Научная статья на тему 'Научное знание: единство методологии'

Научное знание: единство методологии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
184
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Epistemology & Philosophy of Science
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное знание: единство методологии»

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ, Т. VI, № 4

КУЧНОЕ ЗНАНИЕ: ЕДИНСТВО МЕТОДОЛОГИИ

В. Б. УСТЬЯНЦЕВ, В. П. БАРЫШКОВ

Появление новой книги авторского коллектива из Ростова' весьма своевременно. Инновационные усилия исследователей нацелены на формирование методологической панорамы современного научного знания. Представлена философская рефлексия развития науки в форме учебного пособия, написанного в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов для вновь вводимой дисциплины кандидатского минимума «История и философия науки».

Свою задачу авторский коллектив видит в том, «чтобы помочь читателю в реализации его фило-софско-георетических интересов и серьезно содействовать в подготовке к экзамену». После внимательного знакомства с текстом серьезность намерений не оставляет сомнения. Книга формирует всесторонние динамичные образы протекающих в современной науке процессов, не обходя инновационных, а значит, дискуссионных проблем. Читатель погружается в атмосферу компетентного, профессионального анализа науки, проведенного не скороговоркой, не схематично, а по существу и с очевидной заинтересованностью.

Рассматривая проблемы философии науки, авторы имели в виду не отдельные науки, которые сильно отличаются друг от друга, а науку как своеобразную форму

познания, специфический тип духовного производства и социальный институт. Вполне уместным выглядит уточнение: перед нами философия науки как философская дисциплина, исследующая срез рефлексивного отношения мышления к бытию науки, ее глубинным и подлинным первоначалам. Как особая область философских изысканий она начала формироваться с середины XX в. Цель философии науки как дисциплины - в интегра-тивном анализе и синтетическом подходе к широкому спектру обсуждаемых проблем, в «поднятии на гора» тех отдельных концептуальных инноваций, которые можно обнаружить в авторских проектах современных философов науки.

Тема роли философии в науке и по отношению к науке - одна из сквозных в философии науки как дисциплине. И в самом деле, так ли уж необходимо вторжение философии в самодостаточную область науки, в область абсолютно уверенных в своей автономности ученых? Насколько вообще философия применима к анализу науки?

Утвердительный ответ неочевиден. Как можно заключить из книги, ответ предполагает: во-первых, соответствие науки и философии по понятийному аппарату, статусу научности, практической значимости; если такое соответствие имеется, то философия легализуется и становит-

I * ! 5

!. I

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учебное пособие для аспирантов. Ростов н/Д., 2004. 608 с.

Й

й.

5 5

< и <!»,>'

м

х

X

X

ш

о **

В. Б. УСТЬЯНЦЕВ, В. П. БАРЫШКОВ

м

х х

X

ся полноправной в ряду наук; во-вторых, ответ на вопрос о правомерности «участил» философии в науке дается через выяснение её методологической функции непосредственно в науке. Философия, по мнению авторского коллектива, задает методологический шин решения научной проблемы, ученый стремигся видеть в науке отношение мысли к действительности. Философии отводится роль компетентного арбитра, который в состоянии дать «философские модели» решения парадоксальных проблем. Наконец, подчеркивается значение философского мировоззрения в эпохи научных революций. Именно это и обусловливает составные части философии науки, ее структуру - эпистемологию, методологию и социологию научного познания. Разумеется, сама структура имеет тенденцию к уточнению и изменению. В-третьих, вопрос об оправданности применения философии к анализу науки касается функций собственно философии науки как целого в процессе развития научного знания. Авторская трактовка функций философии науки как целого в процессе развития научного знания вызывает особый интерес, так как касается болевых нервов эпистемологии. Таких, как различие, общность и единство естественнонаучной и социогуманитарной областей знания и соответствующей им методологии.

Манифестацией звучит тезис о том, что «современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием» (с. 15). На протяжении девяти глав, составляющих книгу, мы в той или иной мере встречаемся с обоснова-

нием идеи о промежуточной функции философии в становлении единой науки. Будь то утверждение Б. Рассела о промежуточности философии между теологией и наукой (см. с. 40). Или мысль Маркса о становлении одной науки, когда естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание (см. с. 81). Или высказывание Р. Рорти о том, что было бы лучше вообще отбросить различие духа и природы. В этом смысле герменевтику в соотношении с объяснением лучше всего рас-смагривать как другой пугь совла-дания с материалом (см. с. 370). По образному выражению В.В. Ильина, приводимому в книге, естественник и гуманитарий «едят одно блюдо», хотя с разных сторон и разными ложками (см. с. 477).

В этих высказываниях видятся указания на науку как целостное развивающееся формообразование и перспективы снятия барьера между естественно-научным и гуманитарным научным знанием (см. с. 407). Таким образом, подчеркивается идея целостности науки и роль в становлении этой целостности философии науки. Констатируется сближение естественных и гуманитарных наук и на уровне методологии (см. с. 408). Все это не означает, что между естествознанием и социо-1уманитарным знанием нет различий.

Существенный интерес представляет структура предлагаемого учебного пособия. Она апробировалась авторами в различных вариантах и представлена в настоящей книге с учетом предыдущих опытов систематизации материала". Важно

* Кохановский В.П., Золотухина Е.В. Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов. Ростов н/Д., 2003; Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д., 1999; его же. Диалектика и герменевтика. Ростов н/Д., 2002; Лешкевич Т.Г. Теория познания и философия науки. Ростов н/Д., 2002; ее же. Философия науки: Мир эпистемологов. Ростов н/Д, 1999; ее же. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ: ЕДИНСТВО МЕТОДОЛОГИИ

учитывать концептуальное основание такой систематизации. Оно, безусловно, присутствует прежде всего в уже отмеченном понимании содержания, структуры и функций философии науки.

Пособие включает в себя следующие разделы: введение - «Предметная сфера философии науки» (с. 7-16); гл. I - «Наука в культуре современной цивилизации» (с. 16-69); гл. II - «Возникновение науки и основные стадии ее развития»; гл. HI - V посвящены логике и методологии науки, рассматриваются такие вопросы, как структура и динамика науки, методологические дефиниции и классификация методов; проблема соотношения научных традиций и научных революций переходит в характеристику современного этапа развития науки с ее методологическими проблемами и основоположениями - гл. VI «Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности» (с. 371-404); гл. VII «Особенности современного этапа развития науки» (с. 405-474 ); характеристике социально-гуманитарных наук и методологическим идеям гуманитаристики посвящена VIII глава «Социально-гуманитарные науки: становление, особенности, методология» (с. 405-474)3; название последней IX главы созвучно социологии науки «Наука как социальный институт» (с. 541-576), и сама глава наполнена живым эпистемологическим содержанием, в ней рассмотрены сюжеты, связанные с языком как средством трансляции знаний и философией техники.

В отношении структуры книги отметим два обстоятельства. Пер-

вое - выдержана именно эпистемологическая (логическая, методологическая) направленность материала. И второе - авторская позиция пронизана стремлением рассмотреть науку как развивающееся формообразование, на основе принципа историчности. Представляется, что второе удалось и в смысле композиции. Вообще, обращает на себя внимание согласованность подхода авторов к решению вопросов соотношения аспектов структурности, динамики и истории науки; методологии и истории эпистемологии.

Заключение в учебном пособии, но сути, представляет собой приложение к книге. В нём воспроизводятся основные выводы фундаментального исследования B.C. Сте-пина «Теоретическое знание» (М., 2000), на идеи которого опирались авторы. Это хорошее подспорье для читателей, наглядный образец современной отечественной логико-методологической мысли. Отметим продуманность и тщательный подбор литературы. Библио-¡рафичсский список включает «классические» для эпистемологии работы, новаторские и современные фундаментальные публикации.

В рецензируемой книге, таким образом, вполне решена задача представить необходимый материал для подготовки соискателя к кандидатскому экзамену по предмету «История и философия науки». Данное учебное издание вызовет несомненный научный интерес и окажет помощь в развитии методологической культуры молодым ученым, вступившим на тернистый путь научной деятельности.

3 Касаясь вопроса классификации социогуманитарных наук, авторы отмечают ее слабую разработанность. Долгое время анализ науки и научного знания проводился по модели естественно-научного знания. В последние же десятилетия резко возрос исследовательский интерес к социально-гуманитарному познанию, которое рассматривается как один из видов научного познания (см. с. 60).

16 Зак. 3111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.