Караваева Е.П.
Научное моделирование сущностного содержания термина «виндикативный маркетинг» на рынке образовательных услуг
Сбытовая заинтересованность в развитии новых маркетинговых программ на рынке образовательных услуг определяется результатами проведенного нами маркетингового тестирования в 2007-2009 годах на территории городов российского Причерноморья Краснодарского края. В рамках этого тестирования нами опрошены выпускники государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждений (п=300, p<0,05) и родители этих выпускников (п=305, p<0,05). Тестовые вопросы, предлагаемые методом непреднамеренного отбора, позволяли идентифицировать желания потребителя по охране своих интересов в сфере образовательных услуг, среди которых на первое место выходили качество подготовки, стоимость обучения и возможность приложения своих профессиональных знаний по окончанию учреждения среднего или высшего профессионального образования.
Целью настоящего исследования являлась маркетинговая аналитика распространенности различных форм рыночной конкурентности в сфере образовательных услуг как основного ингредиента сущностного наполнения термина «виндикативный маркетинг» в сфере образовательных услуг. Соотнося цель исследования с основными направлениями Национального проекта «Образование», необходимо подчеркнуть, что одним из основных ингредиентов наполнения сущностного содержания термина «виндикативный маркетинг» являлась трансформация маркетинговой среды на изучаемом сегменте рынка, где в указанный период властными структурами РФ осуществлялся плавный перевод всей сферы образования от системы ограничительной монополии, когда государственный монопродавец образовательных услуг в виде бывшего Министерства просвещения уступал свои позиции, давая возможность развитию олигополистической форме потребления образовательных услуг. Последнее предполагало возникновение новых образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования. Обсуждая вопрос имиджа указанного маркетингового инструментария, надо констатировать, что его составляющие были во многом определены Постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г. №803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», где указывается, что основным условием усиления политической и экономической роли России и повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны. В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе. Цель политики модернизации образования в среднесрочной перспективе состоит в обеспечении конкурентоспособности России на мировом уровне. Указанная цель достижима, если в ближайшие годы обеспечить оптимальное соотношение затрат и качества в сферах образования и науки. Для этого необходимо внедрить в систему образования новые
организационно-экономические механизмы, обеспечивающие эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующие привлечению дополнительных средств, повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, привлечь в сферу образования квалифицированных специалистов, повысить его инновационный потенциал и инвестиционную привлекательность. Задачи, направленные на обеспечение качества, доступности и эффективности образования, определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года (далее - Концепция). Применительно к периоду действия Программы они сводятся к следующему:
- развитие современной системы непрерывного образования;
- повышение качества профессионального образования;
- обеспечение доступности качественного общего образования;
- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;
- формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушевого финансирования.
Сравнительные преимущества России в сфере образования определяются сегодня потенциалом, накопленным в предыдущие десятилетия. Начиная с 2000 года удалось добиться опережающего по сравнению с общеэкономическими показателями увеличения затрат на образование и науку. Это создало предпосылки для институциональной перестройки в сфере образования, касающейся модернизации структуры и содержания общего и профессионального образования, совершенствования его качества, эффективности управления образовательной системой, вхождения Российской Федерации в мировое образовательное пространство. Однако в системе образования продолжают развиваться негативные тенденции:
- серьезное отставание российских школьников от сверстников из индустриально развитых стран в освоении практически значимых научных представлений и навыков. Социальная дифференциация приводит к существенному разрыву в подготовке детей, семьи которых относятся к различным социальным группам, что закладывает предпосылки для углубления этой дифференциации в дальнейшем;
- система профессионального образования не полностью соответствует структуре потребностей рынка труда;
- не получила должного развития система непрерывного профессионального образования, что сдерживает технико-технологическое обновление экономики, не позволяет эффективно модернизировать социальную сферу;
- существующая система образования характеризуется нерациональной организацией сети образовательных учреждений с устаревшей материально-технической и информационной базой. Кадровый состав системы образования не отвечает современным требованиям.
Анализируя требования, изложенные в названном Постановлении Правительства РФ, нами была предпринята попытка позитивной коррекции ряда сегментов маркетинговой среды российского образовательного пространства с помощью оригинальной имиджевой системы задействования виндикативных приемов в сбыте образовательных услуг, что представлено в таблице 1.
Таблица 1. Принципы виндикации потребительских интересов в реализации подготовки обучающихся в Сочинском социально-техническом техникуме
Специальности по общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК-016-94.11176 - Бармен. Разряд - 4. Срок обучения - 2 месяца, 320 часов.
К у р с ы , пре д м ет ы Сроки обучения (месяцев) Всего часов
1 2
число часов
1 Теоретическое обучение 110 80 190
1.1 Экономический курс 10 10
1.1.1. Основы рыночной экономики
1.2 Общеотраслевой курс 60 30 90
1.2.1 Торговые 10 10
1.2.2. Кассовые машины 10 10
1.2.3. Санитария и гигиена 20 10 30
1.2.4. Профессиональная этика 20 20
1.2.5. Калькуляция и учет 20 20
1.3. Специальный курс 50 40 90
1.3.1. Кулинарная характеристика барной продукции 10 10
1.3.2. Организация работы бара 20 10 30
1.3.3. Технология приготовления коктейлей 20 10 30
1.3.4. Оборудование бара 20 20
2. Производственное обучение 50 36 86
3. Производственная практика 30 30
4. Консультации 6 6
5. Экзамен 8 8
Итого: 160 160 320
Подобные программы были благожелательно встречены в 2008-2009 годах потребительскими слоями городов-курортов Сочи, Геленджик, Анапа, а общая подготовка в этот период лиц со средним специальным образованием по данным профессиям охватила (на 3-х базах исследования, среди которых основной был НЧОУ «Сочинский социально-технический техникум») более 300 человек в возрасте от 18 до 29 лет. Вторым крупным ингредиентом наполнения сущностного содержания термина «виндикативный маркетинг» стала возможность углубленного обучения на уровне профессионального образования выпускников общеобразовательных учреждений, в тот числе как студентов ССТТ г. Сочи по специальности «Информатика».
Несомненной оптимизацией рынка образовательных услуг в рамках Национального проекта «Образование» стало то, что по направлению "Внедрение современных образовательных технологий" Рособразованием (совместно с организацией -исполнителем ОАО "РТКомм.ру") с опережением графика проведена работа по централизованному подключению к сети Интернет 18808 общеобразовательных учреждений (104% от запланированного в 2006 году),
включающая (в числе прочего) установку сетевых экранов (фильтров) и предоставление круглосуточного неограниченного доступа учащимся образовательных учреждений к данным информационным ресурсам. На эти цели Рособразованием были перечислены средства федерального бюджета в размере более 1 млрд. рублей (М.М. Бортников, А.Л. Сыченко, Б.А. Кругачевская, 2007).
В рамках преподавания предмета «Информатика» нами (в рамках виндикативного маркетинга) расширялись грани социального рыночного партнерства, что в конкретном случае позволяло использовать (в рамках договорных отношений) образовательные инновации в виде лицензированных образовательных нематериальных активов, находящихся в свободном рыночном обороте. Примером такого оборота служило использование маркетинговых программ по привлечению студентов на курсы последипломного образования, что отражено на рис.1.
25%
Вариант 1 (060100 060200 060700 521600) Ш Вариант 2 (060400 060500 060600) □ Вариант 3 (060800 061500 061800 351300 522000) Н Вариант 4 (061000 061 100 062100 521500) а Вариант 5 (061700 522200) га Вариант 6 (351000) н Вариант 7 (351200)
Рис. 1. Алгоритм реализации виндикативных маркетинговых программ для привлечения потребителя к последипломному обучению дисциплине «Информатика» по прогрессивным отечественным методикам
Следует отметить перспективность реализации подобных методов последипломной подготовки специалистов с высшим образованием или непосредственного обучения молодежи по указанным прогрессивным методикам. В частности, одна из этих методик (по версии Г.Г. Полянского, 2006) строится на том, что вариант 1 предусматривает изучение офисного программного обеспечения; методов разработки текстовых документов, проведение финансово-экономических расчетов в электронных таблицах; использование баз данных прикладного программного обеспечения в экономике. Варианты 2, 3 и 4 по своему содержанию достаточно близки и предполагают изучение методов алгоритмизации и программирования, языков программирования высокого уровня, баз данных программного обеспечения ЭВМ и технологий программирования. Для этих же вариантов обязательным является проведение компьютерного практикума. Вариант 5 разбивает содержание дисциплины
на две составляющие: информатику и программирование. Первая часть (информатика) требует знания о современных информационных технологиях, простейших аппаратных и программных средствах персональных ЭВМ. Кроме этого, сюда отнесены основные команды, программы-утилиты и программы-оболочки, текстовые редакторы и текстовые процессоры (функциональные возможности и области применения), электронные таблицы (основные команды, функции, области применения), системы управления базами данных (основные сведения и области применения). Вторая часть (программирование) предусматривает изучение введения в вычислительные процессы и алгоритмизацию процессов обработки данных, языков программирования и их назначение. Вариант 6 предполагает, что от обучающегося требуются знания основных принципов алгоритмизации и программирования. Изучаются операционные системы и их назначение, файлы и их организация на дисках, системы управления базами данных (функциональные возможности, области применения, основные команды и функции, системы электронного документооборота). Вариант 7 предполагает изучение элементарного организационно-экономического управления как объекта компьютеризации, понятий, видов и особенностей информации.
Сущностное содержание термина «виндикативный маркетинг» определяется тремя основными ингредиентами: а) защитой потребительских интересов в рамках приобретения высоколиквидных видов профессиональных знаний при получении среднего профессионального образования; б) возможностью маркетингового продвижения на соответствующем сегменте рынка передовых отечественных и зарубежных образовательных технологий, включая интернет-образование; в) расширением границ социального рыночного партнерства между вузами, техникумами и колледжами в рамках договорных отношений по свободному рыночному обороту эксклюзивного интеллектуально-образовательного продукта.
Литература
1. Бортников, М.М., Сыченко, А.Л., Кругачевская, Б.А. Результаты внедрения современных образовательных технологий [Текст] / М.М. Бортников, А. Л. Сыченко, Б. А. Кругачевская // Современное образование. Материалы VI научн.-практ. конф. -Екатеринбург, 2007. - С. 26-28.
2. Полянский, Г.Г. Плюсы и минусы маркетинговых программ интернет-обучения [Текст] / Г.Г. Полянский // Уральский рынок товаров и услуг. - 2006. - №7. - С. 54-59.
Андреев Е.А.
Системно-структурный анализ маркетинговых тенденций на современном рынке питьевой безалкогольной продукции
За последнее пятилетие, по данным Росстата (А. Е. Суринов, Е.А. Шустова, 2009), производство питьевой безалкогольной продукции в РФ увеличилось на 24%: с 3882,6 млн. усл. бутылок в 2003 году до 4814,4 млн. усл. бутылок в 2008 году. Одновременно,