Пустоветов Геннадий Иванович, Поморов Федор Сергеевич
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ПРИРОДНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ НА ТЕРРИТОРИИ ТРАНСГРАНИЧНОГО АЛТАЯ
В статье рассматривается архитектурное формирование туристических комплексов на трансграничной территории Большого Алтая в контексте стратегии межкультурной коммуникации. Дан анализ современной практики строительства туристических объектов. Приведены результаты анкетного опроса туристов. Зафиксированы тенденции архитектурной организации туристических комплексов. Для непротиворечивого вхождения в эстетику ценнейших природных ландшафтов и с целью сбережения культурного наследия рекомендован метод контекстуального проектирования. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/3/2017/12-2/41 .html
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2017. № 12(86): в 5-ти ч. Ч. 2. C. 167-169. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/12-2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net
УДК 7.06
Искусствоведение
В статье рассматривается архитектурное формирование туристических комплексов на трансграничной территории Большого Алтая в контексте стратегии межкультурной коммуникации. Дан анализ современной практики строительства туристических объектов. Приведены результаты анкетного опроса туристов. Зафиксированы тенденции архитектурной организации туристических комплексов. Для непротиворечивого вхождения в эстетику ценнейших природных ландшафтов и с целью сбережения культурного наследия рекомендован метод контекстуального проектирования.
Ключевые слова и фразы: трансграничная территория; межкультурная коммуникация; туристические комплексы; архитектурно-художественные факторы; анкетный опрос туристов; метод проектирования.
Пустоветов Геннадий Иванович, д. архитектуры, профессор Поморов Федор Сергеевич
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств pustovetovgi@gmail. com; fedorpomorov@gmail. com
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ И ПРИРОДНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ НА ТЕРРИТОРИИ ТРАНСГРАНИЧНОГО АЛТАЯ
Трансграничный Большой Алтай - это территория, где стыкуются интересы четырех соседствующих государств (России, Казахстана, Монголии, Китая), обладающая уникальными природно-эстетическими и культурно-историческими ресурсами для туризма, отдыха, рекреации [1-3; 5; 6; 13]. В последнее время субъекты государств (со стороны России - Алтайский край, Республика Алтай, со стороны Казахстана - Восточно-Казахстанская область, со стороны Монголии - Баян-Ульгийский, Ховдский аймаки, со стороны Китая -Синьцзянь-Уйгурский автономный округ) налаживают здесь добрососедские отношения.
Среди ряда межгосударственных инициатив выступают стратегические проекты, например декларация о развитии трансграничного сотрудничества (научного, культурного, экономического) в Алтайском регионе, подписанная представителями субъектов стран в 2004 году. На Алтае активно развивается туризм как форма межкультурной коммуникации.
Развитию рекреационно-туристической отрасли в горах Алтая в последнее время стало придаваться повышенное значение со стороны руководящих органов всех четырех стран, в частности, обсуждается идея глобального туристического маршрута, соединяющего территории четырех государств с общей инфраструктурой туризма [2]. В последнее время обозначился теоретический интерес искусствоведов, культурологов, архитекторов, градостроителей, дизайнеров к туризму как форме межкультурной коммуникации, к его материальной составляющей, которая во многом представлена архитектурными объектами [4; 7; 8; 15].
За последние несколько лет поток туристов в трансграничный Алтайский регион сильно увеличился, это относится ко всем соседствующим странам; динамично развиваются виды туризма, ширятся экологический и культурный туризм как общепланетарное явление [9-14; 16].
Увеличение туристического потока обозначает также и тревожные симптомы, возрастает воздействие на естественную природу, гибнет ценное культурно-историческое наследие, нивелируются, уходят в прошлое этнокультурные традиции, в том числе архитектурные и художественные. И это есть серьезная проблема. Необходимы обоснованные градостроительные, средовые, архитектурно-художественные решения по объектам туризма (зданиям, сооружениям, их комплексам, средовым объектам искусства), причем решения, контекстуальные для всей трансграничной площадки Алтайских гор.
Анализ практики проектирования и строительства туристических систем и комплексов на территории каждой из стран Большого Алтая показывает их яркую региональную специфику, обусловленную этнокультурными факторами того или иного субрегиона. Объекты туризма, возведенные на трансграничной территории, отличаются исключительным разнообразием, их архитектурная композиция обусловлена различающимися особенностями этнокультурных традиций разных стран. Они разнятся по функциональному назначению, вместимости, характеру стационарности, по другим признакам.
В художественно-стилистическом решении объектов туризма и объектов обслуживающей инфраструктуры чаще всего господствуют региональные мотивы. Так, в китайской части Алтая часто используется архети-пический символ пагоды, а в монгольской части Алтая - архетипический символ юрты. Юрта в Монголии на сегодня является преобладающим планировочным и художественно-стилистическим элементом всех туристических комплексов, в том числе и стационарных. Также ее архитектурный образ удачно применяется в архитектуре туризма на российской территории, в Республике Алтай, и в китайской части Большого Алтая, где проживают различные этносы - китайцы, казахи, тувинцы, уйгуры и др.
Можно видеть, что архитекторы при проектировании туристических комплексов обращаются к стилистике народной архитектуры, удачным примером этого приема могут служить сохранившие изначальный свой художественный образ тувинские деревни, расположенные в периферийной зоне парка Канас (Китай). Несмотря на сохранение духа места, повсеместно видна модернизация застройки, обновленные деревянные конструкции, привнесенные новые функции - выставки художников и ремесленников, торговые лавки, инсталляции в интерьерах и в экстерьерах. Все это привлекает в китайский Алтай и своих, и иностранных туристов.
168
Издательство ГРАМОТА
www.gramota.net
Ввиду того, что туристические комплексы на территории китайского Алтая были построены именно в последние два-три десятилетия, довольно часто в архитектурной стилистике прослеживаются мотивы европейского модернизма, что, видимо, связано с намерением адаптировать архитектурную среду к культурным установкам европейских туристов.
Сопоставление международного опыта показывает, что есть общие проблемы архитектурно-пространственной организации рекреационных территорий: порой стихийное их освоение без наличия архитектурного проекта, неудовлетворительное инженерное обеспечение, загрязнение природы твердо-бытовыми отходами, -что имеет следствием дискомфорт отдыха, точечную дегрессию природно-рекреационных ландшафтов.
В целом сектор туризма представляет собой далеко еще не раскрытый, но многообещающий ресурс для всех стран трансграничной территории.
Для выявления новых тенденций и направлений архитектурно-пространственной организации туристических комплексов на территории Большого Алтая был проведен опрос туристов, цель которого - установить аспекты привлекательности горных территорий, потребности в тех или иных архитектурных объектах, требования к их архитектурно-пространственной организации, эстетические требования к формированию архитектурной среды.
Была подготовлена анкета «Привлекательность трансграничной территории Большого Алтая для туристов и потребности в организации архитектурной среды» и проведен опрос методом интервью. Всего опрошено 350 человек, хотя бы однажды побывавших на Алтае, заполнено 350 анкет. Обработка анкет осуществлена с помощью ЭВМ. Опросом были охвачены жители (туристы) из 11 городов России, таких как Барнаул, Бийск, Рубцовск, Камень-на-Оби, Вологда, Калининград, Кемерово, Москва, Новосибирск, Омск, Санкт-Петербург. В категории «иностранный турист» были опрошены представители 7 стран (Германия, Казахстан, Китай, Монголия, США, Швейцария, Франция), посетившие Алтай [8].
Проведенный опрос и его результаты позволяют сделать ряд констатаций.
Горы туристы относят к наиболее привлекательным рекреационным территориям. В частности, горный Алтай люди посещают, как правило, не единственный раз, большинство приезжают повторно. Свои особенности имеет продолжительность горного отдыха и туризма: чаще всего это отдых в течение 3-7 дней, также распространенным является отдых в течение 1-2 дней, это, как правило, уик-энд.
Что же более всего влечет туристов на Алтай? Комбинация факторов для разных категорий туристов примерно одинаковая. Первая позиция - влекут эстетика естественной природы, заповедные места, красота горных ландшафтов, вторая позиция - влекут история, этнокультура народов, памятники старины, третья позиция - благоприятствуют созданная современная туристическая инфраструктура, транспортная доступность. Такие приоритеты расставляют лица разного пола и возраста.
Предпочтения туристов относительно величины туристических комплексов, их масштаба и архитектурно-композиционного построения сводятся к следующему. Более всего востребованы всеми категориями туристов малые архитектурно-рекреационные комплексы, приближенные к природе, менее востребованы громоздкие комплексы с высоким уровнем благоустройства и сервиса, напоминающие эстетику городской застройки. В то же время туристические комплексы должны быть разной величины, поскольку все они востребованы.
Предпочтения в видах жилья распределяются в следующей последовательности: первое место за «летним домиком» (что согласуется с предпочтительным сезоном посещения гор - летом), второе место за такой разновидностью жилья, как «коттедж». Наименьшей популярностью пользуется 3-х - 4-х «спальный корпус», даже «многоэтажная гостиница» его опережает. В целом проживать в многоквартирных корпусах (в номерах) желают немногие туристы, подавляющее большинство свое предпочтение отдает индивидуальному жилью (коттеджу, летнему домику, бунгало и т.п.).
Зафиксировано мнение людей относительно архитектурно-пространственной организации туристических комплексов в горном Алтае. Наиболее важной все опрошенные, вне зависимости от пола и возраста, называют функцию сохранения природы, нежели функцию ее преобразования. Туристы выступают за сдержанную урбанизацию горных территорий.
Проведенный опрос позволил зафиксировать многообразие требований к архитектурно-пространственной организации туристических комплексов на территории трансграничного Алтая. Необходима разработка расширенной типологии туристско-рекреационных комплексов для трансграничной территории, отвечающей многообразным запросам населения. Но не только типология должна отличаться своим разнообразием. Нужны особые архитектурно-художественные подходы и установки. Учитывая современное эклектическое сосуществование различных стилистических направлений в современном архитектурном проектировании (модернизм, хай-тех, регионализм, символизм, параметризм, «зеленая архитектура» и др.), для непротиворечивого вхождения в эстетику ценнейших природных ландшафтов Алтая и с целью сбережения уникального культурного наследия мы рекомендуем подход контекстуального проектирования, который может быть реализован различными стилистическими средствами и приемами. Среди них, вероятно, наиболее предпочтительны сегодня приемы «зеленого» проектирования, а также приемы региональной архитектуры, чутко реагирующей на стратегические задачи межкультурной коммуникации в этом обширном и уникальном регионе.
Список источников
1. Активные туры в Монголию [Электронный ресурс]. URL: http://www.terra-mongolia.ru/turs (дата обращения: 19.11.2017).
2. Алтай трансграничный [Электронный ресурс]: официальный сайт Международного координационного совета
«Наш общий дом - Алтай». URL: http://www.altaiinter.info/news (дата обращения: 19.11.2017).
3. Величайшие сокровища человечества на пяти континентах: 100 чудес Китая: справочник / пер. с англ. М.: Мир
книги, 2007. 108 с.
4. Вэнь И. Принципы планирования экотуризма на северо-западе КНР: провинция Синьцзянь, район Алтай: дисс. ... к. архитектуры. СПб., 2010. 148 с.
5. Жемчужины Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск: Оскемен, 2010. 303 с.
6. Золотые горы Алтая - объект Всемирного наследия. М.: Фонд «Наследие», 2009. 390 с.
7. Поморов Ф. С. Направления архитектурного формирования туристских комплексов для Западной Монголии в системе трансграничного Алтая // Западная Монголия на путях к устойчивому развитию: концептуальные разработки и проектные предложения: сб. материалов международной конференции (г. Ховд, 6-7 июня 2016 г.) / Ховдский государственный университет. Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2016. С. 145-151.
8. Поморов С. Б., Пустоветов Г. И., Поморов Ф. С. Алтай для туристов и потребности в организации среды: архитектурно-социологическое исследование: научная монография. Новосибирск: Изд-во НГУАДИ, 2017. 256 с.
9. Creative Tourism, a Global Conversation / ed. by R. Wurzburger, T. Aageson, A. Pattakos and S. Pratt. Santa Fe: Sun-stone Press, 2009. 224 p.
10. Csapó J. The Role and Importance of Cultural Tourism in Modern Tourism Industry [Электронный ресурс]. URL: http://www.intechopen.com/books/strategies-for-tourism-industry-micro-and-macroperspectives/the-role-and-importance-of-cultural-tourism-in-modern-tourism-industry (дата обращения: 19.11.2017).
11. Fernandez D. B. Tourist Use of Historic Cities: Review of International Agreements and Literature [Электронный ресурс] // International Journal of Humanities Studies. 2014. Vol. 1. № 2. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 311986673_Tourist_use_of_historic_cities_Review_of_international_agreements_and_literature (дата обращения: 19.11.2017).
12. Horjan G. Traditional crafts - new attractions for cultural tourism [Электронный ресурс] // International Journal of Intangible Heritage. 2011. № 6. Р. 46-56. URL: http://presentations.thebestinheritage.com/2010/Craftattract-project-Museums-of-Hrvatsko-zagorj e (дата обращения: 19.11.2017).
13. Kanas Lake [Электронный ресурс]. URL: http://www.amazingxinjiang.com/Attraction/nature/Kanas-lake.html (дата обращения: 19.11.2017).
14. Paardekooper R. P. Archaeological Open-Air Museums as Time Travel Centres // Lunds Archaeological Review / ed. A. Odman. Lund Department of Archaeology and Ancient History, University of Lund, 2010. P. 61-69.
15. Patarchanov Р. Role and Place of Alternative Tourism Development in Mountain Areas [Электронный ресурс]. URL: http://geografie.ubbcluj.ro/ccau/jssp/arhiva_si1_2012/17JSSPSI012012.pdf (дата обращения: 19.11.2017).
16. Stanley-Price N. The Reconstruction of Ruins: Principles and Practice [Электронный ресурс]. URL: https://www.archaeological.org/pdfs/sitepreservation/N_S-P_Article_Dec_2009.pdf (дата обращения: 19.11.2017).
17. The Global Code of Ethics for Tourism [Электронный ресурс]. URL: http://ethics.unwto.org/en/content/global-code-ethics-tourism (дата обращения: 19.11.2017).
ARCHITECTURAL-ARTISTIC AND NATURAL-AESTHETIC TENDENCIES OF FORMATION OF TOURIST COMPLEXES ON THE TERRITORY OF THE TRANSBOUNDARY ALTAI
Pustovetov Gennadii Ivanovich, Doctor in Architecture, Professor Pomorov Fedor Sergeevich
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts pustovetovgi@gmail. com; fedorpomorov@gmail. com
The article deals with the architectural formation of tourist complexes on the transboundary territory of the Greater Altai in the context of the strategy of intercultural communication. The analysis of modern practice of tourist objects construction is given. The authors present the results of a questionnaire survey of tourists. The tendencies of the architectural organization of tourist complexes are fixed. The method of contextual design is recommended for a consistent entry into the aesthetics of the most valuable natural landscapes and for the purpose of saving the cultural heritage.
Key words and phrases: transboundary territory; intercultural communication; tourism complexes; architectural-artistic factors; questionnaire survey of tourists; design method.
УДК 7.011 Искусствоведение
Статья посвящена интерпретации научного наследия крупнейшего отечественного искусствоведа Михаила Владимировича Алпатова (1902-1986). Ключевые дискурсы его творчества (интуитивизм, эстетизм, «неоплатонизм», «примитивизм», светская религиозность) рассматриваются в связи с символическими структурами советской культуры. Националистические аспекты трудов ученого помещаются в контекст сталинской культурной политики. Особое внимание уделяется постмодернистским коннотациям «воображаемого музея» М. В. Алпатова, трансисторическому измерению его искусствознания.
Ключевые слова и фразы: Михаил Владимирович Алпатов; теория искусства; национализм; советское искусствознание; эстетизм; сталинская культурная политика.
Рыков Анатолий Владимирович, д. филос. н., к. искусствоведения, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет a.v. rykov@spbu. гы
МИХАИЛ АЛПАТОВ, ИЛИ ЧТО ТАКОЕ СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВОЗНАНИЕ?
Михаил Владимирович Алпатов (1902-1986) - один из крупнейших представителей русского и советского искусствознания. Его творчество - особый, во многом уникальный феномен советской культурной жизни,