Научная статья на тему 'Социальное познание: формирование, особенности, методология'

Социальное познание: формирование, особенности, методология Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1306
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Устьянцев Владимир Борисович, Листвина Евгения Викторовна

В статье рецензируется одно из первых учебных пособий, подготовленных в соответствии с новой программой кандидатских экзаменов «История и философия науки». Авторы анализируют его структуру, отмечают основные проблемы, затронутые в пособии, к которым относятся: социальное познание в системе познавательной деятельности, особенности социального познания, методология социального познания. В результате рассмотрения авторы приходят к выводу, что учебное пособие В.П. Кохановского подтвердило авторскую заявку на создание необходимого для современной высшей школы инновационного материала по проблеме формирования особенностей и методологии социального познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Cognition: Formation, Peculiarities, Methodology

In the article there is a review of one of the first study guides prepared in accordance with a new program of candidate examinations «History and Philosophical Sciences». The authors analyze its structure, mark the main problems mentioned in the study guide such as social cognition in the system of cognitive process, peculiarities of social cognition, methodology of social cognition. The authors come to a conclusion that the study guide of V.P. Kokhanovsky proved the appropriateness of the authors idea for creating a necessary innovative material for contemporary higher school concerning the problem of peculiarities formation and methodology of social cognition.

Текст научной работы на тему «Социальное познание: формирование, особенности, методология»

Представляем книгу

ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИГУ

УДК 165

СОЦИАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ:

ФОРМИРОВАНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ

Рецензия на учебное пособие для аспирантов В.П. Кохановского «Философские проблемы социально-гуманитарных наук (формирование, особенности и методология социального познания)». Ростов н/Д, 2005. 320 с.

В.Б. Устьянцев, Е.В. Листвина*

Саратовский государственный университет, кафедра теоретической и социальной философии,

* кафедра философии культуры и культурологии E-mail: listvamer@yandex.ru

В статье рецензируется одно из первых учебных пособий, подготовленных в соответствии с новой программой кандидатских экзаменов «История и философия науки». Авторы анализируют его структуру, отмечают основные проблемы, затронутые в пособии, к которым относятся: социальное познание в системе познавательной деятельности, особенности социального познания, методология социального познания. В результате рассмотрения авторы приходят к выводу, что учебное пособие В.П. Кохановского подтвердило авторскую заявку на создание необходимого для современной высшей школы инновационного материала по проблеме формирования особенностей и методологии социального познания.

Social Cognition: Formation, Peculiarities, Methodology (Review of the Study Guide of V. P. Kokhanovcky «Philosophical Problems of Social and Human Sciences (Formation, Peculiarities and Methodology of Social Cognition)») V.B. Ustyantsev, E.V. Listvina

In the article there is a review of one of the first study guides prepared in accordance with a new program of candidate examinations «History and Philosophical Sciences». The authors analyze its structure, mark the main problems mentioned in the study guide such as social cognition in the system of cognitive process, peculiarities of social cognition, methodology of social cognition. The authors come to a conclusion that the study guide of V.P. Kokhanovsky proved the appropriateness of the author’s idea for creating a necessary innovative material for contemporary higher school concerning the problem of peculiarities formation and methodology of social cognition.

Книга известного ростовского философа В.П. Кохановского входит в первое поколение учебных пособий, подготовленных в соответствии с программой нового кандидатского экзамена «История и философия науки». В пособии рассматриваются методологические проблемы социальных наук, процесс их возникновения и формирования, подчеркивается необходимость разработки новой парадигмы социальногуманитарной методологии.

В предисловии автор обосновывает актуальность подготовки такого учебного пособия. Это обусловлено потребностью глубокого понимания сложной современной социальной действительности, необходимостью выработки конструктивно-критического подхода к освоению философской и социально-гуманитарной мысли Запада, изменениями в сфере образования, вызванными кардинальными политическими и экономическими изменениями в России в конце XX века. Представляется обоснованной предложенная автором структура пособия, в котором выделены предисловие, три главы и заключение, дан обширный список литературы.

КРИТИКА

И

БИБЛИОГРАФИЯ

© В.Б. Устьянцев, Е.В. Листвина, 2006

Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1/2

В первой главе «Социальное познание в системе познавательной деятельности», опираясь на традиционное понимание познания и его форм, автор главное внимание уделяет проблеме социального познания. Рассматривая понятие социального познания, критически анализируя различные подходы, имеющиеся в академической литературе, В.П. Кохановский приходит к выводу, что социальному познанию свойственно все то, что свойственно познанию вообще, поскольку всякое познание социально (гуманитарно, связано с человеком). В то же время познание общества, культуры, человека как форма познавательной деятельности существенно отличается от других форм познания (познания природы, гносеологии, эпистемологии).

Выявить и понять специфику социального познания можно только уяснив роль философии в формировании научного знания об обществе и проследив процесс формирования социально-гуманитарных наук, ретроспективно рассматривая процесс их зарождения, начиная с конца XVI в. и заканчивая началом ХХ в., когда сложилось четкое представление о том, что соцально-гума-нитарные науки должны иметь свой собственный концептуально-методологический фундамент, отличный от фундамента естествознания. В связи с этим автор анализирует различные подходы к решению данной проблемы (баденскую школу неокантианства и направление «философии жизни», описательную психологию и герменевтику В. Дильтея, представления Э. Гуссерля о специфике наук о духе).

Вторая глава посвящена изучению особенностей социального познания. В ней на основе анализа обширного историко-философского материала автор дает определение предмета социально-гуманитарного познания: это сфера человеческой деятельности в многообразных ее формах, то есть социальная реальность, которая в отличие от природной реальности конструируется человеческой деятельностью. Автор рассматривает два подхода к пониманию предмета социального познания - материализм и идеализм. Нельзя не согласиться с мнением В.П. Кохановского о том, что, с одной стороны, материалистический подход наиболее адекватен предмету социального познания, а с другой - в рамках идеалистического подхода также были сформулированы продуктивные идеи по проблеме социального познания. Особо хотелось бы отметить исследование автором концепций М.М. Бахтина, который рассматривал предмет гуманитарных наук как «выразительное и говорящее бытие», Г. Риккерта, считавшего, что в противоположность объектам естествознания объекты исторических и других гуманитарных наук должны быть подведены под понятие «культура».

Заслугой автора является постановка и решение вопроса о связи социального познания с ценностями и мировоззренческими установками личности. На основе анализа идей Г. Риккерта и М. Вебера автор приходит к вы-

воду, что категории «ценность» и «смысл» являются ключевыми для понимания специфики гуманитарных наук.

Принципиально важен раздел пособия о роли текста как основного носителя информации, как главного канала трансляции культуры, способствующего сохранению культурного наследия (М.М. Бахтин, В. Виндельбанд, Г. Риккерт). Переходя к семиотической проблематике, непосредственно связанной с текстовой природой социального познания, автор дает подробный анализ взглядов Ю.М. Лотмана; обсуждает проблему объяснения роли языка в социальном познании (В. Виндельбандт, Г. Гадамер, П. Рикер). В рамках второй главы обращается серьезное внимание на роль диалога в процессе социального познания, подчеркивается его значение как в исторической перспективе, так и в современной философии, определяются его виды и их реализация в условиях развития современной науки. Особенно хотелось бы отметить раздел, посвященный проблеме определения общепризнанных парадигм. Характеризуя принятые в науке ХХ-ХХ1 вв. основные концепции, претендующие на то, чтобы выступать в роли определяющей, ведущей общепризнанной парадигмы, В.П. Кохановский подробно исследует само понятие парадигмы и его преломление в сфере гуманитарных и естественных наук, а также дает характеристику «трех больших парадигм», их влияния на формирование социального познания в европейской научной традиции.

В фокусе внимания автора находится проблема методологии социального познания, чему посвящена третья глава учебного пособия. В ней даны понятие, методы методологии, их классификация и уровни, подробно рассматриваются эмпирические и общелогические методы и приемы исследования. Однако наибольший интерес представляют такие вопросы данной главы, как специфические средства и методы социально-гуманитарного познания. Отмечая возможность и необходимость использования всех философских и общенаучных методов и принципов в социальном познании, автор справедливо считает, что они должны быть конкретизированы и модифицированы с учетом специфики социального познания (включенность человека-субъекта в предмет социального познания). Заслуживает особого внимания обращение автора к методам, используемым в психологии (интроспекция и эмпатия). Из современных западных психологов внимание автора привлекли такие представители трансперсональной психологии, как А. Маслоу, А. Уотс и, особенно, С. Гроф с его методом «холотропной терапии или целостной интеграции», экзистенциальной психологии (В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом), обращенной к миру человеческих чувств и переживаний, этнометодологии, стремящейся к взаимодействию описания и понимания в исследовании социальных явлений

Представляем книгу

и событий. Весьма убедителен автор в анализе вопроса о развитии социальной методологии, считая, что наиболее перспективный путь ее обновления - синтез, целостное единство «любых и всяких методологических подходов».

Широкое теоретическое поле, предложенное автором обсуждаемого учебного пособия, открывает возможности для дискуссии по недостаточно проработанным в совместной методологии науки проблемам социально-гуманитарного знания. Отметим лишь два положения, которые могут быть предметом дискуссии. Нам представляется, что в работе не в полной мере выяснена специфика парадигмальности современного этапа развития социально-гуманитарных наук. Излагая категориальный аппарат парадигмы, предложенный Т. Куном, обсуждая метафизические и ценностные основания парадигмального мышления, особенности постижения истины, автор пособия «оставляет в тени» философское обоснование парадиг-мальности знаний об обществе и человеке. В этой связи рассуждения о новой парадигме социального познания преимущественно ориентированы на дисциплинарный и междисциплинарный аспекты и в меньшей мере - на социально-философскую рефлексию.

В порядке прояснения собственной позиции по данному вопросу отметим, что конструктивным началом для построения «парадигмального поля» научного познания социально-гуманитарных наук выступает различие логических и ценностных аспектов «парадигмы» и «концепции». Возникая как позитивное схватывание сущности социальных процессов (от лат. сопсерйо - схватывание) концепция как форма

мышления постепенно превращается в систему личного знания и, в большей мере, чем парадигма, выражает особенности субъекта социального познания, раскрывает индивидуальные особенности мышления ученого-гуманитария и находится у истоков становления парадигмы как творения научного сообщества. Иными словами, концептуализация и парадигмальное видение социальных объектов оказываются различными, хотя и «пересекающимися» способами социального мышления. Думается, что, присоединяясь к теоретической установке Т. Куна и утверждая, что парадигма в самом общем виде это «концептуальная схема, которая в течение определенного времени признается научным сообществом в качестве основы его практической деятельности» (с. 198), В.П. Кохановский присоединяется к тем современным авторам, которые не видят принципиальной разницы между парадигмой и концепцией. Такая точка зрения, несомненно, имеет право на существование, но нуждается в веских аргументах в применении к социально-гуманитарным наукам. Высказанные суждения являются приглашением к дискуссии, которая выходит за рамки программы кандидатского экзамена «История и философия науки» и открывает еще один теоретический горизонт исследования современной философии и методологии науки.

Выполненный нами краткий обзор позволяет утверждать, что учебное пособие В.П. Кохановс-кого представляет безусловный интерес не только для аспирантов и соискателей, но и для всех, кто интересуется современными проблемами социально-гуманитарных наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.