Научная статья на тему 'Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004'

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004 Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1066
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н/Д, 2004»

Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки: Учеб. пособие для аспирантов. Ростов н / Д, 2004

Философия науки как область философского знания чрезвычайно актуальна, ибо в ней нашли отражение все основные течения и направления современной философии. Это связано и с новым пониманием проблемы рациональности, когда научные истины перестали рассматриваться как истины в последней инстанции, и с тем, что философия науки в определенном смысле пришла на смену теории и методологии познания, ибо радикально изменилась вся схема, объясняющая механизм взаимодействия философии и науки в процессе получения новых знаний, и логика их критической оценки и обоснования. Здесь важно отметить, что философия науки - это обсуждение проблем научного знания с позиции философии, которая не стремится более сама быть частью науки, но заявляет право на автономию.

Становление философии науки знаменует собой окончание эпохи активного противостояния сциентизма и антисциентизма, смысл которого состоял в том, что научное познание либо наделялось привилегированным эпистемологическим статусом и фактически выводилось за пределы возможной критики, либо подвергалось столь радикальному отрицанию, что исключало саму возможность диалога. Сциентисты были убеждены в том, что судить о науке можно лишь с позиций самой науки, все остальные точки зрения считались заведомо несостоятельными. И хотя о науке говорили на языке философии, она в полной мере не могла, да и не хотела выйти из концептуально- методического пространства науки, что могло бы дать ей право называться объективным и независимым судьей. Антисциентисты, ставя под сомнение объективность, обоснованность, проверяемость научного знания, делали вывод о несостоятельности науки вообще. Философия науки сформировалась на основе компромисса, когда признаются резонными многие замечания антисциентистов, но из этого не делаются выводы, приводящие к отрицанию самой науки. Замена деструктивного подхода конструктивным позволяет усложнить наши представления о науке, но сохранить ее действительные достижения и использовать познавательно- преобразовательный потенциал на пользу человеку и обществу.

Обретение автономии к середине ХХ в. предоставило философии новые возможности для обсуждения проблем науки. Научная рациональность стала рассматриваться как одна из возможных, а не как наивысший

этап развития человеческого разума. Была осознана необходимость критического осмысления деятельности ученых на всех этапах ее осуществления. Прежнее разделение труда, когда ученые создавали, экспериментально проверяли и обосновывали теории, а философы давали им методологическое оснащение и обобщали результаты на основе рефлективного системотворчества, оказалось под вопросом. В этих условиях, по меткому замечанию Э. Гуссерля, «возникает стремление подвергнуть острой критике научность всех наук, не оценивая заранее оправданность методологических процедур и не задаваясь вопросом о смысле научности». Отсюда становится понятным, почему новые отношения философии и науки привели к изменению названия и содержания кандидатского экзамена, повлияв на учебную программу послевузовского образования.

Рецензируемый текст - одна из первых в нашей стране попыток представить на суд читателя учебное пособие по философии науки для аспирантов всех специальностей. Данное издание носит экспериментальный характер. В таких случаях всегда велик соблазн максимально использовать учебники для философских факультетов по теории познания и методологии науки, что неизбежно приводит к значительным издержкам в реализации поставленной задачи. Но теория познания и философия науки различаются и по структуре, и по содержанию, и по способу постановки проблем. Да и уровень рассмотрения этих проблем на философских факультетах вряд ли может быть достигнут всеми аспирантами нефилософских специальностей.

Авторы представленного учебника успешно преодолели названные трудности и нашли нужную меру в изложении учебного материала, не впадая в чрезмерные упрощения, но и искусственно не усложняя обсуждаемые вопросы. Прежде всего курс философии науки должен включать в себя не только то, что тематически относится к этой сравнительно молодой области философского знания. Выступая преемником курса философии для аспирантов, этот новый курс призван более эффективно и основательно подготовить начинающих исследователей к применению на практике форм и методов научного познания, дать представление о системности и динамике научного знания, вскрыть специфику современного этапа на-

учного развития. Структура рецензируемого пособия позволяет сделать это.

Глава о цивилизационном развитии науки поставлена в начало изложения, что вполне соответствует традиции. Но вопросы, обсуждаемые в ней, не вполне традиционны. Прежде всего это проблемы статуса научности философии, перспективы взаимоотношений философии и науки, а также соотношение науки и искусства. Все это относится к одной из ключевых тем философии науки - теме рациональности. Авторам, несомненно, удалось показать и избыточный оптимизм сциентистов, и излишнюю критичность антисциентистов, что должно способствовать формированию у будущих ученых взвешенного и умеренно-критического отношения к науке как способу познания и преобразования мира.

История науки, которой посвящена вторая глава пособия, занимает важное место в понимании логики и методологии научного поиска. Изложение отличается хорошим стилем и информативностью, что не мешает авторам оставаться на достаточном концептуальном уровне анализа. Освещение основных этапов позволяет в последующих главах разбирать философские проблемы современной науки, обращаясь к широкой исторической перспективе. Заслуживает одобрения избранный авторами принцип разделения этапов и выделение технических наук в отдельный параграф. Это часто встречается в курсах истории естествознания, но значительно реже присутствует в учебных пособиях по истории науки. Различение естественных, социальных и гуманитарных наук также отражено в пособии. Вполне оправданно выделение наук о человеке и обществе в отдельную главу, ибо история становления и развития методологических стандартов этих наук обладает известной автономией.

Наиболее дискуссионная и значимая тема - полемика о типах рациональности и логике развития научного знания. Не случайно эта тема проходит как сквозная через большинство глав рецензируемой книги. Характер изложения учебного материала позволяет не только получить представление о точках зрения на данную проблему, но и составить собственное мнение о степени их убедительности путем рассмотрения приводимых в их пользу аргументов. В тексте присутствуют и оригинальные авторские обобщения. Например, тезис о том, что «современная физика и космология сформировали сходную с античной тенденцию обращения к умозрению, к теоретизированию. Они впустили в пространство своих науч-

ных построений вопросы, которые в классической и неклассической науке относились к философским... Но на философские вопросы нельзя адекватно ответить, опираясь на нормы и идеалы научного познания, сложившиеся в пределах классической и неклассической рациональности» (с. 404). Этот тезис служит хорошим аргументом в пользу нового этапа интеграции философского и научного знаний.

Несомненной удачей следует считать данное в седьмой главе «осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей». Роль ценностей в формировании научных теорий и концепций действительно велика, социальные и культурные запросы влияют на структуру и содержание научного знания. Но результаты исследований в этой области не так просто сделать достоянием учебного курса, ибо в определенных условиях они могут способствовать росту релятивистских и нигилистических настроений. Действительно даже аспиранты и соискатели могут проникнуться скептическим духом по отношению к познавательным возможностям науки, если акцентировать их внимание на влиянии внешних факторов. И авторы осознают эту проблему. «Ценностный, аксиологический подход к науке, - пишут они, - явление не бесспорное. Наука ориентируется на объективность, и, следовательно, на первый взгляд она свободна от ценностей и измерений в оценочной шкале «хорошо - плохо» (с. 440). Но современное понимание научной объективности позволяет отнести ее саму к разряду ценностей, а не субстанциальных качеств научного знания. Осознание сложности и многомерности феномена новоевропейской науки - важное условие подготовки современного исследователя.

В учебном пособии сохранены основные наработки прежних лет, позволяющие видеть в философии науки детально отшлифованную методологию научного исследования и научного мышления в целом. Последовательное раскрытие форм, уровней и этапов научного поиска по-прежнему является эвристически и методически необходимой частью курса.

Считается, что главные темы философии науки - темы реальности и рациональности. Так, в частности, утверждают представители англоязычной философии науки (Мал Томпсон, Ян Хакинг, Хилари Патнем и др.). В отечественной философии проблемы реальности скорее заявляются как проблемы онтологии или систематической философии. Наверное, поэтому в пособии данные проблемы практически не обозначены. Разуме-

ется, авторы имеют право на собственную точку зрения. Но думается, что если бы вопросы об онтологическом статусе научных схем и объектов были бы рассмотрены под-

робнее, пособие давало бы более полное и разностороннее представление о философии науки.

_В.И. Пржиленский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.