Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В РФ'

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РФ / ОПЛАТА ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ / ДЕФИЦИТ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Улумбекова Г.Э., Власов Я.В., Домников А.И., Гапонова Е.А.

18 июня 2022 г. Президент РФ В.В. Путин подчеркнул фундаментальную роль здравоохранения в решении национальных целей и поставил задачу его дальнейшего развития. Однако несмотря на героические усилия медицинских работников во время пандемии C0VID-19 во главе со штабом отрасли в 2020 и 2021 гг. произошел существенный рост смертности населения РФ по сравнению с 2019 г. (на 19 и 36% соответственно). Важнейшая причина роста смертности - снижение доступности медицинской помощи для широких слоев населения вследствие дефицита медицинских кадров. Принятие мер по повышению оплаты труда медицинских работников, начатое в 2013 г. (согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597), не позволило повысить ее до уровня, который бы ликвидировал их дефицит. Цель исследования - провести анализ обеспеченности и оплаты труда медицинских работников в РФ и субъектах РФ, а также главных факторов, которые влияют на уровень этих показателей. В результате анализа было выявлено, что с 2013 по 2021 г. средняя заработная плата у врачей выросла только на 20% в постоянных ценах (2013 г. = 100%), а у среднего медицинского персонала - на 6%. При этом обеспеченность врачами осталась на прежнем уровне, а у медицинских сестер сократилась на 11%. В 2021 г. в РФ гарантированный оклад (тарифная ставка на 1 должность) у половины врачей составил менее 23 тыс. руб., а у средних медицинских работников - менее 12,6 тыс. руб. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга эти показатели у врачей составляют менее 22 тыс. руб., а среднего медперсонала -менее 12 тыс. руб. В 2021 г. в РФ отношение среднегодового дохода врача к валовому внутреннему продукту на душу населения (т.е. к тому, что зарабатывает страна на душу населения в год) было в 3 раза ниже, чем в Германии, и в 1,5 раза ниже, чем в Польше (соответственно 1,2; 3,6 и 1,8). В результате низкой оплаты труда и переработок в 2020 г. в РФ обеспеченность врачами была на 5% ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 3,8 и 4,0 на 1 тыс. населения). Особенно выраженный дефицит кадров сложился в первичном звене здравоохранения: врачей участковой службы в 1,5 раза меньше, чем установлено нормативами, фельдшеров - в 2 раза меньше. Разница оплаты труда врачей и среднего медперсонала по федеральным округам составила 2 раза, по регионам - в 5 раз и более, что приводит к трудовой миграции специалистов. Для решения проблемы дефицита кадров в здравоохранении РФ требуется увеличить оплату труда медицинских работников до уровня оплаты труда военных, в соответствии c которым фонд оплаты труда врачей и средних медицинских работников за 4 года должен вырасти в 2 раза, что потребует увеличения государственного финансирования здравоохранения с учетом младшего медицинского и немедицинского персонала ежегодно не менее чем на 300 млрд руб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Улумбекова Г.Э., Власов Я.В., Домников А.И., Гапонова Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC JUSTIFICATION OF THE NEED TO INCREASE THE REMUNERATION OF MEDICAL WORKERS IN THE RUSSIAN FEDERATION

On June 18, 2022, Russian President Vladimir Putin emphasized fundamental role of healthcare in solving national goals and set the task of its further development. However, despite the heroic efforts of medical workers during the COVID- 19 pandemic, led by the headquarters of the industry, in 2020 and 2021 there was a significant increase in mortality rate of the Russian population compared to 2019 (by 19 and 36%, respectively). The most important reason for increase in mortality is decrease in medical care availability for general population due to a shortage of medical personnel. Adoption of measures to increase the remuneration of medical workers, started in 2013 (according to Presidential Decree No. 597 of 07.05.2012), did not allow raising it to a level that would eliminate their deficit. The aim of the study was to analyze the security and remuneration of medical workers in the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation, as well as the main factors that affect the level of these indicators. As a result of the analysis, it was revealed that from 2013 to 2021, the average salary of doctors increased by only 20% in constant prices (2013 = 100%), and for average medical personnel - by 6%. At the same time, the availability of doctors remained at the same level, while for nurses it decreased by 11%. In 2021, in the Russian Federation, the guaranteed salary (tariff rate for one position) for half of doctors was less than 23 thousand rubles, and for average medical workers - less than 12.6 thousand rubles. Excluding Moscow and St. Petersburg, these indicators are less than 22 thousand rubles for doctors, and less than 12 thousand rubles for average medical staff. In 2021, in the Russian Federation, the ratio of the average annual income of a doctor to GDP per capita (that is, to what the country "earns" per capita per year) was 3 times lower than in Germany and 1.5 times lower than in Poland (1.2, 3.6 and 1.8 respectively). As a result of low wages and overwork in 2020, the provision of doctors in the Russian Federation was 5% lower than in the "old" EU countries (3.8 and 4.0 per 1 thousand population, respectively). A particularly pronounced shortage of personnel has developed in the primary health care sector: there are 1.5 times fewer district service doctors than established by the standards, and 2 times fewer paramedics. The difference in salaries of doctors and average medical staff in federal districts was 2 times, in regions - 5 times or more, which leads to labor migration of specialists. To solve the problem of shortage of personnel in the Russian healthcare system, it is required to increase the remuneration of medical workers to the level of military salaries, according to which the wage fund for doctors and secondary medical workers should grow by 2 times in 4 years, which will require an increase in state financing of healthcare, taking into account junior medical and non-medical personnel, annually by at least 300 billion rubles.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ В РФ»

ГЛАВНОЕ

Результаты данного научного исследования были направлены ВШОУЗ, Всероссийским союзом пациентов и Профсоюзом работников здравоохранения РФ (исх. № 101-а от 27 октября 2022 г.) в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ). По итогам заседания СПЧ от 7 декабря 2022 г. Президент РФ дал поручение Правительству РФ повысить оплату труда медицинским работникам первичного звена, работающим на скорой помощи и в сельской местности. Постановлением Правительства РФ (от 31 декабря 2022 г. № 2568) с 1 января 2023 г. были установлены специальные социальные выплаты названным категориям медицинских работников. На данные цели предусмотрено около 150 млрд руб.

Научное обоснование необходимости увеличения оплаты труда медицинских работников в РФ

Улумбекова Г.Э.1, 1 Высшая школа организации и управления здравоохра-

ВЛаС0В Я.В.2, 3, нением, 115035, г. Москва, Российская Федерация

Д0МНИК0В А.И.4 2 Всероссийский союз общественных объединений

ГаП0Н0Ва ЕА 1 пациентов, 125167, г. Москва, Российская Федерация

3 Совет общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, 109316, г. Москва, Российская Федерация

Профсоюз работников здравоохранения РФ, 119119, г. Москва, Российская Федерация

4

18 июня 2022 г. Президент РФ В.В. Путин подчеркнул фундаментальную роль здравоохранения в решении национальных целей и поставил задачу его дальнейшего развития. Однако несмотря на героические усилия медицинских работников во время пандемии СОУШ-19 во главе со штабом отрасли в 2020 и 2021 гг. произошел существенный рост смертности населения РФ по сравнению с 2019 г. (на 19 и 36% соответственно). Важнейшая причина роста смертности - снижение доступности медицинской помощи для широких слоев населения вследствие дефицита медицинских кадров. Принятие мер по повышению оплаты труда медицинских работников, начатое в 2013 г. (согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012 № 597), не позволило повысить ее до уровня, который бы ликвидировал их дефицит.

Цель исследования - провести анализ обеспеченности и оплаты труда медицинских работников в РФ и субъектах РФ, а также главных факторов, которые влияют на уровень этих показателей.

В результате анализа было выявлено, что с 2013 по 2021 г. средняя заработная плата у врачей выросла только на 20% в постоянных ценах (2013 г. = 100%), а у среднего медицинского персонала - на 6%. При этом обеспеченность врачами осталась на прежнем уровне, а у медицинских сестер сократилась на 11%. В 2021 г. в РФ гарантированный оклад (тарифная ставка на 1 должность) у половины врачей составил менее 23 тыс. руб., а у средних медицинских работников - менее 12,6 тыс. руб. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга эти показатели у врачей составляют менее 22 тыс. руб., а среднего медперсонала -менее 12 тыс. руб. В 2021 г. в РФ отношение среднегодового дохода врача к валовому внутреннему продукту на душу населения (т.е. к тому, что зарабатывает страна на душу населения в год) было в 3 раза ниже, чем в Германии, и в 1,5 раза ниже, чем в Польше (соответственно 1,2; 3,6 и 1,8).

В результате низкой оплаты труда и переработок в 2020 г. в РФ обеспеченность врачами была на 5% ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 3,8 и 4,0 на 1 тыс. населения). Особенно выраженный дефицит кадров сложился в первичном звене здравоохранения: врачей участковой службы в 1,5 раза меньше, чем установлено нормативами, фельдшеров - в 2 раза меньше. Разница оплаты труда врачей и среднего медперсонала по федеральным округам составила 2 раза, по регионам - в 5 раз и более, что приводит к трудовой миграции специалистов.

Для решения проблемы дефицита кадров в здравоохранении РФ требуется увеличить оплату труда медицинских работников до уровня оплаты труда военных, в соответствии c которым фонд оплаты труда врачей и средних медицинских работников за 4 года должен вырасти в 2 раза, что потребует увеличения государственного финансирования здравоохранения с учетом младшего медицинского и немедицинского персонала ежегодно не менее чем на 300 млрд руб.

Ключевые слова:

национальные цели развития РФ; оплата труда медицинских работников; дефицит медицинских кадров; государственное финансирование здравоохранения РФ

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Улумбекова Г.Э., Власов Я.В., Домников А.И., Гапонова Е.А. Научное обоснование необходимости увеличения оплаты труда медицинских работников в РФ // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2023. Т. 9, № 1. С. 4-25. 001: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-1-4-25 Статья поступила в редакцию 27.01.2023. Принята в печать 01.03.2023.

Scientific justification of the need to increase the remuneration of medical workers in the Russian Federation

Ulumbekova G.E.1, Vlasov Ya.V.2,3, Domnikov A.I.4, Gaponova E.A.1

1 Graduate School of Healthcare Organization and Management 115035, Moscow, Russian Federation

2 All-Russian Union of Public Associations of Patients, 125167, Moscow, Russian Federation

3 Council of Public Organizations for the Protection of Patients' Rights in the Federal Service for Surveillance in Healthcare, 109316, Moscow, Russian Federation

4 Trade Union of Healthcare Workers of the Russian Federation, 119119, Moscow, Russian Federation

On June 18, 2022, Russian President Vladimir Putin emphasized fundamental role of healthcare in solving national goals and set the task of its further development. However, despite the heroic efforts of medical workers during the COVID- 19 pandemic, led by the headquarters of the industry, in 2020 and 2021 there was a significant increase in mortality rate of the Russian population compared to 2019 (by 19 and 36%, respectively). The most important reason for increase in mortality is decrease in medical care availability for general population due to a shortage of medical personnel. Adoption of measures to increase the remuneration of medical workers, started in 2013 (according to Presidential Decree No. 597 of 07.05.2012), did not allow raising it to a level that would eliminate their deficit.

The aim of the study was to analyze the security and remuneration of medical workers in the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation, as well as the main factors that affect the level of these indicators. As a result of the analysis, it was revealed that from 2013 to 2021, the average salary of doctors increased by only 20% in constant prices (2013 = 100%), and for average medical personnel - by 6%. At the same time, the availability of doctors remained at the same level, while for nurses it decreased by 11%. In 2021, in the Russian Federation, the guaranteed salary (tariff rate for one position) for half of doctors was less than 23 thousand rubles, and for average medical workers - less than 12.6 thousand rubles. Excluding Moscow and St. Petersburg, these indicators are less than 22 thousand rubles for doctors, and less than 12 thousand rubles for average medical staff. In 2021, in the Russian Federation, the ratio of the average annual income of a doctor to GDP per capita (that is, to what the country "earns" per capita per year) was 3 times lower than in Germany and 1.5 times lower than in Poland (1.2, 3.6 and 1.8 respectively). As a result of low wages and overwork in 2020, the provision of doctors in the Russian Federation was 5% lower than in the "old" EU countries (3.8 and 4.0 per 1 thousand population, respectively). A particularly pronounced shortage of personnel has developed in the primary health care sector: there are 1.5 times fewer district service doctors than established by the standards, and 2 times fewer paramedics. The difference in salaries of doctors and average medical staff in federal districts was 2 times, in regions - 5 times or more, which leads to labor migration of specialists. To solve the problem of shortage of personnel in the Russian healthcare system, it is required to increase the remuneration of medical workers to the level of military salaries, according to which the wage fund for doctors and secondary medical workers should grow by 2 times in 4 years, which will require an increase in state financing of healthcare, taking into account junior medical and non-medical personnel, annually by at least 300 billion rubles.

Keywords:

national development goals of the Russian Federation; remuneration of medical workers; shortage of medical personnel; state financing of healthcare of the Russian Federation

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of Interest.

For citation: Ulumbekova G.E., Vlasov Ya.V., Domnikov A.I., Gaponova E.A. Scientific justification of the need to increase the remuneration of medical workers in the Russian Federation. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VSHOUZ [HEALTHCARE MANAGEMENT: News, Views, Education. Bulletin of VSHOUZ]. 2023; 9 (1): 4-25. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2023-9-1-4-25 (in Russian) Received 27.01.2023. Accepted 01.03.2023.

июня 2022 г. Президент Российской Федерации (РФ) В.В. Путин подчеркнул фундаментальную роль здравоохранения в решении национальных целей и поставил задачу его дальнейшего развития: «Будем и дальше вместе с вами работать для того, чтобы наши граждане получали достойную медицинскую помощь. Это важно и для сохранения здоровья, и для будущего нации, ее приумножения и увеличения возраста жизни, для будущих поколений, для детей»1.

Во время пандемии СОУШ-19 медицинские работники во главе со штабом отрасли предприняли героические и слаженные усилия для сохранения жизней и здоровья российских граждан. Однако ряд серьезных проблем, накопившихся в здравоохранении за последние десятилетия, не позволил избежать роста смертности в стране. В 2020 и 2021 гг. в РФ смертность по сравнению с 2019 г. увеличилась на 19 и 36% соответственно. В 2022 г. смертность снизилась, но по-прежнему не достигла уровня 2019 г. и превышает его на 107 тыс. чел.2. Важнейшая причина роста смертности - снижение доступности медицинской помощи для широких слоев населения вследствие дефицита медицинских кадров.

Принятие мер по повышению оплаты труда медицинских работников, начатое в 2013 г. (согласно Указу Президента РФ от 07.05.2012

№ 597), не позволило повысить ее до уровня, который бы позволил ликвидировать их дефицит. По данным Минздрава, большинство субъектов РФ имеют дефицит врачей, среднего и младшего медицинского персонала: в 2022 г. -26 451 врачей и 58 268 среднего медицинского персонала3. Возможность повышения оплаты труда медицинских работников и привлечение дополнительных кадров в отрасль, в свою очередь, упираются в недостаточное государственное финансирование здравоохранения.

Цель исследования - провести анализ обеспеченности и оплаты труда медицинских работников в РФ и субъектах РФ, а также главных факторов, которые влияют на уровень этих показателей.

Для получения ответа на поставленные вопросы было сформулировано 6 задач:

1. Проанализировать исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

2. Определить медианный уровень оплаты труда медицинских работников по РФ, доход и тарифную ставку (региональный разрез).

3. Проанализировать доходы российских врачей в сравнении с развитыми странами.

4. Сравнить оплату труда в регионах РФ и обеспеченность врачами в них.

1 http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/speeches/68673

2 Источник: Росстат.

3 https://regulation.gov.ru/projects#npa=132218

Среднемесячная номинальная начисленная

заработная плата врачей, тыс. руб. Обеспеченность врачами на 10 тыс. чел.

Источник: Росстат, ЦНИИОИЗ Минздрава России, расчет ВШОУЗ.

Рис. 1. Динамика среднемесячной заработной платы врачей и обеспеченность врачами в РФ

5. Провести анализ государственного финансирования здравоохранения РФ с 2019 г. и на плановый период 2024-2025 гг.

6. Определить принципы оплаты труда медицинских работников и оценить необходимые финансовые ресурсы для повышения оплаты их труда.

Источники данных для исследования: Росстат; ЦНИИОИЗ Минздрава России; опросы, проведенные Всероссийским союзом пациентов; данные по макроэкономическим показателям согласно «Основным направлениям бюджетной политики на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг.», Минфин России 2022 г., а также в соответствии с проектом федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

1. Исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

В корне дефицита медицинских кадров -длительное недофинансирование здравоохранения из государственных источников и ошибочное решение по оптимизации, спровоци-

рованное финансово-экономическим блоком Правительства РФ в 2012 г. Так, с 2012 по 2018 г. государственное финансирование здравоохранения сократилось на 4% в постоянных ценах, а с 2018 по 2021 г. выросло на 34% в постоянных ценах, однако эти средства были направлены преимущественно на строительство инфраструктуры здравоохранения и лечение пациентов с новой коронавирусной инфекцией (см. раздел 5). В течение последних 20 лет государственное финансирование российского здравоохранения в доле ВВП было ~3%, что в 1,6 раза ниже, чем в «новых» странах ЕС, и почти в 2,5 раза ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 3,1; 5 и 7,5%; см. рис. 9). За годы оптимизации (с 2012 по 2018 г.) количество врачей в РФ сократилось на 46 тыс. (8%), стационарных коек -на 160 тыс. (13%). В результате система здравоохранения лишилась необходимых резервов в период пандемии, существенно выросла трудовая нагрузка на медицинский персонал и усилилась напряженность трудового процесса [1].

Именно поэтому принятие мер по повышению оплаты труда медицинских работников во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597, начатое в 2013 г., оказалось недостаточным и не позволило ликвидировать дефицит медицинских

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата среднего медицинского персонала, тыс. руб.

Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10 тыс. чел.

55,0

105,0

2013

2014

2015

2016

2017

2018 2019 2020 2021 2022

Источник: Росстат, ЦНИИОИЗ Минздрава России, расчет ВШОУЗ.

Рис. 2. Динамика среднемесячной заработной платы среднего медперсонала и обеспеченность средним медперсоналом в РФ

кадров. Анализ показал, что с 2013 по 2022 г. (за 10 лет) среднемесячная оплата труда врачей с крайне низкой базы (141% от средней оплаты труда в экономике) выросла только на 20% в постоянных ценах, что не привело к увеличению обеспеченности практикующими врачами: она осталась на прежнем уровне - 3,7 на 1 тыс. населения (рис. 1). За этот же период оплата труда среднего медперсонала с низкой базы (80% от средней по экономике) в постоянных ценах выросла только на 6%, при этом обеспеченность ими сократилась на 11% (рис. 2).

2. Медианный уровень оплаты труда медицинских работников по РФ, доход и тарифная ставка (региональный разрез)

В 2021 г. в РФ среднемесячная начисленная заработная плата4 у половины врачей (273 тыс.) составила менее 75 тыс. руб., а у четверти - менее 65 тыс. руб. (рис. 3).

У половины средних медработников (589 тыс.) она была менее 38 тыс. руб., а у четверти -менее 33,3 тыс. руб. (рис. 4). Без учета Москвы и Санкт-Петербурга (Мск и СПб) этот показатель еще хуже: у врачей - 71 тыс. руб., а у среднего медперсонала - 37 тыс. руб. Следует учесть, что в эти показатели входит оплата труда управленческого персонала, соответственно, у практикующих специалистов заработная плата будет еще ниже5. Это подтверждают опросы, проведенные Всероссийским союзом пациентов, которые показали, что средний суммарный уровень дохода у врачей терапевтических и хирургических специальностей составляет 52 тыс. руб.

Для получения вышеназванного дохода медицинские работники вынуждены существенно перерабатывать. Так, по официальным данным6, коэффициент совместительства у врачей составляет 1,3, а у средних медицинских работников - 1,2. Однако, согласно

4 Включает оклад, стимулирующие и компенсационные выплаты, с учетом управленческого персонала.

5 Из-за отсутствия учета оплаты труда управленческих кадров в здравоохранении точный расчет оплаты труда практикующих специалистов невозможен.

6 Форма № 30 «Сведения о медицинской организации».

и о

га х

о

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата врачей, тыс. руб. (2021 г.)

<

"О X

ш

>

> >

X

го =1 "О

го

сг ш

I

о

го >

300,0

250,0

200,0

150,0

100,0

50,0

273 тыс. врачей получают з/п менее 75 тыс. руб. (с учетом Мск и СПб)

229 тыс. врачей получают з/п менее 71 тыс. руб. (без учета Мск и СПб)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

134 тыс. врачей получают з/п менее 65 тыс. руб. (с учетом Мск и СПб)

- 10 и и ^ О 2 уЗ уЗ О_Ю О О О О Ю Ю ЛЮЮ Цюююю пё 22 ХО пГО Ю £ О Ю т V V

^ОООООс-^ОО^ООООООООО-ОО^ОООО^О^ОО ё" >3 О О О О 3 — I

о: г— . О. ^ |

1¡М1

в О- о- со ю

Источник-. Росстат, ЦНИИОИЗ Минздрава России.

О СП "О

ш ш О ш ш х

Рис. 3. Медианное значение средней заработной платы врачей в регионах РФ в 2021 г. Примечание. В нижней части столбиков представлена численность врачей в регионе.

1'кШ 59»»

5 521 ¿¿г8

б'зг ■ 8Ш

о'эг ■ 9919

тш ш т

о'вги ЕЯВ 47,

яягИ 117,

яягИ 8869

яяги

яягИ ¿065

-ягИ

яг ■ 8966

:яяН ¿В5Е

лги ¿955

я» »ЯЧ

'1ЕИ 830 ¿

яги ЕЯЧ (Н

ЯяН Ш

VI

7.У.Ш в/г

7.У.Ш №9 61

7,?,Ш гвЕ 61

ген ■¡ШЧ

яян 388 6

яяН в/я щ

ви!9тЛ]ни емиирЛиоЭс! ^¿ вт^миед-ониМеде)! с1 ы2>юээмс1эь-оаэеы2с1е>|

винещн*и1ээо иенс1эаээ с1 няи1/9Лио9с^ втнэьэь неюэлг'о' емиирЛиоЭс! идо втн^д виаоМо|/\| няиидЛиоЭс^ идо втаонеаи 1/е иис1е|А| няи1/9Лио9с^ вим1Я1Л1Ш2>| няиидЛио9с| 'идо ве»оао91ли21 ~идо bв>^oaoLfdo вэляЬУ няиидЛио9с| ~идо вв>шос11эо>| ~идо втаонвяил ~идо втнэишэ ~идо втаос1и>| няи1/9Лио9с^ вттеаЛь иес1» ии>^oяLfouodaвlo ~идо втнэгнэи ~идо ве»оао1ес1ео иес1» ряэиенд/ ~идо ве»ос1Л>| ~идо ввиэсЫииЬ'вщ] ~идо втжэнос1оа ~идо веяопо ~идо втнехескэу ~идо втиш^ 1лияс1>| нямидЛиоЭс^ ~идо втл1Л9НЭс1о ~идо вемЬэиии ~идо ыг>юс1эа1 ~идо bв>^ob,odoJaoн ~идо t5в>^otfБdJOJLroa ~идо втаояэи ~идо веяоаоюос! няиидЛио9с| ыгяэкМиЬХ ~идо ьe>^oЬ'odoJ9жин ~идо ш2»энвлМ>| иес1» рж^ейонэ^)! ~идо bБ>^ob,odoJLr9g ~идо втаешж^ иен/у нямидЛиоЭс^ ва1ях няи1/9Лио9с^ ~идо шг>юс1в1Л1вэ нelooldo>^mвg няи^дЛиоЭс^

иес1» И1ШЯ1Л2МИ12912£

иес1» иимэ^эи ~идо ввяояиЛх НВ1ЭС1В1В1 НЯИ1/9Ли09с^ виэвмвх няиидЛио9с| tJИlвdЛg емиирЛиоЭс! ~идо ввмэас^эиэ)! ~идо ввяониды/еь яшэиоюваээ .1 ~идо шг>юЬ,вс1.1ниниш2>| ~идо веяопох ~идо tJB>^odиgиooaoн ~идо bв>^oaoLfb,d9ao ~идо ввизАсисиюа ~идо ввшлюнсиав ввмэ^аз ыш9с1в>| вяиидЛиоЭс^ ~идо t^в>^o±Л>^dи ~идо втжЛшг)! ОУ £99 ~идо tJB>^oяLf9JHBxdv ~идо ввмэсМиу ~идо вв>юЬ^.1нинэи ивс1я р»эс1вонэвс1>| ивс1я р»эс1оиис1и ОУ £99 ~идо втнэшх ивс1я ии>^oaodвgвx

И1лю>| емиирЛиоЭс!

~идо ВВ>юне1Л^Л|/\| ~идо ве»оао»оо|Д|

ОУ ии»оиионе|Д|-1Я1нех (виШу) вхвэ вяи1/дЛио9с^ ивс1я и1Ш1выл1Е>| ~идо ввяэнишгхвэ еа»оо|Д| ^ ~идо ьвяонвЬ'нлз!/^ ОУ иия^энэн ОУ ИИ»^9Н9Н-01Л2ПК

ОУ ряэюяЛь

о с^ со

в 0_

СО

си <

си

X

о о

о.

ф

§ о

<

ф

2 ф

X

<

ф о.

о \о го о. го

<

ф

.

ф Т

го

ф о

<

ф

о

I

о

<в а ю

а <в с

е §

0

1 5

5

э

I

э

а о

(О I

<в §

¡2 о

э

а с т

0 *

1

о

>х <в

I

и

I

со

5 §

опросам, проведенным Всероссийским союзом пациентов, 60% врачей работают более чем на 1,5 ставки, а из них 30% - на 2 ставки и более. При этом фактическая трудовая нагрузка на медицинский персонал еще выше, так как штатные нормативы в соответствии с № 323-ФЗ носят рекомендательный характер [2]. Это, как правило, ведет к тому, что руководители медицинских организаций, сокращая штатные должности, устанавливают сверхнормативную трудовую нагрузку на одну должность. В развитых странах для врачей всех специальностей законодательно приняты ограничения по трудовой нагрузке - в среднем 8-часовой рабочий день, максимально - 10 ч, или работа на 1,2 ставки.

В 2021 г. в РФ гарантированный оклад (тарифная ставка на 1 должность) у половины врачей составил менее 23 тыс. руб., а у средних медицинских работников - менее 12,6 тыс. руб.7. Без учета Москвы и Санкт-Петербурга эти показатели составляют: у врачей -менее 22 тыс. руб., а среднего медперсонала -менее 12 тыс. руб. Иначе говоря, оклад у половины врачей составляет менее 1,7 МРОТ, а у среднего медицинского персонала - менее 0,86 МРОТ (рис. 5, 6). Эти данные совпадают с опросами, проведенными Всероссийским союзом пациентов: по их данным, средний оклад у врачей терапевтических и хирургических специальностей составляет 20,2 тыс. руб. По данным опросов профсоюзов работников здравоохранения, оклад врачей (З ПКГ8, 1 уровень) составляет не более 18 тыс. руб., а у средних медицинских работников (2 ПКГ, 1 уровень) - не более 12 тыс. руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Доходы российских врачей в сравнении с развитыми странами

В 2021 г. в РФ оплата труда врачей в сопоставимых ценах была значительно ниже, чем

в странах ЕС, - в 4,6 раза ниже, чем в Германии, и в 1,4 раза ниже, чем в Польше (соответственно 40,6; 188 и 56 тыс. $ ППС на одного врача в год; рис. 7). Аналогично отношение среднегодового дохода врача к ВВП на душу населения (т.е. к тому, что зарабатывает страна на душу населения в год) в РФ было в 3 раза ниже, чем в Германии, и в 1,5 раза ниже, чем в Польше (соответственно 1,2; 3,6 и 1,8; рис. 8). Это говорит о несбалансированности экономики РФ и отражает длительное недофинансирование российского здравоохранения из государственных источников (рис. 9).

Дополнительными (к низкой оплате труда) факторами, приводящими к оттоку медицинских кадров из отрасли, являются перегрузки, приводящие к выгоранию, которые усилились во время пандемии - сегодня от 70 до 90% медицинских работников испытывает серьезный стресс и выгорание [3]; избыточные требования и документооборот; давление вышестоящего начальства, контрольных и правоохранительных органов; отсутствие единой цели и видения будущего.

4. Оплата труда в регионах РФ и обеспеченность врачами в них

В результате низкой оплаты труда и переработок в 2020 г. в РФ обеспеченность врачами была на 5% ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 3,8 и 4,0 на 1 тыс. населения; рис. 10). При сравнении со странами ЕС следует учитывать, что в РФ в связи с низкой плотностью населения и худшими показателями здоровья нормативная потребность во врачах должна быть значительно выше, чем в этих странах.

В РФ особенно выраженный дефицит кадров сложился в первичном звене здравоохранения: врачей участковой службы в 1,5 раза меньше, чем установлено нормативами, фельдшеров -

7 Расчеты сделаны при условии, что врачи работают с коэффициентом совместительства 1,3 (данные по форме статистической отчетности № 30 за 2021 г.), а средние медицинские работники -1,2 и что базовый оклад составляет около 40% в среднемесячной начисленной заработной плате (данные профсоюзов работников здравоохранения).

8 Профессионально-квалификационная группа.

ви!9тЛ]ни емиирЛиоЭс! ^¿ вт^мшгд-ониМеде)! вине1л/-ви1900 иенс1эаээ с1 с1 ве>юээ>^эь-оаэек^е>| няи1/9Лио9с^ втнэьэь иро веяэаонеаи

ВИ»1Я1Л|иЧ2>| НЯИ1/9Ли09с^ виаоМо|/\| няи^дЛиоЭс^ иро bв>^эaoLfdo иро вемэн^д неюэлг'о' емиирЛиоЭс! 4/90 втаонвяил 1/е иис!н|/у емиирЛиоЭс! ивс!я иимэиету 4/90 ьв>1онос1100^ иро ве»оао9пе1 ВЭЛЯАу НЯИ1/9Ли09с^ 4/90 веяэнэишэ ивс!я ии>^oяLrouodaвlo 4/90 ве>юа(х1и>| иро bв>^ob,odoJaoн 4/90 веж^иииЬ'еи'а 4/90 веяэнэгнэи няи1/9Лио9с^ вттеаЛь 4/90 tJB>^oaolвdвo иро веяоаоюос!

няиидЛио9с| 4/90 втаояэи 4/90 ве^эах 4/90

иро вемэжэнс^оа 4/90 вемэнех^юу 4/90 веяЬэииц" 4/90 веяонеевс! 4/90 веяопо ивс!я ии>10с1вь,0н012с1>1 4/90 tJB>^otJ,odoJ9ЖИH 4/90 вемо^-юл/од няии'дЛиоЭс^ вт^Лийл рид/ няиидЛио9с| иро

4/90 вемэаешж!^ 4/90 Ы2>ЮЬ'^.1НИНИ1Л2>| 4/90 bБ>^ob,odoJLГ9g 4/90 веж^шеэ еа1ях няии'дЛиоЭс^ 4/90 t^E>^oнвJdЛ^ ивс!я иимэ^эи неюси^омтед няии'дЛиоЭс^ 4/90 ьвяояиЛ! ИВС1я ИИМЭЯ1Л2МИЕ9Е£ t^иlt^dЛg няиидЛио9с| виоеяех емиирЛиоЭс! нвl0dвlвl няиидЛио9с| 4/90 втас^эиэ>|

иро вв^энидвиэь

4/90 веяопо! 4/90 вемэйо.юи'оа яшэиоюеаээ -I 4/90 веж^идиэоаон иро венионсиае вт^аз 4/90 вв>^эaoLrtfd9ao вии^е>| няии'дЛиоЭс^ 4/90 веяожАитг)! 4/90 В12>Ю1/Ы[/1 4/90 вемэй'^.жинэи ивс!я ии^ои^и ОУ £99 4/90 tJH>^oяLf9JHBxdv

4/90 ве^Лиу ивс!я ии>юа(х1е9ех ОУ £99 '^90 итнэшх И1Л10>| емиирЛиоЭс! 4/90 ве»оао»оо|Д| 4/90 Ы2>юне1^Л|/\|

ОУ ии»оиионе|Д|-1Я1нех

ехеэ няии'дЛиоЭс^ ивс!я иияопгьпе)! еа»оо|Д| .1 4/90 веяониичгхво ОУ ИИ»^9Н9Н иро ве»онеЬ|ел2|Д| ОУ ИИ»^9Н9Н-01/121Л1К ОУ иияэюяЛЬ

О

с^

в

Ф Р

а к в а

а н

р а

а р

в

а д

а

о е

е ч а

е о

д е

ю

с.

и Р

ф I

о

¡5 ф

а щ

>х ф

:т (О

а щ

а

с щ

0 *

1

о

I

I

а:

5 §

Оклад среднего медицинского персонала при работе на 1 ставку, включая НДФЛ (13%), тыс. руб. (2021 г.)

589 тыс. среднего медперсонала имеют оклад (вкл. НДФЛ) менее 12,6 тыс. руб. (с учетом Мск и СПб) 524 тыс. среднего медперсонала имеют оклад (вкл. НДФЛ) менее 12,3 тыс. руб. (без учета Мск и СПб)

289 тыс. среднего медперсонала имеют оклад (вкл. НДФЛ) менее 11 тыс. руб. (с учетом Мск и СПб)

Источник-. Росстат, ЦНИИОИЗ Минздрава России, расчет ВШОУЗ.

Рис. 6. Медианное значение оклада среднего медицинского персонала (тарифная ставка) в регионах РФ в 2021 Примечание. В нижней части столбиков представлена численность среднего медицинского персонала в регионе.

г.

Годовой доход врача в среднем на одного работника, тыс. $ППС (2021 г. или последний возможный)

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

Россия Германия Израиль Франция Венгрия Польша

Источники: Росстат, база данных ОЭСР «ОЕСЭ^аК расчет ВШОУЗ.

Рис. 7. Годовой доход на одного врача в среднем, тыс. $ППС (2021 г.)

Коэффициент отношения среднегодового дохода врача к ВВП на душу населения (2021 г. или последний возможный)

2 1 0

Россия Германия Израиль Франция Венгрия Польша

Источники: Росстат, база данных ОЭСР «ОЕСЭ^аК расчет ВШОУЗ.

Рис. 8. Коэффициент отношения среднегодового дохода врача к ВВП на душу населения

4

Доля ВВП, %

22222222222222222222

«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источники: Минздрав России, Казначейство РФ; база данных ОЭСР «ОЕСЭ^аК

Рис. 9. Динамика государственных расходов на здравоохранение с 2000 по 2019 г. в РФ, «новых-8» и «старых» странах ЕС, доля в ВВП

Обеспеченность практикующими врачами на 1000 населения в 2020 г. (или последний возможный)

А

та гогоогоо

^ Д." г

с -о —

га ж

га яа <5 тгс я ^

о ^ р ^ ^х л ^

2 И О^^

^ ^^ теш ^ с^ —, ^ Хш ^ Я =

то ГО ^ ХО

^ ^ ГО ГО

о ^ ХО ^

«Новые-8» страны ЕС включают Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению. Источники: ЦНИИОИЗ Минздрава России; база данных ОЭСР «ОЕСЭ^аК расчет ВШОУЗ.

6

5

2

0

Рис. 10. Обеспеченность практикующими врачами в РФ, «новых-8» и «старых» странах РФ

ИБС!» ИИХЭЯШ2ЯИБ9Б£ BHiBdAg B»Mii9Auo9d идо ввнионсиав bBxapdag pdx p>todoi/\mdu ugo ¿B»odAwv pdx p»oaodB9BX (ви1ДЯк) вхво B»Mi/9Auo9d pdx ии»01выл1в>| идо ввхэнишгхвэ

идо BB»OHBtfBJB|/\| 0VPM0i0»Ah

pdx иияоиви/v идо kbxowo piuv B»nii9Auo9d BaiqiB»Mi/9Auo9d виовявх B»Mi/9Auo9d

ugo BB»oaod9W9>| ugo ВВЯ01ЛЮ1 ugo BB»odM9MooaoH ugo BB»oiA)id|/| pdx MM»0dB0H0Bd>|

ugo BB»0HBJdA>| ugo BB»0HM9Bi/9h ugo BB»oaoutfd9ao OV £99 ugo вв»0Н91Л1СН1 OV ии»0ИИ0НВ|/\|-1Я1НВХ OVP»h9H9H-oiiBwy

bsnaot/doi/y B»Mi/9Auo9d ugo квхэаонкяил

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i/e nndB|/\| B»Mi/9Auo9d

ugo BB»oaodM>| UgO BB»0H9SH9|J

B»Mi/9Auo9d ввяотваАь

ugo BB»oaoiBdBO ugo ввхэЬЫсиэжин B»Mi/9Auo9d BB»oidAwtfA ugo BB»ojdA9H9do ugo BBHodBWBO pdx nn>ioi4deu

HBiooido»mBg Bxm/9Auo9d HBiodBiBi B»Mi/9Auo9d

BHi9mAjH|/| B»Mi/9Auo9d d BB»0dB»i/Bg-0HMtfdB9B>|

кинвщг-вшээо BBHd9a9Q d

d BB»oo9»d9h-oa9BhBdB>| B»Hl/9AU09d BB»0H9h9h HBiogjBtj1 B»Mi/9Auo9d pdx p^irauodaBio

ви>11Я1лшв>| B»Mi/9Auo9d B9JNtfVB»Ml/9AU09d ugo BBHoaoiood wisd>| B»ni/9Auo9d ugo BB»0HBXBdi0v pdx MM»0dBtf0H0Bd>| ugo ¿B»0tfBdJ0Jii0a яиоиоюваээ J

ugo BB»otfodojaoH ugo ввяоаояои ugo вв» otf Bd j н и н и ив» ugo BB»otfojoi/oa BHi/9dB>| B»Mi/9Auo9d ugo BB»otfBdJHMH9Lf OV £99 ugo KB^i/9JHBxdv nwo>| B»Mi/9Auo9d ugo BB»OHBwdA|/\| jdA9d9i9|j-i»HB0 J 0VP»h9H9H

ugo ввяоаонваи ugo BB»oaoi/do ugo BBXOHBdg ugo BB»owodioo>| ugo BB»oao9WBi ugo BB»OH9iiowo ugo BBHodm/wtfBiia ugo BB»od9ai ugo BB»odA>| ugo ввхэжэнс^оа ugo квхЬэиии ugo KBHOHBSKd ugo BB»oaBiioody ugo BB»otfodoji/9g ugo ввяояиЛх ugo вв»ожЛив>| ugo вв»оао»оо|/\| ва»оо|/\| j

H

СС

Q- X Ф i:

Ч о

Ф Q.

li

0 ¡2

1 э

<c

Q- >S

v s.

S g

~ s

со

3 A

I >

S I

о

to с го op

6

о. ф

Щ 8

см о см

©

CL

><

ГО

ф о.

го ь го

о \о го о. го

СЕ

О ф

<

ф

о.

о

■в 5

2 а ^ ф

-I i:

0

1

щ

X О.

го о.

® I

а

£ С

о в

<4

CN

ТН

0 X О. (0

1 X

о со

а> ж

¡8 ¡S

<0 (О О I

8-О

в

I

о

о

5 CL

5 1 §1

ьиневоЕес1до олэюнилиуэи oJoнaнdэduэн ьуу уенс!Лж

тз

5

о

о

■о

ф >

ф о

аз

ш

■о

ш о\ о

■о

ф >

ф >

о §

0) "О

0) СП

е

СП

ю о ю

г. Москва Московская обл. Калужская обл. Тульская обл. Ярославская обл. Белгородская обл. Тверская обл. Липецкая обл. Рязанская обл. Воронежская обл. Владимирская обл. Курская обл. Смоленская обл. Костромская обл. Орловская обл. Тамбовская обл. Ивановская обл. Брянская обл.

Ненецкий АО г. Санкт-Петербург Мурманская обл. Республика Коми Ленинградская обл. Архангельская обл. без АО Республика Карелия Вологодская обл. Калининградская обл. Псковская обл. Новгородская обл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г. Севастополь Краснодарский край Ростовская обл. Волгоградская обл. Республика Крым Астраханская обл. Республика Адыгея Республика Калмыкия

Ставропольский край Республика Дагестан Чеченская Республика Р. Северная Осетия-Алания Карачаево-Черкесская Р. Кабардино-Балкарская Р. Республика Ингушетия

Республика Татарстан Пермский край Республика Башкортостан Самарская обл. Нижегородская обл. Удмуртская Республика Оренбургская обл. Саратовская обл. Пензенская обл. Чувашская Республика Кировская обл. Ульяновская обл. Республика Марий Эл Республика Мордовия

Ямало-Ненецкий АО Ханты-Мансийский АО Тюменская обл. без АО Свердловская обл. Челябинская обл. Курганская обл.

Красноярский край Иркутская обл. Новосибирская обл. Томская обл. Кемеровская обл. Республика Хакасия Республика Тыва Республика Алтай Омская обл. Алтайский край

Чукотский АО Магаданская обл. Сахалинская обл. Камчатский край Республика Саха (Якутия) Хабаровский край Приморский край Амурская обл. Еврейская автономная обл. Республика Бурятия Забайкальский край

эона\/ш

в 2 раза меньше [4]. По данным Счетной палаты, в 2019-2021 гг. дефицит медицинских работников в первичном звене вырос: количество врачей уменьшилось на 2,6 тыс. чел., количество медицинских сестер - на 4,5 тыс. чел. [5].

Как следствие, сегодня в РФ на врача-терапевта участкового приходится в 1,6 раза больше населения, чем по нормативу, а на врача-педиатра участкового - в 1,3 раза больше. При этом доказано, что врач первичного звена НЕ может полноценно выполнять свои функции, если обслуживает более 1500 чел., на таких участках снижается качество медицинской помощи и растет смертность населения [6-8].

Привязка оплаты труда медицинских работников к средней оплате труда в регионах привела к существенным различиям в ней между разными субъектами РФ. Так, средневзвешенная оплата труда врачей по федеральным округам разнится в 2 раза (соответственно 110 тыс. и 55 тыс. руб.), а по регионам - в 5 и более раз (соответственно 241 тыс. и 48 тыс. руб.; рис. 11). Средневзвешенная оплата труда среднего медицинского персонала также существенно различается: по федеральным округам -в 1,8 раза, а по регионам - в 4 раза и более (рис. 12). Этот факт приводит к трудовой миграции специалистов, оставляя население в регионах с низкой оплатой труда без необходимой медицинской помощи.

Вследствие трудовой миграции возникает неравенство в доступности медицинской помощи в регионах: обеспеченность врачами в регионах с высокой и низкой оплатой труда врачей различается в 2,6 раза, по ЦФО - в 1,7 раза (рис. 13). При этом доказано, что миграция врачей из регионов (стран) с низкой оплатой труда приводит к росту смертности населения и высоким экономическим потерям [9].

Нарастающий дефицит медицинских кадров особенно опасен в ситуации увеличения чис-

ла лиц, нуждающихся в оказании бесплатной медицинской помощи (это больные с острой и хронической формой новой коронавирусной инфекции и пациенты, которым медицинская помощь была отложена в предшествующие периоды). Продолжающееся сокращение реальных доходов населения (на 11% с 2013 по 2022 г.9) также потребует увеличения объемов бесплатной медицинской помощи, так как у многих людей не окажется средств для ее оплаты.

5. Государственное финансирование здравоохранения РФ: факты и прогнозы

В 2023 г., по прогнозам, по сравнению с 2022 г. государственные расходы на здравоохранение из всех трех источников в текущих ценах вырастут только на 4% (211,0 млрд руб.), это даже не покрывает уровень инфляции (по прогнозам, 5,8%). В постоянных ценах 2019 г. (т.е. с поправкой на инфляцию) они снизятся на 2% (если инфляция будет выше, то снижение расходов тоже будет выше, см. таблицу) [10]. Следует отметить, что выделяемые государством с 2019 г. дополнительные бюджетные средства на модернизацию первичного звена здравоохранения и НП «Здравоохранение» направлены преимущественно для обновления инфраструктуры отрасли, а рост государственного финансирования здравоохранения в 2020 и 2021 гг. был направлен на борьбу с пандемией, т.е. на лечение дополнительного потока пациентов. Этого недостаточно для решения острейшей проблемы отрасли с кадрами.

6. Принципы оплаты труда медицинских работников и необходимые финансовые ресурсы для повышения оплаты их труда

В 2021 г. у выпускника военного училища (лейтенанта) оплата труда составила в среднем около 50 тыс. руб.10. По сути, это минимальный оклад, который составляет около 4 МРОТ11.

9 Источник: Росстат.

10 https://base.garant.ru/73413281/a496d02287c1e8a2f8df9041972293a4/, https://vumo.mil.ru/Socialnye-garantii/ Denezhnoe-dovolstvie-mery-socialnoj-podd

11 МРОТ в 2021 г. составлял 12,8 тыс. руб.

Обеспеченность практикующими врачами на 10 тыс. населения в год (2021 г.)

Источник-. ЦНИИОИЗ Минздрава России.

Рис. 13. Обеспеченность практикующими врачами в регионах РФ в 2021 г.

У военного без офицерского звания оклад по контракту составляет около 25 тыс. руб., или 2 МРОТ.

В 2021 г. медианный оклад врача составил около 23 тыс. руб. в мес (рис. 5), а у среднего медицинского работника - 12,6 тыс. руб. (рис. 6). Эти показатели в 2 раза меньше, чем у соответствующих должностей военных. Исходя из этих показателей у медицинских работников необходимо установить единые по стране средние оклады в зависимости от уровня профессионально-квалификационной группы (по принципу тарифной сетки):

■ врач - 4 МРОТ;

■ медицинская сестра - 2 МРОТ;

■ младшие медицинские работники -1-1,5 МРОТ;

■ профессорско-преподавательский состав вузов и НИИ - 5-8 МРОТ;

■ профессорско-преподавательский состав медицинских колледжей - 4-6 МРОТ.

Потребуется также установить единые принципы начисления стимулирующих и компенсационных выплат в регионах.

Повышение базовых окладов медицинских работников в 2 раза потребует ежегодного увеличения фонда оплаты их труда также в 2 раза: с 1,5 трлн руб. до 3 трлн руб.12, т.е. на 1,5 трлн руб. С учетом средств на повышение оплаты труда младшего медицинского и немедицинского персонала (в том числе специалистов по информационным технологиям), а также увеличение численности медицинских работников потребуется ~2 трлн руб. к уровню 2022 г. ВВП. Это можно реализовать за 4 года. Сумма, равная 2 трлн руб., по отношению к 2023 г. будет составлять 1,3% ВВП (см. табл.). В 2023 г., по про-

гнозу Минфина России, государственное финансирование здравоохранения составит 4,1% ВВП, соответственно, в идеале для решения проблем с повышением оплаты труда медицинских кадров оно должно составлять 5,4% ВВП. Это именно тот сбалансированный уровень государственного финансирования здравоохранения, который должен быть достигнут за 4 года, к 2026 г., и который позволит обеспечить оптимальный уровень доступности бесплатной медицинской помощи при сложившейся в РФ возрастной структуре населения (23% старше 60 лет).

На первом этапе необходимо довести оплату труда той половины врачей (273 тыс. чел.), у которой она менее 75 тыс. руб. в месяц (в среднем 65 тыс. руб.) до уровня средней в РФ (92,5 тыс. руб.), т.е. увеличить ее в 1,4 раза. Аналогично потребуется увеличить оплату труда для той части медицинских сестер (589 тыс. чел.), у которой она менее 38 тыс. руб. (в среднем 33 тыс. руб.) до уровня средней (46 тыс. руб.). Это означает, что в 2023 г. к запланированным Минфином расходам (см. таблицу) потребуется дополнительно не менее 270 млрд руб.13 (без учета младшего медицинского и немедицинского персонала), с их учетом - ~300 млрд руб. В 2024 г. к уровню 2023 г. будет необходимо дополнительно добавить столько же, чтобы продолжить выравнивание оплаты труда медицинских работников, а в 2025-2026 гг. довести ее до обновленных нормативов по всей стране, в том числе предусмотреть финансовые средства на оплату труда вновь привлеченных кадров.

Источником этих дополнительных средств

может стать, например, увеличение налога

12 Расчет: ФОТ врачей (92,5 тыс. руб. х 12 мес + 30,5% начисления на ФОТ) х 546 тыс. врачей = 791 млрд руб. ФОТ ср. медработников (37,7 тыс. руб. х 12 мес + 30,5% начисления на ФОТ) х 1178 тыс. ср. медработников = 670 млрд руб.

13 Расчет: {(92,5 тыс. руб. - 65 тыс. руб.) + 30,5% начисления на ФОТ)} х 12 месяцев х 273 тыс. чел. = 118 млрд руб. Аналогично расчет сделан для средних медицинских работников: {(46 тыс. руб. - 33 тыс. руб.) + 30,5%)} х 12 месяцев х 589 тыс. чел.=120 млрд руб. Всего для выравнивания оплаты труда врачей и средних медицинских работников в 2023 г. потребуется ~240 млрд руб. (118 млрд +120 млрд), а учетом инфляции 2022 г. (12%) - 270 млрд руб.

на доходы людей, получающих оплату труда более 5 млн руб. в год (НДФЛ). Во всех развитых странах для людей, получающих сверхвысокие заработные платы, такой налог составляет 35-40% (в РФ сегодня - 15%). В 2021 г. увеличение НДФЛ с 13 до 15% (на 2%) для названных заработных плат дополнительно в бюджет дало 60 млрд руб. Соответственно увеличение налога на 20% (вместо 2%) даст в бюджет дополнительно 600 млрд руб. Более того, должны быть установлены дополнительные налоги на вывоз капитала за рубеж. Например, по данным ЦБ РФ, в 2021 г. только чистый отток капитала14 составил 74 млрд долл. США (4400 млрд руб.). Если бы эти средства были обложены налогом, например 10%, бюджет страны имел бы дополнительно 440 млрд руб.

Выводы

1. Основная причина дефицита медицинских кадров в РФ - это низкая оплата труда в сочетании с высокой трудовой нагрузкой. В 2021 г. в РФ гарантированный оклад (тарифная ставка на одну должность) у половины врачей составил менее 23 тыс. руб., а у средних медицинских работников - менее 12,6 тыс. руб. Это вынуждает большинство врачей терапевтических и хирургических специальностей работать на 1,5-2 ставки, что усиливает отток кадров из отрасли. Дефицит кадров напрямую ведет к снижению доступности гарантированной медицинской помощи населению и, как следствие, к росту смертности (+28% в среднем за 2020 и 2021 гг. по сравнению с 2019 г.).

2. Длительное недофинансирование государственного здравоохранения, даже при условии необходимости выполнения Указа Президента от 07.05.2012 № 597, не позволило повысить оплату труда медицинским работников до уровня, позволяющего ликвидировать их дефицит. Так, государственные расходы на здравоохранение за период с 2012 по 2018 г. сократились на 4% в постоянных ценах, а их

относительный рост в 2019-2021 гг. не был направлен на решение базовых проблем российского здравоохранения. Соответственно, за 10 лет (с 2013 по 2021 г.) средняя заработная плата врачей с очень низкого уровня (141% от средней оплаты труда в экономике) выросла только на 20% в постоянных ценах, а среднего медицинского персонала - на 6%. При этом обеспеченность врачами осталась на прежнем уровне, а у медицинских сестер сократилась на 11%.

3. Доходы российских врачей при более высоких нагрузках значительно ниже, чем в развитых странах. В 2021 г. в РФ отношение среднегодового дохода врача к ВВП на душу населения (т.е. к тому, что зарабатывает страна на душу населения в год) было в 3 раза ниже, чем в Германии, и в 1,5 раза ниже, чем в Польше (соответственно 1,2; 3,6 и 1,8). Это напрямую отражает недофинансирование российского здравоохранения из государственных источников и также привело к тому, что в 2020 г. в РФ обеспеченность врачами была на 5% ниже, чем в «старых» странах ЕС (соответственно 3,8 и 4,0 на 1 тыс. населения). И это при меньшей плотности населения и худшем здоровье населения в РФ, чем в странах ЕС!

4. Отсутствие единых принципов оплаты труда медицинских работников приводит к неравенству в доступности к медицинской помощи по регионам РФ. В 2021 г. средневзвешенная оплата труда врачей по регионам отличалась в 5 раз и более (соответственно 241 тыс. и 48 тыс. руб.), а среднего медицинского персонала - в 4 раза и более, что приводит к трудовой миграции, вследствие которой возникает неравенство в доступности медицинской помощи в регионах: обеспеченность врачами в регионах с высокой и низкой оплатой труда врачей различается в 2,6 раза, по ЦФО -в 1,7 раза.

5. Государственные расходы на здравоохранение, предусмотренные на 2023 г., по сравнению с 2022 г. сокращаются на 2% в постоянных ценах, что не позволит решить проблему с уве-

14 Сальдо вывоза и ввоза денежных средств.

о

"О ~~I

ш >

>

р? X

о ш О

х го х

О

СП <

х го

X

ш го п

Ш

Е

0

<

ш

01

2 ш

м о м ш

ю

00

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ на здравоохранение 2019-2025 гг. в текущих и постоянных ценах (2019 г. = 100%)

Государственные расходы на здравоохранение - прогноз на 2022 г. и плановый период 2023-2025 гг. (Данные по макроэкономическим показателям согласно «Основным направлениям бюджетной политики на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг.», Минфин России 2022 г., а также в соответствии с проектом федерального закона «0 бюджете ФОМС на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов»)

Наименование показателя 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2023/ 2019 2023/ 2022 2025/ 2021

факт прогноз

Макроэкономические показатели

ВВП в текущих ценах, млрд руб. 109 608 107 658 135 295 146 100 149 900 159 700 170 600 37% 3% 26%

Инфляция (ИПЦ), декабрь к декабрю предыдущего года 3,04 4,91 8,39 11,94 5,80 4,20 4,00 X X X

Государственные расходы на здравоохранение

Государственные расходы на здравоохранение в текущих ценах, млрд руб. 3805,0 4964,0 5206,0 5925,0 6136,0 6458,0 6781,0 61% 4% 30%

Государственные расходы на здравоохранение в ценах 2019 г., млрд руб. 3805,0 4731,7 4578,2 4654,8 4556,3 4602,1 4646,4 20% -2% 1%

Доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП 3,5% 4,6% 3,8% 4,1% 4,1% 4,0% 4,0% X X X

из них: расходы федерального бюджета

расходы федерального бюджета в текущих ценах, млрд руб. 713,0 1334,4 1473,9 1533.0 1469,4 1493,2 1510,3 106% 2%

расходы федерального бюджета в ценах 2019 г. млрд руб. 713,0 1271,9 1296,2 1204,3 1091,1 1064,1 1034,9 53% -9% -20%

из них: расходы бюджета ФОМС

расходы бюджета ФОМС в текущих ценах, млрд руб. 2186,7 2360,5 2569,5 2801,1 3183,8 3401,0 3610,0 46% 14% 40%

расходы бюджета ФОМС в ценах 2019 г., млрд руб. 2186,7 2250,0 2259,7 2200,6 2364,1 2423,6 2473,6 8% 7% 9%

из них: расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ

расходы бюджетов субъектов РФ в текущих ценах, млрд руб. 905,3 1269,1 1162,6 1590,9 1482,8 1563,8 1660,7 64% -7% 43%

расходы бюджетов субъектов РФ в ценах 2019 г., млрд руб. 905,3 1209,7 1022,4 1249,8 1101,0 1114,4 1137,9 22% -12% 11%

I

Примечание. ВВП - валовый внутренний продукт; ФОМС - Фонд обязательного медицинского страхования.

% 5

О со

¿4 р

О" -

3 >

6 °

I» со

2 23

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Я ГО

X со

о о

го СП

© >

личением оплаты труда медицинских работников, соответственно, привлечь дополнительные кадры в отрасль.

6. Для повышения доступности бесплатной медицинской помощи и прекращения оттока кадров из отрасли предлагается установить принципы и размеры окладов, принятые, например, в Министерстве обороны (по принципу единой тарифной сетки): врач - 4 МРОТ, медицинская сестра - 2 МРОТ, младшие медицинские работники - 1-1,5 МРОТ, профессорско-преподавательский состав вузов и НИИ - 5-8 МРОТ, медицинских колледжей - 4-6 МРОТ. Это по-

требует увеличения ФОТ медицинских работников минимум в 2 раза (на что дополнительно необходимо ~2 трлн руб. к уровню 2022 г.). Это можно осуществить поэтапно за 4 года, тогда в 2026 г. государственное финансирование здравоохранения достигнет не 4% ВВП, как сегодня, а 5,4% ВПП. В 2023 г. в качестве срочной меры необходимо повысить оклады и, соответственно, оплату труда тех медицинских работников, у которых они значительно ниже средних значений. В 2023 г. это потребует к запланированным Минфином России расходам на здравоохранение добавить ~300 млрд руб.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Улумбекова Гузель Эрнстовна (Guzel E. Ulumbekova) - доктор медицинских наук, MBA Гарвардского университета (Бостон, США); руководитель (ректор) Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), Москва, Российская Федерация E-mail: vshouz@vshouz.ru https://orcid.org/0000-0003-0986-6743

Власов Ян Владимирович (Yan V. Vlasov) - доктор медицинских наук, сопредседатель Всероссийского союза общественных объединений пациентов, руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, Москва, Российская Федерация E-mail: sams99@inbox.ru

Домников Анатолий Иванович (Anatoly I. Domnikov) - кандидат медицинских наук, председатель Профсоюза работников здравоохранения РФ, Москва, Российская Федерация E-mail: ckprz@mail.ru

Гапонова Елена Анатольевна (Elena A. Gaponova) - кандидат технических наук, главный аналитик Аналитического центра Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), Москва, Российская Федерация E-mail: gaponova-vshouz@yandex.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. 2-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2015. С. 422-433.

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

3. Худова И.Ю., Улумбекова Г.Э. «Выгорание» у медицинских работников: диагностика, лечение, особенности в эпоху COVID-19 // ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение. Вестник ВШОУЗ. 2021. Т. 7, № 1. С. 42-62. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-42-62

4. Общественное здоровье и здравоохранение : национальное руководство / гл. ред. Г.Э. Улумбекова, В.А. Медик. 2-е изд. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2022. 1144 с. Гл. 12.1. ISBN 978-5-97046723-7.

5. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективного и целевого использования средств нормированного

страхового запаса бюджета ФОМС, предназначенного на цели со-финансирования расходов медицинских организаций на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала» : доклад. Москва: Счетная палата РФ, сентябрь 2021 г.

6. Raffoul M., Moore M., Kamerow D., Bazemore A. A primary care panel size of 2500 is neither accuratenor reasonable // J. Am. Board Fam. Med. 2016. Vol. 29, N 4. Р. 496-499.

7. Altschuler J., Margolius D., Bodenheimer T., Grumbach K. Estimating a reasonable patient panel size for primary care physicians with team based task delegation // Ann. Fam. Med. 2012. Vol. 10, N 5. P. 396-400.

8. Association of primary care physician supply with population mortality in the United States, 2005-2015 // JAMA Intern. Med. 2019. Vol. 179, N 4. P. 506-514. URL: https://ama.silverchair-cdn. com/journals/jamainternalmedicine/newonline

9. Saluja S., Rudolfson N., Massenburg B.B. et al. The impact of physician migration on mortality in low and middle-income countries: An economic modelling study // BMJ Glob. Health. 2020. Vol. 7. Article ID e001535. DOI: https://doi.org/10.1136/ bmjgh-2019-001535

10. «Основные направления бюджетной политики на 2023 г. и на плановый период 2024-2025 гг.». Минфин 2022 г. и проект федерального закона «О бюджете ФОМС на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

REFERENCES

1. Ulumbekova G.E. Health care of Russia. What to do. 2nd ed. Moscow: GEOTAR-Media, 2015: 422-33. (in Russian)

2. Federal Law of November 21, 2011 No. 323-FZ «On the Basics of Protecting the Health of Citizens in the Russian Federation». (in Russian)

3. Khudova I.Yu., Ulumbekova G.E. «Burnout» in medical workers: diagnosis, treatment, features in the era of COVID-19. ORGZDRAV: novosti, mneniya, obuchenie. Vestnik VShOUZ [ORGZDRAV: News, Opinions, Training. Bulletin of VShOUZ]. 2021; 7 (1): 42-62. DOI: https://doi.org/10.33029/2411-8621-2021-7-1-42-62 (in Russian)

4. Public health and healthcare. National leadership/ In: G.E. Ulumbekova, V.A. Medik (ch. ed.). 2nd ed. Moscow: GEOTAR-Media, 2022: 1144 p. Chapter 12.1. ISBN 978-5-9704-6723-7. (in Russian)

5. Report on the results of the control measure «Checking the effective and targeted use of the funds of the normalized insurance reserve of the MHIF budget, intended to co-finance the costs of medical organizations for the remuneration of doctors and paramedical personnel». Report. Moscow: Schetnata palata RF, 2021. (in Russian)

6. Raffoul M., Moore M., Kamerow D., Bazemore A. A primary care panel size of 2500 is neither accuratenor reasonable. J Am Board Fam. Med. 2016; 29 (4): 496-9.

7. Altschuler J., Margolius D., Bodenheimer T., Grumbach K. Estimating a reasonable patient panel size for primary care physicians with team based task delegation. Ann Fam Med. 2012; 10 (5): 396-400.

8. Association of primary care physician supply with population mortality in the United States, 2005-2015. JAMA Intern Med. 2019; 179 (4): 506-14. URL: https://ama.silverchair-cdn.com/journals/ jamainternalmedicine/newonline

9. Saluja S., Rudolfson N., Massenburg B.B., et al. The impact of physician migration on mortality in low and middle-income countries: An economic modelling study. BMJ Glob Health. 2020; 7: e001535. DOI: https://doi.org/10.1136/ bmjgh-2019-001535

10. «The main directions of the budget policy for 2023 and for the planning period 2024-2025». The Ministry of Finance 2022, and the draft federal law «On the budget of the MHIF for 2023 and for the planning period 2024 and 2025». (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.