ЭКОНОМИКА СФЕРЫ УСЛУГ THE ECONOMY OF THE SERVICE SECTOR
Экономические системы. 2023. Том 16, № 1 (60). С. 81-87. Economic Systems. 2023;16(l(60)):81-87.
Научная статья 5.2.3 - Региональная и отраслевая экономика
УДК 338.46
DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-1-81-87
Научное обоснование состава ресурсного потенциала
сферы услуг
Олег Леонидович Таран1Н, Игорь Леонидович Таран2, Татьяна Олеговна Назарова3
1 Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия, [email protected]
2 Пятигорский институт (филиал) Северо-Кавказского федерального университета, Пятигорск, Россия, [email protected]
3 Пятигорский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, Пятигорск, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты исследования, посвященного обоснованию взаимосвязи состава ресурсов и ресурсного потенциала сферы услуг. На основе изучения ряда работ по данной тематике делается вывод о неоднозначности трактовки ресурсного потенциала сферы услуг, а также отсутствии единых подходов к определению его структуры. В научной статье предлагается авторская трактовка термина «ресурсный потенциал сферы услуг», на основе которой представляется новое видение взаимосвязи состава ресурсов и ресурсного потенциала сферы услуг.
В исследовании сформулирован вывод о том, что процессы формирования ресурсов сферы услуг, а также процессы построения и использования ресурсного потенциала взаимосвязаны и представляют собой достаточно сложный многогранный процесс, требующий системного подхода и учета. Представленная авторами схема взаимосвязи состава ресурсов и ресурсного потенциала сферы услуг позволит более обоснованно подходить к оценке ресурсного потенциала субъекта сферы услуг, а также может служить вспомогательным инструментом при разработке организационных стратегий развития организаций.
Ключевые слова: сфера услуг, ресурсы сферы услуг, ресурсный потенциал сферы услуг
Для цитирования: Таран О.Л., Таран И.Л., Назарова Т.О. Научное обоснование состава ресурсного потенциала сферы услуг // Экономические системы. 2023. Том 16, № 1 (60). С. 81-87. DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-1-81-87.
© Таран О.Л., Таран И.Л., Назарова Т.О., 2023
Original article
Scientific substantiation of the composition of the resource potential of the service sector
Oleg L. Taran1H, Igor L. Taran2, Tatyana O. Nazarova3
1 Pyatigorsk State University, Pyatigorsk, Russia, [email protected]
2 Pyatigorsk Institute (branch) North Caucasus Federal University, Pyatigorsk, Russia, [email protected]
3 Pyatigorsk Branch G.V. Plekhanov, Pyatigorsk, Russia, [email protected]
Abstract. The article presents the results of a study devoted to some substantiation of the relationship between the composition of resources and the resource potential of the service sector. Based on the study of a number of works devoted to the analysis of the resource potential of the service sector, the article concludes thatthe interpretation of the resource potential of the service sector is ambiguous, as well as the lack of uniform approaches to determining the structure of the resource potential of the service sector. The scientific article proposes the author's interpretation of the term resource potential of the service sector, on the basis of which a new vision of the relationship between the composition of resources and the resource potential of the service sector is presented.
The study concludes thatthe processes of formation of resources in the service sector, as well as the processes of building and using resource potential, are a rather complex multifaceted process thatrequires a systematic approach and accounting, and the presented diagram ofthe relationship between the composition of resources and the resource potential ofthe service sector will allow a more reasonable approach to assessing resource potential ofthe subject ofthe service sector, and can also serve as an auxiliarytool in the developmentoforganizational developmentstrategies.
Keywords: service sector, resources ofthe service sector, resource potential ofthe service sector
For citation: Taran O.L., Taran I.L., Nazarova T.O. Scientific substantiation ofthe composition of the resource potential ofthe service sector. Economic Systems. 2023;16(l(60)):81-87. (In Russ.). DOI 10.29030/2309-2076-2023-16-1-81-87.
Введение
Одной из специфических особенностей современных социально-экономических систем в части развития тех или иных секторов общественного воспроизводства является ориентация на развитие сферы услуг как наиболее перспективной составляющей не только в формировании ВВП страны, но и в удовлетворении растущих потребностей современного общества в инновационном развитии отраслевых составляющих сферы услуг.
В современной отечественной экономике со сферой услуг так или иначе сопряжены практически все виды деятельности - от традиционно сервисных услуг до услуг промышленных организаций, которые, несмотря на свой основной вид
деятельности, оказываютуслуги по сопровождению и обслуживанию выпускаемой ими продукции. В сфере услуг функционируют организации различных организационно-правовых форм собственности, физические лица и публично-правовые образования, что приводит к значительной дифференциации данной сферы деятельности по уровню использования ресурсного потенциала. Все это повышает актуальность исследований в области формирования и использования ресурсного потенциала сферы услуг.
Основная часть
Изучение ряда работ [1, с. 124; 2, с. 140; 3, с. 95; 4, с. 36 и др.], посвященных анализу ресурсного потенциала сферы услуг, приводит к выводу о неоднозначности его формулировки, а также об отсутствии единых подходов к определению его структуры. Чаще всего ресурсный потенциал сферы услуг трактуют в виде природно-экономических ресурсов, используемых сферой услуг для достижения своих целей и в качестве ориентира развития. Более емко характеризуют ресурсный потенциал сферы услуг Л.С. Сосенко и др. [4], понимая под ним самостоятельную экономическую категорию, определяемую уровнем развития экономического потенциала. В работах В.И Бариленко, С.Ю. Стексовой [1, с. 124; 5, с. 83] и других авторов ресурсный потенциал представляется в виде имеющихся и накопленных ресурсов для обеспечения непрерывной и эффективной деятельности. При этом в процессе раскрытия составляющих ресурсного потенциала и характеристике его структуры также не наблюдается более или менее единообразного подхода. Отметим и тот факт, что в подавляющем большинстве проанализированных нами работ ресурсный потенциал рассматривается с точки зрения имеющихся в распоряжении того или иного хозяйствующего субъекта ресурсов, но эффективно не используемых в процессе оказания услуг. При этом потенциальным ресурсам, которых еще нету организации сферы услуг и которые еще необходимо создать или привлечь, должного внимания не уделяется.
Бесспорно, признавая значительный вклад всех рассмотренных исследований в раскрытие содержания ресурсного потенциала сферы услуг, позволим сформулировать собственную позицию к трактовке данного понятия. По нашему мнению, под ресурсным потенциалом сферы услуг следует понимать совокупность имеющихся и используемых ресурсов для оказания тех или иных услуг, имеющихся, но не используемых ресурсов для оказания услуг, а также ресурсов, которые необходимо дополнительно выявить и привлечь со стороны для обеспечения не только более эффективного оказания услуг и повышения их рентабельности (при условии коммерциализации оказываемых услуг], но и поступательного стратегического развития субъекта, осуществляющего свою деятельность или ее часть в сфере оказания услуг.
На основе приведенного нами определения представим авторское видение взаимосвязи состава ресурсов и ресурсного потенциала сферы услуг в виде рис. 1.
ресурсы сферы услуг
Внутренние ресурсы
Внешние ресурсы
Финансово-экономические
Кадровые
Технико-технологические
Информационно-коммуникативные
Инновационно-цифровые
Человеческие
Логистико-сбытовые
Институциональные
ресурсный потенциал сферы услуг
Имеющиеся и используемые ресурсы
Имеющиеся, но не используемые ресурсы
Ресурсы, которые
необходимо дополнительно выявить и привлечь со стороны
Использование новых возможностей поступательного стратегического развития на основе использования ресурсного потенциала
I-Г
Оценка возможности удовлетворения потребностей пользователей услуг, обеспечения конкурентных преимуществ, повышения эффективности, результативности и рентабельности деятельности
Г
Выявление новых
возможностей поступательного стратегического развития на основе использования ресурсного потенциала
развитие сферы услуг
Рис. 1. Взаимосвязи состава ресурсов и ресурсного потенциала сферы услуг Источник: составлено авторами.
Использование перечня элементов, представленных на рис. 1, во многом зависит от сферы оказываемых услуг, организационно-правовой формы субъекта услуг и целей оказания услуг. Ввиду отмеченного, состав представленных элементов может значительно меняться, кроме того, отдельные элементы способны перетекать из внешнихресурсов во внутренние и наоборот. При этом, по нашему мнению, постоянными остаются отдельные внешние ресурсы представленные институциональными, пространственными и природно-климатическими ресурсами ввиду отсутствия возможности субъектов сферы услуг оказывать на них какое-либо влияние. Кроме того, по нашему мнению, организационно-управленческая составляющая внутренних ресурсов также является постоянной, поскольку ее наличие - это неотъемлемый элемент, удостоверяющий сам факт существования субъекта сферы услуг.
Признавая безусловную значимость всех составляющих выделенных нами ресурсов сферы услуг, считаем важным отдельно остановиться на обосновании включения отдельных элементов в их состав. Так, нами в составе элементов ресурсов сферы услуг отдельно выделены кадровые и человеческие ресурсы. Их разделение обусловлено авторской позицией, которая сводится к необходимости отдельного рассмотрения не только понятий «кадровые ресурсы» и «человеческие ресурсы», но и отдельных подходов к политике управления ими в процессе использования организациями сферы услуг своего ресурсного потенциала.
Так, под кадровыми ресурсами мы прежде всего понимаем имеющийся у того или иного субъекта сферы услуг состав сотрудников (персонал], способных по отдельности или в группе эффективно и квалифицированно выполнять возложенные на них обязанности, что в конечном итоге должно повышать эффективность деятельности и конкурентоспособность организации сферы услуг в целом, однако низкая квалификация имеющихся кадров не способствует этому. Исходя из сказанного, кадровые ресурсы могут одновременно находиться в имеющихся и используемых ресурсах для оказания тех или иных услуг, а также в имеющихся, но не используемых ресурсах. Основная задача в данном случае сводится к анализу эффективности труда кадровых ресурсов и определении потребностей в обучении сотрудников, материальном стимулировании или принятии других, более радикальных управленческих решений, что в любом случае обычно имеетдостаточно длительные временные рамки в части использования имеющегося ресурса.
Человеческий ресурс применительно к сфере услуг в нашем понимании - это несколько иная категория, представленная в основном отдельными людьми с уже имеющимися профессиональными знаниями и навыками и способными на основе своего опыта в короткий промежуток времени значительно повысить результативность деятельности того или иного субъекта сферы услуг. Таким образом, понятие «человеческий ресурс» несет в себе более качественные характеристики, нежели понятие «кадровый ресурс». Кроме того, человеческий ресурс во многом связан с выделенным нами инновационно-цифровым ресурсом сферы услуг, характерной особенностью которого в последнее время стал переход
к цифровым технологиям, что, в свою очередь, зачастую обуславливает отказ от большого штата сотрудников, вложений в обучение сотрудников и т. д. и акцентирует внимание на так называемое управление талантами в рамках реализации организационно-управленческого элемента ресурсного потенциала сферы услуг.
Выделенные в составе ресурсов сферы услуг такие элементы, как финансово-экономические ресурсы, технико-технологические ресурсы, материально-вещественные ресурсы, можно рассматривать в виде системы материально-финансовых ресурсов субъектов сферы услуг, поскольку именно они в своей совокупности могут отражать динамику и давать оценку правильности использования ресурсного потенциала в части обеспечения конкурентных преимуществ, повышения эффективности, результативности и рентабельности деятельности субъекта сферы услуг. Кроме того, данные элементы в части дифференцированной оценки реализации ресурсного потенциала организации поддаются относительно простому расчету инструментарием, используемым в рамках экономического анализа.
Отдельно стоит остановиться на таких элементах ресурсов сферы услуг, как информационно-коммуникативные ресурсы и инновационно-цифровые ресурсы, которые, по нашему мнению, в современных условиях развития сферы услуг приобретают все большую актуальность. Причем оба указанных элемента взаимодополняют друг друга, несмотря на несколько различающийся потенциал их использования. Так, информационно-коммуникативный потенциал обеспечивает сферу услуг информацией о состоянии внешней и внутренней среды в части возможных направлений развития сферы услуг и возможных перспектив развития потребностей потребителей услуг, а использование инновационно-цифрового потенциала помогает удовлетворять эти потребности посредством предложения новых цифровых видов услуг, преимущество которых состоит в большей глубине охвата непосредственных потребителей этих услуг. Кроме того, процессы цифровизации в сфере услуг в значительной степени упрощают практическое использование логистико-сбытового ресурса, открывая новые формы взаимоотношений между поставщиком услуги и конечным потребителем, что в итоге способствует не только развитию сферы услуг за счет трансформации ее бизнес-процессов, но и развитию ее более тесных связей с другими отраслями экономики.
Заключение
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что процессы формирования ресурсов сферы услуг, а также процессы построения и использования ресурсного потенциала - достаточно сложный многогранный процесс, требующий системного подхода и учета постоянно изменяющихся факторов внешней и внутренней среды сферы услуг. При этом представленная нами схема взаимосвязи состава ресурсов и ресурсного потенциала сферы услуг позволит более обоснованно подходить к оценке ресурсного потенциала субъекта сферы услуг, а также может служить вспомогательным инструментом при разработке организационных стратегий развития организации.
Список источников
1. Бариленко В.И. Роль бизнес-анализа в обосновании направлений инновационного развития // Инновационное развитие экономики. 2012. № 2 (8). С. 124-131.
2.ВосколовичН.А. Экономика платных услуг : учебник и практикум для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2023.
3. Кузнецова Г.В., Подбиралина ПВ. Международная торговля товарами и услугами : учебник и практикум для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2022.
4. Сосненко Л.С., Гладковская Е.Н., Кивелиус И.Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М. : КноРус, 2016.
5. Стексова С.Ю. Методология определения ресурсного потенциала строительного предприятия II Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 4. С. 83-86.
References
1. Barilenko V.I. The role of business analysis in substantiating the directions of innovative development. Innovative development of the economy. 2012;(2(8):124-131. (In Russ.).
2. Voskolovich N.A. Economics of paid services : textbook and workshop for universities. 4th ed., ispr. and add. Moscow : Yurayt, 2023. (In Russ.).
3. Kuznetsova G.V., Podbiralina G.V. International trade in goods and services : textbook and workshop for universities. 3rd ed., reprint, and add. Moscow : Yurayt, 2022. (In Russ.).
4. Sosnenko L.S., Gladkovskaya E.N., Kivelius I.N. Complex economic analysis of economic activity : textbook. 2nd ed., reprint, and add. Moscow : KnoRus, 2016. (In Russ.).
5. Steksova S.Yu. Methodology for determining the resource potential of a construction enterprise. Managements Russia and abroad. 2007;(4):83-86. (In Russ.).
Информация об авторах / Information about the authors
О.Л. Таран - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, менеджмента и финансов;
И.Л. Таран - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и государственного управления;
Т.О. Назарова - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и права.
0.L. Taran - doctor of economic sciences, professor of the Department of economics, management and finance;
1.L. Taran - Ph.D. in economic sciences; associate professor of the Department of economics, management and public administration;
Т.О. Nazarova - Ph.D. in economic sciences; associate professor of the Department of economics, finance and law.
Статья поступила в редакцию 10.12.2022; одобрена после рецензирования 28.12.2022; принята к публикации 15.01.2023.
The article was submitted 10.12.2022; approved after reviewing 28.12.2022; accepted for publication 15.01.2023.