Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / рейтинг / показатели / интеллектуальное развитие / мотивация / cadet / rating / indicators / intellectual development / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилов А. А., Пурусов Ю. М.

Представлена методика определения рейтинга деятельности курсантов военной образовательной организации для объективной оценки их всесторонних качеств командирами подразделений и руководством факультета. Методика разработана в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». На ее основе даны методические рекомендации по определению рейтинга курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томилов А. А., Пурусов Ю. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF THE ASSESSMENT OF THE MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATION CADETS’ ACTIVITY

The methodology of determining the rating of the military educational organization cadets’ activity for the objective assessment of their comprehensive qualities by unit commanders and faculty management is presented. The methodology has been developed at the Military Educational and Scientific Center of the Air Force Force «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy». Taking it into account, methodological recommendations for determining the cadets’ rating are given. Keywords: cadet, rating, indicators, intellectual development, motivation.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»



УДК 355.232.6:355.233 ГРНТИ 78.2.141

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

А.А. ТОМИЛОВ, кандидат военных наук, профессор

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Ю.М. ПУРУСОВ, кандидат технических наук, профессор

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Представлена методика определения рейтинга деятельности курсантов военной образовательной организации для объективной оценки их всесторонних качеств командирами подразделений и руководством факультета. Методика разработана в Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». На ее основе даны методические рекомендации по определению рейтинга курсантов.

Ключевые слова: курсант, рейтинг, показатели, интеллектуальное развитие, мотивация.

Введение. В настоящее время социальные, политические, социально-психологические, экономические изменения, происходящие в России, в том числе в Вооруженных силах, выражают зависимость задач и условий подготовки российских офицерских кадров от возросшей потребности государства иметь не только квалифицированного военного специалиста, но и гражданина-патриота, высокоразвитую личность, интеллигента. С давних пор в России принято считать, что офицеры - это высокообразованные гармонично развитые люди, достигнувшие интеллектуального развития путем труда и творческой переработки многих достижений науки и культуры, в совершенстве овладевшие своей специальностью. Эти качества приобретаются на стадии их подготовки курсантами в военной образовательной организации.

Актуальность. В Военном учебно-научном центре Военно-воздушных сил «Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА») отработана система подготовки будущих офицеров, обязывающая их успешно обучаться, соблюдать правопорядок и воинскую дисциплину, принимать участие в научной и спортивно-массовой, общественной работе, прививать командно-методические навыки. Для того, чтобы оценить каждого курсанта, предлагается разработанная авторами методика определения рейтинга деятельности курсантов.

Знание рейтинга курсанта позволяет:

обеспечить преимущество в выборе должности назначения после окончания военного образовательного учреждения курсантом, имеющим наибольший рейтинг;

более объективно определить из числа курсантов кандидатов на присвоение стипендий, званий лучших исследователей, спортсменов, активистов;

усилить заинтересованность курсантов в результатах своего труда, добиться более действенного самоконтроля и самоанализа своей деятельности и на этой основе в конечном итоге повысить качество подготовки.

Цель работы - рассмотреть предложенную авторами методику оценки деятельности курсантов и дать рекомендации по применению рейтинга курсантов в процессе обучения их в ВУНЦ ВВС «ВВА».

Рейтинг курсанта (англ. riting - индивидуальный коэффициент) есть численная величина, интегрально характеризующая успеваемость обучающегося, его участие в научной, спортивной и общественной работе [1].

Основными принципами определения рейтинга каждого курсанта должны быть открытость, компетентность, системность, объективность и доброжелательность [2, 3, 4].

В результате проведенных исследований был установлен перечень показателей и их весовых коэффициентов, влияющих на величину рейтинга курсанта ^к). Учет данных показателей и весовых коэффициентов осуществляется по 5-балльной шкале в соответствии с формулой (1) и рисунком 1

Rк = 5 ^КПку + WKПкнр + WKПкд + WKПксм + WKПкор),

(1)

где WK - весовые коэффициенты соответствующих показателей;

Пку - приведенное значение показателя успеваемости;

Пкнр - приведенное значение показателя научной работы;

Пкд - приведенное значение показателя дисциплинированности;

Пксм - приведенное значение показателя спортивно-массовой работы;

Пкор - приведенное значение показателя общественной работы деятельности. При этом следует учитывать, что сумма всех весовых соответствующих показателей WK должна быть равной 1.

Порядок определения значений показателей, влияющих на величину рейтинга курсанта, и алгоритм расчета приведены на рисунке 1.

и командной коэффициентов

Рисунок 1 - Порядок расчета рейтинга курсанта

Значения весовых коэффициентов, полученные на основе использования метода экспертных оценок, приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Весовые коэффициенты, полученные на основе экспертных оценок

Значения весовых коэффициентов WK

Пку Пкнр Пкд Пксм Пкор

0,41 0,2 0,2 0,1 0,09

При определении величины показателя успеваемости курсанта считаем известными:

^ч - общий бюджет учебного времени;

А - число учебных дисциплин;

а = 1, А - текущий номер учебной дисциплины;

№ - число часов на а-ую дисциплину;

В - число различных видов занятий кроме лекций;

в = 1, В - текущий номер вида занятия;

Ув - продолжительность е-го вида занятия;

Гва - количество занятий е-го вида по а-ой дисциплине.

Абсолютное значение показателя успеваемости (Пку) вычисляется по формуле (2)

Пку = (X I I Ка Кв Оавг) / Пку шах, (2)

а = 1 в = 1 г = 1

где Ка - коэффициент важности а-ой учебной дисциплины; Кв - коэффициент важности е-го вида занятия; Qaвг - оценка курсанта на г-м занятии е-го вида по а-ой дисциплине.

Коэффициент важности каждой учебной дисциплины определяется по формуле (3)

Ка = №туч.

(3)

Значения оценок Qaвг берутся из журнала учета учебных занятий или экзаменационных ведомостей.

Абсолютное значение показателя успеваемости достигает максимально возможной величины (Пку шах) при условии, если курсант получает оценки «5» на всех занятиях (кроме лекций).

Значения коэффициентов важности вида занятий (Кв), полученные на основе использования метода экспертных оценок, приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Значения коэффициентов важности вида занятий

Кдр Кгз Кэ Кдту Ккур р Ккшу Кз Крс Кквши Кр Кви Кгу Кпз Ктк Кс Клз Ксз

0,12 0,09 0,08 0,07 0,07 0,07 0,07 0,07 0,06 0,05 0,05 0,05 0,04 0,04 0,03 0,02 0,02

Показатель научной работы курсанта является комплексной величиной и его определение осуществляется в следующей последовательности.

Определяется абсолютное значение показателя научной работы курсанта по формуле (4)

Пкнр = Rнир + Rвнр + Rиз + Rрр,

(4)

где Rнир - частный показатель научно-исследовательской работы; Rвнр - частный показатель военно-научной работы; Rиз - частный показатель изобретательской работы; Rрр - частный показатель рационализаторской работы.

Частный показатель научно-исследовательской работы характеризует успешность участия курсанта в разработке отчетов о НИР. Данный показатель оценивается в соответствии с данными таблицы 3.

Таблица 3 - Значения частного показателя научно-исследовательской работы

Объем материала (п.л.) Участие в НИР Внутривузовский конкурс Межвузовский конкурс

Участие 1 место 2 место 3 место Участие Золотая медаль Диплом

менее 1 5 10 100 60 40 20 200 160

1 и более 10 15 200 120 80 30 400 320

При подсчете Rнир баллы за участие учитываются один раз и те, которые имеют большую величину. Если представленный на конкурс отчет о НИР занял призовое место, то баллы за участие не начисляются.

Частный показатель военно-научной работы ^внр) характеризует успешность участия курсанта в работе военно-научных кружков, в написании военно-научных работ. Данный показатель оценивается в соответствии с данными таблицы 4.

Таблица 4 - Значения частного показателя военно-научной работы

Участие в ВНР Внутривузовский конкурс Межвузовский конкурс

Участие 1 место 2 место 3 место Грамота Участие Золотая медаль Диплом

1 5 50 30 20 10 10 100 80

В интересах повышения качества ВНР количество выполненных курсантом военно-научных работ не учитывается, а лишь начисляются баллы за лучшую работу.

Частный показатель изобретательской работы ^из) характеризует успешность участия курсанта в изобретательской работе. Данный показатель оценивается в соответствии с данными таблицы 5.

Таблица 5 - Значения частного показателя изобретательской работы

Количество изобретений Подготовка и подача заявки на изобретение Положительное решение на изобретение

1 250 500

2 и более 500 1000

Частный показатель рационализаторской работы ^рр) характеризует успешность участия курсанта в рационализаторской работе и определяется в соответствии с таблицей 6.

Таблица 6 - Значение частного показателя рационализаторской работы

Количество рационализаторских предложений 1 2 3 и более

Количество баллов 5 10 20

На основе найденных значений частных показателей определяется сначала абсолютное (Пкнр), а затем и приведенное значение показателя научной работы курсанта (Пкнр) по формуле (5)

Пкнр =

П

кнр

П

(5)

кнртах

где Пкнр тах - максимально возможное значение показателя в баллах, вычисляемое по формуле (1) при значениях:

Rнир = 400, Rвнр = 100, Rиз = 1000, Rрр = 20.

Определение величины показателя дисциплинированности курсанта осуществляется на основе учета поощрений и мер дисциплинарного воздействия, примененных к нему за определенный период времени и имеющих соответствующую количественную оценку в баллах.

По своей значимости поощрения подразделяются на две группы. К первой группе относятся объявление благодарности и снятие ранее наложенного взыскания. Ко второй группе - награждение грамотами, ценными подарками, денежными премиями и другие согласно дисциплинарному уставу Вооруженных сил РФ. Поощрения второй группы более значимы, чем поощрения первой группы.

Кроме того, значимость поощрений зависит также от того, кем оно применено -начальником курса, факультета, вуза или вышестоящим начальником.

При расчете показателя дисциплинированности учитывается и количество поощрений. Все вышесказанные положения обобщены в таблице 7.

Таблица 7 - Порядок подсчета баллов за поощрения

№ п/п Вариант применения поощрения Количество баллов за одно поощрение Количество баллов за два и более поощрений

1 группа поощрений

1 Объявление благодарности, снятие ранее наложенного взыскания: Начальником курса и ниже 5 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Начальником факультета 10 20

Начальником вуза 15 30

Вышестоящим начальником 20 40

2 группа поощрений

2 Награждение грамотами, ценными подарками и деньгами и другие: Начальником вуза 40 80

Вышестоящим начальником 60 120

Максимально возможное количество баллов за поощрения 300

Аналогичный подход используется и для подсчета баллов за примененные к курсанту взыскания и другие меры дисциплинарного воздействия.

При расчете показателя дисциплинированности курсанта помимо данных нарушений учитываются и другие проступки, позволяющие более достоверно рассчитывать Пкд. Они получили название «негрубых» или «иных дисциплинарных проступков». Значимость взысканий или дисциплинарного воздействия за эти две разновидности проступков также является разной.

Кроме того, учитывается и то, кем наложено взыскание (применено дисциплинарное воздействие). Учету подлежит и количество взысканий и других мер воздействия. Подсчет баллов производится в соответствии с таблицей 8.

Расчет показателя дисциплинированности осуществляется в следующем порядке.

Определяются приведенные значения данных частных показателей:

Определяются абсолютные значения частного показателя поощрений (Пкпщ ) и частного показателя взысканий ( Пквз) курсанта по таблицам 7 и 8.

Таблица 8 - Порядок подсчета баллов за недисциплинированность

№ п/п Вариант дисциплинарного взыскания Количество баллов за

Вид воздействия Кем применено ОДНО взыскание 2 и более взысканий

I. Грубые дисциплинарные проступки

1 Строгий выговор, начальником курса и ниже 6 12

лишение начальником факультета 7 14

увольнения, начальником вуза 8 16

наряды на работу вышестоящим начальником 9 18

2 Снижение в начальником вуза 14 28

должности вышестоящим начальником 15 30

3 Снижение в начальником вуза 16 32

должности и в вышестоящим начальником 17 34

воинском звании

II. Иные дисциплинарные проступки

4 Предупреждение, начальником курса и ниже 1 2

замечание или начальником факультета 2 4

строгое указание начальником вуза 3 6

на упущения вышестоящим начальником 4 8

5 Выговор, строгий начальником курса и ниже 2 4

выговор и другие начальником факультета 3 6

начальником вуза 4 8

вышестоящим начальником 5 10

Максимально возможное количество баллов за 324

недисциплинированность

Затем определяются приведенные значения данных частных показателей по формулам (6 и 7):

Пкпщ

Пк

300

(6)

П„„ =

Пк

324

(7)

В итоге определяется приведенное значение показателя дисциплинированности курсанта по формуле (8)

Пкд = Пкпщ " Пквз .

(8)

Расчет показателя спортивно-массовой работы основывается на требованиях Наставления по физической подготовке (НФП-2009) [5].

Определяется абсолютное значение показателя спортивно-массовой работы курсанта по формуле (9)

Пксм = Rвск + Rр + Rсор,

(9)

где Rвск - баллы за выполнение нормативов военно-спортивного комплекса;

Rр = X Rрн - сумма баллов за выполнение нормативов спортивных разрядов; Rсор - сумма баллов за участие и занятие призовых мест в соревнованиях различного ранга.

Значения частных показателей, входящих в предыдущую формулу, определяются в соответствии с таблицами 9 и 10.

Для курсантов, имеющих несколько спортивных разрядов, значение Rр = 1. Курсант может участвовать как в соревнованиях на первенство вуза, так и на других внешних соревнованиях. За участие во внешних соревнованиях курсант получает большее количество баллов (таблица 10). Если курсант участвовал в нескольких соревнованиях, то ему начисляется суммарное число баллов.

Таблица 9 - Значения частных показателей Явск и Яр

ВСК Раз ряды

2 ст 1ст 3 2 1 КМС МС МС МК

Значения в баллах 8 11 9 11 14 18 24 32

Таблица 10 - Значение частного показателя Ясор

Ранг соревнований Первенство вуза Окружные, городские, областные

Участие, место Участие 6 5 4 3 2 1 Участие 6 5 4 3 2 1

Значение в баллах 1 3 4 5 6 8 12 3 5 6 7 8 10 14

Ранг соревнований Воздушно-космические силы Вооруженные силы РФ

Участие, место Участие 6 5 4 3 2 1 Участие 6 5 4 3 2 1

Значение в баллах 7 9 10 11 12 14 18 13 15 16 17 18 20 24

Ранг соревнований Российские Международные

Участие, место Участие 6 5 4 3 2 1 Участие 6 5 4 3 2 1

Значение в баллах 21 23 24 25 26 28 32 31 33 34 35 36 38 42

По найденному значению Пксм определяется приведенное значение показателя спортивно-массовой работы по формуле (10)

Пксм =

Пк

П

(10)

ксмтах

где Пксмтах - максимальное значение показателя в баллах среди всех курсантов.

Определение величины показателя общественной работы и командной деятельности:

во время учебы в вузе на курсантов могут возлагаться обязанности штатных должностных лиц и общественные поручения: командира учебной группы (КГ), командира строевого отделения (КО), уполномоченного секретного отдела (УС), ответственного за учебную и военно-научную работу (УН), члена редколлегии (ЧР), политинформатора (ПИ), спорторга (СП), руководителя или участника художественной самодеятельности (ХС), культорга (Ккт).

Нормированные значения весовых коэффициентов данных видов деятельности (Кд) представлены в таблице 11.

Таблица 11 - Значения весовых коэффициентов Кд

Ккг Кко Кус Ксп Кун Ккт Кчр Кхс Кпи

0,31 0,22 0,11 0,1 0,09 0,07 0,05 0,03 0,02

На основании известных значений весовых коэффициентов Кд определяется величина приведенного значения показателя общественной работы и командной деятельности курсанта по формуле (1 1 )

Пкор = Кдз,

(11)

где Кдз - сумма весовых коэффициентов видов общественной работы и командной деятельности, выполняемых одним курсантом, для которого рассчитывается рейтинг.

Следует выполнять методические рекомендации по определению величины рейтинга курсанта.

Цикличность расчета рейтинга составляет один семестр. Величина рейтинга, с помощью которого оценивается деятельность курсанта, рассчитывается с нарастающим итогом: за первый семестр - Rкc1, за второй семестр - Rкс2, за первый год обучения - Rкг1, за третий семестр - Вкс3, за четвертый семестр - Rкс4, за второй год обучения - Rкг2, за первые два года обучения - Rкг1,2 и т.д. Такая периодичность расчета рейтинга определяется установленной периодичностью основных видов деятельности курсанта в вузе и подведения итогов по ним.

На основе расчетных значений рейтингов производится ранжирование (определение места) курсантов внутри отделений, курсов факультета и всего факультета в целом. При необходимости ранжирование курсантов может производиться на уровне всех факультетов вуза, либо среди первых курсов, либо среди вторых курсов и т.д.

Выводы. Данные ранжирования могут использоваться при определении очередности выбора места после окончания вуза, предоставлении дополнительных отпусков и решении других вопросов.

В случае необходимости ранжирование курсантов может производиться не по общему рейтингу, а по отдельным его показателям для определения лучшего курсанта по успеваемости, лучшего спортсмена, лучшего рационализатора и т.д.

Каждый курсант может сравнивать свой рейтинг с рейтингами других курсантов и делать соответствующие выводы.

Данные для расчета рейтинга каждого курсанта готовятся на факультетах и в последующем передаются в учебно-методический центр ВУНЦ ВВС «ВВА» для анализа и контроля при поощрении курсантов и распределении их по выпуску к местам прохождения службы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

g' и

1. Справочник терминов военного образования. М: Министерство обороны Российской Федерации, типография ВУ РХБЗ, 2001. 152 с.

2. Пиндус ЯМ. Совершенствование критериев оценки результатов учебно-воспитательного процесса в военном учебном заведении / Современные методы подготовки специалистов и совершенствование систем наземного обеспечения авиации: материалы межвузовской научно-практической конференции (26-27 октября 2005 г.). Воронеж: ВВВАИУ (военный институт), 2005. 692 с.

3. Положение о рейтинговой технологии обучения в ВУНЦ ВВС «ВВА». Воронеж: ВУНЦ ВВС «ВВА», 2012. 27 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ларина Т.В. Современные подходы к управлению качеством образовательного процесса // Воздушно-космические силы. Теория и практика. 2020. № 16. С. 307-314. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vva.mil.ru/Izdaniay/VKS-teoriya-i-praktika (дата обращения 18.12.2022).

5. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации М.: изд-во «Анкил», 2009, 248 с.

REFERENCES

1. Spravochnik terminov voennogo obrazovaniya. M: Ministerstvo oborony Rossijskoj Federacii, tipografiya VU RHBZ, 2001. 152 p.

2. Pindus Ya.M. Sovershenstvovanie kriteriev ocenki rezul'tatov uchebno-vospitatel'nogo processa v voennom uchebnom zavedenii / Sovremennye metody podgotovki specialistov i sovershenstvovanie sistem nazemnogo obespecheniya aviacii: materialy mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (26-27 oktyabrya 2005 g.). Voronezh: VVVAIU (voennyj institut), 2005. 692 p.

3. Polozhenie o rejtingovoj tehnologii obucheniya v VUNC VVS «VVA». Voronezh: VUNC VVS «VVA», 2012. 27 p.

4. Larina T.V. Sovremennye podhody k upravleniyu kachestvom obrazovatel'nogo processa // Vozdushno-kosmicheskie sily. Teoriya i praktika. 2020. № 16. pp. 307-314. ['Elektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://www.vva.mil.ru/Izdaniay/VKS-teoriya-i-praktika (data obrascheniya 18.12.2022).

5. Nastavlenie po fizicheskoj podgotovke v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii. M.: izd-vo «Ankil», 2009, 248 p.

© Томилов А.А., Пурусов Ю.М., 2022

Томилов Александр Анатольевич, кандидат военных наук, профессор, профессор кафедры автомобильной подготовки, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

Пурусов Юрий Михайлович, кандидат технических наук, профессор, профессор кафедры автомобильной подготовки, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А.

ы g'

и

UDK 355.232.6:355.233 GRNTI 78.2.141

THE SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF THE ASSESSMENT OF THE MILITARY EDUCATIONAL ORGANIZATION CADETS' ACTIVITY

A.A. TOMILOV, Candidate of Military sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh) YU.M. PURUSOV, Candidate of Technical sciences, Professor MESC AF «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)

The methodology of determining the rating of the military educational organization cadets' activity for the objective assessment of their comprehensive qualities by unit commanders and faculty management is presented. The methodology has been developed at the Military Educational and Scientific Center of the Air Force Force «N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy». Taking it into account, methodological recommendations for determining the cadets' rating are given. Keywords: cadet, rating, indicators, intellectual development, motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.