Научная статья на тему 'Научное знание: когнитивное vs социальное (к вопросу о критериях оценки научного результата)'

Научное знание: когнитивное vs социальное (к вопросу о критериях оценки научного результата) Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
181
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чернявская В.Е.

Статья рассматривает проблему оценки качества нового научного результата с точки зрения внутринаучных (когнитивных) и внешненаучных (социально, институционально обусловленных) факторов. Поднимается дискуссионный для современного научного сообщества вопрос т.н. индикаторов «научного оценивания» и механизмов общественного контроля в научных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC KNOWLEDGE: COGNITIVE VS SOCIAL ASPECTS (TOWARDS THE CRITERIA FOR SCIENTIFIC EVALUATION)

The article deals with a problem of professional evaluation of scientific research. It touches upon the question of the scientific quality phenomenon we measure. The questions to discuss are: what are the objective evaluation criteria of communication in science both from cognitive and social institutional points of view? What are the social consequences of the new production of knowledge?

Текст научной работы на тему «Научное знание: когнитивное vs социальное (к вопросу о критериях оценки научного результата)»

В.Е. Чернявская

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ: КОГНИТИВНОЕ У8 СОЦИАЛЬНОЕ (К ВОПРОСУ О КРИТЕРИЯХ ОЦЕНКИ НАУЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА)

Статья рассматривает проблему оценки качества нового научного результата с точки зрения внутринаучных (когнитивных) и внешненаучных (социально, институционально обусловленных) факторов. Поднимается дискуссионный для современного научного сообщества вопрос т.н. индикаторов «научного оценивания» и механизмов общественного контроля в научных исследованиях.

Проблема оценки качества научного результата (ср.: Evaluation) - это проблема поиска ответа на вопросы «Какое научное достижение является действительно значимым?» и «Что следует считать собственно наукой и не наукой?» -вопросы, сформулированные одним из первых Дереком Прайсом, американским ученым, социологом, идейным основоположником того направления в науковедении, которое изучает феномен роста научного знания и ставит целью создания ясных объективных методов его описания и оценки (ср.: Scientometrie). Дискуссии вокруг этой проблемы, начавшиеся еще в 60-е гг. в США, после издания основных трудов Д. Прайса захватили затем Западную Европу и приняли в последние десятилетия интернациональный масштаб, превратившись в особый «business sector», по определению авторитетного специалиста в этой области Е. Хауза [House: 1993]. Суждения и выводы, рождающиеся в результате этих дискуссий, напрямую затрагивают отношения между научными институтами и обществом в целом, которое создает, финансирует и должно контролировать (!) эти институты. Практика «научного оценивания» предполагает выработку критериев относительно того, исследования какого рода могут / должны признаваться приоритетными с точки зрения научного прогресса, поступательности науки в целом, а также механизмов «сопутствующего контроля» со стороны научного сообщества. Это может быть сформулировано как глобальная проблема, стоящая перед современным обществом: насколько - в какой степени - оценка «научного качества» может способствовать социальной политике в научной сфере и, с другой стороны, на каком этапе эта оценка уже сама становится социально-политическим инструментом влияния и формирования науки в ее поступательном движении. Ср.: [Felt 1999: 13].

Наш анализ этой проблемы в рамках данной статьи учитывает науковедческие разработки как отечественных, так и - в значительной степени -

зарубежных специалистов, изучающих феномен «научного качества».

Обсуждаемая здесь проблематика фокусируется традиционно вокруг двух основных направлений. Во-первых, научное знание оценивается с точки зрения внутринаучных, т.е. онтологически и гносеологически обусловленных закономерностей познания и творческой деятельности, и, во-вторых, в направлении внешненаучных факторов - социально, общественно обусловленных. Внутринаучные - имманентные - законы научного развития детально и всесторонне описаны в фундаментальных исследованиях отечественных и зарубежных ученых, при этом приоритет в разработке этого вопроса принадлежит российским специалистам [Ильин, Калинкин 1985; Ку-чинский 1983]. Особое место в этих исследованиях занимает научный анализ процессов вербализации готового научного результата при его воплощении в тексте. Область лингвистики текста и конкретно стилистики научного текста - это то направление современного языкознания, в котором изучается взаимосвязь экстралингвистической природы самого знания, ментальных фаз его формирования (осознание проблемной ситуации -выдвижение идеи / гипотезы - доказательство -вывод) и собственно языковых средств, инвариантных при организации и развертывании научного знания на текстовой плоскости. Основополагающее значение имеют здесь труды М.Н. Кожиной, М.П. Котюровой, Е.А. Баженовой, Л.В. Слав-городской и др. С другой стороны, и это сегодня также очевидно, наука как социальное явление предстает в виде особой институционально организованной научной деятельности с иерархией отдельных ученых (исследовательских коллективов), существующих в условиях конкуренции. Это означает, что результаты научно-исследовательской деятельности подвергаются общественной оценке, где критериями являются престиж, общественное признание, социальный статус ученого. Эти социальные факторы, внешние по отноше-

нию к законам научного познания, способны в достаточно большой степени влиять на современные научные процессы и судьбу научных открытий. В этой связи примечательны случаи т.н. непризнанных научных открытий - не замеченных современниками и не включенных в научный оборот незамедлительно после опубликования [Чернявская 2004а, б]. Очевидно, что в зависимости от того, насколько научные исследования, их видимые успехи влияют на профессиональный успех ученого, определяется и его социальный статус в обществе. Это отчетливо видно на примере экономически развитых стран Западной Европы, где ученые имеют высокий социальный статус по отношению к другим слоям в обществе. Общество достаточно высоко оплачивает производимый ими продукт, и научное достижение может быть - является - определенного рода товаром. При этом сложилась развитая и хорошо дифференцированая иерархия профессиональных должностей и положений внутри различных научных институтов, при которой определяющее значение имеют качество научных достижений исследователя и авторитет в научном сообществе. Влияние конкуренции на научные исследования проявляются среди прочего в том, что:

- исследовательские центры (в том числе при высших учебных заведениях) целенаправленно мотивируются и «программируются» на интенсивную разработку актуальных научных проблем;

- исследования осуществляются в условиях осознаваемого цейтнота под давлением необходимости (желания) достичь результата раньше других. Итак, ученые сравниваются друг с другом, и основными критериями являются новизна и оригинальность опубликованных результатов, количество и качество публикаций. В этой связи для ученых Германии, например, называется как типичная «вынуждаемая обстоятельствами потребность как можно больше публиковаться» (eine oft als Zwang empfundene Notwendigkeit, möglichst viel zu publizieren) [Graefen 1997: 90].

Существенным понятием в исследовании научной деятельности, уводящим анализ в социологическую сферу, является понятие «научная элита». Проблема элитарности в целом, будучи активно обсуждаемой в связи с политической жизнью общества с 60-х гг. ХХ в., остается в известной мере открытой из-за невозможности привести к общему знаменателю все множество выработанных определений. Основными при определении элиты считают меритократический принцип заслуг: общество структурировано по

группам «социального успеха», и высшие группы этой иерархии являются элитными; а также функциональный принцип: элита - это «социальный субъект, группа, члены которой решающим образом влияют на характерные для данной общественно-политической системы социальные процессы и в силу этого занимают преимущественное положение по сравнению с другими членами общества» [Эндрувайт 1998: 9]. Примечательны в этой связи результаты исследования понятия «научная элита», проведенные российскими специалистами С.А.Кугелем и И.Г. Васильевым среди российских респондентов в 1996 г. [Кугель, Васильев 1996]. Так, для опроса было сформулировано определение научной элиты как «группы ученых, вносящих наибольший вклад в развитие науки» (т.е. по ценностному принципу) и предложены 16 признаков научной элиты для ранжирования по их значимости в глазах опрашиваемых. Сгруппировав индикаторы как высокозначимые, среднезначимые и малозначимые, был получен такой рейтинг признаков: 1) высокозначимые: публикации в наиболее престижных изданиях, цитируемость; 2) среднезначимые: наличие ученой степени доктора наук, публикации за рубежом, проведение фундаментальных исследований, избрание в зарубежные академии, звание действительного члена или члена-корреспондента РАН; 3) относительно малозначимые: награждение государственными научными премиями и медалями АН, эксперт научного фонда, приглашение на работу по контракту в зарубежный научный центр, звание действительного члена или члена-корреспондента РАЕН, отраслевых академий, государственные научные стипендии. Самый низкий рейтинг получили такие показатели, как членство в РАЕН и отраслевых академиях и получение государственных научных стипендий. Материалы опроса выявили не только общие оценки научного сообщества, но и специфику мнений ученых различных отраслей науки. При высокой значимости по выборке в целом публикаций в престижных научных изданиях (55,8%) наиболее высоко этот признак оценивают медики (69,6%) и физики (66,3%), зато только 44,8% химиков и 47,6% математиков признают высокую значимость этого признака. При средней по выборке высокой оценке цитируемости в 55,9% у медиков показатель значимости этого признака достигает 79,2%, у биологов - 67,7%, а у математиков он составляет лишь 38,1%. Названные в приведенном здесь опросе признаки научной элиты действительно являются валидными индикаторами при

оценке того, что мы называем научным «качеством». При этом следует констатировать, что сами методы, критерии, показатели измерения и оценки научного знания остаются предметом открытых дискуссий.

Основная сложность, возникающая при осмыслении феномена научной элиты, связана с непрозрачностью и противоречивостью самих инструментов оценки. Так, традиционно значимым показателем в этой сфере был показатель биб-лиометрический, учитывающий объем публикаций и индекс цитирования ученого. Но это индикатор скорее количественных измерений, не дающий абсолютно точного определения для феномена «научное качество». С одной стороны, очевидно, что в той ситуации, когда научная деятельность включена в систему общественных социальных отношений, научная публикация выступает как предпосылка и условие участия в научной конкуренции, как мера вклада отдельного субъекта познания в общенаучное развитие и, в конечном итоге, как фактор общественного успеха ученого, как инструмент создания «имени в науке». Еще в упоминавшейся работе Д. Прайса «Little science, Big science» (ориг. 1963 г.) именно публикация, т. е. опубликованный, зафиксированный в тексте научный результат, считался как стандартизированная единица измерения научного качества, по аналогии с экономическими единицами, т. е. признавалась надежным индикатором научных измерений.

Однако в новых и новейших науковедче-ских исследованиях подчеркивается эмпирическая неподтверждаемость этого предположения [ср.: Hornbostel 1997]. В первую очередь в силу того, что имеет место «расщепление» основного первичного текста - вербализованного нового результата на многие частные варьирующие его публикации. В этой связи известен даже термин-эвфемизм «наименьшие публикуемые единицы» (Least publishable units), характеризующий такую ситуацию, когда объем вводимых в научный оборот текстов не отражает адекватно объем «приращенного» нового знания. Стремление опубликовать научный результат не разрешает, таким образом, изначально обозначенную оппозицию социальное / когнитивное в науке, особенно в свете проблемы выявления действительно значимых и влияющих научный прогресс субъектов науки, которые должны пользоваться социальной поддержкой.

В современной ситуации постоянного продуцирования новых текстов «имя в науке», зани-

маемая ступень в профессиональной иерархии, звания и проч. могут определить судьбу научного результата и влиять на то, что качественные и действительно значимые достижения малоизвестных исследователей в течение длительного времени могут оставаться незамеченными в научных кругах. Социальная надстройка вступает в противоречие с открытым по сути характером научного познания, в процессе которого разные субъекты науки должны рассматриваться как равные, и персональные характеристики не должны приниматься во внимание при оценке качества научного результата. О характерной интолерантности как невнимании к альтернативным, вообще другим идеям, возникающей в некоторых научных сообществах, говорилось достаточно [Коммуникация в современной науке 1976].

Как известно, широко распространено представление о том, что цитирование является объективным показателем влияния того или иного сообщения на научное сообщество - представление, также не находящее подтверждения при детальном изучении этого вопроса. В этой связи приведем самые примечательные, на наш взгляд, заключения, полученные различными авторами в результате качественного и количественного анализа ссылок и библиографического аппарата в целом в трудах ведущих ученых в области фундаментальных наук. Так, ссылка сама по себе не может являться абсолютно достоверным индикатором научного качества, потому что: 1) она часто включается в ритуал, по которому ученый платит интеллектуальный долг руководителю, коллеге, авторитетному лицу etc. посредством цитирования его работы; 2) распространены случайные ссылки, когда автор демонстрирует скорее собственную эрудицию, нежели заимствует действительно существенный для него предтекст [Коул 1976: 395]. 3) Ссылки в большой мере отражают стратифицированный характер науки, частичную закрытость ее высших и низших иерархических уровней друг другу. Это значит, что ученые, обладающие высоким научным престижем, цитируют преимущественно «себе подобных».

Так, по данным американского социолога Дж. Коула, Нобелевские лауреаты и члены Национальной академии США лишь в 9% случаев ссылаются на ученых низшего ранга, в 58% они цитируют ученых из «высшей девятки». Только 10% ссылок у физиков, проводящих исследования высшего качества, относятся к ученым из менее значимых научных подразделений, 60% ссылок приходится на работы ведущих подразделений.

При этом ученые-физики, работающие в малопрестижных учреждениях, плохо осведомлены о работе коллег из таких же низших подразделений, т.е. не опираются на их публикации в собственных разработках. Как следствие, исследования, проводимые в малых университетах, остаются незамеченными в широких научных кругах. Естественно, что исследователи из мелких центров более осведомлены о работе крупнейших центров используют научную продукцию научной элиты, повышая тем самым ее индекс цитирования [Коул 1976: 405]. Примечательны также библиометри-ческие данные, опубликованные в международном журнале «Scientometrics» за 1994. Отмечена тенденция, согласно которой ученые одного профессионального ранга / социального статуса гораздо вероятнее вступают в научный диалог, в т.ч. опосредованный текстами, с исследователями, чей научный статус выше или ниже («who are some ranks above or below this rank»), нежели с коллегами одного с ними ранга [Kretschmer 1994: 368]. Феномен, называемый альтернативным альянсом, заставляет усматривать в нем признаки научного «элитизма», или квазиэлитарности, противоречащие по существу открытому, толерантному, абсолютно диалогичному характеру научной деятельности.

Особая роль в системе специфических инструментов регулирования научного качества закрепляется в сегодняшнем мире за системой рецензирования, предшествующей опубликованию того или иного научного результата. Рецензирование включено в систему селективно-направляющих мер в науке - то, что в англоязычных исследованиях называется системой gatekeeping. Особую селективную функцию выполняют периодические издания, научные журналы. Они выступают не только в роли посредника в распространении научных знаний или как инициатор публикаций -существует возможность непосредственного обращения к авторам, «заказ» на публикацию, но и как особого рода фильтр, позволяющий выбирать из большого количества предложений только то, что соответствует критериям релевантности и научной новизны. Сложившаяся система рецензирования приводит к тому, что в глазах коллег и в целом научного сообщества публикация в этих изданиях является уже оценкой качества публикуемых результатов, предваряющей их восприятие читателем. Таким образом, то, в каком журнале опубликовано научное сообщение, стало, например в Германии, достаточно однозначным показателем и одновременно рычагом научной

конкуренции [Weinrich 1995: 159]. Это - заключение применимо как представляется, ко многим странам. С другой стороны, и это выделяется особо зарубежными специалистами в области научной коммуникации, пока и поскольку публикация выступает в форме товара, научный орган печати заинтересован и, более того, вынужден подбирать и организовывать статьи таким образом, чтобы находить достаточно большой круг своих читателей [Graefen 1997: 104]. Особое значение в системе селективных мер в науке получают отзывы о возможности опубликования (Peer review), они могут строиться как на основе строго формализованных данных, устанавливаемых конкретным научным коллективом, так и быть достаточно произвольными. Во всяком случае об отсутствии строгих, однозначно установленных критериев оценки для всех экспертов говорят сегодня знакомые с существом вопроса специалисты.

В этой связи представляют интерес сравнительные данные, приводимые авторитетным американским исследованием «Peerless science. Peer review and U.S. science Policy», 1990. Так, были проанализированы заключения о возможности опубликования манускриптов, поступивших в редакцию известного интердисциплинарного журнала «Social Studies science», выходящего в США ежеквартально и публикующего статьи, главным образом, по проблемам истории, социологии, философии, т.е. гуманитарным наукам. Данные касаются периода с 1971 по 1981 г., когда коллегией экспертов была отклонена 131 рукопись, и еще 64 отклонены непосредственно главным редактором. Причины отказа в публикации сгруппированы в 10 типов, при этом каждая рукопись рассматривалась в среднем двумя экспертами, и на каждую отвергнутую рукопись пришлось 4,4 критических замечания из нижеследующего списка, т.е. каждый из экспертов делал в среднем не менее двух замечаний. Итак, самым часто критикуемым аспектом была (1) недостаточная аргументация (poor argumentation): поверхностный анализ, доказательство подменяется собственным мнением -24,2%. Далее следует (2) стиль научного изложения (writing style): бессвязный, неясный, а также (3) вызывающая недоверие интерпретация / применение в рассуждениях фактов и / или источников - по 12,5%. (4) Незнание / неиспользование релевантных первоисточников и (5) отсутствие новизны (опора на устаревшие, вышедшие из научного оборота данные) - вызывало по 11,7% критических замечаний. Указывается также на (6) существенные пробелы и голословность в рассуждени-

ях (omissions, naivete) - 10,9%. Примечательно, что такое основание для отклонения публикации как (7) ошибочная методология: шаблонность (sampling), погрешность в измерениях и др. не является решающим аргументом для экспертов или, по крайней мере, не выдвигается на первый план -в процентном отношении это составляет 8,6%. Далее по убывающей следуют (8) предметная замкнутость (disciplinary hubris), (9) неприемлемость именно для журнала SSS, (10) объем манускрипта - от 4,7% до 1,6% [Chubin 1990: 108-109].

Очевидно, что на основании этих данных возможно говорить о некоторых отчетливо просматриваемых общих стандартах, лежащих в основе критического осмысления научных текстов как вербализованного знания. Вместе с этим авторы приведенного здесь исследования подчеркивают невозможность однозначного ответа на вопрос, на каком основании редактор / редколлегия назначает экспертов [Chubin 1990: 109]. Это тот аспект, который снова ускользает от более или менее точного - объективного - «измерения» и остается сферой сильного действия «человеческого фактора». Возможно говорить лишь о попытках, предпринимаемых в интернациональном масштабе, чтобы свести к объективным нормам процедуру назначения экспертов и процесс научного рецензирования. При этом отметим очень широкий разброс идей, скорее удаляющий от желаемого консенсуса: от предложений выбирать экспертов на основе библиометрических же (и потому также неоднозначных) критериев; через процедуру демократических выборов в специальных научных отраслях; на основе интуитивной оценки, базирующейся на «общей репутации» эксперта в научных кругах [Hornbostel 1997: 195].

Подводя итоги, разумеется, весьма предварительные, подчеркнем следующее. Главная сложность, называемая в актуальных исследованиях по проблемам оценки качества научного знания, как в отечественных, так и зарубежных, состоит в том, что в настоящее время невозможно говорить о действительно выработанных стандартах оценки научного качества - стандартах прозрачных, действенных, универсальных. Научное сообщество только приближается к решению этой проблемы, к созданию единых рамочных условий, механизмов и критериев для «измерения» того или иного научного результата в общем исследовательском континууме - если это вообще возможно. «Качество» научного достижения - это ускользающая цель и изменчивая величина, относительная в разные временные, исторические пе-

риоды, в разных социокультурных условиях. Наиболее реальное направление в продвижении к этой цели усматривается сегодня в общеевропейском пространстве во внутриинституциональном развитии [Ср.: Felt 1999: 16]. А именно, через ясное определение научно-исследовательской политики каждого отдельного научного учреждения, как научно-исследовательского, так и научно-образовательного. Только на конкретном институциональном уровне необходимо и реально возможно выработать тот «образ научного качества», который способен определять научный и - шире -общественный профиль данного института, служить внутри него количественной и качественной мерой научных достижений и, следовательно, быть основой при распределении финансовых и иерархических льгот.

Список литературы

Ильин В.В. Критерии научности знания. -М., 1989.

Ильин В.В., Калинкин А.Т. Природа науки. -М.: Высшая школа, 1985.

Коммуникация в современной науке: Сб. переводов / Под ред. Э. Мирского, В. Садовского. -М.: Прогресс, 1976.

Коул. Дж. Схемы интеллектуального влияния в научных исследованиях. Коммуникация в современной науке. - М., 1976.

Кугель С.А., Васильев И.Г. Общественное мнение ученых: индикаторы научной элиты // Курьер РАН и высшей школы: Ежемесячный электронный журнал, 1996, № 6-7. Цит. по: Стоя-нович А. Квазиэлитарный научный текст в аспекте стереотипизации // Стереотипность и творчество в тексте. - Пермь, 2000.

Кучинский Г.М. Диалог и мышление. -Минск, 1983.

Проблемы научного творчества в современной психологии / Под. ред. М.Г. Ярошевского. -М.: Наука, 1971.

Чернявская В.Е. Научное познание -«власть дискурса» (лингвистическое осмысление несвоевременных научных открытий) // Studia linguistica. - Вып. 12. - СПб, 2004а.

Чернявская В.Е. Коммуникации в науке: «коллективный разум» и / или индивидуальная когнитивная деятельность? // Языки и транснациональные проблемы. - М.: ИЯ РАН, 2004б.

Эндрувайт Г. Элиты и развитие: Теория и исследование влияния элит на процессы социально-политического развития // Элиты в сравни-

тельно-исторической перспективе. Политическая наука / Под ред. В.Н. Листовского. - М., 1998.

Chubin D., Hackett E. (Eds.). Peerless Science. Peer review and U.S. science Policy. - State University of N.Y. Press, 1990.

Cole S. Wissenschaftliches Ansehen und die Anerkennung wissenschaftlicher Leistungen // P. Weingart (Hg.) Wissenschaftssoziologie I., F/M, 1973.

Felt U. Evaluation im wissenschaftlichen Kontext // Röhbleche M., Simon D.(Hg.). Qualitätsforderung durch Evaluation // Dokumentation des Workshops vom 20-21 Mai 1999. Wissenschaftszentrum Berlin: Sozialforschung, 1999.

Graefen G. Der Wissenschaftliche Artikel -Textart und Textorganisation. - Peter Lang, F/M, 1997.

Hornbostel S. Wissenschaftsindikatoren. Bewertungen in der Wissenschaft. - Oplanden, 1997.

House E. Professional evaluation - social impact and political consequences. - L., 1993.

Kretschmer H. Coauthorship networks of invisible colleagues and institutionalized communities // Scientometrics. An international journal for all quantitative aspects of the science of science. - 1994. -Vol. 30. - № 1.

D. de Solla Price. Science since Babilon. -New Haven: Yale University Press, 1961.

D. de Solla Price. Little science, big science. -N.Y. and L.: Columbia University Press, 1963.

Weinrich H. Wissenschaftssprache, Sprachkultus und die Einheit der Wissenschaft // Linguistik der Wissenschaftssprache. - Berlin, 1995.

V.E. Tcherniavskaia

SCIENTIFIC KNOWLEDGE: COGNITIVE VS SOCIAL ASPECTS (TOWARDS THE CRITERIA FOR SCIENTIFIC EVALUATION)

The article deals with a problem of professional evaluation of scientific research. It touches upon the question of the scientific quality phenomenon we measure. The questions to discuss are: what are the objective evaluation criteria of communication in science both from cognitive and social institutional points of view? What are the social consequences of the new production of knowledge?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.