Б01: 10.47026/2499-9636-2023-2-86-93
УДК 343.83+343.95 ББК67.409.13
ЕВ. КУНЦ
НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ
Ключевые слова: воспитательная колония, лишение свободы, наказание, несовершеннолетний, осужденный, преступление.
Цель проведенного исследования - комплексное научное обоснование проблемы несовершеннолетних лиц, осужденных к лишению свободы и их исправление. Материалы и методы. Методологической основой исследования выступает совокупность приемов и способов познания данного явления общественной жизни. Данная методология позволила рассмотреть особенности отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними как явления, его социальный и исторический аспекты. При определении методов научного исследования за основу взяты взаимосвязь и взаимообусловленность социальных, криминологических, психологических, экономических, правовых, организационных факторов эффективности действенной защиты безопасности несовершеннолетних осужденных в период отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательной колонии.
Результаты. Уменьшению показателей преступлений, совершенных несовершеннолетними, способствовала деятельность правоохранительных органов по предупреждению противоправного поведения и защите от криминализации молодежной среды. Все преступления, за которые несовершеннолетние лица отбывают наказание в виде лишения свободы, были совершены с прямым или косвенным умыслом, значительная часть которых - это насильственные и корыстные преступления. Выводы. Отмечается существенное ухудшение некоторых характеристик осужденных несовершеннолетних, отбывающих наказание, например, по такому показателю, как тяжесть совершенного преступления. Отмечено увеличение числа несовершеннолетних лиц женского и мужского пола, отбывающих наказание за особо тяжкие преступления, что объясняется противоречиями в развитии современного общества, характером нравственного формирования личности, возросшей напряженностью в обществе, а также изменениями в сторону повышения общественной опасности в структуре преступности несовершеннолетних лиц женского пола.
Защита прав каждого несовершеннолетнего, формирование в Российской Федерации системы, обеспечивающей реагирование на их правонарушения, создание эффективной системы профилактики преступлений несовершеннолетних определены первоочередными задачами Правительства Российской Федерации. Во исполнение сформулированных задач виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, должны быть адекватными и гуманными [3. С. 90].
Лишение свободы как вид наказания является самым строгим и применяется к несовершеннолетним преступникам в исключительных случаях, когда иной, более мягкой, мерой наказания нельзя добиться целей уголовного наказания. Особенность такого наказания заключается в применении к несовершеннолетнему лицу такого наказания на срок не больше чем десять лет вне зависимости от тяжести преступления. Такие преступники отбывают свое наказание в специальных учреждениях - воспитательных колониях, в которых
максимальная направленность заключается в мерах воспитательного воздействия. В таких учреждениях устанавливаются более льготные условия содержания по сравнению с условиями содержания взрослых преступников.
Еще одной особенностью является то, что несовершеннолетние лица мужского пола не отбывают наказания в колониях строгого и общего режимах, в тюрьмах и колониях-поселениях. А несовершеннолетние лица женского пола отбывают наказание только в колониях общего режима [1. С. 13]. Известно, что несовершеннолетние и взрослые осужденные отбывают наказание в раздельных учреждениях. В этом аспекте учеными предполагается применение раздельного пребывания в учреждениях в зависимости от категории совершенного преступления среди несовершеннолетних лиц [5. С. 4].
Среди ученых-правоведов также велись многочисленные дискуссии относительно минимального предела лишения свободы для данной категории лиц. Предполагалось снизить его до семи лет. Данное предложение объяснялось тем, что длительный срок заключения не поможет достичь цели наказания. Однако законодатель оставил десятилетний срок лишения свободы и дал разъяснения в Постановлении Пленума Верховного суда от 1 февраля 2011 г. № 11, говоря о том, что «суд назначает наказание лишение свободы несовершеннолетнему при условии, если будет доказано его невозможность исправления без изоляции от общества».
Материалы и методы. На основе принципа историзма исследованы обстоятельства, повлекшие за собой возникновение преступного поведения несовершеннолетних, и изменения, которые претерпевает оно на различных этапах общественного развития. В соответствии с философским законом всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и общества лишение свободы как вид наказания, назначаемый несовершеннолетним, изучен при отбывании их в воспитательных колониях. Системный подход, основанный на законе всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений, предполагает рассмотрение преступного поведения несовершеннолетних как некоторое единство взаимодействующих элементов.
Структурно-функциональный анализ использован при исследовании лишения свободы как вида наказания во взаимодействии с иными мерами уголовно-правового воздействия. Социологические методы (анализ документов) использованы для изучения общественного мнения, мнения ученых и практических работников о лишении свободы несовершеннолетних осужденных и его прогноза на будущее.
Результаты. Уголовный закон уместно сочетает карательную и воспитательную составляющие, которые выражает в системе мер уголовного наказания. На стадии предварительного расследования правоохранительные органы должны собрать более целостную картину преступления и характеристику виновного лица.
1 О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 1 от 01.02.2011 г. (ред. от 28.10.2021) // Российская газета. 2011. № 29, 11 февр. С. 11.
Следует отметить, что в современном мире существует проблема применения на практике иных мер уголовно-правового характера. Из анализа правоприменительной практики следует, что суд активно использует данные меры в качестве альтернативы к применению уголовного наказания. В таком случае ряд ученых считают, что данные меры не являются эффективными в настоящее время, поскольку они не соответствуют целям уголовного наказания. Необходимо закрепление цели уголовного наказания для несовершеннолетних преступников - воспитание с последующей ресоциализацией - в качестве основной в гл. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ)1.
Впервые за последние четыре года существенно увеличилось число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, совершенных несовершеннолетними, число погибших от наркотиков несовершеннолетних с 2017 г. увеличилось в 2,5 раза [2].
Доля несовершеннолетних осужденных в зависимости от совершенных преступлений, содержащихся в воспитательных колониях на 01.01.2023 г., представлена в табл. 1.
Таблица 1
Распределение несовершеннолетних осужденных в зависимости от совершенных преступлений на 01.01.2023 г., %
Составы преступлений Доля осужденных
женского пола мужского пола
Убийство (105 УК РФ) 18,14 6,36
Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (111 УК РФ) 7,56 12,62
Насильственные действия сексуального характера (132 УК РФ) 2,27 15,59
Кража (158 УК РФ) 18,89 10,82
Грабеж (161 УК РФ) 3,53 6,47
Разбой 2,27 5,62
Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств (228 УК РФ) 37,53 18,66
Иные 9,81 18,66
Итого 100 100
Содержание несовершеннолетних под стражей регулируется ст. 31 Федерального закона № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»2 от 15 июля 1995 г.
Данный закон предписывает создавать несовершеннолетним подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, улучшенные материально-бытовые условия. В камерах, где содержатся несовершеннолетние, есть холодильники и телевизоры, питаются несовершеннолетние пять раз в день.
1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс».
2 О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (с изм. и доп.): Фед. закон от 15.07.1995 г. № 103-Ф3 [Электронный ресурс] // Гранат: справ.-прав. система. URL: https://base.garant.ru/1305540/ (дата обращения: 14.05.2023).
Так как по закону несовершеннолетние лица должны учиться, то этот процесс не прерывается и в следственном изоляторе. В классах есть всё, что и в обычных школах. Это учебники и тетради, ручки и карандаши, атласы и настенные плакаты. Парты в целях безопасности отгорожены от места учителя решёткой. Учатся ребята очно-заочно. Это значит, что уроки проходят в форме консультаций, а затем подростки сами осваивают образовательные программы [8].
В табл. 2 представлена информация о распределении несовершеннолетних в зависимости от времени содержания под стражей.
Таблица 2
Распределение несовершеннолетних в зависимости от времени содержания под стражей в СИЗО, %
Показатель Время соде] зжания под ст ражей Итого
до 10 дней свыше 10 дней до 1 месяца свыше 1 до 2 месяцев свыше 2 месяцев свыше 4 месяцев
Доля осужденных 30,9 41,7 17,5 6,6 3,3 100
Несовершеннолетнему осужденному за время предварительного следствия и осуждения неоднократно приходится переживать процессы адаптации. Несовершеннолетний осужденный должен приспосабливаться к условиям содержания в следственном изоляторе, затем к условиям воспитательной колонии, к условиям жизни после освобождения из воспитательной колонии.
Адаптация несовершеннолетних осужденных представляет собой внеплановое изменение жизненных планов путем социальной и физической изоляции.
Показательным в данном случае будет пример из реальной жизни.
Несовершеннолетний, содержащийся в следственном изоляторе, написал сочинение о том, как провел бы свой день на свободе. «Выйдя на один день на волю, я бы первым делом поехал домой и повидался с родными и близкими. Походил бы по родному городу, зашел к любимой девушке и пошел бы с ней гулять по парку». Несовершеннолетний рассказал, что на свободе нашел бы возможность встретиться и со своими друзьями. «Все оставшееся время я бы ел нормальную еду, сидел в социальных сетях и переписывался с друзьями, которые находятся в других городах» [7].
Длительность этапирования из следственного изолятора к месту отбывания наказания у несовершеннолетних осужденных представлена в табл. 3.
Таблица 3
Время этапирования несовершеннолетних из СИЗО в ИУ, %
Показатель Время этапирования Итого
до 10 дней свыше 10 дней до 1 месяца свыше 1 месяца
Доля осужденных 47,25 43,90 8,85 100
В силу несовершеннолетнего возраста подростки романтизируют криминальную деятельность и свою причастность к криминальной субкультуре, которая подвергает изменениям систему их ценностей и мировоззренческих ориентиров и прививает им асоциальные нормы и псевдокультурные установки.
Несовершеннолетний осужденный очень быстро познает «преступный мир» и применяет эти нормы и установки чаще всего в более жестокой форме, чем взрослые осужденные, в период пребывания в воспитательной колонии.
В воспитательной колонии, как и в обществе в целом, существует тип людей, которые всегда стремятся использовать других людей в своих интересах, следует внимательно выбирать человека для доверительных разговоров, следить за своей внешностью. Опрятный внешний вид, спокойствие и доброжелательность помогут вам добиться уважения со стороны других осужденных.
В исправительном учреждении жизнь не остановилась. Несовершеннолетнему осужденному следует смириться с тем, что он находится в воспитательной колонии, и постараться провести это время с максимальной пользой. В воспитательной колонии можно получать знания и навыки для жизни на свободе. Если возможно, ему необходимо стараться больше читать и учиться. Когда осужденный занят чем-то интересным, время идет быстрее. Не следует обещать ему того, чего не сможете выполнить. Последствия невыполненных обещаний могут быть очень серьезными для несовершеннолетнего осужденного. Ему никого не нужно бояться. Если кто-то надавит или чего-то от него добивается, подростку следует уйти от разговора.
К сожалению, в настоящее время, «цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства зачастую не находят реального воплощения или реализуются не в полной мере. Об этом свидетельствуют высказывания как общественных деятелей, так и ученых» [4. С. 76]. Это относится и к условному осуждению, в том числе применяемому в отношении несовершеннолетних.
Как показывает анализ законодательства, научной литературы и практики, правовая регламентация и реализация условного осуждения сопровождается рядом вопросов.
Так, например, закон не закрепляет необходимость осужденных участвовать в реабилитационных программах, что особенно актуально для несовершеннолетних, а процедура контроля поднадзорного зачастую носит формальный характер. В этой связи возникает вопрос: как возможна реабилитация осужденного без его участия в соответствующих реабилитационных программах.
В сфере возложения обязанностей на условного осужденного несовершеннолетнего имеют место вопросы контроля исполнения указанных обязанностей, а также вопросы, связанные с реальностью их исполнения. Соответствующие нормы необходимо приблизить к объективной реальности и возможностям органов исполнительной системы и органов внутренних дел либо же разработать дополнительные механизмы контроля за исполнением указанных обязанностей.
Залог эффективности лишения свободы для несовершеннолетнего обусловлен не только и не столько его нормативной регламентацией, сколько практикой его реализации. Также это зависит от «... умений и мотивации сотрудников конкретного подразделения, заинтересованности и уровня взаимодействия территориального органа уголовно-исполнительной системы и региональных властей» [6. С. 48].
Выводы. Лишение свободы несовершеннолетнего есть одна из крайних мер, применяемых государством в отношении преступников, не достигших
совершеннолетия. Однако нормативная основа, регламентирующая лишение свободы несовершеннолетнего, нуждается в модернизации.
Так, представляется необходимым изложить п. 6.1 ст. 88 УК РФ в следующей редакции: «При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину, а в случае совершения преступления средней тяжести - на две трети».
Преступления, совершенные несовершеннолетними в статистических отчетах, выделяются в отдельную группу. Ежегодно проводится анализ статистических данных с целью установления эффективности тех или иных мер, принимаемых в государстве.
Анализируя степень карательного воздействия на ювенального преступника, можно сделать вывод, что в минимальной степени - это реализация мер воспитательного воздействия, а в качестве максимальной формы правоограни-чения выступает уголовное наказание. Именно поэтому несовершеннолетние преступники очень трудно поддаются перевоспитанию, поэтому очень важно предупреждать преступность.
Рассматривая тему уголовной ответственности несовершеннолетних, стоит обратить внимание на международные правила и стандарты привлечения данной категории лиц к ответственности.
Все меры, которые принимаются в отношении несовершеннолетних лиц, являются, по большому счету, не карательными, а воспитательными. Это обуславливается спецификой несовершеннолетних лиц и их развитием, проблемами в семье, пробелами в школьном воспитании, незавершенностью процесса социализации, недостатком собственного мнения и опыта жизни, внушаемостью, повышенной эмоциональностью, а также зависимостью от общества и его оценки.
Важно сформировать систему ценностей, которая является правильной, а в случае совершения преступления, следует возвращать или перевоспитывать несовершеннолетнее лицо, внедряя правильные ценности в его жизнь.
Таким образом, отечественному уголовному праву следует расширить принудительные меры воспитательного воздействия, усилить профилактику преступлений в отношении несовершеннолетних и в преступной среде среди несовершеннолетних.
Литература
1. Аксенова Д.С., Медведев С.С. Особенности уголовной ответственности и наказаний несовершеннолетних // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. № 5(57). С. 2858-290.
2. В России за пять лет в 2,5 раза выросло число погибших от наркотиков детей и подростков [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/16548601 (дата обращения: 10.05.2023).
3. Голубовский В.Ю. Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним лицам // Пенитенциарная система России в современных условиях развития общества: от парадигмы наказания к исправлению и восстановлению: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч. (Вологда, 11 декабря 2020 г.). Вологда: Вологод. Ин-т права и экономики ФСИН, 2021. Т. 1. С. 90-93.
4. Перемолотова Л.Ю. Значение особенностей личности осужденного при осуществлении профилактического воздействия // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. № 3. С. 76-81.
5. Ростовская И.В. Юридическая ответственность несовершеннолетних // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 1(84). С. 41-46.
6. Садовникова М.Н., Мокевв И.Р. Лишение свободы несовершеннолетних: некоторые вопросы эффективности // Сибирский юридический вестник. 2016. № 4(75). С. 46-52.
7. Самый юный заключенный зауральского СИЗО в День защиты детей поделился своей мечтой [Электронный ресурс]. URL: https://ura.news/news/1052337242 (дата обращения: 14.05.2023).
8. Смотрят кино и едят 5 раз. Как сидят в СИЗО несовершеннолетние преступники [Электронный ресурс]. URL:https://dzen.ru/a/ZEeHfwVoDBX71LuT (дата обращения: 14.05.2023).
КУНЦ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА - доктор юридических наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела разработки методологий исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, и изучения пенитенциарной преступности центра исследования проблем обеспечения безопасности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний, России, Россия, Москва (73kuntc@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8793-0574).
Elena V. KUNTS
SCIENTIFIC SUBSTANTIATION OF THE PROBLEM OF JUVENILE CONVICTS SERVING SENTENCES IN EDUCATIONAL COLONIES
Key words: juvenile correctional facility, imprisonment, punishment, minor, convict, crime.
The purpose of the study is a comprehensive scientific substantiation of the problem of minors sentenced to imprisonment and their correction.
Materials and methods. The methodological basis of the research is a set of techniques and methods of cognition of this social life phenomenon. This methodology enabled us to examine the features of serving a sentence in the form of liberty deprivation by minors as a phenomenon, its social and historical aspects. In determining the methods of scientific research, the basis was made by the relationship and interdependence of social, criminolog-ical, psychological, economic, legal, organizational effectiveness factors in effective protecting the safety of the under-age convicted during the period of serving a sentence of imprisonment in a juvenile correctional facility.
Results. The decrease in the rates of crimes committed by minors was facilitated by the activities of law enforcement agencies to prevent illegal behavior and to protect the youth environment from criminalization. All crimes for which minors are serving sentences in the form of imprisonment were committed with direct or indirect intent, a significant part of which are violent and mercenary crimes.
Conclusions. There is a significant deterioration in some characteristics of the convicted minors serving sentences, for example, according to such an indicator as the severity of the crime committed. An increase in the number of female and male minors serving sentences for extremely serious crimes is noted, which is explained by contradictions in the development of modern society, the nature of moral formation of personality, increased tension in society, as well as changes in the direction of increasing public danger of female minors in the structure of crime.
References
1. Aksenova D.S., Medvedev S.S. Osobennosti ugolovnoi otvetstvennosti i nakazanii nesover-shennoletnikh [Features of Criminal Responsibility and Punishment of Minors]. Skif. Voprosy studencheskoi nauki, 2021, no. 5(57), pp. 2858-290.
2. V Rossii za pyat' let v 2,5 raza vyroslo chislo pogibshikh ot narkotikov detei i podrostkov [In Russia, over five years, the number of children and adolescents killed by drugs has increased 2.5 times]. Available at: https://tass.ru/obschestvo/16548601 (Access Date 2023, May 10).
3. Golubovskii V.Yu. Vidy nakazanii, naznachaemye nesovershennoletnim litsam [Types of punishment imposed on minors]. In: Penitentsiarnaya sistema Rossii v sovremennykh usloviyakh razvitiya obshchestva: ot paradigmy nakazaniya k ispravleniyu i vosstanovleniyu: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 3 ch. (Vologda, 11 dekabrya 2020 g.) [Proc. of Int. Sci. Conf. «The Penitentiary System of Russia in Modern Conditions of Society Development: From the Paradigm of Punishment to Correction and Restoration». 3 parts]. Vologda, 2021, part 1, pp. 90-93.
4. Peremolotova L.Yu. Znachenie osobennostei lichnosti osuzhdennogo pri osushchestvlenii profilakticheskogo vozdeistviya [Importance of Personality Characteristics of Convicts when Exerting Preventive Influence]. Yuridicheskaya nauka ipravookhranitel'nayapraktika, 2015, no. 3, pp. 76-81.
5. Rostovskaya I.V. Yuridicheskaya otvetstvennost' nesovershennoletnikh [Legal responsibility of minors]. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoiyuridicheskoi akademii, 2012, no. 1(84), pp. 41-46.
6. Sadovnikova M.N., Mokevv I.R. Lishenie svobody nesovershennoletnikh: nekotorye voprosy effektivnosti [Deprivation of liberty of the Minors: Some Issues of Effectivness]. Sibirskiiyuridicheskii vestnik, 2016, no. 4(75), pp. 46-52.
7. Samyiyunyi zaklyuchennyi zaural'skogo SIZO v Den'zashchity deteipodelilsya svoei mechtoi [The youngest prisoner of the Trans-Ural pre-trial detention center shared his dream on Children's Day]. Available at: https://ura.news/news/1052337242 (Access Date 2023, May 14).
8. Smotryat kino i edyat 5 raz. Kak sidyat v SIZO nesovershennoletnie prestupniki [They watch movies and eat 5 times. How juvenile delinquents sit in a pre-trial detention center]. Available at: https://dzen.ru/a/ZEeHfwVoDBX71LuT (Access Date 2023, May 14).
ELENA V. KUNTS - Doctor of Law Sciences, Professor, Leading Researcher, Department for the Development of Methodologies for Execution of Sentences Associated with Deprivation of Liberty and the Study of Penitentiary Crime, Center for Research on Security Problems in the Institutions of the Penitentiary System, Federal State Institution Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Russia, Moscow (73kuntc@mail.ru; ORCID: https://or-cid.org/0000-0001-8793-0574)._
Формат цитирования: Кущ Е.В. Научное обоснование проблемы несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях [Электронный ресурс] // Oeconomia et Jus. - 2023. - № 2. - С. 86-93. - URL: http://oecomia-et-jus.ru/single/2023/2/9. DOI: 10.47026/2499-9636-2023-2-86-93.