Научная статья на тему 'Научное сотрудничество вузов стран Большого Алтая по направлениям подготовки "архитектура" и "дизайн"'

Научное сотрудничество вузов стран Большого Алтая по направлениям подготовки "архитектура" и "дизайн" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное сотрудничество вузов стран Большого Алтая по направлениям подготовки "архитектура" и "дизайн"»

№ 1 - 2014

Интернационализация образования

УДК 378.147

НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ВУЗОВ СТРАН БОЛЬШОГО АЛТАЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПОДГОТОВКИ «АРХИТЕКТУРА» И «ДИЗАЙН»

С. Б. Поморов

ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова» (г. Барнаул, Российская Федерация)

Алтай является почти точным географическим центром евразийского материка, равноудаленным от четырех океанов. Это не только географическое, но и геополитическое сердце Евразии, где сходятся границы России, Казахстана, Китая и Монголии, где пересекаются интересы многих культур. Алтай - место интенсивного межкультурного взаимодействия.

В последнее время здесь активно развивается соседское сотрудничество, поддерживаемое законодательными собраниями субъектов четырех стран: России (Алтайский край, Республика Алтай), Казахстана (Восточный Казахстан), Монголии (Баян-Ульгийский, Ховдский аймаки), Китая (Синьцзянь-Уйгурский автономный округ) [4]. Создан координационный совет содружества «Большой Алтай» под наблюдением губернаторов соседствующих субъектов. Создан Совет ректоров вузов стран Большого Алтая.

Остановимся на научном сотрудничестве вузов стран Большого Алтая по направлениям подготовки «архитектура» и «дизайн».

Институт архитектуры и дизайна АлтГТУ вот уже несколько лет тесно взаимодействует с соседними региональными однопрофильными школами -в г. Усть-Каменогорске (Восточно-Казахстанский технический университет, Казахстан), в г. Ховде (Ховдский государственный университет, Монголия).

Сложились традиции взаимодействия научных коллективов, накоплен опыт обмена преподавателями и студентами.

Условием для взаимодействия, в значительной мере, является тенденция формирования международного туристического кластера на территории Большого Алтая и организация международного туристического маршрута, соединяющего четыре страны [4].

Понятие «кластер» достаточно новое, употребляется при разработке инновационных подходов экономической стратегии и государственного управления. В последнее время подход к региональному развитию, основанный на кластерах, все более активно начинает входить в экономическую практику. Кластерный подход получил признание в рекреационно-туристической отрасли, как одном из перспективных

направлений стратегического развития регионов. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность [1, 2].

Прослеживается энергичное формирование одного из таких кластеров на территории Большого Алтая. Он имеет свои особенности, характеризуется расширенными пространственными параметрами, что обусловлено географией места. В рамках госбюджетной темы НИР «Градо-эколо-культурные основания развития рекреационной деятельности в трансграничной области на Алтае», разрабатываемой в течение ряда последних лет институтом архитектуры и дизайна АлтГТУ (НИИ горного природопользования и урбанистики), идет обоснование создания этого кластера. Кластер имеет иерархическую структуру, иерархия выглядит следующим образом: международный (субрегиональный) кластер «Большой Алтай» ^ региональные кластеры (государственные субъекты: край, область, аймак, республика) ^ локальные кластеры (территориально-природные комплексы, туристско-рекреационные комплексы, объекты инфраструктуры и др.) [1, 2].

Предпосылки формирования туристического кластера на территории Большого Алтая, безусловно, уже сегодня начинают влиять на рынок труда и, соответственно, неизбежно повлияют на проектирование образовательных программ учебных заведений, в частности программ архитектурного и художественно-дизайнерского образования, на научное взаимодействие.

Какой задел имеется уже сегодня? Он следующий:

- вузами налажено сотрудничество, подписаны договора и меморандумы, созданы совместные образовательные программы по ряду направлений, в частности по учебным и производственным практикам;

- учеными, аспирантами и студентами вузов разных стран разрабатываются совместные НИР и поисковые градостроительные и архитектурно-дизайнерские проекты;

- проводятся студенческие летние школы под эгидой стран Большого Алтая, проводятся международные конференции, выставки творческих работ преподавателей и студентов.

Приведем примеры.

В 2008 году была проведена 1-я международная летняя архитектурно-дизайнерская школа «Большой Алтай-2008», в которой участвовали Алтайский государственный технический университет (Институт архитектуры и дизайна), Монгольский технический университет (г. Улан-Батор), Восточно-Казахстанский государственный технический университет (г. Усть-Каменогорск). Цель летней школы - рассмотреть ключевые проблемы архитектуры, градостроительства, дизайна в контексте культуры и экологии Большого Алтая. За период работы школы был построен остов экспериментального дома из соломы на территории учебно-производственного центра «Крона» АлтГТУ. Участниками экспериментального строительства стали преподаватели, студенты разных стран, волонтеры.

В 2011 году состоялась 2-я международная летняя архитектурно-дизайнерская школа «Большой Алтай-2011» (учебно-производственный центр «Крона» АлтГТУ). В ней участвовали преподаватели и студенты из Монголии, Казахстана. В рамках этой летней школы проведена пленарная практика, также прошло обсуждение новых проектов, касающихся организации международного туристического маршрута по странам Большого Алтая. Идея маршрута, по-прежнему, еще очень нова и, скорее, находится в области теоретического осмысления, нежели практической реализации. Общая протяженность маршрута впечатляет - более 2500 км. Усилия по разработке маршрута отличаются своей актуальностью, что предопределено задачей сохранения природы и историко-культурных ценностей Алтая при разумном их использовании [3].

Начиная с 2011 г. открыта в АлтГТУ подготовка монгольских студентов по системе включенного обучения по направлению «Дизайн архитектурной среды». Сейчас идет обучение двух групп студентов общей численностью 19 человек.

В 2013 г. разработан и утвержден ректорами АлтГТУ и Ховдского государственного университета совместный учебный по направлению «Дизайн архитектурной среды» (бакалавриат), на основании которого студентам, полностью освоившим образовательную программу, будут выдаваться дипломы двух государств.

Идет составление учебного плана, совместного для АлтГТУ и Восточно-Казахстанского технического университета, по подготовке магистров по направлению «Архитектура».

Тенденции формирования туристического кластера на территории Большого Алтая влияют на взаимодействие ученых. Архитектурно-дизайнерскими школами вузов в последние годы последовательно и системно разрабатываются предложения по формированию локальных туристических кластеров. Готовятся совместные публикации, проводятся выставки, научно-практические конференции.

Среди известных проектов - особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» на территории Алтайского края, Россия. Данное проектное предложение сопровождалось институтом архитектуры и дизайна АлтГТУ в течение нескольких лет. Этот проект продвигался на международных выставках, например, проект дважды выставлялся на крупнейшем инвестиционном и экономическом форуме в Каннах во Франции. Есть примеры и других поисковых архитектурно-градостроительных проектов, например, схема территориального планирования природного парка «Чемал» и этнографического парка «Уч Эймек» в Республике Алтай, рекреационно-туристический комплекс на озере Толбо Нуур (Монголия). Подготовлен проект по организации локального туристического кластера в Кош-Агачском районе.

Сейчас идет разработка архитектурных проектов целой группы туристических комплексов для Западной Монголии.

В условиях происходящих реформ в образовании значение аспекта самостоятельности возрастает для региональных высших школ. В рамках смены парадигмы образования определены новые аксиологические акценты: гуманизм и толерантность, инновационные процессы, интерактивные технологии; в итоге - профессиональная подготовка по международной шкале.

ЛИТЕРАТУРА

1. Градо-эколого-культурные основания развития рекреационной деятельности в трансграничной области на Алтае: Теоретическое обоснование кластерного подхода и проектная проработка рекреационных модельных участков в трансграничной области на Алтае: Отчет о НИР по федеральной НТП. - Барнаул, НИИ ГПУ-АлтГТУ, 2009-2010 гг. (Госрег. № 0120.0503522).

2. Обоснование кластерной международной рекреационной системы в трансграничной области на Алтае: Выделение ключевых туристических кластеров на трансграничной территории (Россия - Монголия - Казахстан - Китай): Отчет о НИР по Государственному заданию Минобрнауки РФ. - Барнаул, НИИ ГПУ-АлтГТУ, 2012. (Госрег. № .№ 01201260057).

3. Международный туристический маршрут на трансграничной территории «Золотое кольцо Алтая». Научная монография. / Под общей редакцией С. Б. Поморова и М. Ю. Шишина. - Барнаул: ОАО Алтайский дом печати, 2011. - 93 с.

4. Алтай трансграничный [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.altaiinter.info/news - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.