful» teenagers contributes to their efficient individualization and socialization. The results of the study can be used for the development of training programs aimed at work with young people targeted at prevention and overcoming of their emotional distress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ткач Елена Николаевна, Бондарева Марина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF ONTOGENETIC REFLECTION OF DIFFERENT CONTENTS OF EMOTIONAL WELL- BEING ADOLESCENTS

The article is devoted to understanding of the specificity of manifestations of ontogenetic reflection in teenage years among adolescents with different contents of emotional well-being. There are presented results of empirical research aimed at identifying of the interrelations between ontogenetic reflection and emotional well-being of adolescents. It was discovered that the interrelations between reflection and negative emotional states intensify the experience of emotional distress, finding expression in various deviations of «emotionally-disadvantaged» adolescents. Among «emotionally ambivalent» teenagers lack of ontogenetic reflection is combined with desire to adapt to socially desirable requirements. High level of ontogenetic reflection of «emotionally successful» teenagers contributes to their efficient individualization and socialization. The results of the study can be used for the development of training programs aimed at work with young people targeted at prevention and overcoming of their emotional distress.

Текст научной работы на тему «Особенности онтогенетической рефлексии у подростков с разным содержанием эмоционального благополучия»

УДК 159.942.5

ОСОБЕННОСТИ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ1

Ткач Елена Николаевна, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой психологии Педагогического института Тихоокеанского государственного университета; ул. Карла Маркса, 68, Хабаровск, Россия, 680000; e-mail: [email protected]

Бондарева Марина Юрьевна, аспирант кафедры психологии Педагогического института Тихоокеанского государственного университета; ул. Карла Маркса, 68, Хабаровск, Россия, 680000; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

Статья посвящена осмыслению специфики проявления онтогенетической рефлексии у подростков с разным содержанием эмоционального благополучия. В ней представлены результаты эмпирического исследования, направленного на выявление взаимосвязи онтогенетической рефлексии и эмоционального благополучия у подростков. Было выявлено, что взаимосвязь рефлексии с негативными эмоциональными состояниями интенсифицирует переживание эмоционального неблагополучия, что находит выражение в различных девиациях у «эмоционально-неблагополучных» подростков. У «эмоционально-амбивалентных» подростков отсутствие онтогенетической рефлексии сочетается с желанием подстраиваться к социально желаемым требованиям. Высокий уровень онтогенетической рефлексии «эмоционально-благополучных» подростков способствует их продуктивной индивидуализации и социализации. Результаты исследования могут быть использованы в разработке тренинго-вых программ для работы с подростками с целью превенции и преодоления их эмоционального неблагополучия.

Ключевые слова: онтогенетическая рефлексия, эмоциональное благополучие, подростки, переживания, эмоции, экзистенция.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) в рамках проекта «Супервизорское сопровождение сотрудников детских домов как условие оптимизации эмоционального здоровья детей-сирот в процессе их подготовки к жизни в замещающей семье», проект № 14-06-00510.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема проявления рефлексивных способностей у подростков не утратила своей актуальности в современной психологии при изучении специфики развития образа Я подростков со времен Л.С. Выготского, который самым главным новообразованием детей подросткового возраста считал открытие ими своего внутреннего мира [2]. С помощью запущенных рефлексивных механизмов подростки начинают воспринимать и осмысливать свои эмоции как состояния своего собственного «Я», а не как производные от каких-либо внешних событий. Открытие внутреннего мира у подростков сопровождается тревожными переживаниями. Частая смена настроения, обусловленная не только гормональными, физиологическими изменениями, но и неустойчивостью образа Я подростка. Представление подростка о себе напрямую зависит от социально значимого окружения, но в то же время наблюдается и отделение «Я» от других. Каждый подросток считает себя уникальным, в позитивном или негативном плане. Данный феномен позволяет подростку вычленить самого себя из социума [1].

Современные исследователи (А.М. Прихожан, Н. Н. Толстых, А. В. Цветков, И. Р. Зайнагабдинов, Л.В. Сохань и другие) достаточно подробно описывают связь прошлого и настоящего личности во временной трансспективе. Онтогенетическая рефлексия представляет собой феномен, который обеспечивает взаимосвязь образа Я и субъективного переживания эмоционального благополучия в этой трансспективе [4]. Осознание этой взаимосвязи, учет прошлого опыта — своих ошибок, промахов, неудач — и опыта успешного автономного поведения позволяет действовать при выборе жизненного пути более осознанно.

Онтогенетическая рефлексия обусловливает необходимое критическое отношение к событиям сво-

Таблица 1

Результаты анализа корреляции онтогенетической рефлексии с параметрами эмоционально-поведенческой сферы (п = 138, * р < 0,05; ** р < 0,01; — связи не обнаружено)

Параметр Онтогенетическая рефлексия у подростков

1-й группы 2-й группы 3-й группы

Радость - -0,331* -0,714**

Гнев 0,344* - 0,624**

Страх - - -0,392*

Печаль 0,389** - 0,604**

Оценка своего поведения -0,306* -0,326** -

Тревожность 0,340* - -

Положение в семье -0,336**

Принятие себя - - -0,518**

Принятие других - - -0,515**

Конфликт с другими - - 0,399*

Внутренний локус контроля - - -0,641**

Эмоциональный комфорт - - -0,461*

ей жизни и к себе как личности. Это является важным основанием активного преобразования действительности, проявления субъектности в момент выбора содержания и средств собственной активности [1; 3; 8; 9]. Именно так человек реализует потребность в обретении полноты жизни, воплощении своей экзистенции. Онтогенетическая рефлексия становится механизмом, обеспечивающим взаимосвязь прошлого опыта и невоплощенного будущего через осмысление и обретение авторства самореализации.

Рассматривая влияние онтогенетической рефлексии на взаимосвязь образа Я и эмоционального благополучия у подростков с психической травмой, депри-вацией, мы предполагаем, что таким детям необходимо перенаправлять вектор онтогенетической рефлексии в большей степени на настоящее. Излишняя концентрация на негативном прошлом — это разрушающая рефлексия, которая, как правило, только усугубляет интенсивные переживания и приводит к депрессивным расстройствам. Поэтому, работая с подростками, пережившими психотравмирующие ситуации, необходимо в первую очередь направлять их на поиск и обнаружение ресурсов, обеспечивающих полноценную, содержательную жизнедеятельность [9]. А.А. Ухтомский в монографии «Доминанта» отмечал: «Человеку странно и обидно думать, что это не он сейчас решает свою судьбу и что делать. Но, всматриваясь в ход событий, он начинает понимать всё яснее, что то, что решается сейчас в его жизни, предрешено в действительности задолго. Ничто прежнее не проходит бесследно. Теперь всё прежнее учитывается. Лишь выявляется то, что скрывалось внутри» [6, с. 375].

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Для выявления особенностей проявления онтогенетической рефлексии у подростков с разным содержанием эмоционального благополучия мы провели эмпирическое исследование с общей выборкой 138 человек.

В исследовании был использован рисуночный тест Силвер, адаптированный А.И. Копытиным [5]. Результаты, полученные по шкале «Оценка эмоционального содержания», послужили основанием для разделения подростков, принявших участие в исследовании, на три группы.

В первую группу с низким уровнем оценки эмоционального благополучия (среднее статистическое значение 1,58 балла) попали 44 подростка (31,9%) — условно «эмоционально-неблагополучные».

Во вторую группу со средним уровнем оценки эмоционального благополучия (3,00 балла) были включены 65 подростков (47,1%) — условно «эмоционально-амбивалентные».

В третью группу с высоким уровнем оценки эмоционального благополучия (4,45 балла) вошли 29 подростков (21%) — условно «эмоционально-благополучные».

Изучив особенности образа Я подростков с разным содержанием эмоционального благополучия («эмоционально-неблагополучные», «эмоционально-амбивалентные» и «эмоционально-благополучные»), мы утвердились в позиции, отраженной в работах А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.В. Цвет-кова, И.Р. Зайнагабдинова, Л.В. Сохань и других исследователей., которую можно свести к тому, что образ Я личности не может быть «вырван» из прошлого. К 13—15 годам у подростков формируются взгляд на свое прошлое и представления о себе в прошлом. Это выражается в обобщении событий прошлого, выделении негативного и позитивного в своем жизненном опыте [4; 5]. Восприятие своего «Я» в настоящем у подростка находится в непосредственной взаимосвязи с его представлениями о себе — как в прошлом, так и в будущем.

С помощью методики «Самооценка уровня онтогенетической рефлексии» Н. П. Фетискина [7] мы выяснили, насколько подростки принимают и осознают свой прошлый опыт и каковы отличительные

особенности проявлений онтогенетической рефлексии «эмоционально-благополучных», «эмоционально-амбивалентных» и «эмоционально-неблагополучных» подростков.

Для более полного изучения взаимосвязи онтогенетической рефлексии и содержания субъективного переживания эмоционального благополучия нами был проведен анализ корреляции онтогенетической рефлексии со всеми фиксируемыми в исследовании параметрами эмоционально-поведенческой сферы у подростков названных выше групп. Полученные результаты представлены в табл. 1.

Параметры «Эмоциональное содержание», «Оценка образа Я», «Интеллект, положение в школе», «Ситуация в школе», «Внешность, физическая привлекательность», «Общение», «Положение в семье», «Уверенность в себе», «Непринятие себя», «Внешний локус контроля», «Эмоциональный дискомфорт», «Доминирование», «Зависимость», «Уход от решения проблем» не коррелируют с онтогенетической рефлексией, поэтому в табл. 1 перечисленные параметры не представлены.

В 1-й группе подростков («эмоционально-неблагополучные») онтогенетическая рефлексия положительно коррелирует с параметрами «Гнев», «Тревожность» и «Печаль». Это может свидетельствовать об осознанном переживании негативных эмоциональных состояний, что интенсифицирует субъективное переживание эмоционального неблагополучия. Обратная (отрицательная) корреляция онтогенетической рефлексии и параметра «Оценка своего поведения» свидетельствует о внутренне выраженном негативном отношении к социальным требованиям, агрессии к социуму, что провоцирует «эмоционально-неблагополучных» подростков на девиантное поведение. Такие подростки любым способом пытаются быть увиденными другими, замеченными, и не всегда этот способ самоосуществления является конструктивным. У «эмоционально-неблагополучных» подростков агрессия выступает как способ обнаружения себя в мире.

Во 2-й группе подростков («эмоционально-амбивалентные») положительные корреляционные связи онтогенетической рефлексии со многими параметрами не выявлены. Обнаружена обратная корреляция онтогенетической рефлексии с параметрами «Радость», «Оценка своего поведения» и «Положение в семье». На основании выявленных корреляций можно сделать вывод о том, что при уменьшении количества баллов, полученных по методике Н.П. Фе-тискина (при приближении к рефлексии со знаком «+»), в тех случаях, когда необходимо будет принимать самостоятельные решения, опираясь на прошлый опыт, возможно будет происходить обратный процесс, а именно: рефлексия будет препятствовать переживанию позитивных эмоциональных состояний, а также вызывать протестные реакции по отношению к социальным требованиям и семейным установкам. Происходит своеобразная блокировка, заморозка истинных субъективных переживаний у «эмоционально-амбивалентных» подростков при неопределенном или неясном образе Я. Проведенный нами корреляционный анализ по выявлению взаимосвязи онтогенетической рефлексии и всеми фиксируемыми в исследовании параметра-

ми эмоционально-поведенческой сферы позволил обнаружить развитие личностных и социальных качеств при повышении уровня рефлексии у подростков 2-й группы.

Анализ результатов опроса подростков 3-й группы («эмоционально-благополучные») позволяет сделать вывод о том, что наиболее сильно выражена корреляционная связь онтогенетической рефлексии с параметрами «Гнев», «Печаль» (прямая корреляция) и параметрами «Радость», «Принятие себя», «Принятие других», «Внутренний локус контроля» (обратная корреляция). Слабее выражена корреляция с такими параметрами, как «Конфликт с другими» (прямая корреляция) и «Страх», «Эмоциональный комфорт» (обратная корреляция). Полученные нами результаты подтверждают идею В. Франкла о том, что «экзистенция никогда не рефлексируется просто потому, что она не поддается рефлексии» [8, с. 226].

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод об аутентичности образа Я у «эмоционально-благополучных» подростков с развитой духовной экзистенцией. Полная саморефлексия невозможна. Человек интенционален, «направлен» на кого-либо или на что-либо. И, как утверждает В. Франкл, «поскольку мы интенциональны, постольку мы и экзистенциальны. Человек не для того, чтобы себя наблюдать и отражать самого себя; он для того, чтобы предоставлять себя, поступаться собой, чтобы познавая и любя отдавать себя» [8, с. 100].

Наличие множества корреляционных связей онтогенетической рефлексии почти со всеми параметрами эмоционально-поведенческой сферы — как прямых, так и обратных — свидетельствует о тесной взаимосвязи рефлексии с экзистенцией человека, что характерно для личности с аутентичной установкой.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующий вывод: взаимосвязь онтогенетической рефлексии с негативными эмоциональными состояниями интенсифицирует переживание эмоционального неблагополучия, что находит выражение в различных девиациях у «эмоционально-неблагополучных» подростков. Отсутствие прямой взаимосвязи рефлексии с разными эмоциональными состояниями, качествами личности у «эмоционально-амбивалентных» подростков позволяет им подстраиваться под социально желаемые требования, вытесняя собственные субъективные переживания, игнорируя их. Отличительной особенностью «эмоционально-благополучных» подростков является проявление высокого уровня онтогенетической рефлексии при сбалансированности процессов индивидуализации и социализации. Полученные нами результаты эмпирического исследования дополняют научные представления о природе рефлексии и эмоционального благополучия и могут быть использованы в разработке тренинговых программ для работы с подростками с целью превенции и преодоления их эмоционального неблагополучия.

ССЫЛКИ

[1]. Бондарева М.Ю., Ткач Е.Н., Кузнецов В.А. Исследование образа «Я» подростков с различным содержанием эмоционального благополучия // Власть и управление на Востоке России. — 2014. — № 2 (67). — С. 132-138.

[2]. Выготский Л.С. Детская психология. Избранные психологические труды: в 6-ти т. — М.: Педагогика, 1984-1989.

[3]. Гагарин А.В., Бехтер А.А. Развитие копинг-стра-тегий будущих психологов посредством рефлексивных методов обучения // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». — 2014. — № 3. — С. 90-96.

[4]. Зайнагабдинов И.Р. Динамика временной транс-спективы в становлении «образа Я» подростка: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / И.Р. Зайнагабдинов. — М., 2007. — 185 с.

[5]. Силвер Р. Рисуночный тест Силвер. Диагностика когнитивной и эмоциональной сфер личности: методическое руководство / Р. Силвер, А.И. Копытин. — СПб.: Иматон, 2006. — 128 с.

[6]. Ухтомский А.А. Доминанта. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с.

[7]. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. — 490 с.

[8]. Франкл В. Воля к смыслу. — М., 2000. — 368 с.

[9]. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — 372 с.

PECULIARITIES OF ONTOGENETIC REFLECTION OF DIFFERENT CONTENTS OF EMOTIONAL WELL-BEING ADOLESCENTS

Elena N. Tkach — Candidate of Psychological Sciences (Cand.Ps.), Head of the Chair of Psychology, Pedagogical Institute, Pacific National University; Karla Marksa Str., 68, Khabarovsk, 680000, Russia; e-mail: [email protected]

Marina Y. Bondareva — Postgraduate Student, Chair of Psychology, Pacific National University; Karla Marksa Str., 68, Khabarovsk, 680000, Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The article is devoted to understanding of the specificity of manifestations of ontogenetic reflection in teenage years among adolescents with different contents of emotional well-being. There are presented results of empirical research aimed at identifying of the interrelations between ontogenetic reflection and emotional well-being of adolescents.

It was discovered that the interrelations between reflection and negative emotional states intensify the experience of emotional distress, finding expression in various deviations of «emotionally-disadvantaged» adolescents.

Among «emotionally ambivalent» teenagers lack of ontogenetic reflection is combined with desire to adapt to socially desirable requirements. High level of ontogenetic reflection of «emotionally successful» teenagers contributes to their efficient individualization and socialization. The results of the study can be used for the development of training programs aimed at work with young people targeted at prevention and overcoming of their emotional distress.

Keywords: ontogenetic reflection, emotional well-being, teenagers, experiences, emotions, existence.

REFERENCES

[1]. Bondareva M. Ju., Tkach E.N., Kuznecov V.A. Issle-dovanie obraza «Ja» podrostkov s razlichnym soderzhaniem jemocional'nogo blagopoluchija [Research of an image «I» of teenagers with various maintenance of emotional wellbe-ing] // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii [The power and management in the east of Russia]. — 2014. — № 2 (67). — P. 132-138.

[2]. Vygotskij L.S. Detskaja psihologija. Izbrannye psi-hologicheskie Trudy [Children's psychology. Chosen psychological works]: v 6 t. — M. [Moscow]: Pedagogika [Pedagogy], 1984-1989.

[3]. Gagarin A. V., Behter A.A. Razvitie koping-strate-gij budushhih psihologov posredstvom refleksivnyh metodov obuchenija [Development of coping-strategy of future psychologists by means of reflexive methods of training] // Vest-nik RUDN. Serija «Psihologija i pedagogika» [Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Pedagogics series and psychology]. — 2014. — № 3. — P. 90-96.

[4]. Zajnagabdinov I.R.. Dinamika vremennoj transspek-tivy v stanovlenii «obraza Ja» podrostka [Dynamic of a temporary transspektiva in formation «an image I» the teenager]: diss. kand. psihol. nauk: 19.00.07 / I.R. Zajnagabdinov. — Moskva [Moscow], 2007. — 185 p.

[5]. Silver R. Risunochnyj test Silver diagnostika kog-nitivnoj i jemocional'noj sfer lichnosti: metodicheskoe ruk-ovodstvo [Pictural test Silver diagnostics of cognitive and emotional spheres of the personality: methodical management] /

R. Silver, A.I. Kopytin.--SPb. [Sankt-Petersburg]: Ima-

ton, 2006. — 128 p.

[6]. Uhtomskij A.A. Dominanta [Dominant]. — SPb. [Sankt-Petersburg]: Piter, 2002. — 448 p.

[7]. Fetiskin N.P. Social'no-psihologicheskaja diagnostika razvitija lichnosti i malyh grupp [Social and psychological diagnostics of development of the personality and small groups] / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manujlov. — M. [Moscow]: Izd-vo Instituta Psihoterapii, 2002. — 490 p.

[8]. Frankl V. Volja k smyslu [Will to sense]. — M. [Moscow], 2000. — 368 p.

[9]. Frankl V. Chelovek v poiskah smysla [The person in search of sense]. — M. [Moscow], 1990. — 372 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.