Chesnokov Nikolay Nikolaevich, professor, Head of Department of theory and methodology of athletics, nnch01@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE),
Chernov Sergey Semenovich, professor,department of theory and methodology of athletics, nnch01@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE),
Aleksandrov Denis Sergeevich, postgraduate, department of theory and methodology of athletics, nnch01@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE)
УДК 796.077-056.266
НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ-БЕГУНОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ
Н.Н. Чесноков, А.П. Морозов
Научные исследования являются важным компонентом при оценке подготовленности легкоатлетов с нарушением слуха на различных этапах тренировочного процесса. Широкое внедрение диагностической аппаратуры и вычислительной техники, создание научных центров и лабораторий способствуют созданию необходимых условий для решения важных проблем спортивной подготовки с привлечением многих специалистов в области физиологии, биохимии, спортивной медицины, морфологии и других современных технологий.
Ключевые слова: научное сопровождение, мониторинг функциональных показателей, тренировочный процесс, легкоатлеты с нарушением слуха.
Тренировочный процесс и соревновательная деятельность, предъявляют постоянно растущие, разносторонние требования к уровню подготовленности и ставят новые теоретические и практические задачи. Поэтому использование последних данных о влиянии на организм тренировочной нагрузки, воздействии факторов внешней среды, стрессорных ситуаций превращается в важнейший фактор оптимального управления системой подготовки. Одним из важнейших разделов, способствующих решению этих задач, является постоянное научное сопровождение в многолетнем тренировочном процессе, результаты которого позволяют выявить уровень подготовленности спортсменов на всех этапах и являются основанием для коррекции тренировочного процесса и соревновательной деятельности.
В легкой атлетике разработан определенный комплекс методов педагогического, психологического, медико-биологического и других видов контроля, применяемого в ходе этапных и текущих обследований, а также в ходе обследования соревновательной деятельности.
Немаловажную роль играет проведение в течение как отдельных тренировочных занятий, так и всего тренировочного микроцикла оперативного контроля, на основании результатов которого возможно значительное изменение параметров объема и интенсивности применяемой нагрузки. Вместе с этим, остается слабо разработанными вопросы их практического использования для диагностики физической подготовленности легкоатлетов с отклонениями в состоянии здоровья. Именно поэтому появляется острая необходимость в изучении передового опыта применения новейших научных разработок в области комплексного контроля функционального и психологического состояния, технической и тактической подготовленности высококвалифицированных легкоатлетов-бегунов с нарушением слуха.
Следует отметить, что в настоящее время наличие высокоточных приборов позволяет осуществлять различные виды мониторинга, без больших временных затрат и отрыва от непосредственной профессиональной деятельности. При решении задач по диагностике состояний спортсменов различного возраста и квалификации возникает необходимость использования новых, современных методов и технологий комплексного тестирования, позволяющих вооружить тренеров и спортсменов разносторонней и объективной информацией по оценке уровня подготовленности спортсменов. Изучение этой проблемы, особенно применительно к сурдолимпийскому спорту, является одной из важнейших в современной теории и методике, и её решение во многом определяет возможности реализации научных знаний в спортивной практике для достижения высоких спортивных результатов.
Совокупность методов и средств тренировочного процесса, непосредственно влияющих на уровень подготовленности высококвалифицированных легкоатлетов с нарушением слуха, требует постоянной многофакторной оценки, эффективность которой в значительной мере обеспечивается научном сопровождением на учебно-тренировочных сборах и соревнованиях.
Разработка унифицированных программ полноценных обследований, позволяющих всесторонне анализировать уровень физической, технической, тактической, психологической сторон подготовленности, и способствовать оптимизации построения подготовки глухих легкоатлетов к достижению плановых спортивных результатов, связано с решением ряда задач:
- разработки современной программы комплексного контроля всех сторон подготовленности;
- использования современной диагностической аппаратуры при определении уровня состояния спортсменов, выявления «слабых звеньев»;
- разработки целенаправленной коррекции средств и методов подготовки легкоатлетов.
Постановка данных задач, кроме всего, предполагает разработку усовершенствованной программы комплексного контроля физического состояния в годичном тренировочном цикле подготовки глухих легкоатлетов и осуществление в соответствии с программой комплексного обследования легкоатлетов с предоставлением новых данных о функциональной, скоростно-силовой, технико-тактической
подготовленности и составленных на их основе рекомендаций по оптимизации тренировочного процесса.
Для эффективного планирования круглогодичной тренировки в легкой атлетике используется периодизация, т.е. деление на циклы, периоды и этапы. Их соотношение и продолжительность обусловлены следующими факторами: необходимостью участвовать в определенных календарных соревнованиях, спецификой вида легкой атлетики, уровнем подготовленности спортсмена, состоянием его спортивной формы. Достижение высоких спортивных результатов возможно при эффективном планировании и организации тренировочных занятий спортсмена в течение нескольких лет. Структура многолетней тренировки в легкой атлетике обусловлена следующими факторами:
1) средним количеством лет регулярных тренировок;
2) оптимальными возрастными границами, в которых обычно наиболее полно раскрываются способности спортсмена;
3) индивидуальными особенностями спортсмена и темпами роста его спортивного мастерства;
4) возрастом начала спортивных занятий, а также возрастом, когда он приступил к специальным тренировкам.
Между этапами многолетней подготовки нет четких границ. Их продолжительность может в определенной мере варьироваться, прежде всего, в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, а также от структуры и содержания тренировочного процесса. Именно здесь и проявляется острая необходимость получения своевременных и точных данных о текущем состоянии здоровья спортсменов, которые позволяют ответить на такие вопросы: следует ли изменять средства и методы тренировки на этом этапе, применять нагрузки узконаправленного действия или нет, необходим ли отдых. Решению этих задач могут способствовать существенное варьирование тренировочных нагрузок, а также оптимизация планирования и построения тренировочного процесса, что скажется на эффективности самих занятий и росте спортивных результатов.
Созданной на базе кафедры теории и методики легкой атлетики ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ» комплексной научной группой при сборной команде России по легкой атлетике (спорт глухих) в 2010-2013 гг. была разработана, апробирована в условиях многолетнего тренировочного
процесса и внедрена в спортивную практику система комплексного контроля физической подготовленности бегунов с нарушением слуха на короткие и средние дистанции, позволяющая обеспечивать тренерский состав необходимыми данными в течение годичного цикла подготовки. Внедрение современных аппаратных методов контроля, позволяющих выявлять особенности реакции организма на тренировочную нагрузку и своевременно вносить коррекции в тренировочный процесс, в значительной степени повышает его эффективность, позволяя избежать перетренированности и спортивных травм. В данном исследовании было определено необходимое количество мероприятий по научному сопровождению легкоатлетов с нарушениями слуха, время их проведения в годичном тренировочном цикле, позволяющее получить необходимый объем объективных данных о функциональных возможностях организма глухих спортсменов (таблица).
Карта индивидуального комплексного обследования спортсменов в условиях учебно-тренировочных сборов
Ф.И.О. Иванова ТВ.
Возраст 22
Специализация Средние дистанции
Звание МС
№ п/п Параметры Дата Примечания
30.03 01.04 04.04 06.04
Морфологический статус
1 Масса тела, кг 54 53,8 54,5 54,2
2 Жировой компонент, % 16,3 16,5 16,6 16,5
3 Мышечный компонент (масса мышечной ткани в организме), кг 43 42,7 43,1 43
4 Костный компонент 2,3 2,3 2,3 2,3
5 Содержание жидкости, % 59,8 59,6 59,5 59,6
Функциональные показатели
№ п/п Время проведения измерения 31.03 01. 04 02. 04 05.04 06. 04 Примечания
ЧС С АД ЧСС АД ЧСС АД
6 До тренировки 62 120/ 80 94 110/7 0 101 120/70
7 После разминки 90 130 110
8 После основной работы 140 190 170
9 Заключительная часть занятия 112 135 144
10 Восстановление, 3 мин 72 110/ 70 87 112 110/ 70
Показатели развития силовой и скоростно-силовой подготовленности
№ п/п Тест Дата Примечания
31.0 3 03.04 06. 04 09.04 12.04 15.04
11 Бег 20 м с места, с 3, 12 3,15 3,06
12 Прыжок в длину с места, м 2,43 2,47.. 2,46
13 Тройной прыжок с ноги на ногу, м 7, 03 7,09 7,16
14 Бег 200 м, с 25,7 25,4 24,9
Методы исследования, примененные в данной системе комплексного контроля, включали в себя:
- биомпедансометрию;
- эргометрические испытания в беге на тредбане и работу на велоэргометре;
- газометрические методы;
-психодиагностические методы, социометрия, психофизиологические методы;
-определение показателей аэробной и анаэробной работоспособности;
- педагогическое тестирование.
Современные методы диагностики, входящие в примененную систему комплексного контроля подготовленности легкоатлетов с нарушением слуха, охватывают следующие аспекты: уровень физической работоспособности,морфофункциональное развитие, психофизологическое состояние, двигательную и технико-тактическую подготовленность.
Результаты применения системы комплексного контроля нашли свое отражение в успешных выступлениях сборной команды России среди глухих по легкой атлетике в 2011-2013 гг. на крупнейших международных соревнованиях - чемпионатах Европы в г. Кайсери (Турция) и Таллине (Эстония), чемпионате мира в г. Торонто (Канада), XXII Сурдолимпийских играх в Софии (Болгария).
Список литературы
1. Губа В. П., Чесноков Н.Н. Резервные возможности спортсменов: монография. М.: Физическая культура, 2008. 146 с.
2. Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности: учеб. пособие. Казань: ФОРТ-ДИАЛОГ, 2000. 76 с.
3. Легкая атлетика: учебник / под.ред. Н. Н. Чеснокова, В. Г. Никитушкина. М.: Физическая культура, 2010. 508 с.
4. Легкая атлетика: электронное учебное пособие / составители
И.Е. Коновалов, И. Ш. Мутаева, З. М. Кузнецова. Набережные Челны: Поволжская ГАФКСиТ, 2011. 439 с.
5. Капилевич Л.В. Научные исследования в физической культуре: учеб. пособие. Томск: Изд-во Том. политехн. ун-та, 2012. 234 с.
6. ОганджановА.Л. Управление подготовкой квалифицированных легкоатлетов-прыгунов: монография. М.: Физическая культура, 2005.
200 с.
7. Оганджанов А. Л. Комплексный контроль подготовленности в легкой атлетике: учеб. пособие. М.: Культура России, 2012. 287 с.
Чесноков Николай Николаевич, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),
Морозов Антон Павлович, канд. пед. наук, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
SCIENTIFIC ESCORT OF HIGHLY SKILLED A THLETES-RUNNERS WITH THE HEARING DISORDER IN TRAINING PROCESS
N.N. Chesnokov, A.P. Morozov
The close attention is paid to problems of complex control of various conditions of readiness of athletes now. Widespread introduction of the diagnostic equipment and computer facilities, creation of scientific centers and laboratories, promotes creation of necessary conditions for the solution of important problems of sports preparation with involvement of many experts in the field of physiology, biochemistry, sports medicine, morphology and other modern technologies.
Key words: scientific maintenance, monitoring of functional indicators, training process, athletes with a hearing disorder
Chesnokov Nikolay Nikolaevich, professor, Head of Department of theory and methodology of athletics, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE)
Morozov Anton Pavlovich, PhD, Department of theory and methodology of athletics, [email protected], Russia, Moscow, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE)