ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Таран О.Л., Таран И.Л., Бережная О.В., Тер-Акопов Г.Н., Асриев С.В.
ТАРАН Олег Леонидович - доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, финансов и права, филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» в г. Пятигорске, Пятигорск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ТАРАН Игорь Леонидович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, менеджмента и государственного управления, Пятигорский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Пятигорск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
БЕРЕЖНАЯ Ольга Владимировна - доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента, Институт экономики и управления, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», Ставрополь, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
ТЕР-АКОПОВ Гукас Николаевич - кандидат экономических наук, Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр, Ессентуки, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
АСРИЕВ Самвел Владимирович - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов и права, филиал ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» в г Пятигорске, Пятигорск, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье отражаются актуальность и важность изучения вопросов масштабов и видов теневой экономической деятельности в структуре национально-экономической системы, а также рассматриваются проблемные вопросы оценки динамики теневой экономики в Российской Федерации.
В рамках проведенного исследования очерчены проблемные зоны в расчетах уровня «ненаблюдаемой экономики» Российской Федерации. Обосновывается, что для оценки теневой экономики и дифференциации организационно-правовых механизмов противодействия ее развитию должны использоваться доступные индикаторы, фиксируемые Федеральной службой государственной статистики во всех регионах, что позволит обеспечить сопоставимость расчетов между различными субъектами и придаст некую универсальность методам структурирования форм теневой экономики и анализу динамики ее масштабов.
В рамках исследования выявлена необходимость более детального изучения динамики занятости населения в теневом секторе экономики, что позволит более объективно судить о его масштабах.
Ключевые слова: теневая экономика, экономическая безопасность, социально-экономическая система.
Для цитирования: Таран О.Л., Таран И.Л., Бережная О.В., Тер-Акопов Г.Н., Асриев С.В. Проблемы оценки динамики теневой экономики в Российской Федерации // Экономические системы. 2021. Том 14. № 3 (54). С. 95-103. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-95-103.
Введение
Актуальная проблема развития теневой экономики в аспекте ее воздействия на экономическую безопасность государства изучается достаточно продолжительный период, и на самых высоких уровнях признаются необходимость и важность вопросов разработки мер по сдерживанию масштабов ее развития.
Однако, несмотря на актуальность и важность изучения вопросов масштабов и видов теневой экономической деятельности в структуре национально-экономической системы, на сегодняшний день отсутствуют современные полноценные исследования масштабов теневой экономики в Российской Федерации как с применением методов статистического моделирования, так и с использованием других подходов.
Весьма важное направление в исследовании масштабов теневой экономики - это решение проблемы достоверности официальных аналитических данных, используемых для оценки масштабов теневой экономики в Российской Федерации. Цель предлагаемого исследования - раскрыть некоторые недостатки имеющихся методик оценки теневого сектора российской экономики и разработать предложения по устранению этих недостатков.
Основная часть
Безусловно, мы понимаем, что статистический учет показателей, характеризующих масштабы теневой экономики в рамках национальной экономической системы, весьма затруднен из-за сложности разграничения открытой и теневой форм экономических отношений, сложности учета отраслевой специфики и т. д. Тем не менее авторская позиция исходит из того, что для оценки теневой экономики и дифференциации организационно-правовых механизмов противодействия ее развитию должны использоваться доступные индикаторы, фиксируемые Федеральной службой государственной статистики во всех регионах, что позволит обеспечить сопоставимость расчетов между различными субъектами и придаст некую универсальность методам структурирования форм теневой экономики и анализу динамики ее масштабов.
Исходя из сказанного, для анализа динамики теневой экономики (Росстат использует термин «ненаблюдаемая экономика») в Российской Федерации мы будем использовать данные Росстата, в которых производится досчет ВВП на размер теневой экономики по требованиям Системы национальных счетов, включающие в себя следующие показатели:
1. Незаконная деятельность или криминальная экономика.
2. Деятельность домохозяйств в части производства и оказания услуг для собственных нужд или неофициальная экономика.
3. Неформальная экономика.
4. Неучтенная экономическая деятельность, обусловленная несовершенством сбора информации.
При этом расчет уровня ненаблюдаемой экономики Российской Федерации ведется в рамках двух ключевых показателей - скрытой деятельности организаций и намеренно искажаемых данных хозяйствующих субъектов. Таким образом, за рамками наблюдения остается целый пласт информации в части деятельности хозяйствующих субъектов, имеющих официальную регистрацию в качестве юридического лица.
В Российской Федерации учет теневой экономики ведут как Федеральная служба государственной статистики в рамках своего функционала, так и Рос-финмониторинг. Исходя из их данных, отразим динамику теневой экономики в России в виде диаграммы (рис. 1).
Рис. 1. Динамика теневой экономики в Российской Федерации
Примечание. Сведения за 2009-2014 гг. приводятся по данным, представленным Федеральной службой государственной статистики РФ. Источник: Росстат, Росфинмониторинг. Составлено авторами.
Из рис. 1. видно, что, согласно данным Росфинмониторинга, доля теневой экономики в России по итогам 2018 г. превысила 20 трлн руб. в объеме ВВП Российской Федерации, что составляет порядка 20% к общему ВВП РФ.
Помимо отмеченного, из диаграммы видно понижение доли теневого сектора экономики в 2017 г., что объясняется изменением методики расчета тене-
вого сектора (в расчет были включены такие оценочные показатели, как объем нелегального импорта, прибыль хозяйствующих субъектов, скрытая от налогообложения, криминальные доходы и серые заработные платы), принятым в Рос-финмониторинге в 2017 г. Кроме того, из-за ряда ограничений, вступивших в силу в отношении России в 2017 г., наблюдалось резкое сокращение поступления в страну денежных средств из-за рубежа, в том числе и нелегально поступающих. Помимо этого, было отмечено снижение финансовых потоков из России в банки других государств. Также в 2017 г. произошло множество изменений в нормативно-правовой базе, связанной с регулированием хозяйственных операций, что также могло сказаться на теневом секторе в части его легализации.
Еще раз отметим, что оценки теневого сектора российской экономики, проводимые Росфинмониторингом, несколько отличаются от оценок Федеральной службы государственной статистики РФ, так как эти оценки включают в себя так называемый серый импорт (импортные товары с заниженными импортными пошлинами), сокрытие налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему РФ, а также серые заработные платы. Исходя из сказанного, оценки, даваемые Федеральной службой государственной статистики РФ в исследуемый период (с 2009 по 2014 г.), не совсем достоверно отображали реалии теневой экономики России, что особенно хорошо заметно при сравнении объема теневой экономики с другими значимыми экономическими показателями (рис. 2).
70 60 50 40 30 20 10 о
57,5
18
6,5
Объем теневой экономики (2019 г.)
Расходы федерального бюджета (2019 г.)
Годовая выручка Денежные доходы Газпрома (2017 г.) граждан России (2018 г.)
Рис. 2. Объем теневой экономики и другие значимые экономические показатели Российской Федерации
Источник: составлено авторами на основе данных Росфинмониторинга.
Оценивая объемы теневой экономики Российской Федерации, даваемые отечественными службами, необходимо привести оценки теневой экономики России, даваемые международными организациями. Так, оценки теневой экономики России, которые дает такая известная международная финансовая организация, как Всемирный банк, в три с половиной раза превышают оценки стран, относящихся к «Большой семерке». Другие оценки теневой экономики России,
также превышающие российские данные, дает и Международный валютный фонд (рис. 3).
Рис. 3. Масштабы теневой экономики Российской Федерации по данным МВФ, в % к ВВП [1]
Отметим, что Международный валютный фонд в своей аналитической работе уделяет повышенное внимание вопросам оценки теневой экономики. Так, в докладе МВФ Российская Федерация занимает 49-е место из 159 (для сравнения: США - 158-е место). В отчете отмечено, что оценка проводилась с учетом всех составляющих теневого экономического сектора за период с 1991 по 2015 г. Место конкретной страны в отчете рассчитано на основе усредненного показателя за исследуемый отрезок времени.
Получается, что оценки теневой экономики России, даваемые Международным валютным фондом, превышают оценки экономического блока Правительства РФ практически на 20%.
Отдельные исследования теневой экономики Российской Федерации иногда проводят и другие структуры. Так, в 2018 г Центральный банк Российской Федерации провел исследование теневой экономики России в разрезе отраслей народного хозяйства на основе оценки денежных потоков в них. Представим некоторые результаты этого исследования в виде диаграммы (рис. 4).
35 30 25 20 15 10 5 0
29
22
1 12
1 1
■ 4 !
2 й- г >5
5 Е
Рис. 4. Доля отраслей народного хозяйства России в теневой экономике на основе анализа денежных потоков, %
Источник: составлено авторами по данным ЦБ РФ.
Анализируя результаты исследования ЦБ РФ, отметим, что, если верить данным по строительной отрасли, которой уделяется повышенное внимание со стороны государства, доля теневого сектора здесь составляет 29% (следовательно, присутствует большой оборот неучтенных наличных средств). Это свидетельствует не только о недополучении налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему, но и об отсутствии действенного контроля за данной отраслью со стороны государства, что является достаточно серьезной угрозой его экономической безопасности.
Динамика размеров досчета на теневую экономику в Российской Федерации за период с 2002 по 2016 г. на основе данных, публикуемых Росстатом, показывает, что масштабы теневого сектора экономики России имеют тенденцию к снижению и снизились с 24,7% в 2002 г. до 13,6% в 2016 г. Несмотря на положительную динамику, необходимо отметить, что Росстат рассчитывает теневые операции юридических лиц и делает корректировку на производство домашних хозяйств (для собственных нужд) как на операции теневого сектора экономики, что может указывать на некоторые недостатки методик, применяемых Росстатом, в части оценки теневого сектора российской экономики. Косвенно данное утверждение подтверждается и достаточно серьезными расхождениями в оценках теневого сектора российской экономики, выполненными Росстатом и различными международными организациями. Так, к примеру, оценки, полученные Medina and Schneider, по теневой составляющей российской экономики более чем в два раза превышают показатели, полученные Росстатом; это показывает не снижение, а рост масштабов теневой экономики в 2015 г. на 2,5% [2].
Возвращаясь к информации, представленной Росстатом, отметим, что в данных 2016 г. валовая добавленная стоимость (ВДС) скорректирована на операции, не наблюдаемые Росстатом (рис. 5).
Корректировка составила 15% (5,1% - теневые операции, 9,9% - операции в неформальном секторе). Наибольшей корректировке подверглось «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» (среднее значение - 57,9%), что вызвано наибольшей долей неформальной занятости в данной сфере деятельности. Среднее значение данных по «Операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг» составило 39%, из которых большую часть также занимает неформальный сектор, доля которого - 26,2%.
Следующий вид деятельности - это «Гостиницы и рестораны», на который в среднем пришлось 31,8%. Наименьшие значения корректировки имеют такие виды деятельности, как «Финансовая деятельность», «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «Добыча полезных ископаемых».
Заключение
Выявленные в рамках исследования корректировки ВДС на операции теневого (неформального) сектора экономики свидетельствуют о необходимости более детального изучения динамики занятости в теневом секторе экономики.
Рис. 5. Данные о добавленной стоимости теневой экономики по видам экономической деятельности, в среднем за период с 2002 по 2016 г., % [3]
Кроме того, необходимо отметить, что динамика занятости в теневом секторе экономики - ключевой показатель оценки теневой экономики в системе национальных счетов - 2008, где указывается, что «цель применения методов оценки неформальной экономики - измерить деятельность лиц, относящихся к неформальной экономике» [4], а на основе данных показателей уже делается вывод о масштабах производства в теневом секторе экономики.
Источники
1. Теневая экономика стран мира. URL: http://fincan.ru/articles/95_ tenevaja-ekonomika-stran-mira (дата обращения: 01.08.2021).
2. Medina L., Schneider F. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? // International Monetary Fund. WP/18/17. 2018. IMF Working Paper African Department. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2018/01/25/Shadow-Economies-Around-the-World-What-Did-We-Learn-0ver-the-Last-20-Years-45583 (дата обращения: 01.08.2021).
3. Федеральная служба государственной статистики РФ. Корректировка валовой добавленной стоимости на экономические операции ненаблюдаемые прямыми статистическими методами. URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab14-19-1.xls (дата обращения: 06.08.2021).
4. United Nation Division of statistic. Система национальных счетов - 2008. URL: http://unstats. un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008Russian.pdf (дата обращения: 06.08.2021).
PROBLEMS OF ESTIMATING THE DYNAMICS OF THE SHADOW ECONOMY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Taran O.L., Taran I.L., Berezhnaya O.V., Ter-Akopov G.N., Asriev S.V.
TARAN Oleg Leonidovich - doctor of economic sciences, professor of the Department of economics, finance and law, branch of the Plekhanov Russian University of Economics in Pyatigorsk, Pyatigorsk, Russia. E-mail: [email protected]
TARAN Igor Leonidovich - Ph.D. in economic sciences, associate professor, Department of economics, management and public administration, Pyatigorsk Institut (FILIAL) FGAOU VO «North Caucasus Federal University», Pyatigorsk, Russia. E-mail: [email protected]
BEREZHNAYA Olga Vladimirovna - doctor of economic sciences, professor Department of management, Institute of economics and management, FGAOU VO «North Caucasus Federal University», Stavropol, Russia. E-mail: [email protected]
TER-AKOPOV Gukas Nikolaevich - Ph.D. in economic sciences, North Caucasian Federal Research and Clinical Center, Essentuki, Russia. E-mail: [email protected]
ASRIEV Samvel Vladimirovich - Ph.D. in economic sciences, associate professor of the Department of economics, finance and law, branch of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov in Pyatigorsk, Pyatigorsk, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article reflects the relevance and importance of studying the issues of the scale and types of shadow economic activity in the structure of the national economic system, and also examines the problematic issues of assessing the dynamics of the shadow economy in the Russian Federation. Within the framework of the proposed study, problem areas are outlined in the calculations of the level of the non-observed economy of the Russian Federation, in addition, the study substantiates that available indicator recorded by the Federal State Statistics Service in all regions should be used to assess the shadow economy and differentiate the organizational and legal mechanisms to counter
its development. Will allow ensuring the comparability of calculations between different subjects and will give some universality to the methods of structuring the forms of the shadow economy and the analysis of the dynamics of its scale.
Within the framework of the proposed study, the need for a more detailed study of the dynamics of employment in the shadow sector of the economy is determined, on the basis of the study of which it is only possible to judge the scale of production in the shadow sector of the economy.
Keywords: shadow economy, economic security, socio-economic system.
For citation: Taran O.L., Taran I.L., Berezhnaya O.V., Ter-Akopov G.N., Asriev S.V. Problems of estimating the dynamics of the shadow economy in the Russian Federation. Economic Systems. 2021. Vol. 14. No. 3 (54). P. 95-103. DOI 10.29030/2309-2076-2021-14-3-95-103.
References
1. Shadow economy of the countries of the world. URL: http://fincan.ru/articles/95_ tenevaja-ekonomika-stran-mira (accessed: 01.08.2021).
2. Medina L., Schneider F. Shadow Economies Around the World: What Did We Learn Over the Last 20 Years? International Monetary Fund. WP/18/17. 2018. IMF Working Paper African Department. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WP/Issues/2018/01/25/Shadow-Economies-Around-the-World-What-Did-We-Learn-Over-the-Last -20-Years-45583 (accessed: 01.08.2021).
3. Federal State Statistics Service of the Russian Federation. Correction of gross value added for economic transactions unobservable by direct statistical methods. URL: https://www.gks.ru/ free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab14-19-1.xls (accessed: 06.08.2021).
4. United Nation Division of statistic. System of National Accounts - 2008. URL: http://unstats. un.org/unsd/nationalaccount/docs/SNA2008Russian.pdf (accessed: 06.08.2021).