ББК:67.409-32 УДК: 343.8
ПРИМЕНЕНИЕ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ПРАВ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ
САЙДУЛЛОЕВ АХАДХОН АБДУЛЛОЕВИЧ
ORCГО:0000-0001-8743-9849 старший преподаватель кафедры уголовного права, криминалистики и предупреждения коррупции Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики город Худжанд, Республика Таджикистан
Аннотация. В настоящей статье автором с правовых позиций рассмотрены один из основных принципов пенитенциарного законодательства - принцип равенства прав осужденных, применяемый в отношении специфической категории осужденных -несовершеннолетних в уголовно-исполнительном законодательстве современного Узбекистана. В частности, отмечается, что принцип равенства осужденных к лишению свободы образует фундамент правового статуса осужденных, при этом равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания, поскольку эти условия дифференцируются по ряду признаков: возрасту, полу, состоянию здоровья, виду наказания, характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведению. При этом, подчеркивается, что без должного отношения к формированию эффективного механизма защиты прав и свобод личности, системного и рационального подхода к решению данной проблемы с выдвижением на первое место вопросов социально-экономического, политического и общественного свойства, а категории права, принуждения, наказания должны выступать лишь в качестве необходимых элементов этой системы, без формирования гражданского общества и системы морально-нравственных ценностей невозможно сформировать политику защиты прав и интересов личности, законности и правопорядка на должном уровне. Автором итогам изучения представлены научно обоснованные рекомендации и предложения касательно совершенствования условий отбывания несовершеннолетними осужденными наказания в виде лишения свободы.
Ключевые слова: наказание, лишение свободы, несовершеннолетний, осужденный, принцип, равенство прав, Пекинские правила.
Пенитенциарная политика находит свое выражение, прежде всего в принципах соответствующей отрасли права. Система принципов пенитенциарного права отражает принципы обращения с осужденными, которые закреплены в международно-правовых актах. В случае осужденных к ним относятся Минимальные стандартные правила обращения с заключенными; Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций об отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила); Минимальные стандартные правила ООН в отношении мер, не связанных с лишением свободы (Токийские правила); Правила ООН по защите несовершеннолетних, лишенных свободы; Европейские пенитенциарные правила и др. [1, 10-21].
Без понимания механизма защиты прав и свобод осужденных, системный подход к решению этого вопроса (прежде всего общественно-политического, экономического и социального характера, при этом право как средство принуждения и наказания - есть лишь необходимый элемент этой системы), невозможно формирование гражданского общества и
Введение.
системы нравственных ценностей, защиты прав и интересов личности, правопорядка на надлежащем уровне [2, 3].
Формирование отечественной системы принципов пенитенциарной политики имеет свою историю. Ликвидация советского государства повлияла на структуру и содержание системы принципов уголовного исправления. Общие правовые принципы теперь включают законность, демократию, гуманизм; межотраслевые - социальная справедливость, неотвратимость исполнения наказания; отраслевые - равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказания, сочетание исполнения всех видов наказания с исправительным воздействием, участие общественности в исполнении наказания и исправлении осужденных.
Большинство рекомендаций международных организаций по вопросам исполнения наказаний и обращения с несовершеннолетними осужденными реализованы в законодательстве.
Материалы и методы исследования.
В ходе исследования мы попытались ответить на три вопроса: во-первых, насколько эффективно законодательство Узбекистана в отношении обеспечения принципа равенства прав осужденных в отношении специфической категории осужденных - несовершеннолетних в уголовно-исполнительном законодательстве современного Узбекистана; во-вторых, какова правоприменительная практика в этой сфере; в-третьих, есть ли необходимость восполнения пробелов в законодательстве?
На основе нахождения ответов на эти вопросы была сформирована авторская позиция, и выдвинуты предложения по совершенствованию пенитенциарного законодательства Узбекистана.
В работе использовались такие методы научного познания, как анализ, обобщение, юридические, логические, статистические, социологические, системно-структурные, формально-правовые и др.
Обсуждение проблемы
Правила ООН указывают на то, что наказание должно осуществляться в условиях, обеспечивающих соблюдение прав человека. Необходимо гарантировать претворение в жизнь программ, которые бы поддерживали здоровье осужденных, воспитывали у них чувство ответственности и обеспечивали вовлечение правонарушителей вновь в жизнь общества.
Руководящие принципы рассматривают поступки молодых людей, которые не соответствует общепринятым социальным нормам и ценностям, в связи с процессом их роста. По мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется [4, 329332].
Названные принципы восприняты национальным уголовно-исполнительным законодательством прежде всего в отношении несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. Речь идет прежде всего об установлении в воспитательных колониях обычных, облегченных, строгих и льготных условий отбывания наказания. Институт льготных условий имеет исключительный характер в национальной пенитенциарной истории и предназначен только для несовершеннолетних. Для осужденных в воспитательных колониях предусматриваются повышенные нормы питания и жилой площади, одежда и постельные принадлежности предоставляются им бесплатно, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия. Привлечение к труду лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях, регулируется законодательством о труде несовершеннолетних. Работающие осужденные несовершеннолетние имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск от 18 до 24 дней.
Принцип равенства осужденных образует фундамент правового статуса осужденных. Вместе с тем равенство осужденных перед законом не означает равенства условий отбывания наказания. Они дифференцируются по ряду признаков: возрасту, полу, состоянию здоровья,
виду наказания, характеру и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденных и их поведению.
Источником этого принципа является конституционное положение о равенстве всех перед законом, независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, членства в общественных объединениях (статья 19 Конституции), а также нормы статьи 7 Всеобщей декларации прав и свобод гражданина. [5] Минимальные стандартные правила обращения с заключенным признают его в качестве основного принципа, согласно которому «дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, семейное происхождение или социальное положение недопустимы» (статья 6).
Следовательно, законодательство не устанавливает каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного, служебного положения и т.п.
В то же время равенство осужденных перед законом не означает того же относительно условий отбывания наказания. Неравенство условий отбывания наказания обусловлены психофизическими особенностями испытуемых. Как отмечает В. Д. Филимонов, «запрет на применение к женщинам пожизненного лишения свободы не может рассматриваться как отказ от принципа равенства при применении к ним уголовной ответственности. Это связано с психофизическими особенностями женщин, которые более уязвимы во взаимодействии с внешней средой, чем мужчины. Поэтому послабления нельзя рассматривать как привилегию, предоставленную женщинам, и нарушение критериев определения содержания и размера уголовной ответственности.
Аналогично следует понимать и запрет пожизненного лишения свободы и смертной казни в отношении мужчин, достигших на момент вынесения приговора 65-летнего возраста» [7, 89].
Дифференциация в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола не дают оснований для вывода об отклонении от принципа равенства.
Например, для несовершеннолетних осужденных согласно положениям Пекинских правил ООН, принятых 29 ноября 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-й пленарной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, устанавливаются более благоприятные условия содержания под стражей. Отдельные льготы предусмотрены для инвалидов I и II групп, пожилых людей, женщин.
Помимо этого, условия отбывания наказания отличны с учетом общественной опасности совершенных преступлений и личности самих осужденных. В этих случаях принцип равенства перед законом коррелирует с принципом дифференциации исполнения наказания и принципом гуманизма.
Принцип равноправия выражается в едином правовом положении лиц, отбывающих определенный вид наказания или находящихся в одинаковых условиях отбывания наказания в пенитенциарном учреждении [8, 14-15].
Для несовершеннолетних осужденных это означает возможность пребывать в льготных условиях содержания и остаться в воспитательных колониях по достижении совершеннолетия.
Реализация анализируемого принципа в отношении, например, несовершеннолетних или осужденных женщин часто не достигает своей цели. Уголовно-исполнительный кодекс содержит нормы, устанавливающие неравенство осужденных. Выделяются категории осужденных, на которых общие правила не распространяется (осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные иностранные граждане и лица без гражданства, осужденные женщины, а также несовершеннолетние осужденные).
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science" PF "International Research Center "Endless Light in Science"
Как заметил Р.А. Мюллерсон, «все большее количество вопросов, традиционно входящих в число внутренних дел государства, становится объектом международного регулирования. Это значит также, что права человека уже не могут определяться исключительно характером и уровнем развития данного конкретного общества, что все больше влияния на их состояние оказывает единая человеческая цивилизация» [9, 9-11].
Одним из средств повышения эффективности пенитенциарной системы является работа с несовершеннолетними осужденными. Основным принципом деятельности пенитенциарного учреждения несовершеннолетних осужденных будет обеспечение их раздельного содержания в зависимости от вида совершенного преступлений и уровня опасности девиантного поведения. На наш взгляд, в воспитательных колониях необходимо изменить подход к осуществлению социально-психолого-воспитательной работы на основе использования индивидуальных форм воздействия, а также расширения общественных контактов.
Конечно, работа с данной категорией осужденных потребует должный уровень социальной и реабилитационной поддержки для обеспечения их эффективной ресоциализации в дальнейшем. При этом, основной задачей, стоящей перед пенитенциарным учреждением для несовершеннолетних, является организация эффективной и адресной психолого-педагогической и реабилитационной деятельности, которая должна осуществляться с учетом не только возрастных, но и индивидуальных (психологических, физиологических, криминогенных) особенностей несовершеннолетних.
Получение образования - это одно из методов воспитательного воздействия на различные категории осужденных. В воспитательных колониях в целях исправления несовершеннолетних, подготовки их к самостоятельной жизни, учебный процесс сочетается с профессиональной подготовкой. Он направлен на формирование у них законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение образования, профессии, повышение общей культуры.
В конечном счете, исправления личности преступника предполагает организацию воспитательного процесса, обеспечивающего формирование личности с нормальной социально позитивной формой поведения.
Исправление - есть форма воспитания, где особый объект - лицо, осужденное к лишению свободы за совершенное преступление, особые условия отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях. Коррекция как вид воспитания опирается на достижения педагогической науки, использует ее методы и средства. Вопросы исправления в пенитенциарных учреждениях тесно связаны с современными представлениями об образовании и воспитании, поэтому его необходимо рассматривать во взаимосвязи с развитием педагогической науки [10, 393-396].
Древнегреческий философ Сократ в свое время говорил, что «воспитание — трудная задача, .. .нет ничего важнее воспитания самого себя и своих близких». Цель образования у Сократа выражена знаменитой формулой: «Познай самого себя». Он считал, чтобы освободиться от дурных влияний, следует овладеть искусством жизни и добиться гармоничного развития. Система воспитательной работы - есть система социальных связей, воспитательных отношений, возникающих между субъектами и объектами воспитательного процесса.
Микроклимат в пенитенциарном учреждении способен изменять личностные свойства осужденных, что весьма актуально в настоящее время. Следующий вопрос пенитенциарной педагогики и по сей день, — это вопрос оптимизации социальной среды пенитенциарного учреждения, способной обеспечить исправление осужденных. Перевоспитание и социализация личности преступников с ярко выраженной асоциальной направленностью поведения является актуальной задачей пенитенциарных учреждений.
Для выполнения своей социально-педагогической функции пенитенциарное учреждение должно быть образовательным учреждением как подсистемы государственной социально-
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science" PF "International Research Center "Endless Light in Science"
педагогической системы, обеспечивающей воспитание граждан, повышение их нравственного уровня и правовой зрелости [11, 164]. Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы - это труд как администрации пенитенциарного учреждения, так и образовательных, культурных и иных организаций, граждан, самодеятельных организаций осужденных. В настоящее время наблюдается положительная тенденция в организации образовательного процесса в пенитенциарных учреждениях, которая сегодня включает не только общеобразовательную школу, но и возможность получения среднего профессионального и высшего образования.
Таким образом, следует отметить, что для повышения эффективности работы по исправлению и перевоспитанию осужденных необходимо сосредоточить и объединить усилия государства и общественности для формирования централизованной и слаженной системы религиозное воспитание лиц, содержащихся в местах лишения свободы. А также, если лицо осуждено к исправительным работам, штрафу или иному виду наказания, естественно, он не может быть объектом воспитательной работы в пенитенциарном учреждении.
Все это предопределяет объективную необходимость рассмотрения вопроса о создании специальных учреждений по исполнению наказания нового типа для несовершеннолетних осужденных, с учетом европейских стандартов пенитенциарной деятельности, а также накопленного национального и зарубежного опыта [13, 22].
Необходимо максимально использовать в качестве позитивных стимулов возможность для отдельных категорий осужденных, не допускающих нарушений установленного порядка отбывания наказания и имеющих семьи, проживать с ними за пределами колоний-поселений (ст. 130 УИК), а также после соответствующего разрешения администрации учреждения проводить за пределами колоний-поселений выходные и праздничные дни (ст. 126 УИК) [14, 6].
При переходе на новую типологию учреждений по исполнению наказания существенно возрастет роль индивидуализации исполнения наказания и применение индивидуальных методов воздействия. В связи с этим важное значение имеет проведение дифференцированной социальной и воспитательной работы с учетом особенностей различных категорий осужденных.
Основная задача данных учреждений должна состоять в организации комплексной, завершенной системы исполнения лишения свободы для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, направленной на социализацию личности [15, 16].
Выводы и предложения
На основании вышеизложенного, сделаны следующие выводы и предложения касательно применения принципа равенства прав в отношении несовершеннолетних осужденных:
во-первых, следует обеспечить непрерывность и системность воспитательной работы с несовершеннолетними с момента их заключения под стражу до момента освобождения, полностью и окончательно оградить несовершеннолетних от влияния взрослых преступников (т.е., не переводить во взрослые колонии, за счет включения в состав воспитательных колоний помещений, функционирующих в режиме следственного изолятора).
Большинство сотрудников территориальных органов ГУИН МВД (52,6%) считают необходимым повышение возрастного ценза для отбывания наказания в воспитательных колониях до 24 лет (35,3% опрошенных) или до полного отбывания наказания (17,3% опрошенных).
Полагаем, что в дальнейшем могут быть создания воспитательные колонии двух видов (с обычным и усиленным надзором), при этом колонии с обычным надзором будут принимать несовершеннолетних, впервые осужденных к лишению свободы, в то время как колонии с усиленным надзором - несовершеннолетних осужденных, ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, а также осужденных за особо тяжкие преступления.
ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science" PF "International Research Center "Endless Light in Science"
А
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ LEGAL SCIENCES
В-третьих, путем постепенного снижения уровня правовых ограничений следует предусмотреть создание условий в колониях, позволяющих стимулировать законопослушное поведение осужденных (в том числе, путем предоставления льгот в виде увеличения социальных контактов).
Представляется целесообразным ввести новый вид поощрения в виде отпуска положительно характеризующихся осужденных за пределы воспитательных колоний для решения профессиональных, социальных и семейных вопросов (в том числе в связи с обучением в вузах).
REFERENCES
1. Беляева Л.И. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних: международные стандарты // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2008. № 3. С. 10-21. [Belyaeva L.I. Execution of punishment in the form of deprivation of liberty in relation to minors: international standards // Bulletin of the institute: crime, punishment, correction. 2008. No. 3. S. 10-21.]
2. Быстров В.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних в России и за рубежом // Молодой ученый. 2016. № 8.1. С. 3-5; [Bystrov V.A. Criminal liability of minors in Russia and abroad // Young scientist. 2016. No. 8.1. pp. 3-5;]
3. Зубков А.И., Зубкова В.И. Проблемы реформирования уголовной (карательной) политики на современном этапе // Журнал российского права. 2002. N 5. - С. 12-14.[ Zubkov A.I., Zubkova V.I. Problems of reforming the criminal (punitive) policy at the present stage // Journal of Russian law. 2002. N 5. - S. 12-14.]
4. Коротких Ю.Ю. Международные стандарты правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних и их имплементация в российское законодательство // Молодой ученый. 2017. № 22. С. 329-332. [Korotkikh Yu.Yu. International standards of justice in cases of juvenile crimes and their implementation in Russian legislation // Young scientist. 2017. No. 22. S. 329-332.]
5. Всеобщая декларация прав человека // Международная защита прав и свобод человека: Сб. документов. - М.: Юрид. лит., 1998. [Universal Declaration of Human Rights // International Protection of Human Rights and Freedoms: Sat. documents. - M.: Yurid. lit., 1998.]
6. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957 г.). [Standard Minimum Rules for the Treatment of Prisoners (adopted at the First UN Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders on August 30, 1955, approved by the Economic and Social Council at the 994th Plenary Meeting on July 31, 1957).]
7. Филимонов Д.В. Принципы уголовного права. - М., 2002.- С 89. [Filimonov D.V. Principles of criminal law. - M., 2002.- P. 89.]
8. Уголовно-исполнительное право России. Теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика. - М.: Норма, 2005. - С. 14-15. [Penitentiary law of Russia. Theory, legislation, international standards, domestic practice. - M.: Norma, 2005. - S. 14-15]
9. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М.: Юрид. лит., 1991. — С. 911. [Mullerson R.A. Human rights: ideas, norms, reality. — M.: Yurid. lit., 1991. - S. 9-11].
10. Щербаков А. В., Налдеев А. Б. Положительный опыт функционирования пенитенциарных учреждений Норвегии и возможности его использования в российских условиях // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 393-396. URL: https://moluch.ru/archive/82/15027 (дата обращения: 25.11.2018). [Shcherbakov A. V., Naldeev A. B. Positive experience of the functioning of penitentiary institutions in Norway and the possibility of its use in Russian conditions // Young scientist. 2015. No. 2. S. 393-396. URL: https://moluch.ru/archive/82/15027 (date of access: 11/25/2018).]
11. Соколова О. В. Взаимодействие гражданских институтов и пенитенциарных учреждений в сфере профилактики девиантного родительства // Девиантология родительства: сб. науч. тр. М., 2016. С. 164. [Sokolova O. V. Interaction of civil institutions and penitentiary institutions in the field of prevention of deviant parenthood // Deviantology of parenthood: collection of articles. scientific tr. M., 2016. S. 164.]
12. «Религиозное образование осужденных в современных условиях: система, потенциал, проблемы» К.В. Корсаков - доцент кафедры уголовного права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук. Сборник статей конференции, Урал-2008 г. ["Religious education of convicts in modern conditions: system, potential, problems" K.V. Korsakov - Associate Professor of the Department of Criminal Law of the Ural State Law Academy, Candidate of Legal Sciences. Collection of conference articles, Ural-2008]
13. Европейский Совет. Положение о Европейских тюрьмах. Рекомендация № R (87)3, принятая Комитетом Министров Европейского Совета 12 февраля 1987 г., с пояснительной запиской (комментариями). - Страсбург, 2007. - С. 22. [European Council. Regulations on European prisons. Recommendation No. R (87)3 adopted by the Committee of Ministers of the European Council on February 12, 1987, with an explanatory note (comments). - Strasbourg, 2007. -P. 22.]
14. Курганов С.И. Герменевтика Уголовно-исполнительного кодекса РФ // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2011. - № 3. - С. 6. [Kurganov S.I. Hermeneutics of the Penitentiary Code of the Russian Federation // Criminal Executive System: Law, Economics, Management. - 2011. - No. 3. - P. 6.]
15. Писаревская Е.А. Защита прав несовершеннолетних правонарушителей // Вестник Томского гос. ун-та. 2013. № 2 (8). С. 95-100. [Pisarevskaya E.A. Protection of the rights of juvenile offenders // Bulletin of the Tomsk state. university 2013. No. 2 (8). pp. 95-100.]
16. Комарова В.В. Особенности социально-психологической адаптации несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии // Опыт и актуальные проблемы совершенствования психологической службы уголовно-исполнительной системы: Материалы научно-практического семинара психологов. - М., 2011. - С. 208. [omarova V.V. Features of socio-psychological adaptation of juvenile convicts serving sentences in an educational colony // Experience and actual problems of improving the psychological service of the penitentiary system: Materials of the scientific and practical seminar of psychologists. - M., 2011. - S. 208.]
17. Паканич С.И., Тимохов Е.В. Особенности обеспечения личной безопасности несовершеннолетних осужденных в местах лишения свободы в XX в. // Вестник Владимирского юридического института. 2014. № 1 (30). С. 185-189. [Pakanich S.I., Timokhov E.V. Features of ensuring the personal safety of juvenile convicts in places of deprivation of liberty in the 20th century. // Bulletin of the Vladimir Law Institute. 2014. No. 1 (30). pp. 185-189.]
18. Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь. (дата обращения: 18.05.2016 г.) // http://etalonline.by. [Penal Code of the Republic of Belarus. (date of access: 05/18/2016) // http://etalonline.by.]