Научная статья на тему 'Научно-проектное обоснование организации туристского кластера в исторической части современного крупного города'

Научно-проектное обоснование организации туристского кластера в исторической части современного крупного города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО / ТУРИЗМ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР / РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ / ИНЖЕНЕРНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ARCHITECTURE / TOWN PLANNING / TOURISM / TOURIST AND RECREATION CLUSTER / RESTORATION AND RECONSTRUCTION / ENGINEERING INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поморов Сергей Борисович

В статье излагается методика научного обоснования и анализируются проектные предложения по организации туристского кластера в исторической части современного крупного города на примере г. Барнаула. В качестве методологической основы использован системный подход, согласно которому туристский кластер г. Барнаула рассмотрен в системе кластеров Алтайского края и всего Алтайского региона (Большой Алтай) в контексте формирования международного туристического маршрута «Золотое кольцо Алтая» по территории четырех стран (Россия, Монголия, Китай, Казахстан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND DESIGN JUSTIFICATION FOR TOURIST CLUSTER DEVELOPMENT IN HISTORICAL PART OF MODERN BIG CITY

The paper presents the scientific rationale for and the analysis of the tourist cluster development in the historical part of the modern big city Barnaul. The systems approach is described for the tourist cluster in Barnaul considered in terms of the Altai Krai and the Altai region (Big Altai) in the context of formation of the international tourist route ‘The Golden Ring of Altai’ across the territory of four countries (Russia, Mongolia, China, Kazakhstan).

Текст научной работы на тему «Научно-проектное обоснование организации туристского кластера в исторической части современного крупного города»

УДК 72.01

ПОМОРОВ СЕРГЕЙ БОРИСОВИЧ, докт. архитектуры, профессор, pomorovs@mail.ru

Алтайский государственный технический университет, Институт архитектуры и дизайна, 656038, г. Барнаул, пр. Ленина, 46

НАУЧНО-ПРОЕКТНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО КЛАСТЕРА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ СОВРЕМЕННОГО КРУПНОГО ГОРОДА

В статье излагается методика научного обоснования и анализируются проектные предложения по организации туристского кластера в исторической части современного крупного города на примере г. Барнаула. В качестве методологической основы использован системный подход, согласно которому туристский кластер г. Барнаула рассмотрен в системе кластеров Алтайского края и всего Алтайского региона (Большой Алтай) в контексте формирования международного туристического маршрута «Золотое кольцо Алтая» по территории четырех стран (Россия, Монголия, Китай, Казахстан).

Ключевые слова: архитектура; градостроительство; туризм; туристско-рекреационный кластер; реставрация и реконструкция; инженерная инфраструктура.

SERGEYB. POMOROV, PhD, Professor, pomorovs@mail.ru

Polzunov Altai State Technical University, 46, Lenin Ave., 656038, Barnaul, Russia

SCIENTIFIC AND DESIGN JUSTIFICATION FOR TOURIST CLUSTER DEVELOPMENT IN HISTORICAL PART OF MODERN BIG CITY

The paper presents the scientific rationale for and the analysis of the tourist cluster development in the historical part of the modern big city Barnaul. The systems approach is described for the tourist cluster in Barnaul considered in terms of the Altai Krai and the Altai region (Big Altai) in the context of formation of the international tourist route 'The Golden Ring of Altai' across the territory of four countries (Russia, Mongolia, China, Kazakhstan).

Keywords: architecture; town planning; tourism; tourist and recreation cluster; restoration and reconstruction; engineering infrastructure.

Идея создания туристского кластера на основе наличия соответствующих ресурсов в старой части современного города, имеющего памятники истории и архитектуры и свои особенности, сегодня возникает очень часто. Побудительная основа - на фоне нарастающего туристического бума как мирового явления более полноценно использовать мультипликативный потенциал города с его особой историей для пополнения городского и регионального бюджетов, для улучшения качества жизни населения города. Этой теме в по-

© Поморов С.Б., 2015

следнее время посвящено много специальных научных исследований, проект-но-практических разработок, целевых программ [1, 3, 8].

Поделимся полученным методическим и научно-проектным опытом в аспекте этой проблемы на примере разработанной нами концепции развития туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» [5-6].

Выполненная работа, прежде всего, носила научно-исследовательский и проектный характер. Цель НИР и проектных предложений - проведение комплексного научного исследования территории исторической части г. Барнаула, составление проектных разработок, в том числе предложений по реставрации и реконструкции объектов туристско-экскурсионного показа, по возведению новых объектов.

Заметим, первоначальное название кластера - «туристско-исторический», а не туристско-рекреационный, что подчеркивало местоположение на территории города и функциональный профиль кластера [6].

Заказчиком работы выступила администрация г. Барнаула (в лице комитета по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула). Работа выполнялась в течение 2012-2013 гг. Мэрией города была сформирована рабочая креативная группа по сбору, анализу и систематизации поступающих от населения города идей создания туристско-рекреационного кластера.

Подходы к обоснованию организации туристского кластера в исторической части города могут быть разными, в зависимости от поставленных целей. Например, работа может быть направлена на организацию системы туристических маршрутов, в том числе на выявление новых маршрутов, или направлена, скажем, на сохранение культурно-исторического наследия и т. п. Особенность выполненной нами работы - это подготовка документации комплексного характера с опорой на архитектурно-градостроительные аспекты по требованиям действующего градостроительного кодекса РФ, документации, предназначенной для территориального планирования. В чем ее суть? В комплексном, междисциплинарном рассмотрении проблем и разработке проектных предложений, программ реализации этих предложений. При таком подходе в сферу рассмотрения попадают и система туристических маршрутов, включая объекты показа, и модернизация этих объектов (например, восстановление и обновление фасадов), и проблемы реставрации и реконструкции памятников истории и архитектуры, и благоустройство (мощение, озеленение) территории, и пешеходно-транспортные связи (сеть дорог, подъездов, стоянок и парковок, мощение пешеходных подходов к объектам показа и пр.). Все вместе.

Для выполнения научной и проектной работы был собран большой коллектив специалистов, имеющий междисциплинарный характер, в него вошли архитекторы, градостроители, историки, культурологи, географы, специалисты по туризму и турбизнесу, экономисты и др. В целом 22 специалиста, в том числе доктора и кандидаты наук. Преимущественно из университетов. Генеральный исполнитель НИР и проектных разработок - Институт архитектуры и дизайна АлтГТУ им. И.И. Ползунова (ИнАрхДиз АлтГТУ). Кроме того, были задействованы аспиранты и студенты-дипломники ИнАрхДиз, около 30 человек, которые проводили фотофиксацию старой городской застройки, де-

лали натурные обмеры зданий, выявляли эстетически ценные объекты, разрабатывали эскизы новых, необходимых для туркластера объектов и предложения по модернизации старых [5].

Немного из истории города. Барнаул возник в первой половине ХУШ в. в период освоения русскими Западной Сибири. Официальная дата основания города - 1730 г., однако в научной литературе встречаются и другие даты, в частности 1739 г., когда известный русский промышленник Акинфий Демидов начал строительство плотины через р. Барнаулку для будущего медеплавильного завода. Завод был построен в 1744 г., именно этот завод и стал ядром, основой будущего города. Развитие Барнаула в ХУШ - Х1Х вв. неразрывно связано с горнозаводским производством. В 1747 г. демидовские рудники и заводы на Алтае, в их числе и Барнаульский, перешли во владение императрицы Елизаветы Петровны, а позже и других российских императоров. Барнаульский завод (город) стал центром царских земель на юге Западной Сибири. Бывший медеплавильный завод А. Демидова был переоборудован в сереброплавильный и стал наиболее крупным заводом своей отрасли не только на Алтае, но и в России [2, 5, 9, 10].

В 1748 г. Барнаульский завод (с 1824 г. - город) стал административным центром округа Колывано-Воскресенских заводов ( с 1834 г. - Алтайский горный округ, с 1896 г. - Алтайский округ), в 1917 г. была образована Алтайская губерния за счет разукрупнения Томской, центром новой губернии стал Барнаул. Алтайская губерния просуществовала до 1925 г. С 1925 по 1930 гг. город был центром Барнаульского округа Сибирского края, с 1930 по 1937 гг. - Западно-Сибирского края с центром в Новосибирске [5, 9, 10].

В 1937 г. был образован Алтайский край с административным центром в Барнауле.

Сегодня Барнаул - один из крупнейших городов Сибирского федерального округа, его население составляет около 670 тыс. жителей. Барнаул расположен на левом берегу самой большой реки Западной Сибири - Оби.

В ходе научного обоснования организации с методологической позиции туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» в старой части города, был применен системный подход. Проектируемый кластер был рассмотрен в системе туристских кластеров Алтайского края и, шире, всего Алтайского региона (Большой Алтай) в контексте формирования международного туристического маршрута «Золотое кольцо Алтая», охватывающего территории четырех стран (Россию, Монголию, Китай, Казахстан) [4]. Замысел такого грандиозного маршрута вот уже несколько лет обсуждается на заседаниях координационного совета стран Большого Алтая и на международных конференциях [7, 11]. Привязку к этому формирующемуся маршруту необходимо сделать с целью выявления роли Барнаула и кластера «Барнаул -горнозаводской город» как подсистемы.

В свою очередь и сам кластер «Барнаул - горнозаводской город», как относительно самостоятельная система, был разбит на подкластеры.

Выделение подкластеров в структуре кластера - это отдельная тема обсуждения. На каком основании их выделять? Можно наложить сетку, например, размером 0,5x0,5 км на обозначенную территорию и на этой основе мар-

кировать полученные ячейки как отдельные подкластеры. Но это механический подход, вряд ли допустимый. В нашем случае в основу были положены два важных момента. Первый - это стадии роста города, запечатленные территориально-пространственно. Для выделения стадий были проанализированы и сопоставлены найденные в архивах схемы генеральных планов города с момента его основания. Второй момент - это характер сложившегося к настоящему времени землевладения и существующего землепользования, юридически оформленных.

В ходе выполнения НИР были проведены историко-культурные и исто-рико-градостроительные исследования территории, дан анализ привлекательности территории для развития различных видов рекреационно-туристической деятельности. На этой основе составлены концепция и проектные предложения (рис. 1).

Рис. 1. Проектные предложения по организации туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» (ИнАрхДиз АлтГТУ, 2013 г.): схема существующего использования территории (слева); границы кластера и подкластеров на основном чертеже (справа) [5]

Проектные решения разработаны с использованием исторических и справочных документов, архивных материалов, в том числе из ЦХАФ АК, в частности были проанализированы все имеющиеся в архивах схемы генеральных планов на разных этапах развития г. Барнаула (рис. 2). Составлен перечень памятников культуры и объектов, представляющих исторический либо

эстетический интерес в границах кластера. Перечень насчитывает 78 позиций. Различают памятники истории и культуры: федерального значения; муниципального значения; исторические объекты, представляющие эстетический интерес; современные объекты, представляющие эстетический интерес.

Рис. 2. Границы туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» на исторических картах города 1984 г. (слева) и второй половины 1980-х гг. (справа)

Обозначено местоположение разрушенных культовых объектов. Выделены зоны регулирования и ограничения застройки, определены охранные зоны памятников культуры.

Также был проведен анализ действующих программ экскурсионного обслуживания в старой части г. Барнаула специалистами кафедры сервиса и туризма АлтГТУ. Установлено, что на туристском рынке г. Барнаула в настоящее время насчитывается около 200 туристских фирм, но лишь несколько из них работают эффективно [5].

Приведем некоторые характеристики туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» (рис. 2):

А. Кластер расположен в исторической части города, с учетом территориально-пространственного роста в состав кластера включены фрагменты архитектурной застройки советского постклассицизма, как имеющие историческую ценность.

Б. На территории кластера «Барнаул - горнозаводской город» выделено 9 подкластеров (комплексов), которые укрупнены в 7 основных групп. В их числе:

1. Многофункциональный инновационный туристический комплекс «Барнаульский сереброплавильный завод».

2. Рекреационный комплекс «Парк Центрального района с аптекарским садом».

3. Историко-познавательный комплекс «Демидовская площадь и улица Ползунова».

4а. Градостроительный и культурно-исторический комплекс «Соборная площадь».

4б. Историко-познавательный комплекс «Московский проспект».

5а. Музейно-туристический комплекс «Улица Льва Толстого».

5б. Историко-познавательный комплекс «Старый рынок с пешеходной улицей».

6. Туристско-рекреационный комплекс «Нагорный парк».

7. Конгрессно-выставочный и туристический комплекс «Алтай».

В. Общая площадь кластера «Барнаул - горнозаводской город» - 169,85 га. При этом, согласно рассчитанным технико-экономическим показателям, площадь зданий и сооружений составляет 28,9 га; площадь проездов, дорожек, площадок, парковок - 42,5 га; площадь озеленения - 81,6 га; площадь прочих территорий (акватории и др.) - 17,85 га.

Все разработанные концептуальные проектные предложения по организации туркластера можно разделить на 2 группы:

- предложения, общие для всех подкластеров;

- предложения, уникальные для каждого подкластера и для кластера в целом.

Мероприятия, необходимые и общие для всех подкластеров, следующие: комплексное благоустройство территории с частичной заменой существующего озеленения; модернизация дорожно-транспортной инфраструктуры и инженерно-технического оснащения; насыщение территории кластера объектами торгово-сервисного, административно-делового обслуживания, культурно-познавательного назначения; уплотнение существующей и снос малоценной застройки для размещения объектов туристического обслуживания; реставрация памятников истории и культуры.

Уникальные мероприятия, требующие больших затрат, в рамках концепции туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» следующие: модернизация и градостроительное усиление транспортно-пересадочной площади «Спартак 2»; вынос трамвайных путей с ул. Ползунова с устройством бульвара на месте демонтированных трамвайных путей; устройство разворотного трамвайного кольца и диспетчерской юго-восточнее территории бывшего сереброплавильного завода; мероприятия по очистке русла р. Барнаулки и берегоукреплению с устройством двухсторонней набережной; мероприятия по частичному ополаживанию и укреплению северозападного склона Нагорного парка; проектирование и строительство конгрес-сно-выставочного комплекса «Алтай» на правом берегу р. Оби и др.

Особое внимание уделено сохранению объектов культурно-исторического наследия (рис. 3), которое предложено обеспечить путём:

- назначения и утверждения охранных зон вокруг каждого объекта, представляющего культурный либо эстетический интерес;

- назначения и утверждения особо охраняемых территорий (ООТ) в соответствии с Градостроительным кодексом на землях бывшего Нагорного кладбища и бывшего сереброплавильного завода;

- реставрации и приспособления памятников культуры.

Рис. 3. Проектные предложения по организации туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» (ИнАрхДиз АлтГТУ, 2013 г.): развертка по улице И.И. Ползунова

Предполагаемые сроки реализации концепции - 2015-2034 гг. Очерёдность реализации: 1-й этап - 2014-2019 гг.; 2-й этап - 2019-2024 гг.; 3-й этап - 2024-2029 гг.; 4-й этап - 2029-2034 гг.

В 2015 г. начинается реализация 1-го этапа концепции с объемом финансирования около 1,1 млрд руб. из федерального бюджета.

Создание туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город», по мнению авторов проекта, позволит сохранить уникальные историко-культурные объекты, провести их реставрацию и реконструкцию, совершенствовать транспортно-пешеходную и инженерную инфраструктуры исторической части города, уплотнить застройку и возвести новые объекты, объединить между собой предприятия туристской сферы и придать новый импульс их развитию, увеличить туристический поток в регионе, повысить конкурентоспособность территории, пополнить бюджетные и внебюджетные доходы города, а в целом улучшить качество жизни горожан.

По всей видимости, подобный социально-экономический эффект может получить и любой другой современный город, имеющий на своей территории ценные памятники истории и архитектуры, обладающий своими неповторимыми историческими чертами.

Библиографический список

1. Антюфеева, О.А. Архитектурно-градостроительные принципы экспонирования археологических памятников Великого Шелкового пути на территории Нижнего Поволжья : автореф. дис. ... канд. архит. - М. : МАРХИ, 2014. - 24 с.

2. Бородаев, В.Б. У истоков истории Барнаула : учеб. пособие для ср. школы / В.Б. Борода-ев, А.В. Контев. - Барнаул : ОАО «Алт. полигр. комбинат», 2000. - 336 с.

3. Булатова Е.К. Формирование архитектурной среды туристского центра для малых и средних городов (на примере Южного Урала) : автореф. дис. ... канд. архит. - Нижний Новгород : НГАСУ, 2014. - 24 с.

4. Международный туристический маршрут на трансграничной территории «Золотое кольцо Алтая» : монография / под общ. ред. С.Б. Поморова и М.Ю. Шишина. - Барнаул : ОАО «Алтайский дом печати», 2011. - 93 с.

5. Научно-исследовательская и проектная работа «Концепция развития туристско-рекреационного кластера «Барнаул - горнозаводской город» на территории города Барнаула». - ИнАрхДиз АлтГТУ, 2013. Авторы градостроительных проектных предложений: С.А. Боженко, С.Б. Поморов (авторы концепции и общего градостроительного предложения); соавторы (разработчики градостроительных предложений; архитекторы-проектировщики): Н.Ф. Вдовин, В.И. Золотов, В.Д. Четошников, М.Н. Вайс, Ю.В. Гребенщиков.

6. Поморов, С.Б. Обоснование местоположения, границ и капвложений туристско-исторического кластера «Барнаул - горнозаводской» (Алтайский край) / С.Б. Поморов, С.А. Боженко. - Барнаул : ИнАрхДиз АлтГТУ, 2013. - 24 с.

7. Обоснование кластерной международной рекреационной системы в трансграничной области на Алтае: Выделение ключевых туристических кластеров на трансграничной территории (Россия - Монголия - Казахстан - Китай) : отчет о НИР по Государственному заданию Минобрнауки РФ / С.Б. Поморов, М.Ю. Шишин [и др.]. - Барнаул : НИИ ГПУ-АлтГТУ, 2012. - № 01201260057.

8. Постановление администрации Алтайского края от 23 декабря 2010 г. № 583 «Об утверждении краевой целевой программы "Развитие туризма в Алтайском крае" на 2011-2016 годы».

9. Скубневский, В.А. Барнаульский металлургический завод - памятник истории и архитектуры / В.А. Скубневский, Т.М. Степанская // Памятники истории и культуры Барнаула. - Барнаул, 1983.

10. Скубневский В.А. Барнаульский завод // Экономическая история России с древнейших времен до 1917 г. : энциклопедия. - М., 2008. - Т. 1.

11. Алтай трансграничный : [официальный сайт Международного координационного совета «Наш общий дом - Алтай»]. - Условия доступа : http://www.altaiinter.info/news.

References

1. Antyufeeva O.A. Arkhitekturno-gradostroitel'nye printsipy eksponirovaniya arkheolog-icheskikh pamyatnikov Velikogo Shelkovogo puti na territorii Nizhnego Povolzh'ya: avtoref. dis. ... kand. arkhit [Architectural and town-planning principles of exhibiting archaeological monuments of the Great Silk in Lower Volga. PhD abstract]. Moscow : MARCHI Publ., 2014. 24 p. (rus)

2. Borodayev V.B., Kontev A. V. U istokov istorii Barnaula : ucheb. posobie dlya sr. shkoly [History of Barnaul. Textbook]. Barnaul, 2000. 336 p.(rus)

3. Bulatova E.K. Formirovanie arkhitekturnoi sredy turistskogo tsentra dlya malykh i srednikh gorodov (na primere Yuzhnogo Urala) : avtoref. dis. ... kand. arkhit [Formation of architectural environment of the tourist center in towns (South Ural). PhD abstract. Nizhny Novgorod : NNGASU Publ., 2014. 24 p. (rus)

4. Pomorov S.B., Shishin M.Yu. Mezhdunarodnyi turisticheskii marshrut na transgranichnoi territorii «Zolotoe kol'tso Altaya»: monografiya [International tourist route 'The Golden Ring of Altai'. Monograph]. Barnaul : OAO 'Altaiskii dom pechati', 2011. 93 p. (rus)

5. Bozhenko S.A., Pomorov S.B. Nauchno-issledovatel'skaya i proektnaya rabota 'Kontseptsiya razvitiya turistsko-rekreatsionnogo klastera 'Barnaul - gornozavodskoi gorod' na territorii goroda Barnaula [Research and project work 'The concept of development of a tourist and recreational cluster 'Barnaul - the Mining City']. Barnaul : ASTU Publ., 2013. V. 1. 141 p. (rus)

6. Pomorov S.B., Bozhenko S.A. Obosnovanie mestopolozheniya, granits i kapvlozhenii turistsko-istoricheskogo klastera 'Barnaul - gornozavodskoi' (Altaiskii krai) [Justification of location, borders and investments of tourist and historical cluster 'Barnaul mining' (Altai Krai)]. Barnaul : ASTU Publ., 2013. 24 p. (rus)

7. Pomorov S.B., Shishin M.Yu., et al. Obosnovanie klasternoi mezhdunarodnoi rekreatsionnoi sistemy v transgranichnoi oblasti na Altae: Vydelenie klyuchevykh turisticheskikh klasterov na

transgranichnoi territorii (Rossiya - Mongoliya - Kazakhstan - Kitai) : otchet o NIR po Gosu-darstvennomu zadaniyu Minobrnauki RF [Justification of cluster international recreation system in Altai: key tourist clusters on the transnational territory (Russia - Mongolia - Kazakhstan - China)]. Barnaul, ASTU Publ., 2012. (rus)

8. Postanovlenie administratsii Altaiskogo kraya ot 23 dekabrya 2010 g. № 583 'Ob utverzhdenii kraevoi tselevoi programmy 'Razvitie turizma v Altaiskom krae' na 2011-2016 gody' [Resolution of Altai Krai administration of Dec. 23, 2010, N 583]. (rus)

9. Skubnevskii V.A., Stepanskaya T.M. Barnaul'skii metallurgicheskii zavod - pamyatnik istorii i arkhitektury [Barnaulsky steel works as historical and architectural heritage]. Pamyatniki istorii i kul'tury Barnaula. Barnaul, 1983. (rus)

10. Skubnevskii V.A. Barnaul'skii zavod [Barnaulsky plant]. Ekonomicheskaya istoriya Rossii s drevneishikh vremen do 1917 g. Entsiklopediya [Economic history of Russia from ancient times to 1917. Encyclopedia]. Moscow, 2008. V. 1. (rus)

11. Altai transgranichnyi: [ofitsial'nyi sait Mezhdunarodnogo koordinatsionnogo soveta 'Nash ob-shchii dom - Altai'] [Transnational Altai]. Available at : http://www.altaiinter.info/news.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.