Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 3
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
© А. Н. Пронина, И. В. Яковлева, И. В. Сушкова
DOI: 10.15293/2226-3365.1703.06
УДК 159.942.5 + 159.922.73
ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
А. Н. Пронина, И. В. Яковлева, И. В. Сушкова (Елец, Россия)
Проблема и цель. В статье представлен обзор основных идей и результаты изучения проблемы взаимосвязи между социальной успешностью и эмоциональными переживаниями детей дошкольного возраста. Целью исследования стало выявление взаимосвязей между показателями социальной успешности и типами эмоциональных переживаний дошкольников.
Методология. Социальная успешность дошкольников диагностировалась с использованием методов направленности мотивации социального поведения (мотивационный показатель), выбора в действии (отношенческий показатель), наблюдение за типом поведения (поведенческий показатель). Для оценки эмоциональных переживаний детей применялись цветодиагно-стика эмоциональных состояний, тест диагностики тревожности, методика выявления страхов, метод регистрации проявлений агрессии. Оценка взаимосвязей между показателями социальной успешности и эмоциональными переживаниями осуществлялась с использованием критерия Спирмена (р). Выборку составили 188 детей старшего дошкольного возраста.
Результаты. В результате исследования выявлены подгруппы социально успешных (п = 135) и социально неуспешных (п = 53) детей. Установлено, что для социально успешных детей характерны более высокие средние значения всех исследуемых эмоциональных переживаний. Корреляционный анализ показал, что высокие показатели социальной успешности характеризуются повышенным уровнем проявления эмоциональных переживаний: групповая направленность мотивации социального поведения характеризуется нейтральными эмоциональными состояниями, высоким уровнем страха; благоприятный социометрический статус - высоким уровнем агрессивности, страха; активно-социальный тип поведения - характеризуется высоким уровнем агрессивности, тревожности. Социально неуспешные дети имеют более низкие уровни проявления аналогичных эмоциональных переживаний.
Заключение. Результаты позволили сделать вывод, что отдельные показатели социальной успешности детей дошкольного возраста связаны с некоторыми типами эмоциональных переживаний. Выявлено, что высокие уровни показателей социальной успешности дошкольников
Пронина Анжелика Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра психофизиологии и педагогической психологии, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина. E-mail: [email protected]
Яковлева Ирина Васильевна - старший преподаватель, кафедра дошкольного и специального образования, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина. E-mail: [email protected]
Сушкова Ирина Викторовна - доктор педагогических наук, профессор, кафедра дошкольного и специального образования, Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина. E-mail: [email protected]
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
89
2017, том 7, № 3 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
связаны с высоким уровнем проявления эмоциональных переживаний: повышенной агрессивности, тревожности, страха, что характеризует наличие эмоционального напряжения в процессе достижения и сохранения социальной успешности. Наличие низких уровней эмоциональных переживаний социально неуспешных дошкольников свидетельствует об их пассивной социальной жизненной позиции.
Ключевые слова: успех; успешность; социальная успешность; социально успешные дети; социально неуспешные дети; эмоциональные переживания; типы эмоциональных переживаний; показатели социальной успешности; дети дошкольного возраста.
Постановка проблемы
Одной из наиболее значимых ценностей личности выступает достижение успеха в различных сферах жизни. Вопросы ориентации личности на достижение успеха, изучение его аксиологических, ценностных аспектов представлены в работах зарубежных и отечественных исследователей (К. А. Абульханова-Слав-ская [1], K. Gogol, M. Brunner, T. Goetz, F. Preckel, R. Martin [2], К. И. Воробьёва [3], Л. И. Дементий [4; 5], Толочек [6], В. П. Туль-чинский [7], O. Rahamim [8], P. Kajonius, A. Carlander [9] и др.).
Благодаря исследованиям различных проблем успеха и успешности, разработано смысловое содержание данной дефиниции как достижение личностью (человеком) в ходе собственной жизнедеятельности определённых результатов, признаваемых и оцениваемых обществом, при которых человек осознаёт значимость себя для общества и собственную значимость.
В науке выделены различные виды успешности в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональная [10], учебная1, спортивная [11] и т. д. Содержание понятия социальной успешности можно характеризовать, с одной стороны, как коллективное, общественное признание и позитив-
ную оценку социально-значимых качеств и характеристик человека, с другой - как объединение все перечисленных видов успешности.
Социальную успешность можно охарактеризовать как устойчивое состояние личности, основанное на позитивной «Я-концеп-ции», что говорит о его вовлеченности как социально полноценного субъекта в систему социальных связей и отношений, которые способствуют эффективной социализации и достижению социально значимых статусов [12].
Социальная успешность детей дошкольного возраста в науке исследовалась фрагментарно, вместе с тем очевидна общественная и научная значимость этой проблемы, т. к., с одной стороны, очевидны ориентиры государства в создании необходимых условий для развития и достижения успешности личности во всех сферах жизнедеятельности. С другой стороны, в дошкольном возрасте в силу его динамичности, пластичности, адаптивности возможно создание условий и предпосылок для развития успешной личности на всех последующих возрастных этапах развития.
В детской и возрастной психологии изучалась успешность детей дошкольного возраста в трудовой, изобразительной, спортивной, познавательной видах деятельности
1 Хомко Л. Н. Учебная успешность как условие оптимального развития в школьников // Проблемы педагогики: сб. ст. - 2015. - Вып. 10 (11). - С. 28-35._
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 3 www.'
(Е. В. Субботский2, Т. В. Сенько3 и др.). Х. Хекхаузен4 отмечает, что с возрастом последовательность и настойчивость в преследовании целей достижения увеличивается и отчетливо проявляется в возрасте 4,5 лет и старше. И. Р. Алтунина изучала изменение структуры мотива достижения успеха и экспериментально доказала, что в старшем дошкольном возрасте, в период от 4-5 до 6-7 лет, у детей появляется способность оценивать вероятность достижения успехов, и данный фактор с этого возраста начинает оказывать определённое влияние на силу и направленность мотивации достижения успехов5.
Характеристики социальной успешности дошкольников можно обнаружить в отечественных и зарубежных исследованиях, по-свящённых изучению социометрического статуса ребёнка в группе сверстников. В зарубежных исследованиях выделяют факторы влияния дружбы, симпатии и антипатии на положение ребёнка в группе сверстников [13-15], негативное значение успеха в установлении избирательного доверия к социальному окружению [16].
Социальная успешность дошкольника должна выражаться в достижениях (успехах), оцениваемых и признаваемых окружающим социумом. Достижение ребенком успеха, формирование у него стремлений к положительной оценке социумом его поступков, поддержка успехов дошкольника оказывают влияние на развитие самосознания, уровень притязаний, становление волевой сферы [17].
iik.nspu.ru ISSN 2226-3365
На этапе дошкольного возраста оценкой и ориентиром ближайшего социума (воспитателей, родителей) по отношению к процессу социализации дошкольников является соответствие поведения, поступков ребёнка установленным социально-значимым нормам, которые проявляются в активно-социальном поведении.
В нашем понимании, социальная успешность детей дошкольного возраста - это социально-значимые достижения процесса социализации на этапе дошкольного возраста, проявлениями которого выступают социально-значимые мотивы, благоприятное положение ребёнка в группе сверстников, социально-активное поведение, соответствующее ожиданиям и оценкам социума.
Таким образом, в структуре социальной успешности дошкольников можно выделить мотивационный, отношенческий, поведенческий показатели. Процесс достижения успешности сопровождается проявлениями различных по силе и направленности эмоциональных переживаний удовлетворённости, разочарования, гордости, радости, отчаяния и т. д.
Успешность - сугубо индивидуальное переживание радости, личностное, субъективное. Момент оценки конечного результата с позиций успешности и неуспешности всегда сопровождается переживаниями (от удовлетворения до триумфа). «Успех рассматривается как особая направленность личности с характерной мотивацией на достижение, ценно-
2 Субботский Е. В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1984. - 446 с.
3 Сенько Т. В. Взаимосвязь положения старших до-
школьников в группе сверстников с успешностью их познавательной и элементарной трудовой дея-
тельностью: дис. ... канд. психол. наук. - Минск, 1984. - 202 с.
4 Heckhausen X. Motivation and action. Berlin [etc.]:
Springer, cop. - 1991. - 504 с. 5Алтунина И. Р. Структура и развитие мотивов и мотиваций социального поведения: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2006. - 348 с.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
91
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 3
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
стями, коммуникативными навыками, когнитивными навыками и умением контролировать эмоции» [12].
В психологической науке Ф. Е. Васи-люк6, Н. В. Дмитриева [18], Т. Д. Марцинков-ская7, В. В. Ляшенко [19] и др. раскрыли сущность, виды переживаний человека. «Переживать индивидуальные успехи и достижения человек не может изолированно, они возникают только во взаимосвязи с переживаниями по поводу оценивания их окружающими» [20].
Роль эмоциональных переживаний в процессе достижения успешности можно отметить в работах зарубежных авторов, которые выделяют такую функцию переживаний, как «социальное дистанцирование», которая основана на создании с помощью определённых эмоций дистанции с другими членами группы для достижения определённого социального статуса или власти в условиях сорев-
8
нования, конкуренции .
В работе Е. П. Ильина9 выявлено, что проявление эмоции или чувства той или иной модальности зависит от социального статуса человека. Люди с высоким статусом в ответ на неблагоприятные результаты более склонны проявлять гнев, а люди с низким статусом -испытывают вину и печаль; при благоприятных результатах люди с высоким статусом более склонны испытывать гордость, в то время как люди с низким статусом чаще испытывают признательность. В работе зарубежных авторов по аналогичной проблеме сделан следующий вывод: наличие несоответствия
между инструментальным и выразительным статусом в ситуациях группы провоцирует чувства разочарования и неуверенности во взаимодействии с другими, приводящее к высокому уровню стресса [21].
В работах А. Л. Маршака, Л. В. Рожковой установлено, что в представлениях российской молодёжи наблюдается тенденция несовместимости жизненного успеха и моральных принципов, что, в свою очередь, сопровождается проявлением негативных эмоциональных переживаний [22]. У. Штернбергом [23] исследован феномен страха успеха. Он считает, что люди со страхом успеха демонстрируют негативную реакцию, когда они понимают, что способствовали достижению своих целей. Их достижения вместо улучшения самооценки вызывают депрессию и тревогу.
Таким образом, структуру социальной успешности детей дошкольного возраста можно дополнить эмоциональным показателем, включающим различные эмоциональные переживания. В исследованиях Х. Хекхаузена выявлено разнообразие эмоциональных реакций на неудачу детей 3-6 лет. В работе Б. Оп§1еу, Т. МаШ исследовалась роль эмоций в просоциальном поведении детей дошкольного возраста и указывалось, что ребёнок испытывает негативное аффективное состояние вследствие нарушения социальной нормы [24]. В работе Б. Оп§1еу, М. Ша, Т. МаШ изучалась взаимосвязь аффективно-нравствен-
6 Василюк Ф. Е. К истории понятия переживания // Научная школа Л. С. Выготского: традиции и инновации (27-28 июня 2016): материалы международного симпозиума. - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. -С. 114-123.
7 Категория переживания в психологии и философии:
коллективная монография / под ред. Т. Д. Марцин-
ковской. - М.: Прометей, 2004. - 456 с.
8 Fischer A. H., Manstead A. S. R. Social Functions of Emotion // Handbook of Emotions. Third Edition / Edited by Lewis M., Feldman L. - New York-London: The Guilford press, 2008. -456-471 p.
9 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2001. -752 с.
© 2011-2017 Вестник НГПУ
Все права защищены
92
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 3
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
ных предпосылок и просоциального поведения 4-8-летних детей с различным социально-экономическим положением. Выявлено, что менее благополучные в социально-экономическом плане дети могут больше испытывать переживания сострадания и вины в просоциаль-ном поведении в отличие от переживаний более благополучных детей [25]. Зарубежные авторы устанавливали влияние социально-эмоционального поведения дошкольников на регулирование, продуктивное участие в деятельности и навыки отношений [26; 27], взаимосвязь социометрического статуса дошкольников с агрессией [28].
Целью нашего исследования было изучение и анализ взаимосвязей социальной успешности и эмоциональных переживаний детей дошкольного возраста.
Материалы и методы
Исследование проводилось в 2016 году. В эмпирическом исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста дошкольных образовательных организаций Липецкой области (n = 188). Средний возраст участников: 6,5 ± 0,32. Разброс возраста: min 6, max 7 лет.
Исследование проходило в два этапа. Первый этап включал диагностику показателей социальной успешности с помощью следующих методик: 1) для исследования моти-вационного показателя социальной успешности была использована методика выявления индивидуальной, колеблющейся и групповой направленности мотивации социального поведения (И. Р. Алтунина); 3) отношенческий показатель социальной успешности оценивался посредством методики «Секрет», направленной на выявление социометрического статуса ребёнка (Я. Л. Коломинский); 4) для оценки действенно-практического показателя соци-
альной успешности применялся метод наблюдения за поведением детей с целью изучения типов, направленности поведения (А. М. Щетинина).
На втором этапе изучали переживания детей с помощью следующих методик: методика «Цветодиагностика эмоциональных состояний» (Е. Ф. Бажин, А. М. Эткинд), тест диагностики тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, Ф. Амен), «Страхи в домиках» (А. И. Захаров), методика регистрации проявлений агрессии «Ребенок глазами взрослого» (А. Романова).
Поскольку распределение данных для результатов всех методик оказалось не соответствующим нормальному распределению, взаимосвязь между показателями рассчитывалась с помощью непараметрического критерия Спирмена (p) в программе SPSS Statistics.
Результаты исследования
Диагностика мотивационного показателя социальной успешности дошкольников установила преобладание у 53,7 % обследуемых детей колеблющейся направленности мотивации социального поведения. Дети с такой мотивацией в течение долгого времени не могли принять решение: выполнять только свое задание или помогать остальным детям группы. В результате ребёнок не достигал личного успеха и группа также не могла вовремя и качественно выполнить задание. Зафиксированы ситуации, когда дети пытались сначала выполнить своё задание, а потом помочь группе, и наоборот старались помочь группе, а потом приступали к своей работе. У 20,7 % детей выявлена индивидуальная направленность мотивов социального поведения: они сразу приступали к выполнению своего задания, не обращая внимание на проблемы, трудности остальной группы. 25,6 % испытуемых продемонстрировали групповую
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 3
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
направленность социальной мотивации: они приняли в пользу других детей группы.
Результаты оценки отношенческого показателя социальной успешности посредством методики «Секрет» позволили определить, что в обследуемых группах детей «звёзды» составили 21,2 % от общего числа, «принятые» - 50 %, «непринятые» - 18 %, «изолированные» - 10,6 %.
В поведенческом показателе социальной успешности выделены различные типы социального поведения (пассивно-социальное, активно-социальное). С асоциальным типом социального поведения выявлено 16,4 % детей, которые нарушали социальные нормы и правила. Дети с пассивно-социальным типом поведения (46,8 %) следовали усвоенным социально значимым моральным нормам и требованиям. В тех ситуациях, когда они не знали, как поступать в соответствии с ними, они подчинялись моральным требованиям других детей или старались перенять их от сверстников.
Они спокойно относились (или старались не замечать) к нарушениям установленных социальных норм со стороны других детей. В случае нарушения детьми с пассивно-социальным типом поведения социально значимых норм, совершения антисоциальных поступков они старались обвинить других, не пытались самостоятельно изменить линию поведения, а ориентировались на мнение и оценку со стороны воспитателей или сверстников.
Дети с активно-социальным типом поведения (36,7 %) отличались более активными действиями и поступками, соответствующими моральным нормам и требованиям. Такие дети сами соблюдали правила поведения и требовали от других их соблюдения, замечали любые нарушения и осуждали их. Дети с активно-социальным типом поведения не только сами осознавали последствия нарушения социальных норм, но и старались другим указать на нарушения и объяснить их последствия.
Таблица 1
Средние значения и стандартные отклонения показателей социальной успешности
Table 1
Average values and standard deviations of social success indicators
Показатели социальной успешности Среднее значения (стандартное отклонения)
Мотивационный: количество выборов индивидуальной и групповой направленности (4-15 баллов) 9,457 (2,970)
Отношенческий (статусный): количество выборов предпочитаемых сверстников группы (1-9 баллов) 4,66 (0,0652)
Поведенческий: проявление поведенческих действий (1-3,5 баллов) 2,361 (0,71)
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 3
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Таблица 2
Соотношение показателей социальной успешности детей дошкольного возраста в исследуемой выборке, %
Table 2
The correlation of indicators of social success of preschool age children in the studied sample, %
Мотивационный показатель социальной успешности
Индивидуальная направленность мотивации Колеблющаяся направленность мотивации Групповая направленность мотивации
20,7 % 53,7 % 25,6 %
Отношенческий показатель социальной успешности
звёзды принятые непринятые изолированные
21,2 % 50 % 18 % 10,6 %
Поведенческий показатель социальной успешности
Активно-социальный тип поведения Пассивно-социальный тип поведения Асоциальный тип поведения
36,7 % 46,8 % 16,4 %
Соотношение показателей социальной успешности исследуемой выборки испытуемых позволило выделить две подгруппы детей: социально успешные и социально неуспешные. Таким образом, к социально успешным детям мы отнесли детей с преобладанием общественно значимой и колеблющейся направленности мотивации социального поведения, благоприятными социометрическими статусами («звёзды», «принятые»),
Таблица 3
Средние значения показателей социальной успешности у социально успешной подгруппы (верхняя строка) и социально неуспешной подгруппы детей (нижняя строка)
Table 3
Average social success indicators of socially successful subgroup (top row) and socially unsuccessful
subgroups of children (bottom row)
активно-социальным типом поведения. Таких детей выявлено 72 % (п = 135). К социально неуспешным мы отнесли детей с индивидуальной направленностью мотивации социального поведения, неблагоприятным социометрическим статусом («непринятые», «изолированные»), асоциальным и пассивно-социальным типом поведения. Эти дети составили 28 % (п = 53).
Показатели социальной успешности Средние значения
Мотивационный 11,2
8,75
Отношенческий 6,33
3,9
Поведенческий 3,02
2,09
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 3
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Выявлены более высокие средние значения по всем показателям у социально успешной подгруппы детей.
Результаты диагностики эмоциональных переживаний в обследуемой выборке детей дошкольного возраста представлены в таблице 4.
Таблица 4
Средние значения и стандартные отклонения эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного возраста в исследуемой выборке
Average values and standard deviations of the emotional experiences of senior preschool
age children in the studied sample
Table 4
Типы эмоциональных переживаний Среднее значения (стандартное отклонения)
Эмоциональные состояния: количество выборов конкретного цвета (1-9 баллов) 7,07 (1,3)
Тревожность: индекс тревожности (1-3 баллов) 2,2 (0,66)
Агрессивность: выраженность ситуационно-личностных агрессивных реакций (0-260 баллов) 112,9 (26,8)
Страхи: количество страхов (9 баллов - мальчики, 12 баллов - девочки) 11,1 (1,4)
Таблица 5
Средние значения эмоциональных переживаний, выявленных у социально успешной подгруппы (верхняя строка) и социально неуспешной подгруппы детей (нижняя строка)
Table 5
Average emotional experience indicators of socially successful subgroup (top row) and socially unsuccessful subgroups of children (bottom row)
Виды эмоциональных переживаний Средние значения
Эмоциональные состояния 8,07
6,69
Тревожность 2,45
2,12
Страх 11,2
11,03
Агрессивность 132,6
104,7
По результатам, представленным в таблице 5, можно констатировать повышенные средние значения эмоциональных переживаний в подгруппе социально успешных детей дошкольного возраста.
В таблице 6 представлены коэффициенты корреляции Спирмена между показателями социальной успешности и типами эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного возраста.
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 3
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
Показано, что показатели социальной успешности оказались статистически значимыми для эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного возраста. Результаты корреляционного анализа в двух подгруппах -
и социально успешных, и социально неуспешных детей - продемонстрировали значительное количество умеренных и тесных взаимосвязей между показателями социальной успешности и видами эмоциональных переживаний.
Таблица 6
Матрица взаимных корреляций показателей социальной успешности и эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного возраста (социально успешной подгруппы детей - верхняя строка и социально неуспешной подгруппы детей - нижняя строка)
Table 6
The matrix of mutual correlations of indicators of social success and emotional experiences of senior preschool age children (socially successful sub-group of children - the top row and socially
unsuccessful subgroups of children, bottom row)
Показатели социальной Эмоциональные Агрессивность Страх Тревожность
успешности состояния
Мотивационный показатель 0,335** 0,029 0,163* 0,205
0,109 0,137 0,271* 0,552**
Отношенческий показатель 0,164 0,341** 0,294** 0,159
0,415** 0,631** 0,127 0,283**
Поведенческий показатель -0,364** 0,297** -0,011 -0,281**
0,172 0,342** 0,116 0,237*
Примечание. ** -p < 0,01;* -p < 0,05.
Note. ** -p < 0,01;*-p < 0,05.
При анализе корреляционной матрицы на подгруппах социально успешных и социально неуспешных детей старшего дошкольного возраста представляется необходимым отметить как сходство, так и различия в структуре взаимосвязей показателей социальной успешности и исследуемых эмоциональных переживаний.
В частности, можно отметить наличие у социально успешных и неуспешных детей взаимосвязей между мотивационным показателем и уровнем страха (у социально успешных 0,163 при p < 0,05, у социально неуспешных 0,271 приp < 0,05). У социально успешных детей с групповой направленностью социальных мотивов обнаруживается повышенный уровень страха, в то время как у социально не-
успешных детей с индивидуальной направленностью социальных мотивов уровень страха низкий.
Обнаружена взаимосвязь между отно-шенческим, поведенческим показателями и наличием агрессивности, тревожности как у социально успешных, так и у неуспешных детей. У детей с благоприятными социометрическими статусами (звёзды, «принятые») зафиксирован высокий уровень агрессивности, в то время как социально неуспешные дети со статусом «непринятые», «изолированные» демонстрируют низкий уровень агрессивности. Социально успешные дети с активно-социальным типом поведения имеют высокий уровень агрессивности, а социально неуспешные дети с пассивно-социальным и асоциальным типом
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 3
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
поведения имеют низкий уровень агрессивности. Социально успешные дети с активно-социальным типом поведения проявляют высокий уровень тревожности, вместе с тем социально неуспешные дети с пассивно-социальным и асоциальным типом поведения имеют низкий уровень тревожности.
Отсутствует статистически значимая связь между мотивационным показателем социальной успешности и проявлением агрессивности как у социально успешных, так и у социально неуспешных детей, а также между поведенческим показателем и страхом.
При анализе корреляционных матриц обращает на себя внимание факт выраженной обратной взаимосвязи между поведенческим показателем социальной успешности и эмоциональным состоянием (-0,364 при р < 0,01) и тревожностью у социально успешных детей (- 0,281 при р < 0,01). Активно-социальный тип поведения социально успешных детей характеризуется низким уровнем тревожности и нейтральным эмоциональным состоянием.
Различия во взаимосвязях в исследуемых подгруппах детей проявляются в наличии взаимосвязей у социально успешных детей между мотивационным показателем и эмоциональными состояниями и их отсутствие у социально-неуспешных. В отличие от социально успешных детей в подгруппе неуспешных обнаружена связь мотивационного показателя и тревожности.
Выявлено наличие взаимосвязи между отношенческим показателем, эмоциональным состоянием и тревожностью у социально неуспешных детей и отсутствие такой связи в подгруппе социально успешных.
Заключение
Результаты исследования показали, что между показателями социальной успешности
и типами эмоциональных переживаний у детей дошкольного возраста имеются различные виды взаимосвязей. Выявлено, что высокий социометрический статус и активно-социальное поведение социально успешных детей связаны с наличием у них агрессивности и тревожности, в то время как у социально неуспешных детей, занимающих неблагоприятные статусные подгруппы уровни агрессивности и тревожности низкие. Высокая общественная мотивация социально успешных детей связана с проявлениями страха, у детей с индивидуальной мотивацией уровень страха низкий. Низкий социометрический статус социально неуспешной подгруппы детей связан с низким уровнем тревожности и нейтральными эмоциональными состояниями, а индивидуальная мотивация связана с низкой тревожностью.
У социально успешных детей установлены также обратные виды взаимосвязи: проявление активно-социального поведения характеризуется негативным эмоциональным состоянием и сниженной тревожностью.
Таким образом, можно сделать вывод, что повышение показателей социальной успешности сопряжено с проявлениями негативных эмоциональных переживаний. Это, по нашему мнению, обусловлено проявлением эмоционального напряжения по отношению к сопровождающим факторам на пути к достижению социальной успешности в виде переживаний, в частности, агрессивности по отношению к более успешному сверстнику как конкуренту (сопернику), тревоги и страха потерпеть неудачу на пути к успеху, несоответствия социально-установленным требованиям и не получить оценку со стороны ближайшего социума. Социально неуспешные дети имеют низкий уровень проявления эмоциональных переживаний, что характеризует пассивность их социальной жизненной стратегии.
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 3
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К. А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35, № 2. - С. 5-18.
2. Gogol K., Brunner M., Goetz T., Preckel F., Martin R. Structural models of achievement motivation // Personality and Individual Differences. - 2014. - Vol. 60. - P. 70-89. DOI: https://doi.org/10.10167j.paid.2013.07.309
3. Воробьёва К. И. Психология успеха: монография. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2011. -118 с.
4. Дементий Л. И., Нечипоренко О. П. Особенности социальных представлений об успехе и успешной личности у лиц с различным социальным статусом // Вестник Омского университета. Серия: Психология. - 2007. - № 2. - С. 37-45.
5. Дементий Л. И., Нечипоренко О. П. Личностные особенности и типология успешных и неуспешных личностей // Вестник Омского университета. Серия: Психология и педагогика. -2011. - № 2. - С. 277-284.
6. Толочек В. А. Социальная успешность человека: внесубъектные и интерсубъектные ресурсы // Известия Саратовского университета. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2015. - Т. 4, № 2. - С. 115-122.
7. Тульчинский В. П. Успех этики успеха // Ведомости прикладной этики. - 2016. - № 48. -С.27-35.
8. Rahamim O., Meiran N., Garbi D., Shahar G. Evaluative processes in self-critical individuals: The role of success and failure inductions // Personality and Individual Differences. - 2016. -Vol. 100. - P. 105-113. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.paid.2016.03.083
9. Kajonius P., Carlander A. Who gets ahead in life? Personality traits and childhood background in economic success // Journal of Economic Psychology. - 2017. - Vol. 59. - P. 164-170. DOI: https://doi.org/10.1016/jjoep.2017.03.004
10. Thomas W. H. Ng., Daniel C. F. Subjective career success: A meta-analytic review Show more // Journal of Vocational Behavior. - 2014. - Vol. 85, Issue 2. - P. 169-179. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jjvb.2014.06.001
11. Юров И. А. Психодинамические корреляты спортивной успешности // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 3. - С. 22-26.
12. Absatova M., Ordahanova A., Duisenbayeva A. Social Success of Future Primary School Teachers in the Process of Professional Training // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. -Vol. 6, № 6 S4. - P. 476-481. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n6s4p476
13. Joao D., Santos A., Antunes M., Fernandes M., Vaughn B. Co-evolution of Friendships and Antipathies: A Longitudinal Study of Preschool Peer Groups // Frontiers in Psychology. - 2016. -Vol. 7. - P. 43-68. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01509
14. Torres M., Domitrovich C., Bierman K. Preschool interpersonal relationships predict kindergarten achievement: Mediated by gains in emotion knowledge // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2015. - Vol. 39. - P. 44-52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2015.04.008
15. Sierksma J., Thijs J., Verkuyten M. Children's intergroup helping: The role of empathy and peer group norms // Journal of Experimental Child Psychology. - 2014. - Vol. 126. - P. 369-383. DOI: https://doi.org/10.1016/jjecp.2014.06.002
Вестник Новосибирского государственного педагогического университета
2017, том 7, № 3
www.vestnik.nspu.ru
ISSN 2226-3365
16. Palmquist C., Jaswal V., Rutherford A. Success inhibits preschoolers' ability to establish selective trust // Journal of Experimental Child Psychology. - 2016. - Vol. 152. - P. 192-204. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jjecp.2016.07.015
17. Пронина А. Н., Яковлева И. В. Теоретические основы проблемы социальной успешности в дошкольном возрасте // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2014. -№ 28 (4). - С. 131-133.
18. Дмитриева Н. В., Самойлик Н. А. Кризис идентичности: феноменология переживания: монография. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2013 - 231 с.
19. Ляшенко В. В. Переживание и его качественная определённость // Психология и психотехника. - 2016. - № 1. - С. 64-72.
20. Пронина А. Н. Феномен переживания как механизм взаимосвязи процессов социализации-индивидуализации личности // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». - 2010. - № 4 (20). - С. 176-182.
21. Brake H., Grow A., Dijkstra J. Status inconsistency in groups: How discrepancies between instrumental and expressive status result in symptoms of stress // Social Science Research. - 2017. -Vol. 64. - P. 15-24 http://dx.doi.org/10.1016Zj.ssresearch.2016.12.006
22. Маршак А. Л., Рожкова Л. В. Жизненный успех в представлениях российской молодёжи // Социологические исследования. - 2015. - № 8 (376). - С. 157-160.
23. Sternberg W. The fear of success // Quadrant. Journal of C. G. Jung Foundation for Analytical Psychology. - 1987. - Vol. 20, № 2. - P. 23-40.
24. Ongley S. F., Malti T. The role of moral emotions in the development of children's sharing behavior // Developmental Psychology. - 2014. - Vol. 50 (4). - P. 1148-1159. DOI: http://doi.org/ 10.1037/a0035191
25. Ongley S. F., Nola M., Malti T. Children's giving: moral reasoning and moral emotions in the development of donation behaviors // Frontiers in Psychology. - 2014. - Vol. 5. - P. 23-37. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00458
26. Denham S., Basset H., Mincic M. S., Kalb S., Way E., Segal Y. Social-emotional learning profiles of preschoolers' early school success: A person-centered approach // Learning and Individual Differences. - 2012. - Vol. 22, Issue 2. - P. 178-189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lin-dif.2011.05.001
27. Plotner M., Over H., Carpenter M., Tomasello M. The effects of collaboration and minimal-group membership on children's prosocial behavior, liking, affiliation, and trust // Journal of Experimental Child Psychology. - 2015. - Vol. 139. - P. 161-173. DOI: http://doi.org/10.1016/jjecp.2015.05.008
28. Nelson D., Burner K., Coyne S., Hart C., Robinson C. Correlates of sociometric status in Russian preschoolers: Aggression, victimization, and sociability // Personality and Individual Differences. - 2016. - Vol. 94. - P. 332-336. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.01.054
© 2011-2017 Вестник НГПУ Все права защищены
100
2017, Vol. 7, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
DOI: 10.15293/2226-3365.1703.06
Angelica Nicolayevna Pronina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Psychophysiology and Educational Psychology Department, Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-5454-9830 E-mail: [email protected] Irina Vasilyevna Yakovleva, Senior Lecturer, Pre-school and Special Education Department, Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation.
ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-6392-4778 E-mail: [email protected] Irina Victorovna Sushkova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Pre-School and Special Education Department, Bunin Yelets State University, Yelets, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0002-3594-2183 E-mail: [email protected]
Introduction. The article presents an overview of the main ideas and results of studying the problem of the relationship between social success and emotional experiences of preschool age children. The aim of the study was to identify the relationships between indicators of social success and types of emotional experiences of preschoolers.
Materials and methods. The authors employed the following methods of assessing preschoolers' social success: methods of directing social behavior motivation (motivational level), methods of choice in action (the indicator of attitude), behavior type monitoring (behavioral indicator). Colour tests for assessing the emotional status, anxiety tests, methods of revealing fears, and methods of aggression display were applied in order to assess emotional experience of preschool children. Evaluation of the interdependence between indicators of social success and emotional experiences were carried out using Spearman rank correlation (p). The sample consisted of 188 children of senior preschool age.
Results. The study identified subgroups of socially successful (n=135) and social failure (n=53) children. It has been established that socially successful children have higher average values of all studied emotions. Correlation analysis showed that high rates of social success have a higher level of emotional experiences: group direction of social behavior motivation is characterized by a neutral emotional state and high levels offear; positive sociometric status is characterized by high aggression and fear level; active social behavior type was characterized by high aggression and anxiety level. Socially unsuccessful children have lower levels of manifestation of the same emotional experiences.
Conclusion. The results allowed to conclude that separate indicators of social success of preschool age children are connected with certain types of emotional experiences. It is revealed that high levels of indicators ofpreschoolers' social success are associated with a high level of emotional distress - increased aggression, anxiety, andfear, which characterizes emotional stress in achieving and maintaining social success. Low levels ofemotional experiences ofsocially unsuccessful preschoolers indicate their passive social attitudes.
Interdependence between social success and emotional experience of preschool age children
Abstract
© 2011-2017 NSPU Bulletin
All rights reserved
101
2017, Vol. 7, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
Keywords
Success; Social success; Socially successful children; Social failure children; Emotional
experience; Types of emotional experiences; Indices of social success; Preschool age children.
REFERENCES
1. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Methodological principle of a subject: study of person's life course. Psychological Journal, 2014, vol. 35, no. 2, pp. 5-18. (In Russian) URL: http://eli-brary.ru/item.asp?id=21560866
2. Gogol K., Brunner M., Goetz T., Preckel F., Martin R. Structural models of achievement motivation. Personality and Individual Differences, 2014, vol. 60, pp. 70-89. DOI: https://doi.org/10.1016Zj.paid.2013.07.309
3. Vorob'yova K. I. The Psychology of Success. Monograph. Khabarovsk, Far Eastern State Transport University Publ., 2011, 118 p. (In Russian) URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=20112470
4. Dementij L. I., Nechiporenko O. P. Personal characteristics and typology of successful and unsuccessful persons. Bulletin of the Omsk University. Series: Psychology, 2007, no. 2, pp. 37-45. (In Russian) URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21545742
5. Dementij L. I., Nechiporenko O. P. Personal Characteristics and Typology of Successful and Unsuccessful Persons. Bulletin of the Omsk University. Series: Psychology and Pedagogics, 2011, no. 2, pp. 277-284. (In Russian) URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=16530452
6. Tolochek V. A. Level of person's social success: outer-subject and inter-subject resources. News of Saratov University. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2015, vol. 4, no. 2, pp. 115-122. (In Russian) URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23774967
7. Tulchinskij V. P. Success of the success ethics. Bulletin of Applied Ethics, 2016, no. 48, pp. 27-35. (In Russian) URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26555354
8. Rahamim O., Meiran N., Garbi D., Shahar G. Evaluative processes in self-critical individuals: The role of success and failure inductions. Personality and Individual Differences, 2016, vol. 100, pp. 105-113. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.03.083
9. Kajonius P., Carlander A. Who gets ahead in life? Personality traits and childhood background in economic success. Journal of Economic Psychology, 2017, vol. 59, pp. 164-170. DOI: https://doi.org/10.1016/jjoep.2017.03.004
10. Thomas W. H. Ng., Daniel C. F. Subjective career success: A meta-analytic review. Journal of Vocational Behavior, 2014, vol. 85, no. 2, pp. 169-179. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jjvb.2014.06.001
11. Jurov I. A. Psychological correlates of sports success. Sports Science Bulletin, 2012, no. 3, pp. 2226. (In Russian) URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21010185
12. Absatova M., Ordahanova A., Duisenbayeva A. Social success of future primary school teachers in the process of professional training. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, vol. 6, no. 6 S4, pp. 476-481. DOI: http://dx.doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n6s4p476
13. Joao D., Santos A., Antunes M., Fernandes M., Vaughn B. Co-evolution of Friendships and Antipathies: A Longitudinal Study of Preschool Peer Groups. Frontiers in Psychology, 2016, vol. 7, pp. 43-68. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2016.01509
14. Torres M., Domitrovich C., Bierman K. Preschool interpersonal relationships predict kindergarten achievement: Mediated by gains in emotion knowledge. Journal of Applied Developmental Psychology, 2015, vol. 39, pp. 44-52. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appdev.2015.04.008
© 2011-2017 NSPU Bulletin
All rights reserved
102
2017, Vol. 7, No. 3 http://en.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365
15. Sierksma J., Thijs J., Verkuyten M. Children's intergroup helping: The role of empathy and peer group norms. Journal of Experimental Child Psychology, 2014, vol. 126, pp. 369-383. DOI: https://doi.Org/10.1016/j.jecp.2014.06.002
16. Palmquist C., Jaswal V., Rutherford A. Success inhibits preschoolers' ability to establish selective trust. Journal of Experimental Child Psychology, 2016, vol. 152, pp. 192-204. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/jjecp.2016.07.015
17. Pronina A. N., Yakovleva I. V. Theoretical foundations of the problem of social success in pre-school age. Educational Psychology in Multicultural Space, 2014, no. 28, pp. 131-133. (In Russian) URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=22782136
18. Dmitrieva N. V., Samojlik N. A. The crisis of identity: the phenomenology of the experience. Monograph. Novosibirsk, Novosibirsk State Pedagogical University Publ., 2013, 231 p. (In Russian) URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=21835745
19. Lyashenko V. V. The experience and quality certainty. Psychology and Psychotechnology, 2016, no. 1, pp. 64-72. (In Russian) URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=26164726
20. Pronina A. N. Phenomenon of experience as the mechanism of interrelation of processes of the socializations-individualization of the person. Bulletin of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod. Series "Social Science", 2010, no. 4, pp. 176-182. (In Russian) URL: http://eli-brary.ru/item.asp?id=19527000
21. Brake H., Grow A., Dijkstra J. Status inconsistency in groups: How discrepancies between instrumental and expressive status result in symptoms of stress. Social Science Research, 2017, vol. 64, pp. 15-24. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.ssresearch.2016.12.006
22. Marshak A. L., Rozhkova L. V. Life success in the young people's views in Russia. Sociological Studies, 2015, no. 8, pp. 157-160. (In Russian) URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=24035825
23. Sternberg W. The fear of success. Quadrant. Journal of C. G. Jung Foundation for Analytical
http://www.cgjungny.org/q/p/q20n2.html#q20n2b
24. Ongley S. F., Malti T. The role of moral emotions in the development of children's sharing behavior. Developmental Psychology, 2014, vol. 50 (4), pp. 1148-1159. DOI: http://doi.org/10.1037/a0035191
25. Ongley S. F., Nola M., Malti T. Children's giving: moral reasoning and moral emotions in the development of donation behaviors. Frontiers in Psychology, 2014, vol. 5, pp. 23-37. DOI: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2014.00458
26. Denham S., Basset H., Thayer S., Mincic M. S., Kalb S., Way E., Segal Y. Social-emotional learning profiles of preschoolers' early school success: A person-centered approach. Learning and Individual Differences, 2012, vol. 22, no. 2, pp. 178-189. DOI: https://doi.org/10.1016/j.lin-dif.2011.05.001
27. Plotner M., Over H., Carpenter M., Tomasello M. The effects of collaboration and minimal-group membership on children's prosocial behavior, liking, affiliation, and trust. Journal of Experimental Child Psychology, 2015, vol. 139, pp. 161-173. DOI: http://doi.org/10.1016/jjecp.2015.05.008
28. Nelson D., Burner K., Coyne S., Hart C., Robinson C. Correlates of sociometric status in Russian preschoolers: Aggression, victimization, and sociability. Personality and Individual Differences, 2016, vol. 94, pp. 332-336. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.paid.2016.01.054
Psychology, 1987, vol. 20,
no.
2, pp. 23-40. URL:
© ®
This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).
© 2011-2017 NSPU Bulletin
All rights reserved